Bedtime Story

Просто короткая история создания одного видеоклипа.

 

«Bedtime Story» – это трек, по сути, – плод совместной работы между Мэдж ( она же – Мадонна) и горячо любимой мной, Бьорк. И Нелли Хупер, естественно (руку приложил)….Это по-касательной....Бьорк с Мэдж лично не встречалась если что. Просто так получилось (случилось ? )).

В любом случае, после релиза феерического „Debut” от Бьорк в 1993 году, о котором не упомянул только ленивый, Мэдж, которая всегда следила за теми, «кто налевО от центра», резко стала поклонницей творчества этой исландской диковинки,  + пожелала привлечь её к работе над своей новой пластинкой.  Кстати, однако, Бьорк поначалу отказалась от сотрудничества….О.к…)).  Тем не менее, Хуперу удалось уговорить «исландскую диковинку» написать песню для Мэдж. Как сейчас говорят, – «на расстоянии». Ну молодец Бьорк! )) Не прогнулась под натиском главной поп-дивы планеты. Уважаю вдвойне. Намек понят….))

Сам текст песни весьма интересен – это явное погружение внутрь себя, в мир подсознания. Видеоряд, – соответствующий. И без сочных  художественных ассоциаций здесь конечно же не обошлось. Стоит отметить, что ни Мэдж, ни именитый режиссер клипа Марк Романек никогда не скрывали этого факта (Мэдж даже рассказывала об этом в интервью в 1999 году журналу Aperture).

Марк Романек – это отдельная история. Титулованный клипмейкер, один из лучших в этой тусовке, два клипа которого, а именно, «Bedtime Story» для Мэдж и «Closer» для Nine Inch Nails, были добавлены в коллекцию Музея современного искусства в Нью-Йорке (!). «Bedtime Story» –  один из немногих видеоклипов вообще,  который до телеэфира шел в прокате (8 дней) в избранных кинотеатрах Нью-Йорка, Лос-Анджелеса и Чикаго.


 «Closer»


Вообще, Мэдж, будучи дамой с хорошим вкусом, ярым ценителем (и коллекционером!) современного искусства в том числе, известна своей любовью к ярко выраженному, символическому типу живописи и на момент сьемок «Bedtime Story», она собрала уже довольно большую коллекцию произведений искусства, в частности, женских художников, преимущественно из Латинской и Южной Америки. В работы ее любимицы Фриды Кало она инвестировала немало денег… (например, «Мое рождение», ниже («My birth») от Кало, купленное Мэдж за 1 млн. американских денег в конце 80-х, сегодня оценивается в 15 млн. американских денег….). Умная девочка. 




В «Bedtime Story» мотивы из работ Фриды Кало (в том числе) то и дело проскальзывают тенью...

Короче говоря, после визита к Мэдж и просмотра картин из ее коллекции, Романек был (охуел от увиденного, потому как Мэдж имеет одну из самых внушительных коллекций современного искусства) вдохновлен увиденным и они вдвоем решили сделать видео по мотивам произведений ХХ века,  в том числе и женщин-сюрреалистов. «Bedtime Story» в переводе с английского означает «сказка на ночь», поэтому видеоряд должен был отражать мир сновидений или намекать к миру бессознательного, к ирреальным образам. Т.е по этой причинеза визуальными референсами певица обратилась, в первую очередь, к художницам-сюрреалистам: Ремедиос Варо, той самой Фриде Кало, Леонор Фини.

90-е вообще вошли в историю как исключительно стильное и «иррациональное» десятилетие, каноническое во многом, но сама, выше обозначенная композиция от Мэдж, как и видео на нее, – стали одним из самых экспериментальных и рискованных не только в карьере Мэдж, но и в контексте поп-музыки того десятилетия вообще! Оно вообще позиционировалось как самое дорогостоящее видео того времени, чей бюджет составил сумму около 5 миллионов долларов.

Марк Романек поместил спящую Мадонну в футуристический интерьер, остальные же кадры представляют собой калейдоскоп сновидений певицы, ирреальных видов ее подсознания: она предстает парящей в воздухе и дающей жизнь стае голубей, парящей в космосе, ее лицо изображается на сторонах парящего куба, на зеркалах…. Многие фразы песни предстают высеченными на камне арабской вязью, написанными на плите под водой. В конце клипа на лице Мадонны рот и глаза поменяли свои места, что явно навеяно живописью Фриды Кало.


Другие аллегории :

Леонор Фини, «The ends of the Earth», 1949


«Bedtime Story»


Леонор Фини, «Дружба», 1958


«Bedtime Story»



Темы Луны и ее отражения также «психологичны» в общем контексте.
Ремедиос Варо «Перерождение», 1960


«Bedtime Story»


Ремедиос Варо , «Влюбленные», 1963


«Bedtime Story»


Ремедиос Варо «Зов», 1961 и Леонор Фини «Красный призрак», 1984



«Bedtime Story»


Также в этом видео очень много прямых отсылок к фильму советского режиссера Сергея Параджанова «Цвет граната». Кинопритча 1968 года рассказывает о духовном мире армянского поэта и музыканта Саят-Новы, писавшего на армянском, грузинском и азербайджанском языках. История его любви, отношение поэта к религии, светской власти, народу передана в визуальных метафорических образах.




«Bedtime Story»




В двух кадрах видеоклипа использованы аллюзии на сцены из фильмов режиссера Андрея Тарковского — «Сталкер» (девочка, двигающая стакан силой взгляда)


«Bedtime Story»


….и «Ностальгия» («рождение» голубей из статуи Девы Марии)


«Bedtime Story»


Однако вылетающие птицы (голуби) могут ассоциироваться и с картиной  Леоноры Каррингтон «Великанша», работы которой полны мотивами кельтской и центрально-американской мифологии, сновидческой фантастикой и гротескным юмором, интересом к «чудесному в обыденном», программным для сюрреализма :

«Великанша», 1950


Есть мотив и от Люсьена Фрейда, «Male Nude, Seen From Behind». Кстати, его появление, видимо, также не случайно – он внук самого известного в психологии специалиста по снам и бессознательному Зигмунда Фрейда


«Bedtime Story»


Видимо Мадонну также волновал вопрос жизни и смерти и место сновидений между этими двумя понятиями. И здесь, конечно, не обошлось без влияния католического "базиса" певицы, клип буквально напичкан религиозной символикой (яблоко, октаграмма, куб Метатрона, дервиши).

Собственно, само это произведение искусства (!), - как «сон», «смерть», «пробуждение», «возрождение» :