Музыка и мышление

По мнению психологов из Кембриджского университета, музыкальные предпочтения человека полностью зависят от стиля его мышления. Результаты их работы представлены в издании PLoS One. 
В качестве основы исследования была взята теория эмпатии-систематизации Саймона Барона-Коэна (Simon Baron-Cohen). Согласно ей, одни люди склонны к систематизации (понимание закономерностей и причинно-следственных связей), а другие имеют предрасположенность к эмпатии (нелинейность и чувственный опыт). Для первых предпочтительны точные науки и механизмы, для вторых же – общение с людьми и понимание их поступков.
 
Участие в тестировании приняли около 4 тыс. человек. В рамках психологических тестов, в частности, нужно было прослушать 50 композиций из 26 музыкальных направлений. Из-за большого количества произведений фактор личной привязанности к тем или иным из них был нивелирован.
 
Для склонных к эмпатии людей предпочтительной оказалась «мягкая» музыка. Речь идет о софт-роке, кантри, фолке, электронике и европопе. Приверженцев панк-рока или хеви-метала среди таких людей почти не нашлось. В то же время систематики показали прямо противоположные пристрастия. Первая категория также отдала предпочтение спокойным или грустным композициям, в то время как систематики любят веселую, энергичную и даже агрессивную музыку.
 
Эти выводы могут пригодиться музыкальному бизнесу: зная стиль мышления человека, можно будет предлагать музыку согласно его вкусам. Будут разработаны специальные алгоритмы для соответствующих сервисов.

Ранее, напомним, ученые выяснили, какая музыка вызывает у человека ощущение могущества. 
Американские ученые провели серию экспериментов, в которых не только определили, какая музыка вызывает ощущение мощи и власти, но и выяснили, что именно в музыке приводит в действие этот психологический механизм. Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Social Psychological and Personality Science.

Авторы исследования заметили, что многие спортсмены перед матчем выходят на поле (футбольное или какое-либо другое) с наушниками в ушах. Многие слушают музыку прямо перед экзаменом, собеседованием или другим важным моментом, чтобы получить необходимую мотивацию. Действительно, определенная музыка наполняет слушателя ощущением могущества (или повышенной веры в себя), которое может быть полезно перед участием в каком-либо судьбоносном или просто психологически сложном мероприятии.

Ученые из Северо-Западного университета решили исследовать этот эффект. В первой части эксперимента группе испытуемых предлагали послушать 30-секундные отрывки музыкальных треков различных жанров, от рэгги до хип-хопа. После этого участников попросили сказать, какие именно песни вызывали у них наибольшую веру в себя, а какие на это влияли незначительно.

Выяснилось, что переполняют ощущением могущества, например, композиция группы Queen «We will rock you» и «Get ready for this» от 2 Unlimited. 


Менее мотивирующими были названы треки «Because we can» группы Fatboy Slim и «Who let the dogs out» от Baha Men.

В дальнейших экспериментах ученые попытались понять, как эти песни влияют на ощущение могущества. В результате психологических тестов, направленных на анализ ощущения могущества, исследователи выявили прямую зависимость между мотивирующей музыкой и изменением восприятия испытуемых.

В процессе ученые исключили из существенных факторов слова песни. Когда участников эксперимента попросили прочитать текст той или иной песни без музыкального сопровождения, дальнейшие опросы и тесты не показали никакого влияния на укрепление мотивации.

Одним из важнейших элементов исследования было выявление структурных компонентов в музыке, которые могли бы объяснить подобное психологическое воздействие. В серии отдельных экспериментов команде ученых удалось выяснить, что ключевым элементом в этом случае могут являться басы.  

Мы решили провести эксперимент с изменением уровней басов, так как существующая литература предполагает, что именно голос в сочетании с басом ассоциируется с превосходством.

– Дэннис Хсю, Северо-западный университет


В ходе «басовых» экспериментов ученые попросили испытуемых прослушать новые для них инструментальные композиции, уровень басов в которых различался. Сначала участников попросили самих рассказать об ощущении укрепления мотивации после прослушивания, а потом выполнить психологический тест на определение подсознательной составляющей музыкального влияния на восприятие.

Выяснилось, что те, кто слушал музыку с тяжелыми басами, в обоих случаях продемонстрировали более высокий показатель субъективного ощущения могущества, чем те, кто слушал музыку с легким уровнем басов.

Ученые не планируют останавливаться на достигнутых результатах и считают, что исследование этого эффекта должно получить развитие в дальнейших экспериментах.

Хотя нужно провести еще множество исследований, прежде чем мы сможем с уверенностью понять влияние музыки на восприятие человека, я убежден, что наше исследование предоставляет первоначальные доказательства того, что музыку можно использовать «стратегически», особенно в тех случаях, когда людям важно укрепить свою мотивацию. Напримерперед походом на первое свиданиевстречей с важным клиентом или передсобеседованием.

 Дэннис Хсю, Северо-западный университет

Naked Science
http://naked-science.ru/article/psy/the-music-of-power


Naked Science
http://naked-science.ru/article/psy/stil-myshleniya-opredelyaet-ka