Что такое эзотеризм?

Люди никогда не сомневались, что наряду с миром видимым
существует и мир невидимый, как бы его ни называли. На заре
человеческой истории эти два мира вообще не разделялись в
человеческом сознании: люди и боги сосуществовали, у каждой вещи
была душа. Позже наступила некая дифференциация, но их по-прежнему
объединяло представление о единстве законов, управляющих тем и этим
миром. Учение о единстве этих законов и называется сегодня
эзотеризмом.

В настоящее время в связи с все возрастающим интересом к области паранормальных явлений, различного мантическим практикам и оккультным дисциплинам (астрологии, хиромантии, картам Таро и др.) особую актуальность приобретает изучение истории и структуры эзотерических учений и основных идей надконфессиональной синкретической философии XIX – XX веков. Эзотерические учения являются неотъемлемой частью духовного опыта человечества и без подробного ознакомления с ними составить полное представление об истории религий невозможно.


Эзотеризм (от др.-греч. ἐσωτερικός — внутренний) — совокупность особых способов восприятия реальности, имеющих тайное содержание и выражение в «психодуховных практиках». В состав эзотеризма   включается  магия ,  алхимия  астрология , гностицизм ,  каббала ,  теософия,  суфизм, йога, ваджраяна (буддийский тантризм), масонство, антропософия, мондиализм. Сегодня ЭЗОТЕРИЗМ - это обобщающее название современного учения или,точнее, представления о мiре и человеке как единстве макрокосма и микрокосма , не ограничивающегося рассмотрением одних только их материальных характеристик, метод познания "внутренней сущности" всех вещей , мерой которых, как известно, является человек.

Слово «эзотеризм» происходит от слова «эзотерический» — тайный, скрытый, посвящённый в тайны какого-либо общества или учения, открытого только избранным.Антоним — экзотерический. Может употребляться как, например: «эзотерическое значение какого-либо обряда». Термины ta esô и ta exô встречаются ещё у Платона и Аристотеля, а само прилагательное esôterikos, эзотерический из дошедшего до нас впервые используется у Лукиана в работе Продажа жизней с аукциона, написанной в 166 году, применительно к учению последователей Аристотеля.

В истоках эзотерики как правило  различают  два основных пути развития - путь Каббалы (Торы) и путь Будды (Дхармы), у которых один исток – эпоха эллинизма.Например в Древней Греции к эзотерическому знанию относят мистерии Деметры и Дионисаорфизм, а также тайную часть различных философских учений, в частности пифагореизма.

Путь Каббалы (или путь Торы) - это направление эзотерики, происхождение которого непосредственно связано с волеизъявлением самого Творца нашего мира. Это нисходящая линия эзотерики, которая идет от Неба к земле. Якобы основы этого направления методично передавались Богом на землю через Его истинных пророков (начиная от Авраама и заканчивая Мухаммедом) - что касается арийского этапа истории человечества, и от самого Адама - что касается истории человечества вообще. И в этой связи необходимо сказать, что данная линия эзотерики представляет собой абсолютно завершенный вид. Т.е. можно смело утверждать, что в этом крыле эзотерики уже не стоит ожидать никаких новшеств для арийского этапа развития человеческой цивилизации, т.к. последние слова, которые Бог хотел донести до людей через Своих пророков, были высказаны еще Мухаммеду.
Стоит помнить, что знания греческой философии были заимствованы каббалистической традицией или являются продуктом опыта собственного постижения греческих философов.

Путь Будды (или путь дхармы) - это направление в эзотерике, которым идут люди, достигшие пробуждения самостоятельным путем (т.е. не придерживаясь буквы закона, изложенной в Торе). Это - восходящая линия эзотерики, которая идет от земли к Небу. Этот путь представляет собой определенную опасность, если по нему идти без Учителя. Поэтому мы видим, какую огромную роль играет авторитет Учителя в таких традициях, как дзэн и дао. Причем не следует приходить к мнению, что роль Учителя в других традициях совсем незначительна.

Необходимо различать такие понятия, как эзотерика и экзотерика. Экзотерика - это род знания, который был частично унаследован из той или иной эзотерической традиции и на котором была основана та или иная религия. Необходимо обратить внимание, что именно религии развивались в русле эзотерики, но не наоборот. Несмотря на то, что большинство учебников по истории религии настаивают именно на обратной точке зрения (т.е. что эзотерика родилась в русле экзотерики) большинство эзотериков принципиально не принимают этой позиции.
Считается что в эзотерике упор делается на внутренней работе человека, на изменении его внутренней природы. Любой эзотерист прекрасно знает, что для того, чтобы что-нибудь изменить вокруг, необходимо, прежде всего, изменить себя самого. Высшая цель этого изменения самого себя - достижение просветления. Экзотерическое знание не ведет человека к просветлению, т.к. оно построено на внешних ритуалах и обрядах.

Понятно что цели эзотерических систем совпадают с религиозными, но связи с определённой религией может и не быть. Эзотерические системы также предлагают конкретный воспроизводимый набор методов для расширения сознания. Базой указанных изменений являются Повышенные Состояния Сознания (расширение сознания), которые отличаются от так называемых «изменённых состояний сознания» (достигаемых последователями многих религий или психокультов) тем, что изменения Личности, к которым стремятся последователи эзо-систем, носят устойчивый характер. В более широком смысле: цель самотрансформации лежит вне зоны личностного саморазвития, то есть «изменение личности» — лишь средство, а целью является итоговое расширение сущностного мировосприятия.

Каждого верующего человека, в зависимости от того, как он смотрит на природу мира и Бога, можно отнести к той или иной группе людей. Таких групп всего четыре - деисты, теисты, пантеисты и панентеисты. Деисты и теисты принадлежат к экзотерической линии познания, пантеисты и панентеисты - к эзотерической линии познания. Причем в эзотерической линии познания проявляется следующая закономерность: для эзотерических традиций, развивающихся по пути Будды (дзен и дао), более характерен пантеистический подход к познанию окружающей действительности; для эзотерических традиций, развивающихся по пути Торы (Каббала, йога, гнозис и суфизм), более характерен панентеистический подход. Краткие характеристики всех этих теологических концепций приводятся ниже.

   ДЕИЗМ (от лат. deus -- бог), религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную "машину" природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т. е. "промысел божий", чудеса и т. п.) и не допускает иных путей к познанию бога, кроме разума. Получил распространение среди мыслителей Просвещения, сыграл значительную роль в развитии свободомыслия в 17-18 вв. Одним из главных основоположников деистической концепции считается Рене Декарт (1596-1650) - великий французский философ и ученый.

   ТЕИЗМ (от греч. theos -- бог), религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога как абсолютной личности, пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нем. Признание потусторонности Бога отличает теизм от пантеизма, признание непрерывной активности Бога -- от деизма. Наиболее характерен для генетически связанных между собой религий -- иудаизма, христианства и ислама. Термин впервые употреблен Р. Кедвортом.

   ПАНТЕИЗМ (от греч. раn - все и theos - бог) - религиозно-философская концепция, рассматривающая Бога как мировое целое. Пантеистические тенденции проявляются в еретической мистике средних веков. Характерен для натурфилософии Возрождения и материалистической системы Б. Спинозы, отождествившего понятия "Бог" и "природа". И. Г. Гердер, И. В. Гете и классический немецкий идеализм опирались на пантеизм в полемике как с ортодоксальным теизмом, так и с механицизмом французских материалистов.

   ПАНЕНТЕИЗМ ( от греч. раn - все, en -- в, theos -- бог), религиозно-философское учение, согласно которому мир пребывает в Боге; синтез теизма и некоторых идей пантеизма. От пантеизма эта концепция отличается тем, что Бог в ней рассматривается как сущность, которая существует как в мире, так и вне его. От теизма эта концепция отличается тем, что мир творится Богом не вне Его сущности, а внутри этой сущности.
   Термин панентеизм введен К. Краузе  в 1828 году, который пытался объединить идеи теизма и пантеизма. Концепция панентеизма не противоречит ни теизму, ни пантеизму: она объединяет их сильные стороны в единое мировоззренческое русло, делая картину мироздания наиболее глубокой и способной удовлетворить самые сложные запросы человеческого разума. Несмотря на то что сам термин "панентеизм" появился лишь в 19 веке, эта концепция наиболее древняя, т.к. своими корнями уходит в Каббалу.   

 Считается что т.н «эзотерическая традиция» – это огромный пласт сакральной культуры человечества, переданной человечеству от высшего мира. Согласно преданию, сакральное знание было передано человеку самим Творцом как необходимое средство для выживания в нашем мире. Во многих эзотерических традициях сохранилось предание о том, что после того, как в небесном мире произошел раскол, и часть небожителей отказалась жить по закону Творца. Чтобы уберечь человечество от "опеки" падших ангелов, Творец дал людям Закон, по которому они должны жить. Исполнение этого закона ведет к всеобщему благу человечества и утверждению гармонии в земном мире.

   Каждая эзотерическая традиция имеет статус эзотерической школы, но не всякая эзотерическая школа является эзотерической традицией. В этой связи необходимо правильно понимать отличительные особенности традиции от школы. Здесь существует три основных критерия.

   1. На основе эзотерических традиций развились наиболее известные религии нашего мира. Из Каббалы вырос иудаизм, из йоги - брахманизм, из дзэна - буддизм, из дао - даосизм, из гнозиса - христианство, из суфизма - ислам. Все эти эзотерические традиции когда-то имели лишь статус школы. Сегодня они являются и школой, и традицией в одном лице. Но это совсем не означает, что каждая эзотерическая школа когда-нибудь станет эзотерической традицией.

   2. Традицию от школы отличают также и более длительные временные рамки существования. Так, к примеру, самая молодая эзотерическая традиция - суфизм - существует на земле вот уже более чем 13 веков. С ней может посоперничать только исихазм - наиболее древняя эзотерическая школа, возникшая в 4-7 вв. Большинство же эзотерических школ было организовано в 19-20 вв.

   3. Все эзотерические школы возникали в русле той или иной эзотерической традиции, но ни одна традиция не возникла из какой-либо эзотерической школы.



Современный термин «эзотерический» впервые использовал в английском языке Томас Стэнли в 1701 году в своей работе История Философии для описания пифагорейской школы. Учение Пифагора подразделялось на ту часть, которая была доступна всем, и то, чему учили только членов ордена, после того, как брали с них клятву не разглашать то, чему их научили. Эту часть Пифагорейского учения Стэнли и назвал эзотерической. Историки и до сих пор не знают, в чём заключалась эзотерическая часть учения Пифагора. Позднее термин распространился на другие учения, не пропагандировавшиеся адептами среди непосвящённых. Существительное «эзотеризм» впервые появилось во Французском языке в 1828 и было популяризировано Элифасом Леви в 1850х годах.
Многие современные эзотерические учения активно пропагандируются, поэтому их нельзя назвать тайными в том же смысле, что эзотеризм внутри религий и других эзотерических организаций, а лишь в том смысле, что они претендуют на постижение тайны, недоступной непосвящённым. Также в современном языке слово «эзотерический» может пониматься в чрезвычайно расширенном смысле как синоним слов «тайный», «понятный только узкому кругу» и т. п. (например, эзотерические языки программирования).

Понятия эзотеризм и оккультизм не являются взаимозаменяемыми, термин эзотерика является более широким и включает в себя как оккультизм, так и эзотерические учения, не связанные с оккультизмом. Оккультными можно назвать лишь те эзотерические системы, составной частью которых являются оккультные практики. Многие эзотерические системы являются мировоззренческими или направленными больше на самосовершенствование и мистическое переживание, такие как суфизм, восточные практики и многие из современных Нью-Эйдж учений, тогда как оккультизм обозначает скорее практики, направленные на достижение конкретных результатов, использование магии, вызывание духов, предсказания, гадания, астрологию, алхимию, нумерологию, гоэцию, различные церемонии и другие практики, а также эзотерические доктрины, с ними связанные, такие, как герметизм  ,  теософия ,  мартинизм , спиритуализм , спиритизм, эзотерическое христианство, и другие. Например, каббалисты эпохи Возрождения были оккультистами, но каббала не сводится только к оккультизму, а многие каббалисты вообще не признают оккультизма и подразумевают под каббалой только мировоззренческую систему и медитативные практики.

В массовом и современном понимании, название «ЭЗОТЕРИЗМ» окончательно прижилось после Второй мировой войны на Западе как термин, призванный заменить два аналогичных и, в
общем-то, синонимических термина, значение которых к тому времени
изменилось: ГЕРМЕТИЗМ и ОККУЛЬТИЗМ.

Слово ГЕРМЕТИЗМ так же, как и слово ЭЗОТЕРИЗМ, придумано как уже  говорилось ранее греками в эпоху эллинизма или чуть раньше :
Геродот (484-425 до н.э.) рассказывает о египетских жрецах, обладающих
знанием и возводящих это знание к некоему Гермесу Трисмегисту,
от имени которого и образовано слово.

От того же слова, точнее, от имени, происходит и понятие "герменевтика" - искусство толкования священных текстов, получившее в православной практике название "экзегетика" (толкование Священного Писания), а также всем известное слово "герметический" в смысле "плотно закрытый".

Древние и даже эллинистические греки, проникая в чужие страны,
не утруждали себя герменевтикой, то есть не вникали в подробности
местного пантеона. Они просто подгоняли местных богов под своих
собственных - главным образом по функциям, хотя эти функции у
греческих богов со временем тоже менялись.

Представьте себе картину: во времена Александра Македонского ученый грек приезжает в Египет. Его подводят к святилищу бога Тота (так он может выговорить это имя).

 - Как зовут этого вашего бога? "Толкователь"? Он дал людям письмо, число и умение обвешивать? Значит, это Гермес!

          У египтян этот бог назывался Дхути (Тот), и центром
          его культа был город Хмун на юге Египта, который греки
          называли Гермополем. Этот бог был лунным божеством,
          изображавшимся с двумя рогами: рога служили символом
          мудрости и учительства.  Позже это проявилось в (арабском)
          наименовании Александра Великого: Зу-ль Карнейн (Двурогий).
          Рога (в виде лучей света) как символ мудрости украшают
          также изображения пророка Моисея и некоторых других великих
          реформаторов.

          На самом же деле, очевидно, Тот был первоначально не
          богом, а жрецом храма древнего лунного бога с тем же именем
          (Тот, Дхути) в этом городе, ученым. История вообще пишется
          ретроспективно, и чем дальше от описываемых событий, тем
          она выглядит значительнее и красивее.

          В конце концов его обожествили - сначала египтяне,
          потом греки.  Но, в отличие от собственного бога Гермеса -
          древнего аккадского божества, олицетворявшего силы природы,
          - греки назвали египетского Гермеса "Трижды великим"
          (Трисмегистом).

На рубеже древности и эллинизма сложились и герметические науки,
изучающие явления одних планов (уровней) бытия по их проявлениям на
других согласно принципу подобия. Этот принцип, иначе называемый
законом подобия (или аналогии, симпатии), был, по преданию, открыт
самим Гермесом Трисмегистом и выражен в знаменитой формуле: "То, что
внизу, подобно тому, что наверху".

Эпоха эллинизма вообще представляет собой своего рода водораздел
между древним и новым миром. Почему - это мы после рассмотрим. Когда
это было - считайте от Александра Македонского: 333 год до н.э., drei
- drei - drei, bei Issos Keilerei, как заучивали немецкие гимназисты,
победа при Иссе.

Те, кто жили до этой эпохи, представляются нам людьми довольно дикими или по меньшей мере странными. Чтобы в этом убедиться, достаточно попробовать почитать книги Ветхого Завета, написанные до эпохи Александра или, если уж быть точным, до Ездры и его ученика Неемии (V в. до н.э.). Современный человек не понимает той логики, которой руководствовались авторы этих книг и их герои. Как сказал однажды Виктор Васильевич Бычков, философ и историк культуры, "все время кажется, что это были инопланетяне". Наша логика начинается с Экклезиаста.

Позже к Гермесу как ученому, обладателю тайного знания, обратились гностики. Климент Александрийский (III в. н.э.) считал его автором целых 42 трудов астролого - космографического и религиозного содержания. В греческих и латинских изложениях до нас дошли: "О природе богов" (De
natura deorum), "Пимандр или о могуществе и мудрости Божией" (Poimandres sive de potestate et sapientia Dei) и знаменитая "Изумрудная скрижаль" (Tabula smaragdina).

Таким образом, под ГЕРМЕТИЗМОМ люди той эпохи понимали учение,
возникшее как признание наличия скрытой, непознаваемой сущности
вещей, открытой лишь посвященным. Слово же ЭЗОТЕРИЗМ стали примерять
к себе христианские иерархи: себя они считали эзотериками, и не без
оснований - какое учение может быть эзотеричнее веро-учения?  - а
всех остальных, включая царей, - экзотериками. Недаром даже Святой
Константин, память которого вместе с его матерью Еленой ныне
отмечается Православной церковью 21 мая ст.ст. (3 июня), в документах
Никейского собора (325) именуется `o 'episkopos twn 'exoterikwn -
"владыка внешних".

Герметизм как учение и как термин дожил до рубежа предыдущего и
нынешнего тысячелетий, то есть до Великой схизмы 1054 г., когда
римский папа (Лев IX) и константинопольский Патриарх (Михаил
Кируларий) заочно прокляли друг друга. XI век вообще был периодом
окончательного оформления   д о г м ы    во всех трех мировых
религиях - иудаизме, христианстве и мусульманстве.

Последствий от этого было много, для нас же важно вот что. Если
оформилась догма, значит, оформилось и представление о том, что к ней
не относится, понятие догмы и не-догмы. Прежде знание хотя бы основ
герметизма считалось признаком образованности, эрудиции. В гороскопы
можно было верить или не верить, но составлять их умели - в этом
признается, например, замечательный византийский писатель и
царедворец Михаил Пселл (1018-78), современник великой схизмы. Теперь
же это знание стало порочным, поганым ("языческим", от лат. paganus).
Право на связь с миром невидимым было монополизировано церковью, все
прочие эзотерики превратились в соперников, конкурентов, расправа с
которыми не заставила себя ждать - начиналась эпоха сожжения ведьм.
Герметизм вкупе со всем прочим античным наследием был обьявлен
дьявольщиной и забыт.

Возродился он, впрочем, очень скоро, и тоже вместе со всем
античным наследием, но уже под другим названием: ОККУЛЬТИЗМ.

Слово ОККУЛЬТИЗМ происходит от лат. occultus, "скрытый" и
обозначает все то же учение о существовании скрытой взаимосвязи между
событиями и явлениями, не объяснимой полностью ни с точки зрения
канонического богословия, ни с точки зрения рациональной науки.

     В XII в. рабби Авраам бен Давид из Толедо собрал древние
     тексты, кое-что дописал сам и представил миру первый свод учения
     Каббалы. В XIII в. граф Больштедт, он же Альберт Великий, сложил
     с себя сан епископа и стал учителем оккультных наук. В XIV веке
     Раймонд Луллий создал свою Ars Magna - "Великое искусство",
     книгу по магии и алхимии. В XV веке юный граф Пико делла
     Мирандола понял, что мир видимый и мир невидимый едины, и лучшим
     средством познания этого назвал Каббалу. В XVI веке солдат по
     имени Генрих, за храбрость посвященный в рыцари прямо на поле
     боя под именем Корнелиуса фон Неттесгейм, написал трехтомное
     сочинение о тайной философии - De occulta philosophia,
     фактически стал основателем современного эзотеризма (мы его
     знаем как Агриппу). В XVII веке юный Бенедикт Спиноза... О
     Спинозе, впрочем, разговор более уместен в курсе истории
     религии.

Pазвитие естественных наук в XVI-XVII в. (изобретение телескопа
и микроскопа, бином Ньютона, гелиоцентрическая система) несколько
ослабило интерес к оккультизму, а вскоре настала и эпоха Просвещения,
представители которой стали изгонять из массового сознания не только
дьявола, но и Бога, причем вместе с водой, естественно, выплеснули и
ребенка, да не одного, а нескольких.

Открытие Урана (1784) совпало с началом нового периода в истории
эзотеризма. В конце XVIII и особенно в XIX веке оккультизм возродился
с новой силой в результате философских исканий членов многочисленных
тайных обществ (розенкрейцеры, иллюминаты, масоны), практической
потребности ученых-естественников, гл.об. врачей (Месмер, Галль,
Ганеман), и "открытия" европейцами восточных и своих собственных
древних учений, переработанных на новом теоретическом уровне
(хиромантия, спиритизм, теософия).

     Путем многих проб и ошибок оккультисты искали путь к
     объединению древних, во многом устаревших теорий с данными
     современной им науки.  При этом каждое маленькое общество
     вырабатывало свой понятийный язык.  Различие между этими языками
     дает о себе знать и сейчас.

Так или иначе, к концу XIX века оккультизм в основном сложился
как цельное и вполне научно обоснованное мировоззрение. За весь
девятнадцатый век вообще было сделано очень много - во всех областях
развития оккультизма. Появилось много новых дисциплин. Однако эпоха
fin de siecle ("конца века") и последовавшее за ним двадцатилетие
войн и революций снова смешали все карты. Сначала оккультизм стал
модой, после чего, естественно, появилось множество откровенных
обманщиков и шарлатанов, и дело кончилось тем, что оккультизм
перестали воспринимать всерьез. Над ними стали насмехаться. Даже
Ярослав Гашек в "Похождениях бравого солдата Швейка" вывел
повара-оккультиста Юрайду. Увлекаться оккультизмом стало для
образованных людей зазорным.

В 20-е - 30-е годы начался новый, на сегодняшний день последний
этап в развитии эзотеризма. Слово "оккультизм", ставшее
уничижительным, было забыто, и названия подбирались новые.

Оправилось от ударов судьбы Теософское общество, созданное
Еленой Блаватской. В Швейцарии д-р Рудольф Штайнер основал "храм"
антропософии. В Америке возник Институт парапсихологии, в России -
целое научное направление по исследованию возможностей человека
(Бехтерев). Нацисты в Германии попытались поставить себе на службу
астрологов и ясновидящих. В Англии под именем "Серебряной звезды"
возродился орден "Золотой зари", основанный в конце XIX в., и так
далее.

Самые умные из власть предержащих начали осознавать ценность
эзотерической науки. Все исследования, могущие хоть как-то повлиять
на расстановку сил в мире или на престиж государства, стали
субсидироваться - и засекречиваться. До этих пор вся эзотерика,
включая и церковь, на протяжении тысячелетий жила только на свои
доходы и на частные, пусть даже королевские, пожертвования.

В годы второй мировой войны это развитие замедлилось, многие
эзотерики умерли или погибли. Но сразу после войны оно возобновилось
и быстро пошло вперед. Появились многочисленные общества и
организации, учебные центры, факультеты, издательства и магазины,
стало выходить все больше новых книг и переизданий старых. Появление
компьютеров позволило создать специальные программы и базы данных.
Возникли новые направления и дисциплины, к старым теориям были
найдены новые подходы. И ко всему этому как-то прижилось название
ЭЗОТЕРИКА как некое объединяющее понятие.

+++

Отношение к эзотеризму со стороны различных направлений психологии не одинаково. Представители некоторых направлений психологии, например, аналитической психологии, трансперсональной психологии, психосинтеза, в целом положительно относятся к различным эзотерическим практикам и демонстрируют определённую связь с эзотерическими учениями. С другой, стороны, ряд направлений психологии относится к эзотеризму в целом или к отдельным его направлениям резко негативно. Так, З. Фрейд подвергал критике любые проявления магического и религиозного сознания. Современные критики эзотерики отмечают её возможную связь с различными психическими расстройствами, в частности, с синдромом Кандинского-Клерамбо (синдром психического автоматизма — одна из разновидностей галлюцинаторно-параноидного синдрома; включает в себя псевдогаллюцинации, бредовые идеи воздействия (психологического и физического характера) и явления психического автоматизма (чувство отчуждённости, неестественности, «сделанности» собственных движений, поступков и мышления)).

Современная эзотерика нередко выступает в наукообразном обличье, апеллирует к науке, провозглашая принцип «единства науки, религии и философии». В то же время научная картина мира кардинально отличается от эзотерической: представления эзотерики по основополагающим проблемам происхождения мира, жизни, человека, космологии, биологии, палеонтологии и других наук находятся в противоречии с научными данными. В отличие от науки эзотеризм не ведёт поиск решения проблемы, а предлагает ответы изначально, а метод эзотеризма научно не воспроизводим и не может быть рационально доказано.


Источники :

Либиэр Александр : «История эзотерики».
Wiki
Het Monster : «Тринадцать врат».