Время : Хронос, Кайрос, Эон




Время не гомогенно. У древних греков было представление о времени-хроносе и времени-кайросе, воплощающих в себе количественное и качественное измерения времени. Древнегреческое слово «кайрос» (καιρός) означает «верный или благоприятный момент». В то время как хронос относится к хронологическому или последовательному времени, кайрос означает «время между», момент в неопределённый период времени, когда происходит нечто особенное. Как несложно догадаться, это имена богов греческого пантеона. Хронос (Сатурн) (вспоминаем слова «хронология», «хронологический», «хронический») являл собой время в количественном аспекте, время, которое все пожирает.  Это линейное время, последовательное, в котором каждая минута стоит не больше и не меньше другой.  Но есть и другой бог – Кайрос, который олицетворяет миг удачи. Кайрос покровительствует счастливым шансам, мгновениям удачи, моментам, когда все может получиться. То есть Кайрос – это не количественное, а качественное время, это миг удачи, который наступает совершенно неожиданно, и надо успеть им воспользоваться. Кронос — время старое, а Кайрос — время новое, юное и вечно возобновляющееся.
Хронологическое время видится как линейное и последовательное. Каждая секунда стоит не больше и не меньше любой другой секунды. Ритм нашей жизни, в сущности, диктуется тиканьем часов.
Но в мире существуют целые цивилизации, которые подходят к жизни на основе парадигмы кайроса — «подходящего времени», «качественного времени». Время — это нечто такое, что нужно пережить. Оно экспоненциально, экзистенциально. Сущность кайроса состоит в том, насколько с пользой вы тратите время, ловите момент удачи а не сколько времени вы вкладываете в то или иное дело. В нашем языке ссылку на кайрос можно найти в таком вопросе:  «Хорошо провели время?» Мы не спрашиваем, сколько хронологического времени было потрачено, мы спрашиваем о ценности, качестве этого времени.


Итак, Хронос соотносится с Сатурном.  
Он Хронос и есть.

Хронос ( chronic time/ Сатурн) - хроническое время, простое и обычное измерение, средство для подсчета времени таким образом , чтобы иметь возможность использовать его в ежедневном контексте, делать пригодным для жизни в сферах наших частных экономических или общественно - политических целей, как нечто что мы "тратим" (время - деньги)  или "теряем" ( время является ресурсом). 

Хроническое  время совершенно равнодушно к тому , что происходит-  это пассивный фон, оно не для активной заинтересованности как  участника этого процесса. Хронический время управляет страхом смерти. Тик – так…..
Непреклонное и медленное движение времени мы можем увидеть, вглядываясь в ночное небо, так как Сатурн - самая далекая планета, видимая невооруженным глазом, и поэтому самая медленная.
Сатурн  был древним царем богов, которого сменил на престоле его сын Зевс или Юпитер (вавилонский Мардук). И так как считалось, что он правил в архаическом золотом веке человечества, когда земля дарила свои плоды в изобилии и у каждого было вдоволь еды, то его статус как бога земледелия вполне соответствовал Нинибу. Однако Сатурн получил свой высокий статус через отцеубийство. Подтолкнула его к этому мать (Гея), и вот он подкараулил своего отца, древнейшего царя небес Урана, самого первого бога-царя и деспота, серпом отсек его гениталии и таким образом лишил престола, после чего занял его место.

Стоит заметить, что Сатурн убил своего отца по распоряжению своей матери.
Подобно Урану, с течением времени Сатурн начал проявлять деспотизм. Испугавшись того, что его собственные дети могут уничтожить его, как он уничтожил своего отца, Сатурн проглатывал своих детей сразу же, как только они появлялись из чрева матери Реи: так золотой век скоро превратился в эпоху тьмы. Однако Рея подменила младшего из своих детей, а именно Зевса/Юпитера, камнем. Сын, возмужав, вызволил своих братьев и сестер из чрева отца и начал войну за господство во вселенной. Юпитер, естественно, победил, а Сатурн был изгнан в Тартар, глубокую пещеру-тюрьму на границе космоса. Именно как бог границ и временных ограничений, в своем архетипическом облике «Отца-Времени» Сатурн, как и планета, носящая его имя, оказал значительное влияние на астрологический символизм.

 

На самом деле, изображение «Отца-Времени» основано как раз на архетипе Сатурна. Это старик, как и подобает древнейшему царю богов; он держит в руках серп, и нам уже известно, как Сатурн употребил это сельскохозяйственное орудие. Ну и конечно, он также держит в руке песочные часы - символ самого времени. От греческого имени Сатурна (Крон) как уже было сказано ранее, происходит слово хронология, относящееся к течению времени. Другими словами, образованными от этого корня, являются хронометр и хроника.
Так как Сатурн считается символом медленного течения времени, старости и внутренних проблем (границ сознания), большинством людей архетип Сатурна воспринимается как один  из самых «трудных» -   циклы Сатурна как правило, означают непростые периоды в их жизни.
Сатурн ценит высокую производительность и не терпит стагнации и отсрочек.
Очень распространено в сновидениях явление Сатурна как Властелина времени. Если человек спешит, как бы пытаясь обогнать время, бежит на самолет, поезд, пароход и не успевает, это значит, что он не очень хорошо умеет распределять свое время.
Сатурн не приемлет «срочного ремонта» - как повелитель времени, он не терпит спешки и суеты.

О Сатурне можно почитать и ЗДЕСЬ

Кайрос соотносится с Ураном

И здесь стоит более тщательно рассмотреть этот нюанс.
Кайрос  (kaironic time / Уран ) – вовлечение в процесс, вводит новшества  в банальности линейного, хронического времени. 

Уран был Небесным отцом - именно так переводится его греческое имя Уранос. Он создал вселенную и установил в ней порядок. В греческой мифологии этот чрезвычайно деятельный супруг Геи очень кратко упоминается только в поэме Гесиода «Теогония». Ставший тираном и поэтому убитый своим сыном Кроном, Уран уходит со сцены так сказать «в первом акте»; однако он оставил неизгладимый след в мифологии - как родоначальник творческого мышления и уже в астрологии нового времени - как бог, в чью честь была названа планета Уран. Планета Уран прочно связана с творческим началом, и, как сам Небесный отец, она воплощает собой необузданную, неуправляемую, самовольную силу природы. Открытие Урана в 1781 г. Уильямом Гершелем полностью изменило астрологический взгляд на мир, господствовавший около 2500 лет.
Таким образом, все было устроено чрезвычайно гармонично. Уран перевернул все вверх тормашками и превратил безупречный порядок в безупречный хаос, - а хаос Уран любит больше всего на свете.

За столетие, последовавшее за открытием Урана, было изобретено столько новых механизмов и внедрено столько технологий, что мир определенно приобрел новый облик и новое звучание. В действительности, эта эпоха подарила миру столько новых идей, мыслителей, изобретений и настолько кардинально изменила общественный уклад, что ее считают одним из наиболее важных, переломных периодов прошедшего тысячелетия. Все эти свойства планетарного архетипа Урана никоим образом не проявляют себя в мифе об Уране. Например, астрологи обычно ассоциируют планету Уран - и ее знак Водолей - со страстной любовью к свободе и гуманизмом, столь характерными для того времени, когда эта планета была открыта; очень трудно, однако, обнаружить эти качества в старом своенравном небесном боге из «Теогонии». Творческое начало, характеризующее как планету, так и соответствующий ей знак, имеет мало общего с процессом сотворения мира небесным богом, так как оно суть находчивость, неожиданность, оригинальность. Так откуда что взялось? Философ Ричард Тарнас предположил, что планета Уран на самом деле «несет в себе» один из наиболее значительных архетипов западной цивилизации - архетип Прометея. Как нам уже известно, архетипы блуждают по закоулкам коллективного бессознательного до тех пор, пока какая-то серьезная необходимость не заставит их выйти на свет божий.

Прометей предпочел взять на себя риск, связанный с его известным всем поступком (украл огонь с Олимпа и доставил его людям), чтобы в итоге принести пользу человечеству. Многих ученых, изобретателей, исследователей и первооткрывателей (в частности, лидеров философского направления нью-эйдж) можно отождествить с некими внешними силами, которые ведут их к главной цели выбранного ими пути.
Не будем забывать, что архетип Прометея подразумевает пророческий Дар. Греческий драматург Эсхил, в своей трагедии «Прометей Прикованный», постоянно акцентирует внимание на способностях Прометея к ясновидению и предсказаниям; Прометей может видеть и настоящее, и будущее. Эсхил представляет его как самостоятельную силу и борца за благополучие человечества. Но не в этом ли сущность Урана как архетипической энергии?
Люди уранического типа обладают зачастую дерзкой, самодовлеющей уверенностью, которая обусловлена высокоразвитой интуицией и свободолюбием, не позволяющим никаким богам и иерархическим условностям вмешиваться в их планы по осуществлению того, что они считают «правильным».
Уран символизирует все, что находится вне границ времени и пространства, за пределами царства Сатурна. Когда Уран заявил о себе в изобретении телескопа, мы узнали, что вселенная гораздо больше и выходит за рамки физического времени и пространства (Сатурна).
Уран - божественный паяц, глупец, тот, который трясет дерево, на котором вы сидите. Когда в вашей жизни случаются неожиданные повороты, примите их как должное и отнеситесь к ним внимательно, вместо того чтобы волноваться и напрягаться, потому что Уран ведь наблюдает за вами со своего небесного «насеста» и потихоньку улыбается; и это самое время для того, чтобы призвать его в вашу жизнь и увидеть, куда ведет предложенный им путь.

Небесный бог Уран являет собой воплощение прародителя, который извергал свое семя на лоно плодовитой Геи и стал, таким образом, основателем многих последующих поколений жителей Земли; но, кроме этого, Уран воплощает архетип отсутствующего отца, так как его присутствие рядом с матерью его детей и собственно детьми ограничивалось лишь моментами зачатия.

Итак, Кайрос (др.-греч. Καιρός — «благоприятный момент») — древнегреческий бог счастливого мгновения. Он так быстро появляется и исчезает между людьми, что встреча с Кайросом и его поимка — большая удача, счастливый миг.
О Кайросе известно очень мало. В Греции он считался самым младшим из бессмертных сыновей Зевса, а в Риме его часто путали с Фортуной. Известно, что ему поклонялись в древней Олимпии, особенно во время Олимпийских игр.
Там рядом со входом на стадион находились два алтаря, один из которых был посвящен богу Гермесу, покровителю игр, а другой — Кайросу.
До нашего времени сохранилось лишь несколько изображений Кайроса; но даже и в античности его изображали весьма и весьма редко.
В Трогире (древнеримский Трагириум), Хорватия, в монастыре монахов-бенедиктинцев находится мраморный барельеф III в. до н.э. с изображением Кайроса, бегущего обнажённого юноши.



Не в каждом мифологическом словаре можно встретить даже упоминание о Кайросе. Современному человеку неведома божественная природа счастливого случая. А когда-то паломники устремлялись в маленькие уединенные храмы, где можно было увидеть изображение этого загадочного бога. Имя Кайроса не упоминалось всуе, его очень редко изображали, так как считали, что Кайрос скрыт от глаз людей, изредка он показывается лишь на мгновение, и не каждый человек достоин даже заметить его.
Большим благом считал для себя политик погладить изображение Кайроса. Мифы повествуют, что Кайрос всегда появляется обнаженным, чтобы никто не мог удержать его за одежды, он неуязвим и мгновенно проносится мимо, что символизирует невозможность удержать счастливое мгновение, — оно скользит сквозь ваши руки и проносится мимо.  Обнаженный, с трещоткой в руках, он мчится куда-то вдаль, и нет силы, которая могла бы его остановить.
В одной из своих книг Каллистрат описывает необычайной красоты бронзовую статую Кайроса, созданную в IV веке до н. э. греческим скульптором Лисиппом и считающуюся самым лучшим его произведением. Знаменитый мастер изобразил Кайроса как юношу, «блистающего расцветом молодости» и очень напоминающего Диониса.

В эпиграмме греческого поэта Посидипуса можно найти поэтическое описание основных символических свойств Кайроса. Она представляет собой диалог, который ведут статуя божества и паломник, обратившийся к ней за покровительством:

— Откуда приехал скульптор, твой творец?
— Из Сикиона.
— Скажи его имя.
— Лисипп.
— А ты кто?
— Я Кайрос. Бегу впереди всех и всех обгоняю.
— Почему ты бежишь на цыпочках?
— Потому что я всегда спешу.
— У тебя крылья даже на ступнях?
— Я же быстрее ветра.
— Почему ты так сильно сжимаешь бритву правой рукой?
— Чтобы предупредить людей, что я острее бритвы.
— Почему прядь твоих волос падает спереди, на лицо?
— Чтобы каждый, кто встречается на моем пути, мог схватить ее.
— А сзади почему ты лысый?
— Кого я перелечу, тот меня не поймает, каким бы сильным ни было его желание.
— А почему скульптор сотворил тебя?
— Чтобы напоминать людям обо мне, паломник. Я вечное напоминание для всех.

Он стоит на шаре, балансируя на кончиках пальцев, на его ступнях — крылья. В левой руке он держит весы, а в правой бритву. Спереди, на лоб, бровь и щеку, падает длинная густая прядь волос, как чуб, растущая на макушке, а сзади его голова практически лысая, за исключением нескольких волосков.
Считалось, что Кайрос находится в постоянном быстром движении и что, «порожденный временами года, он непрестанно вращается в Вечности». Бесшумно и ловко передвигается Кайрос среди людей и бежит так быстро, что его не увидишь и не поймаешь.
Увидеть Кайроса — благоприятный момент — можно, только если встретишься с божеством лицом к лицу. Тогда надо действовать мгновенно и ловко, ведь только в этот короткий миг есть возможность схватить Кайроса за чуб. Если тебе это удастся — считай, что ты поймал свой жизненный шанс. Если будешь медлить, пребывать в нерешительности и раздумьях — стремительный Кайрос пробежит мимо, а тебе покажет свою гладкую лысину. Знай тогда, что свой шанс ты упустил, и второго такого же случая уже не представится.
По словам Каллистрата, прядь волос на лбу Кайроса говорит о том, что его легко поймать, когда он мчится тебе навстречу, лицом к лицу, но если он уже пролетел мимо, то это значит, что срок для действия истек, что благоприятным моментом — Кайросом — ты пренебрег, и его уже не вернуть…



Хотя происхождение самого имени «Кайрос» непонятно, в слове этом заключено множество параллельных символических и сокровенных значений. Философ Рубен Сото Ривера определяет его как «изначальное слово» или «слово-семя», поскольку оно является своего рода ключом к разным граням познания, магическим словом, позволяющим открыть многие двери.
Больше всего ему подходит свойство зерна, дающего, в зависимости от почвы, в которую оно посеяно, каждый раз новые и удивительные ростки. В древности говорили: «Ты произнеси «Кайрос» и смотри, что перед тобой откроется!» (Павзаний).

Чаще всего в трудах античных философов встречаются такие значения имени Кайрос : «подходящий и благоприятный момент (время, место) для действия», «особо благоприятное дерзновение», «справедливая мера всех вещей», «миг вне времени и предшествующий времени», «время Кайроса коротко — оно не ждет», «мгновение великого счастья».
В метафизике Плотина есть понятие Онто-Кайроса — Единого Сокровенного Божественного Начала, находящегося у истоков всего сущего и одновременно дающего первый импульс для любого цикла Космического Сотворения.
Плотин ссылается на Платона, утверждая, что Кайрос — это также и Высшее Благо; а Арцесилай из Питаны говорит: «Самое большое достоинство Философии состоит в том, что она помогает понять суть Кайроса — подходящего момента для каждой вещи». Орфики называли Кайроса «Временем для посева» и связывали его с Афродитой — силой проявленной Любви, порождающей времена года.
О Кайросе еще говорили, что «подходящий момент» — это тот миг, когда Судьба откликается на особые и постоянные усилия человека.
Неслучайно Кайрос в левой руке держит весы, символизирующие «подходящую меру всех вещей». «Измерять» с точки зрения Кайроса означает придавать каждой вещи то значение, которое она на самом деле имеет.
Как говорили философы античного мира, для того, чтобы поймать шанс, надо пробудить два качества, присущих Афине и Прометею, — разум и интуицию. Неслучайно Кайрос всегда символически связывался с Прометеем и его братом Эпиметеем.
Прометей — тот, кто видит и думает «вперед», еще до того, как события начинают происходить. Как было сказано ранее, способность «ясного видения» связана не только с интуицией, но и с умением гармонично сочетать ее с мудростью. Мудрость Прометея в том, что он видит далеко вперед — к каким результатам приведут его шаги и поступки.
Эпиметей — недальновидный брат Прометея, тот, кто думает и реагирует лишь после того, как событие совершилось, исправляя последствия своих действий, вместо того чтобы их предотвращать.
Именно по его вине все несчастья и бедствия убегают из ящика Пандоры и расползаются по земле, а остается внутри ящика единственный шанс для человечества — надежда. Эпиметей — это тот, кто из-за своей недальновидности постоянно упускает шансы, каждый раз сожалея о содеянном.
В древности говорили, что Эпиметей символизирует раскаяние, которое всегда испытываешь, упуская шанс. Иногда его изображают в компании хромой старушки, пытающейся вырвать единственную прядь волос, оставшуюся на голове, — «чуб Кайроса», который так и не удалось вовремя схватить…

***

Что такое счастливый случай?  Это лишь не познанный нами закон, это заслуженное человеком стечение обстоятельств, когда ему предоставляется возможность сделать шаг навстречу собственной Судьбе.
Загадка Кайроса, как говорят древние легенды, в том, что лучший способ увидеть его — посмотреть не физическим зрением, а глазами души; услышать же шаги его приближения поможет лишь внутренний слух, бдительность и тонкость души.

Кайрос и хронос — два качественно разных времени. Хронос — однородное исчислимое течение времени, кайрос — качественное неисчислимое время. В лучшем случае, хронос — это возможность кайроса, потенция, а кайрос — бесконечно малый хронос (Гиппократ). Кайрос — благо, подходящий момент для действия-начинания, подходящий момент для всякой вещи (начиная с момента-импульса для сотворения мира, до момента посева будущего урожая). Кайрос связан с определенным искусством, умением пользоваться моментом, предполагающим знание. Художник (лучник, ткач, оратор) должны ухватиться за решающий момент для точного и умелого действия, чтобы достичь цели. Например, при стрельбе из лука нужно было схватить момент, когда открывается путь стрелы к цели. Стрела должна быть выпущена именно в этот момент, причем достаточно сильно, чтобы попасть в цель. Не удивительно то, что софисты ухватились за «кайрос» в качестве термина, определяющего цели эффективной коммуникации.

Качественное время, которое нельзя измерить, чрезвычайное время-теперь случается посреди обычного времени-хроноса. И эту своевременность непозволительно упустить. Кайрос – это подходящее время в которое открываются возможности, требующие действия для их воплощения. Решительный момент свершения конденсирует реальность и трансцендирует хронос, изменяя судьбу. Но если возможностью пренебрегают, её невозможно вернуть назад. Время необратимо.

Существуют особые практики, позволяющие преодолеть изначально заданный порядок событий. Древние греки считали, что необходимо развивать особое чутьё, чтобы не упустить подходящий момент, почувствовать его приближение. В риторике Аристотеля понятие кайроса был связано с местом и временем, когда доказательство должно быть предоставлено слушателям. Задача ритора – чутко анализировать ситуацию и осознанно выбрать подходящий момент, когда необходимо пробудить внимание слушателей. Кайротический момент, осознанно выбранный, заключает в себе свершение действия. Но это не обязательно предполагает тревожность и необходимость быть всё время начеку. Жизнь во временном зазоре, в постоянной отсрочке, жизнь без движения в ожидании перемен обладает внутренней динамикой, заданной абсолютной необусловленностью кайроса, который возможен в любой момент.
Очень важно сосредоточиться на понимании каждого момента как потенциально кайротического, исключительного момента во временном процессе, «когда вечное врывается во временное, потрясая и преображая его и производя кризис в глубине человеческого существования». Однако в ситуации полной неопределённости такие понятия, как вечное, безусловное или абсолют больше не могут выступать в качестве ориентиров. Нет никакой заданной изначально интерпретации истории, нет порядка вечного, переход к которому возможен в момент кайроса. Метафизика в её стремлении подчинять себе человеческую историчность не убедительна. Историческая травма господства великих идей ещё слишком свежа. Кайрос как раз должен предполагать в себе неопределённоcть и максимальную открытость ситуации, когда множество вариантов изменения становятся возможными. Кайрос разрушает заданный ход событий и ломает ситуацию коренным образом, однако ничто не предопределяет дальнейшее направление развития. Кайрос – это тот момент, когда все пути оказываются возможными, в нём определённо лишь одно: решающая роль конкретного индивидуального выбора и направленности наших действий. «Исторический» путь, по которому эволюционирует система, по мере роста контрольного параметра характеризуется чередованием стабильных периодов, где доминируют законы детерминизма, и нестабильных — находящихся возле точек бифуркации, где система может «выбирать» между несколькими возможными вариантами будущего.

Отказавшись о представления о существовании некоего безусловного порядка, который абсолютной меркой меряет человеческую историчность, мы, тем не менее, можем обратиться к пониманию кайроса как момента фундаментального выбора. Когда очевидно прекращение существующей системы, она пребывает в кризисе и должна, следовательно, находится в стадии перехода к чему-то другому. Это и есть «правильное место» и «правильное время».
С помощью понятия “kairos” теологи напоминают нам о существовании фундаментального морального выбора, который является редко, но неизбежно: “kairos” – это время-пространство, в котором трансформации действительно происходят, время-пространство человеческого выбора, тот редкий момент, когда возможна свободная воля. Человеческие существа, сталкивающиеся с kairos, то есть с трансформационным временем-пространством, не могут избежать морального выбора.
Концепции «кризисов» и «перехода» пытаются схватить реальное воплощение качественного времени-кайроса. Это понимание времени как периода интенсивных свершений и преобразований противоположно модели чисто количественного, равномерного времени-хроноса.

Картина Francesco Salviati "Кайрос" :



Момент и движение, время и событие суть одно и то же, невозможно постичь современность, не участвуя в ней. Кайрос – это такое растворение и максимально полное участие в текущем моменте, когда поступательное движение времени снимается, когда мы полностью оказываемся погружёнными в настоящий момент, который может растянуться на часы. Кайрос – не количественное время, время, не поддающееся исчислению. Максимальное участие в настоящем позволяет выпасть из количественного, коммодифицированного времени хроноса, времени, исчислимого в затрате рабочей силы, в деньгах, в товарах. В отличие от метафизического порядка вечного, к которому отсылает кайрос древних греков и христиан, требование участвовать в современности позволяет помыслить кайрос как имманентное время.

Понимание того, что кайротическим может быть каждый момент, требует от нас переформатирования нашего восприятия времени, изменения своего участия в настоящем. Моменту полноты времени предшествует особая настроенность и настороженность, он становится возможным только благодаря открытости изменениям, смелости и чуткости, позволяющей их распознать.
Время интеллектуальных свершений представляет собой обратную сторону кризиса как затяжного процесса вызревания кайроса. Кризис – это застывший момент, время безвольного выжидания, задержки, период, в который ничего не происходит. И эта статичность настоящего проясняет собой, что  предыдущий вектор развития событий направлен в пустоту. Тогда кайрос как раз и будет тем волевым моментом, создающим новую историческую ситуацию. Чёткое представление того, когда наступает время действовать, являющееся результируещей установки на современность, и порождает современность.

О Кайросе бесполезно рассуждать, его нужно научиться ждать в любом месте, в любое время, чтобы не упустить миг его появления и правильно воспользоваться им. Приближение Кайроса можно узнать по шуму его трещотки — это те знаки, которые Судьба посылает человеку и которые он должен научиться читать вокруг себя. А когда наступит счастливое мгновение, нужно проявить мудрость и смелость, чтобы принять вызов, который делает нам Судьба. Повезет тем, кто сможет «отлепиться» от своих собственных стереотипов и ограничений, кто отважится шагнуть в неизвестное, навстречу новым дорогам, новым возможностям, новым мечтам.
Вслушайся, как течет время. Мгновения, мгновения, мгновения… Каждое из них может стать для кого-то счастливым. Какое из них твое? Это и есть – кайрос.


Эон соотносится с Нептуном.

Эон, Айон  (aionic time / Нептун ) - неограниченное, священное или вечное время. Эоническое время как движущийся образ вечности, как вечный круг , который, когда мы рассматриваем его, дарует нам жизнь вечную.

В мифологии Нептун, или Посейдон, - это бог водной стихии, и в особенности бесконечного, огромного океана. Сказочные мистические тайны и фантастические образы этой планеты позволяют нам заглянуть в «воды» самого нашего бытия - обширного коллективного бессознательного, которое так часто сравнивают с океаном.
Необходимо помнить, что Греция окружена морем с трех сторон и большей частью состоит из небольших островов; суша и море присутствуют в равной степени на всей территории страны, и Платон (в своем «Критии») утверждал, что верховным правителем затонувшей Атлантиды был Посейдон. Эта легенда увеличивает возраст греческой цивилизации, на несколько тысячелетий, расширяет во времени, так что ассоциация Посейдона/Нептуна с царством океана была глубоко запечатлена в подсознании наших предков.

Эон (греч. αἰών) – первоначально век, жизненный век. У Платона эон означает вечность в противоположность времени (χρόνος ). В дальнейшем происходит персонификация этой категории: в эпоху эллинизма Эон воспринимается как божество (культ младенца Эона в Александрии, Эон-Зрван в мистериях Митры ).

Рождение Митры из яйца.
Рельеф из Housesteads Fort, Northumberland, второй век н.э. Newcastle-on-Tyne, Museum of Antiquities.



В одном из множества своих синкретических обличий Митра в полном снаряжении возникает между разбитых половин космического яйца, как Фанес Протогон, перворожденный бог света орфической теогонии. Яйцо мира представляет собой целостность, in potentia, одного космического цикла, а его разбиение символизирует полярность позитивных и негативных сил без которых ни один мир не может разворачиваться в пространстве и времени. Так что Митра - и персонифицированный творец, разбивающий яйцо, и посредник между противоположностями, исцеляющий разрыв и примиряющий противоборствующие стороны. Он рождается в знаке Козерога, т.е. во время зимнего солнцестояния – свет мира появляется в темнейший день года.

Христианские патриархи открыто приняли не только мифические сюжеты, но даже даты празднеств языческих мистических культов тех времен. К примеру, от святого и церковника четвертого столетия Епифания (ок. 315 — 402) мы узнаем о ежегодных празднествах в Александрии, проводимых 6 января, — этой датой отмечалось Богоявление и (первоначально) Рождество Христово, а также Крещение. Языческим основанием празднеств было рождение бога века Эона от богини-девы Коры — эллинизированного воплощения Исиды. Как рассказывает святой, её приверженцы собирались в канун 6 января в её храме, Корейоне, проводили ночь, исполняя гимны и играя на флейтах, а к первым петухам брали в руки факелы и радостно спускались в склеп, чтобы поднять оттуда носилки с восседающим на ниx обнаженным идолом этой богини, руки, колени и брови которой были украшены золотыми знаками креста и звезды.
Этот символ  семь раз проносили вокруг храма, сопровождая шествие гимнами и игрой на флейтах, а затем возвращали в склеп. «И приверженцы ее, — утверждает христианский святой, — заявляли, что Дева в тот день и в тот час подарила жизнь Эону.
Сходная процессия вполне могла бы выходить из христианского квартала Иерусалима, чтобы отпраздновать в Вифлееме ночь поклонения в пещере, которая, как считается, стала местом Рождества Христова; на рассвете, возвращаясь в Иерусалим, участники этого шествия также распевали бы гимны, радуясь непорочному рождению.

В Септуагинте словом «эон» переводится еврейское олам (мир во времени). В XI трактате Герметического корпуса Эон назван второй сущностью после Бога: «Бог творит Эона, Эон творит космос, космос творит время, время творит становление». Широкое распространение термин получает также в гностической космологии, где означает многочисленные персонифицированные сущности или миры космической иерархии, являющиеся результатом эманаций, связывающие и разделяющие Бога и материальный мир.

Извечный бог Зарван-Эон непостижим, невидим и бестелесен. Для народных масс это всего лишь создание тонкой прослойки мыслителей и философов, заумное, неосязаемое, непонятное. Оно не дает защиты и внушает не доверие, а скорее чувство отчужденности и даже растерянности, никогда оно не станет божеством масс.

Эон. Римская мозаика, III в. н. э.



В эпоху Римской империи складывается иконография Эона: это мощный старец с головой льва, вокруг его тела обвивается змея.

Эон на шаре.Рельеф с виллы Альбани, время Коммода (180-93 н.э) Рим, Museo Torlonia:


В римской мифологии Эону соответствует Этернитас. Часто встречается на римских монетах в виде стоящей или сидящей женщины с различными атрибутами, символизирующими  вечность ,  бесконечность , бессмертие, непрерывность времени: небосводом в виде шара и небесными телами (солнце, луна, звёзды); знаками величия и власти (жезл); львом или слоном как долговечным животным ;  фениксом, возрождающимся из пепла; змеёй, кусающей свой хвост (уроборос); чашей, факелом и т. д. На монетах сопровождается надписями AETERNITAS, AETERNITAS AUGUSTI, AETERNITAS IMPERII, AETERNITAS POPULI ROMANI. Символизирует вечную власть Римской империи, а также вечную память покойных и обожествлённых членов императорского семейства.


Кроме того, этернитас — термин латинской и средневековой  философии, обладание всей полнотой бытия без начала и конца. «Наше „теперь“ как бы бежит и тем самым создает время и беспрестанность (sempiternitas), а божественное „теперь“ — постоянное, неподвижное, устойчивое — создает вечность (aeternitas)». «Вечность мира, согласно средневековым представлениям, есть не этернитас, а семпитернитас (этернитас присуща только Богу), то есть представляет собой беспредельную длительность».

Эон также ассоциируется с трансцендирующим пространство и время блаженным божеством, но в значительной мере при сохранении старого значения «жизненный век» и без резкого противопоставления хроносу . Т.е Эон, как и Сатурн нередко связывается и с хронологией. Например так называют период времени продолжительностью в две тысячи лет, примерно соответствующий астрологической «эре». Традиционно со сменой эр связывались глобальные перемены в культурно-религиозной парадигме. Так, четыре тысячи лет назад зародилась монотеистическая иудейская религия, а две тысячи лет назад —христианство. Во фрагментах досократиков, особенно у Эмпедокла, Эон в целом сохраняет древнее гомеровское значение «жизненного века», хотя уже имеются подступы к будущему значению «вечности», особенно в выражениях типа «весь век» или «бесконечный Эон», «несказанный Эон».

По существу неограниченные прошлое и будущее, собирающие на поверхности бестелесные события-эффекты, суть Эона - в отличие от всегда ограниченного настоящего, измеряющего действие тел как причин и состояние их глубинных смесей (Хронос). По мнению французского философа Жиля Делеза, "величие мысли стоиков" и состоит в их идее о том, что такие прочтения времени (как совокупности "изменчивых настоящих" и как "бесконечного подразделения на прошлое и будущее") одновременно необходимы и взаимоисключаемы. С точки зрения Делеза, " ...в одном случае настоящее - это всё; прошлое и будущее указывают только на относительную разницу между двумя настоящими: одно имеет малую протяженность, другое же сжато и наложено на большую протяженность. В другом случае настоящее - это ничто, чистый математический момент, бытие разума, выражающее прошлое и будущее, на которые оно разделено... Именно этот момент без "толщины" и протяжения разделяет каждое настоящее на прошлое и будущее... Эон - это прошлое-будущее, которое в бесконечном делении абстрактного момента безостановочно разлагается в обоих смыслах-направлениях сразу и всегда уклоняется от настоящего...

Картина Сальвадора Дали "Постоянство памяти" :


Есть два времени: одно составлено только из сплетающихся настоящих, а другое постоянно разлагается на растянутые прошлое и будущее... одно имеет всегда определенный вид - оно либо активно, либо пассивно; другое - вечно Инфинитив, вечно нейтрально. Одно - циклично; оно измеряет движение тел и зависит от материи, которая ограничивает и заполняет его. Другое - чистая прямая линия на поверхности, бестелесная, безграничная, пустая форма времени, независимая от всякой материи... Эон - это место бестелесных событий и атрибутов, отличающихся от качеств... Каждое событие в Эоне меньше наимельчайшего отрезка в Хроносе; но при этом же оно больше самого большого делителя Хроноса, а именно полного цикла.

***


Только хроническое время , кажется, естественно воспринимается нами, напрямую нами осознаваемо в процессе своего обычного течения, в то время как кайроническое  время требует нашего участия, включения интуиции.  Эоническое время растворяет любые границы, любые различия между тем , что происходит с нами и что мы собираемся делать, что случиться в итоге.