Марсельское Таро.

Разновидности Марсельского Таро

«Марсельским Таро» можно считать несколько конкретных видов колод, издаваемых различными карточными фирмами. 

Название издателя обычно пишется на ленте, соединяющей монеты в Двойке Монет. 

Подписи на картах издатели могут оставлять французскими, могут переводить на язык той страны, в которой предполагается продавать колоды, а могут давать оба варианта: французский и перевод. 

В настоящее время можно достать репринтные или реставрированные варианты колод Николя Конвера (первую из них он напечатал в Марселе в 1760 году). Несколько конверовских колод издавались в XX столетии фирмами «Ю. Эс. Геймз» (США) и «Ло Скарабео» (Испания).


«Марсельское Таро» — собирательное название особого исторического дизайна карт Таро.
В XVII веке с развитием книгопечатания Таро окончательно оформились в современную нам систему из 78 карт. 
Впервые это название печатно употребил Папюс в книге «Цыганское Таро», которая была опубликована в 1889.
Но еще долго после этого европейские оккультисты обвиняли Папюса в искажении исторических фактов, поскольку из-за обилия итальянской символики, называли дизайн «итальянским», потому что в нем фигурируют итальянские знаки мастей и происходит он, скорее всего, из Италии. А марсельские издатели лишь напечатали первую колоду. В то же время, достоверно известно, что во Франции эти карты производились с XVII века не только в Марселе, но и во многих других городах. 
Окончательно ввел в обиход название «Марсельское Таро» французский мантик Поль Марто. Он издал в 1930 году колоду «Древнее Марсельское Таро». Позже это название стало использоваться для обозначения определенной техники расклада, которую разработал Марто. И споры прекратились. В первой книге Марто вносил полную ясность о происхождении марсельской системы.
Основой для труда Марто послужили исследования другого французского ученого Николя Конвера. Сегодня она считается одним из самых авторитетных изданий по Таро в мире.
В 1949 году Марто опубликовал книгу «Марсельское Таро», в которой описал символические значения всех 78 арканов. 

Главным, что отличало Марсельское Таро от предыдущих систем, было наличие тринадцатого Аркана Смерть Возрождение, который в этой системе выпускался без названия. Аркан изображал жуткую отталкивающую картину - скелет с косой в руках стоит на черной земле, из которой выглядывают желтые и голубые ростки. Правой ногой он углубился в землю, а левая - упирается в женскую голову. Скелет окружают две кости, три руки и нога. В правом углу на изображена улыбающаяся голова с короной. Несмотря на свою ужасающую символику эта карта требует при правильном истолковании не означает ничего плохого. Ни о какой реальной смерти здесь речи не ведется. Карта воспроизводит древний латинский постулат: «Visita Interiorem Terrae Rectificando Operae Lapidem. Посети внутренность земли, и, исправившись, ты найдешь спрятанный камень». То есть, чтобы возродится, необходимо выкосить все сорняки и дать возможность прорасти живительным желтым росткам. Таким образом, нужно использовать косу и выровнять, срезать то, что выступает, чтобы, из черной земли смогли возродиться желтые ростки.
Это карта самых сильных изменений. В Марсельском Таро эта карта означала переломный момент в системе Арканов, момент самых сильных изменений. С нее начинается период больших тайн. Именно поэтому она пугает. Если предыдущие двенадцать Арканов лишь подводили нас к постижению великой истины, предлагая нам ряд малых загадок, то тринадцатый Аркан открывает путь к Высшему знанию. С этого момента появляются карты с символикой Небесного Царства, изобилующие изображениями ангелов, облаков, звезд. Таким образом, тринадцатый Аркан отражает своеобразную инициацию, позволяющую человеку через смерть-возрождение приобщиться к высшему знанию. В эзотерическом смысле Человеку брошен вызов, и если у него хватит смелости и воли, уничтожить в себе все несовершенства, то ему будет дана исключительная возможность возрождения в новом, одухотворенном качестве и глубокое изменение, которое трансформирует человека в ходе инициации. Если он не умрет как несовершенное существо, он не сможет возродиться. Она также означает критический момент в игре. Вмешивается высшее измерение.


Карты Николя Конвера

Интересно отметить, что первая колода марсельского типа была напечатана не в Марселе, а в Лионе, и гораздо раньше — около 1700 года. По крайней мере так утверждает нынешний издатель этой колоды «Карта Мунди» (Бельгия). Автор этой колоды —Жан Додаль.

Очень распространена колода Гримо. 

Фирма была основана в 1748 году Батистом Полем Гримо, а свой нынешний вид колода получила в 1930 году, когда потомок Гримо, Поль Марто, отреставрировал ее и сделал более привлекательной.
Не менее привлекателен и вариант Марсельского Таро, издававшийся в Испании фирмой Эраклио Фурнье. В отличие от других колод, в этой все карты имеют не белый, а цветной фон.

В последнее время активно рекламируется колода, созданная или, точнее, воссозданная Филиппом Камуаном (наследником карточной фирмы «Камуэн», которая, в свою очередь, пришла на смену марсель-ской фирме Конвера в 1861 году) и кинорежиссером и писателем Але-хандро Ходоровски. 
Проанализировав при помощи компьютера все доступные варианты Марсельского Таро и печатные доски, принадлежавшие еще Конверу, в 1998 году они «восстановили изначальный вид» карт. 
Камуэн и Ходоровски утверждают, что во все существующие на настоящее время колоды вкрались искажения цветов и линий, и только их вариант представляет марсельский символизм во всей полноте.


Марсельское Таро, одна из самых старых по своему дизайну колод существующих сегодня. 

Игра в карты подвержена влиянию времени, «исходного» Таро больше не существует, а немногие крохи старинных колод, все еще хранящиеся в музеях, не совсем соответствуют выпускаемым сейчас. Поэтому ни одно из существующих на сегодняшний день Таро не может быть названо ни в одном из смыслов подлинным, аутентичным. Но Марсельская версия в целом сохраняет чувственный тон и стиль некоторых более ранних дизайнов. 

Есть и другие причины выбора Марсельской колоды. Во-первых, ее дизайн переступает границы личного. Нет ни одного доказательства, например, что она была создана каким-то одним человеком, в отличие от большинства современных колод Таро
И, во-вторых (опять-таки в отличие от большинства современных колод Таро), Марсельская колода пришла к нам без сопроводительного поясняющего текста. Вместо этого она предлагает нам образную историю, песню без слов, которая может преследовать нас, как некий старый мотив, пробуждающий забытые воспоминания. 

Иначе обстоит дело с современными колодами Таро, большинство из которых было разработано известными индивидами или группами, и многие из которых сопровождаются книгами, на чьих страницах авторы уже в словесной форме выдают глубокомысленные туманные идеи, которые они, возможно, представили в образах карт. Это относится, например, к картам и текстам, созданным А. Е. Уайтом, Алистером Кроули, “Zain” и Полом Фостером Кейсом.

И хотя текст, сопровождающий Таро в этих случаях, обычно представлен как поясняющий символы, изображенные на картах, конечное впечатление от этого больше похоже на иллюстрированную книгу. Другими словами, получается, что карты Таро были созданы для иллюстрации определенных вербальных понятий, а не наоборот, что сначала это сами карты стихийно возникли, порождая за собой текст. В результате этого персонажи и объекты, нарисованные на этих картах, по своему характеру кажутся больше аллегорическими, чем символическими; изображения выглядят больше иллюстрирующими вербальные понятия, чем предполагающими чувства и интуитивные проникновения, лежащие полностью за пределами слов.

Разница между колодой Таро, сопровождаемой текстом, и Марсельской колодой, которая не сопровождается ничем, очень трудно уловимая; но она важна с точки зрения подхода к Таро, это как разница между чтением иллюстрированной книги и посещением художественной галереи. И тот, и другой опыт имеют свою ценность, но следствия их различны. Иллюстрированная книга стимулирует интеллект и эмпатию, соединяя нас с мыслями и чувствами других. Художественная галерея стимулирует воображение, заставляя нас глубже проникать в нашу собственную креативность, и стимулирует нашу способность к амплификации и пониманию.

Еще одна сложность некоторых колод Таро состоит в том, что в нескольких из них картам Старших Арканов приписаны не имеющие к ним отношения символы, заимствованные из других систем, подразумевая наличие прямой корреляции, связи между Старшими Арканами и другими теологическими или философскими теориями. Например, в некоторых колодах каждому Старшему Аркану приписана одна из 22 букв еврейского алфавита, для того чтобы можно было символически соединить каждый Старший Аркан с одним путей Сефирот Каббалы. Но не существует одного общего соглашения относительно того, какой букве еврейского алфавита соответствует та или иная карта Таро. Комментаторы также приписывают картам Таро алхимические, астрологические, розенкрейцеровские и другие символы. И среди этого тоже царствует беспорядок, как это видно в контрастирующих идеях Кейса, “Zain”, Папюса и Холла относительно этих вопросов.

Вследствие того, что весь символический материал рождается на том уровне человеческого опыта и переживания, общего для всего человечества в целом, безусловно, верно, что можно найти убедительные, обоснованные связи между некоторыми символами Таро и символами других систем. Но этот глубокий слой психики, для обозначения которого Юнг использовал термин бессознательное, по определению является не сознательным. Его образы произрастают не из нашего упорядоченного, организованного интеллекта, а скорее даже назло ему. Они не представляют себя логическими способами.

Каждая философская система является просто попыткой со стороны интеллекта логически упорядочить кажущийся хаос образов, всплывающих из бессознательного. Интеллектуальные категории представляют собой способы систематизации нашего опыта переживания этого невербального мира. Каждая является своего рода системой координат, наложенной, если угодно, на сырой, необработанный, неоформленный, неупорядоченный опыт переживания нашей наиболее глубинной человеческой природы. Каждая из этих систем полезна, и в этом смысле, каждая является «истинной», но каждая уникальна. Рассматриваемые по отдельности, одна за другой, эти различные системы предоставляют нам удобные полочки для раскладывания нашего психического опыта. Но наложение этих многих координатных сеток друг на друга приведет к искажению их симметрии и уничтожит пользу от их применения.

Определяя границы символа, Юнг часто подчеркивал разницу между символом и знаком. Знак, говорил он, указывая, выражая определенный объект или идею, может быть переведен, сформулирован словами (например, изображение белого кирпича на красном фоне обозначает тупик, а Х обозначает железнодорожный переезд). Символ представляет нечто, что не может быть представлено никаким другим способом, и чье значение превосходит все характеристики, определения и включает в себя многие кажущиеся противоположности (например, Сфинкс, Крест и пр.)

Изобразительные образы Старших Арканов рассказывают символическую историю. Как наши сновидения, они приходят к нам с уровня, расположенного за пределами достижения сознанием и далеко удаленного от нашего интеллектуального понимания. Поэтому, кажется уместным, относиться к этим персонажам Таро очень сходным образом, как если бы они появились перед нами в серии сновидений, рисуя далекую неизвестную страну, населенную странными созданиями. В работе с такими сновидениями исключительно личные ассоциации имеют ограниченную ценность. Мы можем лучше постичь их значение, смысл через аналогии с мифами, сказками, драмами, картинами, историческими событиями или любым другим материалом со сходными мотивами, которые универсально пробуждают группы чувств, интуиций, мыслей или ощущений.

Салли Никольс "Юнг и Таро. Архетипическое путешествие"


***

В колоду Марсельского Таро входят 22 старших аркана — их вполне достаточно для понимания карт, раскладываемых как для гадания, так и в психологических или эзотерических целях. Ибо из всех методов наилучшими все же остаются самые простые. 
В этом и состоит преимущество метода, предлагаемого Мишелем Мораном: он дает широкий простор для толкований, оставаясь в то же время простым и действенным. Каждый из арканов связывается с некоторой достаточно простой мыслеформой —словом, короткой ключевой фразой, а также с астрологическим образом, что превращает аркан из абстрактного перечня качеств в живой характер, в целостную личность, которой эти 
качества принадлежат. 
При этом каждый аркан рассматривается не только сам по себе, но и в сочетаниях с другими, описываемыми по тому же принципу элементарной мыслеформы или ключевого слова. Поэтому читатель не связан строгими формулировками толкований, а, наоборот, свободен в своем интуитивном поиске, дабы, пользуясь этими простыми ориентирами, найти свой путь в той «чаще символов», которую представляет собой Марсельское Таро.


Двадцать два старших аркана составляют определенный порядок, символизируя, в частности, последовательные стадии алхимического процесса в лаборатории. 

Карты Таро и представляют собой, в сущности, настоящую лабораторию — ведь это латинское слово содержит два корня: labora — «трудись» и ога — «молись», а в самом их названии заключено еще больше значений: 

— Orat (он молится), то есть молитва, возносимая к Космосу; 
— Rota (колесо) как образ цикличности и вечного возвращения; 
— Тао(r), путь Дао, сердцевина китайской мудрости, и 
— Tora(h), книга иудейского Закона. 

Да, Таро - это и в самом деле книга, но книга немая: говорит она только с тем, кто действительно готов услышать ее сообщение. 
Проходят века, меняются моды, но Таро остается. 
Этот немой свидетель истории человечества доказывает, что людям, 
преодолевающим сокрытый во тьме путь земной жизни, необходим источник высшего света, способный рассеять эту тьму. 

Полная колода включает не только те 22 рисунка, которые называют старшими картами или «старшими арканами», но и 56 младших карт, добавленных позже. 

Двадцать две старшие карты уже включают в себя весь комплекс космических вибраций, поэтому на начальном этапе младшие карты могут помешать изучению Таро даже более, чем что-либо иное. 

Размышление над картами Таро помогает человеку вновь обрести эту утраченную связь с высшими силами, освободиться от пут, связывающих его с силами низшими.Благодаря им он может осознать свое место в неисчерпаемом мире звезд.

Из книги:


"Марсельское Таро" Мишель Моран.


*


Старшие арканы:
























МЛАДШИЕ АРКАНЫ (ПРИДВОРНЫЕ):



















ПРИМЕРЫ "НУМЕРНЫХ" МЛАДШИХ АРКАНОВ :



.

***