Структура психики по Юнгу и астрологические соответствия


На представленной ниже картинке Вы можете видеть простую схему психики по Юнгу, составленную американским антропологом Джозефом Кемпбеллом. На ней "душа" предстает в виде круга с множеством надстроек. Главный элемент "души" обозначен чертой. Это Порог Сознательности. Все, что находится выше черты - это Сознание. Все, что ниже - Бессознательное.  



Элементы этой структуры: над порогом Сознательности находится эго (Ego), Персона (Persona/Personae) и проекции Подсознания в виде людей, животных, деревьев; под порогом находится Самость (Self), Тень (Shadow).

Т.е :

ВЕРХ

1. само Солнце и знак в котором оно находится;
2. знак асцендента ;

НИЗ

3. сама Луна и знак в котором она находится;
4. сама истинная Черная Луна и знак в котором она находится.

Т.е :

1. Солнце. Наше «сознание» - Эго (Ego) - это центр нашего Сознания. То, что мы осознаем, как Я. 

Я – это сознающий ум. Оно строится из сознательных перцепций, воспоминаний, мыслей и чувств. Я отвечает за чувство самотождественности и непрерывности и с точки зрения индивидуального человека рассматривается как центр сознания.
Посмотрите на картинку со структурой психики. Не зря Эго обозначено здесь прямоугольником. Оглянитесь вокруг - все, что Вы видите (в том числе комната, в которой Вы сейчас сидите) - это прямые линии, продукт человеческого Эго. Эго напрямую не согласовано с Бессознательным и с физической оболочкой (телом). Бессознательное часто подает сигналы нашему Эго с помощью снов (в которых нам являются проекции подсознания (на картинке слева) - это деревья, животные, люди) и даже с помощью психосоматических заболеваний (например, простуда после нервного срыва, известный случай возникновения раковых опухолей у множества людей сразу по прошествии 5-6 лет после военных действий). А когда Эго не прислушивается к Бессознательному, могут возникнуть серьезные отклонения, когда Бессознательное буквально рвется наружу, посылая уже не просто сны, а бессонницу, манию преследования, галлюцинации и проч.  

2. Асцендент. Наша «персона» - Персона (Persona/Personae) - социальная роль, роль в обществе, маски. 

Второй элемент структуры психики по Юнгу, это латинское слово, обозначавшее маски актеров в античном театре. Персона - социальная роль. В обществе существует множество социальных ролей и оно ожидает, что мы эти роли будем играть. "Ответственный налогоплательщик", "пассажир метро", "строгий учитель", "прилежный ученик" - все это разные маски со своим определенным набором функций.

Представьте, что, закончив работу, преподаватель высшей математики приходит на курсы автовождения и продолжает вести себя как "Наставник", или и того хуже, начнет поучать своих друзей на неформальной вечеринке, забыв снять маску "Учителя". Конечно, маски нужно вовремя менять и не путать одну с другой. Западное общество это умеет, в отличие, например, от древней кастовой индии, где человек полностью ассоциировался с кастой, к которой принадлежал.

Общественные институты, представления о морали, природе, естественности и даже о Боге - все это диктует нашему Эго определенные нормы поведения. Юнг предлагал играть свои роли помня, что на самом деле это не Вы и уметь прислушиваться к тому, что говорит в нас, когда все маски сняты и не перед кем играть ту или иную роль.  
В общем, Маска (persona) – это личина, которую человек надевает в ответ на требования социальных условностей и традиций и в ответ на внутренние архетипические потребности. (Jung, 1945). Это – роль, предписанная человеку обществом, та партия, которую он должен исполнять в жизни соответственно общественным ожиданиям. Цель маски – произвести определенное впечатление на других, и она часто – хотя и не всегда – скрывает истинную природу человека. Маска или личина – это публичная личность, те стороны, которые человек являет миру или которые навязаны ему общественным мнением, в противоположность собственной личности, скрытой за социальным фасадом.
Если, как это часто случается, Я отождествляется с маской, индивид сознает в большей мере не свои реальные чувства, а ту роль, которую играет. Он отчуждается от себя, и вся личность становится плоской, двухмерной. Он становится видимостью человека, отражением общества – вместо того, чтобы быть самостоятельным человеческим существом.
Ядро, из которого развивается маска, – архетип. Этот архетип, как и все, происходит из расового опыта; в этом случае опыт состоит в социальных взаимодействиях, в которых принятие социальной роли служило на пользу людям как социальным животным. (В некоторых аспектах маска напоминает Сверх-Я по Фрейду).

3. Луна. Наш «ЦЕНТР подсознания» - Самость (Self) - это центр личности, идеальное представление о себе, центр равновесия личности.

Самость - центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы, она обеспечивает целостность и порядок внутри человеческой души, организуя единство и гармонию личности во взаимосвязи всех остальных систем - Персоны, Эго, Анимы/Анимуса, Тени.

Самость - это «Бог внутри нас», идеальное представление о себе и мироустройстве, это цель, к которой люди стремятся, но которой редко достигают. Прежде, чем Самость воплотится, необходимо, чтобы различные компоненты личности прошли полное развитие и индивидуализацию. По мнению К. Юнга, личность может достичь равновесия лишь в результате длительного процесса психологического созревания, называемого им индивидуацией. Именно на это направлены различные духовные практики, а также занятия с психоаналитиком. 
 В ранних своих работах Юнг считал самость эквивалентом психики или всей личности. Однако, приступив к исследованию расовых основ личности и открыв архетипы, он обнаружил один архетип, представляющий стремление человека к целостности. Этот архетип выражается в различных символах, главный из которых – мандала или магический круг (Jung, 1955а). В работе "Psychology and alchemy" (1944) Юнг разрабатывает психологию целостности, основанную на символе мандалы. Главным понятием этой психологии целостного единства выступает самость.
"Если мы вообразим сознательный ум, центром которого является Я, как противоположный бессознательному и дополним нашу мысленную картину процессом ассимиляции бессознательного, то мы эту ассимиляцию можем рассмотреть как своего рода сближение сознательного и бессознательного, и тогда центр личности совпадает не с Я, а со срединной точкой между сознательным и бессознательным. Это будет точка нового равновесия, новый центр всей личности, действительный центр, который, имея ввиду его положение между бессознательным и сознательным, обеспечивает новое и более прочное основание личности" (Jung, 1945, с. 219).
Самость – это цель жизни, цель, к которой люди постоянно стремятся, но которой редко достигают. Как и все архетипы, она мотивирует человеческое поведение и заставляет искать целостности, особенно на религиозном пути. Истинные религиозные переживания почти так же близки к переживанию самости, как то, к чему когда-либо смогут прийти люди, а фигуры Христа и Будды – настолько отчетливые выражения архетипа самости, насколько возможно в современном мире. Неудивительно, что самость была открыта Юнгом при исследовании религий Востока, где поиск целостности и единства с миром посредством ритуальных практик (например, йоги) развит гораздо сильнее, чем в западных религиях.
Прежде, чем самость воплотится, необходимо, чтобы различные компоненты личности прошли полное развитие и индивидуализацию. Поэтому архетип самости не очевиден до достижения человеком кризиса середины жизни. В этот период человек начинает предпринимать серьезные попытки сместить центр личности с сознательного Я на центр между сознательным и бессознательным. Этот срединный регион – область самости.
Представление о самости – быть может, самое важное психологическое открытие Юнга и представляет кульминационный момент в его исследовании архетипов.

4. Истинная Черная Луна. Наша «тень» - Тень (Shadow) - "тёмная", подавленная сторона личности, "виноватая личность".

Тень – нижняя часть личности; личностные и коллективные установки, которые - в силу своей несовместимости с сознательно избранным образом жизни - не могут быть пережиты до конца. Это те аспекты психики, которые мы не принимаем в себе, но прекрасно видим в окружающих, и на которые склонны чрезмерно эмоционально реагировать. Это вытесненные шоки и черты характера. Тень может быть условно позитивной («таких людей люблю-обожаю!») и условно негативной («терпеть не могу таких людей!»). Если обратиться к терминологии Фрейда, то в этот элемент психики также помещаются "детские фиксации" (детские страхи и желания, подавленные взрослыми в детском и юном возрасте).

Помните, что Тень есть у каждого человека, независимо от того, состоялся он в жзни или нет, добрый он, или нет, любит ли свою жизнь, или нет. Но если захотеть полюбить жизнь - придется столкнуться со своей Тенью и ПРИНЯТЬ её как часть себя. 
Архетип тени содержит животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции. (Jung, 1948а). Следовательно, тень воплощает животную сторону человеческой природы. Как архетип, тень ответственна за наши представления о первородном грехе; проецируясь вовне, она становится дьяволом или врагом.
Архетип тени ответственен и за появление в сознании и поведении неприятных и социально-неодобряемых мыслей, чувств, действий. Они могут либо укрываться от публичного позора за маской, либо вытесняться в личное бессознательное. Таким образом, теневая сторона личности, обязанная своим рождением архетипу, пронизывает частные аспекты Я и значительную часть личного бессознательного.
Тень с ее энергией и страстностью животных влечений придает личности более объемное, трехмерное существование. (Читатель отметит сходство между тенью и представлениями Фрейда об ид).

Дополнительно рассматриваются Анима или Анимус (Anima/Animus). 

Широко признано, что человек в сущности – животное бисексуальное. На физиологическом уровне мы видим, что и у мужчин, и у женщин выделяются и мужские, и женские гормоны. На психологическом уровне у представителей обоих полов обнаруживаются как маскулинные, так и фемининные характеристики. Гомосексуальность – лишь одно из явлений, хотя и наиболее яркое, из тех, что положили начало представлениям о человеческой бисексуальности.
Фемининную сторону мужской личности и маскулинную сторону женской Юнг приписывает архетипам. Фемининный архетип в мужчине называется анима, маскулинный архетип в женщине – анимус. (Jung, 1945, 1954). Эти архетипы, хотя и могут быть обусловлены хромосомами и половыми железами, являются продуктами мужских расовых переживаний, связанных с женщинами, и женских, связанных с мужчинами. Иными словами, мужчина, живя с женщиной на протяжении веков, стал феминизированным; женщина, живя с мужчиной, стала маскулизированной.
Эти архетипы не только являются причиной наличия у представителя каждого пола черт противоположного; они также действуют как коллективные образы, мотивирующие представителей каждого пола на то, чтобы понять представителей другого и ответить. Мужчина чувствует природу женщины через реальность своей анимы, женщина чувствует мужскую природу через реальность своего анимуса. Но анима и анимус могут привести к непониманию и разладу, если архетипический образ продуцируется безотносительно к реальному характеру партнера. Так, если мужчина пытается отождествить свой образ идеальной женщины с реальной женщиной и недостаточно принимает в расчет расхождение между идеальным и реальным, он может жестоко страдать, когда поймет, что эти двое не тождественны. Между требованиями коллективного бессознательного и реальностью внешнего мира должен быть компромисс, иначе человек не сможет достаточно хорошо адаптироваться.


5. Сама Венера и знак, в котором находится Венера в мужской карте . Анима/ Anima - женское начало в мужской психике. 
Сам Марс и знак, в котором находится Марс в женской карте. Анимус /Animus) - мужское начало в женской психике. 

Анима у мужчин – это часть психики, которая отвечает за отношения, эмоции и чувства, это душа в полном смысле слова, архетип самой жизни, в жизни она проявляет себя как ощущение или «вкус» жизни. При этом, анимой может выступать Мать (в широком смысле слова), Сестра, Жена, Подруга. Анима - это прообраз женщины, которая дает успокоение, утешение, передышку, вдохновение.  

Анимус у женщин – это архетип духа, мужества, это система верований и убеждений, способность действовать и достигать намеченного, в жизни он проявляет себя как «картина мира» женщины.

+++


Т.е пять энергетических точек карты ( Солнце, Луна, асцендент, истинная Черная Луна, Марс или Венера) и их положение в знаках Зодиака, могут помочь понять структуру психики отдельно взятой личности. В астропсихологии это называется «первый срез». Самый верхний. Самое начало.Т.е это можно представить как наш «исходник».