Кето в мифологии и астрологии / Ceto in mythology and astrology


В воде — совершенно иной мир, недоступный и непонятный. Обитающие в океане глубоководные существа настолько не похожи на тех, что живут на земле, что вызывают удивление, но чаще всего неподдельный страх. В представлении древних людей именно вода всегда таила в себе доминирующую опасность, поэтому в мифах встречают такое количество морских монстроподобных гигантских существ. Несмотря на то, что людям удалось опуститься даже в Марианскую впадину, самое глубокое место на планете, мы все равно практически ничего не знаем о реальных монстрах, живущих вблизи самого дна океана. 

***

Кето (др.-греч. Κητώ, в позднейшем произношении Кито́) — персонаж греческой мифологии, имя которой происходит от слова «китос» (др.-греч. κῆτος — «морское чудовище»), от которого произошло и русское «кит».  
Кето - морская богиня, дочь бога морских глубин Понта и богини земли Геи. Как правило воплощала все ужасы на море и в море. Чаще всего она описывается как богиня - покровительница морской пучины, а также чудовищ, обитающих в этих пучинах. В некоторых вариантах легенд Кето сама была чудовищем глубин. По этой причине в некоторых легендах она выступает в образе морского чудовища , на съедение которому была выдвинута Андромеда. Персей превратил чудовище в камень.
Когда Кассиопея хвасталась , что ее дочь Андромеда была красивее  чем нереиды , это вызывало гнев Посейдона , который послал морское чудовище Кето , чтобы атаковать Эфиопию (родину Андромеды) . После консультации с мудрым оракулом , Цефей и Кассиопея решили принести Андромеду в качестве жертвы. Жертвы для Кето. Они должны были приковать Андромеду к скале на берегу океана , так чтобы Кето смогла поглотить ее. Персей нашел  Андромеду прикованной к скале и узнав  о ее тяжелом положении решил ей помочь.  Когда Кето вышла из океана ,Персей смог уничтожить ее. По одной из версий, Персей вонзил меч в спину Кето. В другом варианте, Персей использовали голову Медузы , чтобы превратить Кето в камень.

Само название этой мифологической фигуры является производным от ketos . Морское чудовище  убитое Персеем ( и Гераклом как вариант)  во всех древних источниках  упоминается как  «cetus».
В древнегреческом , слово kētos ( κῆτος , множественное КЕТЕ или kētea , κήτη или κήτεα) -латинизированное как сetus – ассоциируется с большой рыбой, акулой, китом или вообще любым морским обитателем крупной формы…чаще всего внушающего страх. Термин для китообразных  берет свое начало от сetus . В греческом искусстве , cetea  представляется как серпантин из движущихся рыб. 

Кето как "мега -рыба - монстр " (рядом Андромеда и Персей) :



Название созвездия Кит (лат. Cetus, Cet)  также происходит от этого слова. Более того, обычно считается, что в нём как раз запечатлено чудовище, посланное Посейдоном сожрать прикованную к скале Андромеду и убитое Персеем. Кит - экваториальное  созвездие, находящееся в «водном» регионе неба, недалеко от созвездий Водолея ,  Эридана  и  Рыб. Древнее созвездие. Включено в каталог звёздного неба Клавдия Птолемея «Альмагест».

*****

Кето была замужем за своим братом Форкием, богом бурного моря.
Дети Кето рожденные от брата Форкия (так называемые форкиды) в основном малоприятны: это дракон Ладон, уродливая нимфа Фооса, также жуткая Ехидна  , три сварливые старухи граи  (Энио, Пемфредо и Дейно), три чудовищные горгоны (Эвриала, Сфено и Медуза), сирены (по версии) , геспериды  (по версии). Также есть предание, что она и Форкий были родителями Троянского морского зверя, которого призвал из глубин морских сам Посейдон, чтобы отомстить жителям Трои, которые не совершили жертвоприношение в его честь (Посейдон защитил границы города, но царь не отблагодарил его)

Кето и Форкий :



Внешность Кето отличается в разных вариантах легенд. В некоторых она — прекрасная женщина (по Гесиоду, «прекрасноланитная»), в других — она с самого рождения уродливая старуха, символизирующая пугающие глубины моря и этот вариант – самый распространенный.
Ассоциируется с Кратеидой, матерью Сциллы а через нее и с Гекатой – богиней ночного мрака и лунного света.

       « Силою тут не возьмешь. Одно лишь спасение в бегстве.
        Если там промедлишь, на бой снаряжаясь со Сциллой,
        Я боюсь, что снова она, на корабль ваш напавши,
        Выхватит каждой своей головою по новому мужу.
        Сколько есть силы гони, и притом воззови к Кратеиде,
        Матери Сциллы, ее породившей на пагубу смертным:
        Сциллу удержит она, чтоб вторично на вас не напала».

Гомер. Одиссея.

Интересные ассоциации можно встретить в Библии :

Ион 2: 1 (1:17), в еврейском варианте  читается как DAG Gadol (דג גדול), что буквально означает "большую рыбу", и без сомнения, означает кита (cetum). В Септуагинте в переводе на греческий язык , идет как  мега ketos (μέγα κῆτος), или «мега большая рыба» буквально : огромная.   Иероним позже перевел эту фразу как Piscis Grandis в его Latin Vulgate. Там же и рассуждения о Левиафане.

Иона — пророк Иегов. Вскоре после смерти пророка Елисея Бог  велит Ионе: «Пойди в великий город Ниневию. Злодеяния жителей этого города ужасны, и я хочу, чтобы ты объявил им об этом».
Но Иона не хочет туда идти. Он садится на корабль, который отплывает в сторону, противоположную от Ниневии. Бог этим недоволен, и он вызывает на море страшную бурю. Ветер такой сильный, что корабль вот-вот потонет. Моряки в страхе. Они взывают к своим богам о помощи.
Тогда Иона говорит им: «Я поклоняюсь  Богу, сотворившему небо и землю. Сейчас я бегу от него , чтобы не делать того, что он мне повелел». Моряки спрашивают: «Что нам с тобой сделать, чтобы буря утихла?»
Иона отвечает: «Бросьте меня в море, и оно успокоится». Моряки не хотят этого делать, но буря всё усиливается. В конце концов они бросают Иону за борт. Буря сразу же стихает, и море успокаивается.
Под водой Иону проглатывает огромная рыба, но он не погибает. Три дня и три ночи Иона находится в животе у рыбы.
И уготовал Господь большую рыбу, чтобы она поглотила Иону.

 «И был Иона во чреве рыбы три дня и три ночи…..
И помолился Иона Господу Богу своему из чрева рыбы, и сказал.
Воззвал я в скорби моей к Господу, и Он услышал меня, из чрева преисподней я воззвал, и Ты услышал голос мой.
И вверг меня в глубину, в сердце моря, и поток окружил меня.
Все пучины Твои и волны Твои проходили надо мною.
И я сказал: отвержен я от созерцания очей Твоих.
Объяли меня воды до души моей, бездна окружила меня.
Море покрыло голову мою. До оснований гор я нисшел; вереи земли заградили меня на век.
Но Ты, Господи Боже мой, возведешь из тления жизнь мою.
Когда скорбию была объята во мне душа моя, я вспомнил о Господе.
Чтобы молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего.
А я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал,... то воздам Господу за спасение.
И сказал Господь рыбе, и извергла она Иону на сушу.»

После этого Иона идёт в Ниневию. Суть сей басни такова : важно выполнять любое повеление свыше…слушать ГОЛОС своего сердца.Либо : "Молись грешный - уповай на волю СИЛ высших! ".

Корабли и парусные

Само понятие «Кето» как имя нарицательное часто использовалось в качестве названия пиратских кораблей, чтобы судно не страшилось моря или как название пиратского корабля , уже в качестве устрашения. Также рассматривается как несчастье или дурное предзнаменование в сообществе моряков. Суеверные моряки верили в существование Кето  как приносящую большие шторма или несчастье на корабле. Они связывали её имя с потерей грузов, присутствием поблизости пиратов и т.д…. и избегали любых разговоров о ней на борту судна.

Несколько раз упоминается в «Теогонии» Гесиода, что ставит акцент на ее значимости :

«Вслед же за этим Тавманта великого с Форкием храбрым
Понту Земля родила, и прекрасноланитную Кето….»

 «За Океаном великим и славным, в обители мрачной.
 Кето ж в пещере большой разрешилась чудовищем новым,
Ни на людей, ни на вечноживущих богов не похожим,-
Неодолимой Ехидной, божественной, с духом могучим,
Наполовину - прекрасной с лица, быстроглазою нимфой,
Наполовину - чудовищным змеем, большим, кровожадным…»

« Граий прекрасноланитных от Форкия Кето родила.
Прямо седыми они родились. Потому и зовут их
Граями боги и люди. Их двое,- одета в изящный
Пеплос одна, Пемфредо, Энио же, другая,- в шафранный.
Также Горгон родила, что за славным живут Океаном
Рядом с жилищем певиц Гесперид, близ конечных пределов
Ночи: Сфенно, Евриалу, знакомую с горем Медузу.
Смертной Медуза была. Но бессмертны, бесстаростны были
Обе другие»

«Форкию младшего сына родила владычица Кето,-
Страшного змея: глубоко в земле залегая и свившись
В кольца огромные, яблоки он сторожит золотые.
Это - потомство, рожденное на свет от Форкия с Кето»

В общем, Кето напрямую ассоциируется со своим жутковатым потомством, на котором стоит остановится поподробнее, так как они и будут составлять ее архетип.

1.Ехидна, «звездная» дочка Кето.

«Так-то, не зная ни смерти, ни старости, нимфа Ехидна,
Гибель несущая, жизнь под землей проводила в Аримах.
Как говорят, с быстроглазою девою той сочетался
В жарких объятиях гордый и страшный Тифон беззаконный.
И зачала от него, и детей родила крепкодушных.
Для Гериоона сперва родила она Орфа-собаку;
Вслед же за ней — несказанного Цербера, страшного видом,
Медноголосого адова пса, кровожадного зверя,
Нагло-бесстыдного, злого, с пятьюдесятью головами.
Третьей потом родила она злую Лернейскую Гидру.»

Гесиод "Теогония"

В греческих преданиях Ехидна описывается как исполинский персонаж, относящаяся Гесиодом вместе со своей матерью Кето а также с Кампо, Дельфиной, Сциллой, Ламией, Пэной и другими чудовищами к дракайнам – драконам женского рода.


Ехидна изображалась в виде полуженщины-полузмеи с красивым лицом и пятнистым змеиным телом ниже пояса. Очень привлекательное лицо ее обычно показывалось злым. Аристофан (ок. 445 — ок. 385 до н. э.) в комедии «Лягушки» называл Ехидну, подобно ее супругу Тифону, стоглавой. Гесиод - «быстроокой». По Гесиоду,  Ехидна была бессмертной.
Также как и ее мать Кето, родила немало мрачных и жутковатых  созданий, описанных выше в выдержке из «Теогонии» Гесиода. Территория ее обитания это пещеры, Арима, которые указывает Гомер  (Илиада, II.783). Когда она напала на олимпийцев, Зевс отгонял ее и Тифона. После победы заключил её под Горой Этна, но позволил Ехидне и ее детям жить, как вызов будущим героям. По другой версии жила в пещере в Киликии (юго-восточная область Малой Азии) или Аркадии (п-ов Пелопонес); выходя на охоту, подстерегала путников и пожирала их (вариант -  заманивала путников в пещеру и пожирала их там). В разных вариантах мифов Ехидна была убита Гераклом, сыном Главка Евримеды (либо Посейдона и Евриномы) Беллерофонтом, Эдипом или многоглазым (четырехглазым или стоглазым) великаном Аргусом.

2. Горгоны

Гомер (прибл. VIII в. дон.э.) в «Одиссее» упоминает лишь одну горгону (Медузу), а Гесиод (VIIIVII вв. до н. э) в «Теогонии» говорит о трех сестрах-горгонах. По разным древнегреческим источникам, горгон было три или пять – Эвриала (др.-греч. «далеко прыгающая»), Сфено ( др.-греч. «могучая») и Медуза (др.-греч. «повелительница», «стражница»), т.е ТРИ дочери Кето.


Горгоны имели тело, покрытое крепкой блестящей чешуей, разрубить которую мог только меч Гермеса, громадными медными руками с острыми когтями и крыльями с золотыми сверкающими перьями. Их лица были с огромными острыми, торчащими изо рта как кинжалы, клыками, с красными, как кровь, губами, с горящей яростью глазами, а вместо волос извивались, шипя, ядовитые змеи. Горгоны быстро носились по воздуху (быстрее ветра) и разрывали на части всех, кого они встречали на своем пути. Жили горгоны на удаленном острове на крайнем Западе у берегов реки Океан. Этот остров был так далек, что добраться до него на веслах или парусах не удалось бы и за десяток лет. Среди горгон выделялась упомянутая в «Одиссее» Гомера горгона Медуза, которая, согласно Пиндару (ок. 518—442 до н.э.)и Овидию (43 до н.э. – 17 или 18 н.э.), обладала чудесным даром завораживать людей взглядом и обращать их в камень. По другим версиям мифа, взгляд всех горгон обращал людей и животных в камень, и даже вода превращалась от их взгляда в лед.
Еврипид в «Ионе» отмечал, что одна половина крови горгоны Медузы была целебной, а другая – ядом из змеиного тела. Подаренную Афиной врачевателю Асклепию кровь горгоны Медузы последний использовал следующим образом. С помощью крови Медузы, взятой из левой части тела, Асклепий оживлял людей, а из крови, взятой из правой части тела - мгновенно умертвлял.

3.Сестры Грайи

Они были седыми от рождения и крайне непривлекательными внешне. Символизировали собой старость. На троих у них один глаз, которым они пользовались поочерёдно и один зуб, которым они также пользовались поочередно во время поглощения пищи. Крайне сварливы и неуживчивы между собой. Не могут поделить то глаз, то зуб….Пока глаз был у одной из грай, две другие были слепы, и зрячая грайя вела слепых сестёр. Когда же, вынув глаз, грайя передавала его следующей по очереди, все три сестры были слепы. Пока одна ела – две другие были голодны.
Их звали Дейно (Дрожь), Пефредо (Тревога) и Энио (Ужас).


«Персей, руководимый Гермесом и Афиной, прибыл к дочерям Форка — Энио, Пефредо и Дино. Они происходили от Кето и Форка, были сестрами Горгон и старухами от рождения. На всех трех они имели один зуб и один глаз и обменивались ими поочередно. Персей овладел этим зубом и глазом и, когда те стали просить его, чтобы он отдал похищенное, пообещал, если они укажут ему дорогу, ведущую к нимфам. Эти нимфы имели крылатые сандалии и заплечную сумку под названием κιβισις; была у них и шапка. Когда дочери Форка привели его к нимфам, он отдал им глаз и зуб, а от нимф получил то, ради чего старался к ним проникнуть.»
Аполлодор. Мифологическая библиотека. II.
Забавно что Грайи при наличии таких физиологических особенностей ( фактически инвалидность) сторожили своих сестер - самих Гаргон.

4.Дракон Ладон

Стоглавый дракон, который по приказу богини Геры сторожит чудесный сад, хозяевами которого были нимфы Геспериды. Как известно, в этом саду росла яблоня с золотыми яблоками — свадебный подарок Гере от великой богини Геи (матери Кето). Яблоки эти дают вечную молодость.  


Ладон – огнедышащий и никогда не смыкает глаз, бедняга…. Ни одна из ста голов дракона никогда не спала, и каждая говорила своим особенным голосом. Двести свирепых и бдительных глаз Ладона были гарантией того, что никто не приблизиться к золотым яблокам. Любой, кто осмеливался приплыть к краю земли в поиках золотых яблок Геры, рисковал быть разорванным на части громадными зубами Ладона или быть задушенным в кольцах его мускулистого тела. Добывая яблоки Гесперид , Геракл убил Ладона (Аполлодор, II 5, 11) с помощью стрелы, пропитанной ядом лернейской гидры. Когда кровь из ран Ладона пропитала землю, из каждой её капли выросли драконовы деревья. У них массивные стволы и перекрученные ветви. Их темно-красный сок называют кровью драконова дерева. Считается, что он обладает целебными свойствами. После гибели Ладона Гера отправила его на небо. Так появилось созвездие Дракон, которое вечно извивается вокруг Полярной звезды, подобно Ладону, который вился вокруг дерева с золотыми яблоками.

В общем, Ладон единственный из этой честной компании кто вызывает хоть какую-то симпатию.

***

Образ Кето также во многом соотносится и с образом Сциллы. По одним источникам Сцилла то дочь брата Кето Форкиса от его связи с Гекатой (которая также соотносилась с Кето) ,по другим – дочь Ехидны (дочери Кето) или Кратеиды с которой также ассоциировалась сама Кето.
Сцилла — это наивраждебнейшее мореплавателям чудовище, которое, как говорят, обитает в проливе, что течёт между Италией и Сицилией. У неё женская голова и грудь как у сирены, но живот как у волчицы и дельфиний хвост. Но разъединяет природы сирен и Сциллы то, что первые завлекают моряков смертоносным пением, а вторая же силой, вооружённая морскими псами (тюленями?), как говорят, разрушает корабли."
Книга Чудовищ (256: I.XVIII; p.270)

Согласно мифу Сцилла некогда была прекрасной девушкой, отвергавшей всех женихов. Когда она отвергла любовь морского бога Главка, тот попросил помощи у волшебницы Кирки, которая была влюблена в Главка и из ревности превратила Сциллу в чудовище.

В процессе превращения в чудовище, Сцилла была обращена в скалу. «Скала Скиллы высоко подымалась острой вершиной до неба и вечно была покрыта темными облаками и сумраком; доступ к ней был невозможен вследствие ее гладкой поверхности и крутизны. Посредине ее, на высоте, недосягаемой даже для стрелы, зияла пещера, обращенная темным жерлом на запад: в этой пещере обитала страшная Скилла. Без умолку лая (Σκύλλα — "лающая"), чудовище оглашало окрестности пронзительным визгом. Спереди у Скиллы двигалось двенадцать лап, на косматых плечах подымалось шесть длинных гибких шей, и на каждой шее торчало по голове; в пасти у нее сверкали частые, острые, расположенные в три ряда зубы. Вдвинувшись задом в глубь пещеры и выставившись грудью наружу, она всеми головами выслеживала добычу, шаря лапами кругом по скале и вылавливая дельфинов, тюленей и других морских животных. Когда проходил корабль мимо пещеры, Скилла, разинув все пасти, разом похищала с корабля по шесть человек». В таких чертах обрисовывает Скиллу Гомер.

Образ Кето перекликается и с образом Левиафана - гигантским библейским созданием, о котором упоминалось в книге Иова, но также левиафанами могли называть и целый вид морских тварей .С течением времени это слово стало нарицательным для любых огромных существ, в частности, для живущих в море. Например, китов часто называют «левиафанами морских глубин». Левиафан чаще всего описывается как крокодил, гигантский змей или чудовищный дракон (Кето- драконида если что) . В Библии упоминается либо как пример (наряду с бегемотом) непостижимости божественного творения , либо в качестве враждебного богу могущественного существа, над которым он одерживает победу в начале времён . Известен и в западносемитской угаритской мифологии, гдеЛевиафан (Латану), воплощающий разрушительные силы водного мира, предстаёт как могучее семиголовое чудовище, которое борется с Балу (Алиййану-Балу) и Анат и оказывается побеждённым. Возможна также более отдаленная связь Левиафана с вавилонской Тиамат, олицетворяющей морскую стихию и при разделении верхних и нижних вод рассечённой пополам богом Мардуком.

Чудовщные бивни Левиафана наводили ужас, пасть извергала огонь и пламя, из ноздрей шел дым, глаза светили нестерпимым светом, и в сердце у него не было жалости. Он появлялся в разных местах на поверхности моря, оставляя за собой сверкающий след; или отправлялся в самую глубокую бездну, отчего она бурлила, как горшок.

Но читая библейские хроники о бесчинствах "всепрощающего" христианского Бога,отчасти проникаешься сочувствием к Левиафану и восхищаешься его мощью.

Никакое оружие, измысленное человечеством, не могло пробить его чешую. Даже небесные жители боялись его. Все же Господь зацепил Левиафана багром, вытащил его из Бездны, привязал веревку к его языку, продел тростник в ноздри, проткнул челюсть ему шипом — словно он был речной рыбой. Потом Он бросил его на дно лодки и увез прочь, словно на базар.

Когда Бог из света и воды создал рыб и морских животных, Он разрешил Левиафану, который был больше всех остальных вместе взятых, править ими с престола, водруженного на огромный камень под водой. Одни говорят, что у него было много голов или что было два Левиафана — Змей Прямобегущий и Змей Изгибающийся — и обоих Господь убил. Другие говорят, что Он оставил Левиафана в живых как созданное Им существо, но усмирил его (или приказал архангелу Иахоилю сделать это) и до сих пор позволяет играть с ним в больших морях полных три часа в день. Большие морские драконы служат Левиафану пищей. Пьет он из притока Иордана, который течет в океан по тайному руслу. Когда Левиафан голоден, он выпускает пар, тревожа большие морские пространства, а когда его мучает жажда, он учиняет такое, что лишь через семьдесят лет в Бездну вновь возвращается покой, и даже Бегемот, что пасется на Тысячегорье, выказывает ужас. Но и Левиафан боится одно существо: маленькую рыбку, которую называют Халкис и которую Бог создал, чтобы сдерживать его.

Кое-кто считает, что у Левиафана столько же глаз, сколько дней в году, а чешуя у него сверкает так, что затмевает солнце, и он держит в зубах свой хвост, образуя кольцо вокруг Океана. Поэтому нижний обод небесного свода, на котором расположены знаки Зодиака, называется "Левиафан".
Некоторые мудрецы примиряют соперничающие мнения о том, что Бог убил Левиафана, и о том, что Он не убил Левиафана, считая, будто Он создал чудовищ мужского и женского пола. Если верить им, то Бог безжалостно убил Левиафана женского пола и кастрировал Левиафана мужского пола, чтобы они не могли соединиться и уничтожить мир. Говорят, будто не может быть такого, чтобы он убил Левиафана мужского пола и забавлялся с другим… Когда выживший и одинокий Левиафан видит приближающегося Бога, он забывает о своей печали; и праведники, наблюдая за игрой, тоже веселятся в предвкушении того, что их ждет, — они ведь знают, что в Судный день насытятся его плотью. Из шкуры Левиафана женского пола Бог сделал яркие одежды для Адама и Евы, а ее мясо сохранил в солеварне для пира в Судный день.

В какой то степени напрашиваются определенные ассоциации Кето и с легендарным  современным литературным образом - Ктулху.

Впервые появился в рассказе Говарда Филипса Лавкрафта «Зов Ктулху» и стал одной из ключевых фигур его творчества, а также творчества его продолжателей. Описывается Ктулху как настоящий исполин с драконьими крыльями и головой осьминога. Такое описание даёт ему Лавкрафт.
Рост Ктулху колоссален: хоть нигде Лавкрафт не упоминает его точно, он приводит весьма характерную подробность — стоя на дне океана, Ктулху возвышается над водой. Да и эпитеты, которыми награждает его автор, соответствуют: Ктулху сравнивается с огромной горой, которая «оторвалась от земли и двинулась, спотыкаясь на каждом шагу» .


И наконец, Ктулху обладает могучим телепатическим даром — настолько, что его пробуждение вызывает приступы видений и безумия по всему миру. Хоть сейчас оно и приглушается волнами океана, некоторые люди всё равно его чувствуют. Особенно восприимчивы творческие люди — художники, скульпторы, литераторы. Когда же он проснётся окончательно, телепатическое давление ощутит всё человечество.
Несмотря на столь зловещее описание, на Земле существует ряд культов, ожидающих именно пробуждения Ктулху. С целью приближения этого события они проводят различные обряды, принося человеческие жертвы и распевая заклинание, приведённое выше. Культ Ктулху распространён по всему миру, он существует и в болотах Луизианы, и среди эскимосов. Вполне возможно, существуют и другие центры поклонения этому божеству, но Лавкрафт ничего о них не упоминает.
Написание Лавкрафта удивительным образом близко по произношению к шумерскому божеству Кулулу — главное божество шумеров Энки живет в своем доме на дне моря.
Первенцем Ктулху, по «измышлизмам» новеллиста Лина Картера, является Гатанотоа — Древний из рассказа Лавкрафта «Вне времён». Это неописуемое существо, одним своим видом обращающее живых в камень (подобно Медузе Горгоне).


Кето как принцип МОНСТРА

Вообще, монстры буквально заполняют собой мифические ландшафты. В гавайском мифе есть человек с акульим ртом посередине спины, австралийские аборигены боятся существа с телом человека, головой змеи, и присосками осьминога. Легенды американских индейцев полны летающими головами, орлами-людоедами, людьми-совами, водными каннибалами, рогатыми змеями, гигантскими злыми черепахами, чудовищными летучими мышами и поедающими людей пиявками величиной с дом. В греческих мифах можно обнаружить одноглазого гиганта-людоеда Полифема, чудовищного гибрида человека и быка Минотавра или ту же  человекозмею Сциллу, опоясанную лающими собачьими головами.
Независимо от форм и размеров, всех монстров объединяет одна общая черта – они едят людей. С точки зрения психологии, мы боимся монстров потому, что они разрывают нас на части, жуют, глотают и затем известным способом извергают остатки наружу. Миф за мифом чудовищные хищники делают это самым естественным образом.


Архетипический монстр олицетворяет собой именно этот страх, Страх с большой буквы. Но почему наш первобытный страх принимает форму монстра, то есть существа, в котором гротескно перемешались черты нескольких разных животных и даже человека? Каким образом наш исторический опыт существования в качестве добычи способствуют образованию мифических чудовищ?

Стоит начать с наиболее распространенного и самого знаменитого из всех мифических монстров – дракона ( дракониды).  Это существо в том или ином облике появляется почти в каждой мифологии и стало темой множества книг и статей. Пожалуй, самой интригующей из них может считаться "Инстинкт для дракона" антрополога Дэвида Э. Джонса. Он утверждает, что образ дракона складывается из частей трех видов хищников, которые на протяжении 60 миллионов лет убивали наших живших на деревьях африканских предков-приматов. Три этих хищника – леопарда, питон, и орел.
По мнению Джонса, древние приматы выработали отдельный сигнал опасности на каждого из них, запускающий определенную защитную реакцию, соответствующую характеру нападения конкретного хищника. Антрополог назвал его комплексом распознавания шаблонов змея/орел/кошка. Именно этот комплекс Джонс и считает источником того, что можно назвать "умственным драконом".
Сам дракон появился в тот момент, когда наши обезьяноподобные предки оставили деревья ради хождения по земле. Относительно маленький мозг австралопитека не мог обработать слишком большое количество информации о многих новых хищниках и выработать новые специфические сигналы тревоги и стратегии ответов для каждого из них. Столкнувшись с информационной перегрузкой, мозг австралопитека свалил в одну кучу все известные ему сигналы и ответы на них, объединив кошку, змею и орла в одно гибридное существо с лицом кошки, телом змеи и когтями орла. Этот гибридный "монстр" и стал известен как "Дракон".
Получившаяся комбинация трех доминирующих хищников позволяла нервной системе быстро отреагировать на встречу с практически любым опасным животным. Кстати, это свойство нашло отражение и в происхождении самого слова "монстр", образованного от латинских monstrare – "показать", и monere – "предупреждать". Таким образом, монстры – это предупреждающие знаки, напоминающие нам о множестве обитателей окружающего мира, готовых нас сожрать.
По мнению Джонса, основные элементы образа дракона сформировали в мозгу приматов шаблон, который может быть передан не только культурно, но и генетически. Сотни тысяч лет он пролежал в глубинах человеческого разума, пока развитие языка и искусства не позволило ему выбраться на свободу уже в виде культурного феномена. Можно сказать, что дракон, как и другие монстры и мифические фигуры, представляет собой продукт когнитивной текучести, лежащей в основе мифической фантазии.
По тому же принципу, что и дракон, создавались и другие мифические чудовища. Образ змеи различим и в шее гидры, а грифон имеет тело льва, но голову и крылья орла, и так далее. Независимо от частностей облика чудовища его существенные признаки определялись, безусловно, очень опасными представителями фауны конкретного региона. Монстров "селили" в опасных географических районах, объявляя их табу, и объясняли угрожающие смертью стихийные бедствия – тайфуны, ураганы, извержения вулканов – их присутствием. Главной задачей монстра является персонификация того ужаса, который миллионы лет сопутствует нам, как виду, который преследуют и поедают огромные и страшные хищники.
Другим плодотворным источником для чудовищ являются настоящие кости. Уже давно отмечено, что окаменевшие скелеты давно исчезнувших существ из времен динозавров способствовали появлению мифических монстров. Еще в 1831 году Гулд предположил, что вера в монстров возникла из частых открытий остатков "гигантских амфибий".
Процесс мифологизации начался не во времена древних греков и римлянам, а намного раньше. Уже Homo erectus нуждался в объяснении находимых им гигантских ископаемых животных. Останки динозавров должны были быть особенно страшны для него, поскольку древние люди не могли знать, что эти плотоядные "монстры" давно вымерли. На самом деле ранние люди неизбежно должны были интерпретировать кости динозавров как реально существующих животных, скрывающихся где-то неподалеку.

***

Монстры были созданы также из мечты и грезы. По данным медицинского антрополога Алондры Обри, впервые изменение нормальной химии мозга ради эмоциональных и психических выгод было применено еще "протолюдьми" из раннего плейстоцена. Эти измененные состояния сознания позволили нашим предкам получить доступ к "неограниченному резервуару фантазий, образности сновидений, мечтательности и творческим идеям". Вызванные "веществами" образы и символы создавались из элементов повседневной жизни, причудливо искажаясь, преувеличиваясь или уменьшаясь.
Обри предположила, что древние люди занимались такой практикой, чтобы избежать мучительного осознания своего существования жертвы в мире хищников. Убегать таким образом от проблем на слишком долгое время было бы самоубийством, но применяемые периодически, во время ритуалов, одурманивающие вещества оказывали психотерапевтический эффект, смягчая страх и повышая уверенность в себе.

Поскольку среди важных знаний в подсознании наших древних предков хранились и образы опасных для жизни хищников, во время измененного состояния они претерпевали дальнейшее формирование, скручивание, рекомбинацию или гибридизацию. Получается, что предки расширили перечень собственных страхов с помощью механизма, призванного помочь избежать встречи с их источниками.

Стоит обратить внимание и на другой психологический момент. Мифические чудовища часто объясняются психологами как символы "монстра внутри", проекцией импульсов жадности и агрессии, которые Юнг называл "Тенью" – теми чертами личности, что объявлены плохими. "Тень" стремится ощутить и применить собственные клыки и когти, и монстры, оснащенные этими чертами, позволяют нам выразить эту темную бессознательную сущность, материализовать ее и тем изгнать из себя.

Откуда же взялись эти темные стороны личности? В каком–то смысле они были с нами всегда, в виде "шаблона" "убийцы обезьян". Сталкиваясь с полным опасных хищников миром, наши предки объединялись, чтобы выжить. И хотя борьба за статус в группе у них наверняка имела место, убийства человека человеком были очень большой редкостью – ведь кругом было полно куда более совершенных убийц. Потребовалось очень много времени, чтобы люди преобразовали себя в планетарного альфа-хищника.
Мы не родились "монстрами", мы ими стали, наблюдая за повадками хищников и подражая им. Чтобы имитировать клыки и когти крупных хищников, людям пришлось изобрести оружие, и выжить удавалось лишь тем, кто изображал хищника наиболее убедительно. И все же даже сегодня попытка избавиться от "монстра внутри" выглядит суицидально.
Гармонизируя свое душевное состояние, людям временами приходится вызывать "монстра по борьбе с монстрами" в виде кинофильмов. Это может быть "Чужой", "Хищник", "Беовульф", практически любая лента, драматизирующая процесс выживания.

Мы хотим и должны временами чувствовать монстра внутри себя, чтобы иметь возможность призывать свою силу в случае необходимости. Миллионы лет в качестве добычи научили нас, что порой нам надо выпить крови дракона, чтобы выжить.


Кето : астрология

Астрономическая справка :

(65489) Кето — довольно крупный двойной транснептуновый объект рассеянного диска, который был открыт 22 марта 2003 года американскими астрономами Ч. Трухильо и М. Брауном  в  Паломарской обсерватории.  Кето не находится в резонансе ни с одним крупным объектом. Цикл Кето впечатляет – около 1043 лет. Сильно вытянутая орбита. Перигелий - 2,66374 млрд. км. Афелий - 27,9372 млрд. км. Эксцентриситет – 0,82. Наклонение – 22,3. Диаметр -  приблизительно 220 км. Интересно что точку своего перигелия Кето прошел в наше время - июль 1989 года.

***

В астрологии Кето (65489) скорее всего отвечает за символическое взращивание монстров внутри нас и как проекция – монстров вокруг нас. Восприятие окружающей среды в контексте «пугающего», ощущение «пугающего» в пределах нашей досягаемости. Перцепция кошмара и надвигающийся тревоги как непосредственное отражение действительности органами чувств. Защита от подобного «нападения» извне. Защита под напряжением и повышенным содержанием адреналина в крови.
Это можно рассмотреть и как принцип страшных детских сказок что переносятся уже во взрослую жизнь. Здесь Кето очень сильно резонирует со злой ипостасью Луны – Гекатой.

Сильные аспекты к Кето возможно описывают природу того, откуда приходят эти символические монстры, каким образом они формируются в нас. Дом укажет на «болевую точку» по  этой теме, т.е где мы больше всего подвержены нападениям этого «НЕЧТО» извне, где присутствует прессинг тревоги, готовности к бегству или обороне и подсознательного ощущения «монстра под кроватью»…..Также я думаю будут важны нюансы борьбы с монстром внутри себя. По темам дома это может проявляться как принцип тени по Юнгу, что также роднит Кето с принципами точки лунного апогея (истинная Черная Луна). Т.е НЕЧТО следует за нами ( сидит в нас) , но «не точит и не отпускает» а нападает, атакует…либо готовится к атаке и это ощущение что НЕЧТО стоит за нашей спиной в решимости причинить нам урон ( усложнить жизнь) может присутствовать перманентно…

Это может проявляться как паническое чувство страха, когда человек ощущает под собой «водную бездну», бесконечное пространство, которое, как ему кажется, поглощает его. Психологи считают, что эта фобия является одним из проявлений страха перед смертью, так как в основном человек боится глубины потому, что не сможет контролировать себя и утонет.
В контексте природы Кето этот страх может усиливаться и принимать совершенно четкие деструктивные формы вызванные иррациональными мыслями , которые можно представить как глубину  где прячутся страшные чудовища, которые только и ждут момента, чтоб напасть и безжалостно разорвать зубами. Возможно что Кето будет провоцировать подобные фобии. Символически это можно представить так : « человек начинает слышать голоса русалок и морских существ, ощущать их присутствие рядом стоит ему заплыть далеко от берега, а некоторым океан кажется мыслящим существом, которое негативно  настроено по отношению к человеку.»
Следуя дальше, можно предположить что Кето, наряду с другими показателями в гороскопе, может усугублять страх перед жизнью , который может принимать форму страха перед непонятностью и огромностью окружающего мира, в котором приходится жить, страха перед таинственными и загадочными явлениями, а также страха перед бессмысленностью жизни. Здесь сильна завязка на иррациональное – «водное».

Подобный страх можно назвать экзистенциальным и определить как - страх перед хаосом жизни, который может выражаться в навязчивом стремлении раз и навсегда установить определенный порядок вещей (при этом бояться новизны и беспорядка) . Этот страх тесно связан со страхами пространства. Открытого пространства…. бескрайнего…. неопределенного…водного пространства океана и его глубины.

Как отмечал немецкий психолог Фриц Риман, некоторые люди так планируют свое будущее, как будто их жизнь безгранична, мир стабилен, а будущее предвидимо, что на самом деле является чистой иллюзией . Эта тенденция к порядку и неизменности у личностей такого типа сопровождается беспокойством, обусловленным страхом перед риском, перед всем новым и неизведанным, перед неопределенностью планов и вечной изменчивостью нашей жизни. Данное чувство близко к тому, которое Карен Хорни обозначила как страх нарушения сложившегося равновесия . Как отмечают некоторые психологи, источником подобных страхов является априорное представление, что новая, неизвестная нам ситуация, как правило, оказывается неприятной .
Можно сказать что сектор гороскопа «помеченный» таким страхом от Кето , как и человек, боится всего нового и неизвестного. Здесь идет испуг на неизведанное  а свобода воспринимается как тяжелая ноша, от которой хочется поскорее избавиться. В обозначенных местах, как и у человека подверженного такому страху, могут возникать приступы паники, «учащенного сердцебиения», «приступы удушья» и даже временная  «потеря сознания» в контексте адекватного осознания этого сектора гороскопа. Ощущения, возникающие при таком положении Кето, сопровождаются ожиданием, что бесконечное водное пространство в пределах данного сектора может поглотить человека безвозвратно или таит в себе массу разного рода опасностей.

Другие ключевые понятия :

Взгляд на других как на монстров.
Способность видеть и распознавать монстров.
Быть монстром.
Проявление ненависти и нападки на других.
Попытки борьбы с внутренними монстрами.
Признание своего внутреннего монстра как исцеление и избавление о него.

Рассматривая тему «монстра внутри» очень показательным может быть тот факт,  что Кето выражен в большинстве карт самых жестоких серийных убийц ( и не  только серийных) в истории.

***

В общем, страх и чувство незащищенности что гложет нас, в первую очередь сигнифицируются Луной конечно….возможно что проявленный (ая) Кето в гороскопе подобные эманации будет усиливать а сектор гороскопа в котором стоит Кето можно рассматривать как еще одну нашу болевую точку в контексте психоанализа. Кето – это избегание глубины и погружения и сильная привязка к твердой поверхности где нам (как нам кажеться) ничто не угрожает. Это также – иллюзия.

Космограмма открытия (22/03/2003) Кето в 20гр. Весы:



Возможно что Кето будет играть некую роль на уровне глубочайших преобразований в контексте коллективного бессонательного, и даже, возможно, будет влиять на глобальные изменения сознания ЧЕЛОВЕКА как вида, вообще. Трансформацию на самых глубоких уровнях. Смену парадигмы.


Ингрессии:


Рыбы - 10/ 5/1762 
Овен - 10/ 5/1921
Телец - 20/ 6/1961 
Близнецы - 12/ 6/1975 
Рак - 24/ 6/1982
Лев - 14/ 7/1987
Дева - 15/10/1991
Весы - 19/10/1997
Скорпион - 14/11/2006
Стрелец – 15/ 2 /2024

Козерог - 3 /3/ 2073



darker 76 / 2015 -2016
(ссылка при копировании обязательна )