Оркус / Orcus & Вант / Vanth



Оркус — римский бог смерти. Первоначально был одним из демонов или божеств загробного мира у этрусков.

Этруски  — древняя цивилизация, населявшая в I тыс. до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова  (область — древняя Этрурия, современная Тоскана) между реками Арно и Тибр и создавшие развитую культуру, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние.
Этруски долго сохраняли архаические культы первых италийских поселенцев и проявляли особенный интерес к смерти и загробному миру. Поэтому этрусское искусство значительно было связано с украшением гробниц, причем исходя из концепции, что предметы в них должны сохранять связь с реальной жизнью. Самым примечательным из сохранившихся памятников являются скульптура и саркофаги.
Загробный мир занимал важное место в мифах этрусков. Весьма многочисленны боги подземного мира, из которых наиболее известен Фебруус . Потусторонним миром управляла Танр — змееволосая богиня, напоминающая медузу Горгону. Связующим звеном между мирами живых и мертвых была Вант — богиня с факелом, напоминающая образ статуи Свободы. Этрусский Аид был населен греческими мифологическими персонажами, а также некоторыми местными, таким как Сатре (Сатурн).
По результатам археологических находок можно говорить о переходе от кремации, свойственное захоронением культуры Вилланова, к ингумации. Этот переход начался в VIII в. до н. э. и продолжался довольно долго. Причины и значение этого перехода неясны, но соответствуют окончанию единой европейской культуре полей погребальных урн (1250—750) эпохи средней бронзы.

Правители царства мертвых, "Гробница Оркуса", Тарквинии.
Подробнее ЗДЕСЬ


Кроме того, этруски славились своими некрополями, где могилы имитировали домашние строения и характеризовались просторными комнатами, росписями на стенах и могильной мебелью. В могиле, особенно на саркофагах, была скульптура усопшего в её или его лучшие дни, часто с супругом. Не каждый имел саркофаг; иногда усопшего помещали на каменную скамью. Поскольку этруски практиковали смешанные обряды погребения и кремации, в пропорции, зависящей от периода, могила могла также содержать урны с пеплом и костями; в этом случае урна могла иметь форму дома или быть представлена в форме усопшего.

Сообщество Богов преисподней и демонических множеств у этрусков весьма разнообразно.

Можно сказать что все они объединялись в одну группу – Маны. Демоны Маны, в поздние этрусские и ранние римские времена, представлялись, по римским источникам, как добрые боги, в отличие от Лемуров. Их просили даровать за добродетельную жизнь блаженство покойному. Они считались покровителями каждого рода, местности и города, хранителями гробниц. С ними связана страшная подземная богиня Мания, насылающая безумие. Маны в поздние римские времена слились с Ларами и Гениями, как души умерших. Доброту Манов нужно понимать с известными оговорками, так как их боялись и нарушения обрядов, связанных с культом Манов могло повлечь за собой серьезные последствия. Кроме того, Марциан Капелла указывает на существование добрых и злых Манов (Mart. Cap., II, 165). В небесном каталоге этого автора Маны занимают два места в зависимости от своих характеристик.
Этрусские Маны, в отличие от их более поздних римских аналогов, были богами, а представление о них только как о душах предков имело поздний характер.
Почитание Манов изначально существовало в Этрурии, а затем было заимствовано Римом. В дни поминовения усопших Манам римлянами приносились жертвы. Известно, что, например, в Каристии на могилы предков приносили угощение, а само место захоронения украшали цветами.
В праздник Паранталии открывался закрытый "камнем Манов" вход в подземелье - Мундус, считавшийся входом в мир мертвых. Духи предков выпускались на свободу для общения со своими потомками (Ovid. Fast., IV, 821 сл.). Маны изображались этрусками то в женском, то в мужском обличье.

Наиболее характерные и известные представители множества Манов : Леинт,  Вили, Ларвы и Лемуры(души дурных людей),богиня Мания, богиня Медуза, Аита и Персепней, богиня Ферсифай, Терония, Мантус, Вейовис, Турмс, демоны смерти Хару,  Тухулка и Ферсу, Орк(Оркус) и Ванф.

Только лишь Орк впоследствии был активнее всего адаптирован римлянами от этрусков. Гораций называет Харона satellos Orci – «служитель Орка». Имя Орка в латинских надписях в двух случаях из девяти имеет написание Orchus. Форма Orchus указывает на этрусское происхождение этого имени. У римлян именем Оркус называли то бога Загробного царства, то само Загробное царство, а то и демона увлекающего туда свои жертвы. Но в большинстве случаев римляне и этруски почитали Орка как хозяина Подземного мира с карательными функциями. Он сохранял черты самостоятельного божества в пантеоне этрусков.

Орк наказывал за нарушение обещаний, и его именем клялись. Попробуем разобраться, почему имя этого бога использовалось для самых нерушимых клятв. Для понимания этого обратимся к греческим верованиям. У греков самой страшной клятвой была клятва подземными водами реки Стикс. Даже бог, нарушивший такую клятву, лежал бездыханным 10 лет. Попадание в мире Смерти в реку Смерти означало смерть в царстве мертвых, что могло приравниваться к потере или смерти души, ее растворению в Первоматерии реки Смерти. Возможно, культ Орка был связан с путешествием душ в Загробном мире и силой незыблемого закона этого мира. Если Орк был связан с перевозкой души через реку Стикс, то и клятва этой рекой могла быть перенесена на само имя этого бога.
Поскольку этрусская мифология была включена в римскую и смешана с греческой мифологией, Орк со временем потерял свою отдельную идентичность, позже образ Орка слился с другим богом, Диспатером, а ещё позднее оба этих божества окончательно растворились в образе бога Плутона, римского аналога греческого Гадеса (Аида) и Плутон стал "владельцем" всех функций царства мертвых. Орк стал до некоторой степени просто дополнительным названием для Плутона, но немного более злым и наказывающим воплощением Плутона. В новом мифологическом /  астрономическом представлении Орк - его коллега, предназначенный к тому, чтобы в конечном счете быть отодвинутым возрастающим в своем значении Плутоном.


Этруски изображали Орка в виде бородатого демона, покрытого шерстью и иногда крылатого, часто с наточенными рогами, клыками и хвостом; этот дух уносил человеческие души в загробный мир. Возможно что именно  Орк послужил прототипом более современных бесов. Интересно, что имя Орка может быть родственно русскому слову «рака» - «гробница».
Символами римского Орка были колесо и молот; в маске Орк выходил на гладиаторских играх служитель арены, чьей обязанностью было добивать тяжело раненых гладиаторов. Также считается, что образ Орка вошёл после упадка его культа в низшую мифологию Италии и соседних стран, дав названия различным мифическим чудовищам — итальянским orco, французским ограм и так далее. Название толкиновских орков тоже вдохновлено названиями подобных чудовищ (о чём сам Толкин, в частности, упоминал в письмах).


Орк. Парк монстров в Бомарцо, ок. 1540.




Вант или Ванф (Vanth) -  это другой популярный демон преисподней у этрусков . По своим функциям он схож с Хароном (Харуном) – напарником Плутона. Он относился к демоническому множеству Манов, он демон Загробного мира, близок к Леинт, часто изображен вместе с богом Харуном. Его постоянными атрибутами были: свиток, факел, меч, змеи, обвивающие его руки, и ключ. Ванф изредка отождествлялся с греческими Фуриями - богинями мести. Он обычно изображался как мужчина, но на фреске из гробницы Франсуа в Вульчи II-I в. до н.э. изображен как девушка с короткими волосами и в коричневом хитоне, за ее спиной крылья, в руках музыкальный инструмент, что поддерживает нашу гипотезу о неопределенности пола Манов.



Харун с молотом и Вант. Гробница Anina Family, Tarquinia



Функции Вант реконструируются по его символическим атрибутам. Он, видимо, относился к "пишущим демонам" - свиток в его руках мог содержать список прижизненных дел покойного. Факел, как атрибут, должен освещать путь в Загробный мир, ключ символизирует открытие ворот между мирами, меч и змеи напоминают о неминуемом воздаянии грешнику. Музыкальный инструмент на фреске из Вульчи показывает, что данный конкретный покойник будет прославлен и награжден в Загробном мире. Изображение - как бы благое пожелание умершему.
Маны - боги Загробного мира позднее соотносились с духами предков. Ванф, скорее, помогает, предупреждает, свидетельствует и проводит в Загробный мир души умерших, чем карает. В отличие от Тухолки и Хару, вид его не носит зловещего оттенка. Это тоже указывает на то, что Вант - не карающее божество.

Вант также нередко отождествляется с Харуном (Хароном) через мужской образ сливаясь с фигурой самого Орка. Тот же атрибут - молот.




Этрусские МАНЫ, к которым в том числе относились Оркус и Вант, изначально ассоциировались с Луной, вообще с водной стихией.

А.Е. Наговицин в своей книге «Боги этрусского пантеона» пишет :

«Имя "Ман" происходит от слова "человек". Более древнее смысловое значение этого слова восходит к наименованию месяца. Так, например, во Фригии бог месяца и смерти Мен умирал и нисходил в Подземный мир. Он изображался как безбородый юноша с серпом за плечами. Серп, возможно, был намеком на "ущербность" месяца и связь лунного календаря с сезонностью сельскохозяйственных работ, что подтверждается покровительством Мена растительности. Русское слово "месяц" аналогичное происхождение. Оно также связано со словом "мерить", намекая на лунные фазы, то есть "полноту" или "ущербность" месяца. Тот же смысл несут имена индоевропейского бога Менса - месяца, брата или мужа богини Солнца - Сау, балтийского месяца Менеса, мужа богини солнца Саулес, готское Мен - месяц, греческой Луны-Мены и скандинавского мифологического бога месяца - Мани, брата Соль - Солнца, управляющего ходом звезд.
Одновременная семантическая связь имени Манов с Луной и их же отношение к Подземному миру не должна удивлять. Хорошо известно представление древних египтян и ассиро-вавилонян о посмертном нахождении души и в Подземном мире, и среди созвездий. В ряде случаев мыслилось, что на небо попадают только достойные души. Даже древние греки говорили о том, что тот или иной их мифический герой был взят на небо в виде созвездия. Например созвездий Персея, Андромеды, Геракла.
Само имя Манов указывает на древность этрусского верования в них и на его изначальный характер. По-видимому, Маны, или их прототип, были в глубокой древности связаны с лунной символикой, культом первопредка и мужским началом. На это указывает связь однокоренных с именем Манов понятий в различных космогонических системах с культом луны и месяца. Соотнесение имени Манов с символикой луны дает основание обратиться к сравнению культа Манов и их матери богини Мании с культом лунной богини Аритими.
Культ Аритими включал в себя сакральные обряды, женской жреческой магии. Помимо этого, богиня Аритими в древности была связана с представлениями о перерождении души и вечной жизнью. Близость богинь Мании и Аритими косвенно подтверждается тем фактом, что обеим богиням, этруски приносили обильные человеческие жертвы. Кроме того, Мания считалась богиней ритуального безумия, а воздействие лунных фаз на протекание психических заболеваний было хорошо известно как в древности, так и теперь. Достаточно вспомнить явление лунатизма или обострение маниакальных депрессий в полнолуние...»


Для установления соответствия между Манами, богинями Манией и Аритими приведенных "совпадений" явно недостаточно, но хорошо известно, что в древнейших жреческих представлениях существовал мрачный культ "темной луны", который по своей природе был близок к кровавым обрядам богини Мании. Также с культом Манов очень близка древнегреческая богиня Геката. Она являлась демонической ипостасью лунной богини Артемиды/Аритими. Она отвечала за магию и колдовство, подобно богине Мании была связана с душами предков и карающими силами Преисподней. Ритуальные и мифологические функции богини Гекаты связывают ее культ с культами таких богинь, как Аритими/Артемиды ипостасью которой она считалась, с хтоническими богинями Манией и Медузой, а также со всем множеством демонов Манов. В том числе с Оркусом и Ванф.
Как говорилось выше, Маны часто изображались то в женском, то в мужском обличии. Почему так?

из книги «Боги этрусского пантеона» :

«Ранее говорилось, что слово "ман" семантически связывалось с месяцем и мужским началом, при этом Солнце являлось женским божеством. Такие представления господствовали еще во времена матриархата. При патриархальном правлении основному божественному началу - Солнцу стали присваивать мужские признаки, а сам правитель, зачастую отождествлялся с Солнцем. Луна и Солнце в мифологических системах всегда образовывали небесную пару, поэтому Луна была отнесена к женскому началу. Неустойчивость отнесения Солнца к женскому или мужскому началу видна на многих этрусских памятниках (см. разделы "Каве" и "Усил"). Даже в русском фольклоре Солнце и Луна имеют неустойчивые половые признаки и рассматриваются то в мужской, то в женской ипостасях. Для обозначения одного и того же светила в русском языке имеется слово мужского рода "месяц" и слово женского рода "луна".
Когда женское жреческое правление было свергнуто или отодвинуто в сторону, жрицы, возможно, преследовались из-за их претензии на власть, поэтому Луна, ставшая женской покровительницей, стала и покровительницей тайных женских жреческих коллегий, которые впоследствии в Европе были названы ведьмами. Подобное отрицательное отношение к ведьмам имело место еще в Римской Империи, что видно из текста романа "Метаморфозы" римского писателя Апулея. Таким образом, ночное светило из покровителя мужчин постепенно стало покровителем женской магии и защитницей женщин. Ярким примером лунной богини, связанной с женскими магическими обрядами является богиня Геката. Мы полагаем, что это относится также к культу богини Мании и Манов в верованиях этрусков. Поэтому половая принадлежность богов Манов, связанных с луной и Загробным миром, у этрусков не носила четкого характера.»


Т.е здесь четко прослеживается принцип трансформации, изменения, «задвигания» на задний план, в тень…. «с глаз долой из сердца вон »…скорее всего  с конфискацией определенных полномочий. Также можно рассматривать принцип тотального уничтожения старого и рождения нечто нового. Буквально на выжженной земле.




По теме :


*