Зооагрессия - СТОП !


Убить животное только для того, чтобы лишить его жизни, все равно, что убить человека в себе. Известно, что причинение смерти живым существам может предшествовать другим деструктивным поступкам, например убийству человека и является как бы этапом развития злокачественной агрессии.
Еще древнегреческий философ Пифагор предупреждал о пагубных последствиях подобных деяний. Он говорил: «Строго накажи своё дитя, виновное в убийстве насекомого: с этого начинается человекоубийство». Время показало правоту его слов. Действительно, многие патологические личности в детстве мучили животных.

Несмотря на откровенную жестокость, нередко акты насилия и издевательства над животными со стороны детей и подростков в большинстве случае остаются без должного внимания взрослых. Тем не менее, как считают специалисты  в медицине и психиатрии, к ним нужно быть очень внимательным. За ними могут скрываться серьезные нарушения личности.
Дети, которые издеваются над животными, в 5 раз больше предрасположены к совершению жестоких преступлений против людей. Чем раньше такой подросток обратится за врачебной помощью, тем больший у него шанс на выздоровление.
Чего только не вытворяют с животными маленькие палачи.  Закрывают их в горячей духовке, в микроволновой печке, забивают камнями и палками и т.п. «Ну, это — ребячество,  детские шалости.» — так относятся к этому многие взрослые люди и не придают этому особого значения.  И в этом – они неправы.
Такая реакция взрослых на насилие над животными, совершаемое детьми, с точки зрения экспертов в психиатрии, является совершенно неадекватной.  Психиатры предупреждают, что жестокое поведение в детстве  – это сигнал тревоги. Если ребенок повторяет подобные действия или получает от этого удовольствие, то это уже серьезная проблема.
Антрополог Маргарет Мид считает, что "самое опасное, что может произойти с ребенком - это если он убивает или мучает животное и это ему сходит с рук". Следствием является деградация личности ребёнка и цепная реакция насилия и убийств. Например, несколько лет назад в Америке, двенадцатилетний Эрик Смит задушил соседского кота садовым шлангом; его простили, посчитав это невинной шалостью. Год спустя он жестоко убил четырехлетнего Деррика Робби. 

В последние годы в обществе стали открыто говорить на эти темы, не только в связи с большим вниманием к защите животных, но и потому, что появляется все больше данных о том, что существует прямая связь между детской жестокостью и преступлениями у взрослых – от употребления наркотиков до серийных убийств.
Американскими специалистами в судебной психиатрии проведено несколько исследований, посвященных этой теме и выявлено, что  во многих случаях  преступлений в отношении человека им предшествовала история насилия над животными.
Анализ наиболее жестоких преступлений позволил психиатрам сделать выводы о том, что повторяющиеся акты издевательств над животными в детстве часто предшествуют развитию в будущем расстройств личности и асоциального поведения, а также наркоманий. Оказалось, что половина людей с асоциальным поведением совершала в прошлом садистические действия.  Наиболее плохой прогноз развития личности  в этом случае у агрессивных детей младше10 -ти лет.
По мнению экспертов в судебной психиатрии, от насилия над животным до преступления против личности – всего один шаг. Если эти действия повторяются, если увеличивается размер животного, если от агрессии над животным дети получают наслаждение — эта дистанция еще более сокращается. Для агрессора животные и люди имеют общие характеристики: они  — живые, страдают от боли и умирают от нанесенных им травм.
С точки зрения специалистов в психиатрии, очень важным является для близких такого ребенка вовремя заметить это расстройство поведения и обратиться за врачебной помощью. Шанс помочь ему существует. И не нужно его упускать. Сопереживанию, контролю импульсивности,  канализации злости и ненависти можно его научить, если вмешаться своевременно.

Акты жестокости по отношению к животным могут связаны  не только с этим с неумением сопереживать и сочувствовать и с наслаждением от вида страданий. Подобное поведение ребенка может быть вызвано тяжелой ситуацией, которую он переживает в семье — с эмоциональным напряжением, в котором он постоянно находиться. Оно может выражаться в виде ярости в отношении более слабых — в данном случае, животных.
Часто в такой ситуации оказываются дети, которые подвергаются в семье физическому наказанию, избиениям или сексуальному насилию. Жестокое отношение к животным связано с такими ситуациями в 20% случаев. Поэтому к случаям агрессии у ребенка нужно быть особенно  внимательным  учителям, родственникам, социальным работникам. Во многих случаях, дети и подростки, издевающиеся над животными, нуждаются в помощи специалистов в психиатрии и психологии.
"Жестокость к животным и насилие над личностью"
Ведущий специалист мира по проблеме серийных убийств и социальной агрессии, профессор Александр Бухановский (человек поймавший Чикатило) в своих исследованиях обнаружил, что более «60% будущих серийных убийц в детстве обнаруживали специфически жестокое отношение к животным». 

Д. Хеллман и Н. Блэкман «выяснили, что 75% из тех, кто обвинялся в преступлениях, связанных с насилием над личностью, в детстве издевались над животными». По другим данным, свыше 85% подростков, совершивших тяжкие преступления против личности, ранее обращали на себя внимание жестокостью с животными (Семенова, 1970). 
Более  того, установлено, что серийные насильники деперсонифицируют своих жертв, в каком-то смысле, сближая их с животными (Старович, 1991). Профессор лондонского «Института здоровья детей» Д. Скьюз утверждает, что «каждый третий педофил в детстве жестоко обращался с животными». Неслучайно, что при обследовании лиц, совершивших садистические изнасилования, рекомендуют расспрашивать их о подростковом делинквентном поведении. Детьми они нередко принимали участия в драках и проявляли жестокость к животным (Groth A.N., 1979).
Исследования ФБР и Скотленд-Ярда по преступности. 86 % подростков, совершившие тяжкие преступления, ранее жестоко обращались с животными. ФБР и Скотленд-Ярд рассматривают насилие над животными как один из пяти ключевых индикаторов того, что лицо впоследствии совершит насилие над людьми. .... 36% убийц мучили и убивали животных в детстве, 46% - в юности.... Специального агента ФБР Алана Бранли (психолог, состоящий в штате тюрьмы максимального режима строгости) спросили сколько из серийных убийц издевались над животными. Он ответил: спросите лучше - сколько не издевались. В других источниках часто встречается информация, что среди серийных убийц и маньяков - "практически все", "подавляющее большинство" и подобные формулировки.
Существует огромный список убийц, маньяков и насильников, которые в детстве издевались над животными, а потом перенесли свою разрушительную деятельность на людей. В девяностых годах ФБР взяло на вооружение эту закономерность поведения убийц и внимательно изучает случаи издевательств над животными в тех районах, где орудует серийный убийца. 

Закрывая глаза на случаи жестокого обращения с животными, общество обрекает на гибель не только беззащитных бездомных собак и кошек, но и само себя. Следующими жертвами неизбежно станут те, кто закрывал глаза на “детские шалости”. Это очевидно. Ведь как говорил Альберт Швейцер, "Тот, кто привык считать бесполезной жизнь любого существа, рискует прийти к мысли о бесполезности жизни человека". 
Большинство патологических личностей в детстве мучили животных. Известный маньяк А.Сливко увлекся выращиванием кроликов, умерщвлял и разделывал их. А.Сальво, по прозвищу «бостонский душитель» в детстве закрывал собак в картонные коробки и затем стрелял по ним из лука навылет. Э.Кемпер убивший 8 женщин, в том числе свою мать, еще ребенком отлавливал кошек и отрезал им головы. Дэвид Берковиц застрелил соседскую собаку породы лабрадор. Вскоре после этого он убил из ружья 13 человек в Нью-Йорке. Серийный убийца В.Кулик предпочитал их вешать. Людоед Малышев также имел ранний опыт убийства бродячих животных. Сначала он только убивал их, потом стал съедать. Позже начал охотиться за людьми. 20-летний Джейсон Мэйси, отрубивший голову 13-летней девочке и застреливший ее брата, начал свою криминальную карьеру с истязаний кошек и собак. Органы погибших животных он хранил у себя в холодильнике. Д.Хьюберти, расстрелявший 21-го человека в закусочной Макдональдс позже вспоминал, что опыт насилия приобрел будучи подростком: из пневматического ружья расстрелял соседского пса. К.Э.Коул, погубивший 35 человек, на суде признался, что первое убийство совершил еще в детстве, задушив щенка. Б.Спенсер, убившая из винтовки двоих школьников, в полиции созналась, что часто мучила кошек и собак, причем ее излюбленным видом мучений было поджигать им хвосты.  Д. Дамер, расчленивший 17 человек, до этого протыкал иглами лягушек и кошек, и как-то раз он отрезал голову собаке. Теодор Банди зверски убил 50 человек. Он сообщил на суде, что в детстве замучил до смерти огромное количество животных. Патрик Шеррилл убил 14 своих коллег по почтовому отделению, а затем застрелился сам. Показательно, что его хобби было красть домашних животных, а потом натравливать на них свою собаку, чтобы она их изувечила.

К сожалению, на жестокость, которую многие из этих преступников проявляли в детстве, все закрывали глаза, пока эти подонки не направили ее на людей. 

•           ... Эдди Кемпер так же, как и все перечисленные выше маньяки, вряд ли понимал, что, мучая кошку, в которой он видел лишь забавную игрушку, он тем самым делает шаг к электрическому стулу, где он в итоге и оказался. Именно против таких ситуаций предостерегал нас Альберт Швейцер, когда сказал: "Тот, кто привык считать бесполезной жизнь любого существа, рискует прийти к мысли о бесполезности жизни человека."
•           ФБР (FBI) обнаружило в своих компьютерных базах данных: в информации о серийных убийцах и насильниках постоянно  просматривается общая черта - жестокое отношение к животным. Стандартная диагностика и психиатрическое лечение от эмоциональных расстройств также считают жестокое обращение с животными диагностическим критерием поведенческих отклонений.
•           Северо-восточный университет (Northeastern University) и Массачусетская организация (the Massachusetts SPCA) провели анализ и выяснили, что те, кто жестоко относятся к животным в пять раз с большей вероятностью могут совершить жестокие преступления в отношении человека. Так, большинство заключенных тюрьмы Сан Квентин в Калифорнии (California’s San Quentin), осужденных за совершение убийства, «практиковались» на животных.
•           ... «Убийцы... зачастую начинали с того, что в детстве мучили и убивали животных,» - говорит Роберт К. Ресслер (Robert K. Ressler), разработчик биографических профилей серийных убийц для ФБР (the Federal Bureau of Investigation (FBI). Исследования убедили социологов, юристов и судебных исполнителей в том, что акты жестокости в отношении животных заслуживают нашего внимания. Они могут быть первым сигналом проявления патологической жестокости, которая впоследствии потребует и человеческих жертв.
•           Жестокое обращение с животными – не только проявление каких-то мелких личностных пороков жестокого человека. Это скорее симптом глубоких ментальных проблем. Исследования в области психологии и криминологии показывают, что люди, совершившие акты жестокости по отношению к животным, редко на этом останавливаются; многие продолжают – со своими братьями-людьми.

+++

Также была установлена связь жестокого отношения к животным и жестокого отношения к детям. «По результатам исследований, из 57 семей штата Нью-Джерси, в которых издевались над детьми, в 50 издевались также и над животными. Эксперты, изучившие 23 британские семьи, в которых животные подвергались издевательствам, выяснили, что в 83% из них дети подвергаются жестокому или пренебрежительному обращению…[Таким образом] дети, которые мучают животных, скорее всего, просто повторяют то, что наблюдают дома; подобно своим родителям, они реагируют насилием на злость или раздражение… Жестокость в семье является самой распространенной причиной детской жестокости к животным».
Все сказанное говорит об актуальности проблемы жестокого обращения с животными. В ходе ее изучения был предложен термин «зооагрессия». Она понимается как «нанесение ущерба живой природе, жестокое обращение с животными… [и] включает в себя… браконьерство, кражи животных, другие виды человеческой деятельности, наносящие ущерб фауне». С нашей точки зрения, к объектам зооагрессии целесообразно отнести не только животных, но и некоторые виды растений (например, умышленное выжигание лесов). Вместе с тем, не стоит забывать, что промышленные и научные убийства животных зооагрессией не являются.
Подростковая зооагрессия имеет свои особенности. Как правило, она осуществляется в форме истязаний домашних животных группами подростков или единолично. Такая жестокость носит как бы локальный характер, она не приобретает массовых масштабов, столь характерных для преступлений взрослых: браконьерства, краж и контрабанды животных. Хотя в некоторых из этих правонарушений также участвуют подростки.
Следовательно, подростковая зооагрессия имеет враждебный, выражающийся в истязаниях животных, либо инструментальный характер, когда главной целью является получение прибыли от краж или промысла живых существ. Есть предположение, что враждебная зооагрессия является манифестацией деструктивного паттерна поведения подростка, симптомом психического расстройства, одним из проявлений которого в дальнейшем могут быть жестокие преступления против личности. Именно с этим связана первостепенная важность изучения враждебной формы подростковой зооагрессии. От других типов зооагрессии ее отличает ряд следующих признаков:

Особая жестокость, означающая, что животное подвергается избиениям, истязаниям; используется для ненаучных опытов, ему причиняются неоправданные страдания или применяется мучительный способ его умерщвления. Охоту и другие виды промысла с применением калечащих орудий следует рассматривать как особую жестокость только в том случае, если причинение страданий входило в мотивацию. Жестокое обращение может осуществляться в форме бездействия, т.е. в виде лишения животного пищи, воды, помощи. Все животные (дикие, дикие животные в неволе, синантропные, безнадзорные, одичавшие и бродячие домашние животные, животные используемые в сельском хозяйстве) оказываются в сфере правового регулирования по вопросам защиты их от жестокого обращения. Особая жестокость в ряде случаев может рассматриваться как специфический признак подростковой зооагрессии. Давно известно, что «дети обращаются с животными почему-то более жестоко, чем взрослые люди», - считает профессор АГАУ В.Жуков.

Рецидивность, т.е. систематически повторяющаяся потребность в зооагрессии. Изучение более 100 случаев жесткого обращения с животными показало, что «потребность в повторении таких поступков отмечается почти у 75 % зарегистрированных лиц. Чаще всего отмечались групповые поступки. Выявился возрастной пик участников – 11–16 лет».

Провокативность - это стремление агрессора выдать свои деструктивные действия за самооборону. Для этого подросток своими намеренными действиями вызывает у животного агрессию, после чего «обороняется». «Часто эти люди искали прикрытие своей склонности, стремились обеспечить себя законным и благовидным предлогом: необходимостью борьбы с бешенством; тем, что собаки нападают ни с того ни с сего и т. д. Чтобы разобраться… мы провели анализ записей почти тысячи случаев покусов животными, зарегистрированных на пастеровской станции Москвы. Было обнаружено, что, как правило, покусы были спровоцированы 
потерпевшими. И опять четко проявился возрастной пик – около 15 лет».

Немотивированность агрессии, когда подросток не может четко объяснить причин и оснований своих поступков, либо объясняет их нелепо: «убивал просто так», «интересно», «от скуки», «животные вредны и гадят», «кошка меня исцарапала», «моя соседка котят топила. Она меня и научила...», «кошки разносят инфекцию» и проч.

Склонность к усугублению тяжести агрессии. Это значит, что вслед за жестоким обращением с животными подросток может совершить насилие и по отношению к человеку. «По словам антрополога Маргарет Мид, «самое опасное, что может произойти с ребенком - это если он убивает или мучает животное и это ему сходит с рук».

+++

Мотивы зооагрессии.

 Можно указать несколько наиболее распространенных мотивов зооагрессии:

§        мотивы, связанные с расстройствами психики и поведения;
§        познавательные мотивы (любознательность, интерес);
§        императивные мотивы (из официальной санкции);
§        корыстные мотивы (браконьерство, кража животных);
§        враждебные мотивы (смещенная агрессия в виде мести);

I.  К мотивам, связанным с расстройствами психики и поведения, относят побуждения, вызванные психическими заболеваниями или их проявлениями. К наиболее распространенным расстройствам психики, предполагающим жестокое отношение к животным, является садизм. Э. Фромм определяет его как гедонистическое побуждение человека полностью и абсолютно поставить под свой контроль живое существо, будь то животное или другой человек. Садизм в отношении животных проявляет себя в двух категориях поступков:
а) зоосадизм, т.е. получение сексуального возбуждения и удовлетворения от избиения и истязания животных. Зоосадизм есть разновидность зоофилии в сочетании с садизмом.
б) садизм, связанный с несексуальными гедонистическими мотивами (получение несексуального удовольствия от мучения животных).
Итак, рассмотрим зоосадизм. Это извращение полового влечения, парафилия, характеризуется стремлением причинять физическую боль или нравственные страдания животным, когда «дети получают удовольствие… [наблюдая], как гибнет раздавленное насекомое, раненое животное». В некоторых случаях у ребенка при виде истязаемого животного происходит самопроизвольная эякуляция. Я. Голанд приводит пример одного из пациентов своей клиники. «Удовольствия [он] испытывал и при виде расчлененных трупов, жертв дорожных аварий, агонизирующих людей и животных… И надо было такому случиться, однажды Арнольд [псевдоним пациента] увидел какого-то пьянчужку, который на дереве глумился над кошкой: издевался над ней, а потом задушил. От увиденной картины подросток испытал почему-то не потрясение, а сильнейший оргазм с эякуляцией… На следующий день он вновь пришел к тому дереву, залез, съехал с него и получил еще один оргазм. С этого самого времени Арнольда стали интересовать только картины садистского содержания». В других случаях страдания животных вызывают у подростка половое возбуждение на фоне которого стимулируется оргазм (с последующей мастурбацией и оргазмом).

«Как-то ко мне привели 12-летнего мальчика,- рассказывает психиатр А. Бухановский, - его мама была в ужасе: он убивал животных, причем не просто убивал, а растягивал этот процесс во времени - он их распинал. Ежиков, котят, щенят... При этом, наблюдая за их мучениями, он онанировал. Мы работали с этим мальчиком почти 12 лет, сейчас ему 24. Он сам все нам рассказал. В том числе и о своих фантазиях — убивать не животных, а людей».

Рихард фон Крафт-Эбинг описывает своего пациента, вспоминавшего что в детстве «описания боя быков и других истязаний животных вызывали у него половое возбуждение». Подросток получает иногда сексуальное удовлетворение, имитируя половой акт с животным. Эта имитация происходит в форме введения во влагалище животного посторонних предметов. Вот несколько таких случаев. «Смертельное повреждение 4 телят и коз с помощью заостренной палки. Преступник — 19-летний парень, перенесший на 4-м году менингит и сделавшийся после того имбецилом. Он сознался, что совершил преступление из чувства сладострастия… 18-летний пастух с очень ограниченными умственными способностями» при помощи палки нанес повреждения заднего прохода осла. В перечисленных случаях, заключает  Рихард фон Крафт-Эбинг, истязание животных является, по-видимому, эквивалентом нормального полового акта с женщиной, невыполнимого вследствие каких-либо причин.
Садизм не всегда связан с получением сексуального удовлетворения. Он может проявляться и в несексуальных формах, как-то: обретение чувства власти над животными посредством их истязаний, жестоких игр на ловкость, меткость, жертвами которых оказываются животные. В данном случае ведущими эмоциями становятся чувство превосходства, соперничества, игровой азарт.

Расстройства поведения

Р. Комер в книге «Основы патопсихологии» утверждает, что «дети, страдающие расстройством поведения (conduct disorder)… часто бывают агрессивными и могут проявлять физическую жестокость по отношению к людям или животным, намеренно портить чужое имущество, лгать, прогуливать уроки или убегать из дома… Когда они становятся старше, к списку их насильственных действий добавляется изнасилование или, реже, убийство (АРА, 1994)». Жестокое поведение детей получило общее название расстройство в виде деструктивного поведения. Существует 13 критериев данного расстройства, в число которых входит физическая жестокость к животным. Для диагностики расстройства у подростка достаточно наличие любых 3-ех из 13-ти критериев деструктивности. При этом они должны отмечаться, по меньшей мере, полгода. Таким образом, жестокое обращение с животными само по себе не может считаться расстройством поведения. Для диагностики расстройства необходимо еще несколько критериев (например, в дополнение к жестокости подросток прогуливает уроки, участвует в поджогах, воровстве и тд.). Иногда жестокое обращение к животными встречается среди подростков, страдающих оппозиционно-вызывающим расстройством. Оно характеризуется тем, что ребенок часто спорит со взрослыми, скандалит, гневается и  обижается. Для оппозиционно-вызывающего расстройства характерны реакции протеста, иногда выражающиеся в убийстве животного, принадлежащего человеку, обидевшему подростка.
Жестокое обращение с животными при расстройствах поведения некоторые исследователи рассматривают как составную часть «триады убийцы» (Д. Дуглас). «Триада убийцы» - это комплекс расстройств, часто встречающийся у будущих антисоциальных личностей. К ним относят энурез (недержание мочи по ночам), склонность к поджогам и жестокость по отношению к мелким животным. Г.И. Каплан при диагностике расстройств поведения также подчеркивает важность установления этих фактов. Ю. Попов и В.Вид обращают особое внимание на связь подростковой пиромании и склонности к мучению животных. Они пишут, что среди «подростков-пироманов преобладают лица мужского пола с низким уровнем интеллекта, повышенной частотой психосексуальных дисфункций и злоупотребления алкоголем. Для них характерны также низкая дисциплина в школе, побеги из дома, жестокое обращение с животными и антисоциальное поведение». Тем не менее, полагаем, триада «энурез-поджоги-жестокость» не является абсолютным критерием будущей антисоциальной личности. Это объясняется несколькими моментами. Во-первых, пока получено мало доказательств о существовании именно такого сочетания критериев. Во-вторых, в данной триаде не учитываются другие, не менее важные критерии деструктивности.

II. Мучение животных из любопытства (познавательные мотивы). 

 Данное поведение не связано с получением удовольствия от причинения боли животному и предполагает исследовательские цели. Здесь на первый план выдвигается детская любознательность и пытливость. У ребенка действует не «инстинкт разрушения», напротив, все происходящее «одушевляется чистым интересом познания: для того, чтобы познакомиться с вещью, с ее свойствами, дитя бросает ее…точно так же дитя не может равнодушно глядеть на животных, особенно на малых (щенят, котят, на птичек) и непременно хочет взять их в руки, вообще коснуться их. То, что эти маленькие существа пищат, оказывают сопротивление, барахтаются - только повышает удовольствие игры. Дитя и не думает о том, что своими экспериментами делает больно животным, оно отдается своим экспериментам и забывает, что в его руках живое существо». А. Антонян сделал другой предположение. Он считает, что жестокое обращение с животными  - это проявление интереса подростков к смерти, своеобразное изучение процесса умирания. «Мучая и убивая животных, подростки пытаются осознать грань, отделяющую жизнь от смерти», - утверждает исследователь.
Нельзя, однако, отрицать, что существует возможность перерастания познавательных мотивов агрессии в садистические, когда убийства (истязания) животных из любознательности со временем начинают приносить удовольствие и познавательный мотив утрачивает свое ведущее значение.

III. Императивные мотивы

Существует понятие функциональной жестокости. Л.М. Балабанова относит к ней «массовые забои скота, отлов и уничтожение бездомных животных». Отличительной чертой такого поведения является то, что «жестокость часто не является особой личностной чертой, а носит отчужденный, с обилием защитных мотивировок, характер». Таким образом, императивные мотивы снимают запреты на убийство социально-вредных животных.

IVКорыстные мотивы связаны с извлечением из убийства животных выгоды (браконьерство, кражи животных).

V. Враждебные мотивы (ненависть к животным, смещенная агрессия в виде мести).

Ненависть – это чувство сильнейшей неприязни, которое является определяющим в причинении вреда кому-либо. 
Месть – это намеренное причинение вреда с целью отплатить кому-то за страдания, потери, обиды. Месть может быть опосредованной и непосредственной. Опосредованная месть, означает, что один человек переносит свою агрессию по отношению другому человеку на другой объект, в частности на специально или случайное выбранное животное. Таким образом, происходит смещение агрессии, т.е. перенаправления вредоносного поведения на вторичную жертву. Именно так поступил Питер Биббингтон. Поссорившись со своей знакомой М. Томкинсон, он «забил насмерть ее кошку по кличке Socks. Другую кошку по кличке Clover он затолкал в стиральную машину», сообщает газет The Sun. Р. Королев, 17-ти лет, после ссоры со своей знакомой отправился в дом к ее родственнице, чтобы отомстить. «Там ему под руку попались кот и кошка, и парень забил их палкой насмерть…. Выйдя в крытую ограду, подросток убил еще одного кота». Подобная жестокость к животным является своеобразной формой замещения агрессии к человеку.

Непосредственная месть означает причинение физического вреда животному непосредственно за его поведение, которое человек интерпретирует как вредное и достойное наказания. Такой человек как бы приписывает животному качества собственной личности – особенность, которая в нашей культуре не считается болезненной. 


По теме :