Тифон / Typhon




Золотая лира,
принадлежащая Аполлону
Наравне с музами,
Чьи кудри фиолетовы‚
Тебе вторит танец поступью;
Знаку твоему покорны певцы,
Когда, встрепенувшись, дашь ты знак к выступлению хору.
А кого не полюбит Зевс,
Тот безумствует пред голосом Пиерид
И на суше, и в яростном море,
И в страшном Тартаре,
Где простерт божий враг — стоголовый Тифон.


Кто такой Тифон и откуда он взялся ?

Тифон – это чудовищное порождение Геи и Тартара (загробного мира), хтонический тератоморф, драконид.  Другая версия его происхождения - партеногенез Геры.

Само греческое имя Тифона произошло от слова «дым», что метафорически означает «тщеславие», «самонадеянность» и является намеком на тщеславие гигантов, вздумавших воевать с олимпийскими богами.

Известно, что величавая супруга Зевса, богиня — хранительница семейного очага Гера, обладала мстительным и, скажем прямо, вздорным характером. Властолюбивая, она ни в чем не хотела уступать своему грозному супругу и ссорилась с ним по любому поводу. А Зевс не упускал случая подразнить Геру.
После рождения богини мудрости Афины (она появилась на свет без помощи женщины, прямо из головы Зевса — в боевом облачении и с воинственным кличем) Гера пришла в неописуемую ярость. Она, решив обойтись без мужской помощи (в пику супругу)- совершила магический акт, "возложив на землю ладонь", а затем "в землю ударив пышной рукою", после чего она и забеременела. Между прочим, у греков обращение с молитвой к небесным богам сопровождалось подъятием рук, а к земным - возложение их на землю. Таким образом, и в этом варианте Тифон - существо вполне хтоническое. А как верно замечает Гомер : «Тифона привела в мир ревность» .

Вид Тифона ужасен: его описывают по-разному, но неизменно как химерическое чудовище невообразимых размеров. Аполлодор описывает Тифона  так : «головой он достает до звезд, раскинув руки дотягивается до востока и запада, огромные крылья затмевают солнце, торс его человеческий но покрыт перьями, ниже пояса - переплетающиеся змеиные кольца, он бородат, космат, извергает огонь и искры,вращающиеся глаза выбрасывали снопы пламени а вместо пальцев - сто драконьих голов сквернословят на языке богов, плюются, лают и мычат». Тифон обладал невероятной силой рук и ног. Кстати, имя его производилось греками от глагола "тифоо" - дымить, чадить а само понятие «тифон» ассоциируется с такими явлениями как вихрь, круговоротный, жестокий ветер, столбовая буря, ветроворот; вздымая пыль, землю, воду столбом, он обращается в смерч и разрушает на пути своем все.


Далее :

Практичная богиня Гера не бросила на произвол судьбы свое порождение — ведь иметь собственного ручного драконида очень удобно. Тифон был отдан на воспитание мудрому змею Пифону. Пифон верой и правдой служил Гере: он сторожил ее древнее прорицалище в Дельфах и сам заботился о пропитании, пожирая коз и кур у окрестных крестьян. Почтенный змей мог гордиться способным учеником Тифоном: крошка дракон быстро превзошел змеиную науку, он рос не по дням, а по часам и вскоре стал наводить ужас на всю округу. Да что там на округу! Сто его глоток могли одновременно рычать, лаять, выть и шипеть. Сами бессмертные боги-олимпийцы бледнели, когда слышали рев Тифона.
Побаивался дракона даже владыка Олимпа — и не без оснований. Тифон гордился своей огромной силой и вскоре стал мечтать.....Тифон тщился поразить олимпийских богов и стать владыкой мира. А такие мечты обычно ничем хорошим не кончаются. И однажды Тифон восстал. Тифон был настолько могуч, что все таки на некоторое время стал властителем над богами и смертными.
Первый сценарий рассказывает о том, что он бросился на Олимп, все боги в страхе поспешили спрятаться в Египте, приняв вид различных животных. Зевс превратился в барана, Аполлон — в ворона, Дионис — в козла, Гера — в белую корову, Артемида — в кошку, Афродита — в рыбу, Арес — в вепря, Гермес — в ибиса и т.д.
Только Афина не проявила трусости и лишь насмехалась над Зевсом до тех пор, пока тот не принял своего истинного обличья и не ударил перуном в Тифона. Не дав ему опомниться, Зевс тут же пустил в ход кремневый серп, которым когда-то оскопил своего отца Урана. Стеная и истекая кровью, Тифон бежал на гору Касий, которая возвышается на севере Сирии, и там снова сошелся в поединке с Зевсом. От противоборства Зевса и Тифона земля сотряслась до самых своих основ, суша, море и небо загорелись, и затрепетали даже обитатели подземного царства мертвых.   С грозным воем  метнул Тифон  в небо свое огромное тело.  Ему удалось обвить Зевса мириадами змеиных колец, отнять серп, отрезать им сухожилия на руках и ногах самого громовержца (!) и оттащить его в Корикийскую пещеру. Хотя Зевс был бессмертным, он лежал и не мог пошевелить даже пальцем. Тифон засунул сухожилия в медвежью шкуру и отдал ее на хранение своей сестре змеехвостой дракониде Дельфине. Страх охватил богов, когда до них дошла весть о поражении Зевса. Казалось, уже ничто не поможет Зевсу. Тень Тифона нависла над миром.
И тут выход из положения, как всегда, нашел хитроумный Гермес — бог тайных знаний, покровитель воров и торговцев. Перехитрив туповатую Дельфину, он выкрал сухожилия Зевса, спрятанные в пещере, и также ловко вставил их ему. Некоторые, однако, говорят, что сухожилия у Дельфины лестью выманил Кадм, сказав, что они ему нужны, чтобы сделать струны для лиры, на которой он собирается исполнять для нее сладостную музыку .

Второй сценарий рассказывает, что в облике прекрасного пастуха Кадм явился к пещере Тифона. Он, одетый в грубое одеяние, прижался спиной к дубу и заиграл на тростниковой пастушьей флейте. Чарующие звуки флейты достигли слуха Тифона, и тот выполз из своей пещеры, желая лучше насладиться прекрасной музыкой. Кадм сделал вид, что испугался чудовища, и побежал. Тифон догнал его и, не распознав коварства, стал насмехаться над его испугом. Кадм притворился успокоенным и предложил Тифону сыграть на струнной кифаре торжественную песню в честь его победы над богами. Тифон с радостью согласился и пообещал Кадму женитьбу на любой богине, кроме верховной, которую он, Тифон, собирался сделать собственной женой . Кадм на словах согласился с обещанием Тифона. Тифон вытащил из пещеры сухожилия верховного бога, для того чтобы изготовить струны будущего инструмента  и Кадм передал их Зевсу. А пока Кадм продолжил играть на своей флейте, воспевая победу в будущей битве. Тифон решил, что тот воспевает его торжество, а сам Кадм в это время думал о верховном боге. В то время как Кадм услаждал слух Тифона, сам верховный бог тайком пробрался в пещеру и похитил ранее отобранные у него молнии. Когда Кадм кончил играть, Тифон вернулся в свою пещеру и обнаружил пропажу. Понял он, что был завлечен в коварные сети, воспламенился яростью, но было уже поздно.

Битва Зевса с Тифоном. Рисунок древнегреческой амфоры (550 г. до н. э.):



В итоге Зевс вернулся на Олимп и, сев на колесницу, запряженную крылатыми лошадьми, вновь обрушил на Тифона перуны. Тифон бежал на гору Ниса, где три богини судьбы предложили ему нежные фрукты, заявив, будто с их помощью он сможет восстановить свои силы, хотя на самом деле плоды были смертоносными. Уже умирая, из последних сил но все же достиг горы Гем во Фракии и стал швырять в Зевса целые горы, тот отвечал ему перунами, и вскоре на теле чудовища образовались ужасные раны. Потоки крови Тифона были так велики, что от них получила свое название гора Гем ("кровавая"). Он бежал в сторону Сицилии, где Зевс окончательно расправился с ним, придавив его горой под названием Этна, из кратера которой до сих пор вырывается пламя .

...Стоглавое чудовище - Тифона,
Рожденного землей. На всех богов
Восстал он: шип и свист из челюстей
Грозил престолу Зевса, а из глаз
Сверкал огонь неистовой Горгоны,
Но Зевса неусыпная стрела -
Пылающая молния сразила
Его за эту похвальбу. До сердца
Он был испепелен, и гром убил
Всю силу в нем. Теперь бессильным телом
Он под корнями Этны распростерт,
Недалеко от синего пролива,
И давят горы грудь ему; на них
Сидит Гефест, куя свое железо,
Но вырвется из черной глубины
Потоком пожирающее пламя
И истребит широкие поля
Сицилии прекрасноплодной...

Эсхил "Прикованный Прометей"

Как бы там ни было, но  Зевсу & Co  удалось победить его, но ценой неимоверных усилий, о которых различные заслуживающие доверия источники сообщают по-разному. Так гласит древнегреческая  легенда. Так печально закончились для злополучного дракона его мечты о мировом господстве.
Мир вздохнул с облегчением.

*

Тифон задействован в формировании двух созвездий - Рыбы (или Южная Рыба по другому варианту катастеризма  ) и Козерог. Вероятно это один миф, поскольку сюжет обеих сцен идентичен, отличаются только герои. В первом (Рыбы или Южная Рыба) Тифон набросился на Афродиту и Эрота (или Адониса или только одну Афродиту), сидевших на берегу реки, а во втором (Козерог) на Пана (если не на самого Зевса). В обоих вариантах атакованные бросаются в воду и превращаются в рыб.

При жизни  Тифон вступил в связь с дочерью Кето - драконидой Ехидной. В браке с Тифоном Ехидна породила множество чудовищ: Химеру, Лернейскую гидру, псов-близнецов Кербера и Орфа. По этой причине Тифона часто называют - «Отец всех монстров».

Eхидна. Скульптура Pirro Ligorio.(Monster Park), Lazio, Italy :


Позднее Тифон был отождествлён с египетским Сетом, богом смерти, опустошения, солнечного и лунного затмений и других несчастий. Сет — древнейшее божество, связанное с наиболее глубокой Тайной и Тьмой. Будучи в родстве с Осирисом и его светлым и благим аспектом, Сет символизирует мрак, засуху, бесплодную почву, наконец, эзотерическое как противоположность видимого и экзотерического. 


Однако важно помнить, что в Древнем Египте зло представляли не как самостоятельную сущность, а лишь как тень добра, искаженного при воплощении. Итак, Сет, или Сет-Тифон, как его называли впоследствии — это лишенная сознания материя, темная и слепая, способная быть как хорошей, так и плохой.Египетское созвездие Тифона греки называли Медведем.

Нередко Тифон напрямую соотносится и с драконом Пифоном, своим предполагаемым «учителем». Пифон — это персонификация разрушительного Северного ветра, поскольку ветры обычно изображались со змеиными хвостами, причем в Сирии Северным ветром считался такой, который дул с горы Касий, а в Греции — с горы Гем. Тифон означает "дурманящий дым", а его появление — извержение вулкана. Именно поэтому сообщается, что Зевс похоронил Тифона под горой Этна. Однако имя Тифон также связано с горячим дыханием сирокко, дующего из южной пустыни, опустошающего Ливию и Грецию и несущего с собой вулканический запах. Египтяне изображали его в виде осла пустыни . Бог Сет, чьим дыханием считался Тифон, изувечил Осириса почти так же, как Пифон изувечил Зевса, и оба в конечном счете потерпели поражение. Эта параллель по версии одних авторов приводит к путанице а по другой просто к отождествлению между Пифоном и Тифоном.
Если рассматривать Пифона как самостоятельного персонажа, то он также являлся любимцем Геры (буквально : ручной зверь).Был убит Аполлоном.За убийство Пифона Гея хотела низвергнуть Аполлона в Тартар. В искупление Аполлон должен был 8 лет оставаться в изгнании для умилостивления гнева Земли. Это вспоминалось в Дельфах различными священными обрядами и процессиями. По одной из версий Пифон еще задолго до Аполлона давал прорицания.Короче говоря, не так прост был этот Пифон.

Аполлон убивает Пифона :


Тема борьбы богов с Тифоном была очень популярной в греческой мифологической литературе. Рассказы об этой борьбе сохранились в разных вариантах. В данном случае изложение этого мифа основано преимущественно на поэме Нонна о Дионисе, а этот автор использовал в своем сочинении и финикийские предания.

Упоминается у Гесиода в «Теогонии» :

После того как Тита­нов про­гнал уже с неба Кро­ни­он,
Млад­ше­го меж­ду детьми, Тифо­ея, Зем­ля-вели­кан­ша
На свет роди­ла, отдав­шись объ­я­ти­ям Тар­та­ра страст­ным.
Силою были и жаж­дой дея­ний испол­не­ны руки
Мощ­но­го бога, не знал он уста­ло­сти ног; над пле­ча­ми

Сот­ня голов под­ни­ма­лась ужас­но­го змея-дра­ко­на.
В воз­ду­хе тем­ные жала мель­ка­ли. Гла­за под бро­вя­ми
Пла­ме­нем ярким горе­ли на гла­вах зме­и­ных огром­ных.
Взглянет любой голо­вою — и пла­мя из глаз ее брызнет.
Глот­ки же всех этих страш­ных голов голо­са испус­ка­ли

Невы­ра­зи­мые, самые раз­ные: то раз­да­вал­ся
Голос, понят­ный бес­смерт­ным богам, а за этим как буд­то
Ярост­ный бык мно­го­мощ­ный ревел оглу­ши­тель­ным ревом;
То вдруг рыка­нье льва доно­си­лось, бес­страш­но­го духом,
То, к удив­ле­нию, стая собак зали­ва­ла­ся лаем,

Или же свист выры­вал­ся, в горах отда­ва­я­ся эхом.
И совер­ши­лось бы в этот же день невоз­врат­ное дело,
Стал бы вла­ды­кою он над людь­ми и бога­ми Олим­па,
Если б ост­ро не уду­мал отец и бес­смерт­ных и смерт­ных.
Загро­хо­тал он могу­че и глу­хо, повсю­ду ответ­но

Страш­но зем­ля зазву­ча­ла, и небо широ­кое свер­ху,
И Оке­а­на тече­нья, и море, и Тар­тар под­зем­ный.
Тяж­ко вели­кий Олимп под нога­ми бес­смерт­ны­ми вздрог­нул,
Толь­ко лишь с места Кро­нид под­нял­ся. И зем­ля засто­на­ла.
Жаром сплош­ным ото­всю­ду и мол­ния с гро­мом, и пла­мя

Чуди­ща зло­го объ­яли фиал­ко­во-тем­ное море.
И ура­ган­ные вет­ры, и пол­ные мол­ний перу­ны.
Все вкруг бой­цов заки­пе­ло — и поч­ва, и море, и небо.
С ревом огром­ные вол­ны от ярост­ной схват­ки бес­смерт­ных
Бились вокруг бере­гов, и тряс­ла­ся зем­ля непре­рыв­но.

В стра­хе Аид задро­жал, пове­ли­тель ушед­ших из жиз­ни,
Затре­пе­та­ли Тита­ны под Тар­та­ром око­ло Кро­на
От непре­рыв­но­го шума и страш­но­го гро­хо­та бит­вы.
Зевс же вла­ды­ка, свой гнев рас­па­лив, за ору­жье схва­тил­ся —
За гро­зо­вые перу­ны свои, за мол­нию с гро­мом.

На ноги быст­ро вско­чив­ши, уда­рил он гро­мом с Олим­па,
Страш­ные голо­вы сра­зу спа­лил у чудо­ви­ща зло­го.
И укро­тил его Зевс, поло­суя уда­ра­ми мол­ний.
Тот осла­бел и упал. Засто­на­ла Зем­ля-вели­кан­ша.
После того как низ­верг­нул перу­ном его Гро­мо­вер­жец,

Пла­мя вла­ды­ки того из леси­стых заби­ло рас­се­лин
Этны, ска­ли­стой горы. Заго­ре­лась Зем­ля-вели­кан­ша
От неска­зан­ной жары и, как оло­во, пла­вить­ся ста­ла —
В тиг­ле широ­ком — уме­ло нагре­тое юно­шей лов­ким.
Так же совсем и желе­зо — креп­чай­шее меж­ду метал­лов, —

В гомеровских гимнах :

Страшный, свирепый Тифаон, рожденный на пагубу людям.
Некогда Гера его родила, прогневившись на Зевса,

После того как Афину преславную из головы он
На свет один породил. Разъярилась владычица Гера
И средь собранья бессмертных такое промолвила слово:
"Слушайте, слушайте все вы, о боги, и вы, богини,
Как опозорил меня мой супруг, облаков собиратель,

Первый, в то время как я остаюсь женой ему доброй:
Он совоокой Афиной помимо меня разрешился,
Всех остальных превзошедшей блаженных богов олимпийских.
Мной же самою рожденный Гефест между тем оказался
На ноги хилым весьма и хромым между всеми богами …

В руки поспешно схватив, и в широкое бросила море.
Но среброногая дочерь Нерея Фетида младенца
Там приняла и его меж сестер меж своих воспитала.
Лучше б другим, чем она, угодить постаралась бессмертным…
Жалкий, коварный изменник! Теперь еще что ты замыслишь?

Как же один породить светлоокую смел ты Афину?
Разве бы я не сумела родить? Ведь твоею женою
Я средь бессмертных зовусь, обладающих небом широким.
Ныне, однако, и я постараюся, как бы дитя мне,
Не опозоривши наших с тобою священных постелей,

На свет родить, чтоб блистало оно между всеми богами.
Больше к тебе на постель не приду. От тебя в отдаленье
Буду я с этой поры меж бессмертных богов находиться".
Молвивши так, от богов удалилась с разгневанным сердцем.
И возложила на землю ладонь волоокая Гера

И, сотворяя молитву, такое промолвила слово:
"Слушайте ныне меня вы, Земля и широкое Небо!
Слушайте, боги-Титаны, вкруг Тартара в глуби подземной
Жизнь проводящие, — вы, от которых и люди и боги!
Сделайте то, что прошу я: помимо супруга Кронида,

Дайте мне сына, чтоб силою был не слабее он Зевса.
Но превзошел бы его, как Кроноса Зевс превосходит".
Так восклицала. И в землю ударила пышной рукою.
Заколебалась земля живоносная. Это увидев,
Возвеселилася Гера: решила — услышана просьба.

И ни единого разу с тех пор в продолжение года
Не восходила она на постель многомудрого Зевса
И не садилась, как прежде, на пышный свой трон, на котором
Часто советы супругу разумные в спорах давала.
В многомолитвенных храмах священных своих пребывая,

Тешилась жертвами, ей приносимыми, Гера-царица.
После ж того, как и дней и ночей завершилось теченье,
Год свой закончил положенный круг и пора наступила,
Сын у нее родился — ни богам не подобный, ни смертным,
Страшный, свирепый Тифаон, для смертных погибель и ужас.

Тотчас дракону его отдала волоокая Гера,
Зло приложивши ко злу. И дракон принесенного принял.
Славным людским племенам причинил он несчастий немало.]
День роковой наступал для того, кто с драконом встречался.
Но поразил наконец-то стрелою его многомощной

Царь Аполлон-дальновержец. Терзаемый болью жестокой,
Тяжко хрипя и вздыхая, по черной земле он катался.
Шум поднялся несказанный, безмерный. А он, извиваясь,
По лесу ползал туда и сюда. Наконец кровожадный
Дух испустил он. И, ставши над ним, Аполлон похвалялся: 

"Здесь ты теперь изгнивай, на земле, воскормляющей смертных!
Больше, живя, ты не будешь свирепою пагубой людям!
Мирно вкушая плоды многодарной земли, постоянно
Станут они приносить мне отборные здесь гекатомбы.
Ныне от гибели злой не спасти тебя ни Тифоэю,

Ни злоимянной Химере. На этом же месте сгниешь ты
Силою черной Земли и лучистого Гипериона".
Так он хвалился. Глаза же драконовы мглою покрылись.
Гелиос в гниль превратил его силой своею святою.
Вот почему он Пифоном зовется теперь, а владыку

Мы называем пифийским: на месте на этом сгноила
Острого Гелия сила останки свирепого гада.



Также встречается у Вергилия,Гигина, Диодора Сицилийского,Плутарха и др.
Разновидность существ Подземного мира предстает на древних рельефах Болоньи (V в. до н.э.). На одном из них душа умершего в одежде воина на коне въезжает в Загробное царство, а навстречу поднимается змееногий демон. Демон похож на изображение Тифона или греческие изображения гигантов. Змееногость оттеняет его хтоническую древнюю природу.
Макробий дает описание нескольких форм змееногих гигантов, изображения которых часто встречаются на древних монументах (Macrob. Sat., I, 20).

Существует версия, что Тифон является неким символом вулканической силы* [*Dennis D. The Sities and Gemeteries of Etruria... Vol. 1. P. 168, 329.].


*

Итак, “стоглавость” есть, собственно, свойство только одного персонажа античной мифологии,  хорошо известного, — Тифона. После Титанов и Гигантов, восстававших на богов-олимпийцев, мстя за обиды матери Геи, Тифон стал еще одним, последним и самым опасным мстителем — противником Зевса. В конечном итоге Зевс поражал Тифона молнией и низвергал его в Аид .
Интересно что миф этот в позднейшее время получил социально-аллегорическую трактовку. Подробную разработку ее дал Фрэнсис Бэкон в главе “Тифон, или Мятежник” своей книги “О мудрости древних”. Развивая идеи о народном мятеже, Бэкон отмечал, что поводом к нему служит произвол государя, но далее вступает в силу “присущая простому народу от природы испорченность и хитрость”. “Когда же силы оппозиции укрепляются, — продолжал философ, — дело доходит до открытого мятежа, который из-за бесконечных несчастий, приносимых им и государям и народам, изображается в виде страшного Тифона, у которого сто голов, потому что власть раздроблена, пылающая пасть, т. е. пожары”  и т. д.

Здесь я приведу отрывок из монографии Евгения Вилька "«Чудище стозевно» и Тифон" , так как тут неплохо описывается символизм Тифона, скелет так сказать «обрастает мясом»:

Персонаж греческого мифа получил поистине удивительную судьбу в эллинистический период, когда греческие поселенцы освоили египетские земли и подыскали в своей мифологии эквиваленты египетским богам. Тифон в его функции хтонического персонажа, восставшего на верховного бога, был отождествлен с египетским Сетом, братом и убийцей Озириса. Какие-то связи с египетским сакральным контекстом можно обнаружить уже у Аполлодора, согласно которому боги, устрашенные Тифоном, бегут от него именно в Египет, где принимают образы разных животных (греческое объяснение зооморфности египетского пантеона). Рецепция этого персонажа самими носителями египетской мифологии оказалась впоследствии весьма глубокой: в египетских папирусах эллинистического времени находят уже брата Озириса под именем “Tbth”-Тифона . Отождествленный с Сетом, Тифон вошел в чрезвычайно сложный и разработанный мифологический контекст, из периферийного в греческом ареале мифа переместился в один из основных мифов Египта, в область предания, остававшуюся активной и “мифогенной”, порождавшей все новые и новые культы, секты и религиозные концепции.

В тысячелетней истории Египта миф о Сете претерпел весьма сложные изменения. Убийца Озириса, бога растительности и культурного героя, Сет не был все же первоначально негативным персонажем, но скорее воплощением амбивалентной по своей природе силы. Его спор с сыном Озириса Гором заканчивался примирением обоих и разделением власти над Египтом. В период Древнего Царства Сет считался покровителем Верхнего Египта, дельты Нила, Гор же — Нижнего Египта, среднего течения Нила. Фараон как владыка “обеих земель” носил на своем головном уборе знаки обоих богов. В XIX—XVII вв. до н. э., в период владычества над Египтом гиксосов, прежде кочевых племен, обосновавшихся в дельте Нила, Сет стал считаться богом этих чуждых и опасных Египту племен. В этой связи он приобретал все более враждебные и отталкивающие черты, пока в период Нового Царства и в эллинистическом Египте, став уже Сетом-Тифоном, не начал выступать в качестве персонифицированного принципа космического зла. Хотя явные отголоски прежнего мифа, в котором Сет выступал в качестве одной из главнейших сил многополярного космоса, продолжали сохраняться преданием.

Вне пределов самого Египта, в мире, объединенном Римом, миф о Сете-Тифоне получил широкую известность благодаря распространению культа Озириса и Изиды. Важнейшим для эллинистического периода свидетельством о культе египетского “умирающего и воскресающего бога” и о его противнике Тифоне служит специально посвященная этому вопросу книга Плутарха . Миф о Сете-Тифоне не остался невостребованным и в гностической среде, бурно развивавшейся в это время и вовлекавшей в свою орбиту наряду с христианскими представлениями осколки и фрагменты более ранних мифов. Существовала даже секта гностиков-“сетиан”, прямо отождествлявших Христа с Сетом-Тифоном (который мыслился ими уже как противник “злого демиурга”) .

Египетская мифология вместе с глубоко укоренившимся в ней мифом о Сете-Тифоне продолжала будоражить воображение мистиков и последующих эпох вплоть до XX века . Все это позволяет лучше понять и специфическое бытование образа Тифона в литературе второй половины XVIII века, отмеченной особым интересом к диковинкам мифологии, как на уровне поверхностно-занимательного чтения, так и в связи с настойчивыми духовными исканиями в масонской среде.
Популярные мифологические лексиконы XVIII века знают Тифона исключительно как персонажа египетского мифа на последней стадии его развития. “Тифон — сим именем, — указано в одном из подобных компендиумов, — в Египте называли злого духа и почитали его за бога” . “Озирис, сын Сатурна и Реи <...> царствовал благополучно с женою своею Изисою, которая была ему и сестра, они оба прилагали свое старание, чтобы исправить подданных нравы, приучали их к земледелию и к другим нужным художествам — так пересказывал египетский миф М. Чулков, придавая ему черты трафаретного повествования о просвещенном монархе. — Вздумал он покорить весь Египет приятностью своего красноречия и человеколюбием, за сие искание славы брат его Тифон велел положить его в сундук и бросить в реку Нил...”
Но наибольшую разработку миф о египетском Тифоне получил в мистической литературе конца XVIII века, в контексте популярной в масонской среде идеи о египетских мистериях, предшествовавших или даже тождественных мистериям масонства. Автор одной из этих книг, под таинственным названием “Crata repoa”, излагая фантастические подробности египетского ритуала посвящения жрецов, уделяет особое внимание фигуре Тифона. Согласно “Crata repoa”, на четвертой (из семи) ступеней посвящения адепт вступал в сражение с символической Медузой Горгоной.
“Сия отрубленная голова, — объясняли ему, — была Горгонина, которая вышла замуж за Тифона и подала повод к убиению Озирида”. И повелено ему быть непрестанным мстителем сего злодеяния” . На “пятой ступени” посвящения миф о Тифоне разворачивался со значительно большими подробностями в качестве назидательного спектакля, показываемого новопосвящаемому и впоследствии толкуемого: “Одна особа, которая названа была Ором (т.е. Гором по современной транскрипции, сыном Озириса ), шла вместе с несколькими Балагатами (имя посвящаемых на этой ступени), у которых были в руках факелы; и сколько приметить можно было, то они в той зале чего-то искали. В то самое время вынимал Ор меч свой. Вдруг потом приметя, что в некоей тут пещере, из которой пламя выходило, сидел Тифон на подобие какого-либо убийцы, в печальном виде. Сколь скоро он к нему приближился, тогда вставал Тифон и в страшилище превращался. На плечах у него находилось сто голов ; все оного тело покрыто было чешуею, руки же его были весьма длинны. Однако Ор, невзирая на то, подошел к нему, поверг его на землю и убил оного. По отрублении головы его, брошено было тело онаго в ту пещеру, из которой происходило пламя, которое сделалось гораздо более прежнего. Голова его была показана всем тут присутствующим с молчанием. Все сие было оному новопринятому Балагату растолковано; и сказано, что под видом Тифона значился огнь, который был первою ужасною стихиею, и без которой в свете ничего не могло сделаться. Ор значил работу и прилежание, от которых получить можно великую пользу, если бы льзя было могущество истребить первого”....

Корни этого причудливого построения во многом ясны и развивают давний греко-египетский синтез, добавляя к нему некоторые детали средневековой алхимии. Медуза Горгона здесь, с одной стороны, — эквивалент сестры Сета богини Нефтиды, но хтонические ее черты взяты из греческой мифологии, в которой супругой Тифона считалась змея Ехидна, породившая от него ряд чудовищ. Ехидна оказалась замененной другим хтоническим персонажем греческой мифологии — Медузой Горгоной, с одной стороны, вероятно, по закону “мифологической симпатии”: множество волос-змей гармонировало с множеством глав приданного ей супруга; с другой стороны, Тифон соотносился с Горгоной уже в одном из древних текстов, в трагедии Эсхила . Египетский Тифон сохранил здесь значимые приметы его греческого прототипа, включая как важную в интересующем нас контексте “стоглавость”, так и иные черты: тело, покрытое чешуей, и длинные руки . Связь Тифона с огнем также коренится в греческом оригинале и обыгрывается во всех его мифологических описаниях. Ибо греческое имя Тифон (Tujwn, Tujweuz) одного корня с глаголом Tujw — дымиться, испаряться, гореть, в связи с чем Тифон мыслился греками низвергнутым под Этну или иной вулкан.

Таким образом, Тифон здесь выступает, с одной стороны, в качестве мистического символа мирового зла, восставшего на Озириса, олицетворяющего верховный разум, духовное начало, правившее некогда миром. Вечная борьба с Тифоном — мировым злом вменяется в обязанность посвящаемому. Вместе с тем “мировое зло” — не абсолютная сущность, но только аспект образа Тифона, отождествляемого с первичной стихией огня. Зло рождается в результате нарушения изначальной иерархии бытия, восстания стихии против духовного начала. И в этом смысле от поверженного Тифона (= от подчиненной стихии огня) “получить можно великую пользу”.

Поскольку на этой ступени посвящения “Балагату” предлагаются в дальнейшем занятия “химией”, сакрально-алхимический смысл подчинения пламени и “прилежной работы” не вызывает сомнений.
Если в “Crata repoa” мифологема восстания Тифона развивается в основном в отношении природно-физическом и нравственном, то в другом масонском издании более отчетливо проступают связанные с ней черты мифологической истории (смены легендарных эпох) и космического символизма. В “Новой Киропедии”, написанной Эндрю Рамзеем, египетские жрецы рассказывают юному герою о начальной эпохе земного бытия, память о которой наиболее полно сохранилась в Египте: “...был тогда Египет любимое обиталище богов и таким местом во всем мире, где они больше всего забавлялись. По происхождении зла и великом перевороте, случившемся от бунта чудовища Тифона, они думали, что их страна не совсем переменилась и обезобразилась...”
Об этом бунте “жрецы” повествовали впоследствии подробнее “со слов” знаменитого в гностической традиции персонажа Гермеса Трисмегиста: “Тифон и его товарищи прежде обитали в сем блаженном жилище, но упояся гордостью и позабыв самих себя, вздумали напасть на небо; они были низвергнуты стремглав и заключены в средоточии земли.
Они вышли из своей бездны, пробили яйцо мира, разлили зло по оному и испортили умы, сердца и нравы живущих на нем. Душа великого Озириса оставила свое тело, которое есть натура, и оное соделалось трупом. Тифон разорвал оное на части, разметал члены его и истребил всю красоту его.
С сего времени тело поработилось болезням и смерти, а дух страстям и заблуждениям. <...> В таком состоянии находится теперь человеческое естество. Богиня Изида ходит по всей земле и ищет рассеянных прельщенных душ, чтобы их паки в эмпирей возвратить, как между тем бог Ор со злым началом непрестанно воюет. Сказывают, что сей в последние времена возобновит царство Озириса и истребит чудовище Тифона. До сего времени добрые государи будут облегчать человеческие бедствия...”

Мятеж Тифона здесь становится сакральным событием, положившим предел “золотому веку”, райскому состоянию, современность же трактуется под знаком непрерывной борьбы “Ора” с Тифоном, победа в которой остается делом эсхатологического будущего. Тифон символизирует собой исключительно мировое зло, как в космическом, так и в нравственном плане: подверженность человеческого духа “страстям и заблуждениям”. Символическое значение Тифона еще отчетливее выступает в дальнейшем, когда осознается единство всех вер и тождество, соответственно, таких образов зла, как египетский Тифон, персидский Ариман, греческий Плутон, Сатана иудеев . Вместе с тем в этой борьбе с некогда восставшим мировым злом весьма значим и социальный аспект: как явствует уже из последних слов процитированного фрагмента, роль Ора, ведущего в настоящем непримиримую борьбу с Тифоном, ложится прежде всего на плечи “добрых государей”.



Астрономическая справка : (42355) Тифон  — небольшой объект рассеянного диска, хотя также может быть классифицирован как кентавр. Обнаружен 5 февраля 2002 года. Назван по имени чудовища  Тифона  из древнегреческой мифологии. Период обращения 236, 7 лет.  Эксцентриситет – 0. 541. Большая полуось - 5,742 млрд км. Наклонение – 2 .42.  На снимках телескопа «Хаббл», сделанных 20 января 2006 года, у Тифона был открыт спутник, названный Ехидна, который обращается на расстоянии около 1,3 тыс. км от основного тела.

Перигелий /  афелий :

20/ 4/1542 
20/12/1657 
24/ 3/1774 
18/ 6/1890 
17/ 5/2006

У Тифона достаточно вытянутая орбита а это значит что он особенно быстро проскальзывает одни знаки (Рак, Лев, Дева, Весы) и надолго задерживается в противоположных ( Козерог, Водолей, Рыбы, Овен).Тифон связывает орбиту Урана  с рассеянным диском.

*

Первое что приходит на ум когда начинаешь рассматривать символизм Тифона  – это революционные, кровавые подвижки. Государственные  перевороты как смена власти в государстве, осуществляемая обязательно с нарушением действующих на данный момент конституционных и правовых норм, обычно с применением силы для захвата центров управления государством и осуществлением физической изоляции (иногда ареста или убийства) действующих его руководителей.

Здесь у Тифона наблюдается определенная связь с Прометеем как мятежником что пошел против «верхов» но есть одно принципиальное различие :  Прометей жертвует собой РАДИ идеи , Тифон реализует в полную силу жажду власти либо просто напросто тешит свое самолюбие.  В любом случае, любая социальная революция – это по сути кровь, бардак и попытка либо конкретное низвержение власти и это символический выход Тифона  (параллельно с другими архетипами) на арену. Можно сказать так : Уран (как носитель архетипа Прометея) – это дух революции (как движение к освобождению) а Тифон – это дух насильственного государственного переворота (со всеми сопровождающими подобные процессы мерзостями). 

Ключевые понятия :

- оппозиционирование ;
- противостояние ;
- конфликт ведущий к крушению ;

В продолжении темы стоит заметить что еще одним возможным принципом Тифона  можно считать КОВАРСТВО. Относительно Тифона здесь ключевыми будут следующие понятия :

- коварство обрушивается неожиданно ;
- коварство часто рождается на почве зависти;
- коварству способствует жестокость;
- коварство и истинная мудрость – несовместимы;
- коварство дружит с подлостью.

Этот принцип можно соотнести с таким понятием как «макиавеллизм». Это такой  термин в политологии, обозначающий государственную политику, основанную на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали , нарушении прав человека и тому подобном. Термин произведён от имени итальянского мыслителя Никколо Макиавелли и связывается с идеями, изложенными им в его книге «Государь». В бытовом употреблении соответствует понятиям коварство и вероломство, приобретая (если характеризуемый субъект и цели воздействия вне сферы государственной политики) переносное значение. В дальнейшем этот стереотип поведения был исследован в психологии как феномен, и термин был использован как совокупное обозначение соответствующих личностных характеристик, уже вне связи с политикой. В случае с Тифоном упор будет делаться не на манипулятивное поведение а на устрашение, запугивание, репрессии и т.п…


Кстати, по мере изучения макиавеллизма в психологическом портрете макиавеллиста появлялись новые штрихи – в частности, доминантность, агрессивность и асоциальность. Неоднократно демонстрировалось, что люди с высоким макиавеллизмом воспринимают отношение других к себе как враждебное, никому не доверяют и считают, что им предъявляют излишние и неоправданные требования. Они ожидают от властных фигур неприятностей в виде различных санкций. Одновременно они требуют безупречности от других и могут сами стать перфекционистами, если, по их мнению, это может понравиться значимым другим. А вообще, в первую очередь – это  нечувствительность к нарушению этических норм. В этом случае стоит обратить внимание на выраженный Тифон в личных гороскопах в контексте психологического среза.

По темам астро-поля : чем ярче светит Тифон, тем ниже  доброжелательность.

Интересно что понятие макиавеллизма рассматривается в психологии в контексте т.н «темной триады» личностных свойств.  Т.е это собственно макиавеллизм + нарциссизм + психопатия. Структура личности, определяемая темной триадой, характеризуется ориентацией на социальную доминантность со всеми сопутствующими ей особенностями, например межгрупповой враждебностью. Триада обнаруживает связи с асоциальным поведением и склонностью к насилию. Причем есть мнение, что при значительной выраженности одной из черт триады наблюдаются высокие значения и двух других.  Здесь интересны наблюдения относительно того, в каких случаях Тифон делает одновременные аспекты и к планетам связанным с нарциссизмом (больным ЭГО - Солнце, Юпитер) и к объектам связанным с психопатией и перфекционизмом ( Луна, Церера) + имеет смысл обратить внимание и на истинную Черную Луну.

Вообще, по ощущениям, Тифон тесно связан с принципом ТЕНИ. С ее активизацией. Следует напомнить что Тень – это все низменное, примитивное, подспудно дремлющее в глубинах человеческого существа и скрывающееся за масками благопристойности. Тень – это то, что мы исключили из жизни, так как это не соответствует нашему образу в обществе. Это можно сравнить с длинным мешком, который человек волочит за собой. В него сваливается все, что мешает продвижению и что противоречит ожиданиям, которые возложили на нас наши родители, социум или мы сами.



По этой причине , в Таро , архетип Тифона часто ассоциируется с картой «Дьявол». По крайней мере ,их многое объединяет. Человек находится во власти какой-то навязчивой идеи, страха или другой сильной эмоции, воздействующей на него разрушительно. Можно сказать что это одержимость бесом. Искушение смести все на своем пути, не оставив камня на камне, боятся пусть все остальные. 

Ключевыми понятиями здесь будут :

- злые намерения ;
- огромная зависимость от своих желаний ;
- жестокость, разрушение ;
- палач ;
- комплекс сверхчеловека ;
- гордыня, самонадеянность, заносчивость ;
- болезненное тщеславие.


Очень похоже, что Тифон так или иначе будет связан с черной магией а его символ – перевернутая пентаграмма. 


Здесь упор идет на ниспровержение порядка через работу с темными материями, сущностями и т.п.  Чаще всего на удалении, вдали от глаз людских. Но «выхлоп» может быть феерическим.
В Тифоне вообще сильна природа эскапизма, до поры до времени. Это не отшельничество как принцип построения персонального жизненного пути, по Тифону вызревают коварные планы в «темной келье».
Тифон – темная сторона оккультных практик. Он символ магических сил низшего порядка. Также сигнифицирует интенсивный выход во внешнюю среду подобных энергий . Это могут быть темные боги, темные силы, духи, сущности и т.д.
По Тифону идет сатанизм в его сакральной, высшей форме. Дьволопоклонство, когда человек смотрит на дуалистическую картину мира и приходит к выводу, что он не хочет быть «хорошим», и по ряду причин — эстетических, биографических, психологических и так далее — его привлекает мир антиценностей.



Интересно что современная текстологическая традиция сатанизма фиксируется вокруг двух полюсов. Первый — это тексты Алистера Кроули. Можно сказать, что фигура Кроули существует в формате «маг, оккультист, в каком-то смысле еще и сатанист». То есть утверждать, что Кроули прежде всего сатанист, нельзя: это будет просто неточно. При этом и сатанистом Кроули был не в значении «дьяволопоклонник», а именно в своем уважении к идеалу абсолютной свободы, который для Кроули выражен в образе не только Сатаны, но и в целом темного демонического начала. Демонология Кроули и сам он — это отдельная огромная тема, далеко не полностью совпадающая с сатанизмом и современной культурой.
Второй полюс — это тексты Антона Шандора ЛаВея. Прежде всего это «Сатанинская Библия», которую многие неоправданно называют «черной», но у ЛаВея есть и другие тексты, менее известные. «Сатанинская Библия» ЛаВея — это своеобразный, возможно, даже поэтический взгляд на мир, проповедующий ценность абсолютной свободы во вполне антихристианском, хотя и не слишком жестком отрицании ценностей христианского мира. В ней есть заповеди, истории — все, что должно быть в тексте, который полагается считать священным. Хотя, поскольку ЛаВей задумывал церковь как отчасти коммерческий, отчасти артистический проект, особого почитания по отношению к «Сатанинской Библии» у сатанистов обычно нет. Но все же….

*

Однозначно в Тифоне силен и принцип жертвы.
Взращенный злым учителем. Изгнанный, брошенный. Отсутствие тесной связи с родителями. Не такой как все. Внешние уродства. Ручной, цепной пес.  Зло намеренно закладывается на подкорку – культивируется озлобленность на весь мир. Направление на уничтожение как себя так и других. Умирание через мученичество без надежды на лучшее. Падший ангел. Подавленность.
В итоге подобные фигуры часто вызывают жалость, потому как все человеческое из них было вытравлено изначально. Сам МИР отталкивает эту фигуру формируя в нем неприятие социума и жестокость по отношению к нему.
Видимо по этой причине Тифон выражен в картах многих известных маньяков и социопатов с внушительным грузом детских психологических травм.

*

Есть ли хоть какой-то «нейтрал» в природе Тифона ? Я думаю да….

Вообще, учитывая что любой транснептун несет в себе принцип глубокой трансформации, то и по Тифону должно происходить нечто подобное. Скорее всего это будет интенсивное внутреннее преобразование через способность увидеть в себе того самого монстра и справится с ним. Столкновение с внутренним монстром без страха и упрека.
Тифон также может проявлять себя как напряжение между внутренней независимостью и свободным выражением своей индивидуальности в адекватной, неагрессивной форме. Здесь могут наблюдаться определенного рода фрустрации.
Скорее всего будет присутствовать и аспект «иконоборчества» во множестве его проявлений. Антихристианство в его вменяемой форме, без фанатизма. Смысл этого движения заключается в проповеди идеалов абсолютной свободы, в том числе от этики. Упрощая, можно сказать, что именно из антихристианства вырастает то, что сегодня можно определить как сатанизм. Но в сатанизме к идеалам антихристианства добавляется представление о действенности магии.


Космограмма открытия (05/02/2002) Тифон в 5 гр. Льва:



Ингрессии :

Телец - 3/ 6/1508 
Близнецы - 3/ 6/1523
Рак - 14/ 8/1531
Лев - 2/ 9/1537
Дева - 26/ 9/1542
Весы - 4/11/1547
Скорпион - 16/10/1554 
Стрелец - 7/ 1/1564
Козерог - 30/12/1581
Водолей - 10/ 3/1614
Рыбы -  2/ 5/1663
Овен - 7/ 5/1710
Телец - 11/ 5/1739
Близнецы - 15/ 6/1754 
Рак - 26/ 6/1763 
Лев - 22/ 7/1769
Дева - 21/ 8/1774 
Весы - 24/ 9/1779
Скорпион - 9/11/1785
Стрелец - 26/12/1794 
Козерог - 10/ 2/1811 
Водолей - 23/ 2/1842
Рыбы - 6/ 4/1890
Овен - 8/ 5/1938
Телец - 13/ 7/1968
Близнецы - 10/ 6/1985 
Рак - 22/ 7/1994
Лев - 9/ 9/2000 
Дева - 13/10/2005
Весы - 9/11/2010
Скорпион - 5/12/2016
Стрелец - 16/12/2025
Козерог - 27/ 1/2041
Водолей - 10/ 4/2069

*

darker 76 / 2015 - 2016
(ссылка при копировании обязательна !)