Логос - Зои : гностицизм, символизм, астрология / Logos - Zoe : gnosticism, symbolism,astrology


В начале был Логос.
И Логос был с Богом.
И Богом был Логос.
Он был в начале с Богом.
Все благодаря Ему появилось.
И кроме того, что благодаря Ему появилось,
Не появилось.
В нем Жизнь была,
И Жизнь была
Свет человеков.
И свет в темноте светит,
И тьма не затмевает его

Гностицизм

Разбирая тему Логоса и Зои, я конечно же придерживался мнения что это МИФ и существование земного Иисуса Христа не более чем МИФ. Но у гностиков он очень красиво оформлен. Плюс, в нем есть искра ПОНИМАНИЯ…действительно нечто божественное. Честное. Трогает за душу и увлекает. Видимо по этой причине их мировоззрение так близко людям которые не принимают современное христианство.….Создание МИРА по гностикам очень замысловато…..Если честно, это тема меня увлекла и я определенно получил некий ОПЫТ.

В чём суть гностицизма? Можно выделить несколько моментов, общих для большинства гностических учений.
Гностики рассматривают наш мир как результат ошибки, аварии, случившейся в процессе творения.
Бог-Отец начал создавать плерому (полноту) совершенных эонов, и поначалу всё шло нормально. Но в какой-то момент один из эонов проявил излишнее своеволие, и всё пошло по совершенно незапланированному  пути. Как одно из последствий "аварии", возник этот несовершенный материальный мир, который изначально никто не собирался создавать. Творцом этого мира гностики считают больного, несовершенного Демиурга, который в свою очередь является порождением эона-нарушителя.
Это, конечно, очень упрощенное описание, однако оно даёт некоторое представление о духе гностических учений.

Греческое слово «гнозис» переводится как «знание». В культуре Нового времени под знанием обычно понимается то, что можно проверить, доказать. В более ранние времена оно передавалось по традиции (так, Маймонид требовал «знать» о существовании Бога). Гнозис как духовный опыт, похоже, не является ни тем, ни другим.
От гнозиса как духовного опыта следует отличать гностицизм как явление религиозное и культурное. И здесь нужно, в свою очередь, различать гностицизм классический, гностические тенденции в современной культуре и попытки возрождения гностицизма как такового (гностической религии). Вообще говоря, в современном мире гностицизм вызывает большой интерес. С одной стороны, существует мода на гностицизм, гностический шик, как его называют отдельные авторы, с другой – форменная «гнозофобия». Последняя характерна прежде всего для представителей классических монотеистических религий и смыкается с общей «сектофобией». Секты, то есть небольшие религиозные движения, не подчиненные тому или иному истэблишменту, объявляются корнем всех зол, и противопоставляются им благодетельные «культообразующие» религии – иудаизм, христианство, ислам. Доля истины в этом, конечно же, есть – иные секты и вправду ужасны. Тем не менее, далеко не все, а «культообразующие» религии подчас немногим лучше.
Едва ли не больше других от «сектофобов» достается гностицизму. Гностицизм отождествляли с сатанизмом и «примордиальной традицией» фашистского толка, связывали с крайними формами антисемитизма... Кое-кто видит гностические мотивы даже в исламском терроре самоубийц.
Если вдуматься, корни ненависти к гностицизму понятны – «сектофобия» продолжает традиции церковной борьбы с ересями, а первыми, «архетипическими» еретиками были именно гностики.
Можно сказать больше – гностиков придумали именно те, кто с ними боролся. Именно в трудах отцов церкви появилось это собирательное название для целого ряда религиозных групп рубежа новой эры – христианских и языческих, эллинских и варварских.

В гностической мифологии, как в любой другой, есть и положительный полюс. Высший Бог, не имеющий, слава Ему, отношения к грустному материальному миру, по недосмотру Демиурга и компании оставил в нем частицу Себя, и частица эта находится в человеке. Иначе откуда бы мы знали, что мир плох, с чего бы чувствовали себя в нем неуютно? Поэтому высший Бог старается спасти нас, посылает к нам своих эмиссаров, как какая-нибудь западная организация в Советский Союз. Первым таким эмиссаром был Змий в райском саду, рассказавший людям правду об их положении, после чего последовали репрессии. Для гностиков-христиан другой такой посланник – Христос, фигура, надо сказать, и что важно, более бледная и одномерная, чем в классическом монотеистическом христианстве.
В Библии высший Бог был отделен от сил природы и других элементов сотворенного мира, обожествляемых язычниками. Библейский Бог – это «принципиально иное», он творит мир, но не является его частью. Гностики отказывают в высшем божественном статусе и силам, творящим мир.
Общепризнано, что гностические мотивы сильны в культуре последнего столетия, для которой рационализм восемнадцатого - девятнадцатого веков и классический монотеизм – «оба хуже». Безусловно, гностичен экзистенциализм с его центральным мотивом «заброшенности» человека в абсурдный мир.
При этом, как бы ни были сильны гностические влияния в культуре новейшего времени, их не следует преувеличивать. Не любая враждебность к монотеизму есть гностицизм. Так, большевизм, который иногда объявляют гностическим, основан на материализме и культе масс (гностицизм элитарен и ничто так не презирает, как материю). Нацизм, со своей стороны, прославляет расу, «кровь и почву», то есть опять-таки материальное начало, связанное с обстоятельствами земного рождения человека. Сатанизм, который тоже иногда отождествляют с гностицизмом, основан (по меньшей мере, в его современном варианте) на культе жизненных сил. Трудно представить себе мироощущение, более чуждое гностическому. И совсем уже странно выглядит поиск гностических корней в исламском терроризме «шахидов» – явлении, в основе которого лежит химически чистый, беспримесный монотеизм : один бог-творец, одна абсолютная истина, одна избранная община верующих и одна избранная святая земля.
Строго говоря, гностицизм не религия – так же, как буддизм. Скорее, речь идет о некотором общем религиозно-философском умонастроении. Что обнадеживает…..

Гностицизм привлекателен, это правда.
Прежде всего, в нем не возникает проблема теодицеи. Сама эта проблема (если в мире существует зло, то Бог не может быть одновременно всесилен и благ) присуща только монотеистическим религиям. Буддизм обходится без идеи Бога, а язычники никогда и не мыслили своих богов совершенными. Гностики не приписывают Высшему Богу всемогущества, а с Демиургом и так все ясно.

Далее, гностицизм не требует ни веры в положения, противоречащие интуиции, ни соблюдения непонятных заповедей. Человеку сообщаются вещи, о которых он и так знал, но боялся сформулировать. Цель религиозной общины, если таковая возникает – не сообщить что-то новое, а поддержать в уже известном. Задача адаптации к новым условиям, стоящая в любой религиозной традиции, разрешается в гностицизме особенно легко – сам материал допускает это без труда. Не возникает и противоречия между религией и наукой. Слепого Демиурга без труда можно заменить слепой эволюцией, и основы учения не пострадают. Гностики-христиане считают Христа величайшим учителем гнозиса, но можно быть гностиком, и не нуждаясь в этой фигуре («обычное» христианство без Христа немыслимо).

Гностики обычно отрицали человеческую природу Христа. Они трактовали Его в качестве предсуществующего Спасителя, «небесного Адама», воплотившегося в Иисусе или вошедшего в Него. Смерть Иисуса гностики понимали как победу над силами зла, но, так как Христос — извечный разум — не может, по мнению гностиков, быть распятым, существовало несколько толкований распятия: одни полагали, что процесс распятия Иисуса был лишь кажущимся явлением, другие — что вместо Христа был распят Симон Киринеянин, который нес крест для Иисуса на Голгофу.
Отрицание родства между Иисусом и Творцом мира связано у большинства гностических течений с представлением о «неизреченном» высшем Божестве, которое не могло произвести «злую» материю и несовершенный мир. Поэтому эти течения создали целый ряд промежуточных ступеней — 8, 30, даже 365 — между верховным Богом (не Творцом мира) и материей. Мироздание гностикам представлялось в виде многоступенчатой пирамиды, на вершине которой находился Бог-Первоотец, а на спускающихся ступенях - различные силы, власти,  ангелы, архонты  а внизу же господствует зло.




Одним из наиболее известных гностиков был Валентин (Οὐαλεντῖνος) (? – ок. 160), родившийся в Египте и начавший свою деятельность в Александрии . Римская христианская община, в которой Валентин проповедовал в 30-х – 50-х гг. II века, не приняла его учения, но в Египте и Малой Азии у него было множество сторонников .
По Василиду, Бог невыразим, не имеет имени. Из Бога исходит ум, из ума — логос, из логоса — мысль, из мысли — мудрость и сила, из мудрости и силы — справедливость и мир. Все это — силы первого неба, которые создают по образу своему силы второго неба; силы второго неба создают силы третьего неба и т. д., вплоть до сил 365-го неба. Глава ангелов этого последнего неба и есть Яхве, Творец мира сего.

Гностики, допуская идею о бессмертии души, отрицали возможность телесного воскресения и, не будучи в состоянии отвергнуть ясное учение Писания о воскресении, на вопрос: что же собственно воскреснет при «кончине века»? — прибегали к иносказательному разъяснению слова воскресение и разумели под ним исход души из тела и переход ее к высшему ведению .
Гностики образовывали тайные союзы, попасть куда, в отличие от обычных христианских общин, было нелегко: вступающие должны были пройти ряд обрядовых испытаний и дать особую клятву. Именно в тайных организациях гностиков и появились тайные писания — в собственном значении слова ἀπόκρυφος (тайный). Они были предназначены для избранных, для тех, кому доступно «высшее познание». Некоторые группы христиан-гностиков селились в уединенных местах, вдали от городов (по образу ессеев). Наследием этих групп в ортодоксальном христианстве явилось монашество, по духу чуждое ранним христианским экклесиям.

Характерным в отношении понятия гностической доктрины о Логосе является так называемое Евангелие Истины , упоминание о котором мы встречаем у Иринея , с возмущением сообщающего, что валентиане «дошли до такой степени дерзости, что свое недавнее сочинение назвали Евангелием Истины (veritatis Evangelium)».
С самых первых строк этого произведения мы сталкиваемся с типичной терминологией гностиков: «Евангелие Истины  есть радость для тех, кто получил от Отца истины милость познать Его через могущество Логоса, пришедшего из плеромы...»
Характерно, что имя Иисуса в Евангелии Истины употребляется всего несколько раз; в основном там говорится о Логосе (Слове), который те, к кому Он был обращен, называют Спасителем, «ибо таково название дела, которое Он призван выполнить для спасения тех, которые не знали Отца». О земной жизни Иисуса сказано, что Он пришел «в подобие тела. Свет говорил Его устами». Дело Иисуса — дать свет тем, кто пребывает в темноте. «Он дал им свет. Он дал им путь. Этот путь — истина, которой Он учил». Аналогичное понятие содержится и в четвертом Евангелии: в Логосе «была жизнь, и жизнь была свет человеков; и свет во тьме светит, и тьма не объяла его» .
Иисусу-Логосу (Слову) в Евангелии Истины противопоставлено  Заблуждение — столь же абстрактное понятие, как и Логос .  Заблуждение возненавидело Иисуса за то, что Тот дал свет людям, и стало преследовать Его.

Учение о Логосе было воспринято многими фило­софскими школами, и в том числе александрийской школой иудей­ских философов, из которых  наиболее известен Филон (около 30 г. до н. э.—около 40 г. н. э.). Философия его представляет со­бой странное смешение платонизма, пифагорейства, стоицизма и иудаизма. По Филону, бог не имеет никаких качеств и никакой материальной субстанции, кроме чистого бытия (в этом он сходен с богом гностиков); однако в его распоряжении есть божествен­ные творческие силы, в том числе ангелы и т. п., но прежде всего Мировой Разум — Логос, включающий в себя и платоновские «идеи».
Все учение Филона направлено на философское обосно­вание веры в ветхозаветного единого бога Яхве; Логос понадо­бился Филону для того, чтобы согласовать понятие о боге как чи­стом бытии с понятием бога как творческого начала (так, в начале ветхозаветной «Книги Бытия» бог творит небо, землю и людей словом: «Да будет...»). Именно у Филона впервые появляется (правда, пока лишь в виде метафоры) обозначение Логоса как «первородного сына» божества. Все это чрезвычайно пригодилось для интенсивной пропаганды поздних христианских идей среди образованной и мысля­щей части населения Римской империи.

Гностицизм представлял серьезную угрозу для раннего христианского движения, особенно изнутри и в итоге был уничтожен (куда же без этого). Некоторые из ранних христиан считали себя христианскими гностиками. Борьба с гностицизмом привела к формированию доктрин и канонов христианской церкви, принимаемых как истинные, и учреждению в ней иерархической власти.

Ересиологи обвиняли гностиков в занятиях магией. И не только они. Философ Плотин писал в своём трактате "Против гностиков":
"Есть еще один пункт в их учениях, который уже попросту вызывает отвращение. В якобы священных формулах, которые ими же и сочинены, они вещают о самых божественных, трансцендентных сущностях просто произнося заклинания, заговоры и напоминания о предшествующих событиях. Они уверяют, что высшие силы, послушавшись призыва и ведомые словом станут служить нуждам любого из тех, кто обучен ими подобным трюкам: каким-то мелодиям, звукам, особым образом направляемым вздохам, шипящим плачам, взвываниям и т. п., чему приписывается магическая власть над истинно-сущим. Хотелось бы знать, как, по их мнению, подобные вещи могут воздействовать на бестелесные субстанции. Неужто им не очевидно, что сила, которую они приписывают собственным словам, так бесконечно далека от величия Божия?"
Цельс в своём полемическом сочинении "Правдивое слово" также неодобрительно отзывается о магических практиках ранних христиан:
"Сила христиан заключается в знании имен некоторых демонов и в применении заклинаний. Чудеса, которые якобы проявил Иисус, он сумел совершить при помощи колдовства."
"Если бы сын божий был у вас действительно словом, мы бы вас похвалили. Но ваш Иисус только хвастун и колдун." (здесь Цельс передаёт мнение иудеев)
"Особенно удивительно у них следующее: они толкуют про какие-то надписи между небесными верхними кругами, особенно же какие-то - "большую и меньшую", "сына и отца"; они обещают какое-то магическое волшебство, и это для них верх мудрости. Они пользуются магией и волшебством, называя какие-то варварские имена демонов; ... Стоит ли мне перечислять всех тех, которые заповедали очистительные обряды, гимны, искупления, заговоры, биение себя в грудь, ряжение в демонов, разнообразные амулеты в виде одеяний, чисел, камней, растений, корней и вообще самых разнообразных предметов? У некоторых христианских пресвитеров я видел варварские книги, содержащие имена демонов и волшебные средства;" (критика с позиции философии).
Конечно, если следовать ветхозаветным нормам, то занятия магией (волхвование) - это тяжкое преступление. Оно наказывается смертью:
"Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них. (Левит 20:27)"
Православная церковь волхвование также не приветствует. В четвёртом правиле "Номоканона" сказано, что маг, осознанно прибегающий к помощи демонов, отлучается на 20 лет, как убийца. В кодексе Юстиниана для магов предусмотрены жестокие наказания.
Однако с гностической точки зрения занятия магией вполне оправданны. Гностики не почитали несовершенного Демиурга и его закон, и часто поступали вопреки ветхозаветным установлениям.

Понятие о Божественном Логосе восходят к древнегреческим философам школы Платона.
В большинстве китайских переводов Библии для «Логос» используется понятие Дао.



Гностический МИФ

Лучше всего гностический МИФ как он есть,  продемонстрирован ( в нескольких вариантах, но все они в сущности повторяют друг – друга с некоторыми, незначительными поправками) в потрясающей книге Евгения Васильевича Афонасина «Гносис. Фрагменты и свидетельства». Пришлось с ним даже списываться по почте, чтобы он направил меня, «неофита»,  в нужном направлении, за что я ему благодарен, потому как мусора по теме в сети – немерено. Подробную информацию о гностиках (чтобы здесь не размусоливать) и их мировоззрении можно получить собственно из работ Афонасина - специалиста в области истории философии и права, в том числе истории философии поздней античности, гностицизма, платонизма, раннего христианства и римского права(ничего лучше на русском языке вы все равно не найдете).

Сразу пояснение :

Что такое Плерома ? Плерома представляет собой совокупность небесных духовных сущностей, эонов.
Что такое эон ? Духовные существа — эманации Божества, «заполняющие пространство», разделяющее Бога и мир.
Логос – это Логос в мифе, Зои – это Жизнь.
Привожу пример МИФА «по Ипполиту» (текст авторский, Афонасина, без изменений).

I. ИСТОРИЯ ПЛЕРОМЫ

Невыразимое начало

Они положили в основание всего Монаду, нерожденную, нерушимую, непостижимую, родителя и причину всего сущего. Они называют эту вышеупомянутую Монаду Отцом.  Однако здесь они расходятся во мнениях. Некоторые из них, стремясь превратить доктрину Валентина в чистый пифагореизм, считают, что Отец этот не содержит в себе ничего женского, не связан никакими узами (брака) и (абсолютно) один (άθηλυν και άζυγον και μόνον). Другие же, полагая, что мужское начало не в силах самостоятельно произвести что-либо, прибавляют (συναριθμοΰσι) к нему Тишину, как его супругу, для того чтобы он смог стать Отцом.  Что касается этой Тишины, супруга она ему или нет, пусть они сами разбираются, нас же в настоящий момент интересует это пифагорейское начало, которое пребывает одно, не связанное никакими узами и не женское, и с него мы начнем изложение той доктрины, которой они придерживаются.
(Было время, когда) не существовало ничего из того, что впоследствии возникло ( τε όλως γεννητόν ουδέν). Существовал только один Отец, нерожденный, вне времени и пространства, который не имел (в себе) ни советчика, ни какой иной сущности, о которой можно каким-либо образом помыслить (ου σμβουλον, оύк αλλην τινά. κατ' ουδένα των τρό πων νοηθήναι δυναμένην ουσ'ιαν). Он был абсолютно один, в пустоте (ήρεμων), покоящийся в полном одиночестве.

Ум и Истина

Но поскольку он был продуктивен (γόνιμος), он решил родить и дать (самостоятельное) начало всему наиболее прекрасному и совершенному, что он имел в себе. Он не любил одиночества (φιλέρημος γαρ ουκ ην). Напротив, он был полон любви, а любовь, как они говорят, пуста, если некого любить.  Так Отец, совершенно один, произвел Ум и Истину, то есть Двоицу, которая является госпожой, началом и матерью всего многообразия Эонов, которые существуют в Плероме.

Логос, Жизнь, Человек, Церковь. Огдоада

Ум и Истина, которые произошли от Отца – продуктивные, как и он (από γονίμου γόνιμος), – дали начало Логосу и Жизни, подражая в этом своему Отцу. А эти последние произвели Человека и Собрание (церковь).

Десять Эонов

Далее, Ум и Истина, увидев, что их порождения, Логос и Жизнь, также оказались продуктивны (γόνιμα γεγενημένα), решили отблагодарить Отца всего и произвели для него совершенное число, десять Эонов. Ибо, как он [Валентин?] говорит, нет более совершенного числа, чем это, а значит, Ум и Истина не смогли бы придумать для своего Отца лучшего дара. Десять – это самое совершенное число, поскольку является самым первым и наименьшим из совершенных чисел. Но Отец – еще совершеннее, поскольку он, сам не имея начала, один, посредством первой и единственной пары (сизигии) – Ума и Истины – смог породить корни всех вещей (τέλειο τερος δε ό Πατήρ, ότι άγέννητος ων μόνος δια πρώτης της μιας συζυγίας του Νου καί της Αληθείας πάσας τάς των γενομένων προ βάλει ν εύπόρησε ρίζας).

Двенадцать Эонов

Логос и Жизнь, видя, что Ум и Истина проявили почтение к своему Отцу, подарив ему совершенное число, решили последовать их примеру и выразить благодарность своим отцу и матери, Уму и Истине. Но поскольку Ум и Истина сами были рождены и более не обладали совершенством их нерожденного Отца, Логос и Жизнь не могли преподнести своим родителям совершенное число, но только несовершенное. Так Логос и Жизнь породили двенадцать Эонов для Ума и Истины.  Итак, согласно Валентину, корнями всего являются следующие Эоны: Ум и Истина, Логос и Жизнь, Человек и Церковь. Далее, десять происходят от Ума и Истины, а еще двенадцать от Логоса и Жизни. Итого: двадцать восемь.

Попытка Софии уподобиться Отцу

(Последний) двенадцатый из Двенадцати Эонов, самый молодой из всех двадцати восьми и женской природы, – София, изучив (κατενόησε) количество и силы порождающих Эонов, устремилась в бездну Отца и осознала, что все остальные Эоны порождают парами, один только Отец породил один, без помощи партнера (μόνος αζυγος).
Тогда то она и замыслила уподобиться Отцу и породить [плод] самостоятельно и без помощи своего супруга, чтобы и ее труд был не менее значительным, нежели труд Отца. Однако она не знала того, что нерожденный, содержащий в себе начало и корень всего, Глубина и Бездна (υπάρχων αρχή των όλων και ρίζα και βάθος και βυθός), способен породить один, а она, София, будучи сама рожденной, к тому же самой последней, уже не в силах совершить это.

Плод Софии

Для нерожденного, как он говорит, все едино (πάντα όμοΰ), те же, кто сами созданы, производят парами, причем женское начало дает начало самой сущности, а форму тому, что она произвела, придает мужское начало.
Поэтому София произвела только то, на что она была способна, – некую аморфную и неоформленную сущность.  Это именно то, о чем Моисей сказал: "Земля была безвидна и неоформлена" ...
Так в Плерому проникло неразумие Софии и бесформенность ее творения. И всю Плерому наполнил страх, поскольку остальные Эоны испугались, что и их творения будут столь же бесформенны и несовершенны и разрушение в скором времени настигнет и их самих.  Тогда они все вместе обратились к Отцу с просьбой, чтобы он утешил Софию в ее печали. Ведь она продолжала рыдать и плакать над произведенным ею ублюдком (именно так они его называли).

Внешний предел

Желая полностью скрыть бесформенный выкидыш от остальных Эонов, Отец произвел еще один Эон, Крест, такой же великий, как сам необъятный и совершенный Отец, призванный охранять и защищать остальные Эоны. Он является Пределом полноты, поскольку отделяет ее от внешней неполноты (υστέρημα). Однако он же зовется Причастным (Μετοχυές), поскольку причастен (μετέχει) и неполноте, и Крестом, поскольку закреплен прочно и неподвижно, чтобы никакая неполнота не смогла приблизиться к Эонам внутри Полноты.

Христос и Святой Дух

Отец сжалился над Софией и внял мольбам Эонов и приказал произвести (еще одну сущность). Он не сам ее породил (как он говорит), но по его указанию Ум и Истина произвели Христа и Святого Духа, задача которых заключалась в том, чтобы оформить и отделить этот выкидыш, а также утешить и успокоить Софию.  Так образовались все тридцать Эонов, включая эти последние, Христос и Святой Дух. (Некоторые их исчисляют именно так, некоторые же добавляют к ним Тишину вместе с Праотцом.)
Христос и Святой Дух, произведенные Умом и Истиной, немедленно отделили выкидыш Софии (бесформенный, поскольку он порожден одной ею без своего мужского партнера) от полноты Эонов, чтобы вид его, а скорее, безвидность, не беспокоили остальные совершенные Эоны.

"Общий плод" Плеромы

В Плероме установился общий мир и покой. Все Эоны решили прославить Сына (?) не только коллективным совокуплением, но и преподнести Отцу общий плод, достойный его величия. Так все тридцать Эонов решили породить один Эон, совокупный плод всей Плеромы, (залог) их единства, согласия и мира.  Этот Эон, произведенный ими всеми вместе во славу Отца, был назван "общим и совершенным плодом всей Плеромы". Они назвали его Иисус или "Первосвященник". Такова история внутри Плеромы.

II. ИСТОРИЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ПЛЕРОМЫ

Оформление Софии

За Пределом, Крестом и Причастным находится Огдоада, как они ее называют, которая является Софией за пределами Плеромы, которую Христос (произошедший от Ума и Истины) оформил и превратил в совершенный Эон, ничем не хуже тех, которые в Плероме.  Но оформив Софию, Христос и Святой Дух больше не могли оставаться за пределами Плеромы, и они вернулись назад к Уму и Истине, для того чтобы принять участие в празднестве во славу Отца (...)
София, оставшаяся за пределами Плеромы, начала искать Христа и Святой Дух, ее оформившие, и впала в великий страх, поскольку она потеряла того, кто дал ей форму и поддержку.  Она впала в великую печаль, пытаясь понять, кто есть тот, кто оформил ее, кто таков Святой Дух, куда они ушли, что помешало им остаться с нею и кто завидовал этому прекрасному и благому зрелищу? И она начала рыдать и призывать к себе того, кто покинул ее.  Христос внутри Плеромы и другие Эоны сжалились над нею и отправили "общий плод Плеромы" в качестве жениха для внешней Софии, чтобы он утешил ее и избавил от страданий, которые она пережила, пока искала Христа...

Страсти Софии и создание материального мира

Выйдя из Плеромы, "коллективный плод" нашел Софию погруженной в четыре основные страсти. Именно, она испытывала страх, печаль, сомнение и огорчение (δεήσει). Отделив от нее эти страсти и исправив ее, он решил, что просто уничтожить их будет несправедливо, поскольку они вечной природы и порождения самой Софии. Но с другой стороны, он не желал, чтобы София страдала, испытывая страх, печаль, сожаление (ικετεία) и сомнение.  Будучи величайшим Эоном и порождением всей Плеромы, он был в силах отделить эти страсти от Софии и создать из них первоначала (ипостаси) всего сущего. Из страха он создал душевную природу, из печали – материальную, из сомнения – демоническую, а из "обращения", огорчения и сожаления он создал ту природу, (...) которую называют "правой". 

III. ТРИ ПРИРОДЫ. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КОСМОСА

Демиург

Демиург был создан из страха... Ибо это начало страданий Софии, ведь она сначала испугалась, затем опечалилась, после этого усомнилась и, наконец, огорчилась и начала сожалеть. Душевная природа огненная. Она называется также Пределом или Гебдомадой (Семеркой) и "Древностью дней" . Поэтому он огненный на вид, как говорит Моисей .
Неразумие Демиурга

Демиург не понимал  ничего из того, что он делал, поскольку он был неразумен и глуп (μωρός) и не имел ни малейшего представления о том, что ему предстояло совершить. Через него, не понимающего, что происходит, действовала сама София, лично положив начало космосу. Он же повторял только: "Я – Бог, и нет другого, кроме Меня" .

Среднее место

Природа огня двояка. Огонь всепоглощающ и неистребим [лакуна]... духовная природа смертна и находится посредине, называясь Семеркой (Гебдомадой) и "Покоем". Ибо она ниже Восьмой (Огдоады), куда вознеслась София, после того как была оформлена "совокупным плодом Плеромы", но выше материи, где находится Демиург. Поэтому душа, уподобившись Огдоаде, может подняться вверх, в "Небесный Иерусалим", или напротив, уподобившись материи, то есть (подчинившись) материальным страстям, она опустится в мир разрушения и погибнет там.
Первая и величайшая сила душевной природы – (это образ Отца); (сила материальной природы) – это Дьявол, архонт этого мира; демоническая же природа, произошедшая от сомнений Софии, – это Веелзевул. (...) Сама находясь в Огдоаде, София распространяет свое влияние до Гебдомады. Итак, согласно Валентину, Четверица – это "источник, в котором укоренена вечная природа (πηγή της αέναου φύσεως ριζώματα έχουσα)", и София – тот (источник), откуда происходит душевная и материальная природа, как она существует ныне, София называется духовной, Демиург – душевным, Дьявол – архонт этого мира, а Веелзевул – [архонт] демонов.  Таково их учение.

Демоны и души

Души – творение Демиурга, да и сам он душевной природы. Они говорят, что он является "Авраамом", а души, соответственно, "дети Авраама". Из материальной и демонической природ Демиург сотворил тела душ (τοις ψυχαΐς τα σώματα).

Сотворение человека

"Бог создал человека, взяв праха земного и вдохнув в его лицо дыхание жизни. И стал человек душой живою" . Это сказано, как они полагают, о внутреннем, душевном человеке, который обитает в теле – то есть в материальном человеке. Этот человек материален, смертен и состоит из одной только дьявольской природы...

Внутренний человек

...Этот материальный человек, по их представлениям, – это постоялый двор или жилище, где живет либо одна только душа, либо душа и демоны, либо, наконец, душа и логосы, посеянные в нее свыше "общим плодом Плеромы" или Софией, и которые живут в материальной душе, если только не выживаются оттуда демонами...
 "Поэтому я преклоняю колени перед Богом и Отцом и Господом господ, Иисусом Христом, чтобы Бог послал Христа и он поселился во внутреннем человеке" – то есть в душевном, не телесном, – "чтобы вы смогли постичь, что есть Глубина", – то есть Отец всего, – "что есть широта", то есть Крест, предел Плеромы, – "и что есть долгота", – то есть полнота Эонов . "Поэтому душевный человек не воспринимает то, что принадлежит Духу Бога, считая это глупостью" . Глупость – это сила Демиурга, ведь он был глуп и неразумен, думая, что это он сам творит мир, в то время как София, его мать, Огдоада, совершила все через него. Демиург говорит устами пророков и закона, таких же глупцов, не понимающих ничего. Поэтому (как они считают) Спаситель сказал: "Все, кто говорили до Меня, – воры и разбойники" . И апостол вторит ему: "Таинства, неведомые предыдущим поколениям" . Никто из пророков ничего не говорил об этом и не знал, ибо выражал только одного Демиурга...

Пришествие Спасителя

После того как оформление мира завершилось, настало наконец время "откровения Сына Божьего" , то есть Демиурга, который был сокрыт и в котором был спрятан душевный человек и "покрывало было на его сердце" . Когда настало время удалить покрывало, Иисус был рожден через Деву Марию, как об этом сказано: "Святой Дух снизойдет на тебя", – то есть Дух Софии, – "и сила Всевышнего осенит тебя", – то есть [сила] Демиурга, – "поэтому порождение твое будет называться святым" .  Он рожден не только от Всевышнего (Демиурга), в отличие от тех, которые были созданы по подобию Адама одним только Демиургом. Иисус – это "новый человек" , рожденный от Святого Духа и Всевышнего, то есть от Софии и Демиурга. Демиург сформировал его тело, Святой же Дух – его сущность. Небесный Логос спустился из Огдоады и прошел через Марию.

Разногласия внутри школы Валентина

О значении всего этого среди валентиниан большие разногласия. Как следствие, школа их раскололась на восточную и италийскую. Представители италийской школы – Гераклеон и Птолемей принадлежат к ней – считают, что тело Христа было душевной природы, и поэтому во время крещения Дух, то есть Логос его небесной матери Софии, спустился на него в образе голубя. Именно таким образом дух вошел в его душевное тело, и он же воскресил его из мертвых. Таково значение следующих слов: "Тот, кто воскресил Христа из мертвых, оживит и ваши мертвые тела",  – то есть душевные тела. Прах же обречен: "Из земли вы вышли, в нее же и вернетесь" .
Восточное крыло – Аксионик и Ардесиан принадлежат к нему – утверждают, что тело Спасителя было изначально духовной природы. Святой Дух, то есть София, и сила Всевышнего, то есть искусство Демиурга, снизошли на Марию для того, чтобы оформить тот духовный дар, который она получила...

Миссия Христа

После того как высший мир был приведен в порядок, возникла необходимость привести в порядок и низший. Поэтому Иисус Спаситель был рожден через Марию. Задача его заключалась в том, чтобы привести в порядок все в этом мире, подобно тому как Христос, рожденный от Ума и Истины, оформил страсти Софии, выброшенной за пределы Плеромы, то есть то, что называется выкидышем.
Таким образом, они говорят о трех Христах. Первый из них, при содействии Святого Духа рожденный Умом и Истиной, второй – Общий плод Плеромы и супруг внешней Софии, который также называется Святым Духом, но ниже первого, и наконец, третий – рожденный через Марию во имя спасения сотворенного мира.

Вот такая прекрасная история…..вкратце.


Символизм и астрология

Астрономическая справка :

(58534) Логос / ( 58534) Зои (Зоэ, Зоя) (Logos - Zoe) — небольшой двойной объект пояса Койпера.  Первый компонент – Логос, был открыт группой астрономов из обсерватории Мауна-Кеа в 1997 году . Второй компонент  - Зоэ, в 2001 году с помощью наблюдений космического телескопа Хаббла. Период обращения– 307,4 лет. Эксцентриситет - 0.120. Наклон - 2.89. Большая полуось - 6.79 млрд. км. Не находится в резонансе с Нептуном. Собственно объект назван в честь пары сущностей (Логос и Зои) высшего разума из гностического мировоззрения.

Афелий / перигелий :

27/ 4/1510
18/10/1662
23/ 3/1815
23/ 1/1965

***

«Познать себя означает понять, что вы никогда не сможете быть ни чем иным кроме того, что вы есть. Это – осознание собственной индивидуальности, абсолютной неуязвимости и непререкаемости своего «Я». И так будет, когда вы поймете, что ваше внутреннее «Я» неразрушимо, что оно всегда было, есть и останется все тем же, что его нельзя убить или заменить новым. Ваше «Я» заставляет вас оставаться самими собой при любых жизненных обстоятельствах». 

- Карл Юнг.

Итак, Слово и Жизнь ( Логос и Зои) – это одна из пар ВЫСШИХ эонов. Можно сказать что они занимают третью ступень после ОТЦА как АБСОЛЮТА.
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Вообще,  понятие Логоса имеет развитие во всех направлениях.

ЛОГОС (греч. λόγος) с греческого языка переводится как: 1) мысль или понятие; 2) выражение или произнесение мысли в различной форме; 3) собирание или упорядочивание мыслительной деятельности.
Из тех немногих фрагментов, где говорится о логосе, мы узнаем, что люди не понимают вечносущий всеобщий логос, по которому все свершается , что он служит мерой превращения стихий , что логос души бесконечно глубок и сам себя увеличивает , что, внимая логосу, надо признать все единым .
В самом широком смысле логос — это разумное начало. Логос несет в себе гносеологический, онтологический, аксиологический смысловые оттенки. Данный термин употреблялся уже Гераклитом. Для Гераклита, а позже, и стоиков логос — одновременно закон, разум, слово, нравственная норма, первоначало. Понятие логоса — посредника между Богом и миром — можно обнаружить у Филона Александрийского.
В обыденном смысле Логос — не что иное, как просто слово, речь, т.е. некое упорядоченное и взаимосвязанное обращение. Поэтому можно встретить данный термин в значении беседы, суждения, решения, или даже всеобщего математического смысла, порядка. Кроме того, в греческой традиции Логос  рассматривался и как жанр прозы, отличной от поэзии, а люди, работающие в данном прозаическом жанре, назывались логографами. В античной драме Логос — диалог действующих лиц в отличие от хорового выступления.

В философии Логос означает прежде всего противостоящий нерациональному мышлению процесс рационального (логического) проникновения мыслящего человека в смысл явлений.
Так, Гераклит (550—480) считал, что речь сама по себе уже упорядочивает, придает смысл отдельным звукам, хотя и необходимо говорить или изрекать свой Логос с умом.  Логос - это не речь обычного человека, а особое свойство чувственного Космоса. Он как нечто объективное, субстратное является выражением деятельности Космоса по упорядочиванию мира, это - все, что противостоит хаотичному и бесформенному. Выслушать Речь (Логос) — значит понять мировой порядок, мировое устройство. Так же как и космос, он вечен, согласно ему все происходило и происходит.
У Плотина (204-270) Логос  - это мировая душа, а точнее, ее деятельностная характеристика.
С одной стороны, Логос проявляется как необходимый закон, с другой — организация Космоса через Логос недостаточна. Логос совершенен лишь в чистом виде, поэтому его проявления могут быть столь разнообразны, что включают в себя и несовершенство мира.
Понятие Логос прочно входит в теологию, где оно переосмысляется как Слово Живого Бога. Бог окликает вещи, вызывая их из небытия. Жизнь Иисуса и есть воплощение Бога в мир через Логос. Таким образом, Логос — одна из божественных ипостасей. Бог и есть сама мысль и мудрость. В Логосе воплощаются все сокровища божественной мудрости, вся совокупность божественной мысли, но он одновременно и процесс выражения, произнесения мудрости, божественного слова.
Из многочисленных отдельных значений можно указать следующие :  "смысл", "понятие", "категория", "определение", "суждение", "мысль", "умозаключение", "отношение", "основание", "принцип", "причина", "аргументация", "доказательство", "исследование", "предположение", "теория", "метод", "закон", "наука", "рассудок", "разум". Значения из области  языка: "слово", "предложение", "высказывание", "изложение", "речь", "разговор".

ЗОИ (греч. «жизнь» ζωή) как уже стало понятным – гностическое божество, одно из первых божеств в череде первоначальных эманаций у Валентина и Василида. В современном мандеизме – Хайя Р’ба, Великая Жизнь, главный персонаж религиозного поклонения.
Зоэ как одновременно эон и собственно синоним жизни, не получило такого мощного развития у гностиков как Логос, но можно выделить несколько ключевых понятий – коррелятов :

- сама жизнь;
- давать жизнь ;
- возвращение к жизни;
- быть в живых, жить;
- быть полным жизни, быть жизнерадостным;
- оживлять, вносить оживление;
- знать жизнь;

Пара Логос / Зои в Таро соотносится с арканом МИР.

Этот Аркан смыкается с нулевым (Шут), завершая круг. Начало было Ничто, итог - тоже Ничто, однако, это уже другое "Ничто", исполненное смысла. По Миру у человека есть вот это ощущение, что пазл сложился, задача сошлась с ответом, что-то очень существенное по жизни «зашло в пазы», и он ощущает гармонию сам с собой и с окружающим миром.  По Миру всегда в жизнь что-то должно придти, проявиться, воплотиться, заявить о себе. Полная интеграция личности, принятие всех ее составляющих, освобождение от противоречий, достижение вершин самоактуализации. Полное понимание собственной внутренней природы и окружающих внешних сил. Способность принять мир таким, какой он есть, и найти в нем свое подлинное место. Это показатель человека, достигшего вершин личностного совершенства, в нем есть что-то особенное и непостижимое, и глядя на него приходит в голову, что «на таких мир держится». Во внутренней жизни это завершение важнейшего этапа становления личности. Стадия в духовном развитии, символизирующая полное понимание собственной внутренней природы и окружающих сил, овладение ими.
Это глобальная интеграция, достижение максимально совершенного состояния из возможных на данный момент. Состояние души, удостоенной Божественного Видения вещей. Постижение, освобождение от иллюзий (причем оно не сокрушает а действительно освобождает).
Этот Аркан, как никакой другой в колоде Таро, символизирует победу человека над своими слабостями, тянущими его вниз. В высшем смысле – это состояние Души, отлетевшей с земли, взлетевшей ввысь,  уже прошедшей горнило Страшного Суда, и на этом (!) Суде получившей полное отпущение. Завершение бесконечного ряда воплощений, освобождение от кармических зависимостей, очищение, возрождение. На высшем уровне этот Аркан описывает колоссальный, словами невыразимый Покой. 

***

Природу этого транснептуна можно обозначить как рациональный образ Вселенной, возможно предшественник коллективного бессознательного. Если не копать так глубоко, то это «духовный интеллект», как его определяют психологи, который находится в тесной связи с восполнением глубокой нужды человеческого существа: т.е способность ощущать, что все обладает смыслом. Его развитие является подлинной гарантией психического здоровья между прочим…..
Один из принципов Логоса /Зои можно также обозначить как экзистенция. Это такой специальный термин обозначающий действительно состоявшуюся, “полную“ или “целостную“ жизнь. В понимании экзистенциального анализа “целостным” человек является не сам по себе и не сам из себя. “Целостен” он только там, где полностью отдаётся какому-то делу или целиком предан другому человеку”.

Если этот транснептун активно себя проявляет в гороскопе, то возможно для обладателя оного будут крайне актуальны следующие вопросы :

1. Я – здесь, но могу ли я (как целостный человек) быть здесь? Есть ли у меня пространство, защита, опора для этого? Необходимое пространство, защиту и опору человек обретает в том случае, когда ощущает себя принятым, что, в свою очередь, и его самого делает способным к принятию. Таким образом, предпосылкой способности к принятию выступает уверенность в собственном существовании; пока ее нет, человеку приходится за нее бороться.

2. Я живу, но нравится ли мне жить так, как я живу? Испытываю ли я полноту существования, обладаю ли временем для того, что считаю ценным? Жизнь как ценность человек переживает, прежде всего, благодаря вниманию к себе, через близость, любовь. Это позволяет ему открыться, чтобы он, в свою очередь, мог обратиться к другим (людям, вещам). Ощущение собственной жизни как ценности – предпосылка способности повернуть себя к другому. Жизнь как ценность переживается в глубоком чувстве: “хорошо, что я здесь” (“хорошо, что я есть”). Базисное чувство собственной ценности обусловливает способность чувствовать ценность другого.

3. Я есть я – но имею ли я право быть таким, как я есть? Пользуюсь ли я уважением у других и питаю ли к себе уважение сам? Уважение возникает как из принятия себя самим человеком, так и из признания его другими. Опять же, обладая собственным признанием, легче платить признанием другим людям.

4. Я здесь – но что должно из этого проистечь? Что нужно сегодня делать, чтобы моя жизнь была включена в осмысленную целостность? С чем бóльшим, чем я сам(а), я связываю себя (вплоть до религиозных связей)? Для чего живу? – Человек постигает смысл благодаря делу, ценностному выбору, принадлежности к более крупным структурам, собственному развитию и религии . Переживание смысла облегчает согласие с миром, и помогает находить и воплощать собственный личностный смысл в конкретных ситуациях.  

***

Ключевые понятия :

-  способность достигать знаний, минуя доказательство, посредством разумного схватывания ;
-  знание истины, понимание истинных вещей ;
- ощущение своей самости, подвижности, способности к духовному поиску и росту; духовные практики;
- «открытые глаза»
- осознанность;
- самоанализ;
- ощущение своей причастности ко всему ;
- выход в СВЕТ, смелость, храбрость;
- интуиция;
- открытость к созерцательному познанию;
- утончение восприятия, способность рассматривать вещи из различных точек зрения;
- свобода в мышлении, повторная проверка верований и концептов насчет реальности;
- рассудительность;
- холистическое (целостное) видение;
- уважение ко всем существам, принятие различий;
- способность любить — получать и даровать любовь;
- служить бескорыстным образом остальным, доброта, великодушие;
- сострадание, сила прощения;
- эстетическая чувствительность и оценка красоты; музыкальный интеллект, связанный с осознанием звуков и гармоний;
- смирение;
- руководство по жизни духовными ценностями и способность быть последовательным в их соблюдении;
- мудрость, четкое понимание личных приоритетов;
- культивирование подлинности и самосознания;
- мир, внутренний покой;
- самообладание;
- способность находить  согласие с жизнью;
- межличностный интеллект, в связи с нашими отношениями с остальными людьми и с социальным успехом.
- внутриличностный интеллект, осознание собственных переживаний и мыслей, а также их контроль;
- кинестетический интеллект, связанный с осознанием физического тела, с хорошим контролем над ним, с его разнообразным и нюансированным использованием;
- логичность, рациональность, грамотное использование порядка и законов для описания того что есть жизнь;
- магические и ритуальные практики;
- глобальные проекты с прицелом на развитие;
- создание чего-либо, что в итоге оказывается ошибкой, но продолжает жить, так как вышло из под контроля;
- крупный  риск, подвергающий опасности;
- солипсизм, чувство превосходства;
- прикосновение к запретному;
- гонения, репрессии.

***

Космограмма открытия (04/02/1997) Логос в 6 гр. Девы:


В космограмме открытия Зои, уже Логос/Зои в 14 гр. Девы.

Ингрессии :

Водолей - 1/ 3/1528
Рыбы - 11/ 4/1558
Овен - 14/ 4/1586
Телец - 29/ 5/1610 
Близнецы - 9/ 6/1632
Рак - 13/ 7/1652
Лев - 20/ 9/1671 
Дева - 2/11/1691
Весы - 12/11/1713
Скорпион - 8/11/1738
Стрелец - 31/12/1765
Козерог - 9/ 2/1796 
Водолей - 12/ 4/1827
Рыбы -28/ 3/1858
Овен - 18/ 4/1886
Телец  - 10/ 7/1910
Близнецы - 10/ 8/1932
Рак - 12/ 7/1953
Лев - 18/ 9/1972 
Дева - 17/10/1992
Весы - 16/10/2014
Скорпион - 15/11/2038
Стрелец - 15/12/2065
Козерог - 8/ 1/2096



darker 76 / 2015 -2016
(ссылка при копировании обязательна !)