Темы СМЕРТИ в астрологии и не только / Death significators in astrology and mythology

Чтобы понять и «вычислить» метафизический смысл смерти, нужно уметь ее «переживать» , чувствовать.  

    
Если рассматривать СМЕРТЬ как событие, которое может быть показано астрологическим языком, то тут не все так просто.Вернее совсем непросто. Как и в классической европейской философии событием могло быть названо не всякое происшествие, а лишь нечто значимое, наполненное глубинным потаенным смыслом, встроенное в некую совершенную взаимосвязь (систему целей), так и в астрологической практике, понимание того, что и каким образом будет символизировать «СМЕРТЬ», не является универсальным и годным к рассмотрению во всех случаях.

Смерть – переход. Принцип пограничного состояния. В экзистенциальной философии существует представление о том, что человеческое существование с наибольшей полнотой раскрывается именно в пограничных ситуациях. Для каждого человека критерий «узнавания» пограничной ситуации различный. Для одного определенная ситуация является пограничной, для другого – нет.  Это устанавливает личная система значений и смыслов каждого. Существует только один момент, как час «X» – конкретная смерть физическая, как прерывание жизнедеятельности организма. Но на этом определение СМЕРТИ конечно же не заканчивается.
Человек вообще за свою жизнь может «умирать» много раз...и возрождаться, ведь за жизнь завершающие этапы мы переживаем не раз и их интенсивность индивидуальна.Жизнь очень часто проявляет себя через «смерть»: в жизни постоянно что-то заканчивается, прерывается для того, чтобы появилось что-то новое, от чего-то приходится отказаться, что-то должно отмереть.

Есть индивиды, которые перманентно находятся в подобном состоянии – процессе. Следует также упомянуть и случаи клинической смерти. А ведь встречаются и люди, которых можно охарактеризовать как «мертвецов» при жизни, совершенно опустошенных внутри.  В этом и заключается все разнообразие смыслов астрологических сигнификаторов смерти.
В астрологии концепция СМЕРТИ (как и всего остального) носит совершенно конкретный оттенок персонификации. Этот эффект достигается за счет присутствия и работы с божествами, с их атрибутами смерти, как с теми или иными планетами – субъектами. Все это базируется в основном на древних европейских мифологических системах. Это понятно и никаких нареканий не может вызывать в принципе.
Понятие СМЕРТИ конечно же не определяется только лишь фактом СМЕРТИ физической как умиранием организма, но включает в себя и метафизический концепт и астрология не является в этом случае исключением.  Т.е в астрологии метафизическое определение смерти является «универсальным», как бы общенародным и общечеловеческим. Это можно представить как разлучение «души» и тела с последующим автономным существованием «души» , а для индивидов, которые живут в состоянии «смерти – рождения», через некоторое время – возвратом к прежнему состоянию.

Смерть - это расставание, прощание, конец. Тем самым она оказывается провозвестницей нового, грядущего. Это закономерно, хотя и сопровождается нередко огорчением и болью. Символизирует естественный конец, указывая, что пришла пора расстаться с кем-то или с чем-то. Так что и в астрологической практике совершенно напрасно сигнификаторы смерти связываются с одним только горем или смертью физической. Или, наоборот, некоторые считают их  началом чего-то нового, не понимая смысла символики Смерти как начала и конца одновременно, как горечи расставания и радости ожидания. «Мы отделили жизнь от смерти, и заполнили промежуток между ними страхом», писал Кришнамурти. – «Однако жизни без смерти не существует».
Работая с персональным астрологическим инструментарием и получая «событие» СМЕРТИ, мы по сути должны понимать, насколько емкой может быть рассматриваемая тема. Здесь я вкратце рассмотрю непосредственно сигнификаторы смерти , которые сам и использую.Для развлечения.

***


Начать стоит с ЖАТВЫ. Сатурн и Церера и их атрибуты – серп и коса. Коса времени или смерти.

Символ Цереры - Серп, обращенный рукоятью вниз ; серп рукоятью вверх является символом Сатурна.



Эти сельскохозяйственные орудия состоят в ближайшем родстве, хотя серп намного древнее косы. Серп, повторяющий форму полумесяца, — лунный знак, символ плодородия и изобилия, но вместе с тем и эмблема смерти. Парадоксальную символику своего старшего собрата переняла и коса, с той лишь разницей, что ее смертоносная функция заметна более отчетливо. Сильнейшее влияние на массовое сознание суеверных людей оказала аллегорическая фигура Старухи с косой. Этот мрачный средневековый стереотип сложился не вдруг: персонифицированная Смерть располагала немалым арсеналом устрашающих орудий (мечом, копьем, трезубцем, стрелами, песочными часами и др.), но коса постепенно оттеснила их в тень, превратившись в главный атрибут Костлявой.

Изобретателями серпа в мифологии выступают боги или культурные герои. Библейский миф приписывает изготовление первого серпа старику Ною; согласно нартскому эпосу адыгов, серп создал Тлепш, искусный бог кузнечного ремесла; а греки полагали, что данный инструмент по заказу самого Кроноса выковали волшебники-тельхины с острова Родос. Этим-то первым серпом бог времени и кастрировал своего не в меру плодовитого небесного отца Урана, порождавшего сонмы чудовищ. Оскопление древнейшего божества в космогоническом мифе греков явилось одним из важнейших актов творения, символизирующим отделение земли (Геи) от неба (Урана). Т.е это действие, символизирующее отделение земного (Тело) от небесного (Душа).



Серп — атрибут многих древних богов луны и плодородия: аккадского Сина, малоазийского Приапа, греческой Деметры (Цереры у римля)  греческого Кроноса (Сатурна у римлян), римского Сильвана, галльского Эзуса и т.д.
В религии земледельческих народов орудию жатвы отводится почетная роль ритуального инструмента. В Египте, например, праздник жатвы открывал сам фараон, срезавший первый сноп золотым серпом, чтобы затем торжественно поднести жертвенные колосья нового урожая статуе, изображавшей бога плодородия Мина. Подобный ритуал существовал и у славянских народов, недаром в славянском календаре месяц жатвы (август) носил имя «серпень».
У кельтов символом плодовитости была омела, выросшая на священном дубе Беллина. В полнолуние облаченные в белоснежные одежды друиды проводили свой самый таинственный символический обряд, срезая ветви омелы золотыми серпами.
Многие европейские народы использовали орудие хлеборобов и в качестве оберега, защищавшего от злых духов леса. Почиталось за непреложную истину, что непрошеные ночные гости не смогут переступить порог дома, если в него воткнуть заговоренный серп.

В христианском изобразительном искусстве серп может рассматриваться и как символ изобилия, и как эмблема смерти. Например, в сцене из Апокалипсиса серпами вооружены ангелы, окружающие восседающего на престоле Христа. Столь же неоднозначна в аллегорической живописи и символика косы. В костлявых руках средневекового Безжалостного Жнеца, чей пугающий образ был порожден ужасом перед опустошительными эпидемиями чумы, коса является орудием массовой смерти, но как атрибут мирной ренессансной персонификации Лета коса символизирует плодородие и обильный урожай.

«Наслаждение жизнью - это изобилие времени до смерти».

В военном деле оба орудия с легкостью превращались в оружие. Серповидными мечами сражались древние египетские и хеттские воины; средневековые пехотинцы добивали поверженных рыцарей, вскрывая серповидными ножами доспехи, словно консервные банки; восставшим крестьянам было достаточно закрепить лезвие косы вертикально, чтобы получить грозное колющее и рубящее оружие.
Т.е изначально СЕРП  связан с ЖАТВОЙ, которая в свою очередь  означает смерть, смертность, оскопление. Жнец - это Смерть. Обычно изображается с косой, серпом. Это способствовало понимание обряда жатвы как убийства хлеба и начала умирания природы.
Очень показательно, что серп, как лунный символ, в языческих пантеонах использовался у многих лунных богов, и в частности у богов, так или иначе связанных со смертью или с потусторонним.
Например в славянском язычестве серп – один из символов богини смерти и зимы – Мораны (Мары, Маржаны).  У той же Цереры (Деметры) – символ сбора урожая, конца летнего сезона и начала осени – начала символического «зысыпания» как смерти природы.



Иногда Мара считается оборотной стороной Живы – богини жизни. По сути эти сестры – две стороны одного образа.


Другим важным атрибутом Деметры – Цереры является факел. В Греции, во время элевсинских празднеств, адепты Деметры и Персефоны обегали свои поля по всем направлениям с зажженными факелами в руках, очищая огнем свои нивы от дурных влияний враждебных духов. Также факел Деметры – Цереры ассоциируется с освещением пути во мраке и защиты от опасностей : богиня зажигала факел от пламени вулкана Этны, когда искала свою дочь Персефону. 

Церера, как и Мара также обладают функциями меры. И серп они применяют по назначению, т.е. жнут колосья – собирают урожай. Определяют  меру жизни и смерти. Все это перекликается и с прямыми функциями Сатурна (Кроноса) по той причине , что серп также орудие Сатурна - Бога Времени.

И тут та же функция мерила, где серп – орудие времени, разрушающее прошлое для создания будущего. Как атрибут Кроноса, имя которого позднее было смешано с персонификацией времени (Хронос), серп и коса стали символами неумолимого течения времени, скоротечности человека и смерти. Именно от Крона Отец-Время получил свою косу, которая, подобно ножницам Атропос, укорачивает жизнь.
Или еще : твердый, как алмаз, серп Персея был дарован ему Меркурием, чтобы отсечь им голову Медузы.

Кривые мечи неоднократно обозначались как серпы, например, оружие бога Мардука, защитника и покровителя города Вавилона.
Можно ли однозначно называть серп оружием смерти? Очевидно, что сбор урожая – в каком-то смысле смерть для колосьев, т.е. смерть для чего-то материального, но продолжение жизни в новом качестве. Ведь в итоге колосья превращаются в хлеб, дающий жизнь, а оставшиеся семена идут на следующий посев.
Интересно, что в широком смысле все изогнутые орудия являются символами луны и женского начала, тогда как прямые — символами солнца и мужского начала. Прямое является обозначением проникновения и силы; изогнутость имеет значение цели и пассивности. Поэтому серп связан с «окольным путем», то есть с секретной тропой, которая выводит вовне.
Лунный серп, или полумесяц, показывает ту же глубину символизма. Рогатая Луна – символ Великой Матери, это пассивный женственный принцип; одновременно и Мать, и Дева Небесная. Может принимать форму лунной лодки, чаши. Неполная Луна в сиянии лучей означает траур, апофеоз смерти. В средневековых эмблемах западного мира и особенно при ассоциации со звездой – лунный серп – символический образ рая.
Как эмблему, серп использовали задолго до появления ислама. Ещё в 341 г. до н.э. в древнегреческом полисе Византия чеканились монеты с изображением полумесяца и звезды в честь Гекаты, которая, согласно легенде, защитила город от македонской осады: вылазка была сорвана неожиданным появлением в небе полумесяца.
В Египте солнечный диск с рогатой Луной, или расположенный между рогов быка (тот же символ), означают божественное единство двоих в одном, общих солнечно-лунных богов и тайный брак божественных пар.
У христиан полумесяц – знак Девы Марии, Царицы Небесной – эмблема ее девственности.

«Преисподняя, мир тьмы, олицетворяется ущербной Луной (рога подобны лунному серпу, знак двойного витка — двум полумесяцам, смотрящим в разные стороны, а связанные вместе — они подобны лунной перемене, дряхлому и костлявому старику. Верхний мир, мир жизни и нарастающего света, олицетворяется тигром (чудовище тьмы и новолуния), который позволяет человечеству, представленному ребенком, избежать его челюстей (ребенок — предок племени, подобный новолунию, "Возвращающийся свет")»

Лунный принцип очень важен в понимании тем смерти. Луна отображает изменения в феноменальном мире. Может принимать форму лунной лодки, чаши, корабля, пробирающегося по ночному небу, «кораблика света в море тьмы», что перекликается с лодкой Харона ( о нем – ниже). Различают прибывающую и убывающую Луну. Неполная Луна в сиянии лучей означает траур, апофеоз смерти. Во-первых, будучи связан с Луной, он олицетворяет воду, мир изменчивых форм и явлений, пассивный, женский принцип. Во-вторых, в средневековых эмблемах западного мира и особенно при ассоциации со звездой — это символический образ рая .

Много магического, а заодно и «загробного» и в лунных сферах. Что-то тайное, скрываемое, таящее опасность....Т.е Луна ведет к темной стороне – там где тревоги и опасения, колебания и неуверенность. Коса (или серп) связаны с ущербной Луной, а через нее с Гекатой, темным божеством смерти, у которой само время (Сатурн) отняло благословение иметь детей и превратило в злобное существо, несущее в основном лишь страх.
Луна и ее темы представляют нижнюю полусферу, олицетворяют приобщение к темному, холодному, ночному, там где часто ходит СМЕРТЬ.  Это отчасти  «хтоническое».  Когда ночи начинают удлиняться и становится все холоднее, а людьми овладевают уныние, страх и неуверенность – это к Луне. И серп Луны в ночном небе – очень однозначно намекает.


При этом сама Луна, как астрологическая планета – субъект, прямого отношения к смерти как сигнификатор, не имеет, - это психическое как необходимое, во - первых.  

Мирча Элиаде "Луна и ее мистика" : 


Солнце всегда одно и то же, всегда равно себе, никогда ни в каком смысле не пребывает в становлении. Луна же прибывает, убывает и исчезает, она — тело, подвластное всеобщему закону становления, рождения и смерти. Подобно человеку, Луна встречает на своем пути трагедии, ибо ее «ослабление» (уменьшение размеров и формы по фазам), как и ослабление человека, кончается смертью. Три ночи звездное небо лишено Луны. Но за этой «смертью» следует возрождение: новолуние. Угасание Луны в «смерти» никогда не окончательно. В одном вавилонском гимне Сину Луна видится как «плод, растущий из себя»'. Она возрождается из собственной сущности, следуя собственным, предназначенным ей путем.
Это постоянное возвращение к своему началу и этот всегда возобновляющийся цикл делает луну для древнего человека тем небесным телом, которое более всех остальных связано с ритмами жизни. Таким образом, неудивительно, что она в его глазах управляет всеми областями природы, подпадающими под закон возобновляющихся циклов: водами, дождем, растительной жизнью, плодовитостью.
В то время как воды и дожди управляются луной и следуют установленному порядку, т. е. фазам луны, — все несчастья, связанные с ее фазами, обнаруживают другой аспект лунного воздействия, периодическое разрушение устаревших «форм» и, можно сказать, осуществление возрождения в космическом масштабе.
Потоп соответствует трем дням тьмы или «смерти» Луны. Это — катаклизм, но отнюдь не окончательный, ибо он «санкционирован» Луной и водами, которые преимущественно означают рост и возрождение. Потоп разрушает просто потому, что «формы» устарели и изношены, но за ним следует новое человечество и новая история. Огромное большинство мифов о потопе рассказывает, как выжил один человек и как от него произошел новый род. Этот выживший — мужчина или женщина — случайно вступает в брак с лунным животным, которое таким образом становится предком этого рода. Так, например, в одной даякской легенде рассказывается, как единственная женщина пережила потоп, произошедший после убийства огромного боа констриктора, «лунного животного», и породила новое человечество, спарившись с собакой (или, в некоторых вариантах, с палкой для разжигания огня, найденной возле собаки).
Из многочисленных вариантов мифа о потопе рассмотрим один — австралийскую версию (племени курнаи). Однажды громадная лягушка Дак проглотила всю воду. Жаждущие животные напрасно старались рассмешить ее. Только когда угорь (или змей) стал кататься и извиваться, Дак разразилась смехом, вода хлынула и произвела потоп. Лягушка — лунное животное, ибо во множестве легенд говорится о лягушке, которая видна на луне, и она всегда присутствует в бесчисленных обрядах по вызыванию дождя. Шмидт объясняет австралийский миф как отражение того факта, что новолуние задерживает приток воды (Дак ее проглатывает). А Винтиус, не согласный с интерпретацией Шмидта, различает в этом мифе о лягушке эротический смысл; но это, конечно, не объясняет ни лунной природы потопа, ни его антропологической функции (он «создает» новое, возрожденное человечество).
В Австралии же мы находим другой вариант водного бедствия, причиненного Луной. Луна однажды попросила у человека шкуры опоссума, чтобы накрываться ночью, так как было холодно, а человек отказал; в отместку Луна выпустила потоки ливней, и вся местность была затоплена. Мексиканцы тоже верили, что несчастье причиняет Луна в личине молодой и красивой женщины. Однако следует отметить одно общее для всех этих катастроф, исходящих от Луны (большинство их спровоцировано каким-нибудь оскорблением Луны или незнанием какого-нибудь ритуального запрета — т. е. «грехом», что перекладывает вину на человека, который деградирует в духовном отношении, отказывается от закона и порядка, тем самым разлаживая природные ритмы), — это общее заключается в мифе перерождения и появления «нового человека». Этот миф превосходно согласуется, как мы увидим, с искупительными функциями Луны и вод.

Метафизическая роль Луны заключается в том, чтобы периодически умирать и все же оставаться бессмертной, претерпевать смерть как отдых и возрождение, а отнюдь не как финализм.



"Snake And Moon", Morris Graves, 1938


Множество этнологических свидетельств показывает, что колдовство идет от Луны (либо прямо, либо через посредство змей). Для китайцев, например, змеи — основа всякой волшебной силы, а древнееврейские и арабские слова, обозначающие различные виды волшебства, происходят от слов, означающих «змеи». Поскольку змеи принадлежат сфере Луны, т. е. вечны и живут под землей, воплощая (среди многого другого) души мертвых, они знают все тайны, являются источником всей мудрости и могут предвидеть будущее. Поэтому всякий, кто съедает змею, постигает язык животных и особенно птиц (символ, который может также иметь метафизическое значение: доступ к высшей реальности); это убеждение, разделявшееся огромным количеством народов"', и было принято даже учеными древности.

Тот же генеральный символизм плодородия и перерождения, управляемых Луной и даруемых ею или формами той же природы (Великая Мать, Мать-Земля), объясняет присутствие змеи в образах и обрядах Великих богинь всеобщего плодородия. Как атрибут Великих богинь, змея сохраняет свой лунный характер (периодического перерождения) в дополнение к земному. На одной из стадий развития Луна отождествлялась с Землей и сама считалась источником всех живых форм. Некоторые народы верят даже, что Земля и Луна образовались из того же вещества. Великие богини столько же участвуют в священной природе Луны, сколько в священной природе Земли. А раз эти богини являются также похоронными богинями (мертвецы исчезают в Земле или на Луне, чтобы возродиться и снова явиться в новых формах), то змея становится именно животным смерти и похорон, воплощающим души мертвых, родоначальницей племени и т. д. И этот символизм перерождения объясняет также присутствие змеи в обрядах инициации.


Как писал уже давно исследователь-американист Е. Селер, Луна — первая из мертвых. Три ночи небо темное; но как только на четвертую ночь Луна рождается вновь, так мертвые обретают новый вид существования. Смерть, — не угасание, а перемена — и обычно временная — уровня существования. Смерть принадлежит к другому виду «жизни». А поскольку то, что происходит с Луной и с Землей (ибо, открыв земледельческий цикл, люди стали рассматривать Землю как родственницу Луны), доказывает, что есть «жизнь в смерти», и внушает мысль, что мертвые либо отправляются на Луну, либо возвращаются в преисподнюю, чтобы переродиться и приобрести силы, нужные для начала нового существования. Вот почему столько лунных божеств являются, кроме того, хтоническими и похоронными божествами (Мин, Персефона, вероятно, Гермес и т. д.). И вот почему в стольких верованиях Луна видится как страна мертвых. Иногда привилегия отдыха на Луне после смерти предоставляется политическим или религиозным лидерам; в это верят гвайкуру, полинезийцы из Токелау и другие. Это — одна из тех аристократических или героических систем, которые предоставляют бессмертие только привилегированным правителям или посвященным («колдунам»); подобные системы мы находим и в других местах.
Это путешествие на Луну после смерти сохранилось также в высокоразвитых культурах (Индия, Греция, Иран), но с некоторыми добавлениями. У индийцев его совершают по «тропе душ усопших» (питрияна). Души отдыхают на Луне в ожидании перевоплощения, в то время как солнечным путем или «тропой богов» (деваяна) следуют посвященные, или освободившиеся от иллюзий невежества. В иранской традиции души мертвых, пройдя мост Чинват, шли к звездам и, если были праведными, шли к Луне, а затем к Солнцу, самые же добродетельные из всех вступали в garotman, бесконечный свет Ахура-Мазды". То же верование сохранялось в манихействе и существовало также на Востоке. Пифагорейство дало астральной теологии дополнительный импульс, популяризовав идею эмпирей. Елисейские поля, куда отправлялись герои и цезари после смерти, были на Луне. «Острова блаженных» и все мифические географические объекты смерти размещались по небу, используя Луну, Солнце, Млечный Путь. Здесь, конечно, мы явно имеем дело с формулами и культами, проникнутыми астрономическими размышлениями и эсхатологическим гнозисом. Но даже на таких поздних стадиях нетрудно узнать традиционные ключевые идеи: Луна как страна мертвых, Луна, принимающая и перерождающая души.
Лунная сфера была лишь одной ступенью Пути, включавшего несколько других (Солнце, Млечный Путь, «высшую сферу»). Душа отдыхала на Луне, но, как в традиции «Упанишад», только в ожидании перевоплощения и возвращения к жизненному кругу. Вот почему Луне принадлежит главное место в создании организмов, но также в их разрушении. Только то, что не имеет отношения к Луне, не может становиться. Для Плутарха", верившего, что человек состоит из трех частей: тела (soma), души (psyche) и ума (nous) — это значило, что души справедливых очищаются на Луне, их тела отдаются обратно Земле, а их умы — Солнцу.
Дуализму души и ума соответствуют два посмертных маршрута к Луне и Солнцу, подобно традиции «Упанишад» о «тропе душ» и «тропе богов». Тропа душ лунная, потому что «душа» не имеет света разума, или, другими словами, потому что человек не познал окончательную метафизическую реальность: Брахман. Плутарх писал, что у человека две смерти; первая происходила на Земле, во владениях Деметры - Цереры, когда тело отделяется от души и nous и возвращается в прах (почему афиняне и называли мертвых demetreioi); вторая происходит на Луне, во владениях Персефоны, когда душа отделяется от nous и возвращается в вещество Луны. Душа остается на Луне и некоторое время хранит сны и воспоминания о жизни. Праведные вскоре поглощаются Землей; души честолюбивые, своевольные или слишком любящие собственные тела постоянно влекутся к Земле, но могут очиститься лишь через долгое время. Nous влечется к Солнцу, которое принимает его, ибо он соответствует солнечному веществу. Процесс рождения прямо противоположен. Луна получает nous от Солнца, и, созревая там, он порождает новую душу. Земля дает тело. Обратите внимание на символизм оплодотворения Луны Солнцем и ее отношение к перерождению nous и души, к первой интеграции человеческой личности.

Кюмон полагает, что разделение ума на nous и душу пришло с Востока, является по природе семитским и напоминает нам, что евреи верили в «растительную душу» (nephesh), продолжающую некоторое время оставаться на Земле, и «духовную душу» (гмаА), которая покидает тело сразу после смерти. Он ищет подтверждения своей теории в восточной теологии, популяризовавшейся при Римской империи, когда описывались влияния слоев атмосферы. Солнца и Луны на душу, спускающуюся из эмпирей на Землю . Этот дуализм души и ее посмертной судьбы можно найти, по крайней мере в виде эмбриона, в древнейших эллинских традициях. Платон признавал и дуализм души (Phaedo), и ее позднейшее разделение на три части, Что касается остальной эсхатологии, то последовательных путешествий nous и души и ее элементов в «Тимее» не найти; это, вероятно, привнесено каким-нибудь семитским влиянием. Но в настоящий момент нас особо интересует концепция Луны как обиталища душ мертвецов, которая выражена иконографически в рельефах ассирийцев и вавилонян, финикийцев, хеттов и анатолийцев и которая позже применялась в погребальных памятниках по всей Римской империи. По всей Европе полумесяц служил похоронным символом. Это не значит, что он появился вместе с римской и восточными религиями, модными при Империи; ибо, например, в Галлии Луна была местным символом, употреблявшимся задолго до всякого контакта с римлянами. «Мода» только осовременила первобытные понятия, сформулировав на новом языке традицию более древнюю, чем история этого символа.

Однако смерть не окончательна, потому что не окончательна смерть Луны. «Как Луна умирает и опять оживает, так и мы — умираем, но опять встанем», — заявляют индейцы одного калифорнийского племени при совершении обрядов новолуния". Масса мифов описывает «послание», переданное людям Луной через посредство животных (зайца, собаки, ящерицы и др.), в котором Луна «обещает»: «Как я умираю и снова оживаю, так вы тоже умрете и снова оживете». По невежеству или злой воле «посредник» передает прямо противоположное и заявляет, что человек, в отличие от Луны, никогда не оживет, если он умер. Этот миф очень распространен в Африке, но его находят также среди айну, на Фиджи, в Австралии и в других местах. Он дает выход из того конкретного факта, что человек смертей, а также оправдывает существование инициационных обрядов. Даже в рамках христианской апологетики фазы Луны дают хороший образец для нашей веры в воскрешение. «Lune per omnes menses nascitur, crescit, perficitur, minuitur, consumitur, innovatur, — писал святой Августин. — Quod in luna per menses, hoc in resurrectione semel in toto tempore». Поэтому вполне легко понять роль Луны в инициациях, состоящих именно в том, чтобы подвергнуться ритуальной смерти, а затем «возрождению», при помощи которого посвящаемый приобретает свою истинную личность как «новый человек».
В австралийских инициациях «мертвец» (т. е. неофит) поднимается из могилы, как Луна поднимается из тьмы . Среди коряков СевероВосточной Сибири, гиляков, тлинкитов, -гонга и хайда медведь — «лунное животное», так как он появляется и исчезает с временами года — присутствует в обрядах инициации и играет совершенно такую же роль, какую играл в обрядах палеолитических времен.

Индейцы помо в Северной Калифорнии инициируют своих кандидатов с участием медведя-гризли, который «убивает» их и «проделывает дыру» в их спинах своими когтями. Их раздевают, потом одевают в новую одежду, а затем они проводят четыре дня в лесу, и им открываются ритуальные тайны. Даже когда в этих обрядах не появляются лунные животные и не делается прямых ссылок на исчезновение и появление Луны, мы склонны связывать различные обряды инициации с лунным мифом на всем пространстве Южной Азии и Тихого океана, как показал Гас в своей монографии, краткое изложение которой дано в книге Копперса.

В некоторых шаманских обрядах инициации кандидат «разламывается на куски» совершенно так, как Луна разделяется на части (бесчисленные мифы рассказывают повесть о Луне, разбитой или распыленной Богом, Солнцем и т. д.). Ту же архетипическую модель мы наблюдаем в осирийских инициациях. Согласно традиции, сообщенной Плутархом, Осирис правил двадцать восемь лет и был убит в семнадцатый день месяца, когда луна была на ущербе. Гроб, в котором скрыла его Изида, был обнаружен Сетом, когда он охотился при лунном свете; Сет разделил тело Осириса на четырнадцать частей и разбросал эти куски по всему Египту. Ритуальная эмблема мертвого Бога имеет форму молодой Луны.

Между смертью и инициацией явно имеется аналогия. «Вот почему, — говорит нам Плутарх, — существует такое близкое сходство между греческими словами, означающими умирание и инициацию»'". Если мистическая инициация достигается через ритуальную смерть, то смерть можно рассматривать как инициацию. Плутарх называет души, достигающие верхней части Луны, «победоносными», и они носят на головах те же короны, что инициированныи и триумфаторы . 

Луна «повелевает» знаком Рака и четвертым полем в гороскопе как местонахождением природы эмоций и страстей. Т.е связана с истоками и корнями, почвой и глубиной, сокровенными источниками предков и традиции. Указывает на уход в глубины, на связи с родом и привязанность к семейной линии. Это место где мы рождаемся и где в идеале должны умирать – дома, в кругу семьи. По сути, четвертное поле гороскопа символизирует конец жизни, как смерть. Это поле символизирует могилы предков, кладбища. Здесь ходит смерть  ФИЗИЧЕСКАЯ.
В противоположность лунным темам находятся темы Сатурна, знак Козерога и десятое поле гороскопа.  И здесь две полярности – личного семейного и общественного.
Культ Сатурна также связан с захоронениями, но его влияние проявляется в том, что это места последнего упокоения служителей от власти , они вынесены на «святое» место, доступное в основном для массового поклонения (не для индивидуального), и превращенное в своего рода капище. Все эти грандиозные монументальные памятники, преимущественно гранитные, нарочитая строгость форм, солидность и помпезность, пышные погребальные церемонии — это как бы создание новой сакральности от Сатурна.



***

Для оккультистов СЕРП - это также символ смерти, крови.  Некоторые оккультные практики переняли образ древней ЖНИЦЫ с серпом. Именно этим атрибутом она собирает свой «урожай» во время месс. Подобные практики перекликаются с мотивами Элевсинских мистерий, посвященных богине Деметре (Церере), как богини плодородия и жатвы. Именно здесь происходили главные таинства, инициация, которая  объединяла человека с богом, вплоть до бессмертия и обладания божественной властью в потустороннем мире. 

Подробнее об Элевсинских мистериях читать ЗДЕСЬ

Однако еще более глубок смысл СМЕРТИ в персонификации Сатурна – Кроноса.
Здесь Сатурн – Кронос часто расстается с серпом и идет его замена на косу.
Коса - знак смерти в старинной символике, «урожай Господний». Еще у Еврипида смерть представлена с косой. Персонификация смерти - Мрачный Косарь - часто рисовалась на средневековых изображениях планеты Сатурн. Например, рисунки Сатурна в старинных европейских астрономиях.


В таком качестве планета выступает на многих старинных рисунках. Кроме Сатурна, ни одна из остальных шести планет древности не была наделена подобными «мертвящими» свойствами. Сатурн – крайняя из классических планет. Граница – конец. Тьма.
Частый атрибут, это конечно же младенец в руках, часто терзаемый, символизирующий собственных пожираемых детей Сатурна – Крона, отсюда и понятие «время что пожирает».

Коса как и серп также символизирует урожай, подразумевающий, в свою очередь, смерть и возрождение, деструктивную и творческую силу Великой Матери. Форма косы символизирует соединение прямого и режущего мужского начала с изогнутым и собирающим в снопец началом женским. Коса смерти символизирует жатву: вы посеяли свое семя, оно взошло, и пришло время пожинать плоды.

Именно образ Сатурна с косой вперемешку с древними образами богинь жатвы  воплотились чуть позже в образе СМЕРТИ  в виде скелета/старухи с косой - литературно зафиксированный архетип мышления человечества. В западной культуре смерть обычно выступает именно в виде скелета с косой, облаченного в черный балахон с капюшоном. В средние века во время эпидемий чумы смерть буквально выкосила пол-Европы. До прихода чумы смерть, как и любовь, изображали со стрелой - это образ избирательной, естественной, не случайной смерти. После эпидемий чумы, когда смерть косила всех без разбору, ее стали изображать с косой. Последующие войны и революции с миллионами насильственных смертей только усилили этот образ, который и дошел до наших дней.

Важнейшим атрибутом Сатурна – Кроноса безусловно являются и песочные часы, символ не столько смерти, сколько бренности бытия и течения времени, связанный, естественно, с принципом «memento mori» — помни о смерти; неудержимо приближающемся смертном часе. Так как этот прибор нужно то и дело переворачивать, он ассоциируется с картиной циклического течения времени, «вечным возвращением» космических ситуаций. Само течение времени ассоциируется со старением, что в свое очередь приближает смерть. Сатурн – сигнификатор старения и увядания.

Цикличность как «возвращение» – важный момент. Аналогично Сатурну, Церера также воплощает в себе цикличность, бесконечную смену времен года в контексте посева и жатвы, взращивания, сбора урожая и обмолота (заготовки на зиму). Это принцип «амбара» - консервации всех вещей.
В этом много магического. Например у славян начало жатвы (зажин, зажинки) было обставлено целым рядом ритуалов и магических действий, из которых главным считался правильный выбор зажинщицы, т.е. такой жницы, которая славилась надежным здоровьем, силой, ловкостью, «легкой рукой». Это походит на отсечение чего бы то ни было – оно должно происходить « в секунду».

Начало зажинок, как правило, сопровождалось специальными заговорными формулами. Первые сжатые колосья несли освящать в церковь, торжественно вносили в амбар или в дом, ставили под иконы, где оставляли их до молотьбы . Иногда день накануне жатвы отмечался общими празднествами и угощениями. Важная роль при зажине отводилась магии, защищавшей работников от болей в пояснице и руках.

Серп, коса. Основные значения:

- серп Луны;
- земледелие, изобилие, плодородие, богатый урожай;
- заход, осень, истощение силы Солнца — серп и капюшон Кроноса, серп Цереры;
- смерть, смертность.

***


Обе планеты, и Сатурн и Церера, это еще и «порядок», жестко регламентированный. Это и догматизм и правила и часто репрессии. Если Сатурн – само время, то Церера – графики выполнения работ. Обе эти планеты – жестко ограничивают. Это планеты верхушки чиновничьей власти и рабочего класса.
Здесь очень в тему будет вспомнить символизм СЕРПА и МОЛОТА, от которого просто исходит дыхание СМЕРТИ как идеологической составляющей.
Мы разобрались с серпом, как маленькой косой, или косой, как увеличенным серпом, но при этом не лишен тесной связи со Смертью и другой компонент – пресловутый «пролетарский» Молот. Символизм Молота более всего связан с его формой - формой буквы «Т» («Тау» или «Тав»).


Молот-Т означает собственно Смерть и Конец, ибо представляет собой так называемый «Тау-крест», то есть крест, лишенный вертикали, направленной вверх по отношению к горизонтальной черте.
Если в обычном Кресте вертикаль, пересекающая горизонталь, воплощает собой духовные влияния, идущие с неба (сверху) на горизонталь человеческой (и космической) жизни, то отсутствие верхней части Креста указывает на следующее.... Небесная, духовная перспектива восхождения потеряна и осталась только перспектива нисхождения вниз, в «подчеловеческие», инфернальные, адские регионы бытия.
Конечно, в эзотерической традиции символ «Тау-креста» имел, наряду с описанным выше негативным, еще и позитивный смысл - как необходимое инициатическое испытание, как посвятительное «снисхождение в Аид (а это значит - в Ад)», но вне традиционного контекста вся «прагматическая» позитивность подобной концепции, естественно, пропадает. Кроме того, в древнееврейском алфавите буква «Тау» («Тав»), соответствующая звуку «т» - последняя, знаменующая собой конец всего, и потому она в символическом смысле соотносится с греческой «Омегой» как последней буквой греческого алфавита.

Молот, молоток является классическим масонским знаком власти над камнем (камень — символ человека), то есть над людьми, которых необходимо «обтесать», придать им нужный образ мыслей. Молот присутствует в символике западного масонства - им, по мысли масонов, должен обтесываться природный камень - т.е. голова масона, и потом после обтесывания квадратная голова сего масона, по идее, должна стать кирпичом в их масонской пирамиде власти.

Можно сказать, что в контексте догматической государственной машины, серп имеет по сути вспомогательное значение: серпом срезаются головы тех, кто не желает «обтесываться». И не важно, что это, коммунистический режим, или например фашистский.  Серп и Молот здесь можно рассматривать как аллегорию насилия над личностью. А вообще занимательно, что именно Серп и Молот - это символы государства рабочих и крестьян (которые и символизируются Церерой) , так эти орудия труда являются атрибутами низшей варны – Шудр (слуги, наемные рабочие), и соответственно Советский Союз был классическим шудрянским государством. Т.е здесь мы также приходим к такому пониманию смерти, как насильственному окончанию чего бы то ни было. Это репрессивное окончание всего.



Однако, все же, основным для понимания смерти «по Сатурну» и « по Церере» будет ответ самой природы, когда природа требует смерти и перерождения. Как сказал алхимик Демокритус: «Природа радуется природе, природа покоряет природу, природа властвует над природой». 

Существуют естественные процессы трансформации, которые просто происходят с нами, хотим мы этого или нет, знаем мы о них или не знаем. Мы можем задумываться об этом и даже приблизиться к пониманию  самой мистерии смерти, но поменять ХОД мы не сможем. Это принцип понимания, что мы все рано или поздно умрем. Однако эти принципы нами осознаваемы, каждый из нас может ускорить время «ухода», потому как каждый из нас имеет свой личный СЕРП. Все дело заключается в выборе. Как и в "СЛУЧАЕ" впрочем...т.е принцип колеса СУДЬБЫ никто не отменял также.

*

Жесткость = смерть.


Божественный конструктор, который можно сказать является антагонистом СМЕРТИ создавая каркасы своих бесконечных форм, везде творил несущие структуры, обладающие способностью к изгибу. Он создавал конструкции, способные воспринять максимальные нагрузки – неважно какие – и прогнуться, но затем вернуться в изначальную форму, не потеряв прочностных характеристик! Вот суть жизненности и прочности «Божественных» конструкций. Они не воюют с предельной нагрузкой, они ее воспринимают, поддаваясь ей, ибо она бесконечно больше, но затем возвращают свою форму и остаются жизнеспособными. Сатурн – это металлический стержень. Балка. Монолит.Жесткая конструкция. Природные конструкции не допускают жесткости, «закостенелости» своих составляющих элементов, несущих форму каркасов. Сам  Сатурн отвечает за скелет человека, но возьмите и обездвижте его.....скелеты, позвоночники живых организмов – птиц, рыб, животных, человека – с развитием их неподвижности, то есть неспособности к изгибу, форма, данный вид гибнет. Сатурнианский монолит подвержен разружению из за одной только трещины. Фундамент дал трещину – весь дом на выселение.


Сатурн олицетворяет саму жесткую конструкцию, бескомпромисную. Жесткость конструкции, закостенелость каркаса – неважно какого: молекулярного, биологического, физического, – зачастую является причиной, приводящей к дальнейшему разрушению, гибели данных структур. Более прочные конструкции – те, которые способны воспринять максимальную нагрузку на изгиб, деформироваться, но затем вернуть свою форму и прочностные характеристики, нежели жесткие конструкции, лишенные данных возможностей.  Т.е в жесткости Сатурна по идее есть сама смерть.

***

И здесь же мы очень плавненько подошли к темам другой планеты – субъекта, а именно пары Плутон-Харон.
Здесь я приведу в качестве примера рассуждения от Карла Юнга.

«Перерождение не является процессом, который мы можем так или иначе наблюдать. Мы не в силах измерить его, взвесить или сфотографировать. Нам здесь приходится иметь дело с чисто психической реальностью, которая передается нам через утверждения людей. Кто-то говорит о перевоплощении, кто-то в него верит, кто-то его ощущает. Мы принимаем это как нечто реальное. Мы не задаемся вопросом: является ли перевоплощение осязаемым процессом? Мы должны удовлетвориться его психической реальностью».
«Под "трансцендентным в жизни" я понимаю ранее упомянутый опыт посвящаемого, который принимает участие в священном ритуале, раскрывающем перед ним вечную преемственность жизни через преобразование и обновление. В этих драмах-мистериях трансцендентность жизни, в отличие от ее мгновенных конкретных проявлений, обычно представляется через неизбежные трансформации рождения и смерти бога или богоподобного героя. Посвящаемый мог быть или простым свидетелем божественной драмы, или принимать участие в ней, или он мог через ритуальное действо ощущать себя тождественным с богом. В этом случае действительность заключалась в объективной субстанции или форме жизни, ритуально преобразуемой через некоторый независимый процесс "посвящения", в то время как посвящаемый находился под влиянием, впечатлением и получал "божественную благодать" путем своего присутствия или участия. Процесс трансформации шел не внутри, но вне его, хотя он мог быть в него вовлечен».

В принципе, обозначенный выше текст, указывает на функции Плутон/Харона в мистерии СМЕРТИ как перерождения и трансформации. Здесь отсутствует принцип мгновенного (однозначного) «отсечения», но присутствует принцип глубинного «психического процесса» как трансцендентного. И здесь есть ДВА пути. Вновь обращусь к Юнгу  :

«Групповая и личная трансформация - это две принципиально разные вещи. Если значительная группа людей объединена и отличается от другой особым настроем ума, ее трансформация имеет только отдаленное сходство с опытом индивидуальной трансформации. Групповой опыт располагается на более низком уровне сознания, чем индивидуальный. Это происходит из-за того, что, когда много людей собираются вместе под флагом общей эмоции, общая душа, возникающая в группе, оказывается ниже уровня индивидуальной души. Если это очень большая группа, коллективная душа более подобна душе животного, и в этом причина того, что нравственность больших организаций всегда сомнительна. Психология толпы неизбежно опускается до уровня психологии черни . Следовательно, если у меня есть так называемый коллективный опыт как у члена группы, он находится на более низком уровне сознания, чем мой личный опыт. Вот почему групповой опыт встречается гораздо чаще, чем индивидуальное ощущение трансформации».

Именно смерть как трансформация в контексте целых наций, народов, отождествляется с одним из принципов Плутон/Харона. Т.е масса поглощена скрытой вовлеченностью, которая является не чем иным, как бессознательным отождествлением.

Может ли Плутон/Харон служить принципом индивидуальной смерти как трансформации ? Возможно. Для этого необходимо спуститься в самый низ, в Аид, и спуск этот как правило , чаще всего, также является репрессивно – принудительным. Это можно назвать буквально как «темная ночь души», а психологи чаще всего называют это – глубокой депрессией, когда человек отрезан от привычной реальности и «солнечный свет» повседневной жизни кажется ему нестерпимым.

Подобные процессы выворачивают наизнанку, сильно терзают и либо убивают очень медленно, методично и окончательно, либо трансформируют человека до неузнаваемости. Это можно сравнить с ожиданием физической смерти, – когда ее близость вероятна, вот она, смерть, дышит в спину, вот ЭТА темнота поглощает, но самой физической смерти  не наступает, «умирает» часть нашей психики, происходят процессы, которые наше сознание чаще всего не способно грамотно идентифицировать, понять, ЗА ЧТО, ПОЧЕМУ, ДЛЯ ЧЕГО....что ЭТО ВООБЩЕ ТАКОЕ.  Еще раз : отсутствует принцип «отсечения».

Т.е большинство людей спускаются в Аид для встречи с парой Плутон - Харон не по своей воле. Вынужденное нисхождение в подземный мир может произойти, когда человек становится жертвой обстоятельств например. Даже сильная личность, способная к быстрой регенерации, в любом случае сталкивается с подобными энергиями.

*


Принцип Плутон/Харона как «держателя» глубинных процессов и наших скрытых «полезных ископаемых» можно спроецировать уже на реальные истории из жизни обыкновенных людей. Почему "обыкновенных" ? Очень просто, - потому как существуют НЕобыкновенные по природе своей изначальной :


Те, кто ТРАНСФОРМИРУЕТ, преобразовывает а также уничтожает, убивает уже в контексте огромных масс людей. Все это как ИСТОРИЧЕСКИ значимые процессы. Их можно назвать наместниками Плутон/Харона и Оркуса. Очень сочный и при этом жестокий архетип.


Категория "обыкновенных", это те, кого «ОТТРАНСФОРМИРОВАЛИ» уже напрямую, исключая посредников (читай : наместников). Здесь все может складываться и как более - менее "принимаемое" и осознаваемое, так и трагически - отталкиваемое. Можно сказать, что в этом случае (изредко) "обыкновенное" трансформируется в "необыкновенное".


Это труднообъяснимые и странные вещи, которые иногда происходят с людьми, которые побывали на том свете и вернулись назад. Очнувшись например после длительной комы или пройдя через минуты клинической смерти на операционном столе, они внезапно понимают, что в них что-то изменилось. И это не просто ощущение необыкновенного счастья от того, что ты остался в живых.  Нередко, это нечто другое - открытие в себе способностей, которых раньше не имел. В этом случае человек  приобретают необычные способности, говорят, что иногда людей специально возвращают обратно на землю, предварительно вручив им инструмент для выполнения некой возложенной на них миссии. Насчет миссии трудно сказать, но вот наличие новых, часто необычных «скиллзОВ» - это уже факт. И один из встречается чаще всего и хорошо известен - это «шестое чувство» или интуиция, которая безошибочно и очень быстро помогает найти правильное решение в сложнейшей ситуации. У человека многократно обостряется «чуйка». Он наподобие невидимки Плутона (также принцип) способен незаметно проникать, просачиваться в некие скрытые сферы. Что примечательно, что индивид при этом не производит никаких сознательных рассуждений, не включает логику, а прислушивается только к своим чувствам.
Традиционное объяснение подобных преображений: у человека-де проявляются скрытые способности, которые были в нем заложены от рождения, но дремали до поры до времени. Возможно это и объясняет тот самый принцип Плутон/Харона как глубоко скрытых, но потенциальных возможностей человека.
Переходя на символический язык астрологии можно сказать что Плутон/Харон в этом случае выступает «дарителем».  Либо просто триггером к развитию скрытых в нас способностей.
Объясняя все это более холодным и техничным языком – это как программные сценарии заложенные в нас. Человек рождается, растет, превращается в половозрелую особь. Потом ему отводится пара – тройка десятков лет, чтобы воспроизвести себе подобных, а далее включаются процессы саморазрушения «по Сатурну», которые никто не может повернуть вспять (вот она природа, и вот наше адекватное понимание этих процессов). Организм-машина выполняет программу по старению и смерти. Но случается так, что обычный процесс дает сбой. Происходит инсульт или инфаркт, внешнее воздействие, катастрофа, стечение обстоятельств.....но после этого наступает не ТА ФИЗИЧЕСКАЯ смерть, а... происходит перезагрузка -  вот оно, «по ПлутонХарону» ( наше «не»понимание, а что это было вообще ?). После чего, человек как машина, возвращается в строй и - по чьей-то воле - получает новые программы. Причем порой предельно сложные, порой предельно неоднозначные.

Однако как у любой монеты, здесь присутствует и другая сторона. Темная. Безусловно. Существуют и другие истории. Наблюдается категория людей, которые вследствие околосмертного опыта возвращались обратно, отягощенные очень неприятными «дарами». Результатом подобного опыта является то, что люди ведут себя замкнуто, скрытно, уходят глубоко в себя, дистанцируются. Кто-то при этом впадает в затяжную депрессию, а кто-то ведет себя даже агрессивно, когда его пытаются расспросить о подробностях пережитого. В определенном смысле, люди этой категории испытывают явный сильный дискомфорт, погружаясь в воспоминания о произошедшем. Известно много случаев, когда люди вообще кончали жизнь самоубийством, потому что не смогли «переварить» в себе полученный опыт.


Но факт остается фактом : клиническая смерть нередко действительно открывает в людях те, незаметные в других ситуациях, грани, которые обычным смертным, не пережившим подобное, не доступны.  Это научно зафиксированный факт. А дар это сверху или же проклятье, каждый для себя решает сам.

*


Атрибуты Плутона - это трехглавый пес Цербер (Кербер) и вилы (двузубец) .
«Что ты злой как Цербер» – это выражение пришло к нам из греческой мифологии. Цербер, так звали сторожевого пса, охранявшего ворота подземного царства. Вместо хвоста у сторожевого пса – змея. Вилянием этого хвоста он приветствует всех, кто спускается в Аид. Однако, обратного пути нет: всех, кто пытается выйти оттуда, пес разрывает. В этом ему помогают огромные лапы и зубы. Именно для того, чтобы задобрить Цербера, в могилу умерших клали медовый пряник – взятку, плату. Три головы Цербера олицетворяют настоящее, прошлое и будущее, причем время, как цепной пес, пожирает все на свете. Т.е здесь мы опять сталкиваемся с концепцией ВРЕМЕНИ.

Вилы с двумя зубцами представляют два мира могущества божьего, оставляя третий Плутону. Т.е по сути Плутон нисколько не претендует на мир ВЕРХНИЙ, в отличие от своего брата Посейдона (Нептун), который с верховной властью Зевса не согласен в принципе (трезубец – это атрибут как Посейдона, так и Зевса). Однако если перевернуть жезл Плутона вниз, то божествам на поверхности остается одна доля, а Плутону две трети. В отличие от трезубца, обозначающего абсолютную, установленную власть, двузубые вилы несут в себе принцип изменения, как незавершенности.  Это – рогатина Плутона.  В эзотерическом исчислении двузубец олицетворяет число 2. Двойка в свою очередь - противопоставление одного другому, указание на своеобразный раздел Живого и Мертвого - Загробного мира. Иными словами, двузубец является неотъемлемым атрибутом хтонических божеств.



А изображение символа Плутона представляет собой крест, двузубые вилы которые также рассматриваются и как серп Луны + круг бесконечности. По сути, это тайна, прикосновение к потустороннему, незавершенные, скрытые процессы, трансмутация, то самое метафизическое перерождение, незаконченности, «место с вопросом». Между двумя зубцами можно заключить нечто ТРЕТЬЕ,  и это круг – как символ духовных сил и мир духовный.  Переворачивая двузубец, «духовное» становится замкнутым, но не поврежденным. Т.е по Плутону происходит полное погружение в самые глубокие слои нашей психики, там где происходит отмирание старых установок, либо их консервация с дальнейшим процессом трансмутации как вызревания чего-то нового.  При погружении в эти слои, человек духовный, высокоразвитый, вероятно способен получить особый «бонус» в виде ЗНАНИЯ, ПОНИМАНИЯ. Но для этого, требуется опасное путешествие в самые «недра».

Главный атрибут Харона – лодка как средство переправы умерших в потусторонний мир. В сюжете пересечения вод смерти и возвращения в реальный мир душа умершего отправляется в преисподнюю на ладье смерти и возвращается из преисподней на ладье воскрешения. Душу человека переправляет перевозчик  - Харон. Харон требует платы за «проезд» в виде двух монет, иначе, не получив оплаты, сталкивает «душу» (уже жертву) в адскую реку Стикс, либо оставляет на берегу в вечном томлении (зависшая душа ?).



Здесь астрологический принцип пары Плутон - Харон подразумевает СМЕРТЬ уже как процесс, как ритуал. Следует ПЛАТА (за все надо платить) и тогда при рассмотрении уже жизни как опасного путешествия лодка выступает символом безопасности, как и безопасного перемещения в процессе трансформации, перемещения с одного берега на другой. Т.е с чем то  приходится расстаться навсегда, отдать нечто, к чему уже никогда не будет возврата. В ином случае – услуга не состоится. Нередко это процесс трансформы ЭГО, расставания с прежними предубеждениями, моделями поведения, стилем жизни и т.п. Чувство собственной важности человека претерпевает колоссальные изменения, его ломают. Такая внутренняя ломка оказывается не всем по плечу.

*

Интересно, но Плутон/Харон как планету олицетворяющую XX век, можно связать и с изгнанием СМЕРТИ из нашего повседневного обихода. Табуированием этих тем. 
Э.Фромм и Ж.Бодрийяр связывают изгнание темы смерти из культурного оборота  XX века с развитием института накопления, контролируемого властью. Один из первых подобных актов власти – монополия жрецов на смерть. Мир живых отделяется от мира мертвых и начинается противостояние. Отступление смерти из культурного мира современного человека механизирует, омертвляет его жизненное пространство. Смерть превращается в десоциализированное небытие, и этому немало способствует разрушение ритуала, как моста, связывающего культуру и жизнь, миры живых и мертвых.


Кстати, психологи уже не одно десятилетие отстаивают важность, и даже необходимость скорби, поскольку отказ от нее является для психики человека болезненным опытом (похожую идею затронули создатели мультфильма «Головоломка»).
В современном мире, где главенствует культ молодости и совершенных здоровых тел, нет места слезам, общество не выносит вида мертвого тела, а страдание, болезни и смерть приравнивают ко злу, с которым обязательно нужно бороться.
Жан Бодрийяр считал, что мертвые были выведены за пределы социальных отношений вообще. Им не находится места, поскольку «сегодня быть мертвым — ненормально, и это нечто новое. Быть мертвым — совершенно немыслимая аномалия, по сравнению с ней все остальное пустяки. Смерть — это антиобщественное, неисправимо отклоняющееся поведение». В более ранних культурах мертвецы не исключались из общества, с ними поддерживалось общение посредством ритуалов и таинств, они приобретали иной статус и продолжали существовать внутри сообщества. Биологическая смерть не являлась концом, более того, «смертей» в жизни одного индивида могло быть несколько, так как в первобытных культурах проводились обряды инициаций, сопровождаемые опытом переживания символической смерти и общения с потусторонним миром. Это еще один социальный акт, мало чем отличающийся от вступления в брак, например. Рождение в подобной системе не является точкой отсчета чьей-то жизни, а физическая смерть соответственно не является ее концом. Тогда как в современном мире человек знает, что границами его существования являются две даты на могильном камне.

Человек сегодня почти не сталкивается с мертвым телом в реальной жизни, но даже если это и происходит, похоронные бюро тут же забирают покойника, чтобы «оформить» его «по всем правилам международного дизайна, стэндинга, смайлинга и маркетинга». Ему придают вид живого, пытаясь исключить все возможные признаки наступившего конца. Это крайнее отрицание смерти превращается в симулякр жизни, в фантазм, которому нет места нигде, кроме сферы воображаемого.

Т.е сегодня, проникновение в сферы этой пары божеств стало ЧУЖДЫМ, что-то держит людей на расстоянии от этой темы. Плутон стал абсолютно невидимым, вернее он рожден уже невидимым и для нас он скорее несет принцип разрушения как очень жесткого прессинга. Мистерии смерти «по Плутону» вытеснены глубоко в подсознание и вызывают скорее неприятные ассоциации. Что не может не выдавать ответной реакции. Можно сказать так – теряется уважительное отношение к смерти. Символ смерти уже не господствует в социальном ритуале праздника, а воображение человеком смерти сопровождается меланхолией, чувством безысходности, одиночества, глубокой депрессией, страхом. Можно сказать, что пара Плутон - Харон, здесь приобретает черты зла, когда зло принимает откровенно инфернальные формы.

«Торжественная смерть» в семейном кругу уходит из европейской цивилизации. В XX веке, по данным социологов, большинство людей встречают смерть в больницах, то есть в деритуализованной среде. Выведение смерти за границы ценностно-смысловой сферы современной цивилизации порождает негативное отношение к страданию и стремление к вытеснению его из жизни, чтобы максимально облегчить переход к смерти, чем и объясняется возрастающее количество сторонников активной эвтаназии.

Поглощение материальным заменило духовные переживания и люди гибнут за «черное золото», золото Плутона.


Во многом это опять же перекликается с репрессивным символизмом Сатурна и Цереры.


Молот также является атрибутом другого божества загробного мира – Орка. Символами римского Орка были колесо и молот; в маске Орк выходил на гладиаторских играх как служитель арены, чьей обязанностью было добивать тяжело раненых гладиаторов. Когда Орк перемещается по своим подземным владениям, то слышны удары его молота по всей земле. Часто образ Орка сливается с образом Харуна (на картинке) или Ванф (Вант Vanth), как психопомпа - посредника (проообраз Харона).



Поскольку этрусская мифология была включена в римскую и смешана с греческой мифологией, Орк со временем потерял свою отдельную идентичность, позже образ Орка слился с другим богом, Диспатером, а ещё позднее оба этих божества окончательно растворились в образе бога Плутона и он стал «владельцем»  всех функций царства мертвых. Орк стал до некоторой степени просто дополнительным названием для Плутона, но немного более злым и наказывающим воплощением Плутона.

Образ Орка чем то напоминает «пирамидоголового» из знаменитой игровой серии «Сайлент Хилл».  Все происходящее — символическое выражение психологического конфликта в душе главного героя Джеймса, убившего свою жену. Бессознательно Джеймс понимает, что совершил преступление и заслуживает кары, и это чувство обретает выражение в фигуре Пирамидоголового. Потому-то монстр имеет грозный вид инфернального палача: гигантская пирамида без прорезей для глаз вместо головы и как атрибут - огромный клинок что рассекает жертву.


Пирамидоголовый — это ожившее чувство вины. Отсюда и сексуальный аспект его образа. Джеймсу долго приходилось подавлять свою сексуальность из-за тяжелой болезни жены. Поэтому герой несколько раз застает Пирамидоголового в моменты, когда тот с кем то совокупляется. Так монстр хочет напомнить Джеймсу, что именно его затаенная тяга к наслаждению и стала причиной смерти его жены.
Есть нечто невыразимо ужасное в этой литой пирамиде, нечто такое, что лежит за гранью всех психологических интерпретаций.

И у этруссков и позже у древних римлян, Орк отождествлялся как правило с карательными функциями. Орк наказывал за нарушение обещаний, и его именем клялись. При нарушение обещаний – шла расплата.



Соответствующее небесное тело, малую транснептуновую планету Оркус и его спутник Ванф, называют «антиплутоном», потому как они постоянно находятся в фактической оппозиции друг к другу в контексте своих орбит, но их символизм безусловно имеет множество точек соприкосновения. 
У данного объекта как и у божества нет официального символа (глифа), по этой причине лично для себя я изобразил его как коллаборацию нижнего креста и верхнего т - креста или молота заключенного в пространство двузубых вил или лунного серпа. Символ т - креста здесь обозначает отсутствие выхода в верхние сферы и процесс нисхождения в нижние, как принцип "вечного наказания".

*

В общем, сегодняшняя, современная действительность отлично демонстрирует включенность Плутон/Харона и Орка в социальные процессы. Социализация смерти заявляет о себе во все расширяющемся поле насилия. Смерть от старости «по Сатурну» социально не значима, а случайная смерть на производстве «по Церере»  не интересна, завораживает только смерть насильственная, отраженная в средствах массовой информации, которая может поглотить одновременно огромное кол-во зрителей. Такая смерть требует коллективного ответа в форме скорби или радости. Полоса террора, в которую вступил мир на рубеже XXXXI веков (взрывы в городах, захват заложников) в зловещем свете возрождает ритуальность массового жертвоприношения. Акты насилия, облеченные совершающими их людьми в ритуальные формы, и направленные не против отдельной личности, а против неприемлемой цивилизации, застают «врасплох»  людей всего мира, привыкших считать личность самоценностью, погружают их в мир тотального страха.

Чтобы сильно не сгущать краски и не нагонять лишнего тумана, то обращаясь к образам этих двух транснептуновых малых планет в контексте околосмертного опыта как личного переживания, я приведу замечательную мысль от Ольги Седаковой (понравилась мне ее мысль), которая отлично встраивается в эту тему :


"Внутренняя жизнь, вообще говоря, обладает большой автономностью от внешних обстоятельств, а порой, в самых напряженных моментах, может обладать абсолютной автономностью. Такой момент абсолютной автономности, иначе говоря, свободы от всего, что происходит снаружи, описал Лев Толстой в своем Пьере Безухове, когда Пьера в московском плену у французов, в ожидании возможного расстрела посещает чувство личного бессмертия. И рядом с этим чувством все кажется смехотворным:  «Меня расстрелять? — думает Пьер. — Мою бессмертную душу?». Такие моменты абсолютной автономности случаются не только в пограничных ситуациях: сверхтяжелых, сверхопасных — они могут быть в совсем других местах. В том, что называется «веянием хлада тонка», в голосе какого-нибудь старого певца на старой пластинке — это, в конце концов, несущественно. Существенно то, что мы оказываемся в прострастве другого, по существу, измерения. Не только другого измерения: в том месте, которое само – мера, которое само измеряет происходящее уже каким-то иным – и не побоюсь сказать, последним образом."

***


Сатурн, Плутон/Харон, Оркус, Церера, Луна, Марс.....все эти объекты так или иначе связаны со страхом, тревогой связанной как с внешними воздействиями, так и внутренними настроениями. Здесь одну их ключевых ролей будут играть темы здоровья.  Различные заболевания, психосоматика и т.д...все это завязано на трех осях любого гороскопа : 2-8 (Телец – Скорпион), 4-10 (Рак – Козерог), 6-12 (Дева – Рыбы). Эти три  оси напрямую связанны с нашим психическим и физическим здоровьем.

Церера как управитель Девы и Луна как управитель Рака напрямую связаны с психосоматикой.
6 поле  Девы и Цереры вообще изначально определяется как поле ЗДОРОВЬЯ : это источник физиологических дестабилизаций и причин невротического поведения ; физическое самочувствие, состояние здоровья в целом, посещение лечебно-профилактических учреждений, связанные с выполнением профессиональных обязанностей опасности ; несчастные случаи на работе ; роботоголизм, стресс на работе, утомление и перегрузки.
8 поле  Марса, Плутон/Харона и Оркуса связан вообще с эволюциекй человека, осуществляемой посредством страданий и все тех же, жестких стрессовых ситуаций. Здесь проходят реанимационное состояние, хирургические операции и все виды катастроф, а также предшествующие выздоровлению кризисы лечения, приводящие к возрождению роковые потери, трансмутация эмоциональных стрессов в духовные силы.

Темы страха, глубоких депрессий и меланхолии напрямую завязаны на Сатурне и Луне. Про Луну и страхи читать ЗДЕСЬ.

1 поле Марса  изначально определяется как ЖИЗНЬ : жизненность, конституциональный запас здоровья, врожденная физическая сила организма, общий энергетизм, состояние здоровья и средства самовыявления.
Т.е темы смерти и здоровья по понятным причинам очень тесно переплетаются. Любая угроза здоровью, подсознанием человека воспринимается как возможное приближение СМЕРТИ.


Давно известно, что симптомы беспокойства и депрессии, называемые психологическим стрессом, увеличивают статистику инфарктов и инсультов со смертельным исходом. По данным психосоматической медицины негативное воздействие стресса на человеческий организм многогранно и не ограничивается поражением одного органа или системы. Именно стресс нередко является «провокатором» развития различных заболеваний. Сильный стресс (или даже испуг) может стать триггером к развитию рака. Влияние на развитие этого  заболевания  оказывают регулярные стрессы, они снижают эффективность защитных систем организма, позволяя клеткам рака развиваться. Т.е любое стрессовое состояние существенно повышает риск развития онкологии! Онкологи считают, что быстрое увеличение количества раковых клеток и углубление их в организм, это следствие ослабления иммунной системы, которой стресс «диктует» свою программу. Хронический стресс дает энергию раковым клеткам, которые начинают распространяться по всему организму. Вследствие чего, рак гораздо труднее вылечить. Кроме того, стресс влияет на макрофаги, главных защитников организма от рака. Макрофаги, посылаемые иммунной системой к раковой опухоли, восстанавливают поврежденные участки. Хронический стресс  –  это своего рода «удобрение», которое помогает развитию и распространению рака, существенно ускоряет прогрессирование заболевания. 

***

Напрямую соотносится со смертью и принцип Марса как агрессивного и целенаправленного воздействия извне, столкновения, конфликта как соприкосновения с травмоопасными ситуациями. Марс напрямую отвечает из за хирургическое вмешательство, а подобные процессы нередко сопряжены с большим риском для жизни. 
Один из основных принципов Марса как активное вовлечение в процесс, также имеет прямое отношение к темам смерти. Это можно обозначить как внутренний импульс, который направлен вовне. Реактивный выход, выброс энергии. Например люди, которые пережили околосмертный опыт, описывали это как мгновенный выход из тела. 


8 поле гороскопа под символическим управлением Марса и Плутон/Харона отвечает в том числе и за глубокие сексуальные переживания. Французы так и называют оргазм - "la petite mort"  (маленькая смерть). Обширные участки мозга, которые отвечают за эмоции и страх, в этот момент просто отключаются. Чтобы испытать оргазм, человек должен избавиться от чувства страха и стресса. Т.е оргазм — это такой же неконтролируемый опыт, как смерть. Об этом же говориться и в древних тантрических учениях. Отсутствие оргазма и способности переживать такой опыт как правило приводит к тому, что человек перестает получать удовольствие от жизни – очасти умирает. Вильгельм Райх, переработав теории Фрейда о причине невроза как подавлении нереализованной сексуальной энергии, пришел к выводу, что страх смерти идентичен неосознанному страху оргазма. Мнимое влечение к смерти, стремление к разрушению — это неосознанное стремление к снятию сексуального напряжения. Воля к жизни сама по себе не означает стремления достичь сексуального удовольствия, даже если снятие напряжения подобно переживанию удовольствия. Страх оргазма, как и боязнь всего неизвестного, переживается как страх смерти. Потеря сознания превращается из приятного переживания в переживание, проникнутое страхом. Поэтому многие женщины не могут испытать оргазм: они просто не позволяют себе терять голову.



Смерть предыдущего является необходимым условием развития будущего, но человек боится расставаний с тем, к чему привык и что любит. И поскольку отказ от чего-то ассоциируется со смертью, то человек максимально напрягает себя и свое тело, параллельно переживая сильнейшее чувство страха смерти в том случае, если он это от себя не «отпустит», не «расслабится».

Также, секс, как не крути, - это огромная нагрузка для любого организма. Например в мире ежегодно во время секса умирает около 50 тысяч человек. В основном во время наслаждения люди умирают от сердечного приступа, инсульта или инфаркта. Как гласят некоторые исторические источники, от секса умерли полководец Чингисхан, император Карл Великий, философ Авиценна и римский папа Лев VII, художник Рафаэль Санти и архиепископ Парижский. Последний скончался на ложе проститутки.
Интересно, что в человеческом организме, работает особого рода  механизм, который преобразует крайние страдания, особенно связанные с удушьем в особую форму сексуального возбуждения. Люди, которые пытались повеситься, но в последнюю минуту были спасены, обычно рассказывают, что в момент удушения ощущали почти невыносимое сексуальное возбуждение. Известно, что у мужчин, казненных через повешение, зачастую наблюдается эрекция и даже эякуляция. В литературе, описывающей пытки и "промывку мозгов", отмечается, что нечеловеческие физические страдания часто вызывают состояния сексуального оргазма. В менее крайней форме этот механизм действует в различных садомазохистских практиках, которые включают удушение. У флагеллантов, регулярно подвергавших себя пыткам, а также у религиозных мучеников, переносивших невообразимые страдания, первоначальная нестерпимая боль вызывала сексуальное возбуждение, а затем экстатическое блаженство и запредельные переживания.
Короче говоря, темы секса и смерти идут рука об руку и намного плотнее соприкасаются друг с другом, чем можно себе представить изначально.

Именно желание сильных сексуальных переживаний тянет некоторых, особо озабоченных персонажей попросту либо насиловать либо даже убивать и в этом заключается деструктивная, патологическая сторона проявлений агрессивного Марса.

***

Также со смертью связывается и символизм истинной Черной Луны, как игнорирование своей темной стороны, то, что мы искусственно убиваем в себе загоняя глубоко в подсознание (доходит и до такого). Это то, что мы отсекаем в себе, не желаем принимать – хороним. Крест (солярный принцип, Эго) с серпом Луны (подсознательное, страхи) — символ истинной Черной Луны. Интересные параллели с символикой креста совмещенного с лунным серпом — на глубинном уровне различие только во взаимном расположении символов. Т.е. вопрос в том, какой аспект важнее. Видно, что в данном случае доминирует лунный принцип над солярным.




Увидеть смерть.

Попыток исследований в контексте «вычисления смерти» с помощью астрологического инструментария  было множество, но четких, конкретных результатов, лично я, пока не наблюдал. В основном, это рассуждения постфактум как вариации на тему...
Существует мнение, что в момент ухода из жизни человека в медленных дирекциях наступают периоды относительной «тишины», когда наблюдается минимум аспектов ключевых сигнификаторов. Возможно это объясняется тем, что в момент, когда «душа» прощается с телом, любая физическая активность описывающая земной опыт человека перестает иметь значение. Просмотрев на нескольких примерах подобный опыт «прощания» в тех же дирекциях, могу сказать, что действительно, момент «тишины» наблюдается, но, подобные периоды случаются достаточно часто, так что, в этом случае рассуждать особо не о чем.

Есть некоторые наблюдения относительно того, как просматривается клиническая смерть в медленных дирекциях и транзитах. Здесь я могу отметить, что чаще всего и ярче всего проявляют себя ключевые сигнификаторы в мажорных аспектах к 8 и 12 полям гороскопа. В отдельных случаях "картинка" складывается очень красноречивая.


На одном примере я все же заострю внимание, потому как он, видимо, может считаться показательным. Попадания настолько четкие и многочисленные, что заставляют задуматься. Это пример Дэнниона Бринкли – самого известного в США человека, трижды (!) столкнувшегося с околосмертным опытом. Дэннион родился 20 июля 1950 года в 01 :32 ночи в городе Айкен (Южная Каролина).

В его гороскопе управитель куспида восьмого поля - Юпитер, стоит в знаке Рыб в 10 поле и аспектирован сразу двумя ключевыми сигнификаторами : стоит на вершине т -квадрата Церера - истинная Черная Луна + имеет квинконс к управителю асцендента - Меркурию. Марс (Весы, 5 поле), еще один из ключевых сигнификаторов, является управителем 12 поля и символическим управителем 1 поля и 8 поля и стоит в точном секстиле с Плутон/Хароном (второй симв. управитель 8 поля) и в соединении с Нептуном (второй симв. управитель 12 поля и диспозитор Юпитера). Т.е предпосылки к околосмертным переживаниям в его натальной карте, присутствуют, и они очень красноречивые.



Итак, помимо ключевых сигнификаторов, здесь также будут рассматриваться :  управитель куспида 8 поля – Юпитер, который также является и символическим управителем 12 поля ; Солнце, которое управляет куспидом 4 поля и Луна – символический управитель 4 поля.

Первый околосмертный опыт случился с Бринкли 17 сентября 1975 года.
Во время грозы молния ударила во внешний телефонный кабель и как раз в этот момент Бринкли разговаривал по телефону. Его мозг прошил удар напряжением в несколько тысяч вольт. Бринкли перепугался и отбежал в сторону. И тут он увидел на полу свое безжизненное тело. Затем он увидел, как в комнату прибежала его жена, как она вызвала бригаду скорой помощи и как люди пытались что-нибудь сделать, чтобы оживить его. Дэннион Бринкли стоял в углу и никак не мог понять, что с ним произошло, думал и не находил никакого разумного объяснения. Он видел ауры людей, а вот вокруг его собственного тела не было никакого свечения. Приехавший доктор объявил Бринкли мертвым. Дэннион Бринкли к изумлению медиков ожил в морге через 28 минут после того, как врач констатировал его смерть. Позже он написал книгу «Спасенный светом», где подробно описал свои переживания. Эта книга вышла в свет в 1995 году. Удар молнией абсолютно изменил его жизнь. Он провел в госпитале около года, восстанавливаясь после травм, нанесенных мощным ударом электрического тока. В это же время он воссоздавал в памяти все, что с ним происходило в тот момент.

Транзиты :

Тр. Юпитер – трин – 8 поле + соединение с куспидом 12 поля + квадратура к Солнцу (радикс) ;
Тр. Солнце – квадратура – 8 дом;
Тр. Сатурн – секстиль – асцендент;
Тр. Сатурн – соединение – Солнце (радикс);
Тр. Марс – секстиль – 12 поле;
Тр. Оркус – квинконс – 8 поле;
Тр. Церера – секстиль – 4 поле.

Дирекции :

Дир. Луна – секстиль – 8 поле ;
Дир. Узел – трин – 8 поле.
Дир. Сатурн – секстиль – 4 поле.
Дир. 4 поле – квадратура – Церера.
Дир. 4 поле – оппозиция – Юпитер.

Дир. 4 поле – секстиль – Уран.

Второй случай околосмертного опыта с ним случился 30 мая 1989 года во время операции на открытом сердце. Этот опыт он также описал в одной из своих книг.

Транзиты :

Тр. Юпитер  – секстиль – 12 поле + квадратура - Сатурн (радикс)  + трин – Марс (радикс) ;
Тр. Марс – квадратура – 12 поле ;
Тр. Марс – квадратура – Марс (радикс) ;
Тр. ПлутонХарон – квадратура – 4 поле ;
Тр. Сатурн – квинконс – 4 поле + квадратура – Марс (радикс)
Тр. Оркус – соединение – 4 поле ;
Тр. Церера – квинконс – 6 поле ;
Тр. Солнце – квадратура – Юпитер (радикс) ;
Тр. Черная Луна – трин – Юпитер (радикс) ;
Тр. Узел – квинконс – Луна (радикс).

Дирекции:

Дир. Сатурн – секстиль – 8 поле ;
Дир. ПлутонХарон – квадратура – 8 поле ;
Дир. 12 поле – секстиль – Солнце.

Третий случай произошел с Бринкли 17 сентября 1997 года (вновь 17 сентября !).Тогда он был госпитализирован с угрожающей жизни аневризмой головного мозга, но несмотря на очень неутешительные прогнозы врачей, чудом остался жив.

Транзиты :

Тр. Юпитер – оппозиция – 4 поле  + оппозиция Плутон/Харон (радикс) ;
Тр. Сатурн – соединение – 12 поле + оппозиция Марс (радикс) ;
Тр. Церера – квадратура – асцендент + соединение – Юпитер (радикс) ;
Тр. ПлутонХарон – оппозиция – асцендент  + квадратура Юпитер (радикс)  + оппозиция - Черная Луна (радикс) ;
Тр. Оркус – трин – 12 поле + секстиль – Марс (радикс) ;
Тр. Солнце – квадратура – 8 поле ;

Дирекции :

Дир. Асцендент – квадратура – Марс ;
Дир. 4 поле – соединение – Луна ;
Дир. 12 поле – оппозиция – Церера ;

Также стоит обратить внимание на то, что дирекционный Меркурий ( управитель асцендента) делает квадратуру к 8 полю.

Важно отметить, что во всех случаях достаточно мощно акцентированным оказывается 4-ое поле, хотя смерти физической как таковой не наблюдается. Смею предположить, что здесь ключевую роль сыграла очень сильная связь в цепочке рецепций с очень нужными в этом конкретном случае планетами : Солнце (Рак, управитель 4 поля и 5 поля) - Луна (Дева, управитель 4 поля и 3 поля) - Меркурий (Лев, управитель 5 поля и асцендента).


Помимо своих лекций и книг в которых он подробно описывает свои переживания, Бринкли также известен тем, что активно участвует в работе хосписов. Используя свой необычный опыт, он старается помогать смертельно больным людям, которые очень близко стоят у «порога», а также тем, кто испытывает страх перед смертью.  Помогает он и психологу и доктору Реймонду Моуди в его исследовательском центре «Театр Разума». Это тот самый Моуди, который наиболее известен благодаря своим книгам о жизни после смерти и околосмертным переживаниям (этот термин он предложил в 1975 году), а самая популярная его книга — «Жизнь после жизни». Также Бринкли известен своими пророческими способностями, которые по его словам, он получил во время своего первого околосмертного опыта.

***

Известный астролог Джеффри Корнелиус  писал : 

«Обратимся к исследованию, которое проводилось в Нью-Йоркском филиале NSGR. Исследования назывались "Самоубийства в Нью-Йорке". Астрологи, которые проводили это исследование, полностью осознавали и принимали методы статистики в астрологии. Они получили доступ к полицейским записям, регистрации 2250 самоубийств, которые случились за 5 лет в Нью-Йорке. Проверялись мидпойнты, гармоники, конфигурации, орбисы, управители домов, различные системы домов, трансурановые планеты, астероиды, Лунные узлы, Черная Луна, абсолютно все. Они рассматривали порядка ста тысяч различных астрологических факторов. Результат нулевой. Ничего. Никаких признаков. Не нашли даже отдаленных признаков того, что человек может совершить самоубийство.»

В общем, здесь я склоняюсь к сакраментальному : ибо никому не дано знать, когда придет Костлявая и заберет окончательно...

Но, возможно, медитативное восприятие мистерий СМЕРТИ во всем их разнообразии и с помощью астрологического инструментария, как зарождающегося процесса, как потенциальных возможностей попадания в те или иные ситуации в которых человек непосредственно соприкасается с темами смерти, сценария развития подобных событий в будущем (относительно отдельно взятого гороскопа), более емко можно будет рассмотреть используя перечисленные выше сигнификаторы.

Пробуйте.

darker76 / 2016

(при копировании обязательно использовать ссылку !)

***

Использованная литература :

Ф. Арьес. Человек перед лицом смерти ;
Ж.Бодрийяр. Символический обмен и смерть;
К. Юнг. О перерождении;
М. Элиаде . Луна и ее мистика ;
О. Седакова. Посредственность как социальная опасность.


По теме :


*