Канопус, Киль и Арго


А в иллюминаторах тем временем вырастала из галактической бездны центральная звезда Средне-Галактической империи… Ослепляющее, белое с голубоватым оттенком пламя Канопуса высокомерно затмевало свет других солнц....

— Эдмонд Гамильтон, «Возвращение к звездам» (1969)

***

Канопус (α Car / α Carinae / Альфа Киля) — звезда южного полушария, ярчайшая в созвездии Киля и вторая по яркости (после Сириуса и не считая Солнца) звезда на небе с видимым блеском −0,72m. Канопус – это одна из самых ярких и больших звезд, известных человечеству. Она относится к разряду сверхгигантов спектрального класса F. Это желтовато-белый сверхгигант, который расположился на значительном расстоянии от Солнечной системы. Современные астрономические подсчеты указывают на то, что расстояние от Канопуса до Земли составляет примерно 310 световых лет, что равно 2,96 квадриллионам километров. Но даже с такого далекого расстояния звезда Канопус хорошо видна землянам на ночном небе. Согласно каталогу ярчайших звезд ночного неба, данная звезда является вторым самым ярким небесным телом, которое могут наблюдать на ночном небе земляне невооруженным глазом .По астрономическим подсчетам светимость данной звезды превышает светимость Солнца в 15 100 раз, что является огромным астрономическим показателем. Ее диаметр в 33 раза больше диаметра нашего Солнца, а масса Канопуса, примерно, в 9 раз превышает массу главной звезды Солнечной системы. Лучевая скорость излучения Канопуса составляет 21 км/с, что является высоким астрономическим показателем. Температура примерно, 7 350 Кельвинов. Канопус обладает наибольшей светимостью среди всех звёзд в радиусе 700 световых лет от Солнца. Для сравнения, Сириус всего лишь в 22 раза ярче, чем наше Солнце, но он намного ближе к нам, чем Канопус. Для многих звёзд среди ближайших соседей Солнца Канопус является самой яркой звездой на их небосклоне.

Данное небесное светило во все времена играло большую роль в истории, навигации и искусстве. Канопус использовался в северном полушарии как южная полярная звезда. Разумеется, это продолжалось до введения в использование компаса. В наше время найдены другие способы навигации. Огромная яркость звезды сделала ее одной из важнейших путеводных звезд ночного неба. В былые времена Канопус часто так и называли «путеводной звездой».

С древних пор звезда Канопус пользовалась огромным уважением у мореплавателей. Многие из них называли ее «Южной полярной звездой», так как эта звезда указывала им направление в сторону Южного полюса. Сегодня многие мореплаватели-любители и бедные рыбаки Египта, Индии и Мексики также используют Канопус в качестве путеводной звезды.
Звезда Канопус также используется во многих системах астрокоррекции. На ее положение ориентируются многие космические станции при запуске ракет-носителей. Он расположен почти точно в южном полюсе эклиптики; поэтому оптические приборы любой межпланетной станции, движущейся в плоскости эклиптики, всегда видят его в буквальном смысле слова «над головой». Угловое расстояние Канопуса от Солнца, где бы ни находился космический аппарат — вблизи Венеры или за орбитой Юпитера, равно  90°. Поэтому  система оптической ориентации  космического корабля может легко его поймать; достаточно навести на Солнце один оптический датчик и, закрутив космический аппарат вокруг этого направления, ждать, пока Канопус не попадет на ось второго датчика, перпендикулярного  первому. После этого ориентация осей станции становится известной.


Хотя звезда Канопус относится к числу ярчайших звезд ночного неба, вести ее наблюдение можно далеко не во всех уголках мира. Звезда хорошо видна в таких странах как Египет, США, Мексика и Индия, т.е в регионах только ниже 37 параллели Северного полушария. По этой причине, наиболее отчетливо звезду Канопус можно наблюдать в южном полушарии, имеет склонение −52°42′ (2000) и прямое восхождение 06h24.0m.  В таких государствах, как Австралия и Новая Зеландия, данное небесное тело всегда находится высоко над линией горизонта и никогда не исчезает с неба, что является очень удобным для проведения его астрономических наблюдений с Земли.  Канопус находится в 30 градусах к югу от Мирцама (β Большого Пса), и Сириуса. Канопус находится к югу от Кормы, и к западу от Парусов. В свою очередь, к югу от Канопуса находится созвездие Золотой Рыбы и Большое Магелланово Облако.

Наиболее важную роль в исследованиях звезды Канопус сыграл космический спутник «Hipparcos», запущенный на околоземную орбиту 8 августа 1989 года. Именно благодаря этому космическому устройству астрономам удалось определить расстояние до звезды Канопус от Земли, а также изучить многие физические характеристики и свойства этого небесного тела. До получения данных со спутника Hipparcos оценки расстояния до звезды варьировались очень широко: от 96 до 1200 световых лет. Если последняя оценка была бы корректной, то Канопус был бы одной из наиболее ярких звёзд нашей Галактики. По современным данным, расстояние до Канопуса оценивается в 310 световых лет.
Огромную роль в современных научных исследованиях Канопуса играет также знаменитый космический телескоп Хаббл, при помощи которого научным сотрудниками Центра космических полетов имени Годдарда (г. Гринбелт, Мэриленд, США) было собрано множество информации о данном астрономическом объекте.
Сегодня астрономами продолжается активное изучение Канопуса. Кроме того, поскольку звезда Канопус относится к числу самых ярких звезд ночного неба, она по сей день используется в навигации, а также в современном искусстве.

***

Звезда Канопус была открыта еще несколько тысячелетий назад. Первыми ее заметили арабские звездочеты, населяющие страны Африки и Азии. Наибольшее количество упоминаний о Канопусе встречается в древних египетских и индийских текстах.


Возможно, южные народы пользовались такими звездами, как Канопус, с той же целью, с какой северяне пользовались сначала α Большой Медведицы, а потом γ Дракона. Иными словами, встает вопрос, не выполняли ли крайние северные и южные звезды функцию предвозвестников рассвета круглый год после введения культа, в котором использовалось какое то конкретное время. Например, Канопус предвещал осеннее равноденствие за 6—5 тысяч лет до н. э.; но вполне естественно предположить, вскоре стало бы ясно, что он вполне пригоден для ночных часов во все времена года, когда он виден в небе; то же самое относится и к северной звезде γ Дракона.


По одной из версий, происхождение названия «Канопус» связанно с древнегреческой мифологией и именем легендарного греческого мореплавателя – Канопа, который служил во флоте царя Менелая и участвовал в штурме Трои. Каноп (Каноб, др.-греч. Κάνωβος или Κάνωπος) — персонаж древнегреческой мифологии. Кормчий Менелая, легендарного героя гомеровского эпоса «Илиада», мужа Елены. Умер в Египте, его именем назван город Каноб (Каноп) и остров, омываемый Нилом. Согласно Гекатею, на Фаросе был храм Канопа. Царь Менелай якобы воздвиг ему памятник и назвал город в его честь. Существует версия, что сам Менелай был родом из Каноба.
Менелай - это одна из центральных фигур гомеровского эпоса — муж женщины, из-за которой началась троянская война, и, более того, — человек, который сделал все, чтобы эта война состоялась. Однако никто и никогда не упрекал его за это. Менелай действовал в соответствии с международным правом и законами мужской чести, к тому же он сделал все возможное, чтобы сначала решить вопрос мирным путем. В троянской войне он был одним из лучших бойцов. Не менее мужественно боролся он и с судьбой. Его верным кормчим и был Каноп.

В китайской мифологии с Канопусом связывается фигура Шоу-син (кит. 壽星, или 南极老人 или яп. 南極老人 — «Нань-цзи лао-жэнь» — Старец Южного полюса) — божество долголетия в китайской мифологии, также даосское олицетворение звезды Канопус, самой яркой в созвездии Киля («Нань-доу» — Южный ковш). На рисунках, имеющих хождение в народе (няньхуа) его располагают рядом с прочими звёздными духами — Лу-сином (богом карьеры) и Фу-сином (богом счастья). Звезду Канопус редко можно разглядеть в Северном Китае, так как она восходит низко от горизонта и имеет красноватый оттенок. Поскольку красный цвет, согласно древним представлениям местных астрологов, является символом счастья и долголетия, то появление этой звезды является добрым знаком, предвещающим долгоденствие государю и благополучие стране, а её отсутствие на небосводе — бедствия и войны.


Шоу-син часто изображается в китайских картинах, как старик с длинной белой бородой и вытянутым кверху черепом, рядом со стоящим оленем (символ карьеры и жалования). Как правило он держит в одной руке посох, к которому привязаны тыква-горлянка (символ процветания потомства) и бумажный свиток (символ долголетия), в другой руке Шоу-сина — персик (ещё один символ долголетия). Этот стиль изображения связан с историей императора из династии Северная Сун, который пригласил подобного старца с улицы, а потом посчитал этот поступок причиной своего долголетия.
Почитание Шоу-сина было широко распространено у простого народа, ему молились о долгой жизни, издавна имелись посвящённые Шоу-сину храмы. Помимо Китая культ Шоу-сина распространён в Японии, Корее и Вьетнаме.


Семитская версия. Якобы восходит к трёхсогласному корню G(C)-N-B (Gimmel-Nun-Beth), озвучившимуся греками как «Канопус». Корень этот называет воровство и разбой: "ганав" (גנב -- воровал, вор), "гнива" (גניבה -- воровство), что описывать (характеризовать) эту звезду не может. Зато другой ивритский корень полностью эту звезду описывает : "Канаф" (כנף) – это окружать, быть вокруг (to curround). Буквальное значение названия "Каноп" – окружающая, двигающаяся по кругу. (Буква пэй в иврите имеет два звучания: п и ф). Это название было дано звезде кем-то, кто мог наблюдать её незаходящий круговорот на юге Австралии. Другие значения ивритского слова "канаф": крыло; конец, предел, край, граница, ограда. Эти значения дают возможность понять, почему название Каноп было дано городу в западной части нильской дельты в Египте и почему так же называли Нижний Египет и даже Египет в целом.

Египетская версия происхождения названия Канопус оказывается самой правдоподобной.

Канопус, также Каноб или Канопа — город в Древнем Египте, в западной части дельты Нила. По свидетельству Страбона, город находился в 19 км к востоку от Александрии, у устья самого западного рукава Нила (Канобского). До основания Александрии был главным центром египетской торговли с греками, которые производили имя города от легендарного кормчего причалившего сюда Менелая (отсюда позднейшее название нома (др.-греч. Μενελαίτης) и епархии Менелаиты), и связывали с городом множество сказаний. Жители его были известны своей любовью к роскоши, особенно проявлявшейся в большие праздники. В городе находился храм Сараписа, окруженный большим почетом и производящий такие исцеления, что даже самые уважаемые люди верили в его целительную силу и либо сами спали там для своей пользы, либо заставляли спать других. Некоторые записывали случаи излечения, другие же — высокие достоинства здешних оракулов. Но прежде всего удивительное зрелище представляла толпа людей, спускающаяся вниз по каналу из Александрии на всенародные празднества. Ибо каждый день и каждую ночь народ собирался толпами на лодках, играл на флейтах и предавался необузданным пляскам с крайней распущенностью, как мужчины, так и женщины; в веселии участвовали и жители самого Каноба, которые содержали расположенные на канале гостиницы, приспособленные для отдыха и увеселений подобного рода.
Возможно, здесь  вел свои наблюдения Птолемей.

Судьба Канопа была весьма драматична: по версии некоторых ученых (окончательно до сих пор не ясно, что именно послужило причиной гибели прекрасного города), одно из частых на Средиземноморском побережье землетрясений не пощадило город, в результате чего около VIII в. н.э он был разрушен и полностью ушел под воду (в наши дни от прежде великолепного города остались лишь небольшие архитектурные фрагменты).

Интересно, что на вилле императора Адриана в Тиволи сохранилось сооружение, носящее название «Каноп»: оно представляет собой развалины маленького храма, посвященного Антиною-Серапису, который располагался в конце вытянутого бассейна, окруженного коринфской колоннадой. Таким образом император создал у себя на вилле памятник своему фавориту Антиною, также нашедшему смерть в водах Нила. Тибуртинский Каноп представляет собой длинную уставленную статуями аллею, посредине которой вырыт канал и символически несет в себе «настроение» египетского Канопа. Тут были найдены статуи, в том числе нильский крокодил, некогда служивший фонтаном, а также закопанные в землю половинки гигантских амфор. В таких полуамфорах античные садовники размещали деревья и кустарники — так что вокруг Канопа почти наверняка шелестел лес экзотических растений, напоминавший Адриану о его странствиях. Эта репутация Канопа, по крайней мере в той части, что касалась разврата, римлянам была хорошо известна. Сатирик Ювенал, оплакивая падение римских нравов в своей женоненавистнической шестой сатире (с ее знаменитой строчкой «кто будет сторожить самих сторожей», quis custodiet ipsos custodes), рассказывает о развратной римской даме, бежавшей с любовником в Египет, и издевательски замечает, что даже «Каноп осудил развращенные нравы Римской столицы».

Еще одна египетская версия. Выражение Kahi Nub означает «золотая земля» (по Аллену), что, вероятно, связано с особенностями наблюдения Канопуса: вследствие большого южного склонения звезда может наблюдаться только низко над горизонтом и часто окрашивается приземными слоями атмосферы в красный цвет. Канопус всегда был связан с золотом и свинцом - двумя символами алхимии, где работа алхимика заключалась в превращении свинца в золото. Иделер, соглашаясь с такой трактовкой, полагает, что те же слова лежат в основе и других наименований Канопуса — таких, как Вазн (Вес) и Хадар (Земля) в арабском языке, а также более редких Пондеросус и Террестрис. Что именно дало повод для подобных наименований — сказать трудно, но можно допустить, что причиной явилась большая яркость звезды и ее близость к горизонту. Не случайно Эратосфен называл Канопус Перигеем («Околоземным»).

У египтян Каноп также связывался с психопомпом. В этом ракурсе образ ладьи, корабля, приобретает конкретный смысл: любой древний египтянин знал о том, как плавают по реке. Они понимали, какие опасности приходится преодолевать моряку, в особенности когда речь шла о дальнем плавании. И, конечно, они думали о тех трудностях и страхах, которые, несомненно, будет переживать душа во время странствий через Дуат, направляясь на встречу с богами.
Древние египтяне изображали эту ладью на небе в виде созвездия, которое называлось «Арго». В Древнем Египте созвездие Корабль Арго ассоциировалось с лодкой бога Осириса (егип. Весир, Усир), плывущей по Нилу, который в свою очередь был земным символом Млечного Пути, нашей галактики. А сама звезда Сухаил ассоциировалась с богом Осирисом. Поэтому символически звезда Сухаил (и есть Канопус) - это звезда Осириса.
В середине XVIII в. французский астроном Лакайль разделил созвездие «Арго» на три части: Киль, Корма, Паруса. Буквенные обозначения звезд остались прежними: б, в, е, з  Арго - б, в, е, з Киля; г, д  Арго - г, д Парусов и ж Кормы.), при этом кормчим выступала звезда Канопус - б Киля, вторая звезда по яркости после Сириуса, а для древних египтян еще и южная полярная звезда. Поскольку «Книга мертвых» представляла собой карту, или «путеводитель», для путешествия через Дуат, следовательно, и само Царство мертвых должно было обозначаться на этой карте. Его должен был видеть кормчий (Канопус), который перевозил души умерших в загробный мир. В папирусе Ну, датируемом временами XVIII династии, действительно говорится о том, что оригинальный текст находится в храме Священной Ладьи . Можно ли этим объяснить тот факт, что близ Великой пирамиды найден причал для гигантской ладьи? Более того, поскольку мы знаем, что Тексты пирамид были начертаны на их стенах, не олицетворяли ли они определенное приспособление (ту же ладью), которое направляло фараона во время его восхождения на небеса?
Плутарх также сопоставляет Канопа с кормчим корабля Осириса.

*

Помимо своего официального наименования, данное небесное тело имеет и ряд других названий: указанный выше Сухаил или Сухейл, Альсахл, Птолемеон. Канопус также это Педалион, или Руль, как его называли виднейшие астрономы доптолемеевской эпохи Арат, Евдокс и Гиппарх.
Обратим внимание на тот факт, что и город, и звезда названы по имени одного и того же человека, и этот человек был кормчим микенского флота, стоявшим у руля флагманского корабля. Еще раз и звезда, и город оказываются связанными с рулем, а «Руль» — одно из названий этой звезды.

Древние корабли имели рули с каждой стороны кормы, на одном из таких рулей обычно изображают нашу звезду, в отличие от современных карт, где она располагается на ряде весел.

В Альфонсинских таблицах Канопус именуется Сухел Пондероссус («Для персов слово «Сухейл» означало «мудрость»; существовало, к примеру, выражение Сухел Сириус…»); одна из средневековых хроник называет его Сихил Пондероса — что является переводом арабского «Аль-Сухейл аль-Вазн».

Сухейль и Альсахл. Оба названия из иврита посредством арабского. Надо отметить, что словом "Суха" арабский язык называет малозаметную (тусклую) звезду в созвездии Малой медведицы. Но это название от другого корня и не имеет отношения к Канопусу. Арабское же "sahha, sahhiqa" – это "недосягаемое, крайний предел; далёкий, дальний, крайний, простирающийся на большие расстояния". Образовано от ивритского "сага" (שגה -- произрастать, расти, вырастать, выращивать; возрастание, рост). Однокоренные слова в иврите: "сагуй" (שגוי -- большой, крупный); "hасэг" (השג -- достижение, успех, выполнение, деяние, achivement; простирающийся, протягивать, дотягиваться, достигать). Буквальное значение названий Сухейл(ь) и Альсахл – предельно дальняя или предельно большая (пространная).


Кроме обычного и общепринятого название Suhail у арабов, у западных народов оно превратилось в Suhel, Suhil, Suhilon, Sohayl, Shoel, Sohil, и Soheil, Sahil, Sihel, и Sihil; все они, согласно Буттману, от Al Sahl, Равнина.


Это слово также использовалось в Аравии как личный титул и, как утверждает Делич, символизирует блеск, славу и красоту, и даже в наше время, среди кочевников, применяется при описании человеческой красоты.

Другое раннее название, встречающееся, впрочем, редко, было Al Fal, Верблюд. Аллюзии, встречающиеся во все века, показывают, что это была одна из наиболее важных звезд, особенно в пустыне. Там ее особенно ценили, она вошла во многие арабские пословицы, их предания и суеверия, ей придавалось умение придавать цвет драгоценным камням и излечивать от болезней. Ее гелиакический восход до сих пор используется в их календаре, обозначая время созревания плодов и окончания жаркого периода; с ней связывался период отлучения верблюжат от верблюдиц, на что указывает Томас Мур в своих Evenings in Greece (Греческие вечера):
 
   Верблюд уснул - молодой, словно только отнятый от верблюдицы,
   Когда взошла последняя звезда Канопуса.

Канопусу поклонялись в племени Тай, до сих пор, вероятно, живущих в дикости в Батавии; в этой связи Карлейль пишет в своем труде Heroes and Hero Worship (Герои и почитание героев):

Канопус, сияющий в высоте над пустыней своим синим алмазным блеском, этим диким синим, как бы одухотворенным, блеском, гораздо более ярким, чем тот, какой мы знаем в наших странах, проникал в самое сердце дикого измаильтянина, для которого он служил путеводной звездой в безбрежной пустыне. Его дикому сердцу, вмещавшему в себя все чувства, но не знавшему еще ни одного слова для выражения их, этот Канопус должен был казаться маленьким глазом, глядящим на него из глубины самой вечности и открывающим ему внутренний блеск.
Разве мы не можем понять, каким образом эти люди почитали Канопус, как они стали так называемыми сабеитами, почитателями звезд?
Разве божество не говорит также и нашему уму в каждой звезде, в каждой былинке, если только мы откроем свои глаза и свою душу?
Наше почитание не имеет теперь такого характера, но не считается разве до сих пор особым даром, признаком того, что мы называем "поэтической натурой"; способность видеть в каждом предмете его божественную красоту, видеть, насколько каждый предмет действительно представляет до сих пор "окно, через которое мы можем заглянуть в самую бесконечность"?

Мур пишет в Лалле-Рук:
 
   Звезда Египта гордо светит,
   Никогда не озаряя своими лучами тех,
   Кто живет на Белых островах на Западе;
 
....и снова, далее, в той же поэме, указывает на нее как на причину неизменной бодрости жителей Зингиана. И, поскольку созвездие на берегах Нила ассоциировалось с великим богом Осирисом, эта яркая звезда стала Star of Osiris (Звездой Осириса); позже, впрочем, Капелла и комментатор Германикуса называют ее Ptolemaeon и Ptolemaeus, в честь великого царя Египта Птолемея Лагоса; иногда ее именуют Subilon.
В Авесте упоминается как "гонящая воды вперед" - регулирующая приливы .

С 6-го века она именовалась звездой Святой Екатерины, указывающей путь греческим и русским паломников к ее монастырю и храму на горе Синай, по дороге из сектора Газа, месте их высадки.
В ранней немецкой астрономической книге встречается название Schif-stern, или Корабль-звезда.
С Ахернаром и Фомальгаутом, звездами в Эридане и Южной Рыбе соответственно, составляет Tre Facelle (Три факела) из Чистилища Данте, символизирующих Веру, Надежду и Милосердие, -
 
   Три этих ярких света,
   Зажегшие вкруг остья небосвод.

Гиппарх обычно наблюдал ее на Родосе, на широте 36®30; а до него, Посидоний5 Александрийский, примерно в середине 3-го века до нашей эры, использовал его в своих попытках измерить величину градуса земной поверхности по линии между этим городом и Родосом, делая свою наблюдения со старой обсерватории Евдокса Книдского в азийской Карии, - возможно, самая первая попытка геодезических измерений, так как эта обсерватория первой упоминается в античные времена. Манилий, в стихотворной форме, следует по его стопам, используя вдобавок Медведицу, чтобы доказать сферичность Земли.

Канопус настолько ярок, что наблюдатели в Чили, в 1861 году, посчитали его более ярким чем Сириус; а Теннисон, в его Dream of Fair Women, приводит такое сравнение его блеска, вкладываю в уста Клеопатры следующие слова, - светильники, чей свет был подобен сиянию Канопуса.


Еще одно значение арабского сухайл - "плоскость (весла)".

***



Итак, астрономы называют  звезду  Канопус - Альфой Киля (α Car / α Carinae), так как она является главной и самой яркой звездой созвездия Киль, которое раньше было часто одного большого созвездия «Арго».
Киль (лат. Carina, Car) — созвездие южного полушария неба. Занимает на небе площадь в 494,2 квадратного градуса, содержит 206 звёзд, видимых невооружённым глазом. Ясной и безлунной ночью в нем можно различить невооруженным глазом около ста звезд. Однако это слабые звезды, находящиеся приблизительно на границе видимости невооруженным глазом. Расположены они беспорядочно и не образуют никакой отчетливой геометрической фигуры.
Киль содержит в своем составе интересные астеризмы – парочку Крестов: Бриллиантовый и Ложный, а также несколько довольно ярких и привлекательных для изучения туманностей, и галактик. Среди последних – Южные Плеяды и Бриллиантовое скопление, которые можно наблюдать без помощи оптики. Киль находится в окружении таких созвездий, как Летучая Рыба, Центавр, Хамелеон, Муха, Корма, Парус и Живописец.
Чтобы его отыскать, надо обнаружить участок неба, который раньше назывался Корабль Арго, и в нижней части которого находится искомое созвездие. Узнать его можно естественно по самой яркой звезде южных широт – Канопусу. Дополнительными ориентирами для обнаружения созвездия служат похожие на правильные ромбы Бриллиантовый и Ложный Кресты, которые не надо путать с Южным, находящимся еще южнее. Созвездие известно именно этими двумя астеризмами. Бриллиантовый Крест, который состоит из четырех довольно ярких звезд, образующих на небосводе ромб, практически правильной формы. На его вершинах расположились бета, тета, ипсилон и омега Киля. Второй – Ложный Крест – расположился на границе с Парусами и включает по два светила из каждого созвездия. Оба астеризма имеют большое сходство с Южным Крестом, что неоднократно приводило к навигационным ошибкам мореплавателей, впервые пересекавших экватор.

Немного об Арго.....

Изначально созвездие Корабль «Арго» было связано с древнегреческим мифом о походе аргонавтов за золотым руном под предводительством Ясона. Впоследствии богиня Гера превратила Корабль «Арго» в созвездие и оставила его на небе как напоминание о блестящем походе самых прославленных героев Греции в далекую Колхиду. Паруса - часть древнего большого созвездия Корабль Арго, безбедно существовавшего аж с античной древности до середины XVIII века, что-то около двух тысячелетий, пока с ним не расправился французский астроном Лакайль. Он расчленил заслуженное созвездие на кусочки - Киль, Корму и Паруса.

Констелляция Киль как часть старого созвездия Арго :




Для начала в 1754 году Лакайль предложил новое созвездие Компас около Арго. Пока он не посягал на Арго: Компас был составлен из звезд, не входящих в состав Корабля. Однако неугомонному французу этого показалось мало: через два года, в 1756 году он разделил Корабль Арго на четыре части, три созвездия: Киль, Паруса и Корму (рядом к ним добавил Мачту) и опубликовал их звезды в своем каталоге неба. Вероятно, он считал такое большое созвездие как Корабль Арго необъятным для умов астрономов - заблудиться можно. 
Надо, впрочем, признать, что Лакайль никогда не иллюстрировал эти четыре созвездия: на его планисферах 1756 и 1763 годов изображается целый корабль с единым названием. Впервые три созвездия Лакайля (без Мачты) изобразил на планисфере 1764 года французский картограф Дидье Робер-де-Вогонди.
В атласах созвездие «Корабль Арго»  традиционно изображалось не полностью - отсутствует нос корабля. Это имеет обоснование в классических описаниях созвездия, но первая причина все же неясна. Предполагается, что нос Арго запятнан кровью Ясона, погибшего под его обломками, и потому не может оказаться на небе. Чтобы решить ситуацию композиционно, картографы часто погружали переднюю часть корабля в туман или облака, как это видно например на данной картинке :


По другой версии, эта потеря носа произошла: когда Арго проходил через Босфор, в котором сходятся движущиеся скалы - Симплегады, Cyanean или Planctae Rocks - скалы в устье Эвксинского моря.

   Рядом с хвостом великого Пса Арго совершает
   Путь свой кормою вперед. Движенье ее необычно:
   Носом назад несется она, как и вправду бывает,
   Судно когда моряки, корму развернувши, к причалу
   Гонят, и каждый из них корабль толкает, покуда
   Берега он наконец кормовой стороной не зацепит, --
   Так, кормою вперед, Арго ясонова мчится....

И далее Арат пишет:
 
   Вслед за собой возносит корму Арго многозвездной
   И восстает над Землей корабль усеченный по мачту…..

.....и чаще всего именно в таком виде он и предстает перед нами у различных художников и писателей. В Таблицах Альфонсо мы видим целиковый двухмачтовый корабль с веслами, а у Любинецкого, в Theatrum Cometicum (1667), как трехмачтовый, с рядами портов и парусами, полными ветра.

У римлян он всегда назывался Argo и Navis, Витрувий [IX.5.2] пишет Navis quae nominatur Argo; Цицерон именует его Argolica Navis и Argolica Puppis; Германикус - Argoa Puppis; Проперций, элегический поэт I века до н.э., Iasonia Carina [II.24b]; Овидий, Pagasaea Carina [Мет. XIII.24] и Pagasaea Puppis [Мет. VII.1], от морского порта в Фессалии, где он был построен; Манилий - Ratis Heroum, Плот Героев, Pagasaea что ныне плывет среди звезд, и др. Navis Jasonis, или Osiridis, Celox Jasonis, Carina Argoa, Argo Ratis, и Navigium Praedatorium, Пиратский Корабль. Нечто схожее являет собой Currus Maris, Морская Колесница, Currus Volitans Катулла, который говорит, что в Египте он именовался Vehiculum Lunae.
Также был известен как Equus Neptunius; еще Птолемей утверждал, что его называли Horse жители Азании, современной Ажании, на северо-восточном побережье Африки, к югу от мыса Гвардафуй.
У арабов используется названия Al Safnah, Корабль, и Markab, нечто, на чем перемещаются, что два или три столетия назад в Европе было переведено как Alsephina и Merkeb.
Библейская школа, конечно же, именует его Ноевым Ковчегом, Noah's Ark, Arca Noachi, или Archa Noae, как это указывает Байер; Иаков Брайант, английский мифолог прошлого столетия, также производит его от истории Ноя. Как кажется, в 17 столетии Ark было весьма популярным названием созвездия.


Интересно, но Павсаний, в частности, упоминает явившегося в Дельфы «Геракла из Канопуса», предтечу греческого Геракла (который был родом из Тиринфа). Небезынтересно, что эллины считали первого Геракла египтянином. Дельфийский оракул даже отдавал египетскому Гераклу явное предпочтение перед его греческим собратом. А согласно наиболее древним версиям эпоса об аргонавтах, их предводителем был именно Геракл, а не Ясон. Специалисты согласны, что у Гильгамеша и Геракла много общего и первый, скорее всего, является прообразом второго.

Еще раз стоит вернуться к Египту, потому как здесь все не так просто и требует пояснений.  
Некоторые исследователи предполагают египетское происхождение созвездия Арго, так как представление о небесных судах характерно именно для древних египтян, а не греков. Судно же, которое эллины называют Арго и которое является образом корабля Осириса, якобы почетно помещено среди звезд и не далеко отстоит от созвездий Ориона и Пса, почему египтяне и считают, что первое посвящено Гору, а второе — Исиде. Кормчий Арго - как воплощение в звезде Канопус является спутником Осириса и возможно даже соотносится с ним. Иначе по какой причине, фигуры Осириса прописывались через двойное имя ? 

Осирис-Канопус, мрамор, 1-го 2-го века нашей эры :


Осирис-Канопус. Ватикан, Григорианский Египетский музей :


Именно в городе Каноб был построен знаменитый Серапеум - храм, посвящённый богу Серапису. Сераписа изображали как греческого бога, но с египетской атрибутикой, сочетавшей в себе иконографию многих культов, символизирующих изобилие и воскрешение. В римский период он стал не только покровителем Александрии, но и божеством врачевателем, способным решать вопросы жизни и смерти. У него можно было не только получить предсказание, но и обратиться с просьбой о повышении по службе. Это привело к тому, что Серапис стал восприниматься не просто как верховное, а как высшее трансцендентное божество, к которому можно обратиться с любой просьбой.
Имя Серапис состоит из двух: Осирис и Апис. По сути, Канопус - это и есть звезда Осириса, умирающего и воскресающего бога. А Апис - это имя священного чёрного быка с небольшими белыми пятнами, символа Осириса. Кстати, Осирис изображался чёрнокожим, или с телом зелёного цвета, что являлось символом плодородия и жизни в древности. Индусский аналог Осириса Кришна - также тёмнокожий. Так что кормчий царя Менелая - символический персонаж. Скорее всего он символизировал самого Осириса (звезда Сухаил - Канопус), плывущего на своей ладье (Корабль Арго) по ночному небу вдоль Нила (Млечный Путь).


Интересно, что в греко-римский период культ героя Канопа, связанный с культами Осириса и Нила, приобрел заметную популярность, и его кувшинообразные «идолы» вывозили из Египта в Италию и Грецию. Антиквары XVIII в. называли кувшинообразные изображения Канопа и сосуды для внутренностей фараонов «канопами», возможно, не только из-за их некоторого внешнего сходства, но и потому, что впервые подобные сосуды были обнаружены в г. Канопе.
Локьер и Аллен утверждают, что египтяне высоко ценили звезду Канопус, особенно в южной части Египта. Кроме того, они утверждают, что эта звезда была связана и с Богом Нила - Осирисом в его форме Хапи,  - египетский аналог Эа, или Энки. Т.е возможно что Канопус связан с шумерским городом Эриду, первый город Энки. Энки, как и Осирис, был Богом Преисподней, Бездны.
Тот же Сэр Норман Локьер в монографии «Утро астрономии» отмечает, что многие древнеегипетские храмы были ориентированы на точку восхода КанопусаОни ограничиваются Верхним Египтом и относятся ко времени до 6000 года до н.э.



Доп. инфу читать здесь : http://philipcoppens.com/canopus_art1.html

Аллен замечает, что индийцы называли Канопус как «Агастья» — по имени одного из риши, божественного мудреца, который был рулевым ковчега Аргха. Опять тот же образ, что и в Средиземноморье!

В другом источнике (Ричард Аллен "Наименование звезд и их значение" ) я нашел такую версию :


В египетской мифологии рассказывается, что Арго - это был ковчег, в котором Исида и Осирис спаслись во время Всемирного потопа; у индусов он выполнял ту же роль для Иши и Ишвары. Согласно их древней традиции, ими был сделан корабль Аргхо для их солнечного путешествия, которым управлял Агастья, звезда Канопус. В санскритском аргхо мы можем видеть наше название, но Линдсей производит Арго от arek, семитского слова, использовавшегося финикийцами и означавшем "длинный", поскольку этот первый корабль был одновременно и самым большим.

***


В своей книги «Утро астрономии» Локьер также ставит акцент на двух различных астрономических «школах» древнего Египта : северной и южной.  Звезда Канопус служила «инструментарием» в культах южных школ. Соответствия :

Южные боги и богини

Осирис = бог луны
Хнум = бог солнца, осеннее равноденствие
Хонсу = Канопус, осеннее равноденствие, предвозвестник
Амон-Ра Соединенный бог севера и юга, появившийся около 3700 года до н. э.
Есть явные свидетельства того, что культы Осириса, Хора,Хатхор, Хнума, Амона-Ра и Хонсу пришли с юга.

Из книги Локьера :

"Хнум был первым солнечным богом Южного Египта. Осирис -  бог луны. Еще нужно иметь в виду, что замысловатый головной убор с козьими рогами присутствует на изображениях Тота, Хнума и Осириса.Позднее он, безусловно, стал солнечным богом, но это должно было случиться, если пришельцы с юга (южная школа) сначала поклонялись луне. Далее, если даже в поздние времена он олицетворял и солнце и луну, как, разумеется, оно и было на самом деле, то маловероятно, что это было так с самого начала. Все его особые знаки говорят о нем как о боге луны; в мифе Исиды и Осириса он определенно предстает как бог луны, так как его разрубают на 14 частей, то есть 14 дней убывающей луны. Итак, нетрудно понять, как лунный бог эволюционировал в солнечного. Однако противоположное практически немыслимо; к тому же мы знаем, что в Египте этого не случилось; солнечные атрибуты со временем закрепились.
Египетские божественные династии следуют друг за другом в таком порядке: Атум, Ра, Шу, Геб, Осирис, Сет, Хор. Мы видим, что Осирис предшествует Сету, и подходим к заключению, что в Осирисе мы имеем дело с луной, так как боги солнца Атум и Ра возглавляют список. Кроме того, культ Сета не уничтожил культ солнца, ибо Ра в конце концов приобрел верховную власть. Значит, мы должны сказать, что южный бог солнца Хор, сын Осириса, был сыном бога луны, и тогда просто необходимо спросить, встречалось ли такое у других древних народов. Профессор Сейс отвечает: «В государственной религии Халдеи бог солнца был сыном бога луны. Такое верование могло возникнуть только там, где бог луны был верховным богом… У семитов же бог солнца был повелителем и отцом богов».Если в таком случае, зная об этом прецеденте, мы признаем Осириса богом луны у южного народа, тогда нет сомнений, что первым богом солнца был Хнум, а первым богом южной звезды — звезды, которая предвещала восход солнца в осеннее равноденствие, — Хонсу (Канопус)."

Хонсу — египетский бог, почитавшийся в Фивах как сын Амона и Мут или Себека и Хатхор, вместе с которыми составлял фиванскую триаду богов, божество луны. Последнее сблизило его с Тотом уже во время Среднего царства, когда он иногда именовался писцом правды (впоследствии часто встречается сложное божество Хонсу-Тот). Хонсу иногда сопоставлялся с другим божеством — сыном Шу. Это дало повод для сближения с его греческим Гераклом (возможным более древним управителем Арго !). Различались две формы Хонсу: Неферхотеп («Прекрасный милостью») и Ар-сехру («Управитель»). Хонсу также считался богом-целителем; до нас дошла сказка о чуде его статуи, якобы совершенном в Месопотамии над бесноватой дочерью царя (так называемая надпись о Бентрешт). В Фивах находился большой храм Хонсу между храмом Амона и Мут; его весьма чтили и украшали Рамессиды, а также цари XXI и XXVI династии; от этого времени на стенах сохранились гимны в честь Хонсу. Он изображался в виде человека с лунным серпом и диском на голове, а также с головой кобчика и с теми же лунными признаками.

Далее из книги Локьера :

"Приблизительно 6400 г. до н.э.  Волна пришельцев с юга с Осирисом, Тотом, Хонсу  - богами луны и Хнумом — богом солнца спускается вниз по Нилу. Они находят туземцев, которые поклоняются Ра и Атуму. Возможно, у тех был всего лишь культ зари и сумерек. Культ луны включается в местный, и возникает божественная династия Осириса. Пришельцы приносят с собой 360-дневный лунный год, и возникает египетский календарь с началом года в 1-й день месяца тота. Они строят храмы в Амаде, Семне, на Филэ, в Эдфу и,вероятно, в Абидосе. Все эти храмы, по-видимому,были храмами Осириса, потому что бог луны Осирис был верховным божеством, и использовались для определения места солнца в осеннее равноденствие, так как в осеннее равноденствие, видимо, начинался их лунный год.
Приблизительно 5400 г. до н.э . Основывается божественная династия Сета, и, вероятно, возникают религиозные конфликты между сторонниками нового северного культа и южными лунопоклонниками.Возможно, что либо этот народ пришел из Северной Вавилонии, либо он в то же время вторгся и в Северную Вавилонию. Южный народ к этому времени уже поклонялся солнцу, и Осирис уже означал и солнце и луну. Северо-восточный народ побежден, происходит слияние исконного и южного культов. Северо-восточный народ отходит на второй план, но Сет остается, а богом мертвых становится Анубис, которого вскоре сменяет Осирис, когда к власти приходят южные жрецы."


Вот так все не просто и однозначно, но кое какие параллели провести можно.


Итак, символизм Канопуса – это кормчий или кормщик иначе «рулевой» или «правитель». Устаревшее производное от слова корма. Обозначает человека, стоящего «у руля», ведь на морских судах в корме находится штурвал для управления судном. Значение слова «кормчий» включает не только управление рулем (выдерживание курса), но и управление кораблем (судном) вообще. Кормчий был специалистом в навигации, выборе пути, лоцманской проводке, ветрах и течениях, глубинах, местных условиях, одним словом — морской практике. Аналогом кормчего в Испании XV века был «маэстре» (исп. Maestre). Сама принадлежность Канопуса к констелляции КИЛЬ, а киль — это нижняя балка или балки, проходящие посередине днища  судна от носовой до кормовой его оконечности, и служащие для обеспечения прочности корпуса судна, указывает на стабилизацию и непоколебимость.
Отсюда и такое понятие как «великий кормчий». Первоисточник — христианская литература: Иоанн Златоуст (рубеж IV—V вв.) в своем сочинении «Беседы на книгу Бытия» «великим Кормчим» называет Бога.  Например «Кормчий» в переводе с архаичного русского языка — человек, сидящий на корме судна и управляющий им при помощи кормила — руля. Отсюда же устойчивая метафора — «кормило власти». Соответственно «стоять у кормила власти» — быть во главе управления страной, единолично управлять ею. Но подобное описание имеет глубокие дохристианские аналогии.

Также Канопус так или иначен связан с лунными божествами, хтоническими : Осирисом и Хонсу.

Есть множество данных, полученных из храмов, которые доказывают, что восходу солнца в осеннее равноденствие тоже предшествовал восход звезд и даже в более древние времена: сначала Канопуса, потом α Центавра. Т.е это период сбора урожая. Жатвы.
Например культ того же Осириса —   богом возрождения, царем загробного мира в древнеегипетской мифологии и судьей душ усопших, умирающего и воскресающего бога производящих сил природы, Нила, быка, луны. Миф о смерти и воскрешении Осириса был связан с годовым сельскохозяйственным циклом. Похороны Осириса символизировали сеяние зерна, его воскрешение — появление всходов, убийство Осириса — срезание колосьев во время жатвы.


Интересно также заметить, что вообще многие культуры, включая мифологию некоторых коренных американских племен, считали эту Южную Полярную звезду движущейся на север и описывали это как время конца мира. Поэтому звезда Канопус приобрела связь с концепцией времени. Отсюда и определенные аналогии с более поздним античным Кроном например (Сатурн в Риме), как и божеством жатвы, так и божеством определяющим время и сезоны. Присутствуют определенные аналогии и с парой Плутон - Харон.

***

В эзотерике Канопус – это сложный мэш-ап стихий земли, воды и огня. Вероятнее всего, природа Канопуса одновременно соотносится с Сатурном, Юпитером, Плутон/Хароном и возможно Луной. Птолемей говорит, что эта звезда напоминает Сатурн и Юпитер. В любом случае, видимо, это самая нетривиальная по своей природе звезда, тем более, сходная с королевскими звездами Персии, так как она связана с успехом, но также с возмездием, требующим очень большого контроля. Канопус говорит о большом потенциале для лидерства или о прокладывании новых путей. В то же время она будет приносить с собой внутреннюю борьбу, связанную с господством и контролем, которая может разрушить ту самую работу, которую надо осуществить.
По Канопусу идет жажда перемещения, путешествий и вечного движения. Она акцентирует темы «трансформации в пути», когда вдали от дома человек остается внутри себя «один на один», растет и совершенствуется. Это подобно смерти прошлого и началу чего то нового. Это и готовность оставить позади печали и направиться к новым жизненным берегам, даже если перемены не внушают особого энтузиазма и есть некоторые сомнения относительно выбранного направления. Все равно мы начинаем движение к новым жизненным ориентирам – по доброй воле или вынуждаемые обстоятельствами. По Канопусу идет необходимость самостоятельно идти выбранным путем. Это темы о разделении (и в какой-то степени – освобождении), о смене ориентиров и понимании того, что надо сосредоточиться на позитивных перспективах такого решения, мобилизовать все душевные силы, внешне и внутренне успокоиться и открыться новым жизненным урокам.  
«Новый берег» не обязательно означает физическое перемещение откуда-то куда-то; это может быть открытие чего-то нового в самом себе, перемена душевных ориентиров, усвоение новых правил игры, новых норм жизни, новых ценностей, или знакомство с другими культурами и религиями. Определенная опасность этой звезды заключается в ее неоднозначности : и тебе путешествия во всех их проявлениях, и слава и почет благодаря новому опыту и способности идти наперекор судьбе сопротивляясь неумолимому течению времени и чуть ли не отшествие в мир иной...все смешалось. Может указывать на столкновение интересов, проявление болезненного тщеславия, желания «звездить», на проблемы психологического характера. Возможно что Канопус будет так или иначе связан с проблемами социальной адаптации и самореализации.
Мощная магическая звезда. Наряду с Сириусом – одна из самых мощных. Связана как с хтоническими темами, так и с темами расширения сознания.

Например в проекции на астрологический зодиакальный круг, Канопус всегда идет в паре с Сириусом и планета, которая попадает в градус их соединения является ярко выраженной – отмеченной. 



Использованная литература :


Джозеф Норман Локьер, «Рассвет астрономии» (Утро астрономии);
Роберт Темпл, «Мистерия Сириуса».