Карлос Кастанеда


Карлос Сесар Сальвадор Аранья Кастанеда  — американский писатель и антрополог, этнограф, мыслитель эзотерической ориентации и мистик, автор 12 томов книг-бестселлеров, посвящённых изложению шаманского  учения индейца из племени яки дона Хуана Матуса . Доктор философии по антропологии. Точная дата рождения неизвестна – покрыта мраком….
Сам Кастанеда пользовался термином магия, однако, по его словам, это понятие не полностью передаёт суть учения, основанного на традициях древних и новых «видящих» — толтеков, — «Пути воина». Книги Карлоса Кастанеды в течение некоторого времени после их публикации сохраняли репутацию антропологических исследований, однако в настоящее время академическое антропологическое сообщество рассматривает их как  обычную художественную литературу.

Как только его не называли….Карлос Кастанеда - страшный и ужасный. Властитель дум, изменивший своими книгами многие жизни. Человек без личной истории. Невольный идол и вдохновитель психоделической революции, породивший целую плеяду паразитов-подражателей. Он начал свой путь, как молодой ученый, а закончил то ли растворением в своем собственном мифе, то ли сумасшествием. Все знают о нем, но никто не знает его самого.

Его книгам можно отказать в фактической достоверности, его самого можно упрекнуть в опошлении собственных же идеалов, можно обвинить его во лжи, но нельзя отнять того, что написанные им «сказки о Силе» остаются великолепным выражением поэзии и сущности духовного поиска.
В свое время Карлос Кастанеда (1925-1998) возглавлял список авторов бестселлеров, описывая психоделические видения шамана мексиканского племени яки. При этом шамана в своих книгах он называл доном Хуаном Матусом. Кастанеда заявлял, что его книги не содержат вымысел, а сам он занимался антропологией. В 1973 году за свою третью книгу «Путешествие в Икстлан» он получил степень доктора философии в Калифорнийском университете. По словам критиков, эта работа содержала множество этнографических ошибок и была именно фантастической.

Книги Кастанеды полны рассказов о магии, колдовстве и внетелесном опыте. Его первые книги потрясли воображение читателей еще в конце 1960-х годов. Это было время, когда гуру ЛСД Тимоти Лири советовал миру «ловить кайф, врубаться и выпадать в осадок». Наркотическим гуру мало было того, что химические изменения в мозгу меняли их восприятие, открывая перед ними другие миры. Они полагали, что наркотики переносят их в царство Божье и открывают перед ними путь к восприятию высшей реальности. Кастанеда просто не мог выбрать лучшего времени для написания своих книг.

Он утверждал, что познакомился со своим доном Хуаном в 1960 году на автобусной остановке в Ногалесе, штат Аризона. В то время Кастанеда был аспирантом на кафедре антропологии и изучал лекарственные растения, используемые индейцами Юго-Запада США. Он заявил, что чародей дон Хуан сделал его своим учеником и ввел его в мир мескалина и видений. Вряд ли великий шаман взял бы в ученики первого попавшегося парня с автобусной остановки. Правду мы никогда не узнаем, поскольку больше никому не посчастливилось встретить дона Хуана. Была ли вся эта история вымыслом? Вполне возможно, но Кастанеда умудрился продать больше 8 миллионов экземпляров своих книг. Как это ему удалось?
Он просто удовлетворил существующий спрос. В своих книгах Кастанеда рассказывал интересные истории и давал таинственные советы. Он дал людям надежду, особенно тем, кто верил в скорое изменение духовной и физической природы человеческих существ.

Конечно, старые шаманы знали свое дело. Они обладали знаниями, о которых современные ученые не могут даже и мечтать. Умели они также готовить галлюциногенные снадобья. Возможно, именно поэтому они думали, что могут летать, превращаться в птиц и других животных.
В последние годы жизни Кастанеда придумал новый способ просветления – тенсегрити. Эта техника включает медитацию, специальные упражнения, светящееся яйцо, точку соединения, деперсонификацию, сновидения и прочую магию. Тенсегрити якобы приводит человека к восприятию чистой энергии и преодолению преград на пути к высшему сознанию. Предполагается, что она основана на древней магии, известной индейским шаманам еще много столетий назад. Не правда ли, звучит очень знакомо?
За всей мистической атрибутикой книг Кастанеды скрывают совершенно простую и четкую систему взглядов, которая, однако, часто ускользает и от самых рьяных его почитателей.

Концепция, предложенная Кастанедой, в мельчайших подробностях описывает путь подготовки ученика от полной его социальной бессознательности до состояния просветления. Там есть все: от решения базовых социально-психологических проблем, которыми занимается обычная наша психология, до технологии достижения принципиально иных и более высоких состояний сознания, которыми обычно занимаются духовные учения.

Сложность понимания книг Кастанеды заключается в том, что книги эти — художественные, и как таковые, они не имеют своей прямой целью стройного изложения эзотерической системы знания. И хотя Кастанеда несколько раз пытается разложить все по полочкам, целостную систему можно восстановить только после многократного прочтения и осмысления.
Но отличное литературное обрамление само по себе оказывает мощное влияние — оно действует, как ловушка для ума, заставляя его в погоне за сюжетом, все глубже погружаться в магический мир. А формат дневниковых записей, придает повествованию почти осязаемую реалистичность и зовет читателя войти в приоткрытую перед ним дверь.

Что ни говори, а Кастанеда — отличный писатель, умеющий увлечь читателя за собой, оторвать его от земли, от привычных умственных построений и зашвырнуть его в совершенно иной мир — таинственный, пугающий, непредсказуемый, но сказочно манящий.

Основная канва повествования разворачивается вокруг Пути Воина — особого мировоззрения и соответствующего образа жизни, который постепенно трансформирует обычного социального человека в настоящего мудреца, Человека Знания. Оба эти понятия условные, поскольку никакой особой воинственности и никакого конкретного тайного знания тут не подразумевается. Это просто образы, хорошо передающие суровый дух противостояния собственным демонам.

В других традициях Путь Воина соотносится с системой практик, необходимых для очистки и подготовки сознания к будущей трансформации, а просветление, которое наступает, когда сознание окончательно к этому готово, соответствует статусу Человека Знания. Как говорит дон Хуан, — «Когда становишься человеком знания, путь воина заканчивается».
Таким образом, Путь Воина — это своеобразный мостик из социально обусловленного состояния сознания, к состоянию вне всяких условностей, к полной Свободе, которая и есть конечная цель всякого Пути.
Принципы Пути Воина безо всяких противоречий включают в себя всю современную психологию, и даже сверх того — далеко выходят за ее рамки. Черпал ли Кастанеда вдохновение из уже существующих учений или творил что-то свое — тоже не так уж и важно. Даже если это просто талантливая компиляция, ее ценности это не умаляет.

Вот несколько основных принципов пути воина:

Стирание личной истории — означает необходимость избавления воина от любых людских представлений о нем, потому как они ограничивают его свободу. Для этого предлагается создавать вокруг себя завесу тайны и постепенно становиться безымянным и неизвестным. Он становится свободным от знания других о себе, Воин сам решает, что будет думать о нем то или иное тело.

Избавление от «чувства собственной важности» — означает обретение абсолютного смирения по отношению к любым событиям и нежелание себе лучшей доли, нежели та, которой ты обладаешь.

Контролируемая глупость — означает осознание факта, что ВСЕ  действия людей (и самого воина в том числе) глупы. Все. Не имеет значения что делать, потому что ничто не важно. Однако люди ведут себя, будто что-то важнее чего-то другого. Воин тоже ведет себя так, чтобы играть с другими людьми в такие игры, но он осознает, что это игра, и может прекратить играть в любой момент.

Использование смерти как советчика — этот принцип означает оценку любых событий и действий с учетом своей неотвратимой смерти, что позволяет относиться ко многому пренебрежительно и заниматься лишь действительно важными делами. Нет важных дел, есть контролируемая глупость; просто под действием этого правила воин действует максимально эффективно.

Принятие ответственности за свои поступки — означает бессмысленность сожалений о своих поступках, потому как человек смертен и на такие ненужные вещи, как сожаления, у него просто нет времени. Плюс не обвинять других в том, что тебе плохо, понимание что за свою жизнь ответственен именно ты сам, а не правительство, олигархи, или даже твое тяжелое детство. Если быть точным — это такой образ мысли, согласно которому все события в жизни являются следствием твоих поступков, а не чужих или ничьих. Это позволяет вести себя более осознанно и адекватно.

Избавление от распорядков — под этим понимается вовсе не сбитый суточный ритм, а отказ от предсказуемости. Кастанеда  иллюстрировал это примерами охоты на сусликов: чтобы подстеречь суслика, надо знать, где он ходит, когда ходит и почему ходит. Представь, что ты суслик. В твоих интересах стать неизучаемым. Для этого рекомендуется меньше действовать на автомате и каждый раз исходить из текущего момента.
Принятие настроения воина — означает, что воин должен действовать, отдавая себе полный отчет в своих действиях, будучи при этом отрешенным и безупречным.

И все в таком ключе….

При этом язык Кастанеды простой и хлесткий, он сбивает с ног, не оставляя читателю шансов ускользнуть от якобы правды о самом себе. А выразительной четкостью формулировок и бритвенной остротой сделанных наблюдений, Кастанеда легко затыкает за пояс всех академических психологов, вынужденных из соображений политкорректности ходить вокруг да около. У Кастанеды безусловно был талант называть вещи своими именами, и этому у него стоит поучиться любому психологу.
Теоретическую базу и практическую сторону Пути Воина описывать здесь бессмысленно — задумчивые исследователи целые тома по этому поводу исписывают.

Каким образом люди вообще попадают в эзотерику? Откуда возникает желание променять теплую и уютную привычную жизнь на невзгоды и тяготы Пути Воина?

Первая, самая распространенная и самая нездоровая причина — это самообман неудачника. Раз ничего не получается — пойду в воины. Такие люди составляют основной костяк любого мистического течения. Их привлекает возможность встать в позу и продемонстрировать всем вокруг свою возвышенную необыкновенность. Кто-то потом эту стадию проходит и двигается дальше, а кто-то застревает в ней до самого конца.
Вторая причина — своеобразный духовный нонконформизм, романтика поиска или побег от скуки. Для этих людей Путь Воина становится хобби — необычным развлечением, которому можно уделять некоторое количество свободного времени, а потом хвастаться перед друзьями своими открытиями. Опять же, некоторые из них потом идут дальше, но большинство просто находят себе другое развлечение.
Третья группа самая малочисленная — это те, кого сама жизнь поставила перед выбором, те, чье выживание находилось на грани, а Путь Воина стал единственным возможным выходом из ситуации. Таких людей немного. Иногда, они встречают своего дона Хуана, как это было с Кастанедой (он, кстати, был тогда на грани самоубийства), иногда, ищут свой путь на ощупь, иногда, находят своего учителя внутри, как это было с Юнгом.
Так или иначе, никто по доброй воле не станет покидать насиженное место.

Только дырявый горшок может пытаться стать человеком знания по своей воле. Трезвомыслящего человека нужно затягивать на путь хитростью. Найдется масса людей, которые с радостью захотят учиться, но эти не в счет. Обычно они уже с трещиной. Как пересохшая бутыль из тыквы, которая с виду в порядке, но начинает течь в ту же минуту, как только в нее наливают воду и появляется давление.

Дон Хуан

А вот цитата из психологии :

Только принуждение заставляет шевелиться природу, в том числе и человеческую. Без нужды ничего не изменяется, и менее всего человеческая личность. Она чудовищно консервативна, если не сказать инертна. Только острейшая нужда в состоянии ее вспугнуть. Так и развитие личности повинуется не желанию, не приказу и не намерению, а только необходимости: личность нуждается в мотивирующем принуждении со стороны судеб, исходящих изнутри или приходящих извне.
…но также сознательное моральное решение должно дать свою силу процессу личностного развития. Если первое, т.е. необходимость, отсутствует, то так называемое развитие будет простой акробатикой воли; если отсутствует последнее, а именно сознательное решение, то развитие увязнет в тупом бессознательном автоматизме. Однако решиться на собственный путь можно только в том случае, если он представляется наилучшим выходом.

К. Г. ЮНГ

***

Одной из интересных особенностей учения дона Хуана, т.е по сути альтер –эго Кастанеды  является т. н. «стирание личной истории», что подразумевает не рассказывать окружающим правду о себе и своей жизни. Карлос Кастанеда при жизни вполне успешно следовал этому правилу, в результате чего вариантов биографии Кастанеды - немеренно, и все они неправильные. Рассказы о себе самого Кастанеды очень сильно отличаются от версии журнала «Тайм», которым было произведено тщательное журналистское расследование. В своей официальной биографии Кастанеда не только убавил себе десяток годков, но и мать свою «похоронил» на двадцать лет раньше, чем на самом деле, представившись прямо-таки сиротой.
После смерти Кастанеды его бывшая жена написала стандартную  «биографию моего великого супруга». И тоже неправильную, ибо что она может написать ? Также Кастанеда не позволял делать фотографии себя и записи своего голоса, так что фотографий КК в природе существует всего несколько штук. Очень часто в качестве фотографии Кастанеды лепят фото вот этого человека, который к Кастанеде-писателю никакого отношения не имеет.

Среди современных «магов», Кастанеда — не самый популярный писатель. Возможно это объясняется тем, что текст книг Кастанеды довольно сложен и достаточно уныл, что затрудняет понимание контента среднестатистическим обывателем. К тому же стоит отметить, что в отличие от большинства эзотерических учений, учение дона Хуана отрицает существование Б-га, рая, нирваны и тому подобного, обещая в конце жизни лишь  вечное небытие в клюве Орла…. Орел есть некая  сила, правящая Вселенной. Эта сила, в частности, порождает сознание всех живых существ при рождении и утилизирует его после смерти. Плюс ко всему, учение предполагает слишком упорную работу над собой (в частности избавиться от ЧСВ, прекратить ныть и закатывать истерики, вникать в то, что делаешь и говоришь и т. д.).
Также примечательно, что на учение Кастанеды одинаково агрессивно посматривают как и приверженцы Рериха например, так и сатанисты..... Интересен факт, что большинство серьезных ученых и скептиков рассматривают книги Кастанеды как довольно хорошие, годные философские произведения и считают их достойными внимания. Основной поток критики идет как раз от представителей конкурирующих оккультных, эзотерических  «организаций».

Последователи Кастанеды в целом делятся на две большие категории: философствующих наркоманов  и просто «философов» . Первые, вдохновившись ранним творчеством автора, начинают приобщаться к различным галлюциногенам. Вторые, изучив все книги, как правило начинают походить на приверженцев обыкновенной секты. Нередко жизнь этих замечательных людей заканчивается в наркологической клинике или неврологическом диспансере  соответственно.
Стоит отметить, что учение дона Хуана подразумевает скрытное и внешне адекватное поведение среди людей, что часто не вяжется с поведением истинных последователей этого учения.  Видимо существует и третья категория последователей – сами «войны». Но, поскольку они следуют правилам воина ,их не видно, не слышно и про них никто ничего не знает. Что как бы намекает….

Выход первой книги (1968 г.) удачно совпал с расцветом движений  «хиппи», «растаман»  и прочей подобной публики. Так как книга была посвящена употреблению наркотических веществ чуть менее, чем полностью, те сразу признали в Кастанеде своего «гуру» , в результате чего эта и последующие книги автора приобрели бешеную популярность по всему миру.

В СССР Кастанеду не издавали ввиду идеологической непригодности, однако через щели в железном занавесе книги все же просачивались внутрь страны, где издавались самиздатом и переписывались вручную, таким образом распространяясь среди столичной интеллигенции . Тем не менее отрывки были опубликованы еще в конце 80-х в журнале «Наука и Религия». В начале 90-х занавес упал, и книги были официально изданы на русском языке, приобретя довольно большую популярность в среде философствующих. Но к настоящему моменту  популярность книг Кастанеды во всем мире практически сходит на нет.

Согласно официальной версии, Кастанеда умер от рака печени, что, судя по всему, было последствием злоупотребления наркотическими веществами. Несмотря на это, его последователи из «Cleargreen», дабы сохранить интригу,  объявили, что Кастанеда не умер, а, как и подобает нагвалю, сгорел изнутри. Ввиду того, что описание происходящего с физическим телом того, кто сгорает изнутри, в книгах Кастанеды отсутствует, мы уже никогда не узнаем, что же произошло с ним на самом деле.

Интересно отметить, что современные адепты Карлоса Кастанеды часто отрицают связь своей философии с шаманизмом, ссылаясь на мнение самого Кастанеды, который в начале семидесятых годов двадцатого века торжественно отрекся от описания наркотических практик дона Хуана. Ведь после опытов с ЛСД эти практики оказались в США под строгим запретом. И Кастанеда, как опытный коммерсант-мистификатор, послушно изменил содержание своих книг, начав называть свое учение просто магией или нагвализмом.

В последних книгах Кастанеды пошла совсем уж какая-то мистификация, а начатое им на новой волне движение Трансёгрити  и вовсе выглядит до крайности противоречиво. Он сам, конечно, подводит под это дело какую-то объяснительную базу, но выглядит это неуклюже и доверия не вызывает.
Можно было бы предположить, что такой поворот событий связан с потребностью в деньгах, но это тоже не кажется убедительным, поскольку гонорары за постоянно переиздаваемые по всему миру книги должны были быть баснословными. Может он запутывал какие-то следы, может занимался неделанием, а может окончательно двинулся от своих экспериментов.
Однако..В начале 90-х гг. Карлос Кастанеда основал корпорацию «Cleargreen». Было выпущено огромное количество видеокассет, брошюр, картинок, игрушек, футболок и тому подобной мишуры, проведены тысячи семинаров и презентаций по всему миру. Было придумано Тенсегрити — магическая гимнастика, позволяющая массово приобщать к учению миллиарды новых клиентов за символическую плату, мотивировалось тем, что если человеку что-то достается бесплатно или дешево — значит не годно и можно забить. Для США вполне правильно. В общем, к старости Кастанеда  решил организовать обычную секту с целью получения чистого профита в промышленных масштабах (что, кстати, честно отражено в названии компании).

Именно это привело к тому, что в настоящее время Карлоса Кастанеду называют «крестным отцом Нью-Эйдж». Хотя на самом деле, учение дона Хуана к движению «Нью Эйдж» никакого отношения не имеет.
Много споров ходит о реальной личности Кастанеды, о том, каким он был на самом деле и насколько соответствовал идеалам Пути Воина. Рассказы ходят всякие — верить им или нет, пусть каждый решает сам для себя.
Также не прекращаются и, наверное, никогда не прекратятся пересуды о том, был ли дон Хуан реальной личностью или это лишь собирательный образ. Кастанеда до самого конца придерживался своей легенды и утверждал, что дон Хуан и его линия магов существовали на самом деле, и он действительно проходил у них обучение.
Как итог : Был ли Кастанеда настоящим нагвалем или мистификатором , выяснить уже маловероятно…..как всегда, все покрыто мраком. Скомпилированное из восточных медитативных практик, западноевропейского мистицизма, современной философии и древнеиндейской мифологии, учение Кастанеды вполне логично и непротиворечиво, хотя и принципиально не проверяемо .