Морс - Сомнус / Mors - Somnus




«Нельзя постичь сущности бодрствующего сознания без наблюдения того состояния, которое переживает человек во время сна; и нельзя приблизиться к загадке жизни, не занявшись рассмотрением смерти».

Рудольф Штайнер


Сон и Смерть, Морс и Сомнус — два брата-близнеца

Во всех мифологиях (и отчасти, религиях) смерть и сон всегда рассматриваются как очень близкие явления, если не одно и то же. В солнечном мифе, период состояния смерти - ночь, время, которое у людей отводится для сна и сновидений. На связь между сном и смертью указываем мы и поныне, когда говорим об умершем человеке "усопший". 
Сновидец подобно мертвецу смежает очи и становится недоступным внешним впечатлениям. Недаром в славянских сказках богатыри, убитые врагами, воскресая при окроплении живой водой, обыкновенно произносят: "Ах, как же долго я спал!".
Древним египтянам пространство сна представлялось как бесконечный океан, наполненный самыми разнообразными существами: это боги, умершие предки и другие спящие люди, с одной стороны, и злые духи, призраки и проклятые, не прошедшие загробный суд богов умершие, с другой. Согласно древним текстам, во сне человеку открывались тайные и недостижимые области вселенной, к нему являлись боги-защитники, сны несли информацию о будущем, направляли и предостерегали.

***

Римляне в древнейшее время не имели таких вполне определенных представлений о загробной жизни, какие имели греки. Представления о царстве Диса (Dis pater), или Плутона (Аида), и жены его Прозерпины (Персефоны) принесены были в Рим из Греции. В более древнее время римляне верили, что жизнь у умирающего отнимает бог (богиня) смерти Морс (Mors, который также известен как  Letum),  бог Цекул закрывает ему глаза, а душу из тела исторгает бог Видуус. Умершего в могиле принимают боги маны (di manes). Этим богам приносили жертвы во время похорон на могиле. Своих умерших предков римлянин чтил, как богов (di parentum), хранящих вместе с пенатами и ларами его дом, и совершал в честь них празднества в феврале месяце.
Иногда Морс рассматривается в женском роде. Несмотря на греческие корни Плутона между ним и Морсом все же существует определенное различие : Морс – сама смерть, дух смерти, та  самая дама с косой, Плутон  – глава подземного царства, места  куда уходят души умерших и претерпевают там либо определенную трансформацию, либо грубо говоря «складируются».


Часто Морс рассматривается как слуга Плутона. В некоторых сказаниях он соотносится с богом войны Марсом. Также часто упоминается в средневековой и более поздней литературе, живописи, скульптуре. Нередко изображался на картинах рядом с распятием Христа или вообще рядом с умирающими людьми. Противопоставляется жизни  - «Vita».


Является сыном бога Тьмы Эреба ( Scotus у римлян) и богини Ночи Нюкты (Никта, Nox) . У него есть брат – близнец , бог сна – Сомнус (Somnus).

Морс и Сомнус являются эквивалентом греческих Танатоса и Гипноса. Бог сна Гипнос (Сомнус)  всегда сопутствует Танатосу (Морсу) : очень часто на античных вазах можно видеть росписи, изображающие их вдвоем а также в различных скульптурных изображениях и более поздних произведениях искусства.





Их мать –  Нюкта часто изображается с распростертыми крыльями, держащей по младенцу на каждой руке (либо у ног, либо у груди) : белый (светлые волосы)- Сон, черный (темные волосы) - Смерть.




Интересно что смерть вообще, в классической традиции изображалась, как белый младенец рядом с черным младенцем-близнецом. Они спят в полулежачем положении, со скрещенными ногами.

Морс  - Танатос очень часто упоминается у множества античных авторов, чаще всего как просто «смерть». Гораций пишет о Морсе  как о «бледной смерти» которая выкашивает как бедняков в их лачугах, так и королей в их замках. Многократно употребляется у Сенеки - также описывается  как «бледный» дополняя эпитетом «нетерпеливые зубы» («смерть открывает широкие  жадные, зияющие челюсти и раскрывает свои крылья» …Эдип 160). Тибулл описывает его как «темный», «черный». Валерий Флакк в «Аргонавтике» упоминает обоих братьев как “SomnusLetum”.

У Вергилия (Энеида):

Хаос, и ты, Фле­ге­тон, и рав­ни­ны без­мол­вья и мра­ка,
Дай­те мне пра­во ска­зать обо всем, что я слы­шал; доз­воль­те
Все мне открыть, что во мгле глу­бо­ко под зем­лею таит­ся.
Шли всле­пую они под сенью ночи без­люд­ной,
В цар­стве бес­плот­ных теней, в пустын­ной оби­те­ли Дита, —

Так по лесам при луне, при невер­ном све­те зло­ве­щем,
Пут­ник бре­дет, когда небе­са засти­ла­ет Юпи­тер
Тем­ной тенью и цвет у пред­ме­тов ночь отни­ма­ет.
Там, где нача­ло пути, в пред­две­рье сумрач­ном Орка
Скорбь ютит­ся и с ней гры­зу­щие серд­це Забо­ты,

Блед­ные здесь Болез­ни живут и уны­лая Ста­рость,
Страх, Нище­та, и Позор, и Голод, злоб­ный совет­чик,
Муки и тягост­ный Труд — ужас­ные видом обли­чья;
Смерть  и брат ее Сон на дру­гом оби­та­ют поро­ге,
Злоб­ная Радость, Вой­на, при­но­ся­щая гибель, и здесь же

Дев Эвме­нид желез­ный чер­тог и безум­ная Рас­пря, —
Воло­сы-змеи у ней под кро­ва­вой вьют­ся повяз­кой.
Вяз посре­дине сто­ит огром­ный и тем­ный, рас­ки­нув
Ста­рые вет­ви свои; сно­ви­де­ний лжи­вое пле­мя
Там нахо­дит при­ют, под каж­дым лист­ком при­та­ив­шись.

Танатос, подробнее ЗДЕСЬ
Гипнос, подробнее ЗДЕСЬ

***

«…сон — это тень того, что являет собою прерывание наших земных переживаний, то есть тень того состояния, которое мы называем смертью….»

Эдгар Кейси

Кейси хорошо знакомо, насколько тонка грань между сном и смертью. Практически все предсказания этого пророка сбылись. Рассуждения о том, что сон это короткая смерть не новы. Но большинство из нас воспринимают это сравнение чисто с внешней стороны. И то и другое состояние человеческого организма внешне очень схожи. Тогда как многие исследователи давно пришли к выводу, что это одно и то же состояние, не тела – души!

Вот как об этом сказал сын Эдгара Кейси – Хью-Линн:

«Мы проводим треть своей земной жизни в измененном состоянии сознания — во сне. Благодаря некоторому сходству этого состояния с переходом, называемым смертью, нам дается возможность понять этот переход.
Если у вас нет других причин для записывания своих снов, то вам следовало бы записывать их, чтобы понять, в какое место вы направитесь, когда умрете. Сновидения снабжают вас картой сфер, которые вы сами себе создаете, то есть, куда вы отправитесь после смерти. Вы сможете начать понимать из своих снов, что вас там ожидает……»

Все самые плохие поступки в человеческой жизни совершаются благодаря уверенности в единственности жизни, которую мы проживаем сейчас, после смерти нас ждёт темнота и абсолютный конец. Тогда как на самом деле эта наша жизнь лишь короткий миг на пути бессмертной сущности, которой все мы являемся. Весь багаж знаний, даже вероисповедание и чувство юмора — всё это остаётся с нами и после смерти физического тела. Часто сны являются некой подготовкой к переходу в другой мир.

Сон – это первое орудие; он может стать сознательным, причем степень его сознательности может возрастать вплоть до такого уровня, когда мы становимся сознательными постоянно, всегда и везде, когда сон и смерть будут уже не возвращением к чисто животному существованию, не рассеянием, распадом на естественные составные части, а переходом от одного способа существования к другому.  Разграничения между сном и бодрствованием, между жизнью и смертью обладает той же степенью реальности, что и национальные границы для физической географии. На самом деле нет никакого разделения, разделение возникает лишь в результате недостаточности сознания ; два мира (или, вернее, этот мир с одной стороны и бесчисленное множество миров – с другой) постоянно сосуществуют и проникают друг в друга – взаимно пересекаются. Не что иное как различные способы восприятия одного и того же явления заставляют нас в одном случае говорить "я живу", а в другом – "я сплю" или "я мертв" (при условии, что мы сознательны настолько, что можем осознать это) – точно так же, как можно по-разному познать один и тот же объект в зависимости от уровня исследования, который мы выбираем – субатомный, атомный, молекулярный или чисто внешний. "Потустороннее" находится здесь, повсюду.

Представление о самостоятельной душе сновидения широко распространено. Всеобщим может считаться и представление о бессмертии этой части существа. Весь, культ мертвых возник на этом представлении. Однако не только культы у нецивилизованных народов и древние культуры исходят из утверждения о бессмертии души. На этом представлении базируются и сегодняшние религии, такие, как буддизм, ислам и христианство. К. Г. Юнг говорит о представлении о душе: "Если нет пространства, то нет и тела. Тело умирает, но невидимое, не имеющее пространства, может ли оно исчезнуть?"
Толтекское учение также исходит из бессмертия нагваля: "Тональ начинается с рождения и заканчивается смертью, но нагваль никогда не заканчивается. Нагваль безграничен". В мире нагваля смерть не играет никакой роди. Мы можем в сновидении пережить смерть и умереть различными способами, но это не имеет никакого значения, - мы продолжаем сновидеть дальше или попросту просыпаемся. 

Человек древности жил маленькими кочевыми союзами, в которых люди совместно охотились и совместно оборудовали стоянки. Члены племени были обречены на очень тесную связь друг с другом. Такое событие, как смерть одного из членов этого тесного общества, служило большим потрясением для остальных соплеменников и вызывало удивление. Тело мертвого выглядело так, будто он спал, только не дышал более. Смерть разрывала привычное единство племени. Однако взаимосвязь членов племени с умершим не обрывалась окончательно даже после погребения. Живущие продолжали общаться с умершим в своих сновидениях. Сон восстанавливал общество, мертвые были снова рядом, - они охотились в сновидении совместно с живущими, сидели у лагерного огня и т. д. Так развивалось не только естественное представление о неумирающей душе сновидения и жизни после смерти, но и представление об абсолютном приоритете действительности, в которой люди находились в сновидении.
При описании всех этих феноменов мы имеем дело, как представляется, отнюдь не с единичным случаем, который можно было бы представить как забавное мировоззрение "примитивного" народа. Напротив, совершенно ясно, что представление о бессмертной душе сновидения человека является общим культурным наследием, нашим древним наследством. Душа сновидения взаимосвязана с рождением и смертью человека, она содержит некий момент трансцендентности, перехода границы бытия этого мира к бытию иному, потустороннему, и наоборот. Это некая толковательная трансценденция, которую всегда искали как нецивилизованные, так и культурные народы. Они использовали это потустороннее "свидетельство" как духовное оправдание бытия, смысла жизни.
Интересно что как для североамериканских индейцев  так и для аборигенов Австралии сновидения и видения являются трансценденцией огромного значения, которую даже трудно представить из перспективы рационалистической Западной Европы. Так, у племени сиу юноши должны добиться сначала определенного сновидения или видения, прежде чем они будут допущены в общество взрослых мужчин. Для этой цели они проводят в одиночестве многие дни в особой хижине для видений, не имея ни еды, ни питья в ожидании их видения или сновидения. Когда таковое, наконец, случается, то молодой сиу уже не считается более ребенком, а становится вполне уважаемым мужчиной. Сон, который он увидел, определяет отныне всю его дальнейшую жизнь. Он приносит решение, будет ли юноша колдуном, воином, знахарем или шутом. Такой обряд посвящения сиу полностью определяет направление его жизни, начинающейся с этого момента. И эта ориентация не является чем-то надуманным, произвольно запланированным, - она происходит от того трансцендентного мира, из которого первоначально рождается душа и в который она возвращается после смерти.

«Наиболее интересной кажется собственная смерть во сне, ибо она символизирует умирание обветшалого образа, за которым следует возрождение в высшее состояние сознания и подлинное существование». 

Энн Фарадей

Ушедшего в иной мир человека называли не умершим, а усопшим. Что означает слово «усопший»? Усопший человек – это человек уснувший. Уснуть может тело, а можно ли сказать такое о душе? Может ли уснуть наша душа?

Можно сказать, что спящий человек каждую ночь проживает кратковременные фрагменты  иной жизни. Необходимо учитывать, что совсем немногие из спящих и видящих сновидения людей ощущают, что они спят. В большинстве случаев  спящий человек не понимает, что все происходящее ему только снится, и  полностью втягивается в события той - другой реальности. То, что он в это время ощущает эту другую реальность, как явь – научно доказанный  и каждым из нас многократно проверенный  на собственном опыте факт.
Выходит, что мы в продолжение всей своей жизни ежедневно бываем в двух реальностях.  Поэтому не удивительно, если у нас возникает парадоксальный, на первый взгляд, вопрос: «А какая же из этих реальностей  настоящая, а какая – сон? Ведь обе эти реальности мы попеременно воспринимаем, как истинные и самые, что ни на есть, настоящие.
Они существенно отличаются друг от друга. Например, в Другой реальности иначе течет время: там за  несколько минут  сна мы можем  увидеть такое множество  событий,  какое просто не успеет произойти за то же время наяву. Для такого количества событий в нашей реальности потребовалось бы не несколько минут, а несколько дней или даже больше.  Мы можем участвовать в совершенно необычайном сне, яркие и ни с чем не сравнимые краски которых не встретишь наяву. К тому же, все происходящие с нами в Другой реальности события зачастую не последовательны и даже хаотичны. Сегодня мы видим один сюжет во сне, а завтра — совершенно другой, логически никак  не связанный со сном вчерашним. Сегодня  мне, например, снится родная природа, то с чем я соприкасаюсь непосредственно когда бодрствую , завтра — то, что я уже индеец на охоте, а послезавтра — совершенно непонятное футуристическое нагромождение….  А в Этой реальности  все события развиваются последовательно: от детства — к старости, от незнания — к мудрости,  от основ — к более сложным конструкциям. Тут у нас обычно все логично и конструктивно, как в длинном «жизненном» сериале.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что смерть – это такое изменение состояния сознания, при котором оно уже не способно функционировать так же, как функционировало при жизни тела. Оно уже не может переходить из Другой реальности в Эту, как делало это после сна.

Но, как нельзя постичь сущности бодрствующего сознания без наблюдения того состояния, которое переживает человек во время сна, так и нельзя приблизиться к загадке жизни, не занявшись рассмотрением смерти.

Жизнь продолжается во время сна, и силы, работающие и творящие во время бодрствования, получают дополнительный «драйвер» и крепость из того, что дает им сон. Человек, который не черпал бы постоянно из сна подкрепления для своих ослабевших сил, привел бы свою жизнь к разрушению; точно так же и рассмотрение мира, не «оплодотворяемое» познанием сокровенного, должно привести к запустению. То же относится и к «смерти». Живые существа умирают , чтобы могла возникнуть новая жизнь.

Есть прекрасное изречение у Гете : «Природа изобрела смерть, чтобы иметь много жизни». Как без смерти не могло бы быть жизни в обыкновенном смысле, так не может быть действительного познания видимого мира без знания о невидимом. Всякое познание видимого должно снова и снова погружаться в невидимое, чтобы мочь развиваться.

Аналогично и сон — это ворота в Другой мир, Другую реальность. Ведь говорят же, что в состоянии полудремы, когда человек уже почти засыпает, он более тонко чувствует мир, и что в такие минуты к нему могут приходить откровения.
Интересно еще и то, что в исламе сон называют маленькой смертью. Пророк Мухаммад так приветствовал своих сподвижников, пробудившихся утром ото сна: «Воистину, Всевышний забрал души ваши, когда пожелал, и вернул их – когда пожелал».
Такое религиозное суждение находится в тесном соседстве с понятием сна, как кратковременного пребывания души в Другой реальности. В общем, можно сказать, что как древние, так и основные традиционные религии были ближе к пониманию природы смерти и основ мироздания, чем весь современный научный мир. И это правда….

В истории человечества все мировые религии всегда считали состояние сна (Другую реальность) очень важным и истинным, а явь (Эту реальность) – гораздо менее существенной. И до сих пор все основные религии мира смотрят именно на земную жизнь, как на временный  этап, и считают Эту реальность гораздо менее важной, чем ту, в  которую мы переходим после смерти. Если в Другой реальности нет времени, а есть жизнь Вечная,  то тогда наше временное пребывание  в Этой реальности гораздо логичнее называть сном. Ведь в отличие от вечности оно ограничено от силы всего лишь несколькими десятками лет.
Следовательно, сценарии наших снов чаще всего напрямую зависят от реальной жизни. Вывод напрашивается сам: «вечный сон», (который на самом деле является вечной жизнью) точно также напрямую зависит от того, как мы проживем свою временную жизнь в Этой реальности. Ведь в Другую реальность мы переносим с собой все, что накопилось в наших душах.

Лати Ринпоче и Джеффри Хопкинс в своей книге «Смерть, промежуточное состояние и перерождение в тибетском буддизме», обсуждают этапы смерти, которые затем повторяются в обратном порядке в состоянии бардо (период между смертью и следующим воплощением) во время перерождения. В ней говорится, что сон по своей сути — репетиция процесса умирания, и выводы поражают и подчеркивают сильное сходство между сном и смертью.

***

Когда человек погружается в сон, то изменяется связь между его членами - составляющими. Та часть спящего человека, которая расслабленно лежит на кровати, содержит в себе физическое и эфирное тело, но не содержит астрального тела и «Я». Поскольку во сне эфирное тело остается связанным с физическим телом, то жизненная деятельность продолжается; ибо в то мгновение, как физическое тело будет представлено самому себе, оно должно распасться. Погашенными же оказываются во сне представления, страдание и наслаждение, радость и горе, способность проявлять сознательную волю и другие подобные явления бытия. Носителем всего этого является астральное тело. Оно существует, но в ином состоянии.
Чтобы человеческое «Я» и астральное тело не только были исполнены наслаждения и страдания и всего вышеназванного, но также и сознательно воспринимали все это, необходимо, чтобы астральное тело было связано с эфирным и физическим телами. В бодрствующем состоянии оно связано с ними, во время же сна – нет. Оно вышло из них. Оно приняло иной род бытия, чем присущее ему во время его связи с физическим и эфирным телом.
Это можно сравнить с грубым делением на две различные души у одного человека , которое встречается практически повсеместно. Индуизм делает различие между "золотой душой" (жизненной душой) и "серебряной душой" (душой сновидения). Во время сна серебряная душа покидает тело и воспринимает в сновидении другие места в мире или даже иные миры. Индейцы аймара различают "большую душу" (жизненную душу) и "маленькую душу" (душу сновидения). Такое деление целиком совпадает с индуистским. Согласно последнему, душа сновидения во время ее путешествий соединена с жизненной душой тонким светящимся шнуром, который может сколь угодно растягиваться. По этому шнуру и возвращается душа сновидения после путешествия назад к жизненной душе и к физическому телу. В теме Альчеры подобное уже было затронуто ( в контексте мифологии племени аранда).

Спящие, и умершие люди попадают в одну и ту же реальность?

Многие люди хотят во сне повстречаться со своими умершими близкими. Это очень понятное желание: еще раз увидеть и поговорить с любимым человеком. Есть простые сны, реализующие это несбыточное наяву желание на уровне подсознания. Но есть и действительные встречи в Другой реальности, при которых усопший может сообщить спящему что-то важное – это вещие сны. В реальности сна возможно общение двух наших миров, и такие явления нередко случались.
Часто такое общение радости не приносит, а наоборот — идет только во вред. Потому что люди, потерявшие близкого человека, хотят, чтобы он приходил к ним во сне снова и снова. И если такое происходит, то они становятся зависимыми от этих встреч во сне, отдаляясь при этом от своей жизни. Им становится легче и радостнее жить в Другой реальности, и они сами не замечают, как рушится вся их жизнь, все их планы и отношения с людьми. Но самое страшное – это то, что в обличии любимого человека во сне к нам могут приходить темные сущности, привлеченные нашей темной энергией отчаяния и не только….

Просчитывать вероятность нежелательной и опасной ситуации логично для всякого взрослого и психически адекватного  человека. Но это только в физическом плане человек может быть взрослыми и разумными, а в плане духовном – большинство людей находится на уровне детского сада. Вот такие любопытные «детки» стремятся выйти в неизведанный и опасный духовный Другой мир, чтобы со всеми там познакомиться и пообщаться. Частенько все это заканчивается плачевно.

Смерть во сне – как символ. Ушел и не вернулся.

Остальные же наивные «исследователи», которые всему этому учатся или  вызывают для бесед духов, подобны малолеткам, открывающим всем окна-двери нараспашку. Потом, естественно, во все эти «окна-двери» вламываются разные мерзкие сущности и начинают хозяйствовать по полной программе. Могут, как ребенка, увести безвозвратно, или просто даже напугать так, что потом всю жизнь будете просто бояться засыпать, а не то, что по другой реальности « прогуливаться». Существует немало случаев невозврата после таких астральных «прогулок». Вышел по Сомнусу, не вернулся по Морсу…). Именно так и никак иначе.

Сон – это особое состояние нашего сознания, на время переносящее нас в Другую реальность. Пробудившись ото сна, мы каждый раз возвращаемся в Эту реальность. И лишь после смерти мы переходим в Другую реальность навсегда.

«Страх смерти происходит от того, что люди принимают за жизнь одну маленькую, их же ложным представлением ограниченную часть её».

Л. Н. Толстой


Смерть — великое таинство, рождение человека из земной жизни в вечность.

К такому мнению пришли уже и очень многие ученые. Но если рассматривать вопрос гораздо глубже, чем это делает наука,  КОПНУТЬ ГЛУБЖЕ, постигая тайны мироздания, то повторяясь, о жизни и смерти можно сказать следующее:  наша жизнь в теле подобна короткому, – в лучшем случае, длительностью в несколько десятилетий – сну. Но, кроме тела все мы имеем дарованную нам ВЫСШИМ бессмертную душу. Получается что для тела смерть – это «вечный сон», а для души – пробуждение в  ином мире (в Другой реальности). Поэтому умершего человека и называют усопшим, что тело его уснуло, т.е. упокоилось, перестав функционировать без покинувшей его души.
Смерть – это не «ничто» — не пустота и забвение, а только переход в Другую  реальность и пробуждение бессмертной души в «вечную жизнь». Явление смерти нужно воспринимать лишь как завершение телесной жизни  и, одновременно, как начало нового состояния человеческой личности, которая продолжает существовать отдельно от тела. Смерть больше не конец жизни, а просто дверь в иной мир. И какие мы есть сейчас, такие мы туда и придём. Вот чего нас всех ждёт – слияние двух миров, квантовый переход и т.д.

У. Блейк. Сон и Смерть, несущие тело Сарпедона. 1876


***

Итак, существует некая бесконечная "лестница" взаимно пересекающихся и существующих одновременно реальностей, к восприятию которых сон открывает естественное окно. Действительно, если мы отбросим поверхностную классификацию "жизнь – смерть – сон" и перейдем к более глубокой и существенной классификации, относящейся ко всей вселенной, то мы увидим, что эта вселенная сверху донизу (если в ней вообще существует верх и низ) есть ни что иное как континуум сознания-силы, или, как определяет ее Шри Ауробиндо, шкала планов сознания, которые следуют непрерывно друг за другом – от чистой Материи до чистого Духа: Тонкое Физическое, Витальное, Ментальное, Супраментальное (кому как угодно), и все, что случается, происходит именно на этих планах: наша жизнь, наш сон и наша смерть. Эта шкала охватывает все, ничто не существует за ее пределами, и все, что есть, не только находится в ее пределах, но и сосуществует там одновременно без всякого разделения. Жизнь, смерть и сон – это различные положения сознания внутри все той же шкалы. Когда мы бодрствуем, мы получаем ментальные или витальные вибрации, которые переводятся в определенные символы, способы видения, понимания или проживания; когда мы спим или "мертвы", мы получаем те же самые ментальные, витальные или иные вибрации, которые переводятся в другие символы, в другие способы видения, понимания или проживания все той же реальности. В любом случае ключом к нашему существованию – здесь или вообще где угодно – всегда является способность обладать сознанием; если мы недостаточно сознательны в жизни, то таковыми мы останемся всегда и везде, смерть будет действительно смертью, а сон – настоящим оцепенением. Поэтому наша фундаментальная задача – начать осознавать эти различные степени реальности. Когда мы закончим эту работу, разрушатся все искусственные границы, которые разделяют различные уровни {modes} нашего существования; мы будем переходить от жизни ко сну и к смерти без всяких помех, сохраняя непрерывность в сознании; вернее, уже не будет ни смерти, ни сна так, как мы их понимаем, – это будут различные способы восприятия тотальной Реальности, которые, весьма вероятно, в итоге сольются в интегральное сознание, которое будет воспринимать все одновременно. Таким образом, наша эволюция еще далека до завершения. Смерть – это не отрицание Жизни, а процесс Жизни

И Сон и Смерть равно смежают очи,
Кладут предел волнениям души,
На смену дня приводят сумрак ночи,
Дают страстям заснуть в немой тиши.

И в чьей груди еще живет стремленье,
К тому свой взор склоняет Ангел Сна,
Чтоб он узнал блаженство пробужденья,
Чтоб за зимой к нему пришла весна.

Но кто постиг, что вечный мрак — отрада,
С тем вступит Смерть в союз любви живой,
И от ее внимательного взгляда
К страдальцу сон нисходит гробовой.

Константин Бальмонт



Символизм и астрология

Астрономическая справка:

(341520) Морс / Сомнус – двойной транснептуновый объект пояса Койпера. Был открыт 14 октября 2007 года  Ч.Трухильо и С. Шеппардом. Классифицируется как плутино а это значит что находится в резонансе 3:2 с Нептуном. Оба компонента имеют практически одинаковый размер и вращаются вокруг общего для них центра масс. 


Эксцентриситет – 0.263.Большая полуось – 5.86 млрд.км. Наклонение – 11.3. Период обращения – почти 245 лет. Назван в честь пары братьев Морс (Смерть) – Сомнус (Сон) из римской мифологии.

На данный момент Морс /Сомнус находится в зоне своего перигелия (Телец), т.е максимально приближен к Солнцу и к нам соответственно.

***

Теперь уже в практическом ключе можно рассмотреть некоторые параллели между такими понятиями как «сон» и «смерть» :

Свет-темнота, день-ночь, бодрствование-сон, жизнь-смерть ;

Что происходит с сознанием человека как во время сна, так и за гранью земной жизни – пока с научной точки зрения неизвестно (в современной западной культуре популярно считается, что сознания там просто нет). Наука одинаково с трудом продвигается в исследовании как сна, так и смерти - в рамках логической системы, в которой существует наука, это одинаково приводит к парадоксу и абсурду ;

И со сном, и с загробным существованием  связан значительный (как общий для обоих) сектор мистических и религиозных измышлений ;

Умирать, как и засыпать, как и пробуждаться – занятому, современному западному человеку традиционно не хочется ;

Уснувшее тело входит в состояние покоя и начинает холодеть, замерзать. Не случайно мы накрываемся одеялами, уходя в сон.

Если подобные соответствия между природой сна и природой смерти действительно существуют, то они должны  проявлять себя во всём, а не только в частностях. Для примера можно рассмотреть самые распространенные способы прекратить жизнь.

1.     Внезапная смерть - неожиданное засыпание - резкое пробуждение;
2.     Мучительная смерть - засыпание на фоне бессонницы - пробуждение на фоне кошмара;
3.     Естественная смерть - естественное и плавное засыпание (на фоне тихого течения мыслей) - естественное и плавное пробуждение (по окончании сюжета сновидения).

Собственно, можно убедиться, что в массе своей, люди только так и уходят из жизни, только так и засыпают, и только так и пробуждаются ото сна. Четвертого, распространённого варианта вроде как не наблюдается.
Но при этом есть масса менее распространённых и необычных для большинства людей, но зато хорошо знакомых сновидцам (в части, касающейся сна) - особых случаев. Посмотрим теперь на них:

1.     Самоубийство (успешное, либо попытка) - засыпание при помощи лекарств или специальных упражнений (успешное, либо нет) - самостоятельное пробуждение из кошмара или слишком длинного сна (успешное, либо лишь попытка пробудиться);
2.     Смерть в порыве высоких эмоций и чувств - потеря сознания от перевозбуждения - пробуждение на фоне перевозбуждения (хорошо знакомо начинающим сновидцам, впервые осознающим сны);
3.     Смерть в отчаянной борьбе за жизнь (не путать с мучительной смертью, скажем, безвольно под капельницей) - потеря сознания от переутомления - пробуждение на фоне попыток удержания во сне (хорошо знакомо более опытным сновидцам);
4.     Смерть при переходе через грань собственных возможностей - потеря сознания от перенапряжения - пробуждение на фоне слишком усиленных попыток управления сновидением;
5.     Магические и эзотерические практики, на грани жизни и смерти - вход в просоночное состояние, сонный паралич, внетелесное состояние - пробуждение с вылетом туда же в просоночную темноту или внетелесное состояние;
6.     Иной близкий к смертельному опыт - короткий провал в сон - ложное пробуждение.

Все вышеперечисленное можно рассматривать в контексте природы транснептуна Морс / Сомнус. При рассмотрении подобной проблематики, скорее всего его участие может оказать помощь, вывести на «нюансы» в личном гороскопе.

Необходимость периодического пребывания человека в Другой реальности (как подпитка и отдых) можно проследить и на примере такого явления, как депривация сна. Этим термином называют острый недостаток или полное отсутствие удовлетворения потребности во сне. Такое состояние чаще всего возникает от расстройства сна, но также может быть и результатом осознанного выбора человека или последствиями принудительного лишения сна  при пытках и допросах. Данный транснептун может указывать и на проблемы такого рода.
Депривация сна может стать причиной многих заболеваний и очень негативно отражается на функционировании головного мозга. Среди многочисленных болезненных последствий для организма недостаток сна может привести к следующим проявлениям: уменьшение способности к концентрации и мышлению, потеря личности и реальности, обморочное состояние, общее замешательство, галлюцинации. Последствия длительного ограничения во сне вообще могут привести собственно к самой к смерти.

***

Важной особенностью в понимании природы Морса / Сомнуса будет и момент нахождения вне СНА, т.е бодрствования  уже не в контексте болезненной депривации а в контексте особых практик.

Интересно, что победа, достигнутая в борьбе со сном, продолжительное бодрствование являются типичным испытанием в период инициации. Подобные испытания встречаются уже на первобытных стадиях культуры. У некоторых австралийских племен (подробнее в теме Альчеры), новичок в ходе инициации не должен спать в течение 3 дней, кроме того, им запрещено ложиться перед рассветом.
Отправляясь на поиски бессмертия, месопотамский герой Гильгамеш прибывает на остров мифического предка Утнапиштин. Там он должен бодрствовать в течение шести дней и шести ночей, но ему не удалось выдержать это испытание, и он упустил свой шанс добиться бессмертия. В одном североамериканском мифе, подобном мифу об Орфее и Эвридике, мы узнаем, что человеку, потерявшему свою жену, удается спуститься в ад и найти ее там. «Властитель подземного мира разрешил ему взять жену с собой на землю, но при условии, если он сможет всю ночь провести без сна. Но человек уснул как раз перед рассветом. Властитель дал ему еще одну возможность, и, чтобы не уснуть ночью, человек поспал днем. Тем не менее, ему не удалось бодрствовать всю ночь до рассвета, и он был вынужден вернуться на землю один».
Как видно, бодрствование означает не только способность преодолеть физическую усталость, но это прежде всего проявление духовной силы. Оставаться «бодрствующим», это значит обладать в полной степени своим сознанием, присутствовать в мире духа.

По этой причине, в природе этого транснептуна скорее всего будет много как разрушающего ДУХ для человека слабого, ухода в СОН как бегства от реальности, неспособности сопротивляться жестким условиям любой символической «инициации» (читать материал по Танатосу как деструктору, влечению к смерти ЗДЕСЬ), так и укрепляющего ДУХ для человека стремящегося к духовному развитию.

Поскольку Гипнос  (Сомнус) является братом Танатоса (Морса), то можно понять, почему в Греции и в Риме, как и в Индии и у гностиков, «пробуждение» имеет сотериологическое (учение об искуплении и спасении человека) значение (в широком смысле слова). Сократ пробуждает своих собеседников, иногда против их воли («как ты неистов, Сократ!» — восклицает Калликлес ), но Сократ прекрасно отдает себе отчет в том, что его миссия пробуждать сознание людей имеет божественное значение. Он не перестает напоминать, что находится на «службе» у Бога. «Афиняне, подобного мне вам трудно найти, если бы мне верили, вы сохранили бы мне жизнь. Но, может быть, в нетерпении, как люди, погруженные в сон и внезапно пробужденные, вы ударите меня, последовав совету Анитоса, и безрассудно лишите меня жизни; и потом вы будете спать в течение всей вашей жизни, если только Бог не пошлет вам другого из любви к вам»…

Лозунг : ПРОСНИСЬ, иначе все проспишь! Wake up it’s a beautiful morning…..


«Мы так боимся, что  нас заберет смерть, что забираем у себя  жизнь» 

Бог или Высшие силы (кому как угодно) в любви своей к людям посылает им Господина, чтобы «пробудить» их от сна, который есть одновременно незнание, забвение и «смерть».

***

Этот объект по своей природе очень схож с Альчерой в контексте полного понимания (как и ощущения) ВЫХОДА вовне в процессе сна или глубокой медитации. Подобное присуще не только лишь  одаренным сверхчувственным восприятием людям. Как человек начинает видеть физические предметы только при свете, так и то, что происходит в душевной жизни человека, становится понятным только при помощи сверхчувственного познания. Познавать могут все, было бы желание….Этот принцип Морса / Сомнуса можно обозначить как СВЕРХЧУВСТВЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ.

Интересно что такое сверхчувственное наблюдение может в подобном случае видеть, как соответствующая часть эфирного тела выступает из физического. Когда человек переживает необычный испуг или нечто подобное, то для значительной части тела может на очень короткое время наступить такое отделение эфирного тела. Это случается, когда человек видит себя по какой-нибудь причине неожиданно близким к смерти: когда он, например, тонет или когда ему в горах грозит падение в пропасть. Рассказы людей, имевших такое переживание, действительно близки к истине и могут быть подтверждены сверхчувственным наблюдением. Они передают, что в такие мгновения вся их жизнь вставала пред их душой как большая картина воспоминания.
Если с вами случалось подобное, то посмотрите в прогностике на аспекты которые формировал Морс / Сомнус к планетам и ключевым домам.

Криминалист-антрополог и выдающийся во многих других областях естествознания исследователь Мориц Бенедикт рассказывает в своих воспоминаниях пережитый им самим случай, когда он однажды, купаясь, чуть не утонул и как в это мгновение вся жизнь его предстала ему в воспоминании словно в одной картине.
Альберт Хайм, геолог и швейцарский альпинист, упал с горы и испытал мощное мистическое переживание. Он глубоко заинтересовался людьми, пережившими разные несчастные случаи, и стал собирать свидетельства предсмертного опыта. Это были рассказы людей, не имевших особых духовных наклонностей, но переживших духовный опыт во время несчастного случая.
Интересно что Смерть вновь стала предметом повышенного интереса в конце 1800-х годов. Также в конце 1800-х годов появился спиритизм. Спиритизм — это способность видеть и общаться с душами умерших. Движение спиритизма широко распространилось в начале 1900-х годов, и с его распространением появилась новая область исследований — изучение паранормальных явлений. Было написано много книг о человеческой личности и ее преодолении телесной смерти. Самыми известными исследователями того времени были Ф. У. X. Майерс, Джеймс Хислоп и Уильям Баррет. В 1918 году один исследователь предложил провести перепись предсмертных видений, чтобы подтвердить заявления спиритов.
Примечательно, что именно в этот период Морс / Сомнус входит в знак Скорпиона – обитель Плутона /Харона и покидает его, когда спиритическое направление начинает терять популярность.


Это явно объект медиумов и ясновидящих . Как во всех случаях, когда дело касается познания сокрытых вещей и событий мира, для нахождения действительных явлений сна в их подлинном виде необходимо ясновидящее наблюдение, видимо по этой причине Морс / Сомнус  очень (!) часто обнаруживает себя активным в гороскопах  людей, которые практикуют (практиковали) подобное.
Подавляющее большинство самых известных персон из этой области имеют выраженный Морс /Сомнус в своих гороскопах...


Это не значит, что наличие ярко выраженного Морса /Сомнуса в гороскопе обязательно "награждает" ( :-)) грандиозными способностями в области ясновидения и прочих смежных областях (это работа множества объектов и их особого положения и взаимодействия) однако , видимо, это может указывать на определенный потенциал выше среднего ( учитывая что подобные способности в той или иной мере присущи всем и каждому).
События сокрытого мира обнаруживаются в своих действиях в мире видимом. Когда видишь, как показания ясновидящего наблюдения объясняют видимые явления, то такое подтверждение самой жизнью служит тем доказательством, какого можно требовать в подобных вещах.

Возможно что  Морс / Сомнус будет отвечать и за способности к практике гипноза. Это принцип гипнотического сна и во многом похож на обычный, естественный сон, с тем отличием, что человек сохраняет связь с гипнотизером. Это и способности вызывать гипнотический сон самостоятельно, тогда это уже называется самовнушением.


Вообще, можно почти утверждать, что этот транснептун явно очень творческий и относится к группе объектов, которые активизируют работу правого полушария мозга, по этой причине он будет выражен в гороскопах людей в жизни которых творческое и интуитивное нередко являются драйверами, и не важно чем занимаются эти люди, - подход к любому делу, мышление и т.д у них будет таким. 

В гороскопах многих художников Морс / Сомнус  имеет аспект с Венерой а у этих художников он ярко выражен . Присмотритесь к их работам.....

Alfred Kubin и Edvard Munch


Salvador Dali и Казимир Малевич



H.R.Giger


Van Rijn Rembrandt и Andy Warhol


Особенно впечатляет случай Kathe Kollwitz : Морс/Сомнус в соединении с Луной на куспиде 2 -го дома в квадратуре к Солнцу и оппозиции к Нептуну + секстиль к Меркурию.

Галерея ее работ ЗДЕСЬ



Морс /Сомнус тесно связан с темами подсознательного (интенсивная деятельность на уровне подкорки) и видимо по этой причине он как и Альчера выражен в картах  психологов, психоаналитиков, психиатров и т.д.

***

Если при переходе в сон астральное тело освобождается только от своей связи с эфирным и физическим телами, последние же остаются соединенными, – то со смертью наступает отделение физического тела от эфирного. Физическое тело остается предоставленным своим собственным силам и поэтому, как труп, должно распасться. Для эфирного же тела теперь со смертью наступает состояние, в котором оно никогда не находилось прежде в период между рождением и смертью, если не считать некоторых особенных состоянии. Т.е Морс /Сомнус - это также и УСТАЛОСТЬ как тела физического так и эфирного, т.е это уже УХОД и часто без возврата. 

По Альчере человек с помощью практик сознательно ощущает прикосновение к Другой реальности и в этом заключается его способность управлять своим астральным телом. Это – практики шаманов. По Морсу / Сомнусу  человек ЗАСЫПАЕТ….в той, Другой реальности. Это вечный сон.  Т.е как ни крути, но СМЕРТЬ тут присутствует и как фактическая, для мира физического , для тех, кто наблюдает ее из Этой реальности.  По этой причине, конечно же стоит рассматривать данный транснептун и в контексте вопросов смерти как окончательного ухода человека из Этой реальности.
Интересно что от имени Морс – пошло слово Мор, т.е по сути это есть одно и то же.  Ассоциируется с повальной, массовой смертью, эпидемией. В этом качестве слово Мор закрепилось во многих языках, в том числе и в русском. Связано чередованием с *merti (мереть, мёртвый).
Т.е, и практическое, чисто земное в глобальном смысле применение этому объекту также есть. Здесь он встает в один ряд с Сатурном и Плутон/Хароном.


Однако этот «вечный сон» может быть и обратимым. 
Здесь имеет смысл также рассмотреть и вопросы касательно летаргического сна (Морс/ Сомнус здесь резонирует с другим транснептуном –2007 OR 10).
Невозможно спрогнозировать, когда наступит пробуждение. Внешне состояние летаргии действительно напоминает глубокий  (мертвецкий) сон. Но «спящего» практически невозможно разбудить, он не реагирует на оклики, прикосновения и другие внешние раздражители.

Интересен и оборот «уморить голодом» например. Славянская богиня Морена (Морана, Марена,Мара) -  мифологический персонаж, связанный с сезонными обрядами умирания и воскресания природы. Изначально ассоциируется с Церерой (богиня плодородия) и Марсом, первоначально также имевшего аграрные функции, восстанавливая общую праформу*Mǒr- . Но позже  произошло смешение — в духе народной этимологии, — корней *Mǒr- и *mer-, «смерть», в результате чего божество плодородия стало ассоциироваться ещё и со смертью. Вот тут уже идет прямая связь и с Церерой (Деметра), конкретно по темам смерти, где эта богиня также играет одну из ключевых ролей.

Не стоит забывать и о снах, где смерть играет первую скрипку.
На самом деле собственная смерть во сне – это очень интересный психологический момент. Отрицательные эмоции переживания собственной смерти во сне, дают громадный психологический всплеск, который, впрочем, положительно влияет на нервную (и не только) систему. Люди, которые пережили подобное – часто меняют свое мировоззрение.  Вообще сны о смерти в основном касаются самой личности сновидящего: речь может идти об исчезновении стереотипов поведения, о замыслах, идеях или чувствах, утративших былое значение.

Реальная смерть во сне без видимых на то причин (забудем сейчас про астральные путешествия) – это тоже сюда, все по Морсу / Сомнусу.
Это смерти, которые не поддаются научному объяснению и на которые до сих пор нет ответа. Интересен тот факт, что перед смертью человек не испытывает никаких симптомов указывающих на недомогание, заболевание или какие либо другие факторы. Человек находится в добром здравии, а поэтому его внезапная кончина является просто шоком для его родных и близких. По свидетельству очевидцев, человек сначала спокойно спит, а потом внезапно начинает стонать, не естественно храпеть, задыхаться и умирает. Даже если родным удавалось разбудить несчастного – это не спасало его от смерти. При последующем вскрытии патологоанатомы не находили никаких патологий, которые бы могли привести к летальному исходу, в том числе, не было обнаружено ни признаков отравления, проявления аллергии или скрытого убийства.
Смерть младенцев во сне также можно принять к рассмотрению. С младенцами вообще интересно – это их длительное пребывание во сне. Малыши после рождения спят почти круглосуточно, а значит длительное время пребывают в той, Другой реальности. Почему? Зачем им надо с ней связываться? Они же не устали, потому что еще не ходят, не бегают, не играют, а только лежат и сил, практически, не тратят. Что они получают из Другой реальности во время этого сна? Информацию, силы для роста? Ответа опять нет, но вывод, все же, однозначен: это состояние им очень необходимо. Возможно что подобные смерти должны каким либо образом проигрываться в астрологическом контексте и Морс /Сомнус может помочь увидеть картинку более четко.

Неправильно было бы пройти и не затронуть темы клинической смерти. Природа данного транснептуна как никакая другая соотносится с подобными вопросами.
Я думаю что у людей переживших клиническую смерть, Морс /Сомнус должен так или иначе показать себя как в радиксе, так и в прогностике.
Ведь очевидно, что подобные люди ощущают, что жизнь изменилась благодаря мистическому опыту, связанному с приходом смерти.
Если Плутон / Харон забирают человека как правило окончательно, то по Морсу/ Сомнусу возможны варианты, что субъект сознает, что приближается к некоему барьеру или границе, вероятно, олицетворяющему предел между земной и последующей жизнью; однако он понимает, что должен вернуться на землю, что время смерти еще не пришло. В этот момент обычно появляется сопротивление. Интересно, но люди не хотят возвращаться, потому что к этому моменту субъект поднялся в своих переживаниях до загробной жизни и не хочет обратно. Он переполнен огромным чувством радости, любви и умиротворения. Однако, несмотря на его желание, он должен соединиться со своим физическим телом, и он оживает.

Еще один интересный нюанс, который также можно принять к рассмотрению :

Психоанализ объясняет схожесть сна и оргазма тем, что оба они связаны через воображение с идеей умирания. У людей, страдающих бессонницей, и тех, кто не может испытать оргазм, в ходе анализа часто обнаруживается, что неспособность заснуть или слиться с любимым человеком в эротическом единении вытекает из страха потерять ощущение собственного «Я». Интересно, что во Франции оргазм называют la petite mort (маленькая смерть). Чтобы погрузиться в сон, вы должны отказаться от своего личного представления о собственном «Я» и раствориться в первобытном слиянии с миром, или с матерью, или чревом. Потеря повседневного «Я» переживается как потеря, а не как обогащение. Это можно применить и к людям, которые не могут испытать оргазм.
Готовность потерять чувство собственного «Я», позволяющая нам погрузиться в сон или испытать оргазм, способна избавить нас от страха смерти. Можно сказать, что сон и оргазм являются сублимированными формами умирания.

***

По темам дома где стоит Морс / Сомнус, мы часто погружены в символический сон – либо спим "умирая", часто не воспринимая в адекватной форме ситуации по темам этого сектора, либо «цепляем» только нам понятные эманации, черпаем оттуда силы , воображение ....и выживаем.

Символ Морса / Сомнуса – красный МАК. Аспект воздействия – ГИПНОЗ.

Ключевые понятия :

-  Больше нет границ для общения с теми, кто давно не с нами;
-  Желание установить максимально полный контакт с единым процессом «Жизнь-Смерть-Жизнь…»;
-  Стремление к личностному росту и пониманию себя и своей миссии в этой жизни;
-  Желание пережить трансцендентный опыт;
-  Потребность в регулярном обновлении энергии и пополнении сил;
-  Работа с умирающими или оказание помощи семье умирающего;
-  Смерть во сне, «уснул вечным сном»;
-  Клиническая смерть ;
-  Естественная смерть ;
-  Мор ;
-  Влечение к смерти, увлечение темами смерти ;
-  Инстинкт смерти, влечение к агрессии и деструкции ;
-  Мортидо , энергии изъятия, дезинтеграции (распада) и противостояния жизни и развития ;
-  Депрессионные состояния - «уснуть бы и не проснуться» ;
-  Сон как смерть сознания;
-  Невозможность разобраться, где кончается сон и начинается смерть ;
-  Сомнамбулизм, хронические нарушения сна ;
-  Сон души, «ходячие мертвецы» ;
-  Астральные путешествия , тонкая грань ;
-  Ясновидение ; всезнание, поскольку мертвые все видят ;
-  Невидимые аспекты жизни ;
-  Избавление ;
-  Посвящение, наказание ;
-  Активное взаимодействие с контентом из сфер коллективного бессознательного ;
-  Скрытый гипноз, воздействие на сознание и психику;
-  Генетическая память;
-  Наркотические в-ва, морфин ;
-  Сомнология – наука о сне;

Космограмма открытия (14/10/2007) Морс-Сомнус в 18 гр. Овена:



Ингрессии:

Рыбы – 21/12/1499
Овен – 6/3/1512
Телец – 11/6/1523
Близнецы – 5/6/1535
Рак – 30/5/1548
Лев – 29/6/1563
Дева – 20/7/1583
Весы – 31/08/1609
Скорпион – 7/10/1641
Стрелец – 10/11/1674
Козерог – 14/11/1703
Водолей – 17/12/1725
Рыбы – 15/01/1743
Овен – 22/01/1757
Телец – 19/02/1769
Близнецы – 1/5/1780
Рак – 29/08/1791
Лев – 20/08/1806
Дева – 12/09/1825
Весы – 26/10/1850
Скорпион – 06/11/1882
Стрелец – 20/12/1915
Козерог – 31/1/1945
Водолей – 26/02/1968
Рыбы – 4/3/1986
Овен – 7/4/2000
Телец – 19/5/2012
Близнецы – 8/8/2023
Рак – 20/9/2035
Лев – 5/8/2050
Дева – 18/9/2068
Весы – 12/11/2092

+++

Использованная литература :

Мирча Элиаде  «Аспекты мифа»
Сатпрем  «Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания»
Рудольф Штайнер «Очерк тайноведения»