Art Brut masters vol.1.

Адольф Вёльфли (нем. Adolf Wölfli, 29 февраля 1864, Берн — 6 ноября 1930, Вальдау) — швейцарский художник-примитивист, один из наиболее ярких представителей Ар брют.
В семилетнем возрасте был брошен отцом-алкоголиком, по профессии каменотесом. Работал батраком на фермах. Был арестован полицией за оскорбление общественной нравственности, после рецидива обследован врачами, у него диагностирована шизофрения.

С 1895 до конца жизни жил в известной психиатрической клинике Вальдау, пациентами которой в разное время были также Вацлав Нижинский, Фридрих Глаузер и Роберт Вальзер. Здесь он в возрасте тридцати пяти лет начал рисовать, писать стихи, сочинять музыку. Адольф Вёльфли отличался невероятной плодовитостью. За свою творческую жизнь в клинике для душевнобольных Вёльфли создал 25 тысяч работ, при этом он не ограничивался только рисунками и коллажами. Адольф Вёльфли написал множество книг - первая из них, эпическое повествование более чем на 25 тысяч страниц, является причудливой смесью автобиографии, поэзии, музыкальных композиций и трех тысяч  иллюстраций. Кроме этого объемного труда из-под пера Вёльфли вышли девять книг «Из Колыбели в Могилу; Или; Через Работу и Пот, Страдания и Тяжелые Испытания, Даже через Молитву в Проклятие. Множество Путешествий, Приключений, Случайных Бедствий, Преследований и Других Опытов Потерянной Души, Блуждавшей по Земному Шару; или, Слуга Божий без Головы - Более Жалок, Нежели Самый Жалкий из Несчастных», семь «Алгебраических и математических книг», шесть «Книг с песнями и танцами», еще восемь книг, среди которых четыре «Альбома с плясками и маршами». И, наконец, последнее творение Вёльфли, «Похоронный марш», состоящий из 16 книг, который так и не был закончен. И это не считая музыки, написанной Вёльфли, и музыкальных произведений на основе его произведений.










Душевнобольной художник Edmund Monsiel
Художник-самоучка родился в 1897 году в городе Laszczowie (Польша). В 1942 бежит от нацистов и скрывается у брата в небольшом провинциальном городке. Там он живет на чердаке избегая контакта с окружающими. В 1943 у него начинается острая форма шизофрении. Его страх перед арестом стал главной причиной его добровольной аскезы. Edmund Monsiel умер от тяжелой формы гриппа в 1962. После его смерти были обнаружены более 500 рисунков. Каждый сантиметр его рисунков был наполнен лицами.












Луис Уильям Уэйн (Louis William Wain) родился 5 августа 1860 года в Лондоне.
Уэйн состоял в нескольких обществах работавших в области защиты животных: Правящем Совете Лиги Наших Бессловесных Друзей, Обществе Защиты Кошек и Обществе Против Вивисекции. В 1890 году он был избран президентом Английского Национального Кошачьего Клуба. Об отношении Уэйна к животным лучше всего говорит случай произошедший в 1917 году – он только поднялся на подножку автобуса, когда тот резко повернул, объезжая кошку выбежавшую на дорогу, Уэйн упал на мостовую и получил сотрясение мозга. Когда он очнулся в госпитале первые его слова были: ‘Кошка, кошка! С кошкой все в порядке?’
Уэйн (отчасти из-за расстройства психики) был очень простодушен, не умел вести дела, никогда не торговался и не заботился об авторских правах, часто оказывался втянут в финансовые авантюры. В 1907 его привлекают к суду за большой долг и он решает бежать в Америку.


Луис Уэйн обладал шизотипическим складом характера. Окружающие всю жизнь считали его эксцентричным наивным фантазером. Тем не менее, первые признаки и симптомы шизофрении художник начал испытывать в возрасте 57 лет в 1917 г. Столь поздний психотический дебют наталкивал ученых, позднее занимавшихся анализом его творчества, и на другие диагнозы, но предложенные версии не выдерживали критики. В частности, предполагали, что Уэйн болел синдромом Аспергера, или даже что его психическая болезнь была следствием инфицирования токсоплазмозом. У него развился галлюцинаторно-параноидный синдром. Луис стал агрессивным и подозрительным, часто уходил из дома, ночью бесцельно бродил по улицам, беспрестанно переставлял мебель в доме. Он все больше аутизировался, записывал бессвязные тексты, запершись в своей комнате. Сформировался бред отношения и ущерба, в который были включены сестры Уэйна. Он утверждал, что они воровали у него деньги, и что мелькание кадров на киноэкране похищало электричество из их мозгов. В 1924 г., после того как Луис столкнул с лестницы одну из сестер, художника госпитализировали в Спрингфилдскую психиатрическую лечебницу. Проведя там год, он случайно попал в поле зрения прессы, и его болезнь привлекла внимание общественности. Был организован фонд помощи художнику, Уэйна перевели в Бетлемскую королевскую больницу. Работы художника до сих пор хранятся в больничном музее. В 1930 г. Уэйна перевезли в небольшую больницу Нэпсбери в Хертфордшире, к северу от Лондона. Здесь Уэйну позволили рисовать и общаться с кошками из питомника.

С развитием болезни рисунки Уэйна меняются, в манере изображения кошек появляется характерное ощущение волнообразного искажения, очень близкое к манере, в которой писал Ван Гог (ср. ‘Звездная Ночь’), во многих работах фон превращается в яркие разноцветные узоры или сложный орнамент (возможно это отпечаток воспоминаний о матери, которая занималась созданием узоров для турецких ковров). 

В целом в этот период Уэйн отходит от изображения сценок с кошками и сосредотачивается на самих кошках. В дальнейшем стиль Уэйна все менее реалистичен, в работе ‘Early Indian Irish’ изображение кошки частично переходит в лепестки цветов и листья. На многих рисунках кошки как будто излучают энергию. Серия из шести работ Уэйна часто используется как пример в учебниках по психиатрии для иллюстрации изменения стиля творчества в результате развития психической болезни с течением времени. Однако на самом деле неизвестно, действительно ли эти рисунки были созданы в том хронологическом порядке, в котором их обычно демонстрируют в учебниках, поскольку художник не датировал эти работы. Все свои рисунки этого периода Уэйн подписывал, иногда оставляя на обороте странные, малосвязные рассуждения.














Алоиза Корбаз 1886-1964 - швейцарская художница, также известная, как просто Алоиза, родоначальница швейцарской ветви ар-брют. Она очень рано лишилась матери, что значительно повлияло на формирование ее личности. Начала свою карьеру, как преподавательница в знатных семействах Прусии, однако с приходом войны она была вынуждена вернутся в родную Швейцарию. По приезду у нее начались первые срывы, и вскоре ей была диагностирована шизофрения. С начала 1920-х годов она уже не покидала стены психиатрических клиник, где и начала рисовать. Ее рисунками заинтересовались врачи, и даже стали их коллекционировать. К сожалению, большинство работ раннего периода Алоизы утеряны, ведь она рисовала на всем, что ей попадалось под руку – на оберточной бумаге и картоне, сшивая несколько листов или кусков вместе и стараясь заполнить всё пространство карандашными рисунками ярких тонов. Чаще всего её сюжетами были влюблённые пары (в юности она была страстно влюблена в кайзера Вильгельма II), персонажи театра и оперы — Травиата, Манон Леско (она с детства мечтала стать певицей), исторические фигуры — Наполеон, Клеопатра, Мария Стюарт, королева Елизавета.
Часть работ Алоизы входит сегодня в собранную Жаном Дюбюффе Коллекцию Ар Брют в Лозанне, а также в экспозицию художественного музея г. Золотурн в одноименном кантоне Швейцарии.












Август Наттэрер (1868-1933), псевдоним Нэтер. Госпитализирован в 1907 году в связи с попыткой самоубийства. О госпитализации история болезни сообщает буквально следующее: "При поступлении пациент демонстрирует неплохие познания. Счёт ему даётся с трудом. Внимание рассеяно. Жалуется на неприятные ощущения в теле: будто бы его кожа, кости и горло каменеют; если он кладёт руку на стол, то чувствует костями столешницу; в животе у него растёт водянное дерево; из носа ползут наружу мелкие животные; дьявол пляшет вокруг него в огненном столбе; в газетах пишут о нём издевательские стихи; он проклят вечно жить; не может умереть, потому что его сердце пропало; в скрипе коленей ему слышатся кляузные телефонные звонки в преисподнюю. Утверждает что вообще не спит и не ходит в туалет; постоянно размышляет над своим смертным грехом и т.д. " Нэтер был неоднократно посещаем Хансом Принцхорном, позже включившим его под псевдонимом Нэтер в свою культовую монографию "Художества душевнобольных", сделавшей творчество Нэтера известным широкой публике.
Ниже небольшие выдержки оттуда.
"...если судить по скромным сведениям о личности пациента, то портрет Нэтера в прошлом складывается следующим образом: он был ранее способным, упорным человеком, с некоторой склонностью к приключениям...но быстро остывающим в отсутствии успеха. Его ранние письма выдают натуру темпераментную и полную пафоса...но к сожалению, по ним сложно выяснить что-либо о сексуальных затруднениях, достаточно вероятных по конституциональным признакам, хотя многое там говорит об известной простоте его потребностей. С одной стороны он женится на субтильной, тонкоорганизованной девушке, которой неустанно восхищается, в то же время регулярно изменяет ей с проститутками, объясняя это нежеланием уродовать супругу беременностью...

"...Это было в понедельник в полдень ровно в 12 над казармой появилось Нечто:" Сперва я видел в отдалении среди стоящих облаков белое пятно, которое то отдалялось, то приближалось вновь. Выглядело оно как доска, на которой как на экране мелькали 10 000 картин в секунду. Только с полным напряжением сил и внимания было возможно разобрать отдельные самые важные части. Сперва там появилась сотворившая мир ведьма, её голова была подобна черепу, но при этом явно живой. Костяные швы вдруг превратились в чепец, пустые стеклянные глаза засветились. Потом завертелись мировые катастрофы, памятники, сражения, освободительные войны, замки и прочие чудеса света, всё высоко над землёй. Иногда по 20 метров в высоту, иногда как на фотографиях, иногда совсем полупрозрачной пеленой. Там были живые фигуры, они все двигались. Среди них был Моисей, Наполеон, Папа, Антихрист... В конце  вдруг показалось, а потом действительно возник и стал расти между ними светлый промежуток, будто кто-то продышал отверстие в окне изнутри...Потом всё кончилось. Длилось всё это с полчаса. "

Сам Нэтер толковал пережитое как явление ему апокалиптических мук всё ещё распятого на горе Бога, неспособного освободить этот мир, взывающего о помощи и шлющего ему тайные сигналы. Большая часть его работ представляет собой попытку фиксации фрагментов того первого видения и дешифровки частей."
Рисовать Нэтер начал примерно с 1911 года, провёдя остаток жизни за стенами лечебных учреждений. Был убеждён, что первая мировая война была развязана с целью освобождения его из неправедного заточения в клинике. Монашек-медсестёр считал переодетыми наложницами, которых необходимо постоянно воспитывать и поучать. Себя считал правнуком Наполеона и Императором Германии. При этом много и успешно работал в больничной мастерской, где занимался мелкими усовершенствованиями и изобретениями. Умер в 1933 году в клинике Роттвайль от сердечного приступа.












Луис Маркуссен (Louis Marcussen), также известный как Ovartaci – датский художник, проведший 56 лет в психиатрической больнице в Рисскове (Risskov, Дания) и скончавшийся в ней же в 1985 году в возрасте 91 года.

Ovartaci был квалифицированным маляром и специалистом по внутренней отделке помещений. В возрасте 31 года он уехал в Аргентину и прожил там 3 года. В этот период у него началось психическое расстройство. Вскоре после возвращения в Данию в 1929 году он был помещен в психиатрическую больницу города Риссков, где и оставался до конца жизни. Во время своего пребывания в больнице он был крайне продуктивным художником, в число поклонников его творчества входили Асгер Йорн (Asger Jorn) и Жан Дюбюффе (Jean Dubuffet). Однако Ovartaci не выражал желания покинуть больницу и посвятить себя карьере художника.
Музей Психиатрического Госпиталя в Орхусе принял решение сменить название на "Музей Овартачи ("Museum Ovartaci").Овартачи персонифицирует волю к красоте и борьбе с тяжелыми условиями, которые являются важной частью движущей силы и авторитета Музея. Он является иконой маргинального, которое имеет право внести свою лепту в мир, исходя из собственных предпосылок.











По теме :