Критика : засилье астрологии на постсоветском пространстве.

Астрология – одна из древних космических религий. Космических верований великое множество. В Древнем Египте был культ Солнца (Ра – царь и отец богов), были и другие солнцепоклонники. Практически все древние верования, магии и культы предков включали обожествление небесных объектов (Солнца, Луны, звёзд и созвездий) или приписывание им мистических свойств. Даже в христианстве рождение Иисуса связано с пророческой Вифлеемской звездой. В Новом Завете говорится: «…пришли в Иерусалим волхвы с востока, и говорят: Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Матф. 2:1–2). Таким образом, Христу было придано космическое значение.
Однако астрология – это особого рода верование, в котором астрологу принадлежит роль пророка, священника, волшебника и «учёного» одновременно. В древности астрологи говорили, что они разгадывают волю богов. Сегодня, во времена размывания границ науки и морали, астрологи беззастенчиво называют своё ремесло и наукой, и верой – в зависимости от ситуации, а то и через запятую, лишь бы понравиться клиентуре.

Возникновение астрологии, как и многих заблуждений, было вполне закономерным и объяснимым. Достаточно вспомнить зарю человеческой цивилизации. В древности зависимость человека от природных стихий была особенно сильной. Разливам рек, бурям и грозам, штормам и засухам придавалось исключительное значение, поскольку от этих событий во многом зависела жизнь первобытного человека, не имевшего никаких технических или информационных средств защиты от этих стихий или их контроля. Факторы выживания связывались с положением звёзд и Солнца, на которые древний человек обращал несравненно больше внимания, чем человек сегодняшний. Люди в буквальном смысле жили на природе и под открытым небом.
В то же время небо казалось древним образцом стабильности, гармонии, порядка и невозмутимости. Оно внушало не только чувство удивления, но и благоговения. Издревле планеты Солнечной системы отождествлялись с богами и имели соответствующие названия. Более того, им приписывались человеческие черты, т. е. они антропоморфизировались. Скажем, Марс, скорее всего из-за своего красного цвета, воспринимался как бог войны, яркая и белоснежная Венера олицетворяла чистый цвет любви и непорочности и т. д. Аналогичным, антропоморфным образом воспринимались и созвездия, через которые проходило Солнце. Созвездие Рыб было похоже на рыб, т. е. установилось своего рода «магическое» соответствие. Созвездие Тельца похоже на быка, и потому все рождённые под знаком Тельца должны были быть сильными и упрямыми.
Ключевая идея астрологии – связь между временем и местом рождения человека и расположением при этом небесных тел. Астрология сегодня – это классическая псевдонаука, бизнес для бессовестных людей, рассуждающих по принципу «на наш век дураков и легковерных хватит» и «деньги не пахнут». В этом древнем виде мошенничества большое значение имеет искусство астролога, поскольку в астрологии главное, в конечном счёте, состоит в интерпретации и умении астролога облечь свои прогнозы или толкования в максимально обтекаемую и в то же время убедительную форму.
Нужно признать, что и до сего дня для многих астрология – это необыкновенно обворожительная система верований, она пленяет воображение и является мощным и комплексным компенсаторным психологическим фактором. Она способна внушить чувство уверенности, причастности к чему-то более мощному, устойчивому и стабильному, чем сам человек, его хрупкая жизнь и суета повседневности. Астрология способна утешить и примирить человека с различного рода неприятными или тёмными сторонами жизни, она способна заставить его признать фатальность судьбы, неизбежность её ударов. Астрология привлекательна и потому, что она много обещает.

Какие человеческие качества, потребности, желания и установки лежат в самой естественной возможности астрологии как системы верований, смысл которой противоречит науке и, по сути, противоестественен и иррационален?

Во-первых – это потребность в устойчивости, в опоре, в стабильности и предсказуемости жизненной ситуации, самой жизни, как для меня, так и вокруг меня.

Во-вторых – это причастность к чему-то большему, чем ты сам, в данном случае – к космосу, к Вселенной, к гармонии звёзд и даже к самой вечности. И первая, и вторая установки связаны с глубоко укоренёнными в нас потребностями в идентификации. Здесь мы идентифицируем, отождествляем себя с определённым знаком зодиака, подобно тому, как мы срастаемся со своим именем, в большинстве случаев – со своим языком, национальностью, верой и т. д. Отождествление себя с Тельцом (Стрельцом и т. д.) даёт хотя и иллюзорную, но большую или меньшую уверенность в себе: ведь ты уже не один, с тобой и за тебя Телец, подобный ангелу-хранителю, невидимо, но всегда помогающий и сопровождающий тебя во всех твоих делах.

В-третьих – это желание чуда. Всем нам подсознательно и тайно, а порой и явно хочется, чтобы всё даже невозможное, но о чём мечтается, в чём есть потребность, а особенно страстная жажда, сбылось. Сбылось каким-то невероятным, чудесным образом, без какого-либо усилия с нашей стороны, просто «по мановению волшебной палочки». Чтобы была удача, успех, счастливый случай, чтобы это свершилось, произошло. Само по себе это нормально и естественно. Но это-то естественное желание чуда, если оно не уравновешивается чувством здравого смысла, реализма и т. п., и эксплуатирует астрология.

В-четвёртых, это такое качество, как вера, способность к ней и потребность в ней. Действительно, мы не можем всего знать и всё сделать сами. Всегда имеется большая область действительности, относительно которой нам остаётся только вера. Эта вера может проявляться самым разным образом. Можно довериться совету эксперта, человека научно подготовленного, признанного другими экспертами в данной области, имеющего определённые открытия, изобретения и достижения, которые используются другими людьми, т. е. проверены на практике. Обычно мы доверяем своему лечащему врачу, меньше – случайному незнакомому человеку. Можно поверить слухам, даже непроверенным, можно верить во что угодно. Здесь открывается необъятное поле всякого рода верований: религиозных, оккультных магических, паранормальных, космических и т. д., вплоть до элементарных суеверий.

В основе астрологии лежит вера в особую, по сути, магическую связь между временем рождения человека, положением звёзд и характером, как и судьбой, этого человека. Генетически и благоприобретённо потребность в вере выражена у людей в различной степени, т. е. бывают люди легковерные или простодушные от рождения, бывают – по своему невежеству. Особенно трудный случай – это когда слагается первое и второе. Но в любом случае самая надёжная терапия состоит в обучении, овладении культурой мышления, в повышении уровня самооценки, личной свободы и ответственности за всякое своё решение и действие.
В-пятых, это естественное, но особенно сильно выраженное именно у людей с постсоветского пространства желание искать пути наименьшего сопротивления, подсознательное стремление решать проблемы наиболее лёгким способом. В своей крайней форме это, образно говоря, искушение халявой. На нём держится много негативного в жизни человека: от паразитизма и воровства до лени и безответственности, от безразличия (пофигизма) до русского «авось» и веры в сильную властную руку барина.
В случае с астрологией эта «халявность» очевидна. Нет, кажется, ничего проще, чем внимательно ознакомиться со «своим» гороскопом на сегодня, выбросить все проблемы из головы и неукоснительно следовать советам астролога. Правда, к сожалению для верующего в астрологию, гороскопы так обтекаемы, что, с одной стороны, вроде бы они и «про тебя», ведь ты «Телец», дату рождения не опровергнешь, с другой – недостаточно точны и конкретны, чтобы бездумно действовать в том или ином частном случае. Но то, что для потребителя гороскопов плохо, для астролога хорошо. Ведь эта размытость – единственный способ сохранить тот кусок хлеба, который он зарабатывает своим «искусством». Если астролог будет слишком точен и определёнен, то долго ему не протянуть: разочарования, возмущения или разоблачения обманутых клиентов не заставят себя ждать.
Вред астрологии неочевиден лишь в силу того, что большинство потребителей гороскопов в той или иной мере сохраняют чувство здравого смысла, скепсиса и юмора. То же например русское «авось» предохраняет от слишком серьёзного отношения к гороскопу. Кроме того, сегодняшняя культурная и психологичеекая атмосфера  отмечена исключительным смешением вер и неверий, фанатизма и цинизма, новых и старых предрассудков, восточных и западных обычаев и традиций. Ветер перемен принёс к нам тьму всякой всячины. В головах людей как правило, хаос. Многие не понимают, что вокруг происходит. Поэтому, помолясь, люди садятся за гороскоп. Они пьют русскую водку за год восточного Петуха или какой-нибудь китайской Обезьяны, встречают Новый Год в колпаке Санта Клауса, надевают серёжки в виде распятия, собираясь на дискотеку…
Всё это люди выдерживают в силу того, что мощнее всей этой чепухи оказываются первичные потребности выживания, необходимость в пище и жилье, в обыкновенных и насущных вещах. По отношению к ним весь этот хаос верований отступает на задний план и редко когда берёт полную власть над человеком, над элементарными требованиями здравого смысла.
Но нарастающая конкурентность среды, соревновательность, соперничество в общественной жизни при отсутствии должного просвещения и уважения к науке в итоге опережают например адаптивные способности таких людей, особенно старшего поколения. Они становятся всё более лёгкой наживой всё более агрессивного и искусного рынка услуг: политических, финансовых, религиозных, паранормальных. Астрология занимает в нём свою хорошо обжитую нишу.
Другой группой риска оказывается молодёжь из неблагополучных семей и регионов, т. е. та, мимо которой проходят образование, наука и настоящая культура. Их судьба едва ли не трагичнее судеб тех поколений людей, которые прошли через невероятные испытания войной и другими бедами XX в. Последние, как правило, имеют пусть и оскорбительную, но всё-таки помощь от государства в виде пенсий и остатков социальных льгот. Что происходит с выпадающей из нормальной жизни молодёжью, хорошо известно из статистики сиротства, правонарушений, бродяжничества, наркомании, самоубийств.
На этом фоне те дети или молодые люди, которые становятся «всего лишь» фанатичными, бездумными приверженцами какого-то иного паранормального верования, кажутся едва ли не счастливчиками. Но это, к сожалению, не так. Потому что любой фанатизм – это своего рода болезнь сознания. Астрология как оккультная дисциплина часто и сбивает человека с пути реализма, разумного и осмысленного, самостоятельного существования. Она от разума уводит.

Каковы признаки и последствия, на которые обречены фанатично настроенные последователи астрологии, или, сформулируем мягче, каковы возможные и действительные отрицательные последствия для тех, кто всерьёз пользуется услугами астрологов?

Первое, самое главное и негативное, – это вольное или невольное бегство человека от самого себя, отказ от здорового скепсиса, критичности, реализма в оценке себя и жизни, отказ от разума как главного и наиболее эффективного инструмента не просто выживания, но достойной и успешной жизни человека. Часто это откровенное неуважение к науке. Это отрицание ценности астрономии как науки, её благородства и открываемых ею научных истин и перспектив.

Второе: астрология часто унижает человека, ограничивает, умаляет или даже подавляет его возможности, достоинство и жизненные силы. В самом деле, если я так или иначе нахожусь в зависимости от Тельца, обречён иметь те или иные черты характера, то уже одним этим на меня налагаются существенные ограничения. Если я зависим от Тельца, то зависит ли он от меня? Вопрос в глазах астролога не только глупый, но и нечестивый. Кто это посмел пропищать такое? Вот этот жалкий в сравнении с созвездием человечек? Часто астрологи страдают "комлексом Бога", полагая что знают ВСЕ обо ВСЕХ и обо ВСЕМ.

Третье: астрология может подтолкнуть человека к ошибочным действиям, поскольку советы, содержащиеся в гороскопах (персональных натальных картах) не являются научными и достоверными. Многочисленные и многолетние исследования астрологии и практики астрологов статистически и фактически доказали беспочвенность притязаний астрологии на истину. Нет никакой связи между временем рождения человека и тем или иным знаком зодиака, хотя есть и определённый психологический комплекс, внушаемый астрологами верующим в гороскопы.

Четвертое: астрология закрепляет невежество человека, оставляя его на уровне сознания древних людей, не знавших реального устройства мироздания, имевших весьма примитивные представления о психологии и сознании.

Пятое: в практике астрологов есть неустранимый элемент безнравственности и шарлатанства, поскольку их гороскопы, по большому счёту, – это ложь. Единственное, что может оправдать астролога, – это его добросовестное заблуждение, искренняя вера в научность того ремесла, которым он занимается. Однако в искренность заблуждения астрологов верится с трудом. Косвенное тому свидетельство – непрекращающиеся взаимные обвинения астрологов в шарлатанстве и некомпетентности. Создаётся впечатление, что их больше беспокоит сохранение места на рынке парауслуг, чем достоверность, истинность и доказательность того, о чём они говорят своим клиентам.

Шестое – это умышленная эксплуатация человеческих слабостей. Конечно, можно сказать, что такое дело не столь уж и порочно, ведь торгуют же табаком и алкоголем, хотя первый – ведёт к одной из форм опасной для здоровья зависимости, вторая – чревата еще более серъезными последствиями. Возможно, это и так, но ведь ни один из астрологов не согласится хотя бы маленькими буквами приписать к своему очередному гороскопу, скажем, такие слова: увлечение гороскопами, вера в них чреваты ошибками при принятии решений, интеллектуальной неполноценностью, невежеством, утратой свободы, творческого и ответственного подхода к жизни, фанатизмом, а то и паранойей.

Кувакин Валерий Александрович – доктор философских наук,
профессор МГУ, президент РГО



Литература

  1. Ефремов Ю. Н. Вглубь Вселенной. Изд. 4-е, доп. М.:УРСС, 2004.
  2. Зелинский Ф. Ф. Умершая наука. М.: РГО, 2006.
  3. Кругляков Э. П. «Учёные» с большой дороги. М.: Наука, 2001.
  4. Куртц П. Искушение потусторонним. М.: Академический проект, 1999.
  5. Сурдин В. Г. Астрономия и астрология: перипетии современной конфронтации. /humanism.al.ru/ru/articles.phtml?num=000124
  6. Тревогин П. А. Академические мантии и шутовские колпаки: Заметки об астрологии и астрологах. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2003.

    а также:
  7. Журнал «Здравый смысл», №№ 1 – 39 (1996 – 2006).
  8. Материалы сайта Российского гуманистического общества www.humanism.al.ru