Уран как девиант и эксцентрик / Uranus as deviant and eccentric


«Мы стоим на обрыве столетий!.. Так чего же ради оглядываться назад? Ведь мы вот-вот прорубим окно прямо в таинственный мир Невозможного! Нет теперь ни Времени, ни Пространства. Мы живем уже в вечности, ведь в нашем мире царит одна только скорость.»

- родоначальник футуризма Т. Маринетти

***

Процесс социализации «по Сатурну» (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости (первый возврат Сатурна), которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи, неожиданные, ничем не контролириуемые события. Это говорит об одном – в вашу жизнь вмешался Уран. Все бы ничего, но если у одних по прошествии времени ситуация выравнивается, приходит в норму, то у других может пойти по совершенно иному пути. В этом случае проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение - это различные формы чаще всего неадекватного поведения лиц, отступление от принципов, норм права и иногда морали.


Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако такое отклоняющееся поведение «по Урану» не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано и со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное «по Сатурну» , мешающее двигаться вперед. Например к отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.
Все дело в размахе самой личности. Нужно понимать, что Уран – планета людей нетривиальных как минимум и «среднестатистический гражданин» в эти сферы ну никак не входит.

Можно сказать что Уран покровительствует девиантному поведению — это, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам. Сатурн же – это социальный контроль — механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а также социальная практика их использования.
Исходным для понимания девиантного поведения «по Урану» служит понятие социальной нормы, которая понимается как предел «по Сатурну», мера допустимого (дозволенного или обязательного) в поведении или деятельности людей, обеспечивающие сохранение социальной системы. Уран как сигнификатор отклонения от социальных норм может проявлять себя как :

«+» позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы;

«-» негативные — дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению.

По сути, функции Урана в контексте данной темы — это своего рода социальный выбор: когда цели социального поведения несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, «индивиды – уранианцы» могут использовать иные средства, чтобы добиться своих целей.

Например в своем проявлении «по Урану» со знаком минус, некоторые такие индивиды в погоне за иллюзорным успехом, богатством или властью выбирают социально запрещенные средства, а иногда и противозаконные и становятся либо правонарушителями, либо преступниками – типичное поведение «плохого» трикстера. Другим видом отклонения от норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей и стандартов, свойственные не только революционерам, но например и террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей, активно борющихся против общества, внутри которого находятся.
Во всех этих случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации.

В своем проявлении «по Урану» со знаком плюс, возможны и позитивные девиации, например резко индивидуализированное поведение, характерное для оригинального творческого мышления, которое может оцениваться обществом как «чудачество», отклонение от нормы, но которое при этом не несет в себе деструктивного воздействия и является безопасным для общества.  Новаторство, креативность — признаки позитивных девиаций по Урану.

Основы такого принципа Урана как «девиации», это :

- инновация, предполагающая согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения (к «инноваторам» относятся например создатели «финансовых пирамид», великие ученые, концептуалисты);

- эпатаж, чаще всего особого толка и в сферах творческих.

- ретретизм (или бегство от действительности), выражающийся в отказе и от социально одобренных целей, и от способов их достижения (эскаписты – индивидуалисты, затворники не от мира сего, маргиналы особого толка);

- бунт, отрицающий и цели, и способы, но стремящийся к их замене на новые (революционеры, стремящиеся к коренной ломке всех общественных отношений, нонконформизм) ;

- социальная патология а именно : в частности Уран связан и с ростом психических заболеваний,самоубийств, отчасти алкоголизмом и наркоманией как маргинальным девиантным проявлением , ухудшением генетического фонда населения.

Стоит заметить, что девиантное поведение в современном обществе имеет некоторые особенности. Это поведение все больше становится рисковым и рационально обдуманным одновременно. Основное отличие девиантов - уранианцев, сознательно идущих на риск, от обычных авантюристов — опора на профессионализм, вера не в судьбу и случай в их примитивном смысле, а в знания, осознанный выбор и мечту как цель. По этой причине, нередко девиантное рисковое поведение «по Урану» способствует самоактуализации, самореализации и яркому самоутверждению личности. Но к сожалению далеко не всегда...



Часто девиантное поведение связано с аддикцией, т.е. со стремлением избежать внутреннего социально-психологического дискомфорта, изменить свое социально-психическое состояние, характеризующееся внутренней борьбой, внутриличностным конфликтом. Поэтому девиантный путь выбирают прежде всего те, кто не имеет легальной возможности для самореализации в условиях сложившейся социальной иерархии, чья индивидуальность подавляется, личностные стремления блокируются. Такие люди не могут сделать карьеру, изменить свой социальный статус, используя легитимные каналы социальной мобильности, в силу чего считают неестественными и несправедливыми общепринятые нормы порядка.

Мы можем наблюдать, что с открытием Урана, стало резко меняться отношение к проблемам девиантного поведения ( в те времена оно называлось немного по другому). Тот или иной вид девиации стал приобретать устойчивый характер, становится нормой поведения для многих и общество было вынуждено (обязано) пересмотреть либо принципы, стимулирующие это якобы «отклоняющееся»от нормы поведение, либо проводить переоценку социальных норм. В итоге, многие ограничения, социальные клише и догмы – пали, человек вздохнул более легко и поведение, которое многие века считалось девиантным (неправильным, асоциальным) со временем стало восприниматься как нормальное и естественное.

Однако Уран не был бы Ураном, если бы с ним было все так просто.

Нужно понимать, что эта планета может играть роль мощнейшего деструктора и вредителя, для отдельно взятой личности в том числе, для личности социально адаптированной, личности, которую все устраивает и роль которой идеально вписывается в рамки и шаблоны «по Сатурну», что подавляющим большинством людей по понятным причинам рассматривается как нормальное , приемлемое и часто единственно верное (здесь мы рассматриваем Сатурн как каркас, основу,закон на которых по сути держится весь цивилизованный МИР).

По этой причине, как бы парадоксально это не звучало, но Уран – деструктор как принцип «деструктивной девиации» в любом случае стимулирует устоявшийся в своих желаниях социум на некоторые изменения, которые могут рассматриваться как позитивные уже на перспективу (читай : смотреть вперед в будущее).
По этой причине , чтобы деструктивная социальная девиация, которая символизируется Ураном, трансформировалась во что - то дельное и полезное, необходимо понять и принять и другие принципы этой планеты, которые также требуют :

- расширять доступ к легитимным способам достижения успеха и продвижения по социальной лестнице;
- соблюдать социальное равенство перед законом;
- совершенствовать законодательство, приводя его в соответствие с новыми социальными реалиями;
- стремиться к адекватности преступления и наказания

***

Питательной почвой, когда Уран активно включается в работу, являются например социальные кризисы, когда происходит рассогласование принятых норм и жизненного опыта человека и наступает состояние аномии — отсутствия норм.
Личности талантливой и одаренной, тонко улавливающей вибрации этой планеты при невозможности реализации своего потенциала например в научной или творческой (что по сути одно и то же) , политической или бизнес деятельности, как правило, приходится весьма туго, учитывая что в современной культуре ведущими целями считаются успех и богатство. Но общество не предоставляет всем людям законных средств для достижения этих целей. Поэтому нередко такому человеку приходится или выбирать незаконные средства, или отказываться от цели, заменив ее иллюзиями благополучия (те же наркотики например или маргинальный образ жизни «непонятого и непринятого гения», которому якобы и так хорошо и комфортно – что случается чаще всего). Но самый распространенный вариант девиантного поведения в такой ситуации — бунт против общества, культуры и установленных целей и средств. Бунт часто агрессивный, взрывной, искрящийся, на грани.

В любом случае, надо понимать, что всему миру, социальному бытию и каждому человеку в той и или иной степени свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. При мощном творческом потенциале вкупе с выделенным Ураном в гороскопе, подобные вопросы становятся актуальными.

Уран, по сути, символизирующий некое отклонение в поведении - девиантное поведение - является, таким образом, первой планетой- трикстером, которая привносит в нашу ежедневную жизнь все то множество вариантов, которые могут являться уже естественным условием развития человека, жизни всего общества, привнесения в эти сферы чего - то нового. Иначе говоря, девиантное поведение было, есть и будет и в этом заключается актуальность его изучения.

Здесь стоит более подробно рассмотреть культурно одобряемые отклонения, ведь отклоняющееся поведение уранианца всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе.

Что же здесь следует выделить, опираясь на сугубо принципы этой планеты ?

- сверхинтеллектуальность. Однако повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера;

- особые склонности. Позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности ;

- сверхмотивация. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности. Например, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве, или Николо Паганини постоянно стремился к славе и почету в результате перенесенных в детстве нужды и насмешек сверстников;

- счастливый случай. Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.

В этих случаях большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Но пока, это все еще достаточная редкость.

Все же адекватно рассматривая природу Урана, приходишь к выводам, что индивиды- уранианцы чаще становятся девиантами с вектором «на негатив» (или внутрь себя или выплескивая это вовне), так как процессы проходимой ими социализации в группе чаще чем у остальных ,бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Но когда процессы социализации у уранианца успешны, то такой индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы отчасти становятся его эмоциональной потребностью, но при этом запреты культуры все же навряд ли становятся частью его сознания. Хотя по желанию он может воспринимать нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Т.е «ошибки» его редки ( и он их умеет грамотно дозировать), и всем окружающим «якобы» становится понятным, что они не являются его обычным поведением. Т.е грамотно преподносящий себя и социализированный уранианец – это во- первых умный и находчивый трикстер. Во – вторых, истинный уранианец (все же) никогда до конца не пойдет в ногу с социумом. Его девиантность в той или иной мере, но будет доминировать.

Таков Уран и бороться с ним не имеет никакого смысла.


Итак, пойдем дальше и попробуем рассмотреть принцип девиантности «по Урану» применительно к творческой составляющей. Что есть «неадекватность» и эпатаж в творчестве ?

Любые экстравагантные выходки – это проделки трикстера Урана.
Вобще стоит начать с того, что адекватность - понятие растяжимое. То, что в поведении у одних кажется нормальным и органичным, в поведении у других вызывает неприятие и осуждение.

Экстравагантность же, как качество личности – способность быть необычным, из ряда вон выходящим, странным, слишком своеобразным, причудливым, не соответствующим общепринятым обычаям, нормам, моде; склонность проявлять устойчивое желание выделиться из социума посредством необычного стиля жизни или неординарным восприятием окружающего мира, содержащим элемент вызова традициям, предписаниям и представлениям общества.

И здесь мы опять возвращаемся к вопросу : кто такие уранианцы ? А ответ таков – они особенные и их не так много, как может показаться изначально.

Нередко приходится сталкиваться с астрологическими трактовками, типа : любой креативщик – это уранианец. Верно ли это ? Конечно же – нет ! Также как и часто неверно идентифицируют подлинную экстравагантность путая ее с искусственно взращенной, а потому нелепой, глупой, агрессивной и часто вульгарной.

Креативность «по Урану» можно сравнить с особого вида экстравагантностью, как врождённой неординарностью, нешаблонностью. Подобная нестандартность побуждает людей – уранианцев отбросить стереотипы и предубеждения и, творчески мысля, создавать своё неповторимое по вкусу «блюдо».

Вообще, экстравагантность – это предложенное людям блюдо внешнего мира, чрезмерно приправленное напыщенностью, эксцентричностью и фанатизмом. Блюдо по форме одно и то же, но повара могут быть разными, поэтому и вкус у него несопоставимый. Одни готовят только из желания выделиться, потщеславиться, самоутвердиться, словом, удовлетворить свою гордыню, другие – потому, что не могут иначе. Здесь заметна модель противостояния принципов эгоцентричного до безумия Солнца и девиантного Урана.

Экстравагантность истинного творческого уранианца демонстрирует особое творческое мышление, оно, как свидетельствует мировая практика, может оставить большой след в истории, предложить людям новаторское, совершенно неожиданное видение объектов внешнего мира. Истинно экстравагантному человеку нелегко живется в мире косности, ретроградства и консерватизма. На каждом шагу его ждёт навешивание ярлыков, предвзятые людские оценки, недоумение и негодование окружающих и, лишь пробив оборону людской косности и возбудив к себе любопытство, экстравагантность оказывается на гребне волны успеха. Первоначально экстравагантность шокирует, ибо, зачастую, она идет на шаг впереди моды, дизайна, устоев.

По этой причине, чаще всего уранианцы «свои в доску» в среде не банально творческой. Там креативность «по Урану» является нормой и не имеет негативного оттенка.

А можно ли рассматривать фриков как уранистов ? Вполне,но и тут без контекстов видимо никак не обойтись. Кто же такие фрики вообще ? Как правило, так называют людей, которые выделяются из общей массы своим внешним видом и поведением.

Свое происхождение понятие «фрик» берет еще в позапрошлом веке. Правда, тогда так называли инвалидов, людей с физическими отклонениями. Но ближе к концу ХХ века слово приобрело более позитивное значение, ибо стало подразумевать свободу человека от общественных устоев и стереотипов, независимость его мышления. Фрика отличает от нормального человека некое безумие, безбашенность, нередко эксцентричный стиль одежды, независимость и эпатаж. Главные заповеди фрика: ничего не бояться, быть самоуверенным и даже немного наглым. Иначе не проймешь публику. Немного снобизма тоже не мешает. В общем, «люби себя – чихай на всех, и в жизни ждет тебя успех». Это причудливые и часто независимые личности. Это обобщенная характеристика фрика языком бытовым.
На самом деле, когда мы говорим об уранианцах, все намного более «замысловато».

Уран – планета смелых и самодостаточных, при этом с ярко выраженным мощныи интеллектуальным «контентом». 

Уран – планета талантливых, творческих и  креативных "фриков" особого плана, если можно так сказать. 

Такая личность, можно сказать эксклюзивна в своей уникальности и ей абсолютно наплевать на мнение окружающих. Наплевать не по причине своей «неадекватности»,  а по причине своей уверенности в себе. Фрик с планеты Уран – адекватен для себя и уверен в себе изначально. Это осознанный выход за ограничивающие сферы Сатурна. 

По этой причине, масскультурное "фричество"с прицелом на креативность, которое мы можем наблюдать практически ежедневно,по понятным причинам к сферам Урана не имеет никакого отношения.


Совсем другое дело, когда мы говорим об контркультуре, которая обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. Примером контркультуры служила напрмер культура новой литературной богемы середины прошлого века. Это яркое стремление к самовыражению, желание жить сегодняшним днем, требование полной свободы, поощрение равенства мужчин и женщин и любовь к экзотике. Все это подразумевало отрицание таких ценностей господствующей культуры, как самодисциплина, самоограничение в настоящем ради награды в будущем, материализм, успех в соответствии с общепринятыми правилами.

Интересно, что подобное движение родилось именно на втором возврате Урана, в тот кризисный момент жизни западного общества как протест против бездуховности, мещанства, накопительства, лицемерия, ханжества, старшего поколения. 
Можно ли сказать, что и здесь Уран предстает в своей деструктивной ипостаси, девиации сопротивления связанной с разрушением вечных ценностей ? Вполне. Можно ли назвать "битников" представителями нового клуба имени этой планеты ? Вполне.

Типичный пример : контркультурная проза бит - поколения от Уильяма Берроуза, Джека Керуака, Аллена Гинзберга и т.д....



Бит-поколение оказывало влияние на культурное сознание своих современников с середины 1940-х годов и завоевало признание в конце 1950-х гг. Современные литературные критики рассматривают бит-поколение в различных ипостасях: в качестве писателей-экзистенциалистов, безнравственных личностей, романтиков, аполитичных людей и представителей богемы; наиболее точным, по мнению одного из исследователей, является рассмотрение бит-поколения в качестве девиза или символа революции американских нравов.

***

Вообще, фричество и эпатаж идут рука об руку и здесь включается элемент игры трикстера - Урана.

Основная функция такой игры состоит в переключении с повседневного на не повседневное (выход за границы повседневности как течения времени – Хронос (Сатурн)). Именно эти характеристики игры присущи эпатирующему поведению.


Эпатирующее поведение всегда включает момент игры, посредством которой осуществляется выход за пределы нормы. Следует подчеркнуть, что, в отличие от девиантного поведения, ломающего норму, уже такая «игра» Урана позволяет эпатирующему субъекту не разрушать, а созидать, ибо она (игра) творит некий особый порядок за пределами пространства обыденной жизни (Сатурн). Так, карнавал безумен с точки зрения официальной культуры, но сам карнавал как культурная форма имеет свой строгий порядок, творится по определенным законам и потому открывает новое ценностно-смысловое пространство . Таким образом, эпатаж «по Урану» часто проверяет старые, устоявшиеся нормы Сатурна на прочность.

Кстати, эпатаж свойственен авангардному, и отчасти модернистскому (так или иначе, но любому деструктивному как часто это «обзывают») искусству, однако, как правило, относится «к внеэстетическим и тем более к внехудожественным реакциям» и с точки зрения психологии является одной из форм демонстративного поведения.

Нередко уже между наглостью и эпатажем ставят знак равенства.

Слово "наглость" в обиходе носит явно эпатажный характер. Т.е здесь мы вновь возвращаемся к принципам некой девиантности, ведь как правило под словом наглость понимают дерзкое поведение, посягающее на общепринятые нормы, выражение протеста скандальными (эпатажными) средствами. Ведь как частенько реагирует консервативное общество на действия уранианца – «вот ведь наглец!»
Наглость (первоначальное значение этого слова – «внезапность, быстрота, смелость», ср. выражение Как ты посмел!) – дерзость, нахальство. ...Стоит также заметить, что в том же мещанском, малокультурном обществе проявлением эксцентричности будет бескорыстное стремление к знанию, борьба против установившихся порядков и т. д. (мещанство и консерватизм тут не рассматриваются как однозначные синонимы).

Вообще, наглость – это что-то вроде бесстыдства и дерзкого самоуверенного нахальства, которое граничит с хамством. Иногда наглость имеет положительный оттенок, когда акцент идет именно на уверенности в совершаемых действиях, а не на их бесцеремонности. В наше время неуверенность в себе часто противопоставляется такой «положительной» наглости.

Нередко детишки с ярко выделенным Ураном в их гороскопах, уже с самых малых лет грубят и препираются, ведут себя несдержанно и вызывающе. У них часто проявляется гиперактивность - одна из самых частых дисфункций поведения, которая в итоге может оказывать значительное влияние на дальнейшее развитие..... Наблюдаются нарушения социальных взаимодействий, прежде всего с взрослыми: дети не соблюдают дистанцию, фамильярны, склонны проявлять наглость, неподчинение общим правилам. Сверстники часто отвергают таких детей из-за их импульсивности и вспышек гнева, не умения придерживаться правил в играх, сеяния раздоров. Неконтролируемый Уран , как это ни странно, довольно часто проявляет себя именно в детском возрасте, постепенно затухая в процессе взросления.
Это интересно, потому как Уран совместно с Меркурием отвечает за нервную деятельность и учитывая, что ребенок проходит критические периоды развития структур мозга, для каждого из которых характерна своя специфика наилучшей сенсорной активности и возникают специфические проявления психических реакций, место начала и развитие проявлений наглости и такого детского «нонконформизма» часто и обнаруживают себя особо ярко именно в детстве. Впоследствии при социализации большинство людей оставляют свой Уран в детском прошлом, фиксируясь (скорее всего к счастью) в сферах Сатурна. Т.е среди детей, как бы парадоксально это не звучало, изначально девиантных уранианцев в разы больше, нежели среди взрослых.

Со всей неадекватностью такого «детского Урана» сталкивался любой, кому при воспитании ребенка, известны аховые ситуации невозможности что-то разумно объяснить ему ( у ребенка еще не хватает необходимых для понимания промежуточных понятий, но ему очень что-то хочется до нетерпения). Возникает чувство бессилия, несмотря на всю мудрость взрослого. При настойчивой попытке образумить и что-то пояснить при активной наглости препирательств иногда возникают такие состояния, что к бессилию добавляется ощущение абсурда собственного понимания ситуации, что при накопившейся усталости и нескончаемости попыток объяснить и ответных пререканий может и в самом деле повредить психику.
Ребенок считает, что родитель не прав в каком-то важном для него вопросе, пытается нагло оспорить правоту агрессивными попытками навязать свои наивные представления. При этом, соответственно, любые образумливающие доводы оказываются бесполезны. Две конфликтующие таким образом стороны отличаются тем, что более опытный легко видит суть заблуждений наивного, но не может это объяснить в силу недостаточности промежуточных представлений у наивного. Наглый же с силой своей мотивирующей доминанты отсеивает все, что ей противоречит, усиливает все позитивные для его идеи прогнозы, придумывает доводы в поддержку, не замечая (не желая замечать) противоречащего. Его уверенность оказывается в итоге не меньше уверенности опытного при явной неадекватности, непроверенности идеи на практике.

Критической точкой когда Уран ярко вспыхивает и затем отпускает человека (в большинстве случаев в последний раз и насовсем), является подростковый период – период активного попрания авторитетов. Но уже взрослые, сформировавшиеся личности, активно не желающие быть «как все», чаще всего несут корни своего поведения именно из подросткового возраста.

Кстати, множество примеров проявления наглости легко найти в высказываниях уже повзрослевших наивных оппозиционеров. Возможно подумать что их так и не отпустил детский чудак –Уран, но на самом деле это люди, которые просто не принимают Уран в других.
Почти всегда люди, достигшие каких-то высот в развитии профессиональных навыков, во многом другом воспринимаются как все обычные, непримечательные, даже отталкивающие люди и, к тому же, часто демонстрирующие признаки, воспринимаемые негативно (чудак-профессор, выживший из ума ученый и т.п.), что является достаточными основаниями для того, чтобы их пытались оспорить те, кто в данной области не имеет сколько-то сопоставимых по глубине представлений, но имеют ярко выраженную мотивацию агрессивно оспаривать нежелаемое.


«Талант попадает в цель, в которую никто не может попасть, гений - в цель, которую никто не видит».

Итак, уранианец – это личность с размахом и среди посредственностей такие, увы,  не встречаются. Это стоит уяснить сразу, во избежании навешивания нелепых ярлыков на людей, которые к обсуждаемой теме никакого отношения не имеют, что часто случается в астрологической среде (вообще эзотерической). А вообще, всякая крупная личность может быть эксцентрична, сама не замечая этого, уже в силу неизбежно ей присущего своеобразия являясь представителем «клуба уранианцев». С другой стороны, человек, борющийся против консерватизма и рутины, может прибегать к эксцентричным проявлениям как своеобразной форме протеста. Стоит ли всякого такого рассматривать в контексте данной темы ? Отнюдь.

Также не следует забывать, что одним из психологических мотивов эксцентричности может быть также стремление во что бы то ни стало обратить на себя внимание, например у так называемых истерических личностей (истероидная психопатия). В этих случаях проявления эксцентричности часто носят печать подражательности и фальши. Наконец термин эксцентричности применяется и по отношению к странностям и чудачествам, характеризующим поведение некоторых «шизоидов», а также и шизофреников в начальных стадиях этого заболевания.
Тем, кто достаточно давно изучает природу планеты Уран, известно, что она играет одну из ключевых ролей в формировании у людей психических отклонений как сильных деструктивных девиантных проявлений. Но наличие одного подобного «нюанса» еще не выводит личность на новый виток развития.

Здесь следует напомнить, что отличительная черта гения - не одаренность, а отличность, особость, уникальность, нестандартность мышления. В свою очередь, безумие, сумасшествие с точки зрения специалистов психиатров характеризуется в первую очередь крайним (физиологическим) отклонением психики от стандартов. Однако, сравнивая талантливую личность с человеком "не-в-себе", можно предположить, что оба являются "аномальными" только в сопоставлении с человеком "ординарным", используемым как точку отсчета "нормальности. И утверждать степень "ущербности" весьма затруднительно, т.к. затруднительно оценивать сам критерий качества для совершенно несопоставимых отклонений от избранной точки "нормальности.

И все же - гений и безумец, насколько близки эти крайности по отношению друг к другу? И насколько они отдалены от "стандартно нормальной" личности?

Идея, что "гений и безумство вещи совместные" не является новой. Еще Платон считал творчество "бредом, даруемым нам Богами". Луначарский (видимо и о Платоне в том числе) писал "в глубокой древности художник или поэт был непременно патологическим типом". Френсис Гальтон говорил, что гениальность - отклонение от нормы сродни безумию. Тему "гений и безумие" развивали виднейшие ученые и искусствоведы. Пожалуй, самым значительным исследованием, призванным подтвердить тезис о взаимосвязанности гениальности и сумасшествия, является работа итальянского невропатолога Чезаре Ломброзо "Гений и помешательство", в которой он, с одной стороны анализирует факты, связанные с деятельностью и поведением великих людей, в попытке доказать, что гений и невроз совпадают, а с другой приводит описания огромного количества случаев, когда душевнобольные люди с теми или иными видами помешательства, от шизофрении до различных маний, обнаруживают художественные способности ранее им не свойственные.
"Не подлежит никакому сомнению, что между помешанным во время припадка и гениальным человеком, обдумывающим и создающим свое произведение, существует полнейшее сходство", - пишет Чезаре Ломброзо. Исследователь собрал массу фактов о подергивании рук, икр, плеча, лицевых мускулов выдающихся художников, ученых, о странностях их характеров, об отклоняющемся поведении, об аномалиях в строении черепа. О гениальных, точно так же как и о сумасшедших, можно сказать, утверждал Ламброзо, что они всю жизнь остаются одинокими, холодными, равнодушными к обязанностям семьянина и члена общества. Микеланджело постоянно твердил, что его искусство заменяет ему жену. И хотя "Гете, Гейне, Байрон, Челлини, Наполеон, Ньютон и не говорили этого, но своими поступками доказывали еще нечто худшее".

«….Психическое расстройство часто вызывает у больных необыкновенную оригинальность в изобретении, что резко выражается даже в произведениях полупомешанных людей. Причина этого ясна: ничем не сдерживаемое воображение их создает такие причудливые образы, от которых отшатнулся бы здоровый ум, признав их нелогичными, нелепыми…»



Так, например, Николай Гончаренко в своей книге "Гений в искусстве и науке" много страниц посвящает опровержению идей Ломброзо :

«.....Данные о том, больше сумасшедших среди гениев или меньше, чем среди обычных людей, противоречивы. Все остальное только свидетельство необычности, яркости характера, огромной творческой мощи интеллекта, динамизма души гения, интенсивности его жизни, его чрезвычайной впечатлительности и обостренной восприимчивости. Возможные чудачества, экстравагантность, нелады с общепринятым в его образе жизни и поведении если и есть, то они легко объяснимы характером деятельности, предельной интенсивностью труда, особенностями установленного ими режима, привычками и т.д. Гениальность не болезнь, гений не безумец, ему свойственно здоровое безумие. Так называемые "безумные идеи" рождаются в умнейших головах, а хаос, вносимый ими в привычное течение мысли, - "созидательный хаос"».

Эти слова не лишены логики. В то время как трудно припомнить хоть несколько "абсолютно нормальных", без странностей, гениев, именно определение "нормальный"/"ненормальный" может являться ключевым. Разве, можно назвать нормой способности и достижения Достоевского, допустим, или Эйнштейна? Нет, конечно. И будучи не нормальны в творчестве, почему собственно гении должны быть нормальными социально, например. Можно ли их назвать уранианцами ? Однозначно – ДА !

Глядя на биографии многих высокоодаренных личностей, воздвигших шедевры мировой культуры и преуспевших в научной сфере,  психиатрия сталкивается с парадоксальными фактами существования не только личностных акцентуаций у гениальных, но и расстройств, в прямом смысле отвечающих понятию психической болезни (шизофрения, бредовые психозы и т.д.).
Все же не явственна граница между помешательством, безумием и яркой индивидуальностью, неординарностью личности. Деструктивная сила психоза «по Урану» вполне способна освободить воображение от оков традиционных норм Сатурна, и стилизованные образы, создаваемые «больными», нередко с жестокой откровенностью демонстрируют окружению скрытые стороны человеческого опыта.

И здесь вновь проскальзывают темы деструктивной девиации. Если охарактеризовать творческую личность ученого тремя параметрами - техникой, увлеченностью и достижениями, то естественно предположить между ними зависимость. Так, если увлеченность невелика, то и достижения незначительны и растут они, как и техника, медленно. В случае же большой увлеченности возникают качественно новые явления - рост достижений и рост техники может происходить скачками, что приводит в результате к сфере наивысших достижений, именуемую областью гениев. Но если рост увлеченности не подкрепляется соответствующим ростом техники, то это неизбежно ведет к катастрофе, следствием которой является скачкообразное падение достижений, и тут мы уже попадаем в другую сферу - область маньяков.

В принципе можно сказать с уверенностью - у сумасшедших и гениев много общего и, прежде всего, их отличность от других состоит в неподчинении каким-то общепринятым нормам.

Даниил Хармс, поэт и писатель с соединением Солнца и Урана в оппозиции к Нептуну писал: "На замечание: "Вы написали с ошибкой", - ответствуй: "Так всегда выглядит в моем написании".

Я гений пламенных речей.
Я господин свободных мыслей.
Я царь бессмысленных красот.
Я Бог исчезнувших высот.
Я светлой радости ручей.
Когда в толпу метну свой взор,
Толпа как птица замирает.
И вкруг меня, как вкруг столба,
Стоит безмолвная толпа.
И я толпу мету как сор.

- Даниил Хармс, 1935 (?)

Интересно, что скандальная репутация Хармса поддерживалась не только его необычной творческой манерой, но и экстравагантными выходками и манерами, а также вычурным внешним видом. Стремясь отличаться от основной массы граждан, влившихся в борьбу за индустриализацию страны, Хармс появлялся в общественных местах "в длинном клетчатом сюртуке и круглой шапочке, поражал изысканной вежливостью, которую ещё больше подчеркивала изображенная на его левой щеке собачка". "Иногда, по причинам тоже таинственным, перевязывал он лоб узенькой черной бархоткой. Так и ходил, подчиняясь внутренним законам".



Одной из выдумок Хармса было "изобретение" себе брата, который якобы был приват-доцентом Петербургского университета, брюзги и сноба. Манерам этого "брата" он и подражал. Так, отправляясь в кафе, брал с собой серебряные чашки, вытаскивал их из чемоданчика и пил только из своей посуды. Когда шел в театр, то наклеивал фальшивые усы, заявляя, что мужчине "неприлично ходить в театр без усов". Читая с эстрады, надевал на голову шелковый колпак для чайника, носил при себе монокль-шар в виде вытаращенного глаза, любил ходить по перилам и карнизам. При этом, люди, знавшие Хармса достаточно близко, отмечали, что его чудачества и странности как-то удивительно гармонично дополняли его своеобразное творчество. Однако в целом облик и поведение Хармса вызывали недоверие и неприятие окружающих, воспринимались как насмешка или даже издевка над общественным мнением, иногда возникали прямые столкновения с представителями власти: его принимали за шпиона, знакомым приходилось удостоверять его личность. Эпатажное поведение, часто составляющее часть имиджа творческой натуры, в данном случае абсолютно дисгармонировало с социальной средой и общественными установками. Можно резюмировать, что несмотря на сгущавшуюся политическую атмосферу, поведение Хармса диктовалось внутренними малообъяснимыми мотивами, без учета реалий. Такой же хаотичной и нелепой была и личная жизнь писателя. В довольно молодом возрасте он женился в на 17-ти летней девушке, из семьи французских иммигрантов, которая едва говорила по-русски и была абсолютно чужда тех интересов, которыми жил Хармс, а также далека от его круга общения. Несколько стихотворений Хармса, посвященных жене, написаны в диапазоне от патетического воодушевления, нежной страсти, до вульгарной порнографии. В дневниковых записях звучит мотив непонимания и нарастающей отчужденности в семейных взаимоотношениях, нежность смешивается с брезгливостью, ревность сочетается с каким-то навязчивым и монотонным флиртом со случайными женщинами. Нарастающая амбивалентность чувств и диссоциация эмоций в сочетании с бытовой неустроенностью сделали неминуемым разрыв отношений с женой.
Среди людей, его окружавших преобладали чудаки, душевнобольные ( как он их называл - "естественные мыслители"), больше всего ценились им в людях такие качества как алогизм и независимость мышления, "сумасшедшинка", свобода от косных традиций и пошлых стереотипов в жизни и в искусстве. "Меня интересует только "чушь"; только то, что не имеет никакого практического смысла. Меня интересует жизнь только в своем нелепом проявлении. Геройство, пафос, удаль, мораль, гигиеничность, нравственность, умиление и азарт - ненавистные для меня слова и чувства. Но я вполне понимаю и уважаю: восторг и восхищение, вдохновение и отчаяние, страсть и сдержанность, распутство и целомудрие, печаль и горе, радость и смех". "Всякая морда благоразумного фасона вызывает во мне неприятное ощущение".

По большому счету гении действительно безумны (называют же крайнюю степень страстной увлеченности безумием). Вопрос насколько безумны? И можно ли быть гением, не будучи безумным? Иными словами, гений и безумие совместны или же они неразрывны?

Так можно ли считать Уран планетой безумных и признанных гениев? Вполне. Как и непризнанных,  в том числе.

***

В качестве резюме к данной теме, стоит еще раз напомнить, что среднестатистический человек может вообще не видеть логики в размышлениях уранианца. Причинно-следственные связи у них в голове могут быть совершенно неожиданными и непонятными "непосвящённым". Но не значит – неправильными. Просто механизм мышления у таких вот «эксцентриков» немного (а иногда – сильно) отличается от механизма мышления большинства людей.

Поведение такого человека на первый взгляд не всегда кажется адекватным. Эксцентрик - инженер Никола Тесла предпочитал есть в одиночестве по той причине, что пища не доставляла ему удовольствия, если ему мешали вычислить объём кусков пищи или чашек с напитками. Но несмотря на эту странность, а может в некотором смысле и благодаря ей мир увидел множество необычных и отчасти уникальных разработок Тесла.
Современный изобретатель Ёсиро Накамацу из страны восходящего солнца, которому принадлежат более 1000 патентов на собственные изобретения, эксцентричен во всём. Начиная от дома в котором они живёт (в форме флоппи-диска) и заканчивая местом, где "рождаются" множество его изобретений (а именно – под водой!).
Лев Толстой, известный своими "странными" привычками вроде физического труда, благотворительности, шокировал общественность разрывом с церковью и отказом от Нобелевской премии.
Этот список имен можно продолжать достаточно долго.

Да, поистине многие талантливые люди – эксцентричны и даже девиантны. Возможно, это и есть обратная сторона их таланта?


По теме :

**
darker 76
(при копировании ссылка обязательна !)