Культура XIX века


Чем дальше мы удаляемся от XIX века, тем ближе он нам становится. Этот феномен можно объяснить, видимо, тем, что многие проблемы - социальные, этические, художественные, - поставленные тогда, волнуют нас и сегодня.
Начало этой эпохи восходит к войне за независимость североамериканских колоний, к Великой французской революции 1789 года, нанесшей решающий удар феодальному строю, на развалинах которого была построена новая цивилизация, характеризующаяся следующими чертами:

  • начавшийся с Англии промышленный переворот стал всеобъемлющим для Европы и Северной Америки: на базе крупного машинного производства и сложного разделения труда создается индустриальное общество;
  • свои позиции теряют феодалы и крестьяне, в новой социальной структуре общества на первый план выдвигаются буржуазия, пролетариат и городская интеллигенция, возросшая численно и обладающая значительным влиянием в обществе;
  • формируется гражданское общество с его законами и политическими партиями;
  • формируются нации и национальные государства в их современных границах;
  • складывается многообразие форм государственного и общественного устройства.
Политические, социально-экономические и национальные вопросы нашли свое выражение в культурной жизни европейского общества XIX века, где традиционные подсистемы культуры (религиозная, аристократическая, народная) утрачивают свое прежнее значение.

Развитие науки и техники

Закономерным развитием рынка была «промышленная революция» - так называют быстрое развитие производства в XIX веке и его качественное изменение, связанное с научными и техническими открытиями. П.Сорокин подсчитал, что «лишь один XIX век принес открытий и изобретений больше, чем все предшествующие столетия вместе взятые», а именно 8527.
Возникли новые средства преодоления времени и пространства, благодаря чему усилился культурный и научный обмен между народами. Это прежде всего связано с развитием транспорта и средств связи. В XIX веке появляется океанское пароходство (пароход Фултона - 1807 г.), железнодорожное и автомобильное сообщение.
Первым к мысли о переводе на паровую тягу пришел Ричард Тревитик. В 1802 г. построенный им первый локомотив перевозил 10 тонн руды или 70 пассажиров со скоростью 8 км/ч.  Стефенсон значительно улучшил паровоз, его мощность и скорость. Это позволило во второй четверти XIX века перейти к строительству железных дорог в массовом масштабе: к 1840 г. в Европе и Америке железнодорожная сеть составила 8 тыс. км, а в 1850 г. - более 38 тыс. км. Начинается строительство железных дорог и в России (первая в 1837 г. между Санкт-Петербургом и Павловском - 27 км, затем Николаевская: Санкт-Петербург - Москва).
Появление автомобиля (1886 г.,  Г. Даймер и К. Бенц) и самолета (первый полет братьев Райт - 1903 г.) было бы невозможным без изобретения двигателя (в 1876 г. - Н. Отто, в 1897 г. - Р. Дизелем).
Другим открытием XIX века было применение электричества. Постоянный ток - основа практического применения электричества - был получен в 1800 г. В 1808 г. Деви продемонстрировал принцип действия дуговой лампы, в 1880 г.  Сван и Эдисон представили лампу накаливания, после чего электричество стало широко использоваться для бытовых нужд, что изменило образ жизни людей коренным образом. Использование электричества было бы невозможным без разработки в 1821 г.  Фарадеем основ действия электродвигателя и в 1831 г. - электромашины. Следует отметить, что в 1834 г. академик Якоби изобрел первую модель электродвигателя.
Эти открытия привели к изобретению в 1837 г. независимо друг от друга С. Морзе и Куком с Уитстоном телеграфа. Но еще в 1828-1832 г.  Шиллингом в России был сконструирован электротелеграф. Уже в 1868 г. протяженность телеграфной линии в Англии была свыше 25 тыс. км. Телеграф быстро завоевывает себе позиции, а общество становится более информированным.
Связь между людьми, материками, культурами ускоряется с изобретением телефона. Первым телефоном был аппарат, сконструированный Ф. Рейсом в 1861 г., однако он остался игрушкой. В 1860 г. итальянец Манцетти тоже изобрел телефон, но не запатентовал его, как американец А. Белл в 1876 г. Этот телефон получил практическое применение во всех цивилизованных странах мира. Сначала дальность разговора составляла около 30 км, затем до 72 км, но с внедрением в 1890 г. системы индукционного нагружения и усилителей на электронных лампах проблема дальности была устранена.
XIX век поистине можно считать веком торжества техники, коренного перевооружения человечества орудиями труда и вооружения новыми техническими приемами производства: от сохи к трактору, от простейшей паровой машины к массовому использованию электрической энергии и к самолету...

Фундаментом этих качественных изменений стало развитие науки, как прикладной, так и фундаментальной. Физика и химия, уже в XVIII веке сделавшие большие успехи, в новом столетии выдвинулись на первый план и разрабатывают проблемы тепловой и электрической энергии. Был открыт закон сохранения и превращения энергии, появилось стремление ученых-физиков объяснять все физико-химические процессы в природе энергетизмом. Однако уже во второй половине века открытия в области электрического и атомного строения вещества привели к столкновению энергетической теории с атомистической. Работы австрийского физика Л. Больцмана, англичанина Дж.К. Максвелла, немца М. Планка и других привели к созданию новой физики, основанной на изучении электромагнитных волн, атомного строения вещества. Ее основные направления, разработанные Х.А. Лоренцом,  В.К. Рентгеном,  Э. Резерфордом,  Н. Бором,  А. Эйнштейном, большой группой русских физиков, сводились к следующим принципиальным теоретическим положениям:

а) неисчерпаемость структурного строения природы;
б) дополнительность и взаимная необходимость противопоставляемых классической функции вещественной и энергетической картин мира;
в) активная роль ученого - познающего субъекта, а потому философского исследования проблемы объективности знания.
Напомним имена некоторых ученых, значение открытий которых должно быть знакомо студентам, изучающим физику, химию, математику.
Англичанин Д. Джоуль и немец Р. Майер не только подтвердили закон сохранения энергии, но и создали целое направление теоретической механики.

Русский химик А. Бутлеров, отталкиваясь от исследований А. Купера и Ф.А. Кекуле, создал теорию химического строения вещества. В казанской школе химиков-органиков, к которой принадлежал А.М. Бутлеров, профессор университета Н.Н. Зинин в 1842 г. открыл способ получения анилина и замены растительных красок анилиновыми и уже потом, в 1856 г., английский химик У.Г. Перкин синтезировал анилиновый краситель. Там же Клаузевиц открыл элемент рутений (Российский).
В 1859- 1861 гг.  В. Бунзен и Г. Кирхгоф открыли спектральный анализ. В 1869 г.  Менделеев Д.И. открыл периодический закон химических элементов, положенный в разработанную им периодическую систему элементов. Тем самым был заложен фундамент современной химии, создавались новые химические науки - физическая химия, стереохимия, электрохимия, биохимия, фармакология. Химия к концу века превратилась в ведущую отрасль науки.

Бурное развитие машинного производства связано и с развитием математики и механики. Русские математики фактически определяли все основные направления этой науки. Крупное теоретическое значение имели открытия ректора Казанского университета профессора Н.И. Лобачевского - основателя неевклидовой геометрии, позднее использованной для решения космических проблем, теории кванта. Открытия в математической физике М.В. Остроградского, создание теории дифференциальных уравнений А.М. Ляпунова, основы современной теории чисел П.Л. Чебышева привели к тому, что русская школа математики считалась самой передовой в мире.

Формирование качественно новой картины мира во многом было связано с успехами биологической науки. Уже в начале века появились различные гипотезы об эволюции всего живого. Возникла наука палеонтология, доказавшая, что человек появился на Земле намного позже живых существ и растений. Французский ученый Ж.Б. Ламарк и его последователи пришли к идее эволюции видов. Опираясь на накопленный разными науками материал,  Ч. Дарвин в работе, опубликованной в 1859 г., научно обосновал эволюционное развитие органического мира в результате естественного отбора. Это учение окончательно вытеснило теологическое представление о жизни на Земле и утвердило в сознании ученых мира представление о научно-историческом подходе к анализу всех явлений жизни.
До Дарвина русские ученые Х.И. Пандер и К.М. Бэр, немецкий биолог Т. Шванн создали теорию клеточного строения всего органического мира. Все это привело к работам Г. Менделя, затем Т. Моргана, давшим начало новой науке - генетике.
Исследуя причины брожения вина, французский ученый Луи Пастер установил роль микроорганизмов в этом процессе, а затем и в инфекционных заболеваниях и разработал меры борьбы с наиболее опасными заболеваниями. Он первым применил защитные прививки против бешенства, сибирской язвы, разработал метод сохранения пищевых продуктов (пастеризация), создал основы бактериологии теории иммунитета. В 1888 г. был создан Пастеровский институт (Париж). С работами немецкого микробиолога Р. Коха связано изучение возбудителей туберкулеза, холеры, дифтерита. Эти работы послужили основой для формирования научной санитарии и гигиены, предупреждения инфекционных заболеваний. Медицина XIX века приобрела существенное социальное значение.

В прошлом столетии в медицинской науке появляются новые направления и методы диагностики и лечения. Исключительное влияние на развитие медицины оказали открытия Ю. Либиха о химических процессах в живом организме,  Р. Вирхова о перерождении клеток и опухоли, русских ученых И.М. Сеченова,  С.П. Боткина,  И.П. Павлова в области изучения нервной системы человека...
В течение всего века философия пыталась объяснить вначале механистическую картину мира, а затем найти выход из сложившегося противоречия между объективным знанием и его трактовкой. С идеалистической позиции эти проблемы пытались решить И. Кант,  И.Г. Фихте,  Ф.В. Шеллинг,  Г. Гегель, стоявшие на вершине классической немецкой философии. В середине века К. Маркс и Ф. Энгельс создают диалектико-материалистичекое учение, с помощью которого пытаются объяснить естественные и общественные процессы. Во второй половине века выделяются: теория вульгарного материализма (Л. Бюхнер,  К. Фохт), позитивизм (О. Конт,  Г. Спенсер), иррационализм (А. Шопенгауэр,  Э. Гартман), неокантианство (В. Виндельбанд,  Г. Риккерт), интуитивизм (А. Бергсон), неогегельянство (Ф.Г. Бредли,  Дж. Ройс,  А. Либерт), махизм (Э. Дьюи), философия жизни (Ф. Ницше,  Г. Зиммель,  О. Шпенглер). Все это множество философских направлений, с которыми студенты познакомятся в курсе философии, так и не дало единого системного обоснования тех естественнонаучных сдвигов, которыми так богат был XIX век.
Для изучения и объяснения общественных явлений и процессов О. Конт,  Г. Спенсер,  М. Вебер,  Э. Дюркгейм создали новое направление науки - социологию, на ее основе формируются социальная психология, социология искусства, социометрия, социология познания и многие другие направления смежных наук.

В конце века появляются социально-философские идеи, оказавшие больше влияние на развитие общества и культуры в XX в.: «психоанализа»  З. Фрейда, сводящая все события культуры к различным формам проявления первичных жизненных инстинктов и влечений человека, и контркультуры Ф. Ницше, сводящаяся к отрицанию официальной культуры.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что в XIX веке сложились основные политические и идеологические доктрины, на основе которых развивалось все человеческое общество в XX веке и оказавшие влияние на культуру эпохи.












Направления в культуре XIX века

Романтизм

XIX век не дал единого направления, стиля в культуре. Этим он отличается от прежних эпох. Этого не могло и быть в быстро меняющемся, подвижном и нестабильном мире. Разум, на который возлагали надежду просветители, не смог разрешить противоречий и указать путь к совершенному мироустройству. Каждая крупная личность или круг единомышленников в поисках истины стремились сказать новое слово.
Одним из самых крупных направлений такого рода был романтизм, возникший в 1870-х годах в период ломки феодальных отношений и становления капитализма. Романтическое движение охватило все страны Европы, позже Россию и Америку. В каждой из стран романтизм проявлялся по-разному и просуществовал до 30-60-х годов XIX века, вступая в своеобразные взаимоотношения с критическим реализмом. Романтизм в своем развитии прошел несколько этапов и в процессе этого движения заметно эволюционировал. Ранние романтики с восторгом приняли Великую французскую буржуазную революцию. Им представлялось, что мир уродливый устроится по законам справедливости, красоты и благородства. Они надеялись, что идеал совершенного человека найдет воплощение в действительности. Но надежды не оправдались. Гармония личности и общества была утрачена. Стремясь преодолеть односторонность рационализма Просвещения, считая, что свобода возможна только в пределах индивидуальной духовной жизни, романтики повернулись от общественной жизни человека и его предназначения к проблемам внутренней, духовной, эмоциональной жизни личности. Человек для романтиков - малая вселенная, микрокосмос. Человек должен найти себя, и для этого Фр. Новалис (1772-1801 гг.) ввел в романтическую литературу символ - образ «синий цветок», имеющий для романтиков важный смысл: поиск самого себя. Этот поиск - напряженный, сложный процесс, и романтики обращают свой интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души, к новой ее стороне - индивидуальному, бессознательному.
Провозглашая основным своим жизненным принципом свободу, независимость, они покусились на сложившиеся традиции, они их ломают, не считая своим долгом следовать заветам учителей. Они выступают за обновление художественных форм, против нормативности классицизма, считая, что кроме античного искусства было готическое искусство, рыцарские романы и народные легенды, и в своем творчестве превозносили их. Кажущиеся разрушительные тенденции - нигилизм и ломка традиций - на деле являются созидательной сущностью романтизма. Они возродили славу деятелей Возрождения, о которых стали забывать, пробудили интерес к Средневековью (нередко идеализируя его), к культуре Востока.

Романтики считали, что в мире нет ничего застывшего, в нем идет вечное обновление и человек существует в постоянно меняющемся мире. Это было всеобщим - в литературе, искусстве, философии и политике, психологии - стремлением к обновлению, безграничной свободе: гражданской и личной. В произведениях романтиков звучит мотив пленительности вечных поисков идеала, странствий, устремленности в даль. А смена места, действий или персонажа противоположна принципам классицизма. Герои передвигаются, возникают образы почтовой кареты и путешествий. В русской литературе, например, это путешествия Чичикова в дилижансе или Чацкого, который откуда-то приезжает в начале пьесы («Лечился, говорят, на кислых он водах..,»), а затем вновь куда-то уезжает («Карету мне, карету»). В романе Л. Тика «Странствия Франца Штернбальда» герой встречается со многими людьми и находит в каждом из них что-то родное и близкое.
Сутью романтического мировосприятия является признание драматического неразрешимого противоречия между неприглядной действительностью и высоким идеалом, несовместимым с нею. По словам В. Гюго, «уродливое ... существует рядом с прекрасным, безобразное - рядом с красивым, гротескное - с возвышенным, зло с добром, мрак со светом... Все связано друг с другом». Фиксируя контрасты, ранние романтики стремились их сочетать. Отсюда полутона, «струящийся» поэтический стиль. По словам Ф. Шлегеля (1772- 1829), немецкого философа культуры, цельность «есть высочайшее многообразие явлений». И каждое явление, каждый предмет сложен; чтобы его понять, нужно принять во внимание все его грани, посмотреть на него с разных точек зрения. Так и у Новалиса (немецкий писатель и философ) во «Фрагментах» и романе «Генрих фон Офтердинген» проводится мысль, что жизнь и смерть выступают в диалектическом единстве; а после встречи Генриха с Зулеймой (накануне крестового похода на Иерусалим) вносятся коррективы в осознание целей и характера войны.
Герои романтиков переживают чувства от восторга к разочарованию, от воодушевления до отчаяния.  М. Пришвин тонко выразил суть романтизма - «устремление к небывалому».
Для литературы и искусства романтизма характерно обращение к одухотворенной и целительной природе. Одной из граней романтического идеала был сад. Он привлекал романтиков-писателей своей способностью откликаться на различные состояния человеческой души. Сад и сам будит самые тонкие, чувствительные струны человеческого сердца, поэтому сад - место для мечтаний, раздумий и воспоминаний. В саде как модели мира находит отражение романтическое представление о роли и месте человека в мире, о его отношениях с природой: человек романтизма ощущает себя важной частью природы, наделенной такими же творческими возможностями, как и она, вступающей с ней в соревнование.
Неустойчивый мир в Европе, неудовлетворенность настоящим, стремление к свободе выдвинули на передний план такие темы:

  • Личность Наполеона. Надежды, связанные с прогрессивными сдвигами в социально-политической жизни Европы. Потом - политические конфликты, которые не прекратились и после Наполеона.
  • Освободительные движения против наполеоновской оккупации (особенно в Италии, Германии, Греции), колонизация Америки.
  • Движение луддитов в Англии.
  • Социальные сдвиги, связанные с победой финансовой буржуазии, парламентскими реформами и, одновременно, самостоятельным движением рабочего класса.
Все эти проблемы проходят через человека, его душу. Романтиками были созданы новые жанры: исторический роман, психологическая повесть, лирическая поэзия, баллада, лирические стихотворения. Они особенно наглядно и целостно реализовали в своем творчестве историзм мышления, признав равноценность прошлой и новой культур.
Исторические романы о переломных моментах в истории культуры созданы Вальтером Скоттом (1771-1832): «Пуритане», «Роб Рой», «Айвенго» и др.,  Альфредом де Винон: роман «Сен Мар» (о заговоре дворян против кардинала Ришелье),  Виктором Гюго (1802-1885): «Собор Парижской богоматери», «Отверженные», «Человек, который смеется», «93 год»,  Адамом Мицкевичем (1798-1882) - деятелем национально-освободительного движения, польским поэтом - поэма «Пан Тадеуш».
Против рабства, жестокости по отношению к индейцам в период колонизации Северной Америки выступали Фенимор Купер (1789-1851): «Последний из могикан», «Пионеры», «Зверобой»,  Генри Лонгфелло (1807-1882 гг.) - «Песнь о Гайавате» и др.
Однако героика протеста или национально-освободительной и революционной борьбы нередко соседствует у романтиков (особенно позднего периода) с мотивами «мировой скорби», «мирового зла», «ночной» стороны души, которые облекаются в условные формы гротеска, фантастики. Критическое отношение к несовершенной социальной действительности порождает романтическую иронию, а позднее и сатиру. С другой стороны, романтизм стремится производить внутренний мир мятущегося человека. Усиливается представление о диссонансной сущности жизни, трагическом распадении первоначальной гармонии. Этот трагический разрыв между социальной действительностью и романтическим идеалом был глубоко переживаем, получил название двоемирия и является самым характерным признаком романтического метода.
Кто же они - писатели-романтики? Становление романтизма во многом связано с именем английского поэта, пэра, члена палаты лордов и в то же время бунтаря-революционера Дж. Байрона (1788 - 1824). Да, он выступал в защиту луддитов, он был участником движения итальянских карбонариев и погиб в Греции, участвуя в национально-освободительном движении. И в своей поэме «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812г.) вывел образ свободной личности, разочарованного одиночку-бунтаря, носителя общественных умонастроений начала XIX века. В «восточных» поэмах «Гяур», «Корсар», «Лара» Байрон уже открыто призывает угнетенные народы подняться против угнетателей. Перу Байрона принадлежат философские поэмы-драмы «Манфред» и «Каин» и одно из лучших произведений поэта «Дон Жуан». Активный гуманизм и пророческие предвидения сделали Байрона властителем дум тогдашней Европы. Личность, для которой независимость дороже личного покоя и счастья, получила название «байронический герой».

Известными романтиками были англичане Дж. Китс и Перси Бишу Шелли.
Дж. Китс (1795 - 1821) в «Эндимионе» выступает против пуританского ханжества, а в одах «Огонь» и «Психея» воспел культ красоты и гармонии в природе. Он - автор символико-аллегорической поэмы «Гиперион».
П.Б. Шелли (1792-1822) - автор аллегорической поэмы «Королева Маб», разоблачающей порочность современного ему общества. В поэме «Восстание ислама» он оправдывает насильственное свержение деспотии. Философское осмысление проблем свободы и тирании он дал в трагедии «Ченчи» и в лирической поэме «Освобожденный Прометей».
Знаменитыми представителями романтизма были всемирно известные сказочники Вильям Гауф,  Ганс Христиан Андерсен и братья Я. и В. Гримм, которые обратились к народному творчеству: языку, образам, морали, в иносказательной форме разоблачали и высмеивали алчность, стяжательство богачей, прославляли храбрость, ум, человеческое достоинство простых людей.
Кроме упомянутых ранее известных немецких писателей и философов-романтиков (Фр. Новалис,  Ф. Шлегель,  Л. Тик) необходимо отметить Эрнеста Теодора Амадея Гофмана (1776-1822). В его творчестве немецкий романтизм достиг вершин. Одаренный человек, он был писателем, композитором и художником. В своих произведениях он вывел героя-чудака, мечтателя, уходящего в мир искусства и фантазий. Его героям присущи тонкая философская ирония и причудливая фантазия, доходящая до мистического гротеска (роман «Эликсир дьявола») в сочетании с критическим восприятием реальности (повесть «Золотой горшок», сказки «Крошка Цахес», «Повелитель блох») и сатирой на немецкое мещанство и феодальный абсолютизм (роман «Житейские воззрения кота Мурра»). Поэтические образы Гофмана хорошо ложатся на музыку, их претворили в своих сочинениях Р. Шуман («Крейслериана»),  Ж. Оффенбах («Сказки Гофмана») и П.И. Чайковский («Щелкунчик»).
В первой половине XIX века творил Генрих Гейне (1797-1856) - великий поэт Германии, сочетающий в своем творчестве романтику и иронию. Тема неразделенной любви (собственная неудача) надолго стала главенствующей в лирике Гейне. Он умеет с необычной силой в нескольких строках изобразить сложную картину чувств, насыщенный настроением пейзаж, дать мелкую бытовую зарисовку. Политическая тема иной раз выливается в фельетон или подлинно лирическое произведение, а лирические стихи внезапно приобретают острый социальный смысл. Часто стихи по форме приближаются к народной песне.
После французской революции 1830 г. Гейне уезжает в Париж, где остается до конца жизни. Здесь окончательно сложился сатирический талант поэта. Он болел за раздробленную Германию, мечтал о единой демократической родине, следил за рабочим движением, дружил с К. Марксом.
Поэма «Германия. Зимняя сказка» - о впечатлениях поездки на родину. Отвратительный облик реакционной Германии и любовь к народной Германии. Но свобода и счастье сами не придут, их нужно завоевать.

Мы новую песнь, мы лучшую песнь
Теперь, друзья, начинаем.
Мы небо в землю превратим,
Земля нам будет раем.

Фашисты внесли творения Гейне в список книг, подлежащих сожжению и вечному забвению, что говорит о современном звучании его поэзии.
Утверждение принципов романтизма во Франции связано с именами Франсуа Шатобриана (1768- 1848),  Жерменой де Сталь (1766-1817), Альфредом де Виньи (1797-1863),  Альфредом де Мюссе (1810-1857),  Виктором Гюго (1802-1885) и Жорж Санд (1804- 1876). Они представляли разные направления романтизма: Шатобриан - консервативное, религиозное; де Сталь - либеральное (кстати, она отстаивает право женщин на свободу чувств); Санд - демократическое.

Из американских писателей кроме отмеченных выше особо надо отметить Эдгара Алана По (1809- 1849 гг.) - родоначальника детективной литературы. Его новеллы преимущественно трагические, фантастические или юмористические. Специалисты считают его предтечей символизма.
Под влиянием европейского романтизма в середине XIX века в России оформился романтизм, имевший разные тенденции. Специфическими чертами одной из них был пафос высокой гражданственности. Центральными темами были Родина и служение Отечеству. Это произведения декабристов: «Думы»  К.Ф. Рылеева, стихи А.И. Одоевского,  В.Ф. Раевского,  В.К. Кюхельбекера и др. Их произведения - манифесты борьбы за «угнетенную свободу человека». В русле гражданского романтизма развивалось творчество И.И. Козлова,  А.А. Дельвига,  Н.М. Языкова.

Духовный мир человека и его сокровенные чувства воспевали В.А. Жуковский («Людмила», «Светлана», «К ней», в произведении «Певец во стане русских воинов» Жуковский прославляет любимую родину),  К.Н. Батюшков.

После разгрома декабристов, когда разочарование охватило значительную часть русского общества, в литературе усилилось настроение пессимизма - элегические мотивы наиболее ярко выразились в поэзии Е.А. Баратынского. Попытки осмыслить противоречия бытия и личности осуществили Ф.И. Тютчев и В.Ф. Одоевский. Вершиной романтизма в русской литературе было раннее творчество А.С. Пушкина. Огромную популярность получили его свободолюбивые стихи «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву» и другие. Их знала наизусть вся передовая интеллигенция России. Разочарование в действительности, тоска по идеалу свободной и мятежной личности питали ранние романтические стихи и зрелую лирику М.Ю. Лермонтова («Дума», «И скучно и грустно», «Пророк», поэма «Мцыри», драма «Маскарад»). В поэме «Демон» Лермонтов символически воплотил идеи бунта личности против несправедливости «мирового порядка», трагедию одиночества.
Но были в романтизме и другие тенденции, выступавшие с позиции официальной народности, прославлявшие триединую формулу «православия, самодержавия и народности» - Ф. Булгарин,  Н. Греч,  О. Сенковский и др.

В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи Франции. Здесь в период Реставрации и Июльской монархии в упорной борьбе с догматизмом официального академического классицизма сложилась наиболее последовательная школа романтизма.
Крушение иллюзий, связанных с блеском наполеоновского времени, неудовлетворенность настоящим и жажда больших страстей - вот из чего вырастал французский романтизм. Застывшая античная маска и искаженное отчаянием и надеждой лицо народа - слишком явственна была нелепость старых канонов в живописи. Рамки классицизма не могли вместить событий, потрясших Европу и Францию. В борьбе страстей, кипении поэтических чувств и родилось новое искусство - романтизм, призванный отразить весь драматизм, всю сложность нового времени. Именно в реальной жизни, в отличие от классицизма, художники находят значительное и героическое.
Термин «романтизм» относительно живописи впервые был применен в некрологе, написанном на смерть французского художника Теодора Жерико, до этого он имел хождение только в литературе.
Жерико принадлежал к поколению французской молодежи, жившей с потрясенным, но разбуженным наполеоновскими победами и поражениями сознанием. Его первые произведения навеяны победами - «Офицер конных егерей, идущий в атаку» (1812), затем, как контраст ему - «Раненый кирасир, покидающий поле битвы» (1814). Манифестом же нового искусства было семиметровое полотно «Плот «Медузы» (1819) - трагический репортаж о кораблекрушении в 1816 г. фрегата «Медуза», о гибели почти всего экипажа. «Это сама Франция, это наше общество погружено на плот «Медузы», - писал историк Мишле. Да, картину восприняли как публицистическое произведение: самодельный парус надут ветром, направленным в обратную сторону от появившегося на горизонте корабля, и плот уносит назад. Смысл картины перерастает смысл реального эпизода: униженная и растоптанная после возвышения Франция переживала катастрофу падения ... спасется ли?

«Опасным бунтарем» называла проправительственная пресса автора. Картина, ныне являющаяся шедевром Лувра, объявлена вне закона. При жизни автора, хотя его произведения появлялись на выставках, ни одно из них не приобреталось. Теодор Жерико прожил короткую жизнь и умер в бедности. Между тем картина открыла новую страницу западноевропейской живописи. Творчество Жерико действительно отличается всеми качествами, которые ассоциируются с романтизмом: интенсивность чувства и полет воображения, пристрастие к драматическим ситуациям, пылкая динамика. Все это ломало уравновешенность композиции, делало неровным рисунок.
Одной из наиболее крупных фигур в искусстве XIX века был Эжен Делакруа. Русский критик В. Стасов оценивал его как «наиважнейшего революционера и начинателя» в области колорита, в разработке гармонических законов цветописи.  И.Е. Репин писал, что « по блеску и силе красок он сделал смелый шаг вперед...». Этот шаг нашел отражение в творчестве французских импрессионистов.  А.В. Суриков назвал Делакруа «композитором в живописи». И он был прав - много труда и сил Делакруа отдал разработке композиции и музыкальности живописи (чеканный ритм и гармония, присущие музыке). Всесторонне одаренный, он обладал и музыкальным, и литературным талантом, Делакруа оставил дневники, статьи об искусстве и художниках, в которых проявилась новизна его эстетических суждений, идущих вразрез с догматическими, академическими опусами о живописи. Но главное - он оставил свои работы, выполненные за 40 лет творчества.

Известность к нему пришла в 1822 г., когда он в салоне выставил «Ладью Данте»: Вергилий и Данте переправляются через мрачную реку Стикс, где клубятся тела злобных живых мертвецов. Зрителя поражал не только сюжет, но и колористическая мощь цвета. «Чтобы лучше представить ошеломляющее впечатление дебюта Делакруа, - писал впоследствии Теофиль Готье, - надо вспомнить, какой ничтожной и тусклой сделалась в конце концов... неоклассическая школа, далекий отблеск Давида. Метеор, упавший в болото посреди пламени, дыма и грохота, не вызвал бы большего смятения в хоре лягушек». Были и иные мнения: картина «намалевана пьяной метлой». Но одно было ясно: это была победа!
Начав с темы Данте, Делакруа обращается к Шекспиру,  Гете,  В. Скотту,  Байрону. В дни скорби по Байрону в апреле 1824 г. Делакруа выставляет в парижском Салоне холст «Резня на Хиосе». Это было бомбой, взорвавшей Салон. Прогрессивная Европа с тревогой следила за драматическими событиями в Греции, и... Делакруа сильно, яростно обрушил на зрителей правду ужаса войны. Враги из стана классиков назвали это полотно «резней живописи». Защищая романтиков от злобных выпадов консерваторов,  Гюго писал: «Не жажда нового волнует умы, а потребность в правде, и потребность эта огромна». Трагедией Байрона навеяно полотно «Смерть Сарданапала» - могучие страсти влекли Делакруа, и он блестяще справился с этим благодаря богатому колористическому решению. Искусствоведы считают, что это одна из самых романтических картин художника. Министр изящных искусств Ларошфуко предостерегает молодого художника и объявляет, что тот не может рассчитывать ни на какие государственные заказы, пока не изменит своей манеры. Должен был грянуть гром Июльской революции 1830 г., чтобы Делакруа перестал быть изгоем. Удивляться было нечему, ведь известный душитель свободы Тьер сказал как-то: «Знаем мы этих романтиков - сегодня он романтик, а завтра революционер».

«Самым интересным временем нашего века» назвал А.С. Пушкин революционный переворот в Париже. «Я приступил к картине на современный сюжет - баррикада, - писал брату Делакруа. - Если я не сражался за свободу отечества, то, по крайней мере, буду делать живопись в его честь!»
«Свобода на баррикадах 28 июля 1830 года» - так назвал свой холст художник. Это был небывалый в истории искусства грандиозный репортаж о свершившемся. Апофеоз французской революции. Радостный гимн Победе. Живописец соединил, казалось, невозможное - протокольную реальность репортажа с возвышенной тканью романтической, поэтической аллегории. Как же приняли эту картину? После победы страсти вокруг картины снова разгорелись: возмущают герои - «чернь», возмущает «эта девка»: «если Свобода такова... она нам не нужна, нам нечего делать с этой постыдной мегерой!».
...Прошло 160 лет, и сегодня «Свобода на баррикадах» - гордость Франции, жемчужина Лувра.
Делакруа обладал редкой широтой взглядов, объективностью и историзмом в своих суждениях об искусстве, сумел высоко оценить новое слово - реализм Курбе. В 1864 г., спустя год после смерти Делакруа, в Салоне появился холст со знаменательным названием «Апофеоз Делакруа», где вокруг скончавшегося художника собрались Эдуард Мане,  Шарль Бодлер... почитатели его таланта. К ним можно было причислить и Ренуара,  Дега,  Сезанна, также чтивших великого романтика, считавших его отцом французской живописи XIX столетия.

Реализм

Открытие романтиками сложной индивидуальности сослужило немалую службу реалистам, проложив им дорогу к новым высотам в познании внутреннего мира человека.
Реализм наследует важнейший из принципов романтической эстетики - принцип историзма. Но если у романтиков он имел идеалистическую основу, то у реалистов - материалистическую (особый интерес их к экономическим структурам общества, к социальной психологии широких народных масс; историзм претворяется в изображении не прошлого, как у романтиков, а современной буржуазной действительности как определенного этапа в истории стран). Роднит оба стиля и критика ими классицизма, его основных канонов.
Романтизм дал толчок развитию реализма, однако сам он не был повергнут своим детищем. Скрещивание этих направлений обнаруживается у Оноре де Бальзака,  Ч. Диккенса,  М.Ю. Лермонтова,  Л. Маскани,  Г. Гейне и др.
Жестокая практика жизни заставляла художников углубляться в общественную жизнь, в современную действительность и осмысливать все противоречия утвердившегося капиталистического общества.
Реалистическая традиция имеет давнюю историю в культуре. Однако целостное понимание и сам термин «реализм» возникают в 20-е годы XIX века, его значение усиливается к середине столетия, когда это направление становится господствующим в европейской культуре. Реализм XIX века принято называть критическим реализмом.
Критический реализм базируется на следующих принципах:

  • объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала («Природа являет необычные зрелища, возвышенные контрасты; они могут оставаться непонятными для зеркала, которое бессознательно их воспроизводит», - писал Стендаль, а Бальзак продолжает: «Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, но чтобы ее выражать!»);
  • воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах при полноте их индивидуализации (по Бальзаку, художник не простой летописец своей эпохи, а исследователь ее нравов, ученый-аналитик, политик и поэт);
  • жизненная достоверность изображения («в формах самой жизни»);
  • преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (в их связанности и противостоянии);
  • критика материального, бездуховного прогресса и буржуазной цивилизации.
Родиной критического реализма в литературе является Франция. Здесь реализм проходит в своем развитии два этапа. Первый - становление и утверждение как ведущего направления в литературе (конец 20-х - 40-е годы) - представлен творчеством Беранже, Мериме,  Стендаля, Бальзака. Второй (50-70-е годы) связан с именем Флобера - наследника реализма бальзаковско-стендалевского типа и предшественника «натуралистического реализма» школы Золя.

Зачинателем критического реализма не только Франции, но и западноевропейской литературы стал французский писатель Анри Бейль, более известный под псевдонимом Стендаль (1783-1842). Он не только первым обосновал главные принципы и программу формирования реализма, но и блестяще воплотил принципы реалистической эстетики в художественных шедеврах. Своеобразие его творческой индивидуальности сполна раскроется в созданном им типе социально-психологического романа. Первым опытом писателя в этом жанре стал роман «Арманс» (1827). Характер социального исследования приобретает роман «Красное и черное». «Хроника XIX века» - таков подзаголовок романа. Здесь театром действия становится Франция, представленная в ее основных социальных силах, в их взаимодействии. Замечателен цикл «Итальянских хроник». Стендаль был очень плодовит как писатель. Последним шедевром стала его «Пармская обитель» (1839), продиктованная за 53 дня! Бальзак назвал роман «лучшей книгой за последние пятьдесят лет».
Образец реалистической поэзии Франции XIX века дал поэт Пьер Жан де Беранже (1780 - 1857), дважды судимый за свои политические песни в период реакции. Революционная поэзия Беранже не имеет себе равных во французской литературе 1-й половины XIX века. Искусство рефрена, раскованность стиха, разнообразие интонаций, свободно передающих разговорную речь, повлияли на формирование ведущего жанра песни - революционно-демократической поэзии. Большую роль сыграл Беранже как поэт, обратившийся к песне-утопии, песне-размышлению, к песне-басне - они нашли последователей во 2-й половине XIX века.

Высшей точки развития достиг западноевропейский реализм в творчестве Оноре де Бальзака (1799 - 1850). Истоки его творчества глубоки и разнообразны. В энциклопедизме интересов и познаний Бальзак мог бы соперничать с гениями Возрождения. Его главное создание - многотомная эпопея «Человеческая комедия» - вобрало в себя основные достижения культуры и науки не одного поколения, предопределив пути дальнейшего продвижения человеческой мысли. Ей он отдал все свои силы, написав из задуманных 143 книг 90 романов и новелл. В нее вошли такие романы, как «Неведомый шедевр», «Шагреневая кожа», «Евгения Гранде», «Отец Горио» и многие другие, каждый из которых может считаться законченным, но Бальзак настаивал на том, чтобы отдельные его произведения воспринимались в общем контексте «Человеческой комедии».
Общий замысел и персонажи (более двух тысяч) связывают их в настоящую современную ему историю Франции, почти год за годом с 1816 по 1848 г. Перед нами реалистическая картина обогащения буржуазии, нравов, меняющихся в дворянском обществе в связи с проникновением в него буржуазии, противоречий общественной жизни страны. «Самим историкам оставалось только быть его секретарем», - заявляет Бальзак в предисловии к эпопее.
Проспер Мериме (1803- 1870) - драматург, мастер новеллы (среди них «Коломба» (1840), «Кармен» (1845), послужившая основой либретто оперы Визе, и шедевр его «Маттео Фальконе»). В новеллах он решает сложную задачу: через одиночное событие показать историю целых народов, иных эпох. Мериме - автор большого романа «Хроника времен Карла IX» (о борьбе католиков и протестантов), трагедии людей, разделенных разными религиями. «Паписты! Гугеноты! И тут и там суеверия. Наши литании, ваши псалмы - одна бессмыслица стоит другой». В этих словах одного брата другому заключен прогрессивно-просветительский смысл всего произведения. Помимо оригинальных произведений Мериме важное место в его наследии занимают переводы Пушкина, Гоголя, Тургенева на французский язык. Он написал ряд статей о творчестве этих писателей, дав высокую оценку русской литературе.
Ги де Мопассан (1850- 1893) создал коллективный портрет французской буржуазии 2-й половины XIX века. «Жизнь», «Милый друг», «Монт-Ориоль» - лучшие романы Мопассана, в которых острота социального анализа и антибуржуазная направленность достигли высокого напряжения, а чистота чувств человека противопоставлена духовному убожеству, корыстолюбию и лживой морали.

Национальное своеобразие английского критического реализма определяется прежде всего сатирической обличительной направленностью творчества большинства крупных писателей под влиянием буржуазного либерализма, с одной стороны, и ростом и развитием пролетариата - с другой. Определенный отпечаток на литературу накладывают развитие политэкономии, социологии, философии и острая полемика по общественно-политическим и экономическим вопросам.
Идеи века, состояние общественного движения и нравственные принципы эпохи нашли отражение в социальных романах Чарльза Диккенса (1812-1870),  Уильяма Теккерея (1811 - 1863),  Джона Голсуорси (1867-1933), сестер Шарлотты (1816-1855) и Эмилии (1818-1848) Бронде и Дж. Бернарда Шоу (1856 - 1950) - крупнейших представителей критического реализма в Англии.

Хранитель великой традиции английского романа Диккенс был и великим реформатором и новатором в жанре романа, ему удалось воплотить в своих творениях огромное количество замыслов и наблюдений. Его произведения «Последние записки Пиквикского клуба», «Дэвид Копперфилд», «Домби и сын», «Холодный дом», «Приключения Оливера Твиста», «Лавка древностей» и другие имели успех у всех классов английского общества. И это не было случайностью. Он писал о том, что хорошо известно каждому: о семейной жизни, о сварливых женах, о картежниках и должниках, об угнетателях детей, о хитрых и ловких вдовушках... Более других своих современников Диккенс был выразителем совести нации.
Художник (известно более 2 тысяч рисунков к своим произведениям и произведениям других писателей), издатель и писатель У. Теккерей исповедовал идеалы «просвещенного республиканизма». Он творит в разнообразных жанрах - памфлеты, уголовная хроника, сатирические эссе, очерки. Широкая панорама английского общества 1-й половины XIX века нарисована Теккереем в «Ярмарке тщеславия» (подзаголовок символичен: «Роман без героя»). Это произведение закрепило за автором имя замечательного реалиста, рисующего нравы и характеры без пристрастия и тенденциозности, где каждый играет свою роль - обманщика или обманутого.
Эпическую картину нравов буржуазной Англии конца XIX - начала XX века дал Джон Голсуорси в своей знаменитой трилогии «Сага о Форсайтах» и «Современной комедии».
Классиками научной фантастики - нового жанра в литературе, ставшего очень популярным в к. XIX - н. XX века, являются Герберт Джордж Уэллс (1866 - 1946) и Жюль Верн (1828 - 1905) - появление этого жанра было свидетельством небывалого интереса к научному знанию в связи с научно-техническими открытиями.
Наконец, необходимо отметить еще одного выдающегося писателя-драматурга Англии, лауреата Нобелевской премии 1925 г.  Джорджа Бернарда Шоу - создателя драм-диспутов политического, философского характера. Острый язык, мудрые мысли его произведений стали афоризмами («Пигмалион», «Цезарь и Клеопатра» и др.).
В США идеи критического реализма развивал Уолт Уитмен (1819- 1892), прославляя свободный труд и независимую личность, в Германии - Генрих Манн, в Норвегии - Генрих Ибсен (1828- 1906).
Название реализм в изобразительном искусстве напрямую связано с Курбе, который, сняв склад рядом с Салоном (в Салон его не пустили), выставил свои работы под вывеской «Реализм», хотя некоторые исследователи считают, что его следует относить к основателям «натуральной школы». Думается, что он пошел дальше «натурализма», ибо не без влияния Прудона заявлял, что художник-реалист должен передавать нравы, идеи, облик своей эпохи. Новшество Курбе заключалось не в том, что он писал жанровые сцены из повседневной жизни, а в том, что он эту тривиальную повседневность монументализировал, поднимая до ранга «исторической картины». Свое главное произведение «Похороны в Орнане» он сначала назвал «Историческая картина похорон в Орнане», желая, видимо, подчеркнуть, что такие вот будничные события, происходящие у все на глазах, - это и есть живая, доподлинная история. К лучшим произведениям Курбе принадлежат «Мастерская художника», «Дробильщики камня».

Одновременно с Курбе работал Жан Франсуа Милле. Он был слабее Курбе как живописец, но выше его как художник. Он владел поэзией сердца, чего не было у Курбе. «Искусство живописи состоит в том, чтобы передавать внешний вид предметов. Но это не есть цель искусства, а только средство, язык, которым пользуются, чтобы выразить свою мысль. То, что называют композицией, - это и есть искусство передавать другим свои мысли», - писал Милле.
Выросший в деревне и связанный с ней всю жизнь, Милле в свою зрелую пору писал исключительно крестьян и их труд в поле. Не нарушая реалистической достоверности, он достигает впечатления библейского величия в своих небольших по размеру картинах: «Человек с мотыгой», «Собирательницы колосьев», «Сеятель».
Действительно представителем критического реализма был Оноре Домье. Как и Бальзак, он создал «Человеческую комедию» эпохи в тысячах рисунков, литографий и картин. Он работал в сатирических журналах, и это определило направление его деятельности как политического карикатуриста. Домье не избежал тюрьмы за сатиру на короля, сильнейшей из которых была литография «Опустите занавес, фарс сыгран». Высшим достижением художника в годы Июльской монархии был трагический лист «Улица Транснонен» о побоище мирных граждан. Только с 1830 по 1834 г.во Франции было 520 судебных процессов по делам печати, несмотря на существующий закон о свободе печати. Домье создает литографию «Печатник, ставший на защиту свободы печати». Но в 1834 г. правительство покончило со свободой слова и восстановило цензуру. Домье переходит к жанру сатиры нравов. Он является одним из первых урбанистов в искусстве. С 1837 по 1851 г. Домье сделал примерно тридцать литографированных серий (сохранилось несколько тысяч литографий): «Парижские типы», «Добропорядочные буржуа», «Деятели правосудия» и др. - вся жизнь Франции за несколько десятилетий.

Натурализм

В 80-е годы влиятельным направлением в литературе становится натурализм.
«Мы - те же прилежные рабочие, которые тщательно осматривают здание, которые открывают гнилые балки, внутренние трещины, сдвинувшиеся камни, - все те повреждения, которые не видны снаружи, но могут повлечь за собой гибель всего здания. Разве это не более полезная, серьезная и достойная деятельность... чем забраться с лирой в руках на высокий пьедестал», - Эмиль Золя (1840-1902).
«Надо обращаться с людьми, как с мастодонтами или крокодилами. Разве можно горячиться из-за рогов одних, из-за челюстей других? Показывайте их, делайте из них чучел, кладите их в банки со спиртом, - вот и все, но не произносите при них нравственных приговоров, да и сами-то все кто, вы, маленькие жабы?» - Гюстав Флобер (1821-1880).
Эти признания двух выдающихся мастеров слова отражают позицию сторонников натурализма, которые сознательно ограничивают роль писателя, не позволяя ему делать обобщений.
Натурализм в литературе - это одностороннее развитие реализма, отказ от идеалов, от проникновения во внутреннюю сущность явления, отказ художнику в праве на вымысел и выражение своих чувств и взглядов. Стремясь к объективному изображению действительности, натуралисты уподобили свой метод научному исследованию жизни, который основывался бы на эксперименте, точности описания и документальности. Их эстетика созвучна философии позитивизмаОгюста Конта, который требовал сугубо эмпирического изучения действительности и отказа от обобщений. В отличие от писателей критического реализма, считавших обязанностью писателей привлекать внимание к социальному злу и несправедливости, писатели-натуралисты отрицали общественную роль искусства.

Писателями натурализма специалисты считают братьев Эдмонда (1822-1896) и Жюля (1830- 1876)  Гонкуров,  Г. Флобера,  Альфонса Доде, а вершиной натурализма - Эмиля Золя - создателя 20-томной эпопеи «Ругон-Маккары» (через историю одной семьи в эпоху Второй империи он показал широкую панораму всех слоев французского общества), над которой работал 25 лет. Лучшими считаются романы «Жерминаль», «Разгром», «Чрево Парижа», «Западня», «Деньги».
Зародившись во Франции, натурализм быстро распространился в других европейских странах (Дж. Мур - Англия,  Герхарт Гауптман (1862 - 1946) - Германия - основоположник немецкого натурализма, лауреат Нобелевской премии 1912 г., автор ряда драматических произведений и комедий). Несмотря на призыв уйти от общественной борьбы, Флобер написал ряд исторических романов и не смог спрятаться в «башне из слоновой кости», он дал беспощадную критику буржуазной модели в романах «Мадам Бовари», «Воспитание чувств».

Импрессионизм

История другого направления в искусстве XIX века - импрессионизм (от франц. impression - впечатление) - занимает 12 лет (от первой выставки 1874 г. до восьмой в 1886 г.). Название происходит от картины Мане «Впечатление. Восходящее солнце». Кроме Клода Мане в пейзажной живописи прославились Сислей и Писсарро.
Импрессионисты стремились уловить летучий момент, приближаясь к чистой видимости. Как в жизни - мгновение не застывает, а переходит в другое, так и импрессионисты стремились передать эту подвижность, перетекание, вибрацию через размытость очертаний, расплывами цвета, тающими формами. Они подметили богатство цветовых нюансов солнца, снега, зелени, обновив видение, расширив сферу наблюдения. Для всех них ключевой была работа на пленэре.
Как же добивались художники «погружения в воздух предметов»? Этого они достигали новыми приемами наложения краски - мягкими капельками, «запятыми» чистых красок, не сплавленных между собой, используя оптический эффект смешения цвета, который создается в глазу зрителя при рассмотрении картин на расстоянии. Наиболее ярко это проявляется в работах Мане «Бульвар капуцинок в Париже», «Скалы в Бель-Иль», «Белые кувшинки», «Руанский собор в полдень», «Чайки».
Живопись Писсарро строже, но выступающий как фон «серебристый цвет воздуха» объединяет размытые очертания зданий, экипажей и человеческих фигур.

Новое слово сказали импрессионисты и в фигурной живописи. Они выступали за демократизацию самого представления о прекрасном - городского, сельского пейзажа, горожан и крестьян. «Родовыми» чертами импрессионизма являются органическая народность, соединенная со своеобразным духовным аристократизмом, - как отмечают критики. В фигурной и портретной живописи корифеями импрессионизма были Огюст Ренуар и Дега.
Любимыми мотивами Ренуара были маленькие кабачки, яхт-клубы, купальни («Лягушатник»). Он специально уделяет внимание фигурам (а Мане приносит их в жертву общему пленэрному эффекту), они выходят на ближайший план, укрупняются. Женщины Ренуара - такие же открытые, как лондонские туманы Мане и городские бульвары Писсарро. Его шедевр - «Бал в Мулен де ла Галетт» - народный веселый бал под открытым небом. В работах Ренуара много нравственности: женские тела он превращает во что-то лучистое, радужное, подобное лепесткам розы или перламутру («Обнаженная»). Его назвали «живописцем счастья».
Эдгар Дега был скорее попутчиком импрессионистов, чем одним из них. Он не работал на пленэре, не писал пейзажей. Он преклонялся перед рисунком и линией, чего не было у импрессионистов. «Я колорист посредством линии», - говорил он о себе. В искусстве он искал острохарактерное. Его герои не смотрят «в объектив». Но опять цвет - в «Голубых танцовщицах» он кажется самосветящимся.
В скульптуре близким импрессионистам был Огюст Роден (1840- 1917). Его скульптура («Поцелуй», «Мыслитель», «Граждане Кале») имеет текущую форму, как бы незаконченный характер, что роднит его с импрессионистами.

С импрессионизма начал и Поль Гоген, но вскоре от него отошел. Он писал: «Они (импрессионисты) искали в сфере, доступной глазу, а не в таинственном центре мысли...». Гоген не отрекался от созерцания натуры, но считал, что нужно синтезировать, упрощая или преувеличивая в соответствии с идеей художника. Он сознательно стремился к выработке живописной системы, основанной на гармонии чистых цветов, подобной гармонии звуков в музыке. Система имела и название - синтетизм. Большие цветовые плоскости, интенсивно окрашенные, с ярко выраженными ритмическими силуэтами - так он учил писать и своих последователей - постимпрессионистов. Вершина творчества Гогена - таитянский цикл. Экзотический край оказался благодатной почвой для реализации его художественных идей. Он становится великим колористом - и великим сказочником.

Символизм

Натурализм вызвал к жизни противоположное ему направление - символизм (конец XIX - начало XX века), выступивший активно против позитивизма. Символизм - направление в искусстве (1870-1910), сосредоточенное на художественном выражении содержания посредством символа как многозначного, иносказательного и логически непроницаемого образа, «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Символисты, противопоставляя внешний образ мира и внутреннюю сущность, видели свою задачу в познании и художественном воспроизведении не внешнего образа жизни, а внутренней сущности, которая открывается только поэтической интуиции, но не научной логике. Они считали себя певцами «заката», «упадка», «гибели» мира. Стремясь прорваться к «скрытым реальностям», «идеальной сущности мира», «нетленной красоте», символисты в мистифицированной форме, подчас усложненной мотивами декадентного индивидуализма, выражали неприятие буржуазного образа жизни, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие революционных перемен.
Теоретиком французского символизма был французский поэт Стефан Малларме (1842 - 1898). Он возглавил творческое объединение поэтов-символистов (Поль Верлен,  Анри Ренье,  Артюр Рембо).
Активное отношение к форме произведения проявляется у С. Малларме в усложнении синтаксиса, инверсии при передаче «сверхчувственного» (сборник «Стихотворения»).

Крупнейшим французским символистом был Поль Верлен (1844- 1896). В ранних сборниках «Сатурнические поэмы», «Галантные празднества» он совершает переход от статичной красоты, материальной осязаемости мира к нереальности мира декораций, растворению всего материального в зыбкости воспоминаний и воображения. В передаче настроений, мгновенных ощущений заметно влияние эстетики импрессионизма. После разгрома Парижской Коммуны (он был на баррикадах) Верлен эмигрирует в Бельгию, потом в Англию. В сборнике «Романсы без слов» наблюдается меланхолия, в содержании явные черты декаданса. Значение деятельности П. Верлена заключается в раскрытии новых выразительных возможностей языка, в развитии средств тончайшего психологизма, до него недостижимых в поэзии.  М. Горький в статье «Поль Верлен и декаденты» писал: «Верлен был яснее и проще своих учеников, в его всегда меланхолических и звучащих глубокой тоской стихах был ясно слышен вопль отчаяния, боль чуткой и нежной души, которая жаждет света, жаждет чистоты, ищет Бога и не находит, хочет любить людей и не может».
Артюр Рембо (1854-1891), как и Поль Верлен, глашатай Парижской коммуны, которой посвятил ряд стихотворений. Книги «Сквозь ад» и «Озаренная» ярко проявляются как символические произведения. В знаменитом «Цветном сонете» он подыскивает цветовые эквиваленты главным: а - черный, е - белый, и - красный, у - зеленый. Так он пытается согласовать лирику с живописью .
Самым значительным представителем символизма в Англии был Оскар Уайльд - автор знаменитого романа «Портрет Дориана Грея», многих сказок и сатирических пьес, где утверждает единство красоты и морали, зло высмеивает лживость английских понятий достоинства и аристократизма. Эстетизм его основан на парадоксальном утверждении первичности искусства, на отрицании «значения природы и действительности вообще» для художников.
В Бельгии как символист выступает лауреат Нобелевской премии Морис Метерлинк (1862-1949), автор «Синей птицы», которая не сходит со сцены МХАТа почти столетие.
Многие из этих авторов переросли рамки символизма, и, хотя символизм развивался до начала Первой мировой войны, он уже не способен был выдвинуть равных им художников.
В России лучшими представителями символизма считаются А. Блок,  А. Белый,  Вяч. Иванов.  Ф. Сологуб.
В изобразительном искусстве символизм представлен именами П. Гогена,  М.К. Чюрчлениса,  М. Врубеля. В музыке - Клодом Дебюсси, Морисом Равелем, Сибелиусом.


Музыка


Музыка XIX столетия так же велика и разнообразна по направлениям и формам - от романса до оперы, от сонаты до симфонии. Творцы ее сказали новое слово в музыкальном искусстве, продолжив поиск своих предшественников. Остановимся на двух оперных школах - итальянской и немецкой.
Музыка начала XIX века развивалась в значительной степени под влиянием литературного романтизма. Отказываясь от традиций мифологических сюжетов, композиторы обращались к человеку, его душевному миру.

Италия

Творчество Джоаккино Россини (1792 - 1868) явилось как бы связующим звеном в развитии итальянской оперы, завершая ее предшествующий этап и положив начало новой национальной школе. В «Севильском цирюльнике» опера-буфф достигла наивысшего расцвета. Однако Россини обратился к героической тематике, отвечавшей запросам современности. «Вильгельм Телль» положил основание новому жанру героико-исторической романтической оперы.
Вместе со своими младшими современниками Винченцо Беллини (1801 - 1835) и Гаэтано Доницетти (1797-1848) Россини обновил музыкальный язык оперы, насытив его прекрасными мелодиями, интонационно близкими к народной песне.
Беллини прожил короткую жизнь, но она была насыщена творчеством. Первую оперу он написал в 24 года - «Бианка и Фернандо», а последнюю в 34 - «Пуритане». Между ними были «Пират», «Чужестранка», «КапулеттииМонтекки», «Сомнамбула», «Норма» и др. Сын своего времени, он сочувствовал национально-патриотическим чаяниям итальянского народа, страдавшего под гнетом австрийской монархии. Потому-то «Норма» (о борьбе галлов за освобождение) оказалась созвучной эпохе, а постановка этой оперы в Италии сопровождалась открытой политической манифестацией. Беллини принадлежат 5 симфоний, концерты для гобоя с оркестром, произведения церковной музыки и романсы.
Доницетти после смерти Беллини становится во главе итальянской оперной школы и до середины 40-х годов, т.е. до первых триумфов Верди, считался непревзойденным мастером и крупнейшим авторитетом национального музыкального театра. Из 65 опер к числу наиболее удачных и известных сейчас можно отнести «Любовный напиток», «Лючия ди Ламермур», «Лукреция Борджиа», «Дочь полка» и др.
Из непродолжительного застоя, когда великие мастера ушли из жизни, итальянскую музыку выводит Джузеппе Верди (1813-1901), смелый новатор, горячий, убежденный и последовательный поборник реалистических принципов итальянской литературы эпохи национально-освободительного движения. В творчестве Верди итальянская опера достигла наивысшего расцвета. Пройдя через увлечение романтизмом, Верди в своих поздних произведениях - в «Аиде», «Отелло», «Травиате», «Фальстафе» - достиг идеального слияния действия, слова и музыки, пришел к созданию подлинной реалистической музыкальной драмы. Из известных опер надо назвать еще «Набукко», «Эрнани», «Макбет», «Риголетто», «Трубадур», «Дон-Карлос».
В конце XIX века в Италии получило распространение новое направление - веризм (от слова vero - истинный, правдивый), оно противопоставляло себя увлечению немецким романтиком Вагнером. Оперы этого направления «Сельская честь»  П. Масканьи и «Паяцы»  Леонкавалло узаконили реальную житейскую драму социальных низов и на оперных подмостках. К этому течению в значительной мере примыкает творчество наиболее выдающегося среди итальянских композиторов XX века Джакомо Пуччини (1858 - 1924), не избежавшего в своих ранних операх влияния немецкого романтизма. Веризм Пуччини проявляется в отношении к оперному сюжету - в обыденной, неприкрашенной жизни он находит материал для сюжетной драмы. По органической ясности мелодии, по силе и яркости драматического дарования Пуччини - прямой наследник Верди и подлинный итальянский композитор. Всемирную известность получили оперы «Манон Леско», «Богема», «Тоска», «Чио-Чио-сан» («Мадам Баттерфляй»).

Германия

Крупнейшее явление немецкой оперы начала XIX столетия - «Фиделио»  Бетховена, который обогатил сферу выразительных средств драматической музыки, показал пример ее симфонизации.
Начало XX столетия было ознаменовано в Германии расцветом романтической оперы. Одним из первых ее достижений явилась «Ундина»  Гофмана, оказавшая сильное влияние на творчество крупнейшего мастера этого жанра - Карла Марию Вебера (1786 - 1826). Его «Вольный стрелок» составил эпоху в развитии мирового оперного искусства, это пример романтической трактовки народной легенды. Музыка тонко и поэтично передает очарование народных сказаний, красоту природы и благородство человеческого чувства, а также полна сопоставлений лирических, бытовых и фантастических моментов. Среди других произведений композитора следует назвать сказочно-фантастическую оперу «Оберон», «Эврианту» - героическую оперу на рыцарские темы, а также «Вольный стрелок».
Центральная фигура немецкой оперы второй половины XIX в. - Рихард Вагнер (1813-1883), один из величайших реформаторов оперного искусства. Вагнер начал свой путь под влиянием романтизма (оперы «Риенци» и «Летучий голландец»). Близкие в известной мере романтической опере «Тангейзер» и «Лоэнгрин» выделились по своей тематике, по философской направленности и, главное, по своему музыкальному языку. В них Вагнер пользуется системой лейтмотивов (т.е. мелодических фраз), которая стала одной из основ его оперной реформы. Каждая мелодия (лейтмотив) связана с кем-либо из действующих лиц или идеей, а в целом музыка получает искусное симфоническое развитие. Вагнер шел по стопам Глюка, осуществляя полное единство музыки и драмы.
Новые принципы Вагнера были последовательно воплощены в его грандиозной тетралогии «Кольцо нибелунга», а также в «Тристане и Изольде», «Парсифале» и др.