Кодекс Серафини

Эта знаменитая книга была написана между 1976 и 1978 годами итальянским художником, архитектором и дизайнером Луиджи Серафини. Кодекс Серафини можно считать преднамеренной попыткой создания чего-то таинственного. На свет появилась 360-страничная книга, являющаяся не чем иным, как визуальной энциклопедией неизвестного мира, в комплекте с картами, рисунками животных и растений. Сам кодекс написан на неизвестном языке с неизвестным алфавитом, который не поддался интенсивным исследованиям лингвистов. Книга состоит из двух частей. Одна повествует о мире природы, а вторая - о человеке. Само же слово "SERAPHINIANUS" расшифровывается как Странные и необычные представления животных, растений и адских воплощений из глубин сознания натуралиста/антинатуралиста Луиджи Серафини". Так как сам текст абсолютно не читаем, Кодекс быстро стал самым известным произведением искусства Серафини. Здесь много сюрреалистичных картин - кровоточащие плоды, пара, занимающаяся любовью и превращающаяся в крокодила, рыбы в форме летающих тарелок. Все рисунки чрезвычайно богаты деталями и ярко раскрашены. Существует множество теорий о том, чем же на самом деле является Кодекс Серафини. Сам автор предпочитает хранить многозначительное молчание еще со времени выхода труда в свет в 80-х. У Кодекса есть как критики, так и поклонники. Они породили множество теорий, одни говорят, что текст - полностью написан на ложном языке и смысла никакого не несет. Другие пытаются найти что-то мистическое в книге. Одно ясно - пока никаких реальных ответов о Кодексе получено не было.
На создание этой книги Луиджи Серафини натолкнула Рукопись Войнича, рассказ Хорхе Луиса Борхеса «Тлён, Укбар, Орбис Терциус», творчество Иеронима Босха и Маурица Эшера.

Codex поделён на 11 глав, которые в свою очередь формируют 2 секции: первая о мире природы, вторая о человеке.


Главы

  • В первой главе изображены многие виды флоры: странные растения, плавающие деревья, гибриды овощей и фруктов и т. д.
  • Во второй изображены различные животные в сюрреалистической вариации, например: рыба-глаз, лошадь-личинка и т. д.
  • В третьей главе изображены представители расы с очень странными телами.
  • В четвёртой главе изображен процесс неизвестной науки, скорее всего это физика или химия.
  • В пятой главе изображена причудливая техника и странные механизмы.
  • В шестой главе изображены науки о человеке: биология, сексуальность, виды различных аборигенов и даже примеры растений и инструментов (таких как гигантские ручки, или ключи), которые располагаются непосредственно на теле человека.
  • В седьмой главе изображена история, где рассказаны и показаны различные люди неизвестного назначения в истории. Также включены примеры погребений и траурных обычаев.
  • В восьмой главе изображена система письменности мира Кодекса.
  • В девятой главе изображена пища, столовая практика, а также одежда.
  • В десятой главе изображены различные странные игры (в том числе игральные карты и настольные игры) и атлетические виды спорта.
  • В одиннадцатой главе изображена архитектура.

Издания

Оригинальное издание книги является редкой и дорогой работой и было выпущено в двух томах: Luigi Serafini, Codex Seraphinianus, Milano: Franco Maria Ricci [I segni dell’uomo], 1981, 127+127 pp., 108+128 plates, ISBN 88-216-0026-2 +ISBN 88-216-0027-0.
Однотомное издание было выпущено издательствами:
  • Abbeville Press в США (1st American edition, New York: Abbeville Press, 1983, 250 pp., ISBN 0-89659-428-9)
  • Prestel в Германии (München: Prestel, 1983, 370 pp., ISBN 3-7913-0651-0)
В Италии в конце 2006 года было выпущено новое относительно недорогое (89 евро) издание (Milano:Rizzoli, ISBN 88-17-01389-7).

В 1984 году Серафини издал ещё более редкую книгу — Pulcinellopedia (piccola) (известная в русской транскрипции как Полишинелепедия), в виде набора карандашных зарисовок о персонаже итальянской комедии дель арте Пульчинелле.
В 1980-х годах работал архитектором и дизайнером в Милане. Художественные произведения Серафини отличают склонность к метаязычности (пример — кресла Santa и Suspiral, лампы и стекло для дизайнерской компании Artemide).
Открыл лабораторию керамики в Умбрии. Регулярно выставляется в крупных итальянских галереях (Fondazione Mudima di Milano, XIII Quadriennale,Национальная галерея современного искусства (Рим)). В 2003 году полихромная бронзовая скульптура «Carpe Diem» и барельефы работы Серафини были установлены на станции метро Mater Dei в Неаполе.Работал над декорациями, светом и костюмами к балету «The Jazz Calender», поставленным Фредериком Эштоном в «Ла Скала», работал для Piccolo Teatro di Milano. Сотрудничал с Итальянским телевидением, разрабатывал логотипы и фирменный стиль для телеканалов. Создавал предварительный дизайн для последнего фильма Федерико Феллини «Голос Луны». В качестве приглашённого художника работал в Центре Банф (англ.) (провинция Альберта, Канада).
В мае 2007 года в Павильоне современного искусства (Милан), совладельцем которого является художник, состоялась «онтологическая выставка» Luna Pac.