Дамокл / Damocles


В нашей жизни мы часто используем различные фразеологизмы и красочные идиомы, иногда даже, просто не задумываясь над происхождением этих устойчивых выражений. «Дамоклов меч» - одно из таких.  Это довольно распространенное понятие. Всем нам известное выражение, пришедшее в наш обиход из древнегреческих мифов - «Дамоклов меч» - пользуется большой популярностью в современной культуре и политике. Один из наиболее известных случаев его употребления - в 1961 году, во время холодной войны, когда американский президент Джон Ф. Кеннеди выступил с речью перед Организацией Объединенных Наций. Он сказал: «Каждый мужчина, женщина или ребенок живет под ядерным дамокловым мечом, способным упасть в любое время из-за случайности, просчета или безумия».

Дамоклов меч

Трудно сказать насколько много тут мифологии а насколько правды, но в любом случае, Дамокл – это личность реально существовавшая. Дамокл (Δαμοκλης) — придворный любимец и угодник сиракузского тирана Дионисия Старшего (405—367 г. до Р. X.)(по другим источникам – Дионисия II), страдавшего под старость крайнею подозрительностью к людям и страхом покушений на его жизнь. В древнегреческой терминологии понятие «тиран» означало любого правителя, пришедшего к власти в результате переворота. Воцарившиеся на острие копья мало чем отличались от обычных правителей и даже покровительствовали искусству. Однако страх, что историю «подправит» другой и свергнет уже тебя, не давал им покоя.

История возникновения выражения «Дамоклов меч» берет свое начало в «Тускуланских беседах» Цицерона (книга V «О самодовлеющей добродетели») :

Трид­цать восемь лет Дио­ни­сий был тира­ном Сира­куз, при­дя к вла­сти в два­дцать пять лет. Какой пре­крас­ный и какой бога­тей­ший город поверг он под иго раб­ства! Хоро­шие исто­ри­ки пишут, что хоть он и был чело­ве­ком уме­рен­ной жиз­ни и боль­ших государ­ствен­ных спо­соб­но­стей, нра­вом он был непра­во­су­ден и жесток. Из это­го понят­но вся­ко­му, кто уме­ет видеть суть: он не мог не быть несчаст­ней­шим чело­ве­ком. То, чего он боль­ше все­го желал, усколь­за­ло у него из рук тем ско­рее, чем боль­шей вла­стью он обла­дал. Хоть был он из хоро­ше­го знат­но­го рода (об этом, впро­чем, исто­ри­ки пишут по-раз­но­му), обла­дал в изоби­лии дру­же­ски­ми и род­ствен­ны­ми свя­зя­ми, а с неко­то­ры­ми юно­ша­ми нахо­дил­ся, по гре­че­ско­му обы­чаю, в любов­ной свя­зи, — но не дове­рял он из них нико­му, а дове­рял толь­ко рабам из бога­тых домов, им самим отпу­щен­ным на волю, а так­же неко­то­рым при­шель­цам и диким вар­ва­рам, кото­рых толь­ко и допус­кал себя охра­нять. Так ради низ­кой жаж­ды вла­сти он слов­но само­го себя заклю­чил в тем­ни­цу. Даже стричь себя он научил род­ных доче­рей, не дове­ряя цирюль­ни­ку: и вот цар­ские доче­ри, как рабы­ни, ремес­лен­ни­че­ски под­стри­га­ли воло­сы и боро­ду отца. Но даже им дове­рял он не вполне, и когда они под­рос­ли, он ото­брал у них брит­вы и велел опа­лять себе боро­ду и воло­сы рас­ка­лен­ны­ми оре­хо­вы­ми скор­луп­ка­ми. К двум сво­им женам — сира­ку­зян­ке Ари­сто­ма­хе и взя­той из Локров Дори­де — он при­хо­дил по ночам так, чтобы зара­нее все осмот­реть и раз­уз­нать. Спаль­ный покой его был окру­жен широ­ким рвом, через кото­рый был пере­бро­шен лишь дере­вян­ный мостик, и он вся­кий раз сам за собою его под­ни­мал, запи­ра­ясь в опо­чи­вальне. Высту­пая в народ­ном собра­нии, он уже не решал­ся сто­ять пря­мо перед наро­дом, а гово­рил свои речи с высо­кой баш­ни.  Он любил играть в мяч и часто этим раз­вле­кал­ся; одна­жды, раз­дев­шись перед игрой, гово­рят, он отдал вме­сте с мечом одеж­ду люби­мо­му маль­чи­ку; один из дру­зей в шут­ку ска­зал: «Вот кому все-таки дове­ря­ешь ты свою жизнь!» И маль­чик улыб­нул­ся. Дио­ни­сий за это при­ка­зал каз­нить обо­их — одно­го за то, что тот подал мысль об убий­стве, дру­го­го за то, что он сво­ей улыб­кой ее одоб­рил. При этом он горе­вал, как нико­гда в жиз­ни, — ведь он убил маль­чи­ка, кото­ро­го очень любил. Так души бес­силь­ных раз­ди­ра­ют­ся про­ти­во­по­лож­ны­ми стра­стя­ми: после­до­вав одной, идешь про­тив дру­гой.
Впро­чем, тиран и сам пони­мал, что это за бла­жен­ство. Один из его льсте­цов, Дамо­кл, раз­гла­голь­ство­вал о цар­ском богат­стве, могу­ще­стве, вели­чии, изоби­лии, рос­ко­ши двор­цов и утвер­ждал, что бла­жен­нее Дио­ни­сия нико­го нет на све­те. «Хочешь, Дамо­кл, — спро­сил тот, — если тебе нра­вит­ся такая жизнь, изве­дать ее само­му и испы­тать, как я живу?» Тот согла­сил­ся; Дио­ни­сий уло­жил его на золо­тое ложе, застлан­ное рос­кош­ным и бога­то рас­ши­тым ков­ром, под штуч­ным потол­ком, укра­шен­ным золо­том и сереб­ром; потом велел маль­чи­кам отбор­ной кра­со­ты стать вокруг сто­ла и угод­ли­во при­слу­жи­вать ему по пер­во­му зна­ку.  Вокруг были бла­го­во­ния, цве­точ­ные вен­ки, кури­лись аро­ма­ты, стол был полон изыс­кан­ных яств, — Дамо­клу каза­лось, что он на вер­ху бла­жен­ства. Сре­ди всей этой пыш­но­сти тиран при­ка­зал под­ве­сить к потол­ку на кон­ском воло­се бле­стя­щий меч, чтобы он при­шел­ся над самой голо­вой бла­жен­ству­ю­ще­го. Уви­дев это, Дамо­кл не стал смот­реть ни на кра­сав­цев-при­служ­ни­ков, ни на сереб­ря­ную чекан­ную посу­ду, не при­тро­нул­ся к пище, вен­ки сами соскольз­ну­ли у него с голо­вы, и он стал умо­лять Дио­ни­сия отпу­стить его: боль­ше уж бла­жен­ства ему не надо. Раз­ве не доста­точ­но ясно пока­зал этим Дио­ни­сий, что нет бла­жен­ства для того, над кем веч­но нави­са­ет страх. И при всем этом Дио­ни­сий не исце­лил­ся душой, не воро­тил­ся к пра­вой жиз­ни, не воро­тил граж­да­нам сво­бо­ду и пол­но­пра­вие: он запу­тал­ся в сетях заблуж­де­ний еще в без­рас­суд­ном воз­расте и наде­лал столь­ко бед, что, даже взяв­шись за ум, уже не мог исце­лить­ся.
Как он меч­тал о насто­я­щей друж­бе, в кото­рой мож­но не боять­ся невер­но­сти, пока­зы­ва­ет извест­ный слу­чай с дву­мя пифа­го­рей­ца­ми, из кото­рых один остал­ся залож­ни­ком смер­ти дру­го­го, а вто­рой при­шел к сро­ку каз­ни, чтобы осво­бо­дить дру­га:«О, если бы я мог быть тре­тьим в вашей друж­бе!» Как несча­стен был он без дру­же­ских уз, без това­ри­ща в жиз­ни, без откро­вен­ной речи, — он, смо­ло­ду уче­ный и иску­шен­ный в бла­го­род­ных нау­ках! Ведь он был иску­сен в музы­ке, был сам поэтом-тра­ги­ком (хоро­шим или нет — дру­гой вопрос: в этом деле поче­му-то каж­дый сам себе хорош; из всех поэтов, кото­рых я знал, — а я водил­ся даже с Акви­ни­ем!— каж­дый счи­тал себя луч­ше всех, — что делать, тебе мило твое, мне мое!). И вот такой-то чело­век был вовсе лишен чело­ве­че­ско­го обще­ства и обра­ще­ния, а жил сре­ди бег­лых, сре­ди пре­ступ­ни­ков, сре­ди вар­ва­ров и не верил, что кто-нибудь достой­ный сво­бо­ды или хоть чаю­щий сво­бо­ды может быть ему дру­гом.

Упоминается также и у Горация (Оды, Книга III):

Толпой клиентов будет мной сильней, -
Но без пристрастья жребьем решает Смерть
Судьбу и знатных и ничтожных:
Выкинет урна любое имя.
Над чьей безбожной шеей повиснул меч
Изъят из ножен, вкус усладить тому
Не сможет пир и сицилийский:
Сна не вернут ему птичек песни

В общем суть того что значит «Дамоклов меч» должна быть ясна  - это понимание того насколько призрачно любое благополучие и что человека в принципе может подстерегать любая опасность, готовая обрушиться на него в любое время.

"Флейва" от арта даже писали весьма талантливые картинки на эту тему :

Felix Auvray "The Sword of Damocles"


Richard Westall  "The Sword of Damocles"


Wenceslas Hollar "The Sword of Damocles"


Психология и мораль

Очень смазанное и простое "CV" (что вверху), но история Дамокла как сценарий жизни часто используется в психологии  и определение здесь простое до невозможности, а именно - Дамоклов меч, или «После того, как…»

Дамокл мечтал хоть один день поблаженствовать на царском престоле. И его желание исполнилось. Заняв трон, он был просто счастлив. Пока в какой-то момент не увидел, что прямо над его головой, подвешенный на конском волосе, висит тяжелый меч.

……«Скоро пойдешь в первый класс – будет не до игр», «Выйдешь замуж ( женишься) – хлебнешь горя», «Маленькие детки – маленькие бедки, а вот большие…» …..или так : «Отличная вечеринка! Но завтра будет болеть голова» ; «После женитьбы (замужества) жизнь состоит из одних обязательств»; «День начинается у меня рано, но к вечеру я устаю». Знакомые установки ?
Человек который так рассуждает - всегда помнит. И не очень-то радуется, честно говоря. Предпочитает думать и о грядущей расплате и ждать ее. Выполняющий сценарий «После» накручивает себя, что за любой радостью последует расплата . Эти и подобные, не внушающие оптимизма «страшилки» формируют людей, живущих в вечном ожидании расплаты. «Человек - Дамокл» уверен, что если сегодня он радуется жизни, то завтра Дамоклов меч судьбы непременно упадет ему на голову.

«Сегодня я могу радоваться, но ЗАВТРА мне ПРИДЕТСЯ за это ЗАПЛАТИТЬ», – уверены люди, живущие по сценарию Дамокла. 

Меч Дамокла - символ неизбежной судьбы, быстротечности счастья и благополучия. Это перманентное нахождение в стресс – состоянии, тревоги за будущее.

 Паттерн «После» представляет собой обратную сторону процесса в сценарии «Пока не». Это некий перевертыш - установка «Пока не»… Только тут человек ожидает некой расплаты за то что ему сейчас хорошо. Такой тип людей вечно ожидает двойной расплаты за радости и удачи которые к нему приходят.
У человека транслирующего по жизни сценарий «После», на подкорке клином вбиты подобные установки. Kак правило, люди с этим сценарием как доминантом живут одним днем в постоянном ожидании несчастий в будущем. Это бабочки-однодневки, их жизнь как правило бесперспективна, в результате они нередко становятся алкоголиками или наркоманами например…Эти люди также часто легко поддаются влиянию извне в контексте «пугалок» страшным судом, адом, чертями и т.п, что будут варить их  в котле. Это удобная манипуляция и запугивание, которое создает дешевый вариант морали. Просто бойся и лучше ничего не делай, ничего не желай и не проявляй инициативы. Как правило все идет  с детства, с юных лет, с семьи. Дежурные фразы которые в качестве примера были приведены выше  что человек говорит себе в оправдание или же кому-то с цель получить утешение или навести серьезности, все это свидетельство опасного пути архетипа  Дамокла.

Психолог из Центра технологических исследований в Штутгарте Ортвин Ренн выделяет четыре основных образа риска различных по степени реальной угрозы и первый из них – «Дамоклов меч», а проще говоря «пан или пропал». Риск обретает силу рока, последствия которого непредсказуемы. А времени чтобы справится с опасностью уже нет.
Кому в такой ситуации не повезет : как ни парадоксально, чрезмерно нерешительным людям, поскольку упреждающие меры не были приняты (побоялись с кем-то объясниться или обратиться к врачу) и ситуация вышла из-под контроля.

***

Простым примером ситуации Дамоклова меча может служить например перманентный страх увольнения с работы . Такой человек как правило нигде не может задержаться, потому как напрямую проецирует все свои страхи вовне. Такие люди, даже, несмотря на совершенно конкретные успехи и достижения, чувствуют неизбежность конца. Это как Эффект Пигмалиона (самоисполняющееся пророчество) который работает в любом случае. Пророчим себе счастье или несчастье — все равно получим все, что напророчили, согласно этому эффекту.
Но самое интересное, что большинство таких сотрудников предпочитают не замечать признаков увольнения, воспринимая его потом как полную неожиданность. Как снег на голову. Понятно, что здесь «включается» и аспект неуверенности в своих силах, и аспект страха и тревоги перед будущем.
Люди сценария "Дамокла" чаще чем другие задумываются и о смерти. Часто страх неотвратимого конца земного существования преследует их постоянно. Как правило ,чем лучше удается устроиться человеку в жизни этой, тем меньше хочется думать о той, - у  «людей Дамокла» этот вариант не проходит. Они и рады «не думать о плохом», но забыть и не думать о смерти у них не получается. Над ними перманентно висит Дамоклов меч небытия и они воистину оказываются «сущими во гробах» здесь и сейчас…. 

Всю жизнь их преследует страх будущего: плохие предчувствия, спонтанные или связанные с какими-то важными, ответственными событиями. Откуда ни возьмись вдруг накатывает необъяснимое чувство тревоги, неуверенности. Страх перед будущим сковывает.  Каждое жизненно важное решение дается с огромным трудом – любая новая мысль, не успевая появиться, тут же опутывается паутиной плохих предчувствий. Воображение подбрасывает неприятные и страшные картины возможного развития событий.
Большинство людей идущих по пути Дамокла, но думающих и понимающих свою проблему , как правило замечают, что у многих окружающих не существует такой проблемы. Они понимают что с ними что-то не так и что люди отличаются друг от друга по свойствам, что ввиду различий в бессознательных желаниях мы по-разному реагируем на давление окружающей среды. Часто для избавления от страха они стараются  приобрести похожие привычки и поведение, как у тех, кто в их глазах кажется образцом смелости и уверенности. А это значит – двигаться навстречу своему страху, смотреть врагу в лицо и бросаться грудью на амбразуру. Подобный способ избавления от страха будущего, как правило, приводит к еще более тяжелым переживаниям от столкновения с пугающей ситуацией. Иногда таким образом им удается осознать, что часть их страхов действительно надуманные. Однако, это как правило не решает проблему в корне: принимать важные решения все так же тяжело, будущее навевает тревогу. А самое главное – это то, что от жизни в настоящем нет совершенно никакого удовольствия.
Аффирмации, позитивное мышление и прочие трюки с подсознанием временно снимают страхи, однако через короткий промежуток времени плохие состояния как правило возвращаются вновь.
Постоянные вопросы «по Дамоклу», это : «Что делать, когда ощущаешь, что совсем скоро, вот-вот, случится катастрофа. Куда бежать?» ; « Как жить в постоянной тревоге?». Кто-то идет к гадалке, кто-то в церковь, кто-то к придурковатым астрологам.... - по Дамоклу же предпочитают не высовываться, жить тихо и скромно, вполсилы, без энтузиазма и удовольствия.

***

Луций Сенека писал: «Главная причина надежды и страха - наше неуменье приноравливаться к настоящему и привычка засылать наши помыслы далеко вперед. Так предвидение, величайшее из данных человеку благ, оборачивается во зло. Звери бегут только при виде опасностей, а, убежав от них, больше не испытывают страха. Нас же мучает и будущее, и прошедшее. Из наших благ многие нам вредят: так память возвращает нас к пережитым мукам страха, а предвиденье предвосхищает муки будущие».

Сенека пишет, что зачастую мы начинаем бояться будущих несчастий задолго до того, как они действительно нас настигают, и этими страхами портим себе жизнь. 
Он пишет Луцилию: « Вероятно, что случится беда. Но не сей же миг! И как часто нежданное случается! Как часто ожидаемое не сбывается! Даже если нам предстоит страданье, что пользы бежать ему навстречу? Когда оно придет, ты сразу начнешь страдать, а покуда рассчитывай на лучшее. Что ты на этом выгадаешь? Время! Ведь порой среди пожара открывается дорога к бегству, рухнувший дом мягко опускал некоторых на землю, рука, поднесшая к затылку меч, порой отводила его, и жертве удавалось пережить палача. Ведь и злая судьба непостоянна. Может быть, беда случится, а может и не случится; пока же ее нет, и ты рассчитывай на лучшее.»

***

Зависть

"Зависть показывает, насколько люди чувствуют себя несчастными, а их внимание к чужому поведению и положению — как сильно они скучают."
(Артур Шопенгауэр)

"Зависть – враг счастливых."
(Эпиктет)

Еще одной чертой «дамоклова» архетипа является зависть.
Согласно определению, данному в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, зависть — это «чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого». В толковом словаре под редакцией С. А. Кузнецова это определение несколько расширено: «Зависть — чувство досады, раздражения, вызванное превосходством, успехом, благополучием другого». В любом случае, завистью называют комплекс негативных эмоций, вызванных благополучием другого человека или его превосходством.
В бытовом сознании под завистью чаще всего понимают неприязненное, враждебное отношение к богатству, успехам, популярности, способностям или социальному положению другого человека. При этом завидующий человек непроизвольно относит объект зависти к категории победителей, а себя — к проигравшим, и в этот момент никакие доводы разума уже не действуют, а психику заполняют исключительно эмоции, причем только негативные.
Где зависть, там и лесть и лизоблюдство. Именно льстивые , журчащие как река слова Дамокла в отношении Дионисия и его благополучия привели его к пониманию ситуации «дамоклова меча». В тот момент он познал непрочность земного счастья тирана, и его зависть мгновенно исчезла. Он осознал, как переменчива судьба земного владыки, так как многие люди хотят свергнуть его и занять вожделенное место. «Завидовать» — видеть, причем только преимущества. Но то, что объекты зависти переживают — как правило, скрыто.
По сути, зависть и страх идут рука об руку. И история того же Дионисия как и история всей тирании уже в историческом срезе здесь очень кстати. Зависть, как жажду, вызванную опьянением, невозможно утолить. Чем выше поднимается человек по общественной лестнице, тем больше он завидует тем, кто хоть чем-то его превосходит и тем больше боится удара в спину, т.е – прямая проекция.
Особенность зависти состоит в том, что это чувство заставляет фокусироваться на других людях. При этом человек как бы «забывает» о себе и думает только об успехе или радости другого. Об этом говорит даже структурный анализ данного слова: «за-висть», «за-видовать», то есть — «видеть за другого». А с другой стороны — не видеть ценности собственной жизни, не уметь радоваться собственным успехам, не замечать своей уникальности и все свое внимание уделять явным или мнимым преимуществам окружающих людей. В итоге зависть превращает все хорошее — в плохое, радость окружающих — в собственное раздражение, успехи и преимущества других — в чувство собственной ущербности. Зависть провоцирует страх.
С другой стороны, у любой монеты две стороны, по этой причине принято различать два вида зависти — «черная» и «белая», т.е два вида «дамоклова» проявления в контексте этого качества. Первая (черная) насыщена отрицательными эмоциями и пожеланием счастливчику всяческих бед, вторая (белая) предполагает позитивное отношение к другому человеку и желание достичь подобного успеха. Можно также сказать, что «белая» зависть — это зависть, основанная на разуме. Человек анализирует свои возможности и возможности другого человека, после чего решает, что и он (она) способны достичь того же. С помощью разума и логики человек решает, кому имеет смысл завидовать, а кому нет; а, позавидовав чужому успеху, строит планы и предпринимает действия по достижению такого же или большего успеха. А «черная» зависть — пассивна и разрушительна, она не мотивирует завистника на какие-то действия и поэтому — не конструктивна. Человеку остается лишь мучиться от собственного бессилия и проклинать несправедливую судьбу.



Символизм и эзотерика

Как правило, меч связан с Марсом, но имеет дополнительную вертикальную — а также горизонтальную — символику, указывающую, собственно говоря, на жизнь и смерть. Он также связан со сталью как символ трансцендентной твердости всепобеждающего духа.
Меч, благодаря подразумеваемому им «физическому уничтожению», должен быть символом духовной эволюции, так же как дерево — символом инволюции; то есть дерево выступает представителем жизни, развивающейся внутри материи, а также активности. Такой дуализм духа, с одной стороны, и жизни — с другой, Людвиг Клагес, со своей стороны, разрешил в пользу жизни; однако Новалис хорошо выразил противоположное мнение своим замечанием, что «жизнь есть болезнь духа». Этот дуализм в достаточной степени иллюстрируется противопоставлением характеристик дерева (являющегося женственным) и металла. Если дерево соответствует процессу разрастания, то меч представляет обратное. Подобное ассоциирование меча с деревом характерно для глубокой древности: существует доисторический германский рельеф, где изображены две фигуры — одна женская, несущая ветвь, другая мужская, несущая меч. Здесь также можно усмотреть аллегорию Войны и Мира; конечно, средневековая иллюстрация может содержать аллюзию на оливковую ветвь, но ничего подобного нельзя сказать о германском рельефе.
По мнению Юнга, меч или кинжал — символ воли, связанной с точностью попадания в желаемую цель и со стремлением её достичь. В контексте Дамоклова меча вектор направлен на самого человека.

Таро

В картах Таро и в родственном ряду символов меч, использовать который могут только люди, искусные в кузнечном мастерстве и фехтовании, означает некое повышение «ранга» символа палки (посоха), означающей грубую мужскую силу, как физическую, так и детородную, в то время как меч обозначает высокое умение, одухотворенное знанием и служащее духу. Здесь все намного серьезнее, нежели в случае посохов. Однако природа Дамокла конкретно коррелирует с  символизмом масти Мечей в Таро, а если быть более точным, то с младшими арканами : восьмеркой и девяткой.


Восьмерка мечей как правило  отрицательная, малоприятная карта, указывающая на попадание в очень затруднительное положение. Выпадая на перспективу, Восьмерка Мечей предупреждает, что дела пойдут не тем путем, и выпутаться из этой ситуации будет сложно. Это совершенно явственное предупреждение, что дела притормаживают, встречаются с какими-то препонами. В результате вопрошающий рискует попасть в неприятные обстоятельства, велики шансы почувствовать себя загнанным в угол и сильно ограниченным в свободе принятия решений. Это карта конкретных ограничений. Она описывает состояния связанности, опутанности, беспомощности, все те ситуации, когда человек не чувствует себя свободным и не может жить так, как ему нравится. Это можно описать как состояние бессилия и нерешительности, несвободы и страха, «психологического ступора». Личность не развивается, потому как боится ошибок и последствий своей активности. Эта карта показывает нам, что те ограничения, трудности и запреты, которые мы ощущаем как помеху, не принадлежат внешнему миру, а отражают лишь наши собственные страхи (не случайно следующий аркан – это «панические атаки» Девятки Мечей).


Девятка Мечей редко несет буквальную угрозу, но описываемое ей психологическое состояние настолько тяжело и неприятно, что она недаром считается одной из самых неблагоприятных карт, какие могут появиться в раскладе. Это неуправляемая волна тревоги, тоски, страха, вины, ужаса перед жизнью, которые доминируют в бессознательном. Эта карта говорит о том, что что-то сильно тревожит вопрошающего, возможно, лишая его покоя и сна. В худшем случае в настоящее время он проходит настоящее испытание потерями и ему кажется, что весь мир против него, а рок поставил себе цель уничтожить его. Этот образ бессонных ночей соответствует состоянию глубокой озабоченности и подавленности. Здесь может быть нечистая совесть, не дающая уснуть, или же ощущение какой-то опасности для жизни, например, болезни или тяжелой утраты. Концентрация негативных мыслей, подобны ночному кошмару, а страхи и заботы так велики, что, кажется, дальше и жить не стоит.

Астрология

Астрономическая справка:

(5335) Дамокл – небольшой астероид, но очень(!) интересный. Вообще он относится к группе кентавров, однако характеризуется очень сильно наклонённой орбитой ( очень близкой к вертикальной!) с высоким эксцентриситетом, на основании чего астрономы относят его в особую группу астероидов — дамоклоидов, которые предположительно представляют собой неактивные ядра комет. Он был открыт 18 февраля 1991 года австралийским астрономом Робертом Макнотом в обсерватории Сайдинг-Спринг .
После изучения этого объекта выяснилось, что его орбита сильно отличается от орбит всех открываемых ранее малых тел Солнечной системы: в точке своего перигелия (5335) Дамокл пересекает орбиту Марса, а в афелии уходит за орбиту Урана . Стабильность этой орбиты обосновывается прежде всего её крайне высоким наклоном к плоскости эклиптики, вблизи которой находятся орбиты планет-гигантов, что сильно снижает силу гравитационных возмущений на данную орбиту с их стороны. Тем не менее, группе британских астрономов, в составе Дункана Стила (Duncan Steel), Герхарда Хана (Gerhard Hahn), Марка Бейли (Mark Bailey) и Дэвида Эшера (David J. Asher), в результате расчётов долгосрочной динамической эволюции этого тела, удалось установить, что существует высокая вероятность перехода данного тела на орбиту, пересекающую орбиту Земли, а это уже создаст реальную угрозу его столкновения с нашей планетой. Отчасти именно поэтому (5335) Дамокл и получил такое название. А позднее были обнаружены и другие астероиды с подобными орбитами, которые некоторые астрономы стали выделять в отдельную группу.
Существует предположение, что именно (5335) Дамокл может являться источником метеорного потока в созвездии дракона на Марсе.

Период обращения – 40, 7 лет. Перигелий – около 236 млн. км, афелий – уже 3,3 млрд. км (!). Наклонение - 62,009 гр.




По сути, сама его орбита похожа на меч и связывает орбиты двух достаточно агрессивных планет : Марса и Урана. Безусловно, астрологическое значение Дамокла будет связано в первую очередь с Ураном и скорее всего с негативными особенностями его природы. Орбита Дамокла схожа с орбитами комет, которые всегда были предвестниками бед, напряжения и страха.
Пример : идеальный круг имеет эксцентриситет 0, а прямая линия эксцентриситет - 1. Например Венера имеет почти круговую орбиту 0.06774, в то время как, допустим,  Хирон  - 0.38. Но Дамокл имеет эксцентриситет 0.866 (!), который как у кометы (комета Галлея имеет эксцентриситет 0,967.) Подобные характеристики являются уникальными в пределах досягаемости восьми основных планет . 
Соответственно присутствует особенность в «зависании»  этого астероида : он очень долго находится в знаке Водолея, также петляя на границах с Козерогом и Рыбами. Из своего 40-летнего цикла, почти 30 (!) лет он находится в пределах знака Водолея, а затем стремительно  обегает все остальные знаки…. приближаясь при этом к Солнцу (соответственно к Земле в том числе) и также стремительно удаляясь. Каждый из знаков, а именно : Тельца, Рака, Льва, Девы, Весов и Скорпиона он пролетает меньше чем за два месяца (!).
Его приближения к нам очень похожи на точечные уранические удары - буквально падение того самого Дамоклова меча, когда что-то долго назревало и вот случилось…. Трудно сказать насколько активно может влиять столь малое тело на события планетарного масштаба, однако кое-какие «совпадения» имеются в наличии. Учитывая что его символическое «падение» крайне стремительно, то периоды приближения/удаления к нам, будет верным рассматривать в конкретных временных промежутках. Последний раз в процессе падения как приближения к точке своего перигелия он был в период с 1988 по 1993  г. г. Что это было за время,я думаю никому напоминать не имеет смысла. 
Интересно что в периоды Первой и Второй мировых войн он находился в Водолее (что он там накапливал - уже понятно), затем стремительно сорвавшись, в период с 1945 по 1952 г.г, буквально разрубил МИР пополам (читаем итоги ВМВ). …. На данный момент Дамокл вновь собирает энергию Водолея и следующий период его «падения» на наши головы придется на 2029 -2033 г.г.

У большей части населения Земли Дамокл в гороскопах стоит в знаке Водолея, а также в знаках  Козерога и Рыб. Таким образом, большинство людей имеют Дамокл в знаках трех зимних, холодных месяцев. Это представляет собой некую защиту для поддержания жизненной силы, чтобы сохранить и пронести СЕБЯ через холодные и негостеприимные зимние месяцы. Это признаки , которые указывают на важность выживания для всего человечества как вида. Здесь Дамокл указывает на такой свой аспект как «настороженность», без лишних телодвижений в потемках внешней зимы, где таится много опасностей.  А что может значить, если Дамокл стоит в других знаках?  Эти люди – часть меньшинства и скорее всего их представления о жизни и соответственно выживании (и борьбы с угрозами , которые могут нависать над головой), должны по идее сильно отличатся от основной массы людей. Интересно что и в ареале обитания большинства знаков Зодиака ( кроме Козерога, Водолея и Рыб) либо очень редко, либо вообще никогда - не происходит соединение Дамокла с Солнцем. Конечно же, подавляющее кол-во соединений приходится на знак Водолея (ну и хуй с ними - у самого ТАКОЕ, а так хотелось.....))

Несколько лет назад американский профессор медицины Джеральд П. Кучер (Gerald P. Koocher)  придумал обозначение «дамоклов синдром», когда он заметил , что молодые люди больные раком и которым удалось "победить"эту болезнь или перейти в стадию ремиссии, испытывали сильный, но особой природы  стресс в течение многих лет , когда они старалась принять свою болезнь (осознать ее ментально). Это было похоже на меч, который постоянно висит над их головами, и онии никогда не знают, когда он сорвется и упадет на них. Его термин "дамоклов синдром", получил широкое признание в медицинском сообществе после публикации книги на эту тему.
Вполне возможно, что имеет смысл более подробно рассмотреть Дамокл в гороскопах людей победивших то или иное смертельное заболевание в контексте достаточно продолжительного периода течения болезни.

Важен момент и возвращения Дамокла. 40 лет….Понятно что примерно в этот же  промежуток времени транзитный Уран встает в оппозицию к натальному а транзитный Нептун делает квадрат к натальному, но единственно точный возврат делает только Дамокл. «Сороковые – роковые» известны всем. Например мужской кризис сорока лет – это землетрясение в десять баллов. Человек идет вразнос. Все идет вразнос, жажда свободы зашкаливает. Не спасает ни работа, ни привычные увлечения. Все обесценивается. Важен только последний вагон уходящего поезда, в который можно запрыгнуть на ходу. И часто мужчина прыгает! Женщины кстати также не отстают . В общем кризисы середины жизни , которые чаще всего приходятся на 38 - 40 лет , сопровождаются депрессивными переживаниями. Это может проявляться как  снижение интереса ко всем событиям, апатия, отсутствие энергии. Часто встречаются переживания по поводу собственной никчемности, беспомощности. Особое место занимает тревога по поводу собственного будущего, которая зачастую маскируется тревогой за детей или даже за страну в целом. 
Единственный способ, которым реально можно  проверить, насколько влияет возвращение Дамокла на нашу жизнь - это ограничить исследование  касанием как соединением приближенным к точному и анализировать события что произошли в этот промежуток времени   Только так мы сможем увидеть четкую картину подобного влияния.

Интересно ведет себя Дамокл и в личных гороскопах, если мы касаемся тем психоанализа.  У людей опасливых, тревожных он часто находится в выделенной позиции.

Возможно что Дамокл будет воплощать в себе и такой принцип как «Живи быстро, умри молодым».





Ключевыми понятиями для Дамокла будут :

- угрозы, возмездие (отложенное на время или немедленное),распри, нестабильные ситуации,обвалы ;
- иллюзия славы, богатства,  власти ;
- осада как акт ;
- имплозии, дезинтеграция, прекращение действия ;
- революции ;
- балансирование на грани ; 
- бахвальство, лесть ; 
- ложные тождества
- психосоматические нарушения, тревожность, отсутствие адекватной           стрессоустойчивости, утрата всех защитных функций ;
- «поражение — сломанный», «кара, возмездие, наказание, закон, справедливость (высшая), правосудие, казнь (меч палача)» ;
- мученичество, боль ;
- радикальное (самое простое) решение проблемы ;
- ненависть, фанатизм, жестокость, (физическое) уничтожение ;
- война, битва, спор, борьба (в том числе внутренняя), схватка, стычка, угроза (острием вперёд);
- уранические вибрации – «нежданчик», пришло то, чего так долго боялся, «нафантазировал» себе на голову ;
- самоисполняющееся пророчество ;
- сверхчеловеческое напряжение, требуемое для того, чтобы соединять все силы «Я», чтобы постоянно обозревать все противоречия бытия и снимать их, проистекает из нескончаемой опасности распада, которая постоянно подстерегает на заднем плане.

По темам дома в котором стоит Дамокл мы чаще всего чувствуем себя неуютно, излишне тревожимся и рефлексируем.


Космограмма открытия (18/02/1991) Дамокл в 12 гр. Скорпион :



Использованная литература :

Марк Туллий Цицерон "Тускуланские беседы"
Щербатых Ю.В. «Семь смертных грехов, или Психология порока для верующих и неверующих »
Энциклопедия символики и геральдики.



автор идеи : darker 76
(ссылка при копировании обязательна !)