Темная Луна Фрейда и Юнга / Dark moon in horoscope of Freud and Jung



Это вновь возвращение к темам Тени – как антагониста Эго и Персоны….в том числе.

Как распознать роль (силу ?) Темной Луны в гороскопе и как с ней справится (прим.- попытка)? 
Голос всего вытесненного (ТЛ) - это голос стыда. Мы все ведем внутренний диалог, в котором себя постоянно критикуем и принижаем. Этот внутренний голос можно сравнить с включенной магнитофонной лентой родительских поучений (принцип Луны как воспитания). Этот внутренний голос раздваивает душу. Чтобы превозмочь эту раздвоенность,  следует дать выразиться внутреннему голосу, попытавшись с ним громко говорить. Другой метод – вести дневник, в котором описывать некоторые наши припадки гнева. Вечером нужно бы еще раз вспомнить, где я слишком резко прореагировал на других. И тут можно бы спросить себя о голосе, который возникает из подполья. Этот голос из подполья звучит подсознательно. 

В стыдливых людях почти беспрерывно происходит самокритичный диалог. В таких случаях говорят и об "игре-самопытке". Если мы не осознаем эту игру-самопытку, то она нас раздерет и постепенно разрушит. Один из способов "услышать" подсознательный критический голос – это вообразить себе свой подпольный образ и громко его раскритиковать. После чего поменяться ролями и сыграть свой антиобраз. Таким образом внутренний диалог, который обычно протекает подсознательно, осознается. Так сможем мы постепенно принять себя и преодолеть раздвоенность.

***

Темная Луна как Тень – это невидимая часть психики, оборотная сторона нашего Эго. Очень часто именно в тени спрятаны ключи к решению «нерешаемых» в рамках наших привычных паттернов поведения задач. Когда мы строим отношения, ведем наши дела, реализуем свои идеи – мы находимся в наших привычных Эго-паттернах, внутри некоторого набора качеств, которые для нас привычны. И когда у нас возникает вопрос или проблема – мы обращается за ответами в область известного нам, так сказать, «ищем ключи под фонарем». Но ключи не обязательно лежат под фонарем, мы ищем там просто потому, что там светло.

Темная Луна как Тень — это часть нашей психики, водной стихии, которая по тем или иным причинам, не вошла в наш Образ Себя (Солнце, асцендент) . Те наши качества и чувства, которые отрицались культурой или семьей, за которые нас в детстве не одобряли или наказывали.
Довольно часто в изгнание отправляются жизненно важные и очень полезные способности.....
..... Вот девочка, привыкшая считать себя некрасивой — в ее тени заперта ее красота. Вот женщина, привыкшая в одиночестве тащить на себе весь груз повседневных забот — в тени скрыта ее слабость и способность принимать поддержку и заботу. А вот мужчина, привыкший отвечать за всех и за все — в его тени спрятана его беззаботность, а так же способность ставить под сомнение, так ли уж он всем обязан. Таких примеров - масса.

Разве не наш брат Эдип, узнав всю правду, ослепил себя и просил быстрой смерти?

У каждого из нас есть своя неповторимая «персональная Тень», хотя мы во многом похожи на окружающих нас людей. «Коллективная Тень» – более темная струя культурного потока, непризнанные, часто рационализированные взаимные переплетения времени, места и наших племенных ритуалов. Каждый из нас обладает персональной Тенью, и каждый из нас, хотя и в разной степени, делает свой вклад в коллективную Тень.
Т.е Юнг рассматривал и теневой аспект коллективного бессознательного, так как всякое Эго, включая и коллективное, отбрасывает соответствующую тень в рамках психического. 

У большинства людей Тень похожа. Так называемые общечеловеческие ценности «втюхиваются» всем подряд и заставляют вытеснять любые отклонения от «нормы». Это коллективная Тень. Коллективная Тень для авраамических религий – это Дьявол. С середины XX века во всеобщую Тень превратили Гитлера, и всевозможные гуманисты просто обожают упоминать его имя всуе. Все смертные грехи, все, чего трудно избегать и в чем стыдно признаться – становится объектом ненависти и приписывается Тени.

Интересно,  что появление архетипа тени в снах и фантазиях Юнг наблюдал у своих немецких пациентов в период развития германского национал-социалистического движения и считал Адольфа Гитлера фигурой, на которую была спроецирована коллективная тень немецкого народа.

В итоге Юнг сформулировал положение о том, что когда персона – архетип адаптации, социального приспособления – становится слишком слабой, когда личность перерастает узкие рамки социального удобства и начинает слышать зов собственной реализации, то неизбежна встреча с тенью как воплощением отторгнутых и подавленных частей и черт личности. Интересно, что отторгнуты они были именно в процессе социальной адаптации (принцип Луны).

Ханжеское и агрессивное осуждение целыми религиозными общинами людей или иных религиозных организаций является, согласно последователям Юнга, следствием «вытеснения в коллективную тень». Отрицание и осуждение чего-то в самих себе может переключиться на яростную критику других, выродиться в ранг болезненного и замкнутого себялюбия, неспособности принимать критику, изощренного эгоизма, маскирующегося добродетелью.

Коллективная Тень  проявляется  в толпе. Каждая община имеет свою Тень. Как раз в общинах орденов было бы важно выявить, какую Тень несут они в себе. Община могла бы обнаружить это по тем темам, какие у них табу. О чем же не принято говорить? Какие темы обходятся стороной? Что ругает или чем недовольна община? Какие образы врага установились? Какую другую общину она презирает? Все, чем они были бы недовольны у других, это собственные недостатки. Другой способ увидеть собственные недостатки мог бы состоять в том, чтобы пристальней проанализировать идеологию собственного ордена. Если слишком односторонне возвышаются некоторые идеалы, это всегда признак вытесненной теневой стороны. Если в общине слишком высоко возносится жертвенность, это выражается в ее Тени как расплывчатая агрессивность, которая проявляется в обхождении друг с другом. 
Иногда жертвенная ментальность проявляется как грубый эгоизм, когда община вращается эгоцентрично только вокруг себя и собственных нужд. Когда какая-то община провозглашает, что она для всех людей хочет свидетельствовать о своей вере, то ее сомнения уходят в Тень и выражают себя иногда в высокомерном отвержении инакомыслящих. Конвент, который хочет следовать "бедному Иисусу", порой не замечает, насколько заносчиво он возвышает себя над теми, кто более смиренно говорит о своей духовности. Всякая община обходит молчанием нелюбимые темы, например, как каждый обходится со своей сексуальностью, или как каждый справляется со своими кризисами. Все, чего стремятся избежать, скапливается в теневой стороне в "длинный мешок", который община волочит за собой. И эта Тень парализует общину и отбирает у нее много энергии. Общине кажется, что она следует своим идеалам, не замечая, что ею руководит Тень.

Вообще, подобные, "коллективные" подвижки очень даже коррелируеют и с архетипом Плутона.....

Персональная Тень (Темная Луна)  не является синонимом  зла, хотя может содержать элементы, которые Эго (Солнце) или же культура расценивают как зло. Человеческое сознание подобно художнику. Попроси его представить себе Зло, и оно нарисует нам картинку - «Зло», каким оно это зло видит. Эта картинка и будет Вашей персональной Тенью. На самом же деле, Тень вполне может заключать в себе и то, что мы восприняли бы как добрые, целительные, созидательные энергии, помогающие нам в достижении большей цельности. Как поясняет сам Юнг:

И если доныне бытовало убеждение, что Тень человека – источник зла, теперь, при тщательнейшем рассмотрении, можно удостовериться, что бессознательный человек, иначе же его Тень, не состоит лишь из нравственно порицаемых наклонностей, но также обнаруживает целый ряд положительных качеств, таких как нормальные инстинкты, адекватные реакции, реалистичные прозрения, творческие порывы и т. д.

Юнг говорит, что выделенная энергия витает где-то вне психики, а язык может стать нитью, которая возвратит энергию в психику. Мы можем отметить то, что нашу психику глубоко трогает. Так приходим мы в соприкосновение с частями нашей души, которыми пренебрегли. Помимо языка нам может помочь соприкоснуться с нашей теневой сферой и искусство (живопись, скульптура, музыка). Во всяком случае, необходимо активно общаться с внутренними образами. Тот, кто относится пассивно к своим проекциям, говорит Юнг, тот содействует войнам, так как каждая капля энергии, которая не выражается языком или другими формами искусства, витает где-то над властными структурами и может быть подхвачена нашими руководителями из воздуха. Кто не выражает свою сокровенную жизнь в какой-либо форме, тот в крайнем случае может быть переодетой гнидой, но не человеком. Духовность имеет неразрывную связь с творчеством. Творческое обхождение с собственной Тенью делает ее плодотворной. Творчество связано с доверием и свободой. Кто боязливо держит свою Тень под запором, тот ею руководим. Кто творчески ею располагает, для того она будет источником вдохновения и источником духовности.

Вообще, гипотетически - демоническая энергия Темной Луны не должна обязательно быть по своей природе злой. Она только потому так агрессивна, что мы зверя (инстинкты) слишком долго держим взаперти. Так что понятно – когда эта энергия вырывается, она агрессивна. Нашей задачей было бы войти в диалог со зверем в нас. Но в то же время нам необходимо снять с себя и страх. Мы не должны себя перенапрягать, поскольку демоническое обладает невероятной разрушительной силой, и она тем больше, чем мы дольше его отрицали. 

Тень можно представить и как ЛИЧНУЮ – т.е «зеркального двойника».

Существует много представлений о том, что такое «я». Некоторые утверждают, что есть постоянная сущность, другие – что «я» формируется в отношениях, третьи – что «я» – это большая иллюзия. Предположим, что у нас есть некоторое, не всегда оформленное, но воспринимаемое как более-менее постоянное переживание себя. Чаще всего утром, просыпаясь, мы помним (или очень быстро вспоминаем), кто мы есть. Вот это подвижное, но постоянное ощущение идентичности, условно можно назвать  «Я». Это «Я» обладает набором качеств, о нем составляют суждения другие люди и мы сами, оно становится действующим лицом в драме или комедии жизни. А теперь представьте, что у этого самого «я» есть двойник: точно такой же человек, но полностью противоположный. Эта противоположность и будет вашей тенью, вашим «не-я».
Если вы называете себя мягким и мирным человеком, ваша воинственная и жесткая часть находится в тени. Если вы легки на подъем и в общении, ваша сомневающаяся и осторожная сторона остается скрыта в подземелье бессознательного. Естественно, тень – это не все что угодно, у нее есть границы. Эти границы определяются нашими физическими и генетическими особенностями, нашей личной историей и нашими выборами. Там, где мы находим выбор, появляется возможность перестроить отношения с тенью, переоформить границы личности.

Персональная тень – это хранилище боли и страхов, стыда и насилия, которое мы не могли и до сих пор не можем признать и принять; частный ад, тщательно спрятанный от любого взгляда. Иногда человек прячет этот ад от самого себя. Личную тень сложнее осознать и принять, чем теневых персонажей. В отношениях с персонажами мы находимся в более сильной позиции, мы достаточно легко можем их контролировать и выпускать, мы не теряем ощущения безопасности. Отношения с личной тенью – это отношения на равных, борьба с непредсказуемым финалом. Причем эта борьба начинается с того, что мы не видим противника, не можем признать его существования. Я имею в виду, что мы, встречаясь с тенью, вначале воспринимаем ее как «другого», видим ее в других людях, в тех, кто вызывает отторжение, гнев, презрение, особенно с оттенком неловкости. И самая большая смелость, необходимая для реальной встречи с собственной тенью, – это признание, глубокое переживание того, что все эти проявления, отвергаемые и ненавидимые, есть во мне, присутствуют в глубинах моей психики.

***

Темная Луна Фрейда и Юнга

И Зигмунду Фрейду, и Карлу Юнгу было что рассказать об этих темных «Я» , они оба - основоположники глубинной, аналитической психологии.
Фрейд, в частности, дав определение смешанных мотивов психического, откровенно заговорив о сексуальности и рискнув оспорить священные образы западного мира, навлек тем самым на себя целый шквал критики. В его работах, поднявших на свет открытого обсуждения такие темы, как детская сексуальность или же скрытые, нарциссические планы в самых нравственных побуждениях, стали публично усматривать «грязные» движущие мотивы и сомнительные помыслы. В «Психопатологии обыденной жизни» (1901) Фрейд исследовал скрытые умыслы, подтачивающие сознание и порождающие очевидные ошибки, так называемые оговорки по Фрейду, которые, как он считал, были символическими проявлениями иной темной воли, стремительное течение которой пролегает в глубинах под поверхностью сознательного моря. Чуть позже Он выделил и соответствующим образом оценил значимость базовых человеческих импульсов, что ведут к агрессии, насилию и разрушению. 
Но именно Карл Юнг посвятил значительную часть своего жизненного странствия исследованию этой темной морской стихии внутри нас. Из множества понятий, сформулированных Юнгом, пожалуй, не найдется другого, столь же емкого, как его идея Тени. Если описывать ее функционально, то Тень состоит из всех тех аспектов нашего существа, которые работают на то, чтобы заставлять нас ощущать дискомфорт от самих себя. Тень – это не просто бессознательное, Тень – то, что нарушает ощущение самости, которое мы хотели бы удержать.

***

Удивительно, но в их гороскопах, Темная Луна соседствует с Марсом, и у обоих это «взаимодействие» обнаруживает себя в 11 –ом поле (Кампанус).



Стоит напомнить, что 11 поле – это сектор , где рождаются идеалы, выражаемые в связях с людьми и социальными группами. По этому сектору идут надежды, желания и проекты, выражаемые в честолюбивых планах, реформаторских мечтаниях и усилиях по их жизненной реализации. Он связан с формулированием целей и задач, стратегии и тактики. Символизирует осознание космических законов и принципов развития. Дела «аналитические и прогностические» с прицелом на оригинальность – здесь же. Вообще, этот сектор, супротив поверхностному и понятному всем творческому 5-ому, связан с гуманитарными ориентациями, стилем выражения личной независимости и любым индивидуальным характером «оригинальничанья».

Те идеи, что Фрейд с Юнгом «толкали» в свое время – это было новаторски, можно даже сказать "экстремально" в областях психологии. А само понятие «аналитическая психология» - это, как уже было сказано, их, родимое "изобретение". 
Этот дом не связан с психологией и психоаналитикой напрямую, на Марс – как символический управитель дома 8-ого , в контексте гороскопов  Юнга и Фрейда – вполне.

Здесь опять же, есть нюанс...и он очень важен. Гороскоп какой личности МЫ рассматриваем ? Любимое мое словечко - "размах"....ценность и результат жизнедеятельности.

Хочется отметить, что Марс у обоих стоит в квинконсе - очень «творчески – неоднозначном» аспекте со вторым управителем 8-ого дом – Плутоном.

8 –ой дом напрямую связан с темами «погружения в психологическое». Это вообще освобождение от личных ограничений посредством человеческого взаимообмена, некое возрождение через расширение поля познаний. Покорение личного «Я». Поиски смысла земного существования . Внерациональное понимание межличностных отношений а также оккультные поиски, глубинно-психологические прозрения, интерес к жизни после смерти.

Та трансформация, которая происходила с этим двумя, поистине грандиозными личностями прошлого столетия – очевидна во множестве биографий, посвященных их жизненному пути. 

Когда-то давно Зигмунд Фрейд произвел тихую революцию во всей нашей культуре. После Фрейда часы стали показывать уже совсем другое время.
У обоих через мажорный аспект присутствует связь Темной Луны с элементом 8-ого дома. Также хочется отметить, что помимо Темной Луны как принципа персональной Тени, Плутон также задействован в этой цепочке ( Тень коллективная – «неосознанное» толпы). Т.е связи Темной Луны, Плутона и 8-ого дома – вполне себе закономерны.

Соседство Марса и Темной Луны  в гороскопах персон такого размаха, можно определить как  — стабильное чувство, преодолевшее фазу «ум с сердцем не в ладу» (Анимус, победивший Тень, то есть Марс). Вообще, подобно Марсу, Анимус проявляет бесстрашие человека – т.е, способность спуститься в глубины….без страха и упрека. Способность встретиться как со своей, так и с чужой Тенью, что для психоаналитка – важно ! Отчасти это позволяет понять мысли, проблемы, радости и тревоги этих выдающихся творческих людей.
Интересно, что в теории Юнга -  Анима и Анимус являются прежде всего посредниками между сознанием и бессознательным. В полубессознательной, «вспомогательной» природе психических функций Анимы и Анимуса, уводящей нас вглубь своей души, основная их ценность.

До Фрейда и Юнга - наша цивилизация шла семимильными сапогами прогресса по трупам людей и животных, не щадя ничего вокруг себя - к апокалипсису, который и есть конечная точка прогресса. К моменту рождения Фрейда уже давно, аж с 18 столетия, религия почти что умерла, умер искренний интерес людей к своей душе и к самой идее Бога. Остался только институт церкви - бюрократический аппарат, но он, конечно, не в счёт. Показное благочестие. Наука психология как таковая отсутствовала. Кому нужна «наука о душе», когда в моде теория о «человеке-механизме», в котором Механик (с большой буквы)  чинит шуруповёртом сломавшиеся шестерёнки? Мистика, метафизика, интерес к потустороннему, народные верования и мифы - всё это было практически, почти что не востребовано. Серьёзные (то есть - принимающие решения) люди верили: в науку, в машины, в золото, в фунт стерлинга и в силу грубого кулака. Они презирали сказки, искусство, любовь и дружбу. Они всё выставляли на продажу, а что нельзя было быстро продать со сверхвыгодой - ненавидели и уничтожали. Таков общий портрет 18-19 столетий. С этим же набором «добродетелей» мы было шагнули и в 20-й век. И вот всё это «великолепие» мира, выстроенного на ненависти и алчности, взорвалось в окопах Первой Мировой Войны. И все поняли, что так жить дальше - нельзя. А Юнг и Фрейд были теми, кто показал: «А как можно». Ибо сказать «так нельзя!», могут все - заслуга невелика.

Интересно, даже сам Юнг диагностировал у самого себя шизофрению, будучи ещё врачом-психиатром... И впоследствии считал, что успешно компенсировал её, посвятив изучению психики человека всю жизнь и целый раздел науки - аналитическую психологию...Юнг также, приступив к написанию своей «Красной книги», полагал что не совсем здоров….психически.

Однако... однако именно доктором Фрейдом был придуман - психоанализ. Первая ласточка новой эры. Психоанализ. Анализ сновидений. Тот корпус немногочисленных (и гениальных!) текстов венского психоаналитика, что разрушит старый мир, после которого уже ничто не пойдёт как прежде... А Юнг был первым «мистиком» от серьёзной фундаментальной науки за последние два её столетия.

Считается что Юнг вырос на фундаменте, который заложил Фрейд. Ну а Фрейд? На каком фундаменте построил свою науку Фрейд? А построил он свой психоанализ на довольно сомнительном и шатком фундаменте ... месмеризма, учения о животном магнетизме и опытах с гипнозом и трансовыми состояниями.

Карл Густав Юнг очень долго изучал галлюцинации и понял, что это не совсем галлюцинации, что в них есть ценный опыт о пребывании в некоем инобыти. Так была открыта целая новая область - коллективное бессознательное.

Что помогло Юнгу сделать этот упрямый и дерзкий вывод?

Всё дело в том, что Карл Юнг работал врачом в колониях и наблюдал множество как европейцев-колонистов, так и туземных пациентов. Юнг дышал воздухом мира, не будучи замкнут в стены академической европейской науки с её догмами.

А знаете ли уже давно замечено: как только европеец попадает из своей Европы куда-нибудь... например, в Африку, как только он делает шаг на другой материк, его привычный мир обрушивается миллионами осколков и он становится почти уверен, что попал на другую планету. Там, в колониях, начинаешь верить и в духов, и в вуду, и в силу заклятья шамана. Ибо реальность там - такова. Там течёт другая, настоящая жизнь...
Но одно дело - верить, а другое дело наблюдать глазом учёного, копить факты и делать на их основе - выводы, используя методы, применяемые в традиционной науке. Так Карл Густав Юнг стал отцом новой науки, отчасти благодаря Фрейду, отчасти благодаря своему долгому и плодотворному пребыванию вне Европы...

***

Известно, что Юнг и Фрейд, которые в течение шести лет сотрудничали и вели обширную переписку, в итоге перестали общаться, поскольку Юнг разочаровался в знаменитой теории Фрейда о сексуальном инстинкте и его подавлении, лежащих в основе истерических состояний и неврозов. Но несмотря ни на что, возвращаясь к истокам,  Фрейд открыл подсознание и обнаружил в нем инстинкты и подавленные желания а самый любимый и талантливый его ученик Карл Густав Юнг нашел  там общую память всех наших предков за тысячи лет и назвал ее "коллективным бессознательным".

Вообще, отдельные «нюансы» жизнедеятельности и Юнга и Фрейда оправдывают соседство Темной Луны и Марса в их гороскопах.

Интересен также вот этот кусочек, где Юнг говорит о подходе Фрейда к духовности :

" Более всего меня настораживало отношение Фрейда к духовным проблемам. Там, где находила свое выражение духовность - будь то человек или произведение искусства - Фрейд видел подавленную сексуальность. А для того, что нельзя было объяснить сексуальностью, он придумал термины "психосексуальность". Я пытался возражать ему, что если эту гипотезу довести до логического конца, то вся человеческая культура окажется не более чем фарсом, патологическим результатом подавленной сексуальности. "Да - соглашался он, - именно так, это какое-то роковое проклятие, против которого мы бессильны" (Фрейд, прекрасно понимал, что одной теорией сексуальности это не объяснишь, знал, как никто другой, принять не мог, вот и создавал “бастион” из своей теории). 

"Я не был готов согласиться с этим и еще менее готов был с этим смириться. Но я пока не чувствовал себя достойным оппонентом Фрейда.
Несомненно, Фрейд необычайно близко к сердцу принимал все, что касалось его сексуальной теории" (Потому что прекрасно понимал, всю предвзятость этой теории, и возможно даже несостоятельность). 

" Когда речь заходила о ней, тон его, обычно довольно скептический, становился вдруг нервным и жестким, а на лице появлялось странное, взволнованное выражение." (Только так он мог удержать себя от того чтобы не признать существования того, что он понимал и видел, но не мог признать, отсюда вечные поиски, бегство от себя самого, и поиски логического обоснования, того что он не мог признать и понять с точки зрения логики и науки, это то что Юнг так и не мог понять в Фрейде). 

"Я поначалу не мог понять, в чем же причина этого" (Причина не желание самого Фрейда признать существование того, что было в нем самом, то, что давало ему способности понимать всю свою теорию). 

"Но у меня возникло предположение, что сексуальность для него была своего рода niminosum (божественное)" (Его теория, спасала от принятия неизбежного факта, факта существования духовного аппарата психики, не только сексуального, духовного мира, и явления, это то что Фрейд не мог объяснить с точки зрения логики и науки, то что ему самому очень не нравилось, то что невозможно доказать на уровне логики, вот он и создавал, скорее даже бежал в свою теорию сексуальности, это та часть души, которую так многие и не поняли у Фрейда, хотя, он много раз, давал подсказки людям, своим ученикам, но они не поняли, что их Великий Учитель, был простым человеком, который тоже имел свои опасения и страхи). 

"Это впечатление подтвердилось позже при нашей встрече, в Вене спустя три года в 1910 году.
Я до сих пор помню, как Фрейд сказал мне: "Мой дорогой Юнг, обещайте мне, что вы никогда не откажетесь от сексуальной теории. Это превыше всего. Понимаете, мы должны сделать из нее догму, неприступный бастион" (Только так, своей теорией, он мог защищаться от своей второй части души, интуитивного двойника, с помощью этой части души, он получал и понимал суть психики, но саму часть этой души он не мог признать, боялся, да и эпоха требовала что бы были логики и статистика, то что Фрейду всегда давалось с большим трудом, он всегда моментально верно понимало ситуацию, после того он пытался доказать, с точки зрения логики, и прежде всего сам себе, то что он понял с точки зрения логики и психики, и это понимание, больше и всего и убивало Фрейда, то что многие годы мучило и не давало покоя Фрейда).


Может ли нерешительный Марс в Весах в соседстве с Темной Луной быть таким ? Вполне.
А что говорит Марс в Стрельце в соседстве с Темной Луной в гороскопе Юнга ?

Юнг же мыслил более глобально, играя роль «благодетеля».

Это сегодня нарушения психики устраняют с помощью медикаментов, а сто лет назад таблеток не существовало. Душевнобольных ожидали тихие комнаты, работа на огороде, ванны, гипноз и электростмуляция. А главное – революционное лечение доктора Фрейда словом, вытягиванием из глубин души клубка мучительных тайн и противоречий. Юнг, как его последователь , искал себе «морскую свинку» для написания диссертации. Идеальный больной должен был обладать высоким уровнем интеллектуального развития, говорить по-немецки и быть платежеспособным. И нашел. Сабина Шпильрейн прекрасно подходила под эту категорию и стала не просто первой пациенткой будущего медицинского светила, но и чистой доской для начертания психоаналитических теорий, неисчислимым кладезем идей, которые подбрасывала ему ее эмоционально богатая и отзывчивая натура.
Лечение шло не на традиционной кушетке, а в свободном ритме, например, во время прогулок по парку больницы. Доктор тщательно реконструировал семейную историю пациентки, ища в ней первопричины ее душевных страданий. Юнг подверг ее серии вербальных воздействий, используя модифицированный им ассоциативный тест Френсиса Гальтона, чтобы выявить «горячие» места, бессознательные эмоционально заряженные комплексы, пациента посредством предъявления им слов и регистрации его ответных реакций. Для Шпильрейн таким «болезненно-горячим» был образ жестокого отца, к которому девушка «проявляла любовь с болью», комплекс мазохистских эротических фантазий. По замыслу Юнга, доктору предстояло заместить в ее сознании отцовский образ, позволить комплексу выйти на поверхность и быть изжитым. 

Это сейчас пациентки не хуже врачей знают, что при лечении нередко наблюдается феномен «переноса – контрпереноса», побуждающий женщину влюбляться в своего врача. А тогда женатый доктор Юнг сам попал в ловушку. Он позволял Шпильрейн наблюдать за лечением других пациенток, читал фрагменты собственной диссертации и восхищался ее умом, говоря, что ей самой нужно стать психиатром.

Короче говоря, попав на лечение к Карлу Густаву Юнгу, Сабина Шпильрейн ежедневно изливала ему свои чувства в продолжительных беседах. Юнгу стало понятно, что теперь Сабина фиксирует свои чувства на нем, перенеся на него ту нездоровую, болезненную любовь, которую она чувствовала к отцу. В итоге, все это переросло в интимные отношения. Любовные отношения Карла Юнга и Сабины Шпильрейн продлились 7 лет
Разговоры об их взаимоотношениях, ходившие в Цюрихе, достигли матери Шпильрейн, которая получила анонимное письмо, возможно, от Эммы Юнг. Госпожа Шпильрейн написала Юнгу: "Тогда вы спасли мою дочь, но теперь вы не должны разрушать ей жизнь".

Взбешенный и перепуганный грядущим ударом по своей репутации Юнг в ответном письме пригрозил потребовать гонорар за лечение дочери, объявив при этом, что больше видеться с ней не будет. Сабина же, не желая расставаться с Юнгом, написала Фрейду с просьбой о помощи.
"Четыре с половиной года назад доктор Юнг был моим врачом, а затем стал моим другом и, наконец, моим "поэтом", то есть возлюбленным... Он проповедовал полигамию, и его жена не должна была возражать", - писала она. Юнг, ожидая чего-то подобного, заранее написал Фрейду, что "некая пациентка" постоянно пыталась в свое время совратить его.
В итоге их связь прервалась  и обиженная, Сабина отправилась в Вену, где вошла в ближний круг Фрейда. Там она рассказала последнему, что Юнг "разрушил ее жизнь". Вот тогда-то сотрудничество двух великих психиатров и превратилось во вражду. Именно в то время между ними разгорелся спор о природе либидо.

В апреле 1912 года Фрейд написал Юнгу, что Шпильрейн "обсудила с ним некоторые вопросы личного свойства", и дал понять, что использует ее признания, чтобы дискредитировать теории Юнга. Тот в ответ намекнул, что может рассказать об отношениях Фрейда с собственной родственницей. Таким образом, великие умы принялись шантажировать друг друга, а меж двух огней попала женщина, дорогая для них обоих. Сама Шпильрейн оказалась талантливым психоаналитиком, но оба гения не отдали должное ей как первооткрывательнице ряда теорий, вместо этого используя их в собственных работах. Юнг пытался оправдаться перед Шпильрейн в последних письмах к ней, но ее заслуг как психоаналитика так и не признал. Она оказалась не единственной пациенткой Юнга, с которой он позволял себе переступать через принципы врачебной этики. Но именно Шпильрейн оказалась, видимо, предметом самой нежной и болезненной страсти великого психиатра.

***

Использованная литература :

Александр Гиршон – «Маленькая Книга О Тени».
Анзельм Грюн – «РАЗДИРАНИЕ. ОТ PAЗДВОЕНИЯ К ЦЕЛОСТНОСТИ»

***

darker 76 /  2016

По теме :

Темная Луна : символизм, астрология