Бенетнаш и Большая Медведица



Эта Большой Медведицы (η UMa / η Ursae Majoris) — звезда главной последовательности в созвездии Большая Медведица. Она также имеет традиционные имена Бенетнаш и Алькаид. Является третьей по яркости звездой созвездия и 35-й в списке самых ярких звёзд неба. Бенетнаш находится на расстоянии около 100 световых лет от Солнца. С температурой поверхности 22 000 K относится к наиболее горячим звездам, которые можно увидеть невооруженным глазом. Входит в астеризм Большой ковш.

Бенетнаш (араб.), ал-каид банат наш. Арабское ал-каид банат наш означает "предводитель плакальщиц" (или в другом варианте погребальных носилок или даже "предводитель дочерей погребальных носилок"); таким образом, два варианта названия суть две части одного осмысленного арабского названия. Т.е вариант трактовки астеризма в котором находится Бенеташ, отражен в альтернативном названии Катафалк и Плакальщицы. Здесь астеризм мыслится похоронной процессией: впереди плакальщицы, возглавляемые предводителем, за ними погребальные носилки. Это даёт объяснение названию звезды η (Бенетнаш) Большой Медведицы «предводитель плакальщиц».

Эта звезда находится на конце хвоста небесного медведя (и на конце ручки Ковша), но чтобы понять происхождение название придется обратиться к другому образу. В этом мрачном арабском астеризме семь звезд формируют: четырехугольник - похоронная повозка, три цепочкой - предшествующих ему плакальщиц. Ясно, что первая из этой тройки - "предводитель плакальщиц".
Алкаид , Алькаид, Алкайд – другое название этой звезды.


Недалеко от столицы Эквадора в местечке Кочаски есть целый комплекс усеченных пирамид, к вершинам некоторых из них ведет странный пологий пандус. Расчеты показывают, что вдоль края пандуса несколько веков назад можно было наблюдать восход звезды, расположенной в самом конце хвоста Большой Медведицы. Эта звезда Бенетнаш, она относительно того региона восходит последней из созвездия Ковша, в момент ее восхода все семь его ярчайших звезд уже сияют на небе. Тому, кто наблюдал ночное небо с этим искусственным горизонтом, создаваемым пандусом и краем пирамиды, было значительно легче зафиксировать момент восхода звезды. Дело в том, что из-за преломления света в толще атмосферы точное положение звезды невозможно определить, пока она не поднимется до высоты около 10° над горизонтом – именно в этот момент она и появлялась из-за пирамиды.
Наблюдение Бенетнаш для индейцев было очень важно. Когда звезда поднималась над горизонтом перед самым рассветом, это означало наступление сезона дождей, то есть начало сельскохозяйственного года. Сезон дождей в тропиках начинается внезапно и очень бурно, поэтому астрономические методы его предсказания были весьма полезны.

А вот в северном полушарии наоборот.
Некоторые арабские поэты пишут, что эта звезда (как и другие в астеризме) :
Ничего хорошего не сулят людям; их закат и восход не приносит дождя.

Байер включает ее как Elkeid в свой список наименований для звезд и созвездий, ссылаясь при этом на Казвини; при этом он добавляет для  "Benenaim, Bennenatz correctius Benetenasch", а в статье, посвященной Волопасу, упоминает о ней как о Benenacx. В Alfonsine Tables 1521 года издания читаем Bennenazc; у Риччоли Benat Elnanschi, Beninax, Benenath, Benenatz; название Alcaid часто используют в виде Alchayr, у Араго - AckaОr, у других - Ackiar. Это Alcaid, можно предположить, через посредство мавров, превратилось в испанское слово Alcaide; поэтому Иделер, используя ту же идею, переводит оригинальное слово как штатгальтер.
Ассемани приводит Alcatel, Разрушающая, с глобуса Борджиа. Аль Бируни знает ее как одну из Семи Индийских Риши.
В Китае она была известна как Yaou Kwang, Вращающийся Свет.

Ботлер дает на нее забавную ссылку в своем Гудибрасе:
 
   Cardan believ'd great states depend
   Upon the tip o' th' Bear's tail's end;
   That, as she whisk'd it t'wards the Sun,
   Strew'd mighty empires up and down;
   Which others say must needs be false,
   Because your true bears have no tails.


Астрологи времен Шекспира приписывали ей дурное влияние, о чем с усмешкой отзывается Эдмунд в Короле Лире:

Вот поразительная глупость: чуть только мы не в ладах с судьбою, хотя бы нелады эти зависели от нас самих, - винить в наших бедах солнце, луну и звезды...
добавляя, что
   ...родился я под Большой Медведицей, потому я от природы груб и сластолюбив.

Изображения обеих Медведиц часто встречаются на старинных вывесках английских гостиниц, и, что не менее интересно, на щитах городов Антверпен и Гронинген в Нидерландах.




Большая Медведица — созвездие северного полушария неба. Семь звёзд Большой Медведицы составляют фигуру, напоминающую ковш с ручкой.
Это созвездие знают все к то живет в северном полушарии . Отчего так ? Во-первых, конечно, семь ярчайших звезд  Большой Медведицы — они объединены в небесный ковш, вид которого многим знаком с детства. Во-вторых, Большая Медведица крайне удачно расположена на нашем небе, ведь она никогда — ни весной, ни летом, ни осенью, ни зимой — не заходит за горизонт! Такие созвездия называются околополярными.
Со многими другими созвездиями дело обстоит значительно хуже. Вот, например, созвездие Ориона, самое яркое и красивое созвездие на всем небе. Но как минимум три месяца в году — с мая по июль — оно проводит темное время суток под горизонтом, и потому не видно (в южных странах дела с ним обстоят еще хуже). В результате получается, что Большая Медведица гораздо более полезное созвездиедля жителей северного полушария, хотя выглядит скромнее.

В чем же польза от него? Оказывается, с помощью Большой Медведицы можно легко научится ориентироваться среди звезд.
Человеку, далекому от астрономии, небо обычно представляется хаотичным нагромождением светил. Кажется, нет никакой возможности разобраться в нем. Вот тут-то и приходит на помощь ковш Большой Медведицы, который виден в любое время года хоть вечером, хоть ночью, хоть утром, и с помощью которого можно довольно быстро отыскать все главные созвездия и звезды, видимые на небе в данный период. Если бы Большая Медведица, подобно Ориону, часть времени проводила под горизонтом, ценность ее как небесного ориентира была бы значительно ниже.

Большая Медведица — третье по площади созвездие (после Гидры и Девы).

Большой ковш — астеризм в созвездии Большая Медведица.
Астеризм известен с древности у многих народов под разными названиями: Плуг, Лось, Повозка, Семь Мудрецов и т. п. Самой дальней от Земли из звёзд Большого ковша является Дубхе (124 св. г.), самой ближней — Мицар (78 св. л.). Все звёзды Большого ковша, кроме Дубхе и Бенетнаша, принадлежат к движущейся группе звёзд Большой Медведицы.
Все звёзды Ковша имеют собственные арабские имена:

Дубхе (α Большой Медведицы) значит «медведь»;
Мерак (β) — «поясница»;
Фекда (γ) — «бедро»;
Мегрец (δ) — «начало хвоста»;
Алиот (ε) — смысл не ясен (но, вероятнее всего, это название обозначает «курдюк»);
Мицар (ζ) — «кушак» или «набедренная повязка».

Ну и последняя звезда в ручке Ковша, собственно Бенетнаш или Алькаид (η) - траурный «предводитель плакальщиц». Этот поэтический образ, как уже упоминалось,  взят из арабского народного осмысления созвездия Большой Медведицы.
В системе обозначения звёзд греческими буквами порядок букв просто соответствует порядку звёзд.

Все они были придуманы на Востоке; они были даны звездам более тысячи лет назад в эпоху расцвета исламского мира, в ту пору, когда западная Европа находилась под властью Темных веков. Именно благодаря арабским астрономам сохранились и дошли до наших дней труды Аристотеля, Птолемея и других античных философов и ученых.

5 внутренних звёзд Ковша (кроме крайних α и η) действительно принадлежат единой группе в пространстве — движущемуся скоплению Большой Медведицы, которое довольно быстро перемещается по небу; Дубхе и Бенетнаш движутся в другую сторону, поэтому форма Ковша существенно меняется примерно за 100000 лет (об этом ниже).


В состав Большой Медведицы входит 125 звезд, видимых невооруженным глазом. Правда, большинство их светят довольно слабо: чтобы увидеть их все, придется выбраться далеко за город — в горы или в деревню. На обычном городском небе, помимо звезд ковша, реально найти еще примерно с десяток звезд, принадлежащих Большой Медведице.
Легче всего Большой Ковш заметить осенью и зимой. В это время по вечерам астеризм располагается на севере, невысоко над горизонтом и в привычной  позиции.



В середине весны Большая Медведица по вечерам находится в зените, прямо над  головой! В это время он находится в перевернутом положении по отношении к Полярной звезде. Ее ковш смотрит на запад, а ручка ковша — на восток.



Основные звезды в созвездии Большой Медведицы.


А теперь сможно  охватить всю картину целиком. Ручка ковша — это длинный хвост медведя, ковш и звезды 23 и υ Большой Медведицы — туловище животного, два треугольника под ковшом — передние и задние лапы, а звездочки в районе звезды ο составляют голову зверя. Теперь перед нами настоящий небесный медведь. Красотища !
Именно так и изображали Большую Медведицу на старинных картах звездного неба. Именно так, кстати, описывал Медведицу и Арат почти 2,5 тысячи лет назад! Арат, насколько известно, позаимствовал описания созвездий у греческого астронома Евдокса, а тот, в свою очередь, у халдейских и аккадских астрономов. Вот еще одно доказательство того, что небесная фигура гигантского медведя (не ограниченного ковшом, как у Гомера) была известна людям задолго до плаванья Одиссея!



Как найти Полярную звезду с помощью Большой Медведицы ? Делается это просто. Надо взять две крайние звезды в ковше, Дубхе и Мерак (альфа и бета Большой Медведицы) и мысленно соединить их линией. А затем продлить эту линию на пятикратное расстояние Мерак — Дубхе.



Три звезды - Алиот, Мицар и Бенетнаш –  также «указатели»: продлив дугу, соединяющую эти звезды, мы найдем яркий Арктур в Волопасе. (Гераклит, кстати говоря, называл эти три звезды "дышло Колесницы".)

В области Большой Медведицы много галактик и их скоплений. Спиральная галактика М 101 видна плашмя, а спиральная М 81 и веретенообразная М 82, разделённые углом всего в 38', образуют ядро, возможно, ближайшей к нам группы галактик, расстояние до которой — около 7 млн световых лет. А вот почти лишённая деталей Сова (М 97), одна из крупнейших планетарных туманностей, находится в сотни раз ближе — в пределах нашей Галактики. В 2002 году астрономами Техасского университета в Арлингтоне были открыты две экзопланеты, обращающиеся вокруг звезды 47 Большой Медведицы. К этой звезде в 2001 и 2003 годах были отправлены радиопослания жителей Земли внеземным цивилизациям.

Традиционно в научной литературе названия созвездий приводятся почти всегда на латинском языке. Большая Медведица на латыни — Ursa Major, сокращенно UMa. В английском языке созвездия также пишутся на латыни, хотя и сохранили свои «народные» названия (Большая Медведица по-английски — The Great Bear). Поэтому не стоит удивляться, столкиваясь, например, с таким наименованием звезды: ζ UMa. Здесь имеется в виду всего лишь ζ (дзета) Большой Медведицы или звезда Мицар.

***

История Большой Медведицы теряется в веках. Оно входило в классический список из 48 созвездий Клавдия Птолемея, собранных им в книге Альмагест, этой энциклопедии античной астрономии, почти две тысячи лет назад. Но уже тогда созвездие считалось древним! Во всяком случае, за 800 лет до Птолемея Большую Медведицу упоминал Гомер.

Т.е очевидно - это одно из древнейших созвездий. Можно предположить, что древние люди начали выделять его на небе еще во втором тысячелетии до нашей эры, а по мнению некоторых исследователей - гораздо раньше, чуть ли не в неолите. Следует обратить внимание, что в следствие прецессионного движения в эту эпоху полюс Мира был ближе к Большой медведице, чем сейчас, во втором тысячелетии практически находился на "ручке" Ковша. Таким образом, созвездие было еще лучше видно на небе, легче опознавалось, вертясь примерно в одной области неба каждую ночь в течение года. В этом смысле Малая Медведица много приобрела за прошедшие тысячелетия!

Число местных названий этого созвездия у разных народов поистине неисчислимо.

Grande Ourse во Франции, Orsa Maggiore в Италии ( а также, видимо ранее) Cataletto, Катафалк, и Carro; в Португалии, у Камоэнса, Carreta. Во все времена была самой известной группой звезд, появляясь в мифах и легендах, в манускриптах, глиняных табличках и на камнях. Сэр Джордж Льюис Корнуолл, приводя соответствующие цитаты из Аристотеля, Страбона и многих других классических писателей, считает, что строки Гомера

Все прекрасные звезды, какими венчается небо:
Видны в их сонме Плеяды, Гиады и мощь Ориона,
Арктос  *), сынами земными еще колесницей зовомый;
Там он всегда обращается, вечно блюдет Ориона
И единый чуждается мыться в волнах Океана.
*) Арктос - по-гречески "медведь", "медведица".

( как раз по причине прецессии, когда это созвездие находилось тогда ближе к полюсу, чем сейчас), и только эта часть северного неба, во времена поэта, приняла форму созвездия. Это утверждение, впрочем, относится исключительно к грекам, поскольку мы знаем, что еще до времен Гомера многие страны имели здесь свои астеризмы.

Гомер упоминает созвездие в одинаковых выражениях в "Илиаде" (выше) и в "Одиссее" (перевод Вересаева):

Зорко Плеяд наблюдал он и поздний заход Волопаса,
Также Медведицу - ту, что еще называют Повозкой.
Ходит по небу она, и украдкой следит Ориона,
И лишь одна непричастна к купанью в волнах Океана.
Последние три строки рознятся только в переводах, в греческом оригинале они идентичны. (У Жуковского в переводе эти строки астрономически абсурдны:

[Очей] не сводил он с Плеяд, с нисходящего поздно
В море Воота, с Медведицы, в людях еще Колесницы
Имя носящей и близ Ориона свершающей вечно
Круг свой, себя никогда не купая в водах океана.
Предлагаю читателю отыскать абсурд самому.)

Вот еще отрывок о созвездии, приписываемый Эпемениду :

Так же и ты, ликаоновой девой рожденный, сменившей
Облик, которой, похищенной с хладных вершин Нонакрийских,
Тефис всегда запрещает омыться в волнах Океана,
Ибо на ложе питомицы дева дерзнула подняться.
"Так же и ты" обращено к Аркаду, сыну Каллисто, "Лиакаонова дева" - Каллисто, дочь Ликаона, а Тефис - титанида Тефида, супруга Океана и кормилица Геры.

Обратите внимание: Гомер утверждает, что лишь одна Медведица "чуждается мыться в волнах Океана", и значит, еще не знает других приполярных созвездий (а такими в его время были Дракон и Малая Медведица). Таким образом, Ковш Медведицы, безусловно, относится к самым ранним античным созвездиям.

Некоторые исследователи полагают, что греческое созвездие соответствует гипотетическому минойскому созвездию Вол. Это вполне возможно, как и то, что это созвездие, несомненно, было известно во всякой культуре, так что о наследование говорить было бы преждевременно.

Например, в древнем Междуречье на этом месте располагалось созвездие Повозка (MAR.GID.DA), но стоит ли в этом случае говорить о каком-то заимствовании?

В "Схолиях к Арату" Теона Александрийского утверждается, что Медведиц (=Колесниц) две (и это совершенно верно) и что Большую "открыл" Навплий. Навплий - совершенно мифологический персонаж, поэтому первые достоверные упоминания созвездия стоит, все же отнести к Гомеру.

Хотя эта группа звезд имеет множество названий и мифологических ассоциаций, она почти везде была известна как Медведица, как правило, женского рода, и легендарное происхождение. Все классические писатели, начиная от времен Гомера и заканчивая закатом римской литературы, тем или иным образом упоминают о нем, - при полном согласии относительно его формы, которая, - что является несколько фантастичным предположением, - возникла из идеи Аристотеля о том, что его прототип был единственным существом, посмевшим поселиться на покрытом льдами севере. Тем не менее, весьма примечательно, что тевтоны не ассоциировали эту группу звезд с данным животным, хотя, безусловно, знали о нем, и оно играло выдающуюся роль в их истории и религии. У них эти звезды были Wagen.

*

Арат так пишет в своих Явлениях:

Ось неустанно хранят и справа, и слева Критянки.
Греки их «Аркты» зовут, «Медведицы» — мы называем
Или «Возы», ибо их очертанья с повозкою сходны —
Три на оглобле звезды и четыре в колесах мерцают.
Если же облик им дашь медведиц, увидишь, как блещут
Очи зверей; у одной голова над косматой спиною
Светит другой, и морды склонив по-звериному книзу,
Движутся вместе они, влекомые сводом небесным.
Если преданья не лгут, вам родина — Критские земли.
Звездным сиянием вас облек повелитель Олимпа,
Спутницам преданным дар воздав за то, что когда-то
Верно его колыбель охраняли, покуда Диктейской
Слуги богини — народ Корибантов — десницею лживой
Били в кимвальную медь, испуганной матери хитрость
Пряча, чтоб мальчика плач не коснулся отцовского слуха.
Так, владыку богов возрастив, Киносура с Геликой,
Вы засияли с небес. Гелика богаче огнями,
Грекам дорогу дает, Киносура ведет финикийцев.
Свет изливает вокруг Гелика. И в час, когда солнце
Скроет пылающий лик в океан, ни одной не заблещет
Небо звездой, пока светочей семь не затеплит Критянка.
Но Киносура верней морякам, бороздящим просторы,
Так как вращается близ надежной оси неизменно,
И никогда ее вид не обманет сидонское судно.


Хьютт, в своих исследованиях, восходит к временам задолго до Арата, к санскритскому богу Akshivan, Смотрителю за Осью (Aksha), ставшему в Греции Иксионом, чье колесо символизировало движение этого созвездия. Анакреон пишет о нем как о Колеснице, но также и Медведице; Абен Эзра называет его Ajala, что по-еврейски значит "повозка".
Римляне выражали те же самые идеи в своих Currus; Plaustrum, или Plostrum, magnum; уменьшительное Plaustricula, которое Капеллаc превратил в Plaustriluca, подражая "Noctiluca" Горация, использованное им для Луны. Аполлинарий Сидонский, христианский писатель 6-го столетия, называет созвездие Plaustra Parrhasis.


Мнение Гигина, изложенное в "Астрономии" основано на анализе имени близлежащего созвездия Волопас. Оно также имеет вариант названия: Арктофилакс, что означает "страж медведицы". Очевидно, названия созвездий связаны: Волопас соответствует Повозке с впряженными волами, а Арктофилакс - Медведицам. Гигин приводит следующее соображение. У Гомера встречается оба названия: Медведица и Повозка, но Волопас Арктофилаксом не называется. Следовательно, "Медведица" - поздний вариант, еще не отразившийся на имени соседнего связанного созвездия.
Фламмарион утверждает, что Колесница - название народное, а Медведица - "ученое", но аргументов в доказательство своего мнения не приводит.
Современные исследователи считают имя Медведица более древним, восходящим к еще охотничьим временам, а Повозка и производные - молодым, связанным уже с периодом оседлой сельскохозяйственной жизни.

Позже зародыш созвездия, семизвездный астеризм Большой Ковш, значительно разросся. Гигин пишет: "Впоследствии ... некие астрономы установили, что семь звезд входят в группу из двадцати пяти, следовательно, изображение медведицы образуют не семь звезд". В определенный исторический период было, вероятно, различие между Повозкой, как семизвездием Ковша, и Медведицей, уже включившей в себя соседние звезды. Теперь же Большая Медведица - одно из крупнейших созвездий неба.

Евреи называли это созвездие Dubh; финикийцы - Dub; арабы - Al Dubb al Akbar, Большой Медведь, - Dubhelacbar у Байера и Dub Alacber у Чилмеда, - все эти названия, возможно, греческого происхождения. Цезиус приводит "мусульманские" Dubbe, Dubhe, и Dubon; Роберт Браунинг, в своем Jochanan Hakkadosh, - Dob.

Справедливости ради следует отметить их хорошее знакомство с анатомией медведя, поскольку хвост  Медведицы, совершенно невозможный, был у них либо Three Hunters, или Hunter with his two Dogs, - Тремя Охотниками или Охотником и его двумя Собаками, - преследующими зверя; звезда Алькор была котлом, в котором они собираются ее приготовить. Таким образом, они избежали нелепых астрономических ассоциаций, хотя их посуда для приготовления медведя выглядит явно несоответствующей. Индейцы хусатоник, кочевавшие в долинах от Питтсфилда через Ленокс и Стокбридж до Грейт Баррингтона, говорили, что эта погоня за звездным медведем длится с весны до осени, когда животное бывает, наконец, ранено, и его кровь проливается на листву деревьев.
Длинный хвост медведя, совершенно не присущий этому виду животных, таким образом обыгрывается Томасом Гудом:

Ученик : Я не понимаю, почему (если она представляет собою медведицу) ее хвост такой длинный.
Учитель : Представь себе, что когда Юпитеру нужно было поместить ее на небо, он побоялся подойти к ней спереди, опасаясь зубов, и ухватил ее за хвост; поскольку сама она была очень тяжелой, а расстояние от земли до неба очень велико, то, с большой вероятностью, хвост мог вытянуться под ее тяжестью. Иных причин я не знаю.


Индейцеы Северной Америки называли скопление этих звезд Okuari и Paukunawa, словом, обозначающим медведя, до того, как их посетили белые люди, о чем свидетельствуют Леклерк в 1691 году, преподобный Коттон Матер в 1712 году, миссионер-иезуит Лафит в 1724 году и французский путешественник Шарлеву в 1744 году. А Бэнкрофт пишет, в своей истории:

Люди с медной кожей... не делили небеса, ни даже часть небес, на созвездия. Это просто любопытное совпадение, что алгонкины Атлантического побережья и берегов Миссисипи, а также Наррагансетта и Иллинойса, Северную звезду называют Медведицей.

Как известно, американский континент начал заселяться примерно 25000 лет назад, когда во время ледникового периода люди попали на него из Азии через Берингов пролив. Следовательно, можно предположить, что происхождение созвездия уходит в такую глубь веков, когда еще не существовало цивилизации! В книге «Названия звездного неба» излагается интересная, хотя и спорная, версия того, как возникла Большая Медведица.
Оказывается, если посмотреть на то, как выглядела Большая Медведица в действительно далеком прошлом (более 100 тысяч лет назад ), то вместо ковша можно увидеть  нечто и впрямь похожее на фигурку какого-то животного. Скорее всего,  рисунок медведя создавался шестью звездами ковша, а седьмая звезда, Бенетнаш, была в стороне, как бы привлекая взор задравшего морду зверя.


Если изложенное предположение верно, то оно означает, что 100 тыс. лет назад люди уже разговаривали и в языке их уже было название медведя.


Великий финский эпос Калевала придает большое значение этому созвездию, называя его Otawa и Otawainen, в каковых Мисс Клерки видит нечто схожее с именами, используемыми американскими индейцами  для "великого тевтонского короля зверей". Но они также рассказывают, что звезды Медведицы, в особенности Полярная звезда, были молодыми красивыми девушками, искусными в прядении и ткачестве, - истории, происходящие из воображаемого сходства их лучей и нитей ткани.

В Century Dictionary имеется теория о происхождении идеи представления этих семи звезд в виде медведя, включенная, вне всякого сомнения, профессором Уитни, которая кажется правдоподобной, - во всяком случае, научной. Она заключается в том, что их обозначение на санскрите, Riksha, означает, в мужском роде - "медведь", в женском - "звезда", "яркая" или "сияющая", - откуда название Seven Shiners, -- так что кажется вероятным их происхождение из среды людей, не знакомых с самим животным, по причине путаницы звуков. Позднее Riksha было заменено словом Rishi, и таким образом получило связь с Seven Sages, или Poets, Семью Мудрецами, или Поэтами, Индии; впоследствии - с Seven Wise Men, Семью Мудрецами Греции, Seven Sleepers, Семью Спящими в Эфесе, Seven Champions of Christendom, Семью Защитниками Христианства и т.д.; в то время как Seven Stars - Семь Звезд - древних авторов, часто используемое для Большой Медведицы, а также для Плеяд, конечно, более подходит к медвежьей фигуре, нежели к фигуре быка. У Миншу "семь звезд, именуемых Колесницей Карла на Севере", а Чосер пишет "семь звезд", явно ссылаясь на это созвездие. В эпосе Kalewala имеется сходное Seitsen tahtinen; в Португалии, у Камоэнса, Sete Flammas; в Турции - Yidigher Yilduz.

Хьюитт говорит, что эти семь звезд были известны первоначально в Индии как Seven Bears, Семь Медведей, а также как Seven Antelopes, Семь Антилоп и Seven Bulls, Семь Быков, позднее объединенные в одного, Great Spotted Bull, Большого Пестрого Быка, а Семь Медведей - в Большую Медведицу, с нашим Арктуром в качестве хранителя.   Когда фигура Медведицы приобрела свои нынешние размеры, в четыре раза превышающие размеры Arktos у Гомера, мы не знаем, и, согласно Мисс Клерки,можем только догадываться; тем не менее, существуют доказательства, что оно приобрело свои нынешние очертания в то время, когда Арат составлял свое описание созвездий. [Он распространил его до Близнецов, Рака и Льва.].  Арат, впрочем, следует Евдоксу, а Евдокс использует наблюдения, сделанные - вне всякого сомнения, астрологами, в Аккаде или Вавилоне - около 2000 до н.э. Следовательно, мы можем предположить, что вавилонская Медведица была отлична от нашей современной Большой Медведицы... Таким образом, следуя по земному шару от долины Ганга до Великих озер Нового Света, мы сталкиваемся с одним и тем же созвездием северного неба, но первобытные идеи, послужившие его образованию, давно утрачены. Они были утрачены еще до времен Гомера.

Ахилл Татий также совершенно определенно утверждает, что это название происходит из Вавилона. Но Браун считает, относительно древнего и современного названия созвездия в этой стране, что сегодня нет никаких реальных доказательств считать Kakkabu Dabi (или Dabu, вавилонского Медведя) Колесницей или Плугом, или в еще большей степени Большой Медведицей  и идентифицировать последнюю с евфратским Bel-me-Khi-ra, Противостоящим Белу, - Bertin, и самим Белом. Группа из семи звезд часто изображается на печатях Вавилона, и Лэйард в Culte de Mithra приводит тому многочисленные примеры, хотя и говорит при этом, что, может быть, имеются в виду Плеяды; в то же время Сейс делает предположение, что, по всей видимости, "бог семи", так часто упоминаемый в надписях, связан с Большой Медведицей.

Следует заметить, что Феон приписывает создание созвездия мифическому Науплию, сыну Посейдона и знаменитому мореплавателю.

У соседних сирийцев оно было Wild Boar, Диким Вепрем, а в звездах, расположенных у лап  Медведицы (сегодня это Малый Лев), древние кочевники видели следы их Газели. На Крайнем Севере оно было Sarw у лаппи, хорошо знакомый им Северный Олень, Los у остяков, и Tukto у гренландцев.

Смит пишет в Speculum Hartwellianum:

Король Артур, известный герой Mabinogion, типичная Большая Медведица, поскольку в валлийском языке его имя состоит из двух частей - Arth, медведь, и Uthyr, чудесный; отсюда созвездие, видимо описывающее круг в северном полярном регионе неба, могло являться истинным знаменитым Круглым Столом сына Пендрагона, одним из древнейших рыцарских орденов.

Каковы бы ни были истоки этого предположения, нам известно, что древние англы размещали здесь дом короля Артура, и что население Великобритании издавна называли созвездие Arthur's Chariot или Wain, Колесница или Повозка Артура, как это мы видим в Lay of the Last Minstrel:

Повозка Артура, медленно вращая колесами,
В кромешной тьме совершает свой путь вокруг полюса.

В Ирландии оно было King David's Chariot, Колесницей Царя Давида, одного из древних королей этого острова; во Франции Great Chariot, Великая Колесница, как это видно из изображений на галльских монетах. Англо-норманнский поэт 12 столетия De Thaun видел здесь Charere, Колесницу; Лаланд приводит более современное la Roue, Колесо. Иногда его еще называют Car of BoЖtes, Повозка Волопаса.

Колесница, воз, телега — такие названия созвездия, связанные в большей степени, конечно, с ковшом, бытовали повсеместно на территории современной Европы. Скандинавы и германцы, славяне и англы — все видели в небе одно и то же. На Древней Руси Большая Медведица имела такие названия: Кастрюля, Воз, Ковш; Телегой называли ее народы, жившие на территории современной Украины. В Сибири созвездие именовали Лосем. Живущие южнее итальянцы называют в народе Большую Медведицу Повозкой, а португальцы пишут это слово как Каррета…

В Древнем Египте созвездие Большой Медведицы именовалось Бедро Быка — так оно изображено в храме Эдфу. А еще раньше оно, возможно, называлось Гиппопотамом.

Датчане, шведы и исландцы знали его как Stori Vagn, Великая Колесница, и как Karls Vagn, Колесница Карла; Карл - это Тор, их великий бог, о котором древняя шведская Rhyme Chronicle, описывая его статую в храме Упсалы, говорит:

Бог Тор, самый старший из них; он восседает обнаженный, подобно ребенку, держа в руке семь звезд и Колесницу Карла.

Готы также называли семь звезд Karl Wagen, которое перешло современным немцам как Wagen и Himmel Wagen, последнее с историей, что оно представляет собой Chariot in which Elijah journeyed to heaven, Колесницу, в которой Илия вознесся на небеса. Но во времена язычества у северных народов она была Wagon of Odin, Woden, или Wuotan, Колесница Одина, отца Тора, и Irmines Wagen у саксов. Гримм приводит Herwagen, вероятно, Horwagen Байера и Hurwagen Цезиуса; общим английским названием в наши дни является Waggon. Поляки называют его Woz Niebeski, Небесная Повозка. Во всех этих случаях три звезды, представляющие собой хвост  Медведицы, были лошадьми, запряженными одна за другой в линию.

Венценосный поэт король Джеймс писал:

   Heir shynes the charlewain, there the Harp gives light,
   And heir the Seamans Starres, and there Twinnis bright.

Из Джона Тейлора, "водного поэта", 1630 года:

Колесница Карла есть наиболее примечательное созвездие.

Список цитат заканчивается Дж. Ф. Блэйком, 1876, который даже в это время использует название had King Charles' Wain.

Эта связь Семи Звезд с королями Англии возникла благодаря придворному Карла I и II, который утверждал, что подобное происходит и в других странах, где их называют в честь владык; Уильям Бас, или Бассе, около 1650 года, пишет в Old Tom of Bedlam:

Великий Карл снаряжает свою колесницу;

Джеймс Хогг, в Queen's Wake (1813):

Карл снова запрягает свою золотую колесницу;
и Том Гуд, пятьдесят лет назад:
взгляни на Колесницу Карла, мученик.

Немецкая рукопись 15 столетия часто упоминает его как the Southern Tramontane, название, которое более подробно рассматривается при описании Малой Медведицы; а Веспуччи, в своих 3a Lettera, пишет о двух Медведицах:

La stella tramontana o l' orsa maggiore & minore.

Обе они были ночными часами у английских земледельцев.

Шекспировский извозчик во дворе гостиницы в Рочестере говорит:

   Эй! Черт меня побери, если не четыре часа. Большая Медведица стоит уже
   над новой трубой, а моя лошадь еще не навьючена. Эй, конюх!


Большая Медведица всегда была тесно связана у древних европейцев с севером хотя бы потому, что созвездие не опускалось за горизонт (в отличие от большинства звезд, Луны и Солнца), а плыло в нижней своей точке над северным горизонтом, как бы указывая направление на север. Был подмечен еще один примечательный факт: когда путешественники и моряки двигались в северном направлении, то полюс мира поднимался в небе, а вместе с ним поднималась и находящаяся рядом Большая Медведица! По мысли древних греков, на крайнем севере Большая Медведица должна была находиться всегда высоко над головой, доминируя на ночном небе. И здесь греки были абсолютно правы, хотя и никогда не были за полярным кругом.

Как бы то ни было, идея о связи созвездия с холодом и севером была у древних настолько сильна и распространена, что даже проникла в наш обыденный язык: сегодня крайний север мы, сами того не зная, называем… медведем! (Медведь по-гречески — Арктос, а слово «арктика» переводится буквально как «под созвездием Большой Медведицы».)

Спенсер, в Королеве фей, также рассматривает Большую Медведицу как небесные часы, а Полярную звезду как путеводную:
  
   Уже Возничий, натянув бразды,
   Повлёк упряжку из семи коней
   Вокруг оси - недвижимой звезды,
   Что свет свой шлёт с небес для кораблей,
   Плывущих над пучинами морей.

Хорошо известно ее использование в навигации не только древними греками, но и кочевниками пустыни, "которые", в соответствии с Диодором Сицилийским, "держали свой путь сообразуясь с медведицами таким же образом, как это делается на море".

Софокл делает аналогичные утверждения относительно путеводной роли Медведиц; Фальстаф, в Короле Генрихе IV, говорит:

   ...указателями времени гораздо чаще служат месяц или семь звезд Медведицы...

В Китае Tseih Sing, или Семь Звезд, наиболее заметные в этом созвездии, были известны как  «Правительство», но также назывались Pih Tow, Северная Мера, каковое Фламмарион переводит как Bushel, Бушель; центральный квадрат был Kwei, объект поклонения и самое любимое название в этой стране, как об этом свидетельствует двойное появление его в списке сю, представленный в виде Призрака или Идущих Ног. Ривз говорит, что четыре звезды квадрата были Tien Li, Небесным Разумом; Эдкинс, в своем труде Religion in China, располагает в этом месте дом даосского божества Tow Moo. Кола (Colas) приводит Ti Tche, Колесница Императора; но оно более позднего происхождения, появившееся, вне всякого сомнения, под воздействием иезуитов.

Аль Бируни, в своем труде об Индии, посвятил этим семи звездам целую главу, говоря, что они были известны там как Saptar Shayar, Семь Отшельников, и благочестивая женщина Al Suh (звезда Алькор), взятые Дхармой на небо и расположенные гораздо выше всех прочих неподвижных звезд, рядом с "Vas, благочестивой женщиной Vumdhati"; но кто были эти последние, не объясняет. Он также цитирует Варахамихиру:

Северный край украшен этими звездами, как красавица украшена ожерельем из нанизанных жемчужин и венком, [возлагаемым на шею], из ровно расположенных белых цветов лотоса. Более того, они похожи в этих украшениях на танцовщиц, которые кружатся вокруг полюса, как он им прикажет.


В "рисуночных" атласах это созвездие, очевидно, представляется медведем (за исключением, пожалуй, ранних изданий Гигина, где скорее нарисована крыса). Деталей, конечно, не видно, но можно поверить, что это именно медведица. Удивительно другое: на всех без исключения изображениях медведица снабжена роскошным длинным пушистым хвостом, украшением, которого почти напрочь лишены ее земные сестры. Хвост небесной медведицы формируют как раз звезды ручки ковша... 

«Явления и предсказания» Арата, 1569-1570 годы, Марк Хофельд, Люксембург :


Большая Медведица на картине Ван Гога «Звёздная ночь над Роной» :



***

Античные мифы происхождения созвездия .

Каллисто, дочь греческого царя Ликаона, была нимфой в свите богини Артемиды. Девушка была настолько красива, что на нее обратил внимание сам Зевс. Однажды Зевс сумел приблизиться к деве, приняв обличье Артемиды, чтобы остаться незамеченным. 


François Boucher. «Юпитер и Каллисто» . Юпитер (Зевс) изображен в образе Дианы (Артемида).



Последствия этого вскоре заметила богиня, увидев Каллисто во время купания. Артемида изгнала девушку из своей свиты, и бедная Каллисто родила сына Аркада (Аркаса), скитаясь по горам.

Но, как оказалось, несчастья девушки на этом не закончились. Гера, супруга Зевса, узнав о рождении Аркада, превратила Каллисто в медведицу — в наказание за то, что та стала причиной очередной измены мужа. 

По другому рассказу, Зевс превратил её в медведицу, но Гера убедила Артемиду застрелить её из лука, как дикого зверя.

Прошло время. Аркад вырос и стал прекрасным юношей. Он был страстным охотником; однажды, находясь в лесу, он повстречал медведицу. Не подозревая, что перед ним его собственная мать, он мгновенно достал стрелу, натянул тетиву лука и уже намеревался поразить добычу, как вдруг рука Зевса остановила его. Верховный бог не мог допустить преступления, но также не мог и отменить волю другого бога и вернуть медведице ее прежний облик. Решив, что довольно с бедной Каллисто страданий, Зевс превратил в медведя и Аркада, а затем, сделав мать и сына бессмертными, перенес их на небо. Так и появились созвездия Большой и Малой Медведиц.

В переводе Эддисона Метаморфоз Овидия читаем :

Поднял, пространством пустым на быстром ветре промчал их,
На небе их поместил и создал два рядом созвездья....

В этой версии мифа сын Каллисто Аркас (Арктос) был превращен в Малую Медведицу, хотя обычно считается, что он стал Волопасом; Мэтью Арнольд более правильно пишет о матери и сыне в своей Merope:
Боги сжалились над ними и превратили в звезды. Блестящие звезды, которые сверкают в северном небе - сторож Арктур (звезда в созвездии Волопаса), охраняющий Медведицу.


Преследовавшая её своим гневом Гера лишила её возможности освежаться часть суток в волнах океана; поэтому Большая Медведица никогда не заходит. Либо тефия, кормилица Геры, запрещает созвездию заходить в океан.

Таким образом, в мифе, помимо Большой и Малой Медведиц фигурируют Волопас-Аркад, и даже Гончие Псы - его охотничьи собаки. Все четыре созвездия располагаются в одной области небосвода. Тот факт, что две медведицы - созвездия незаходящие, наивные созерцатели небес объясняют запретом Посейдона погружаться обеим созвездием в Океан, сделанным по требованию Геры, конечно.

Другая версия заключается в том, что она была нимфой из охотничьей дружины  - также известной грекам как римская Диана; последнее греческое слово намекает на необычайную красоту этого созвездия. Лаланд, впрочем, соотносит это название с финикийским Kalitsah, или Chalitsa, Безопасность, поскольку наблюдения этого созвездия помогали мореходам не сбиться с пути.

Другими именами, известными с древних времен, были собственно Kallisto; Lycaonia, Lycaonia Puella, Lycaonia Arctos, по ее отцу, или деду, королю Ликаонии, были известны еще в дни святого Павла, и упоминается в Деяниях Апостолов, xiv.11; Dianae Comes и Phoebes Miles от ее участия в дружине этой богини; и была одной из :

arctos oceani metuentes aequore tingi
- Вергилий, Георгики.

(Змей и этак и так оплетает Арктов обоих,
Арктов, которым в волнах океанских страшно намокнуть...)

Миф, рассказанный Филемоном, повествует, что младенец-Зевс был вынужден был превратиться в змея, а своих нянь обратить в медведиц, когда его разыскивал отец Крон, чтобы, по своей милой привычке, пожрать новорожденного. Отсюда и взялись Большая и Малая Медведицы и созвездие Змея. Созвездие Змея на небе нет, вероятно, - это Дракон. Это и похоже по близкому расположению всех трех созвездий. Впрочем, этот миф кажется просто поэтической выдумкой .

И еще версия, тоже про рождение и детские годы Громовержца. Она сообщает, что помимо козы Амалфеи Зевса-младенца в горах Ид выкармливали две медведицы. Известно даже как их звали - Мелисса и Гелика. В благодарность впоследствии они были помещены на небо. В поздних пересказах мифа Мелисса и Гелика уже нимфы; может быть о них рассказывает Филемон? (По другому варианту мифа, кормилицами были две козочки - Эга и Гелика, запечатленные в астеризме Козлята созвездия Возничий.)
Арат, однако, называет их чуть иначе: Кинсура и Гелика. Так или иначе - Большая медведица - это Гелика. Тут можно обнаружить интересную обратную этимологию. Ковш Большой Медведицы, назывался у греков Геликой - слово это означает раковина, спираль, извилистая линия. Действительно в семи звездах Ковша вполне можно увидеть прихотливую скрученную раковину. Возможно, это имя астеризма было перенесено на нимфу, а не наоборот?

 
Поэтические названия, возникшие в связи с легендой об Аркасе, были Virgo Nonacrina и Tegeaea Virgo, от аркадских городов Nonacris и Tegea; Erymanthis, возможно, от Эриманфского вепря, убитого Гераклом, но, более вероятно, от Эриманфского Медведя; Maenalia Arctos, Maenalis, и Maenalis Ursa, от названий гор; Parrhasis, Parrhasia Virgo, и Parrhasides Stellae, от племен, хотя Плюше (Pluche) возводит их к финикийскому Parrasis, Путеводная Звезда, - еврейское Pharashah. Софокл пишет о них в Oedipus (Эдипе) как о Arcadium Sidusа, имея в виду страну Аркадию, у греков - Швейцарию, известную в античном мире своими дикими горными пейзажами; очень старые серебряные монеты Мантинеи содержат изображение Медведицы как матери бога-покровителя.


Однако не от этих легенд  произошло название этого созвездия, ибо ни аккадские астрономы Междуречья, ни жители Индии знать не знали ни о каком Зевсе, но, тем не менее, рисунок Большого Ковша тоже называли Медведем! Более того, идея небесной медведицы существовала и за океаном, у племен индейцев Северной Америки о чем говорилось выше. Они-то откуда могли знать, как называли звезды ковша европейцы?!

***


В эзотерике звезда Бенетнаш соотносится со стихийной парой земля – вода и планетой Сатурн в первую очередь, но также и с Луной.  Неоднозначная в интерпретации звезда, по этой причине, может рассматриваться как благостная, так и вредоносная.
С одной стороны, Бенетнаш  поддерживает духовное начало, иногда разрушая материальное (так болезнь тела нередко наставляет дух на путь истинный). Она обычно означает потерю чего-то материального и приобретение взамен житейского опыта, извлечение урока - символизирует начало преобразований, которые должны в корне изменить течение жизни, и это не проходит безболезненно. Может провоцировать опустошенность, при этом как бы очищая место для нового наполнения. Эту звезду нередко связывают  с царством мертвых и потому ассоциируют со смертью, скорбью, трауром, оплакиванием большого количества людей.
Но также Бенетнаш может наделять  творческими способностями, благоприятствует занятиям искусством, дает гармонию, интуицию, милосердие, помощь в опасности (уточняя – предвещает опасность, исполняя роль некого маяка).

Достаточно сильная магическая звезда. Одна из основных 15-ти звезд, упомянутых в астрологической книге "Incipit liber Hermetis de 15 stellis tractans et 15 herbis et 15 lapidibus et 15 figuris ("Начало книги Гермеса о 15 неподвижных звездах, 15 растениях, 15 камнях и 15 фигурах")", приписывавшийся Гермесу Трисмегисту, где обозначается специальным  знаком.

Сигил :











Нередко Бенетнаш описывает один из самых жестких вызовов жизни – оставаться духовным и творческим человеком, когда банально нечего есть. Учит хранить верность своим принципам, когда это грозит потерями и страданиями.  Соотносится с отшельнической и подвижнической жизнью, очищающей лишениями душу, дающая силы к смирению и терпению. Отсюда, нередко награда как дар – победа как над собой (над внутренними противоречиями, приобретение некой внутренней гармонии), так и над врагами.

По Птолемею, Бенетнаш имеет характер Марса.