Сила - Нунам / Sila - Nunam



«Освободись, обрети свободу самому себе и весь мир будет тебе рукоплескать».

Р. Эмерсон

«Проблема в том, что хотя нелинейных открытых систем в природе много, но нет ни одной системы, которая бы переходила от режима работы в свойствах получения (эгоизма) к режиму работы в свойствах отдачи (альтруизма), становилась из системы дискретной - аналоговой, из системы несвязанной – интегральной.
В процессе изучения происходящего с нами, мы обнаружим, что аналогов нашего состояния в природе нет, потому что мы осуществляем переход в новое измерение, с уровня "животный", на уровень "человек" – Адам, подобный Творцу (свойству отдачи).»

М. Лайтман

Супруги - демиурги

Нунам – богиня земли в эскимосском (инуиты) пантеоне. В некоторых мифах фигурирует как жена СИЛЫ (Силла). Часто изображается облаченной в одеяния до колен с подвешенными к низу миниатюрными изображениями всех известных инуитам наземных животных. Животные у инуитов считались свободными от «духа разума» сама же  Нунам не наделена способностью руководить «душой» и вдыхать ее в существа, по этой причине она также являлась создателем неодушевленного природного ландшафта и всего что в нем существует : деревья, горы и т.д...
В одном из мифов рассказывается о том, что когда мир еще был молод, дети росли непосредственно из земли, как плодоносящие побеги, т.е из тела Нунам - земли. В те времена у женщин отсутствовали влагалища и они получали детей просто собирая те или иные спелые плоды. Позже, после того, как лунный  бог Tatqim создал женские вагины и женщины вышли чтобы в очередной раз «собирать плоды», младенцы – плоды стали цепляться за их лодыжки  и взбираясь по ногам стали проникать в их влагалища и пускать там корни – приживаться. С тех пор женщины вынашивают детей внутри себя.

По одной из версий, на заре времён Сила сошел с небес и имел сношения с Нунам в результате чего на свет появился мужчина по имени Каллак . Затем Нунам вместе с Каллак производят на свет дочь, которую Каллак позже берет себе в жены и от этой связи происходит народ инуитов.

Супруги Сила – Нунам  являются родителями  меньших богов. Например восточный (Pauna ), западный (Narssuk y ) и южный (Kauna ) ветра – их порождение.  Брат (?) Силы , Kinak  - это холодный северный ветер; хотя в других мифах - это богиня Aunra  (сильные арктические ветры , приходящие с севера).

Сила (Силла) или Силап Инуа - в эскимосской мифологии основная составляющая всего, что существует, подобно мане или эфиру; также это дыхание жизни, животворящая жизненная сила и способ любого передвижения или изменения. Это «дыхание мира» у инуитов. Сила управляет всем, что происходит в жизни.
Сила — божество неба, ветра и погоды. Он буквально вдыхает жизнь во всех живых существ. Свободных от душ существ рождают богини Нунам, Pukimna и Седна. Сила же наполняет их своей энергией.
Поскольку пение, звучание варгана  и сказания передаваемые из уст в уста также связанны с дыханием, то Сила рассматривается и как божество любого творческого вдохновения ( ВДОХновение - выдох).
Кроме того,  шаманы получают откровения через Силу. Интуитивные предупреждения, особенно со стороны детей считаются «нашептываниями Силы».   Муки совести – это также работа Силы. Инуиты верят что Сила всегда был с ними, но всегда очень далеко (высоко, во всех направлениях ). Хотя он имеет род, — мужской, — он практически никогда не изображается, потому что не имеет формы. Есть очень небольшое количество мифов, в которых участвует Сила, потому что у него почти нет индивидуальных характеристик. На редких изображениях это божество предстает как чисто выбритый мужчина с гладкими длинными волосами.
Сила также является материей, из которой сделаны души. Вопреки христианским миссионерам, определившим как главное божество эскимосов Нанука, духа белых медведей, Сила гораздо ближе к этой роли. При этом Сила имеет и зловредную сторону : известно, что во время игры он может выманить ребенка в тундру, и его никогда больше не увидят.
Плохая погода как ветер, снежные бури, и т.д. приходят к человечеству от этого божества как наказания за нарушения табу. Это божество «награждает» болезнями любого, кто жестоко обращается с животным миром.  Если кто - либо страдающий от болезни обращался к нему за помощью для излечения, то он должен был оставить все свое земное имущество и податься в отшельники. Только в одиночестве этот человек получал исцеляющий «вдох Силы».
В некторых мифах Сила является создателем снега ( снежинки – стружка с клыков моржей) и рассказывается что именно он создал первых людей из мокрого песка и вдохнул в них жизнь.
Согласно интерпретации антропологов, Сила — одно из старейших эскимосских божеств, однако недавно (в последнее тысячелетие) он был вытеснен Седной и Матерью карибу, когда подчинённые этим богиням животные стали главной пищей эскимосов. Обоснованием вывода о древности веры в Силу является широкая распространённость этого божества.

Дополнительный материал по мифологии инуитов ЗДЕСЬ

*

Сила и Нунам как пара супругов – демиургов во многом схожи с японскими Идзанаги и Идзанами. Это одни из главных божеств пантеона синтоистской религии. Они были первыми способными рождать других, себе подобных богов. Высшие боги, которые появились при разделении земли и неба, поручили им привести землю в порядок. До них земля находилась в жидком состоянии, и им было поручено создать условия для появления людей. Древний миф повествует о том, как они стоят на небесном мостике и погружают в морскую воду копьё, данное им великими богами. Они вращают копье, потом поднимают его и капли, упавшие с копья принимают твердый вид и превращаются в остров. Остров назван Оногородзима или Самозагустевший. Затем оба бога спускаются на остров, делают из него срединный столб и совершают таинство брачного обряда, при этом они ходят вокруг столба и произносят друг другу любовные слова. Первой слова произнесла женщина, Идзанами, а должен был мужчина, Идзанаги. Теперь, поняв правила, они повторяют обряд. В результате образуются острова, на которых расположена Япония, а затем и те духи-боги, которые ее населяют: боги моря и ветра, кровли и земли, деревьев и гор, туманов в ущельях, равнин и множество другие. Последним на свет появляется Кагуцути – бог огня. Его рождение оказалось смертельным для Идзанами, он опалили ее лоно. Она отправляется в ёми-но куни – царство мертвых, но страна еще не достроена и Идзанаги решает пойти за ней.

Далее идет повествование о его путешествии и приключениях в подземном царстве, из которого он потом убегает. Брак с богиней Идзанами ему пришлось расторгнуть, потому что она стала божеством страны смерти. После всего этого он совершает омовение, дабы очиститься, в результате чего на свет появляется множество богов. В конце появляются три самых великих и почитаемых божества: Аматэрасу – богиня солнца, которая явилась из капель воды от омовения левого глаза, Цукиёми – бог луны и ночи, рожденный в капель воды от правого глаза и Сусаноо – бог водных просторов и ветра. Между ними Идзанаги распределяет свои владения. Старшая сестра, Аматэрасу получает равнину высокого небосвода – такамо-но хара, Цукиёми – царство ночи, а равнина моря достается Сусаноо.
Как видно, здесь подробно описан браный обряд, который имел большое значение для древних японцев. Так же прослеживается четкий переход к отцовскому праву, в отличие от существующего материнского. Ведь, согласно мифу, когда женщина произнесла обрядовые слова первой, это привело к трагическим последствиям. Об этом же свидетельствует и то, что Идзанаги смог произвести потомство без помощи и участия женского божества. Женское божество Идзанами представляет собой воплощение сил смерти, сил темного царства и этим она она схожа как хтоническое божество с Нунам. Идзанаги, напротив, защищает людей, олицетворяет светлые силы и даже является покровителем рожениц. Он, отец трех божеств, занимающих видную роль в религии и мифологии, является главой семьи в патриархальном обществе. Он же занимается вопросами раздела имеющегося наследства, в данном случае – Вселенной и этим он схож с Силой.

Большая душа

Сила как « ВЫСШЕЕ божественное», по определению соотносится с индуистским параматманом и таким понятием как «сверх – душа» развитым  американским философом Ральфом Эмерсоном.

Параматма (парам – высшая, атма – душа) – высшее Я, сверхдуша, локализованный аспект Абсолютной Истины (сосредоточенный в определенном месте). Параматма одна, но отражается в сердце каждого. Параматма – всеведающая (знает всё). Находится вне времени и пространства. Едина и неделима. Создает, поддерживает и развивает все живые существа. Она – Он (оно) отображается в каждом атоме.  Имеет личностные характеристики (нама, рупа, гуна), но не полные (не проявлена лила – игры, волеизъявление, удовлетворение своих желаний) -  безличностность – качество Параматмана, в нем всякая индивидуальность, личность отсутствует. Духовно практически идентично с Абсолютом, идентично с Парабрахманом. Параматма — это Высший Принцип, как бы мы его ни называли: Бог, Высшее «Я», Божественное «Я», Любовь, Истина или Реальность. Параматма знает каждую мысль, видит каждый поступок, слышит каждое слово – каждого, всегда. Параматма никогда не спит – Она всегда бдительна – Она наш постоянный свидетель – для бактерии, насекомого, растения, рептилии, птицы, животного и человеческих видов – полубога, асура, – Параматма находится в сердце, направляя скитания каждого изнутри. Параматма пребывает внутри существ и вне их, далеко и близко, он движущийся, но при этом неподвижный, непостижимый вследствие своей тонкости. Параматма при этом выполняет роль свидетеля деятельности живых существ (джив).


Основополагающий тезис учения Эмерсона — идея о «Сверхдуше» (Over-Soul), в которой «частное бытие всякого человека заключено и объединено с бытием всех других». Сверхдуша связывает воедино все предметы и явления как материального, так и нематериального мира. Каждый отдельный человек — «канал» к этой великой общности. Философы издавна признают существование сверхсознания, Эмерсон называет его Сверхдушой. Но лишь недавно этот феномен фактически признан и наукой. Французский ученый указывал на то, что вдохновение, гениальность, моральные качества исходят из сверхсознания. Сверхдуша связывает воедино все предметы и явления как материального, так и нематериального мира. Каждый отдельный человек - «канал» к этой великой общности. Именно этот отдельный человек, автономная мыслящая личность - в центре «мироздания, по Эмерсону». Этот индивидуум - «единственный и верховный деятель», он наделен частицей Сверхдуши и абсолютно не нуждается в общественных законах и правилах. Общество же находится в заговоре против личности. Введя разделение труда, оно закрепостило человека, превратило его в придаток бездушного государственного механизма. А раз так, рассуждает Эмерсон, то «нет другого пути, ведущего к совершенному миру и довольству, кроме следования советам собственного сердца».
Идеал Эмерсона в области общественных отношений - союз, основанный исключительно на добровольности сохраняющих свою независимость индивидуумов. Теория личности и государства Эмерсона - разновидность философского анархизма.
Каковы истоки этой индивидуалистической утопии? Их несколько. Здесь и присущая всему мировому романтизму апология личности, продолжившая ренессансное «открытие „Я"». Это и наследие протестантизма, всегда стремившегося утвердить личностный характер отношений верующего и Бога и часто не признававшего ни светской власти, ни церковных посредников. Это и жизненный опыт американских колонистов, которых сами условия жизни в Новом Свете учили полагаться на собственные силы, а государственный контроль воспринимать как досадную помеху.
Этический индивидуализм Эмерсона носит двойственный характер. С одной стороны, он выражает протест против включения личности в государственную структуру, против превращения человека в «винтик», против конформизма и обывательщины. Но здесь таилась опасность, которой не избежал принцип «доверия к себе», ибо, с другой стороны, в нем заложена возможность обосновать любой индивидуалистический инстинкт, любое эгоистическое действие ссылкой на «внутренний голос».
Вторая центральная тема творчества Эмерсона - «Человек и природа». Еще в первой своей книге он утверждает: природа - это основа, с которой человек должен установить прочную связь. Природа прежде всего - «символ духа». Существует таинственная связь между миром природы и миром человеческой души. Законы материи соответствуют законам этики. Все в природе находится в гармоническом единстве. Насколько общество губительно воздействует на человека, настолько общение с природой целительно для него.


*


darker 76 / 2015 -2016