Капелла и Возничий


На ночном небе немало ярких звезд удивительной красоты. Одной из них является Капелла - жёлтый гигант. Желто-оранжевый цвет Капеллы, порой делает ее трудно отличимой по внешним признакам от планеты Марс.
Эта звезда входит в число самых ярких наблюдаемых звезд. По своей яркости Капелла превосходит даже таких гигантов, как Бетельгейзе, Альдебаран и Фомальгаут.  Капелла (α Aur / α Возничего / Альфа Возничего) —шестая по яркости звезда на небосклоне и третья по яркости на небе Северного полушария.

Как только астрономы смогли создать достаточно мощные телескопы, они узнали что Капелла, не одна звезда, а на самом деле бинарная система, с еще двумя карликами.
Две звезды-гиганта спектрального класса G, светимостью около 77 и 78 солнечных, удалены друг от друга на 100 млн км (2/3 расстояния от Земли до Солнца) и вращаются с периодом 104 дня. Первый и более тусклый компонент — Капелла Aa уже проэволюционировал с главной последовательности и находится на стадии красного гиганта, в недрах звезды уже начались процессы горения гелия. Второй и более яркий компонент — Капелла Ab тоже покинул главную последовательность и находится на так называемом «пробеле Герцшпрунга» — переходной стадии эволюции звёзд, при которой термоядерный синтез гелия из водорода в ядре уже закончился, но горение гелия ещё не началось. Центральные звезды имеют также слабый спутник, который, в свою очередь, сам является двойной звездой, состоящей из двух звёзд класса M — красных карликов, обращающихся вокруг основной пары по орбите радиусом примерно в один световой год. Т.е, если смотреть на Капеллу невооруженным глазом, то она выглядит как одиночная звезда, на самом же деле это группа из четырех звезд – две большие двойные звезды, и два слабых, красных, двоичных карлика.
Капелла ярче Солнца примерно в 77 раз. Масса каждой отдельно взятой звезды – Капелла Аа и Капелла Ab, равна 2,5 массам Солнца. Лучевая скорость звезды равна 30,2 километрам в секунду. Радиус Капеллы Аа равен 12,2, а Капеллы Ab – 9,2 радиуса Солнца. Температура – 4940 и 5700 градусов по Кельвину соответственно. Металличность звезды достигает всего лишь 40% от солнечной.
Данные показатели говорят о том, что Капелла – это звезда, которой предстоит постепенно закончить свой жизненный путь, что по человеческим меркам случится еще совсем нескоро.  Эта звезда находится на относительно близком расстоянии от Земли – примерно 42 световых года.
Капелла была определена как источник мощных рентгеновских излучений, вероятно из-за силы ее коронального света или мощной конвертации окружающего ее газа. Существуют данные, говорящие о том, что примерно 240 тысяч лет назад Капелла была ярчайшей звездой ночного небосклона. Тогда она достигла максимального близкого расстояния к Земле – 28 световых лет.
Она ближе к северному полюсу мира, чем любая другая звезда первой величины (Полярная звезда — только второй величины) и вследствие этого играет важную роль во многих мифологических сказаниях. Капелла упоминается в табличке, датируемой 2000 до н. э.

Другие названия этой звезды :
Капра (Capra) ; Араб.: Альхайот («Коза»); Латынь: Амалфея, Хиркус («Коза»).

В английской литературе звезда часто упоминается как «пастушья».

На Дендерском зодиаке место Капеллы занимает мумифицированный кот в протянутой руке мужской фигуры, увенчанной перьями; в те времена, по обыкновению, наиболее важные звезды в храме, посвященном какому-либо божеству, в данном случае Птаха, Творца, должны были носить имя этого божества и, по всей вероятности, эта звезда наблюдалась в этом храме около 1700 г. до н.э., знаменитом храме Карнака близ Фив, Не Амон книг пророков Иеремии и Наума. Другой недавно обнаруженный храм Птаха в Мемфисе, также был ориентирован на нее около 5200 г. до н.э. Локьер предполагает, что еще по крайней мере пять храмов ориентированы на ее положение.
Возможно, что в Греции она также была объектом поклонения, и послужила ориентиром при постройке храма в Элевсине богине Диане Пропилейской, и другого в Афинах.

На аккадском она -  Dil-gan I-ku, Посланник Света, или Dil-gan Babili, Звезда, Покровительствующая Вавилону, как полагают, относится к Капелле, известная в Ассирии как I-ku, Предподительствующая, т.е. год; поскольку, в соответствии с Сейсом, в Аккаде начало года определялось по расположению этой звезды по отношению к Луне в день весеннего равноденствия. Так было до 1730 г. до н.э., когда, как и в предыдущие 2150 лет, весна начиналась, когда Солнце входило в созвездие Тельца; в связи с этим она была известна как Star of Mardаk, Звезда Мардука, но после этой даты, некоторые из приведенных выше названий стали применяться к Гамаль, Веге и другим, в зависимости от их прецессионного движения. Из некоторых клинописных табличек, которые имеют отношение а нашей Капелле, Иенсен указывает Askar, Гнев Бога; на Tablet of the Thirty Stars (Скрижали Тринадцати Звезд) она показана как Ma-a-tu; это хорошо согласуется с характеристикой, усваиваемой ей в более позднее классическое время, и является одним из многочисленных свидетельств происхождения созвездий греческой астрономии из долины Евфрата.
Древние перуанцы, кечуа, на языке которых до наших дней говорят их потомки, много внимания уделяли звездам, и Хосе де Акоста, испанский иезуит и натуралист 16 века пишет, что каждый зверь и каждая птица на земле имели своего тезку на небе. Он приводит несколько названий звезд, отождествляя эту звезду с Colca, как единственно известную их пастухам, подобно Капелле на Средиземном море в древние времена.

***

Уже шумеры (а вслед за ними греки и арабы) именовали Капеллу - Капру «звездой козы».   Capella, от латинского «козочка». Соотносится с козой Амалфеей (Амалтея, Амальтея (др.-греч. Ἀμάλθεια, букв. «нежная богиня»)  — в древнегреческой мифологии — легендарная коза, вскормившая своим молоком младенца Зевса на острове Крит в пещере Козьей горы (др.-греч. Αἰγαῖον ὄρος) в то время, когда богиня Рея прятала этого юного бога от его отца Крона.



Infancy of Jupiter, Giorgio Vasari


История :

Коварный Крон (Сатурн в Риме) хитростью низверг отца своего Урана и отнял у него власть. Но, воцарившись на троне, Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети и свергнут его. Крон повелел своей жене Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. В ужасе и отчаянии была Рея. Тогда ее родители, Уран (Небо) и Гея (Земля), решили ей помочь. По их совету удалилась она на остров Крит, и там, в глубокой пещере, родился у нее шестой ребенок — сын Зевс. В этой пещере Рея и спрятала младенца от жестокого отца, а Крону дала проглотить вместо сына камень, завернутый в пеленки. Крон и не подозревал, что был обманут. Нимфы лелеяли маленького Зевса, пчелы носили ему мед со склонов высокой горы, божественная коза Амалфея кормила его молоком. Всякий раз, когда младенец Зевс плакал, преданные Рее стражники, охранявшие пещеру, ударяли мечами в щиты, чтобы не услыхал его плача Крон и не постигла Зевса участь его братьев и сестер. Когда Зевс вырос и возмужал, он восстал против своего отца и заставил его вернуть на свет проглоченных им детей.


По другой версии, Амалфея - это (по Мусею) нимфа, у которой была коза. Либо сама нимфа Амалфея, обернувшись козой, вскормила своим молоком младенца Зевса. 

"The Feeding of Jupiter or The Infancy of Jupiter", Nicolas Poussin, 1636:


Амалфея была дочерью Гемония и обладала чудесным бычьим рогом. Либо она дочь Океана (или Мелиссея ), либо дочь Олена, либо дочь Гелиоса.  Рог упоминает Анакреонт. Амалфея повесила Зевса в колыбели на дерево, чтобы его нельзя было найти ни на небе, ни на земле, ни в море, когда его искал Крон.
В критской пещере Амалфея была спрятана за то, что устрашила некогда титанов. Якобы была эта нимфа – коза страшна как смертный грех - так страшна, что титаны от ужаса просили Гею спрятать ее с глаз долой. Вот Гея и спрятала ее в критской пещере - где эта коза последствии и выкормила Зевса, ей препорученного.

Как бы там ни было, но став главой богов-олимпийцев,  Зевс решил отблагодарить козочку Амалфею  и когда она умерла, переправил ее душу на небо, и она стала звездой Капеллой в созвездии Возничего. Случайно сломанный рог козы Зевс превратил в неиссякающий источник фруктов, нектара и амброзии. Тот, кто держал этот рог изобилия в руках, мог получить все, чего он хотел. По другому преданию, рог Амалфеи представляет рог быка, отломанный Геркулесом у Ахелоя  или полученный им от последнего и обладавший также свойством доставлять столько пищи и питья, сколько ни пожелает его обладатель. Вследствие этого рог Амалфеи вошел у греков в поговорку и получил значение рога изобилия. У римлян говорили — cornu copiae, причем на место Амалфеи ставилась нимфа или богиня Copia.

Шкурой козы Зевс обтянул свой щит, который надежно защищал его в борьбе с титанами. По-древнегречески этот щит назывался «эгида». Таким образом, часто встречающееся и сегодня выражение «под эгидой» означает «под защитой», «под покровительством».

По другим источникам,  Амалфея также получила от Зевса золотого пса, который сторожил ее до самой смерти.

Как видно, роль этой козочки очень важна в контексте МИФА, где Амалфея играла одну из ключевых ролей,  поэтому нет ничего удивительного в том, что одной из самых ярких звезд ночного небосвода древние греки  дали такое название.
По схожей версии выкармливанием будущего громовержца занимались две козочки - Эга и Гелика.

*

В индийской мифологии, Капелла рассматривалась как сердце Брахмы («Брахма Хридайа»).
В «Махабхарате» (древнеиндийский эпос)  Брахма называется «раскрывшимся и нераскрывшимся, несуществующим и существующим, тем, который есть вся вселенная, который отличен от существующего и несуществующего; создателем высшего и низшего, древним и высочайшим, неиссякаемым и благосклонным, который сам — благосклонность» и отождествляется с Ишаной (Шивой) и Вишну. Сердце (хридайя – hridaya) рассматривается как центр жизни, и оно и в самом деле является таковым, с физиологической точки зрения и по отношению к циркуляции крови, с которой жизненность связана совершенно особым образом, как это согласно признают все традиции; но оно, кроме того, таковым же считается и на высшем уровне и, некоторым образом, символически – по отношению ко всеобщему Уму , в его отношениях с индивидом. В этой связи следует заметить, что сами греки, в том числе и Аристотель, приписывали сердцу ту же роль, что они также считали его местопребыванием ума, если можно так выразиться, а не чувства, как это обычно полагают современные люди. Мозг же в действительности есть лишь инструмент «ментальности», т.е. рассудочной и дискурсивной мысли; и, таким образом, согласно символике, сердце соответствует солнцу, а мозг – луне.
«В этом местопребывании Брахмы (Брахма-пура Brahma-pura); т.е. в жизненном центре, находится маленький лотос, жилище, в котором есть малая полость (дахара – dahara), занятая Эфиром Акашей (Akasha): нужно найти То, что пребывает в этом месте, и тогда познают Его».



Звезда Капелла является главной и самой яркой звездой созвездия Возничего. Возничий (лат. Auriga) — созвездие северного полушария неба. Возничий - древнее созвездие. Созвездие входит в состав каталога Птолемея. Птолемей насчитывает в нем 14 звезд. Возничий почти целиком находится в Млечном Пути и хорошо заметен благодаря нескольким ярким звездам, создающим четкий контур и привлекающим внимание наблюдателя. Над горизонтом это созвездие находится в высшей точке и лучше всего наблюдается по ночам с октября до апреля.

В древнейшие времена непосредственно рядом с Возничим располагалось созвездие Коза (или Козлята), ассоциировавшаяся Амалфеей. Постепенно оно слилось с Возничим. Именно по этой причине в небесных атласах фигура Возничего держит на спине козу, а на левой руке — двух козлят. Сегодня астрономы преимущественно относят ее к созвездию Возничего. Древние источники называли автором созвездия «Коза» Клеострата Кинедосского.

На картах неба именно по этой причине часто на плече у Возничего рисовали козочку.



Прежде всего, стоит отметить, что единого мифа о происхождении названия созвездия нет.

Первые записи о звёздах, входящих в современное созвездие Возничего, относятся к временам Месопотамии. Соответствующее созвездие называлось GAM и обозначало посох пастуха или ятаган, однако неясно, включало ли оно только самую яркую звезду — Капеллу — или все звёзды современного созвездия. В MUL.APIN оно упоминается как Gamlum или MUL.GAM и обозначало пастуха коз или овец; в него входили почти все яркие звёзды Возничего, а также звезда Эль-Нат, традиционно относящаяся как к Тельцу, так и к Возничему. Позже у бедуинских астрономов появились созвездия групп животных, в которых каждая звезда обозначала одно животное. Звёзды Возничего представляли собой стадо коз, это сопоставление просматривается также в греческой мифологии. Ассоциация созвездия с козами перекочевала в греческую астрономическую традицию, хотя позднее созвездие стало также ассоциироваться с человеком, управляющим колесницей (возницей). По легенде, глядя на это созвездие, человек тренировавший лошадей изобрел четверку лошадей запряженную в колесницу.

Один из главных героев Греции, Беллерофонт, обуздавший крылатого Пегаса и введшим обычий верховой езды, видится некоторым в этом созвездии одним, и Пелетроний, изобретатель узды и седла - другим.

Хотя Auriga было обычным латинским названием созвездия, римские поэты называли его Aurigator; Agitator cursus retinens habenas; Habenifer и Tenens habenas, Возничий и Держащий вожжи; некоторые из этих названий восходят к Tables и Almagests вплоть до 16 столетия. Arator, Пахарь, появляется у Нигидия и Варрона для обозначения этого созвездия, а также для обозначения Волопаса; та же идея, вне всякого сомнения, имеет место у немецкого крестьянства, среди которого Капелла и Коза были известны как Ploughman with his Oxen. Гримм упоминает название Voluyara, как звезды, известные земледельцам. Иногда вместо Arator встречается искаженное написание Acator.

Арат в "Явлениях" пишет о Возничем:

 Дальше — Возничего лик, Эрихтоний ли это, рожденный
Аттики почвой, к ярму приучивший впервые скотину,
Миртил ли это, в волнах утонувший Миртойского моря.
Все ж сочетание звезд на Миртила больше похоже:
Без колесницы стоит, поводья оборваны, плачет
О Гипподамии он,   увезенной коварным Пелопом.
Слева путь Близнецам преграждает могучий Возничий:
Там опускается он против морды Медведицы большей.
Обожествленных зверей Возничий по небу проносит:
Зевса кормилица с ним (если правда, что Зевса-младенца
Некогда вымя Козы, ему преданной, щедро вскормило),—
Ярким светом ее наделил благодарный питомец,
И оказалась Коза на плече у Возницы; в руке же
Держит двоих он Козлят — мореходам враждебные звезды:
В небе взойдя высоко, не однажды видали Козлята
В бурю попавший корабль, моряков, преисполненных страхом,
И утонувших тела, уносимые волнами моря.

Греческие эпитеты к созвездию: Ἁρμελάτης, Διφρηλάτης, Ἱππηλάτης, Ἐλάσιππος все означающие «возчик».  Римские поэты называют созвзедие: Aurigator; Agitator cursus retinens habenas; Habenifer; Tenens habenas - все это «возчик»  или «держащий поводья».

Иногда встречалось название Arator (Пахарь) и от него - Acator. Почему «Пахарь»? Капелла с Козлятами иногда трактовалась как астеризм «Пахарь с быками».

Бытовала, однако, версия, что козы тут не причем, а название это происходит от Ἄιξ или Ἀιγίς, что означает штормовой ветер: де, гелиакический восход Капелла предвещал такую погоду: это, как пишет Арат мореходам враждебные звезды:

В небе взойдя высоко, не однажды видали Козлята
В бурю попавший корабль, моряков, преисполненных страхом,
И утонувших тела, уносимые волнами моря.

Грекам казалось, что созвездие напоминает растянутую козью шкуру; отсюда «козья тема» в трактовке созвездия. Главная звезда созвездия - Капелла , рядом с ней три небольшие звездочки, называемые «Козлятами». Вообще-то неочевидно, что Козлят и Возничего есть смысл разделять на этом этапе астрономии.

Латинские переводчики название «Козлята»  частенько оставляют как есть, используя слово «Геды» - от латинского «haedus» (козленок):

…А кто доволен только насущным, тем
Совсем не страшен бурного моря шум,
Когда свирепый вихрь нагонит
Гед, восходя, иль Арктур, склоняясь…
 (Гораций, "Оды", книга 3, ода 1, ст. 28)

Часто гоняли меня по волнам тученосные Геды...
(Овидий, "Скорбные элегии")

Для Капеллы с Козлятами латиняне использовали такие варианты перевода с греческого: Custos caprarum, Habens capellas, Habens haedos, Habens hircum. Все это - козы, козлы, козлята и другой мелкий рогатый скот.
По еще более древней легенде, говорится что Возничий служил путеводной звездой для пастухов . Именно по этой причине Капелла иногда упоминается как «Звезда – Коза». Три звездочки образующие треугольник рядом с ней были обозначены как ее дети (козлята).

Арабы. У них также есть две традиции названия: козлиная и извозчичья. Созвездие и его главная звезда назывались Alhaior, Alhaiot, Althaiot, Alhaiset, Alhatod, Alhajot, Alhajoth, Alhojet, Alanac, Alanat, Alioc - и это не полный список. Все это от Al ʽAnz и Al ʽAyyūḳ - пустынный баран (а может быть, просто «звезда» на раннеарабском). Капелла с астеризмом Козлята у арабов имело также собственное название Al ʽInāz (Козы) или Al ʽAnz.
Вторая подборка: Al Dhu al ʽInān, Al Māsik al ʽInān, Al Mumsik al ʽInān – «держатель поводьев».

Т.е опять две темы : повозки и козы.

*

Также древние греки связывали созвездие Возничего с одним из самых старых мифов, дошедших с тех далеких времен, когда жители Афин еще верили в свое происхождение от змеи.

Земля породила Кекропа - человека, у которого вместо ног был длинный змеиный хвост (получеловек-полузмея). Он основал в Аттике город, который по его предложению, боги Олимпа посвятили богине Афине Палладе, и он был назван Афинами.
В Афинах Кекроп построил знаменитый Акрополь и первый храм покровительницы города - богини Афины Паллады и ее отца Зевса. Дочери Кекропа стали первыми жрицами богини Афины.
Кекроп научил афинян делать лук и стрелы, ловить рыбу и строить дома. Он основал государство и был первым царем Аттики. С тех пор афиняне стали называть себя кекропидами - потомками Кекропа.
После смерти Кекропа его преемником стал Эрихтоний, сын Гефеста и Геи. Гефест был богом огня, богом-кузнецом, с которым никто не мог сравниться в кузнечном искусстве.
Тотчас после рождения Эрихтония богиня Афина взяла его под покровительство и перенесла в свое афинское святилище. Там она оставила младенца в ящике, крепко закрыла крышкой и положила туда двух змей, которые должны были охранять его днем и ночью. Своим жрицам - дочерям Кекропа Герсе, Аглавре и Пандросе - она велела присматривать за ящиком, но строго запретила им заглядывать в него. Они не должны были видеть тайно рожденное дитя Геи, у которого вместо ног был змеиный хвост.
Долгое время дочери Кекропа не смели нарушить запрет богини Афины. Но однажды Афина ушла, чтобы перенести один холм и поставить его у Акрополя. Когда она несла этот холм, ворон встретил ее и сказал, что жрицы открыли ящик и нарушили запрет. Объятая яростью, Афина бросила холм, пришла в храм и жестоко наказала своих жриц, отняв у них разум. Обезумевшие, они выбежали из храма, бросились вниз с крутой акропольской скалы и трагически погибли. После этого сама богиня Афина занялась воспитанием Эрихтония. Он вырос стройным и умным, стал царем Аттики и долгие годы управлял афинянами.
Многому научил Эрихтоний жителей Афин, многое им дал, однако одну вещь они любили и ценили больше всего. Он изобрел колесницу, первым запряг в нее коней и первый пронесся на ней, словно вихрь, то всей Аттике. На колеснице он объезжал самые отдаленные уголки своей державы.
 Эрихтоний положил начало и самому древнему празднеству в честь богини Афины - Панафинеям. Не было в Аттике другого такого праздника, как Панафинеи, они отмечались пышно и торжественно каждый год по нескольку дней в месяце Гекатомбайоне (конец июля и начало августа по современному календарю). Торжества начинались ночью факельным шествием, а днем проводились состязания поэтов, певцов и музыкантов. Но больше всего было участников в состязаниях по бегу, борьбе, метанию копья, диска и введенных впервые Эрихтонием гонках на колесницах, в которых с восторгом участвовали и юноши, и взрослые.
 За изобретение колесницы родоначальник всех возничих Эрихтоний был вознесен богами на небо, где он и блестит в виде созвездия Возничего.

*

По другому варианту мифа, разработанному Еврипидом в трагедии "Ипполит", в созвездии Возничего увековечен целомудренный юноша Ипполит.
Федра, жена афинского царя Тесея, безумно влюбилась в своего пасынка Ипполита - красивого, статного юношу, страстного охотника. Как-то вечером, когда Ипполит отправлялся в лес на охоту, Федра остановила его и открыла ему свои чувства, но Ипполит отверг ее любовь. Оскорбленная Федра так возненавидела его, что решила погубить юношу. В слезах она пришла к своему мужу и оклеветала Ипполита, сказав, что он пытался ее обесчестить.
Поверив клевете, царь Тесей обратился с горячей просьбой к властителю морей богу Посейдону погубить его сына за преступные намерения.
Однажды утром, когда Ипполит мчался на своей колеснице по берегу моря, неожиданно из морских глубин появился огромный разъяренный бык, посланный богом Посейдоном. Буйные кони испугались и понеслись, Ипполит выпустил поводья из рук, и колесница разбилась о камни. Так трагически погиб невинный юноша...
Прошло немного времени, и клевета Федры была обнаружена. Боги вознесли Ипполита на небо и превратили его в красивое созвездие Возничего, чтобы оно привлекало взгляды людей и напоминало им о вероломной клевете Федры.

*

Из Пантеона вспомним еще Гефеста. Он, бог ремесленного искусства, сделал и подарил солнечному богу Гелиосу колесницу, на которой, лучезарный, он въезжал на небо. Хотя сам хромоногий Гефест на колесницу не садился, но, по одному из мифов, он заслужил быть запечатленным на небе как Возничий.

Иногда созвездие Возничего также ассоциировалось с Миртилом — также сыном Гефеста, который управлял колесницей Эномая. Эта версия поддерживается изображениями созвездия, в которой редко появляется колесница. Колесница Миртила была разрушена в ходе состязания поклонников за сердце Гипподамии, дочери Эномая. После того, как Миртила убил Пелоп (который при его участии выиграл гонку), Гефест поместил своего сына на небо.

Фаэтон, сын солнечного бога Гелиоса, который упросил отца дать ему поправить огненной колесницей, не удержав коней, едва не погубил всю землю и погиб сам - его тоже видят в этом созвездии.

***

Как бы ни различались мифы о созвездии Возничего, на всех старинных картах и в звездных атласах его изображение остается постоянным: левой рукой он держит двух козлят, а на левом плече у него стоит коза. Действительно, странный возничий! Но надо помнить, что в доантичные времена люди видели в созвездии Возничего пастуха со стадом. И несмотря на то что созвездие было переименовано, древние греки сохранили античный образ пастуха с двумя козлятами. Интересно, что атласах Возничий в основной, извозчичьей ипостаси представлен только в ранних изображениях, где он восседает на колеснице. Иногда это даже просто какая-то телега, в которую впряжены подчас неподходящие животные: волы и даже зебра. Позже о его профессии мы можем догадаться только по вожжам или кнуту в руке. Зато козочка неизменно присутствует на изображениях, вначале скромно восседая на плече, а затем забираясь на спину, на руки, прижимаясь к груди, утыкаясь мордой в самое лицо и вообще всячески отвлекая Возничего от его извозчичьего занятия.

***

В эзотерике Капелла соотносится со стихией огня, планетой Юпитер и планетой Марс в своем позитивном проявлении. Капелла указывает на привязанность к своим «порождениям», будь то дети или творческий продукт и готовности всегда  вступиться за них и оберегать их. Это умение служить идее и самоотверженно жертвовать собой ради действительно вдохновляющей цели. Капелла - служитель идеи, провозвестник высоких идеалов, обладатель всесокрушающей воли. Глубинный оптимизм. Искренность намерений. Сострадание к слабым и их защита, покровительство. По Капелле идет приверженность настоящему и организационный талант, вера в жизнь как в некий порядок, который необходимо поддерживать собственными творческими усилиями, стремление помочь.


Капелла - одна из важнейших звезд в астрологической традиции. В книге Incipit liber Hermetis de 15 stellis tractans et 15 herbis et 15 lapidibus et 15 figuris ("Начало книги Гермеса о 15 неподвижных звездах, 15 растениях, 15 камнях и 15 фигурах"), приписывавшийся Гермесу Трисмегисту, она обозначается специальным  знаком.

Сигил :


В церемониальной магии воззвание к этой звезде подразумевает под собой  потребность реально потрудиться для изменения мира в позитивном контексте. Душа этой звезды тонко чувствует красоту ритуально-обрядовой стороны жизни.
М.Манилий указывает, что в момент восхода Капеллы «рождаются тревожные умы и трепещущие сердца, замирающие при любом шуме и потому покорные. В них также живет желание узнавать неизведанное, как козы ищут свежей травы на неизведанных склонах, и радуются ей, и идут к новым пастбищам».