Теософия или аферы мадам Блаватской

Термин «теософия» известен со II века н. э., когда его стали употреблять неоплатоники: Аммоний Саккас и его ученики, создавшие философскую систему, главной целью которой было примирить все религии, утвердив единый универсальный принцип и общую систему этики, основанной на вечных истинах.
В «Ареопагитиках» термин «теософия» используется как синоним термина «теология».
Позднее теософию стали противопоставлять богословию (теологии), опирающемуся на идею откровения и догматы церкви. Теософией стали называть богопознание через мистический опыт (непосредственное общение с божеством в состоянии экстаза). Точнее: теософия — это такое учение о божестве, которое опирается на субъективный мистический опыт, но, в отличие от чистой мистики, стремится изложить этот опыт в виде связной системы. Когда теософия понимается в таком широком смысле, в неё включают гностицизм ,  неоплатонизм , каббалу ,  герметизм ,  розенкрейцерство.
Часто теософией называют мистические учения XVI—XVIII веков появившиеся в основном в среде протестантизма. Это учения Майстера Экхарта, Парацельса, Якоба Бёме, Эмануэля Сведенборга, Луи де Сен-Мартена, Фридриха Этингера, Сен-Жермена. Многие теософы (например, Парацельс) предполагали, что теософия включает в себя не только мистический опыт созерцания Божества, но и раскрытие тайн природы и совершение чудес (тауматургию).
В философии Фридриха Шеллинга термин «теософия» обозначал синтез мистического богопознания и рациональной философии. Теософии он противопоставлял «теософизм» — вид мистицизма, исключающий возможность научного познания.
После Шеллинга термин «теософия» употребляли в качестве названия своего мировоззрения Ф. К. фон Баадер, А. Розмини («Teosofia»), Ф. Б. Трентовский («Teosofia wszyskich ludów»).
Под влиянием Шеллинга, в системе  русского  религиозного мыслителя , мистика и поэта Владимира Соловьёва появляется термин «свободная теософия». Свободная теософия является цельным знанием — высшим синтезом рационального и эмпирического знания с мистическим знанием. Характеристика «свободная» подчёркивает отличие от традиционной теософии: свободная теософия есть творческий продукт критической мысли, опыта и мистического откровения.


В конце XIX века теософия пережила свое очередное оккультное рождение. Теософский эзотеризм обязан своим появлением Елене Петровне Блаватской (1831-1891), известной на Западе как мадам Блаватская, которая стояла у истоков Теософского общества, созданного в Нью-Йорке в 1875 году. Эзотерическая теософская традиция, основанная Блаватской, впитала в себя некоторые философские и религиозные традиции, в том числе зороастризм, индуизм, гностицизм, манихейство и каббалу. Оно не пользовалось большой популярностью во времена жизни своей основательницы в основном из-за сомнительной репутации Елены Петровны, постоянно вспыхивавших вокруг ее имени скандалов и недоказуемости делавшихся ею заявлений. Но вскоре после смерти Блаватской (в 1891г.) в обществе началось увлечение востоком и теософия оказалась востребованной.

Критики считают мадам Блаватскую «одной из самых законченных, изобретательных и интересных жуликов в истории».  Преданные последователи считают ее святой и гением. Они утверждают, что она открыла для себя истинную природу мироздания, обладала  ясновидением или интуицией, не нуждалась в научной подготовке и связи с другими учеными. Поскольку эти характеристики не противоречат друг другу, возможно, она была одновременно и мошенницей и святым гением. Многое из того, что известно о Блаватской, известно только с ее слов и легенд ее преданных последователей. По утверждению Блаватской, она провела несколько лет в Тибете и Индии, где была посвящена в оккультные тайны различными «мастерами» (махатмами или адептами), в частности Мориа и Кут Хуми, обладателями астральных тел и экстрасенсорных возможностей, сакральными хранителями Древней Мудрости. Она писала, что эти мастера хотят объединить все человечество в некое братство, несмотря на то, что все они обитают в самом отдаленном уголке мира и, по-видимому, меньше кого либо другого контактируют с другими людьми.

+++

Позднее теософское движение разделилось на несколько ветвей. В целом, в мире существуют четыре типа организаций, имеющих отношение к теософии:
1. Международное Теософическое Общество с штаб-квартирой в Адьяре (Индия), которое считается самым первым, основанным еще Е.П. Блаватской. Оно имеет представительства во многих странах мира;
2. Теософическое общество со штаб-квартирой в Пасадене (США), которое также является международным и происходит от американской секции, возглавлявшейся одним из основателей Теософического Общества, Уильямом Джаджем, и отделившейся вскоре после смерти Е.П. Блаватской. Отделения этого общества также можно встретить в разных странах мира, однако они не столь распространены;
3. Национальные теософические общества, по разным причинам не входящие ни в одну из этих структур; как правило, они являются ветвями Международного Теософического Общества, утратившими с ним связь, или организациями, созданными энтузиастами на местах;
4. Структуры, созданные в качестве альтернативы Теософическим Обществам и не носящие такого названия, например Объединённая Ложа Теософов, Theosophy International, различные рериховские и антропософские общества.

Краткое знакомство с теософией.

Слово "теософия" происходит от двух греческих слов – theos (Бог) и sophia – (мудрость) – и значит "божественная мудрость". Последователи этого движения уверены в том, что теософия объединяет в себе сущность и основу всех мировых религий. Девиз теософского движения: "нет религии выше Истины", положенный Е.П. Блаватской в его основу, позаимствован ею у Махараджи Бенареса. При этом теософия отвергает принципиальную возможность  познания Абсолютной Истины людьми, не посвященными в эзотерические учения, квинтэссенцией которых она считает себя.
Фундаментом теософского учения является работа Блаватской "Тайная Доктрина", в которой изложены основы "истинной" космогонии, сотворения мира (космогенезис),  краткая история человечества (антропогенезис) и краткая история религий.

Целями теософского общества, по заявлениям основательницы, являются:
1) братство человечества без различия рас, цвета кожи, религии или социального положения;
2) изучение древних мировых религий для сравнения и формулирования универсальной этики;
3) изучение и развитие скрытых божественных (сверхъестественных) сил в человеке.

Учение теософии базируется на трех "фундаментальных истинах", так сказать "догматах", теософии:
1) вездесущий, вечный, беспредельный и непреложный Принцип есть источник и первопричина мироздания; о Принципе ничего не известно, кроме того, что он есть и  является первопричиной всего мироздания;
2) вселенная вечна и циклична в своем развитии;
3) всемирная душа тождественна индивидуальной душе каждого человека, также она называется "седьмым принципом", считается, что это "высшее я" человека.

Первая "истина" учит, что человек постигает Абсолют через его проявления, которые безличностны по своей природе и выражаются в законах, управляющих жизнью вселенной. Вторая гласит, что душа эволюционирует в своем развитии от менее совершенных форм жизни к более совершенным, что этот процесс протекает в соответствии с определенными циклами. Вселенная циклично развивается в вечности. Нет момента начала и нет точки конца в этих космических циклах. Третья "истина" провозглашает "божественность" человека, тождественность его души всемирной  превысшей душе (эта доктрина аналогична учению адвайта-веданты). Из этого следует идея обожествления человека. Человек по природе есть Бог, сущность Бога и человека идентичны.
Космос, по учению теософии, является самодостаточным. Проявленная (физическая) вселенная представляет собой самый низкий уровень бытия, над которым есть высшие, состоящие из более тонких, по сравнению с физическим миром, слои материи. Эволюция космоса есть результат действия трех творческих волн логоса. Логос – это первое слово, раздающееся в безмолвии. Это первый звук, посредством которого "зачинается" вселенная. Это вибрация "божественной энергии". Он означает также божественную мысль, которая дает начало дальнейшему процессу созидания вселенной.
В творении принимает участие не только логос, но и другие "великие существа" – дхиан-коганы, или ангелы, те, кто завершил свою человеческую эволюцию в прошлой манвантаре (прошлом цикле расширения и сжатия вселенной) на той или иной планете. Также в теософском учении они называются планетарными духами, созидателями миров.

Всей иерархией сознательных сущностей руководит Логос. Он обладает сознанием и является индивидуальностью. В этой иерархии каждое существо имеет свою определенную задачу в строительстве и управлении космосом на протяжении его существования.
Логос создает внутри себя проект всей системы этой вселенной, все "прообразы" сил и форм и определяет, как и через какие стадии каждый из них должен осуществляться в эволюционной схеме его системы. Таким образом, до возникновения Вселенной вся ее структура заключается во "вселенском разуме логоса", существует в нем как идея – все, что в ходе последующего процесса строительства воплощается в  жизнь.
Логос является "творцом" вселенной как "архитектор", создавший ее план, который воплотили в реальность дхиан-коганы (ангелы).
Первичным материалом, или "сырьем" для космической материи, является некая "пракосмическая субстанция" – непроявленная девственная материя. Эта "растворенная" материя является невообразимо тонкой субстанцией. Из нее создаются все виды космической материи – от тончайшего до самого грубого.

Теософия различает семь состояний космической материи – семь степеней ее тонкости. Из них только седьмое – самое низшее, самое грубое состояние, видимо физическим глазом: это материя нашего физического мира. Шесть высших состояний невидимы и нашим физическим чувствам недоступны. Каждое из семи состояний космической материи образует свою особую космическую сферу, свой особый план, или мир.

Устройство человека по принципу подобия отражает устройство мира. Теософия различает в человеке семь принципов (семь видов тонких тел). Приведем описание человеческого устройства в соответствии с тем "откровением", которое было дано Е.П. Блаватской "махатмами".

1. Физическое тело, полностью состоящее из материи в ее наиболее грубой и осязаемой форме.
2. Жизненный принцип (дживатма), форма силы: она неразрушима и, разобщенная с одной совокупностью атомов, немедленно притягивается другими.
3. Астральное тело (лингашарира) состоит из эфирной, бесплотной материи в своем обычно пассивном состоянии – точная, но очень призрачная копия тела; активность, уплотненность и форма астрального тела всецело зависят от кама-рупы.
4. Астральная форма (кама-рупа, тело желаний) – принцип, определяющий конфигурацию эго.
5. Животное сознание человека (физическое сознание, эго) аналогично уму, инстинкту, памяти, воображению и т.д., присущее высшим живым существам, но в пропорционально более высокой степени, чем у животных.
6. Высший (духовный) ум, сознание,духовное эго, в котором главным образом пребывает самосознание совершенного человека, хотя низкое смутное животное сознание сосуществует с ним.
7. Дух – эманация Абсолюта: он нетварен и вечен, скорее, является состоянием, чем существом.

Эта классификация была видоизменена Синнетом в "Эзотерическом буддизме" (1883) следующим образом:
1. Тело – рупа;
2. Жизненность – прана, или джива;
3. Астральное тело – лингашарира;
4. Животная душа – кама-рупа;
5. Человеческая душа – манас;
6. Духовная душа – буддхи;
7. Дух – атма.

Что такое рай и ад в теософии? Авичи (avitchi) – ад, как и дэвачан (deva chan) – рай – это состояние грез, которые испытывает душа, находясь в кама-локе (мир желаний и страстей, астральный мир), это внутренние переживания души, подобные сну. Дэвачан – положительные воспоминания, авичи – отрицательные. Состояния эти длятся до тех пор, пока не закончится карма, определившая  их. Например с  христианским пониманием рая и ада теософское учение об авичи и дэвачане ничего общего не имеет, христианскую трактовку данных понятий теософия отвергает.
Теософия признает закон кармы одним из основных законов мироздания так же, как и закон перевоплощения (реинкарнации). Эволюция монады (души), согласно теософии, выглядит следующим образом: сначала монада погружается в минеральное царство и становится камнем. Потом следуют растительное, животное, человеческое, ангельское царства и т.д. Эволюция монады на каждой планете может проходить только в одном царстве, поэтому для дальнейшей эволюции в более высоком царстве монада меняет планету.

Луна сыграла самую большую и самую значительную роль, не только в образовании Земли, но и в наполнении ее человеческими существами. Монады, которые проходили животную стадию эволюции на Луне, закончив там свой цикл, должны были начать новую ступень жизни на Земле – человеческую эволюцию.

Теософская версия эпох основана на буквальной интерпретации различных классических мифов, но также включает значительную долю фантазии и очень много исторически неверной информации. Теософы считают, что современная цивилизация ведет свое происхождение от фантастических континентов Атлантиды и Лемурии, и что развитие человечества идет от первоначально духовного плана вниз к физической кормушке, которую мы в настоящее время проходим. Они считают, что сейчас мы возвращаемся к более духовному плану существования, поэтому предполагающийся неизбежным приход эры Водолея является главным шагом вперед к духовному обновлению.
Эти основополагающие концепции показывают, что теософы, глядя в прошлое, в ранние века, видят золотой период простирающимся в доисторическую древность. Но это не подтверждается историческими данными. 

+++

Человечество в процессе своей эволюции, согласно теософскому учению, должно пройти семь рас. Останавливаться на их описании нет никакого смысла. Тот кто захочет ознакомится с этим увлекательным фантастическим чтивом, может легко найти его в интернете.
По мнению теософов, все религии являются искажением данных "учителями человечества" истин, и  цель теософии – возродить то "истинное знание", которое было открыто человечеству "великими учителями".
Е.П. Блаватская принадлежала к масонскому ордену. Судя по всему, она была неплохо знакома с каббалой. "Тайная Доктрина" Е.П. Блаватской является достаточно фундаментальным трудом и по обзору тем, и по своему объему.
Теософом, по утверждениям Е.П. Блаватской, может стать любой человек "со средними умственными способностями и склонностью к мистицизму, не эгоист, ведущий чистую жизнь, находящий больше радости в возможности помогать ближнему, чем получать помощь самому, всегда готовый жертвовать своими удовольствиями ради пользы других, любящий Истину, Добро и Мудрость ради них самих, а не ради предоставляемой ими пользы".

 Человек, который решил стать теософом, должен придерживаться следующих принципов:

1.  Он должен изучать и понимать теософическое учение, делиться полученными знаниями с другими.
2.  Вносить дух полученных учений в свою индивидуальную жизнь.
3.  Пользоваться каждым случаем, чтобы объяснять, что такое теософия, при этом стараться вызвать у окружающих интерес к ней.
4.  Содействовать распространению теософской литературы везде, где возможно.
5.  Защищать честь общества личным примером; для общества важно не количество, а "качество" членов.
6.  Для члена общества важно исполнять свой долг по отношению ко всем людям, в особенности по отношению к тем, с кем связан общественными или родственными узами.
7.  Себя теософ должен рассматривать как частицу коллективного человечества, а не как личное я. Основной теософский принцип – каждый должен жить для всех и все для каждого. Интересы общества – на первом месте, личные – на втором.
8.  При обсуждении того, что может считаться мудрым, а что – не мудрым, при исполнении своего долга решение принимает отдельная личность, но каждый должен спросить себя, может ли данный его поступок соответствовать теософским принципам и содействовать росту и успеху общества.
9.  Истинный теософ должен повиноваться повелениям голоса своего "высшего я", того божественного начала, которое составляет его истинную суть. Идеальные законы могут быть приняты только интуицией, они выше области аргументов и диалектики.
10. Теософ должен контролировать, побеждать с помощью "высшего я" свое "низшее я" и морально очищать себя.
11.Теософ не должен бояться никого и ничего, кроме суда своей собственной совести.
12.Теософ не должен делать ничего наполовину: если он думает, что его поступок хорош, он должен совершать его открыто и смело, если же он плох – не совершать его.
13.Общественное мнение не должно иметь для теософа никакого значения.
14.Теософ должен жертвовать временем, деньгами и всем, что могло бы доставить личную выгоду во имя посвящения себя исключительно интересам общества.
15.Теософ должен бороться с фанатизмом, в какой бы форме он ни проявлялся, – религиозной, научной или социальной, и в особенности – с ханжеством во всех его видах.
16.Теософ должен воплощать в жизнь самые возвышенные нравственные идеалы, стремиться осознать свое единство со всем человечеством и непрестанно трудиться для других.

Если оккультист не поступает в соответствии с указанными принципами, он действует эгоистически, для своего собственного благополучия; а если он имеет больше практических способностей, чем обычные люди, он становится гораздо более опасным врагом для всего мира и окружающих, чем простой смертный.

+++

Мадам Блаватская была невероятно целеустремленной личностью и хорошо знакома с трюками медиумов, которые освоила во время своего прибывания в Египте. В самом начале существования Теософского общества она пользовалась подобными трюками для обмана других людей, чтобы убедить их в своих паранормальных способностях. Чтобы укрепить свой авторитет и добиться расположения других людей, она мистифицировала материализацию чайной чашки с блюдем и записывала послания, якобы продиктованные ее великими учителями.
В 1875 году Блаватская, юрист и писатель Генри Стилл Олкотт, а также У.К.Джадж организовали в Нью-Йорке Теософское общество. Блаватская познакомилась с Олкоттом в 1874 году. В то время он финансировал спиритическую деятельность братьев Эдди в Вермонте. Совместными усилиями этих и других единомышленников и было основано Теософское общество. Несколько лет спустя Блаватская и Олкотт поехали в Индию, где организовали штаб-квартиру Общества. В 1885 году, после сеансов мнимой материализации, Блаватскую стали подозревать в мошенничестве.
В 1888 году она написала свой главный труд – книгу «Тайная доктрина». Книга стала «попыткой примирить науку, Древнюю Мудрость и культурное наследие человечества с помощью… космологии, истории, религии и символизма». По мнению Блаватской, главная задача Теософского общества в том, чтобы объединить все религии, секты и нации в общую систему нравственных принципов, опирающуюся на вечные истины.
Она не отвергает религии, такие, как христианство и индуизм, но утверждает, что все религии имеют экзотерические и эзотерические традиции. Экзотерические традиции уникальны и различны для каждой религии. Эзотерическая доктрина является одинаковой для всех. Она утверждала, что передает мудрость общих эзотерических учений. И хотя она вначале занималась спиритизмом, Блаватская в конце концов заявила, что «духи умерших не могут вернуться на землю — за исключением редких и исключительных случаев ….»
Одно поражает – если теософия настолько древняя и универсальная, то почему вплоть до 1875 года она оставалась неизвестной? Мадам Блаватская предложила свой ответ. По ее словам, причиной тому послужило добровольное игнорирование. Мы, люди, утеряли истинную духовную проницательность, поскольку мы чересчур погружены в мир здравого смысла и слишком долго были рабами мертвого письма, состоящего из догм и ритуалов. Но самая веская причина, пишет она, заключается в том, что истинная теософия всегда хранилась в тайне. Существует несколько причин, по которым все происходило именно так.
Во-первых, упрямство и эгоизм, присущие природе обычного человека, всегда подталкивали его к удовлетворению личных желаний, к тому, чтобы навредить соседям и ближайшим родственникам. Таким людям никогда нельзя было доверять священные тайны. Во-вторых, они были ненадежны для того, чтобы беречь священные и божественные знания от осквернения. Именно последняя причина привела к искажению наиболее величественных истин и символов и к постепенному превращению духовного в очеловеченные, конкретные и грубые образы – другими словами, к попиранию божественной идеи и к идолопоклонству (Ключ к теософии).
Что же изменилось к концу 19 столетия? Если в то время люди стали менее упрямыми, эгоистичными или нечестивыми, то подобная информация немало потрясла бы социальных историков.

Древняя Мудрость

Так называемая Древняя Мудрость представляет собой компиляцию индуистских, египетских, гностических и других экзотических писаний и учений, смешанную с неоплатонизмом, оккультизмом и легендами, вроде мифа об Атлантиде. Это философии и истории для тех, кто испытывает священный трепет от таких слов, как тайна, особый, духовный, трансформация, эзотерика, оккультный и т.п. Она обещает увести от зла этого мира, особенно телесного, давая при этом объяснение злу. Они утверждают, что причина торможения духовного прогресса это ужасные вещи во Вселенной, которые называются «материи». Они обещают союз с некоторыми большими моральными целями, предлагая членство в особом изолированном обществе. Но, наверное, самая большая привлекательность для присоединения к таким эзотерическим обществам в том, что от вас не требуют пойти в колледж, и вам не придется читать Канта.
Что вам действительно нужно, так это склонность к оккультизму. По словам Блаватской, это опасная материя, но теософия может помочь.
Не зная истинного значения священных эзотерических символов природы, человек способен переоценить силу своей души, и, вместо того, чтобы общаться на духовном и ментальном уровне с высшими небесными существами, с добрыми духами… он будет неосознанно взывать к злым, темным силам, витающим над людьми – бессмертным, жутким порождениям человеческих преступлений и пороков и таким образом опустится с уровня теургии (белой магии) до черной магии.
По мнению Блаватской, никто не может быть истинным оккультистом, не став истинным теософом; иначе он попросту будет черным магом, сознательно или неосознанно. Она даже думала, что гипноз является оккультным искусством.
Оккультными науками не являются, как указано в энциклопедиях, «мнимые науки средневековья, связанные с предполагаемым действием или влиянием оккультных или сверхъестественных сил, как алхимия, магия, черная магия, астрология», потому что они являются реальными, фактическими и очень опасными науками. Они раскрывают секрет силы вещей в природе, учат развитию и культивированию скрытых в человеке сил, что дает ему огромные преимущества перед более невежественными смертными. Гипноз в настоящее время широко распространен и является предметом серьезного научного исследования. Гипнотические силы были обнаружены почти случайно, умелый гипнотизер может делать с человеком почти все, начиная от принуждения валять дурака до приказа совершить преступление. Разве это не страшная сила, если она попадет в руки недобросовестных людей? И, пожалуйста, помните, что это лишь одно из мелких ответвлений оккультизма. (Ключ к теософии)
Блаватская, возможно, думала, что она поняла тайну божественной сущности, но скорее всего она просто поверила слухам. Считается что ни одно из так называемых «трансовых» состояний не является уникальным состоянием сознания, эти состояния регулируются социальной ролью, правилами игры, что подтверждают многие современные психологи, в том числе Николас Спанос.

Где аплодисменты?

Читатель может поинтересоваться, почему теософия не была признана универсальным спасительным средством всего человечества. Для некоторых это станет признаком того, что от теософии надо держаться подальше. Многие люди не восприняли всерьез рассказы русской женщины благородного происхождения о том, что в детстве ее посещали видения высокого индуса, который однажды материализовался в Гайд-парке и стал ее гуру и советчиком. Многие скептики посмеиваются над ее дворянскими корнями и последующей деятельностью в качестве циркового исполнителя и ассистента медиума, отказываясь замалчивать такие ее недостатки, как бессовестный обман. Другие люди попросту обходят ее доктрины стороной. Помимо высоких нравственных норм, стремления к миру во всем мире и доброжелательности по отношению к другим людям, есть определенные сомнения, действительно ли существуют все эти арии, астральные тела, Атлантида, эволюция духовных рас, паранормальные способности и т.д. Кому-то это покажется ничем не хуже библейских идей о Троице, но скептики расценивают как очередной метафизический бред. Наконец, многих отпугивает самодисциплина, требуемая теософией. Эти требования были описаны выше, но главное стоит повторить:
… главнейшее изо всех правил заключается в полном отречении от своей личности – преданный член должен стать истинным альтруистом, никогда не думать о себе и забыть о собственном тщеславии, гордости и благе своих близких, за исключением собратьев по эзотерическим кругам. Он должен жить в соответствии с принципами, воздерживаясь от всего, жить по законам самоотречения и строгой  морали, выполняя свой долг перед человечеством.
Каждый член должен быть либо филантропом, либо ученым, исследующим арийские тексты и другую древнюю литературу, либо учеником, постигающим запредельное.
Непростая это жизнь – следовать пути махатм и Древней Мудрости, стремясь к объединению человечества в Великое Братство духовно развитых людей, обладающих тайными знаниями о таком чудесном месте для отдыха астральных тел, как Атлантида. Мечта о Братстве Людей остается мечтой, однако мадам Блаватская внесла свою посильную лепту, ибо теософские общества существуют и поныне в различных странах мира.

+++


Елена Петровна Блаватская (урождённая Ган, нем. von Hahn; 31 июля [12 августа] 1831, Екатеринослав ныне  Днепропетровск, Российская империя— 26  апреля  [8 мая]  1891 ,  Лондон ,  Англия) — русская дворянка, гражданка США.
Е. П. Блаватская получила солидное домашнее образование. Чудеса сопровождали Блаватскую с ранних лет. Девочка уверяла взрослых, что у нее есть хранитель — индус в белом тюрбане, который направляет и оберегает ее. По свидетельству близких, вокруг нее двигались предметы и звенели невидимые колокольчики, она умела читать нераспечатанные письма и пронзать электрическим разрядом сидящих перед ней людей. С возрастом она подчинила эти явления своей воле и очень редко делала окружающих свидетелями подобных чудес.

Однако исследователь А.Н. Сенкевич утверждает, что из всего этого документально подтверждены лишь телепатические способности. Так, ученый приводит интересный факт биографии Блаватской. Не обладая особой природной красотой, в юности она пользовалась ничем не объяснимой большой популярностью у молодых людей. Такую красоту он называет «магнетической».

Чтобы обрести независимость и избавиться от контроля родных, Елена в 17 лет выходит замуж за генерал-губернатора Ереванской провинции Никифора Владимировича Блаватского. Известно, что позже Елена заявит о том, что супруг был гораздо старше ее.

У автора работы «Блаватская» другая версия событий. Во-первых, замуж она вышла из-за несчастной любви. Именитые родственники Елены не посчитали достаточно родовитым ее избранника и поспешили побыстрее выдать ее за другого — господина Блаватского.

Во- вторых, последний был не так уж и стар. Ему было тридцать восемь. По тем временам это считалось классической разницей в возрасте, ровно настолько отец Елены был старше ее матери.

Как бы то ни было, молодожены Блаватские перебираются в Тифлис. Несмотря на то, что брак так и остался фиктивным, все попытки развестись оказались неудачными. Не прожив с супругом и года, Елена бросает его. Верхом на лошади одна она умчалась из Тифлиса, пересекла русско-турецкую границу и «зайцем» на корабле добралась до Константинополя.

Версия А.Н Сенкевича более оригинальна. По его мнению, в Тифлисе события происходили так. Новоиспеченная жена не стала долго размышлять о своем неудачном браке и быстро нашла утешение в объятиях молодого офицера, служившего там же. На беду молодой человек оказался весьма родовит и послан на Кавказ, чтобы сделать блестящую карьеру, еще бы ведь он был приближен к будущей императрице. Итак, по этой версии Елена была практически депортирована из страны за эту связь. Указывается, что уже тогда без надлежащих документов пересечь границы было не так-то просто, тем более молодой девице, которой не откуда было взять денег. Без помощи влиятельных лиц, желавших, чтобы Елена уехала из страны здесь не обошлось.

Елена добралась до Каира, где из-за отсутствия денег ей пришлось работать наездницей в цирке. Там она встречает оперного певца Миштровича, за которого впоследствии выходит замуж и перебирается в Европу. Эту версию изложил в последующем ее двоюродный брат Сергей Витте (выдающийся русский политик). Но сама Елена Петровна отрицала свое «цирковое» прошлое и брак, заявляя, что Сергей тогда был еще слишком мал, чтобы правильно понять ход событий.

По некоторым данным, Блаватская даже собиралась в последние годы жизни подать в суд на газету «Сан», опубликовавшую эти сведения, и представить доказательства того, что она девственница.

С. Ю. Витте относился к ней весьма иронически, хотя и считал её очень талантливой женщиной.
В своих воспоминаниях он пишет:

«Я помню, что когда я познакомился в Москве с Катковым, он заговорил со мной о моей двоюродной сестре Блавацкой, которую он лично не знал, но перед талантом которой преклонялся, почитая её совершенно выдающимся человеком. В то время в его журнале «Русский Вестник» печатались известные рассказы Блавацкой «В дебрях Индостана», и он был очень удивлен, когда я высказал мое мнение, что Блавацкую нельзя принимать всерьез, хотя, несомненно, в ней был какой то сверхъестественный талант. <...> она могла писать целые листы стихами, которые лились, как музыка, и которые не содержали в себе ничего серьезного; она писала с легкостью всевозможные газетные статьи на самые серьезные темы, совсем не зная основательно того предмета, о котором писала; могла, смотря в глаза, говорить и рассказывать самые небывалые вещи, выражаясь иначе - неправду, и с таким убеждением, с каким говорят только те лица, которые никогда кроме правды ничего не говорят. <...> Рассказывая небывалые вещи и неправду, она, по-видимому, сама была уверена в том, что то, что она говорила, действительно было, что это правда, — поэтому я не могу не сказать, что в ней было что-то демоническое, что было в ней, сказав попросту, что то чертовское, хотя, в сущности, она была очень незлобивый, добрый человек. Она обладала такими громаднейшими голубыми глазами, каких я после никогда в моей жизни ни у кого не видел, и когда она начинала что-нибудь рассказывать, а в особенности небылицу, неправду, то эти глаза все время страшно искрились, и меня поэтому не удивляет, что она имела громадное влияние на многих людей, склонных к грубому мистицизму, ко всему необыкновенному.»

Дальнейшее повествование жизни Блаватской продолжается рассказом о том, что Елена объехала много стран: Америку, Англию, Египет, Малую Азию, Китай и Японию. Она изучала магию египетских мудрецов и кабалу — эзотерическое учение иудеев. В Италии Елена сражалась в рядах гарибальдийцев. Во время одного из сражений ее извлекли из-под груды мертвых тел с двумя переломами рук, мушкетными пулями и с сабельным ударом, но чудесным образом Блаватская осталась жива. Этот период жизни биографы Е. П. Блаватской описывают с затруднением, так как сама она дневников не вела, и никого из близких, кто мог бы рассказать о ней, рядом не было.В целом представление о маршруте и ходе путешествий основывается преимущественно на собственных воспоминаниях Блаватской, которые местами содержат хронологические противоречия.

А.Н. Сенкевич также подвергает сомнению факт сражения Елены Петровны в рядах гарибальдийцев. Основанием чему послужили воспоминания одной из журналисток - современниц Блаватской, которая увидев якобы сабельный удар усомнилась в его происхождении, решив что он больше похож на удар хлыста, возможно полученный во время работы в цирке.

Официальная версия рассказывает, что 12 августа 1851 года в день своего двадцатилетия на первой всемирной выставке в Лондоне Елена встречает индуса, в котором узнает таинственного покровителя, являвшегося ей в детских снах. Мужчина оказался среди индийской делегации. Он предрекает девушке, что она создаст учение, способное направить человечество на путь света и истины. Для свершения этого, ей необходимо пройти трехлетнее посвящение в Тибете, который в то время был закрыт для европейцев.

Чувствуя особенность своего предназначения, Блаватская предпринимает несколько попыток попасть в Тибет, но безуспешно. Целых семнадцать лет ей понадобилось, чтобы выполнить указание учителя. За это время она совершила два кругосветных путешествия, сталкивалась со смертельными опасностями, но каждый раз чудом избегала смерти, несколько раз Блаватская серьезно заболевает, но без всякой помощи исцеляется. После каждой болезни ее сверхъестественные способности растут. Современники рассказывали, что она могла предсказывать будущее, читала закрытые письма, отвечала на вопросы, которые задавались мысленно, по просьбам людей общалась с умершими близкими родственниками, видела умерших в день смерти.

Вернувшись в Европу, Елена Петровна оказалась без средств к существованию. Сначала она работала ассистенткой у спирита Юма, затем ее выручили музыкальные способности. Самостоятельно изучив фортепиано, она стала известной пианисткой и гастролировала по Италии, Англии и России под именем мадам Лауры.

Через десять лет отсутствия Блаватская вернулась в Россию, где прожила еще год, затем снова перебралась в Тифлис. Там мистик провела еще четыре года. Стремясь обрести финансовую независимость, она открыла свое небольшое дело и занималась изготовлением искусственных цветов и чернил.

Но в 1868 году тридцатисемилетней Блаватской снова явился учитель, который напомнил о ее миссии — познание тайн Тибета и заверил, что в этот раз ей будет сопутствовать удача. Предсказание сбылось. Блаватская стала первой европейской женщиной, которая прошла посвящение в Тибете. Рассказывать об этих трех годах Елена Петровна не любила. Мистики Тибета дают обет молчания и обязаны никогда никому не рассказывать что-либо, связанное с обстоятельствами их ученичества. Известно только, что жила она недалеко от резиденции Таши-Ламы и стала учеником двух Учителей (Махатм), от которых получила сведения о некой тайной науке.

Из Тибета она возвращалась на грузовом пароходе, перевозившем порох для фейерверков. Пароход взорвался. Выжили только шестнадцать пассажиров, среди них и Блаватская, еще раз чудом избежавшая смерти.

В 1973 году она поселилась в Америке, где в то время был спиритический бум. Вначале Блаватская выступала сама как спирит, а потом стала разоблачать спиритические сеансы. Вскоре она получила американское гражданство.

11 ноября 1875 года в Америке, вместе с полковником Генри Стилом Олькоттом основывает Теософское общество (первым президентом общества стал Олькотт, а Блаватская назначена членом-корреспондентом, но фактически идейным вдохновителем и лидером общества была именно Елена Петровна). Целями его деятельности было провозглашено создание вселенского братства человечества независимо от расы, религии, национальности и сословия, сравнительное изучение религии, философии и науки, а также исследование необъяснимых законов природы и сил сокрытых в человеке. Вскоре теософское общество приобретает мировую популярность.
Сама Блаватская знала только «живые» европейские языки и работала с доступными ей переведенными первоисточниками. Итак, она смогла адаптировать древние восточные тексты под идеи западного оккультизма, чем дала пищу для творческих людей всего мира. Ее идеи казались чем-то новым, революционным и потрясли Америку и Европу.

Однако современные ученые, в частности владеющие «мертвыми языками», ее труды относят скорее к литературному творчеству, а не к серьезным научным работам . На вопрос, что было в ее книгах такого важного, что заставляло тысячи людей по всему миру идти за ней, например А.Н. Сенкевич отвечает: «другой мир, другая система духовных координат и ценностей, отличная от христианских». Она обратила внимание человечества на особенности человеческой психики, на которые до нее никто не обращал внимание, показала, что человек может многое.

На вопрос "что такое Бог" Блаватская отвечала: "Бог — это таинство космических законов и Бог не может принадлежать только одному народу: Будда, Христос, Мухаммед — великие учителя человечества. Религиозные войны — это тягчайшие преступления против законов космоса и против всех людей. Отпущение грехов невозможно. Их можно искупить только милосердными поступками».

Хотя скептики нашлись и тогда. Так газета «Нью-Йорк Таймс» отказалась рецензировать работу «Разоблаченная Изида» или «Изида без покрова» - двухтомный труд, который Блаватская написала за несколько месяцев.

Однако это не помешало книге иметь ошеломляющий успех. Работа над ней подорвала силы Елены Петровны. В 1878 году врачи констатировали смерть Блаватской. Тело готовили к кремации, но родные получили анонимную телеграмму: «Она не умерла. Ей необходим отдых». На пятый день Блаватская очнулась как ни в чем не бывало.

После своего чудесного пробуждения она вместе с полковником Олькоттом отправляется в Индию, где принимает буддизм. В городе Мадьяре они основывают штаб-квартиру Теософского общества. Но, именно в Индии началась травля Блаватской. Ее развернули христианские миссионеры, которых Елена Петровна не раз критиковала.

Остаток жизни мистик посвятила пропаганде теософии. Ее обвиняли в контактах с дьяволом, в занятиях спиритизмом. Хотя сама Блаватская, отдав много лет увлечению спиритизмом, затем доказывала вредность этих опытов для здоровья.

Елену Петровну обвинили в мошенничестве. Основанием для обвинений послужил вердикт, вынесенный Обществом психических исследований, опубликованный в 1885 году. Лондонское общество психических исследований взялось провести экспертизу сверхъестественных способностей основательницы теософского движения и получило результат: все ее чудеса – мошенничество, обман, ловкость рук! Ей говорили, что ее великие учителя — просто выдумка.

Также Блаватскую обвиняли в шпионаже в пользу России. Основанием для этого послужило ее письмо к российским спецслужбам (некоторые исследователи, впрочем ставят его подлинность под сомнение), где она в 1972 году предлагает свои услуги в качестве осведомителя. Однако руководство III отделения не приняло предложения. Постепенно конфликт был улажен, но честное имя Блаватской так и не было восстановлено еще более ста лет.

Известный писатель того времени Всеволод Соловьев, лично знакомый с Еленой Петровной, назвал ее «ловцом душ» и безжалостно разоблачил в своей книге. В результате его усилий перестал существовать парижский филиал Теософического общества.

Она уехала из Индии в 1884 году — морально уставшая и смертельно больная. Последнее пристанище обрела в Лондоне, где завершила главный труд своей жизни. В январе 1885 года женщина снова на несколько дней впадает в летаргический сон. После пробуждения она пишет книгу «Голос молчания», а затем труд «Тайная доктрина». В последнем было предсказано множество научных открытий.

В 1891 году Елена Блаватская умерла от гриппа, всего три месяца не дожив до своего шестидесятилетия. Ее прах был разделен на три части, которые хранятся в Нью-Йорке, Мадьяре и Лондоне в собственных комнатах Блаватской. Многие события ее жизни не поддаются рациональному объяснению и даже если она была великим мистификатором, то ее деятельность бесспорно сблизила цивилизации запада и востока.

Религиоведы относят учение Е. П. Блаватской к синкретической религиозной философии. Его основные идеи заимствованы главным образом из европейской мистической и оккультной литературы,   гностицизма, каббалы , а также из учений брахманизма, буддизма и индуизма. В целом в учении причудливым образом нашли отражение «мистицизм и атеизм, сравнительно-историческое  религиоведение  и  утопизм».  Н. Л. Пушкарева считает, что «теософия сама является своеобразной  псевдорелигией, требующей к себе веры». Л. С. Клейн замечает, что Блаватская «проповедует эзотерический (открываемый только избранным) буддизм, разработав на его основе свою „теософию“ (букв. богомудрие), хотя идея персонифицированного Бога ей чужда. Из буддизма её теософия заимствовала идею безличного Бога.» По мнению А. В. Саввина, Е. П. Блаватская была одной из «видных идеологов  оккультизма  и сатанизма» .
Некоторые исследователи оценивают теософию Блаватской как одно из крупных современных религиозно-философских направлений Запада, а жизнь и творчество Елены Петровны — как занимающие особое место в истории философии.
Исследователи объясняют популярность учения Е. П. Блаватской в Европе тем, что оно предлагало религию, приспособленную к мышлению людей XIX века, пронизанному рационализмом и позитивизмом; в Индии оно отвечало исканиям здешних религиозных реформаторов, стремившихся связать ценности индуизма с ценностями других мировых религий.