ЭЛЕМЕНТЫ / СТИХИИ


Существуют сложные системы символических понятий, связанные с четырьмя или пятью природными субстанциями и явлениями, которые, по воззрениям древних, служили составными частями при создании Вселенной. Современная наука считает, что система элементов — «символическое толкование природы никак не согласуется с физическими и химическими реалиями в подлинном смысле и скорее всего является теоретико-философской метафористикой». В принципе, так оно и есть,  но эти представления входят в совокупность понятий, вошедших в современное мышление из различных областей знания.

Человек на перекрёстке четырёх стихий. Иллюстрация Х. Вайдитца к «Естественной истории» Плиния. Франкфурт, 1587 год :



Начало

Ремесленная химия в доантичный и античный периоды

Проблема получения материалов (веществ) с заданными свойствами в практическом плане возникла, видимо, одновременно с человеком, который на протяжении достаточно длительного с точки зрения эволюции времени не столько приспосабливается к окружающей среде, сколько приспосабливает окружающую среду к себе. Важнейшую роль в преобразовании человеком природы играют разного рода химические операции с веществом. Однако начало зарождения ремесленной химии следует в первую очередь связывать, видимо, с появлением и развитием металлургии. В истории Древнего мира традиционно выделяются Медный, Бронзовый и Железный века, в которых основным материалом для изготовления орудий труда и оружия являлись соответственно медь, бронза и железо. Соответственно и в развитии древней металлургии можно выделить следующие основные этапы:

Античная медеплавильня (изображение из трактата Диоскорида) :



1.  Медь впервые получена выплавкой из руд, видимо, примерно за 9000 лет до н.э. Достоверно известно, что в конце VII тысячелетия до н.э. существовала металлургия меди и свинца. В IV тысячелетии до н.э. уже имело место широкое распространение изделий из меди.

2.  Приблизительно 3000 годом до н.э. датируются первые изделия из оловянной бронзы, сплава меди и олова, значительно более твёрдого, чем медь. Несколько раньше (примерно с V тысячелетия до н.э.) широко распространились изделия из мышьяковистой бронзы – сплава меди с мышьяком. Бронзовый век в истории длился около двух тысяч лет; именно в бронзовом веке зародились крупнейшие цивилизации древности.

3.  Первые изделия из железа неметеоритного происхождения были изготовлены примерно за 2000 лет до н.э. Примерно с середины II тысячелетия до н.э. изделия из железа получили широкое распространение в Малой Азии, несколько позднее – в Греции и Египте. Появление металлургии железа представляло собой  существенный шаг вперёд, поскольку технологически получение железа значительно сложнее выплавки меди или бронзы. Для получения железа необходимо применение дутья – продувания воздуха через горящий древесный уголь, а также использование добавок – флюсов, облегчающих отделение примесей в виде шлаков. Переход к металлургии железа предполагает также существенное усложнение технологии обработки металла после плавки – ковка, науглероживание поверхностного слоя, закалка и т.п. Примерно в IV в. до н.э. в Персии был открыт способ изготовления булатной стали – высокоуглеродистого железа, которому посредством длительной обработки придавались совершенно уникальные пластичность и твёрдость. В раннем средневековье стала известна т.н. дамасская сталь, представляющая собой сравнительно дешёвую подделку под настоящий булат.

В III тысячелетии до н.э. были известны также и способы получения из руд золота и серебра. В середине II тысячелетия до н.э. впервые получена ртуть. Таким образом, в Древнем мире были известны в чистом виде семь металлов: медь, свинец, олово, железо, золото, серебро и ртуть, а в виде сплавов – ещё и мышьяк, цинк и висмут. Достижения металлургов древности стали основой металлургической техники всего средневековья. Сколько-нибудь существенные усовершенствования в старинные методы выплавки металлов, особенно в технику получения железа, были внесены лишь в Новое время.

Помимо металлургии, накопление практических знаний происходило и в других областях химической технологии. Уже в III-м тысячелетии до н.э. помимо известной с древнейших времён терракоты (обожжённой глины) получили широкое распространение изделия из майолики, покрытой слоем обливной глазури, окрашенной оксидами свинца, железа, меди, кобальта. Примерно к тому же времени относятся и первые изделия из стекла, обнаруженные в Месопотамии, Египте и Палестине. Настоящее производство стекла, которое окрашивалось в разные цвета, появилось в Древнем Египте в середине II тысячелетия до н.э. Египетские рецепты, датируемые II-м тысячелетием до н.э., свидетельствуют также и о весьма высоком уровне развития парфюмерного искусства, косметики, технологий крашения тканей и дубления кож, фармации и т.п.

Следует отметить, что в доантичные и ранние античные времена именно Египет являлся общепризнанным лидером в области химической технологии (исключая, пожалуй, металлургию). Весьма важной особенностью ремесленной химии в Древнем Египте являлось то, что все ремёсла находились под эгидой храмов, в которых жрецы тщательно записывали и сохраняли используемые технологии и рецептуры. Наивысшего расцвета химические (как, впрочем, и все прочие) технологии Древнего мира достигли в эллинистическом Египте и императорском Риме. Своеобразной энциклопедией естественнонаучных знаний античности стала 37-томная "Естественная история" Плиния Старшего, содержащая сведения по медицине, минералогии, металлургии, астрономии, физической географии, метеорологии, зоологии, ботанике и прочим разделам естествознания.
Накопление запаса практических сведений и навыков, получение большого числа новых веществ с разнообразными свойствами уже в античные времена не только позволяло, но и требовало сделать некоторые обобщения. Именно в античной философии впервые была поставлена проблема происхождения свойств вещества.

Античная натурфилософия

Первые философские представления о природе вещества и происхождении его свойств зародились практически одновременно в разных цивилизациях около VII века до н.э. В Китае это были Конфуций и Лао Цзы, в Индии – Будда, в Персии – Зороастр (Заратустра), в Греции – философы т.н. Милетской школы.
Все эти натурфилософские учения имеют общие черты:

1.  Космологический подход. Учение о природе вещества и его свойств является частью учения о мироздании в целом, причем свойства вещества с необходимостью следуют из свойств Вселенной.

2.  Дуализм. Важнейшим элементом любого натурфилософского учения является существование пар противоположных мировых начал (Ян – Инь, светлое – тёмное, активное – пассивное, любовь – ненависть и т.п.).
Отличительная особенность греческой натурфилософии – её в значительной степени светский (нерелигиозный) характер. В греческой натурфилософии можно выделить два течения, выделившиеся по способу ответа на вопрос о делимости материи: континуализм и атомизм.

Континуализм исходит из предположения, что материя непрерывна и делима до бесконечности; любая сколь угодно малая часть материи тождественна тому телу, делением которого она получена.
Атомизм утверждает, что материя дискретна и состоит из  множества неделимых частичек –  атомов, – движущихся в пустоте.

Милетская школа натурфилософии и её последователи

Фалес Милетский (ок. 625-547 до н. э.) явился основателем греческой натурфилософии. По мнению Фалеса, поскольку все вещества способны к взаимопревращениям, все они являются проявлениями одного основного вещества – архесомы (элемента). Фалес, вероятно, задавал себе следующий вопрос. Если одно вещество может перейти в другое, как голубоватый камень (азурит) переходит в красную медь, то какова же истинная природа вещества? Что представляет собой это вещество — камень или медь или ни то и ни другое? Любое ли вещество переходит в другое вещество (хотя бы постепенно), и если любое, то не являются ли все вещества разными вариантами одного и того же основного вещества?
На последний вопрос Фалес отвечал утвердительно, ибо только так, по его мнению, можно было внести ясность в описание окружающего мира. Теперь оставалось решить, что же представляет собой это основное вещество, или элемент.
Фалес решил, что этим элементом должна быть вода. Причина выбора воды – в её всеобщести, поскольку Земля представлялась Фалесу в виде диска, плывущего по бесконечному Океану и накрытого полусферой Неба. При этом сама Земля образована "сгущением" воды.
Учение Фалеса о существовании некоего первоначала всех веществ было воспринято большинством более поздних философов; различие взглядов выражалось лишь в вопросе о том, что является первоначалом.

Анаксимен из Милета (ок. 585-525 до н. э.), опираясь на новые представления о том, что Земля представляет собой шар, окружённый воздухом, утверждал, что первоосновой Вселенной и всех тел (веществ) является именно воздух. Сгущаясь к центру Вселенной, воздух образует воду и землю.

Ксенофан Колофонский (ок 565-473 до н. э.) считал, что первоначалом всех вещей является, напротив, именно земля, находящаяся в центре Вселенной. Из земли и воды произошли все остальные вещи.

Гераклит Эфесский (ок. 540-480 до н. э.) выделял первоначало всех вещей по иному принципу. Поскольку основным свойством Вселенной является постоянное изменение, первосубстанцией должно быть нечто, наделённое способностью к изменению в максимальной степени. Таковой субстанцией, по мнению Гераклита, является огонь – изменчивый и всё изменяющий.
Некоторые философы выражали сомнение в том, что все вещества могут иметь одно-единственное первоначало; появились учения, в которых предполагалось существование нескольких начал (элементов).

Анаксимандр (ок. 610-546 до н. э.) высказал предположение о том, что некая первосубстанция – бесконечная, вечная, объемлющая все миры – предстаёт нам в виде трёх известных основных субстанций – воды, земли и огня. Эти субстанции (стихии) находятся в вечной борьбе, однако некий естественный закон (необходимость) не позволяет одной стихии возобладать над другими. Все вещества (тела) окружающего мира образуются в результате сочетания воды, земли и огня.

Эмпедокл из Агригента (ок. 490-430 до н.э.) довёл число элементов-стихий до четырёх. По Эмпедоклу, вещество образовано смешением земли, воды, воздуха и огня. Элементы Эмпедокла материальны и наделены свойствами филии (любви) и фобии (вражды). Эти две противоположности, присущие всем телам, и приводят материю в движение.

Идею существования четырёх начал всех вещей (элементов) – земли, воды, огня и воздуха – поддерживали и такие великие философы античности, как Пифагор (ок. 570-500 до н. э.) и Платон (428-348 до н. э.).
Физическое учение Платона изложено в диалоге "Тимей". Заимствовав у своих предшественников представление о четырех видах материи (земле, воде, воздухе и огне), он считал их способными ко взаимопревращениям. Эти виды материи, по мнению Платона, являются проявлением единой первичной материи. Частицы разных видов материи представляют собой правильные геометрические тела. Платон объяснял свойства видов материи – твёрдость, плавкость, воздухообразность, огнеобразность – геометрией многогранников. Греческими геометрами было доказано, что существует лишь пять правильных многогранников: тетраэдр, октаэдр, куб, икосаэдр и додекаэдр. Поскольку из существующих видов материи самым устойчивым и наименее подвижным является Земля, то ей соответствует четырехугольная плоскость куба (в) как наиболее обеспечивающая эту устойчивость. Свойство других видов материи обеспечиваются соответствующими многогранниками: огню соответствует тетраэдр (а), воде – октаэдр (б), воздуху – икосаэдр (г). Поскольку не было элемента, соответствующего додекаэдру (д), Платон высказал идею, что существует еще пятый элемент, который бог использовал, чтобы создать небесные тела. Додекаэдр символизирует Вселенную.



Любопытным является символическое сопоставление «четырех элементов» с геометрическими телами в диалоге Платона «Тимей», где говорится:
«Земле мы, конечно, припишем вид куба: ведь из всех четырех родов наиболее неподвижна и пригодна к образованию тел именно земля, а потому ей необходимо иметь самые устойчивые основания… наименее подвижный [треугольник, взятый за основание]… отведем воде (икосаэдр), . наиболее подвижный — огню (тетраэдр), а средний — воздуху и, наконец, самое остроугольное тело — огню, следующее за ним — воздуху, а третье — воде».
Платон, «Тимей», 55е-56а.


*

Платоновы тела в некотором отношении можно сравнить с атомами, однако Платон категорически отрицал их неделимость. Элементы, по мнению Платона, представлены числами, которые находятся в постоянной пропорции, т.е. огонь относится воздуху, как воздух к воде и как вода к земле.
Данная картина перекликалась с идеями Пифагора, развившего идею объяснения явлений реальности на основе математической закономерности. Однако у Пифагора опытное познание в области физических явлений подменялось мистикой чисел; идеалом познания для него и его последователей было пассивное созерцание, а не активный эксперимент. Вместе с тем для развития физических концепций была чрезвычайно важна установленная пифагорейцами возможность операций с физическими величинами путём сведения их к мере и числу.


Учение Аристотеля

До логического совершенства систему четырёх стихий довёл один из величайших мыслителей античности – Аристотель из Стагиры (384-322 до н. э.). По мнению Аристотеля, четыре известные стихии не материальны, а являются лишь различными проявлениями (состояниями) первоматерии. Первоматерия предстаёт человеку, проявляя одновременно два из двух пар противоположных свойств – холода или тепла и влажности или сухости:

Тепло + сухость = огонь
Тепло + влажность = воздух
Холод + сухость = земля
Холод + влажность = вода

Две пары противоположных элементов, являющихся носителями двух противоположных пар качеств, могут быть представлены графически в виде т.н. квадрата противоположностей:


Для человека, мыслящего алхимическими категориями, 4 стихии образуют крест, он же — мировой квадрат или тот самый квадрат Аристотеля. 

В первоначальном представлении четыре стихии были неотделимы от качеств, их характеризующих. Каждая стихия рассматривалась как носительница одного из осязательных качеств: огонь теплый (Т),  воздух холодный (Х), вода влажная (В), земля сухая (С). Такую однокачественную модель стихий можно предположить у Анаксимандра, также и Аристотель в ряде сочинений  использует ее, несмотря на то, что в трактате "О возникновении и уничтожении" им разработана двухкачественная модель.
За осязаемой физичностью качеств скрываются возможности иных интерпретаций.  Для полного понимания структуры четырех качеств на них следует посмотреть с точки зрения фундаментальной для мифологической космогонии оппозиции мужское — женское и вскрыть метафизические понятия, имплицитно содержащиеся в качественных противоположностях ТХСВ.
Тетрада качеств представляет собой развертывание фундаментальной оппозиции между Мужским( функциональным, +, ЯН)  и Женским ( структурным, —, ИНЬ) принципами.

Члены оппозиции понимаются при этом как результат поляризации нейтрального члена (N), что обеспечивает их равновесие (первая дихотомия).




Четверка качеств ТХСВ — это результат отображения той же фундаментальной оппозиции в каждом из своих членов (вторая дихотомия). Равновесие в этом случае достигается только на уровне всей четверки, каждая же пара качеств Т—Х или С—В, взятая отдельно, неравновесны в том смысле, что в этих парах доминирует один из членов, Тепло(Т) над Холодом(Х) , а Влажность(В)  над Сухостью(С).


Если имеется базовая система из  k  элементов, то полное  число  связей между ними, включая рефлексивные,  т.е. замыкаемые на себя, насчитывает  k*k  элементов, которые учитывают все взаимодействия. Таким образом, базовая система из  k  элементов отображается в каждом из своих элементов.
Вторая дихотомия, дающая  4 = 2*2  элемента, дает полное рефлексивное завершение двоичному делению. т.к. позволяет отобразить исходную оппозицию в каждом из ее членов. В результате внутри каждого из членов (мужского и женского) образуется  видение самого себя и противоположного члена.
Так Мужское видит себя как активность , а Женское воспринимает лишь как пассивность. В совокупности эта пара дает чисто функциональный взгляд на развитие — активное ДВИЖЕТ пассивное.

Напротив, Женское видит себя как потенциальность , а Мужское воспринимает лишь как актуальность. Эта пара в совокупности дает чисто структурный взгляд на развитие — потенциальное РОЖДАЕТ актуальное.


Аристотель в трактате "О возникновении и уничтожении" дал описание двухкачественной модели стихий. Он считал, что "наряду с материей существуют две [перво]причины: деятельная и страдательная. Деятельную причину надо при этом принимать как источник движения, а страдательную — как вид, [который принимает матеория]... Деятельное воздействует благодаря двум способностям, а то, что испытывает воздействие, испытывает его в двух состояниях. Итак, действие осуществляется благодаря теплому и холодному, а состояние [определяется] отсутствием или присутствием того или другого" [Аристотель, Метеорологика]. В соответствии с этой моделью каждой стихии присущи два качества, одно из пары тепло —  холод, а другое —  из пары сухость —  влажность, как это показано на примере квадрата противоположностей чуть выше.

Каждое качество сильнее связано с одной из стихий —  огонь скорее горячий, чем сухой,  и  т.д. по часовой стрелке. Здесь качество  по ходу часовой стрелки, сильнее связано со стихией, чем предшествующее ей. При взаимном превращении стихий более легко теряется слабое качество, в результате чего при движении по часовой стрелке образуется цикл взаимных превращений стихий в наиболее естественной последовательности. Этот порядок стихий назовем циклическим. Он характеризуется еще дополнительной особенностью —  наличием критической точки. Начинается он в огне и заканчивается в земле. Переход земля —  огонь наиболее жесткий из взаимопереходов стихий.
Четыре стихии естественно разделяются на две пары, определяемые как типовой принадлежностью, так и направлением движения к естественному месту, связанному с положением в космосе.
Огонь и воздух —  янские, светлые, легкие. Их естественное место — верх, периферия(левитация )
Вода и земля —  иньские, женские, тяжелые. Их естественное место —  низ, центр (гравитация).
Эта же концепция была принята в Китае. Ян —  ци поднимается к небу, а инь —  ци опускается на землю.
В циклическом режиме возникают две особых точки —  при переходе от воздуха к воде и от земли к огню. Первая из них (от воздуха к воде) наиболее равновесная. Вторая,  противоположная ей (от земли к огню) характеризуется неустойчивостью, определяемой завершением одного цикла и началом следующего.
При построении элементов из качеств, представленных все на том же рисунке, значимо, что тепло и влажность —  чистые качества и они доминируют над смешанными качествами (холод и сухость). Ян видит себя теплым, инь —  влажным ( на уровне рефлексий ), тогда как остальные представляют результат видения другого начала.
На уровне четырех качеств здесь возникает фундаментальная оппозиция. Холод и сухость могут рассматриваться как отрицание первичных —  тепла и влажности ( холод как нетепло, а сухость как невлажность).
Огонь и вода являются представителями фундаментальной оппозиции, а воздух —  медиатор, т.к. несет в себе и холод, и тепло, отсюда его подвижность, амбивалентность. Земля при этом —  никакая ( не сухая и не влажная ).



Итак, по мнению древних, в результате соединения элементов в различных сочетаниях возможно образование сложных тел с различными свойствами. Образование нового тела (с иным сочетанием элементов) возможно, по Аристотелю, в результате миксиса – истинного смешивания (в отличие от механического). Важным моментом в учении Аристотеля является способность элементов к взаимопревращению. Это возможно, поскольку каждый элемент представляет собой лишь одно из состояний единой первоматерии (определённое сочетание качеств). Положение о возможности превращения одного элемента в другой стало позднее основой алхимической идеи о возможности взаимных превращений металлов (трансмутации).
Ещё одним моментом в учении Аристотеля является сделанное им предположение о существовании пятого элемента (по латыни quinta essentia; эфир или начало движения), из которого состоят небесные тела.  Поскольку небесам присущи вечность и совершенство, они не могут быть образованы теми же элементами, что и земные тела (тела "подлунного мира").

По мнению Аристотеля, Вселенная и Разум подчинены одним и тем же законам. Поэтому учение Аристотеля построено в точном соответствии с законами формальной логики, созданием которой человечество также обязано ему (именно в формальной логике Аристотеля впервые использован упомянутый выше квадрат противоположностей). Система Аристотеля имеет чрезвычайно важное с точки зрения натурфилософии достоинство – она внутренне непротиворечива, т.е. ни одно из следствий не находится в противоречии с исходными посылками. Поскольку в спорах античных философских школ именно логика являлась главным инструментом (эмпирические данные использовались натурфилософами лишь в качестве иллюстрации), учение Аристотеля со временем заслужило широкое признание. Особенно популярным оно стало у арабов и в средневековой Европе. Несомненной заслугой Аристотеля было создание рациональной, всеобъемлющей, целостной, упорядоченной на основе его логики системы знаний, оказавшей огромное влияние на развитие позднейшей философской мысли.

В целом космология последователей Аристотеля, который, в отличие от Анаксимандра, считал Вселенную конечной, может быть представлена следующим образом. Вокруг центра Вселенной (центра Земли) расположены последовательно сферы четырёх элементов в порядке уменьшения их тяжести – земли, воды, воздуха и огня. Далее следуют планеты, обращающиеся вокруг Земли, в следующем порядке: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. За орбитами планет расположена сфера неподвижных звёзд. Движение планет по небосводу достаточно точно описывалось разработанной около 150 г. н. э. геоцентрической системой Клавдия Птолемея (ок. 90-160), у которого в силу совершенства небес орбиты обращения планет вокруг Земли являлись правильными окружностями (вследствие чего пришлось вводить систему эпициклов). 

Нетрудно, кстати, заметить здесь несомненные аналогии с современным взглядом на строение Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера и магнитосфера – не что иное, как сфера земли, сфера воды, сфера воздуха и сфера огня в системах Эмпедокла, Платона, Пифагора и Аристотеля. Четыре стихии античных натурфилософов можно счесть также прообразом четырёх агрегатных состояний вещества – твёрдого, жидкого, газообразного и плазменного.

Следует отметить, что в античные времена Платон считался более значительным философом, чем Аристотель. Однако в средневековой философии авторитет Аристотеля был совершенно непререкаемым, и в развитии химии натурфилософия Аристотеля – по выражению Бертрана Рассела, "система Платона, разбавленная здравым смыслом" – сыграла важнейшую роль. Значительную, хотя и не главную роль в поддержании многовекового господства учения Аристотеля сыграл и тот факт, что именно оно было выбрано в качестве натурфилософии христианской церковью.
Алхимическая космология включала четыре элемента-стихии Аристотеля. При этом для обозначения и металлов и планет использовали одни и те же символы. 
На рисунке приведена схема Роберта Фладда (1574—1637), английского ученого эпохи Возрождения, который отдал дань оккультным наукам, предложив свою систему химических «элементов» :



Античный атомизм

Способность материи к бесконечному делению отвергалась представителями атомистической традиции в греческой натурфилософии. Основоположником атомизма можно считать ионийского философа Левкиппа (ок. 500-440 до н. э.), утверждавшего, что существует предел деления – настолько малая частица, что её дальнейшее деление невозможно. Демокрит из Абдеры (ок. 460-370 до н. э.) назвал эти неделимые, вечные, абсолютно прочные частицы ατομοσ – неделимые. "Нет ничего, кроме атомов, вечно движущихся в бесконечной пустоте" – этот тезис Демокрита лёг в основу античного атомизма. Все изложенные выше концепции категорически отрицали возможность существования пустоты. Наличие пустоты (вакуума) было необходимо для существования движения, ибо в заполненном мире вещам двигаться некуда – данный принцип утверждался Парменидом и обосновывался Зеноном Элейским (V в. до н. э.). Кроме пустоты, для атомистической концепции характерно также признание принципов сохранения материи (ничто не может возникнуть из ничего) и сохранения форм материи (природа все разлагает на тела и в ничто ничего не переводит, т.е. в природе повторяются постоянно одни и те же формы материи). Левкипп и Демокрит исходили из принципа детерминизма: ничто не возникает из ничего, а все – из определенной причины и необходимости. Они не дали, однако, никакого объяснения происхождения и причины первого толчка, вызывающего первоначальное движение атомов.

Основными характеристиками атомов, по мнению Демокрита, являются размер, форма и весомость; число форм атомов бесконечно. Соединяясь между собой в различных сочетаниях, атомы материи образуют новые вещества с различными свойствами. Сами атомы в соединениях сохраняют свою индивидуальность.

Одной из принципиальных слабостей философского атомизма, проявившейся уже у Демокрита, стал вопрос о способе соединения атомов. Демокрит предполагал, что способность атомов к соединению обусловлена особенностями их формы и размера – наличием у атомов выступов, углублений, зубцов, крючков и пр. Однако эти положения Демокрита критиковали даже его последователи – Эпикур (341-270 до н. э.) утверждал, что "не может быть ни крючкообразных, ни трезубцеобразных… атомов; все эти формы весьма хрупки… Крючки и углы… смогут быть оторваны…". Впрочем, Эпикур также не смог предложить ничего лучше маленьких отростков, посредством которых атомы переплетаются. Важным изменением, внесённым в античный атомизм Эпикуром, явилось утверждение об ограниченности числа форм атомов – это число, по его мнению, неопределённо велико, но конечно.

В античном мире число сторонников атомистической концепции было невелико, поскольку в философских спорах (а именно логические доказательства в дискуссии считались критерием истины) позиция атомистов была проигрышной, не в последнюю очередь благодаря вопросу о соединении атомов. Следует отметить, что труды античных атомистов утрачены практически целиком – от Демокрита и Эпикура остались лишь отрывки и цитаты, причём чаще всего – в работах их оппонентов. Практически единственное полностью сохранившееся сочинение – это дидактическая поэма "De Rerum Natura" ("О природе вещей"), излагающая воззрения Демокрита и Эпикура, которую написал римский поэт Тит Лукреций Кар (95-55 до н. э.).

*


Итак, на Западе  традиция «об элементах» тянется от ранних философов Греции, которые представляли мир состоящим из четырёх основ. В книгах Платона и Аристотеля мы встречаем, что все материальные объекты «подлунного» мира образуются из сочетания огня, воздуха, воды и земли. Мир небесный представлялся этим философам состоящим из пятого элемента — эфира, который по своей природе был более тонким и неуловимым для человеческого восприятия, чем остальные четыре.

Многие мировые культуры включали четыре стихии в свои философские, религиозные или мифологические традиции. Большинство из этих традиций постулирует существование одной первичной энергии, которая проявляется в виде энергетических потоков "с пониженным напряжением", известных как стихии, - процесс, напоминающий работу трансформатора. Эту первичную энергию называли различными именами: прана, витальная сила, ци и т.д. Неотъемлемые характеристики этой первичной энергии были идентичны во всех культурах, хотя названия, которые давались первичной силе и самим стихиям, различались.

В Тибете создавались огромные структуры, имевшие название "ступы", как гигантские символы структуры мироздания. Основанием ступы служил огромный куб (представляющий землю), на котором покоилась сфера (вода), а на вершине сферы находилась напоминающая спираль структура (огонь). На самой вершине этой конструкции располагался полумесяц (воздух), в котором находилась маленькая сфера ("эфир" - тибетское название первичной силы, из которой вытекают другие стихии). Ступа представляла основу тибетской космологии, а стихии считались основными энергиями космоса.
Эти же пять элементов играют огромную роль в еврейском религиозном и эзотерическом учении. Их можно встретить, уже начиная с книг Танаха, и проследить на протяжении всего развития Каббалы.
В Индии эти же элементы были известны как «Махабхута». Наиболее тонким из них была Акаша, из которой происходили остальные четыре — вайю (воздух), теджас (огонь), апас (вода) и притхиви (земля).
Китайская система, представленная в даосизме, слегка отличается. В ней также есть пять элементов, но среди них нет эфира или чего-то ему аналогичного. Отсутствует также и элемент воздуха, который словно разделился на два других, занявших его место, — дерево и металл. Однако, несмотря на эти различия, общий характер китайского подхода к этому предмету во многом напоминает то, что можно встретить в остальных системах.

Такое универсальное распространение концепции пяти элементов указывает на её глубокие корни в духовном устройстве человека и самой природы. Психологи сказали бы, что с ними связаны определённые архетипы, общие для всего человечества. И хотя в древности сама физическая природа мыслилась буквально состоящей из этих элементарных сил, а позже вместе с развитием материалистической науки этот взгляд был отвергнут в пользу современной физики и химии, тем не менее, духовные принципы, заключённые в пяти элементах, нисколько не изменились.

Стихии также тесно вплетаются в ткань мифологии. В древнем Шумере, где религия охватывала все жизненные аспекты и виды деятельности, важнейшие божества соответствовали стихиям: Ану - бог неба (воздух); Энлиль - бог-громовержец (огонь); Нинурсаджа - богиня земли; Энки - бог воды. Упомянутые примеры показывают, что стихии, подобно зодиаку, считались не только важнейшей реальностью, с которой древние народы должны были иметь дело, но в сущности основой самой реальности.

Многие формы ритуальной практики, начиная с древнейших времён, несут в себе идею этих четырёх (или пяти) элементов. Однако в большинстве случаев четыре из них представляют единую совокупность и взаимно дополняют друг друга, тогда как пятый стоит обособленно. Он представляет собой более тонкую субстанцию и заключает в себе корни или прообразы остальных четырёх. По этой причине, говоря о природе нашего мира, как правило, упоминают только четыре её первичных основы, оставляя пятую за пределами рассмотрения.
Четыре стихии также многое объясняют в традиционной оккультной доктрине, это можно ясно увидеть, когда стихии связывают с различными "тонкими телами" или взаимопроникающими энергетическими полями, о которых так часто говорят в этой сфере.


Иоганн Даниель Милий, «Реформированная философия» (1622), изображение из книги :



Западный оккультизм

Концепция Магических Элементов - основная часть Западной Магической Традиции. Без ее осмысления невозможна никакая успешная работа с ритуалами, церемониями не только на начальном этапе, но и впоследствии, поскольку любые магические операции призывающие силы даже имеющие природу над космическую, и, соответственно, превосходящую четыре стихии – призывают их в мир этих четырех стихий, в котором все мы пребываем большую часть сознательной жизни.

Рассматривая мир с оккультной точки зрения, можно увидеть, что он состоит из четырех основных магических элементов: Огня, Воды, Воздуха и Земли. Кроме того, существует пятый элемент - Дух, объединяющий и одухотворяющий этот мир. Эти первоэлементы можно также назвать составляющими Природы. Они представляют собой главные формы существования и действия - стандартные блоки, из которых состоит вселенная.

По мнению алхимиков, оккультные элементы, символизируемые треугольником,— это качества «единой субстанции», сверхчувственные абстракции, которые противостоят попарно: Огонь—Вода, Воздух—Земля. В обобщенной картине мира алхимии уделено наибольшее внимание дуалистической системе парных первоначал сульфура и меркурия (соответственно серы и ртути). Считается, что путем манипуляции составными частями в смеси этих элементов в определенных пропорциях до одновременного состояния fix (твердое) и volatil (текучее) достигается солнцеподобность золота. В качестве третьего компонента этих «философских элементов» Парацельс (1493—1541) включал sal (соль), с тем чтобы достичь явной осязаемости (годной к употреблению).

Материя бывает растительная, животная и минеральная: растительная — потому что она имеет дух; минеральная — потому что она имеет тело; животная — потому, что она имеет душу; мы здесь опять находим троицу: «сера», «меркурий» и «соль». Это те «соль», «сера» и «меркурий», которые составляют тело, дух и душу; они все три и сходят из хаоса, или, скорее, из «моря философов», где былимежду собою смешаны (Psautier d'Hermophile). Это море философов, или хаос, указывает на единство материи.

*


Идея единства материи (как всех стихий), по сути, отправная точка алхимической философии, оказывающая влияние на все последующие концепции. Теория о составе металлов из серы и ртути ее прямое продолжение, поскольку является дальнейшей попыткой решения проблемы единства материи и множества вещей. Ее появление было неизбежно, поскольку алхимики вели поиск в материальных вещах, а для объяснения их свойств идея первичной материи и четырех стихий все же были еще слишком общие. Нужна была своя частная теория для металлов:

«Я буду говорить здесь о происхождении металлов и об их естественных началах. Заметьте прежде всего, что начала металлов суть: ртуть и сульфур. Эти два начала породили все металлы и минералы, хотя и существует большое количество видоизменений у последних. Кроме того, я говорю, что природа всегда имеет своей целью беспрестанно стремится достичь совершенства т.е. золота. Но вследствие различных случайностей, мешающей ее работе, происходит разнообразие металлов, как это ясно изложено многими философами.Соответственно чистоте или нечистоте этих двух компонентов, то есть ртути и сульфура, происходят совершенные металлы – золото и серебро – или несовершенные – олово, свинец, медь, железо»…

- Роджер Бэкон.


Итак, согласно алхимическим представлениям металлы состоят из двух начал серы (сульфура) и ртути (меркурия). Эти начала придают металлам их свойства. Ртуть – металлический блеск и ковкость (пластичность). Сера – способность изменятся: плавкость и цвет. В зависимости от содержания серы и ртути в металле определяется степень его совершенства. Довольно логичная теория, основанная опять же на эмпирических наблюдениях и идеях греческих философов, в том числе Платона и Аристотеля: 
Все металлы обладают рядом похожих свойств отличающих их от других материалов. Это специфический блеск и пластичность. По этим признакам довольно легко отличить металл, например от дерева, стекла, кирпича, угля и т.п. Ртуть – жидкий и блестящий металл, в котором все металлические свойства (блеск и пластичность) очень хорошо видно. Лучше чем в остальных металлах. 


Металлы в расплавленном виде похожи на ртуть. Кроме того, ртуть способна растворять металлы, образуя с ними амальгамы. Процесс (золочения и серебрения) при котором металл, растворяющийся в ртути, вновь возрождающийся из нее и подтолкнул алхимиков к идее «родства». Исходя из этого ртуть (живое серебро) стали считать матерью металлов, а за подвижность назвали Меркурием. Для объяснения различия металлов понадобилось второе мужское начало – Сера.

«Сера – Меркурий» как солнечно-лунный гермафродит (rebis) изображался по разному.

Вот стоящий на хаосе (шаре), (Mylius. Philosophia reformata. 1622.) :


«Сера» и «Меркурий», составляющие начала активное и пассивное, были символизированы мужчиной и женщиной, обыкновенно королем и королевой. Таким образом они изображены во II-м томе соч. «L'Artis Auriferae». Под символом короля и королевы они представлены в «Двенадцати Ключах» Василия Валентина :


Или такое изображение, уже образ конкретного гермафродита :


Грубо говоря, каждый из этапов «Великого делания» в свою очередь определялся присущим только ему набором символических и аллегорических обозначений. Таким образом вырисовывается многомерная и сложная система обозначения как этапов opus magnum, так и процессов, сопровождающих каждый этап.


I. Сульфур (Сера) – неметаллическое начало, символизирующее активность. Мужское начало и символ силы.
II. Соль (иногда Мышьяк) – связующее звено. Нейтральный элемент, часто ассоциировавшийся с образом дитя или гермафродита, символ движения.
III. Меркурий – металлическое начало, символ летучести и неустойчивости. Так же означает пассивность, иллюстрирует женское начало, символ материи.
IV. Воздух – горячий и влажный
V.  Земля – холодная и сухая
IV. Огонь – горячий и сухой
VII.Вода – холодная и влажная

Символически обозначались и взаимодействия первоэлементов.


VIII. Гексаграмма – является символом единения четырёх элементов (символы-треугольники складываются в неё), также символизирует собой material supreme, то есть Философский камень.
IX. Флогистон – это нематериальная «эссенция» огня. Флогистон означает саму природу огня, его проявление и форму. Согласно одним теориям, он присутствовал внутри всех горючих веществ изначально и выделялся при сильном нагревании. По другим гипотезам – просто формировался из сгорающих веществ. Также существовала теория, что флогистон – это ни что иное, как «четвёртое агрегатное состояние» вещества.

*

В западной оккультной традиции четыре первоэлемента связывались со многим. Все более и более различные аналогии, включая связь с цветом, сезонами и этапами человеческой жизни, добавлялись сюда в стремлении создать стройную символическую систему, которая однако начала стремительно разрушаться в новое время, в связи с достижениями научной методологии, оставшись в прошлом на уровне мифологии.

Время: суток, сезоны


Человек


Душа, чувства и нрав


Природа


Стороны света


Евангелисты, архангелы и херувимы


По другим источникам Матфей и Иоанн меняются местами. Также с водой ассоциируется св. Михаил.

*

На понятия о элементах и связанных с ними представлениях большое влияние оказал именно Парацельс, очень много писавший о населяющих царства стихий существах. Здесь имеются различные параллели и связи, о которых упоминают последователи Парацельса. Например (в соответствии с учениями Тарот) Ганс Рудольф Гримм (1665—1749) еще раз попытаются обобщить связь между отдельными стихиями и круговоротом времен года, говоря о народном искусстве в барокко и рококо: «Четыре стихии: огонь, воздух, вода и земля — каждая имеет свое время правления, например, от полуночи до восхода солнца правит Земля».

Обычно, когда речь заходит о Парацельсе, его вспоминают как знаменитого врача и естествоиспытателя. Однако современники знали Филиппа Теофаста Ауреола Бомбаста фон Гогенгейма – таково было его настоящее имя – еще и как алхимика и астролога, якобы оставившего немало предсказаний.
Книга Парацельса «О высших тайнах природы»( London, Printed by J.C. for N. Brook and J. Harison, 1656.) :



От Парацельса пошло понятие «элементаль», иногда стихиаль или дух стихии — в средневековой натурфилософии, оккультизме и алхимии мифическое существо (обычно дух, ангел), соответствующее одной из четырёх стихий: воздуха, земли, огня, воды. Эту систематику Парацельс впервые описал в XVI веке, называя элементалей «саганы».



Со стихиями связывались различные мифические существа каждой из национальных мифологий. Например, Парацельс писал, что латинские нимфы аналогичны ундинам из германской мифологии. Оккультист Поль Седир писал о духах стихий: «всякое существо, согласно Каббале, каждая травка, каждый камень имеет своего духа», перечисляя в том числе троллей, наяд и др. Элементалям приписывалось производство взрывов газа в шахтах, обвалов, ураганов, циклонов и т. д. Также представлялось, что они входят в состав человеческого тела, представляя душу разных органов, и микроорганизмов.
Некоторые оккультисты считали, что элементали состоят исключительно из элементов одной своей стихии, но есть также существа состоящие из элементов двух стихий.


Элементали стихий

Гномы — элементали земли . Слово «гном» (вероятно, от лат. gēnomos — подземный житель, или от др.-греч. Γνώση — знание) Парацельс изобрел в XVI веке. Парацельс описывает гномов как существ ростом в две пяди (около 40 см), крайне неохотно вступающих в контакты с людьми и способных двигаться сквозь земную твердь с такой же лёгкостью, как люди перемещаются в пространстве. Виллара описывал гномов как друзей человека, готовых с радостью помочь ему и подарить сокровища; он также писал, что гномы смертны, бывают обоих полов, мечтают обвенчаться с людьми. Также они живут в глубинах земли, соседствуя с демонами, и поскольку сам дьявол, по христианскому учению, был повержен и скован, то договоры дьявола с людьми на самом деле заключает не он, а гномы, подосланные им под страхом.

Мено Мюлиг, «Шествие гномов на охоту», 1873


По народным поверьям, гномы хранят подземные сокровища, подобно грифонам эллинских и восточных поверий, и германским драконам. В трагедии «Фауст» Гёте назвал элеметаля земли гнома «кобольдом». Тем не менее средневековые оккультисты отличали «коварных кобольдов» от гномов.

Саламандра — элементаль огня. Считалось, что таким элементалем является ящерица саламандра, а если бросить её в огонь — он потухнет, что отмечалось ещё Аристотелем и Плинием. Также они могут выглядеть как миниатюрные драконы или даже собаки. По другим представлениям, саламандры выглядят как люди. Были представления, что саламандры чисты помыслами и подобны ангелам света. В ближневосточной мифологии им соответствуют ифриты. Духами огня также являются, например, вут-ама, Жыж (Знич), Рарог, феникс.

Алхимическое изображение саламандры, XV в.



Сильфы (сильваны, «воздушные эльфы или феи») — элементали воздуха. Женских особей называют «сильфидами». Сильфы, как и прочие духи природы, по большей части относятся доброжелательно к человеку и вредят ему, лишь когда он их раздражает. Они обворожительно танцуют, прекрасны, дарят поцелуи, однако своенравны и могут быть по-женски вероломны. Оккультист Поль Седир писал, что по эллинским преданиям, «в каждом лесу живёт свой гений (леший), а в каждом дереве нимфа (сильван)». Сильфы, как и прочие духи природы, большею частью относятся доброжелательно к человеку и вредят ему, лишь когда он их раздражает.

John Henry Fuseli, «Сильф Ариель», 1800


Ундины — элементали стихии Воды, в русской литературе их например называют «русалками». Обычно изображаются как девушки, иногда с рыбьими хвостами. Могут являться хозяевами морей, рек, озёр, болот или водной стихии в целом. Встречаются в мифологиях большинства народов мира.

John William Waterhouse, «Ундина», 1873



Пятый элемент и связываемые с ним сущности ассоциировались с эфиром, с тонкими телами человека (разум — манас в индуизме, чувства, плоть и материя, и т. п.), то есть с микрокосмом и макрокосмом (вселенной). Как и античные так и средневековые натурфилософы считали, что при смерти тело разлагается на четыре стихийных первоэлемента, а пятый элемент — дух — продолжает некоторое время жить. Души умерших в оккультизме называются «элементёры», они ближайшие соседи «элементалей». Таким образом, к четырём стихиям добавляются дихотомия «Жизнь и Смерть». Её обитатель-элементаль — это душа человека, при этом душа умершего называется «элементёр».

Символическое изображение основных элементов: эфир на самом верху. Из книги "Utriusque cosmi metaphysica, physica atque technica historia" Роберта Фладда, 1617 г :



В общем, природные феномены стали основой оккультных наук, в особенности астрологии, которая разделяет знаки зодиака по четырем стихиям: В трудах розенкрейцеров можно найти учение о тайнах четырех царств, особенно известны, по крайней мере современным оккультистам, исполненные галльского юмора труды графа Кабали (под этим псевдонимом скрыто имя реально существовавшего мудрого рыцаря из восточной Германии или даже Венгрии). Задумаемся над тем, что без мифов, собранных алхимиками, последователями Парацельса и розенкрейцерами, вообще было бы невозможно творчество романтиков, — они населили свою поэзию, музыку и живопись духами природы, с которыми встречаются их герои. Тем самым они вернули к жизни сказы и сведения, собранные в народных поверьях.

Вслед за Парацельсом элементали начинают появляться в литературе. В XVII веке в работах Драйдена и Виллара. В 1712 году Поуп писал об элементалях в своей поэме «Похищение локона». Популярной была повесть Фуке «Ундина» . В конце XIX — начале XX веков элементалей упоминал Гёте в трагедии «Фауст», и Бальмонт в стихотворении «Саламандра».

Саламандра, жгись,
Ундина, вейся,
Сильф, рассейся,
Кобольд, трудись!
Кто слышит впервые
Про эти стихии,
Их свойства и строй,
Какой заклинатель?
Кропатель пустой!

- Гете «Фауст»

*

Согласно учению масонов человек, хорошо интегрированный с действительностью, должен принимать участие в окружающей его жизни до того момента, пока сам не станет элементом Космоса, пока не почувствует себя комфортно. Чем более он осуществляется, тем многообразнее становится и эта связь с формами жизни Космоса.

В эпоху Ренессанса была разработана, или, скорее – открыта еще одна концепция символизма пентаграммы. Если в пентаграмму вписать человеческую фигуру, связав ее с пятью элементами (Огнем, Водой, Воздухом, Землей и Духом), то получится изображение микрокосма — знака оккультной «духовной работы» на «материальном плане». Впервые об этом написал в 1531 году известный оккультист и маг - Генрих Корнелий Агриппа во второй книге своей «Оккультной Философии» (по его имени пентаграмма микрокосма называется иногда "пентаклем Агриппы", во всяком случае именно это наименование часто использует Папюс (доктор Жерар Анкосс)).


Однако, в след за Агриппой, Леонардо да Винчи и другими Апостолами Возрождения, разрабатывалось еще одно осмысление пентаграммы, которое и по сей день активно используется в Магии и Оккультизме. Началось оно с того, что астролог Тихо Браге в своем труде «Calendarium Naturale Magicum Perpetuum» в 1582 году опубликовал изображение пентаграммы, на лучах которой были изображены буквы каббалистического божественного имени спасителя IHShVH (יהשוה), где ש — трактуется как символ Божественного присутствия, одухотворяющего четыре материальных элемента, символизируемых именем יהוה. Эта концепция очень важна для осмысления важной оккультно-магической практики призвания и изгнания сил четырех Стихий, духов этих стихий, Ангелов и Архангелов, которые ими управляют, а так же она есть ключ к пониманию эзотерической концепции внутреннего баланса, который необходимо достигнуть человеку, для того, чтобы работать с более высокими планетарными сферами и их обитателями. Так как в Эпоху Ренессанса пентаграмма понималась как символ совершенного (одухотворенного) человека, или Микрокосма, то для реализации этого совершенства необходимо было знать свойства этих стихий, и уравновесить их внутри себя, путем размышлений, молитв, медитаций и прочего.

Концепция Древа Пансофия в описании розенкрейцеров из сборника «Speculum Sophicum Rhodostauroticum»(1618), опубликованного автором под именем Theophilus Schweighardt Constantiens, как полагают, это алхимик Daniel Mögling (1596-1635) :


Существуют другие дихотомии, развившиеся и систематизированные в современном фэнтези и эзотерике: свет и тьма, добро и зло (с соответствующим отделением ангелов и фей от нечистой силы), и т. п. Особенно такая систематика развита в различных ролевых и коллекционных карточных играх, также прослеживается в стихиях (мастях) карт Таро и в произошедших от них игральных картах. В них классы существ разных мифологий и современного фэнтези причисляются к соответствующим стихиям или биомам.

*


Учение о четырех стихиях — «корнях», первоначалах природы, стало основой знаменитой «гуморальной теории» (от греч. «дитог» — жидкость). Учение о четырех стихиях окончательно сформировалось в греческой натурфилософии к IV—III вв. до н.э. Его классическое изложение содержится в трудах Аристотеля.
На основе представлений о четырех телесных соках и соответствующих им первоначалах сформировалось учение о четырех темпераментах людей.

Это — сангвиники (от лат. «sanguis» — кровь); флегматики (от греч. «phlegma» — слизь); холерики (от греч. «chole» — желчь); > меланхолики (от греч. «melain chole» — черная желчь). По мнению средневековых оккультистов преобладание одной из основных жидкостей не только определяет внешний вид, но и внутренний мир человека. Считалось, что темперамент человека определяется избытком соответствующей жидкости в его организме и формируется влиянием определенной планеты.

В изречении, принадлежащем Парацельсу, сказано: «Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза». Таков же и метод работы со Стихиями, так как, исполненные избыточной силы, они становятся врагами самого же человека, которого составляют.

Сангвиник представлялся, как правило, человеком жизнерадостным, отважным и мужественным, холерик — воинственным и решительным, флегматик — осторожным и медлительным, а меланхолик — унылым и задумчивым. Согласно учению Гиппократа, например самые тяжелые болезни вызываются смешением холодной слизи и горячей желчи.


Четыре темперамента из медицинского трактата XVII века 




Тема Желчи и Меланхолии более всего захватила воображение средневековых мифографов, ренессансных философов-гуманистов, а также художников, начиная с XV в.
Так, на немецкой гравюре XV в. образ меланхолика сопровождают следующие стихи:

 Бог дал мне, меланхолику, природу,
Подобную земле — холодную, сухую.
Присущи мне землистый цвет волос,
Уродливость и скупость, жадность, злоба,
Фальшь, малодушье, хитрость, робость,
Презрение к вопросам чести
И женщинам. Повинны в этом всем
Сатурн и осень.

Характер человека связывается здесь с холодом и сухостью — двумя качествами, присущими земле, первоначалу, которое, согласно гуморальной теории, соответствует черной желчи. Считалось, что неподвижная, помещенная в центр мира Земля и меланхолику сообщает «неподвижность» — лень. Сатурн, самая несчастливая из всех планет, мог дать человеку богатство и власть, но только ценою счастья.
Однако, не следует думать, что принадлежность к людям этого темперамента не оставляла уже никакой надежды. Напротив, Аристотель писал, что именно меланхоликам присуща особая одаренность, которая выражается в развитии разума и остроте чувств. «Все выдающиеся люди, — пишет он, — отличившиеся в философии, в государственных делах, в поэзии или изобразительном искусстве, — меланхолики, некоторые даже до такой степени, что страдают от нездоровья, вызванного черной желчью».

Из сути саламандр например, огненных существ, пламенных людей приверженцы алхимии и астрологии пытаются понять поведение людей, «которыми управляет пламенная желчь», то есть холериков - «они подобны огню, они быстротечны и скоры во всех своих действиях».

Древние говорили и о воздушном темпераменте - «сангвиническом» (легкокровном). Такой человек легок, как воздух, имея в виду не только подвижность тела, но и ума. У таких людей много фантазии, они остроумны и изобретательны.

Наконец, стихии воды в этой попытке классифицировать людей на четыре основных темперамента соответствует флегматик (от слова «флегма» - жир). Такой тип «течет спокойно, как вода» (Карл Хутер).


В качестве серий персонификации темпераментов распространены в Часословах XV в. Но уже в в эпоху Ренессанса такие изображения редки.

Многое из старых представлений о четырех основных типах поведения человека, о четырех состояних или даже о четырех основных расах находит в этом аспекте новые естественно-научные и алхимические подтверждения и импульсы.

Великий естествоиспытатель Линней (1707—1778) настолько был увлечен теорией темпераментов, что делил все человечество на 4 основных расы. Холерическими были для него американцы, причем под ними он явно имел в виду коренное население североамериканского континента - индейцев-охотников: «У американца кожа красного цвета, у него гордая походка, он легко возбуждается. У него густые черные волосы и широкие ноздри. На лице у него много веснушек (взято из представления о природном человеке, который всю жизнь свою проводит па открытом воздухе). Он упрямый (Линней очевидно понимал под этим нежелание индейцев принять так называемую «цивилизацию»), доволен жизнью и хочет жить в мире, жизнь его определяется его привычками...»



Астрология и практический символизм.


Особенно сильно философия стихий пустила корни в астрологической практике.

Как уже было обозначено ранее, подразумевается, что все четыре стихии (огонь, земля, воздух и вода) - это основные строительные блоки всех материальных структур и органических целых. Каждая стихия представляет основной вид энергии и сознания, который действует в каждом из нас. 

Энергия - это материя, и эти четыре стихии переплетаются и комбинируются друг с другом, чтобы сформировать все виды материи. Когда искра жизни покидает человека во время смерти, эти четыре стихии распадаются и возвращаются в свое первоначальное состояние. Только сама жизнь, проявляющаяся в организованном живом целом, удерживает эти четыре стихии вместе. В каждом человеке присутствуют все четыре стихии, хотя каждый из нас сознательно больше настроен на одни виды энергии, чем на другие. Каждая из четырех стихий проявляется в трех вибрационных модах: кардинальной, фиксированной и мутабельной. Следовательно, комбинируя четыре стихии с тремя модами, мы имеем двенадцать основных энергетических паттернов, которые называются зодиакальными знаками.

Стихия конкретного знака показывает определенный вид сознания и метод непосредственного восприятия, на который настроен индивидуум. 

Воздушные знаки связаны с умственным восприятием и выражением, особенно относящимся к геометрическим мыслительным формам. Огненные знаки выражают оживляющий, излучающий, возбуждающий жизненный принцип, который может проявляться как энтузиазм и любовь или как эгоизм. Водные знаки символизируют охлаждающий, исцеляющий и смягчающий принцип чувствительности и эмоциональной реакции. Земные знаки обнаруживают гармонию с миром физических форм и практическую способность использовать материальный мир.



Огонь, символ инстинктивного и подсознательного биологического динамизма: Овен, Лев, Стрелец. Воздух, склонность сознательного к впечатлениям: Близнецы, Весы, Водолей. Земля, деятельность, направленная на осуществление, богатство человеческого подсознательного: Телец, Дева, Козерог. Вода, пассивность и восприимчивость: Рак, Скорпион, Рыбы.

Стихии - это не просто "символы" или абстрактные концепции, скорее они относятся к важнейшим силам, составляющим все мироздание, которое может быть воспринято физическими чувствами. (Вот почему зодиак называли в древности "Душой природы"). Следовательно, стихии - это не только основа астрологии и всех оккультных наук, они охватывают все, что мы можем обычно воспринимать и испытывать. Если стихии рассматривать как чисто материальные факторы, они символизируют четыре состояния материи, описываемые современной физикой: земля - твердое; вода - жидкое; воздух - газообразное и огонь - плазму. Можно также сказать, что они представляют четыре основные потребности любого живого организма: воздух, воду, землю (или пищу) и огонь (тепло).

*

Клавдий Птолемей (ок. 90 г. – ок. 160 г. н. э.) автор знаменитого «Альмагеста» и «Четверокнижия» для обоснования традиционного мнения древних астрологов объяснял сущность планет из преобладания сил составляющих их природу, следуя философскому учению о стихиях Аристотеля. Обратимся к «Четверокнижию»:

Сила Солнца – заключается в нагревании и до некоторой степени в высушивании.
Сила Луны – в увлажнении и нагревании.
Сила Юпитера – в нагревании и увлажнении.

Зная состав элементов Аристотеля понятно, что Солнце обладает качествами присущими стихии огня, а Луна и Юпитер – воздуха. Здесь есть интересный нюанс. Одно из качеств сильнее другого и является определяющим. Это зависит не в последнюю очередь от расположения планет. Птолемей располагал планеты в следующем порядке: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн.

В магии соотношение планет с первоэлементами фактически не принимается в расчет. Приоритет отдан тому насколько планета обладает нейтральным, благоприятным или наоборот неблагоприятным влиянием. Два из четырех свойств благоприятны, как определяет их Птолемей – плодотворны и активны. Это тепло и влага. Сухость и холод наоборот разрушительны и пассивны. Исходя из этого (здесь Птолемей относит это деление к древним) Юпитер и Венера с Луной относятся к благоприятным планетам в силу их умеренного характера и преобладания тепла и влаги. Сатурн и Марс обладают обратным действием из-за избыточного холода и сухости. Солнце и Меркурий обладают обоими свойствами (т.е. нейтральны) и присоединяют свое влияние к силам тех планет, с которыми связаны.

Астрологическое и магическое деление планет на мужские и женские вполне естественно происходит из пола богов, с которыми они были отождествлены и объясняется это так же качествами сил в них преобладающими. Луна и Венера – женские планеты т.к. имеют большую склонность к влажности. Марс, Юпитер, Солнце и Сатурн – мужские. Меркурий андрогинен - относится к той и иной группе в следствии равной степени сухости и влаги. Конечно деление по «половому» признаку более понятно, но здесь важен сам ход рассуждений. Не менее интересно и то как объяснено деление планет на дневные и ночные. Время (Птолемей использует это определение) естественно состоит из двух периодов – дня и ночи. День носит более выраженный мужской характер из-за тепла и активности. Ночь – женский в силу влажности и покоя. Птолемей в своем трактате ссылается на древнюю традицию считать Луну и Венеру ночными планетами, Солнце и Юпитер дневными, а Меркурий – общей планетой. Т.е. дневной утром и ночной вечером.

Сообразуясь с подобными рассуждениями можно узнать природу стихийных планетарных соответствий. Главное здесь понять принцип. Пересказывать дальше содержание «Четверокнижия» бессмысленно, с ним необходимо ознакомится самостоятельно.

В герметической идеографии равносторонний треугольник служит основой для идеограмм природных стихий.


Треугольник с вершиной вверх — Огонь (поднимающееся пламя), отвечает идее вознесения, духовности, Сухости и Теплоте, Лету, Красному цвету, Железу, знаку Льва, месяцу марту. Жизненная сила, источник тепла и двигательной активности, населяет ум.
Самым очевидным и явным физическим выражением Огня является его видимая, активная стадия сгорания, проявляющаяся в виде света и жара. Алхимики рассматривали элемент огня как то, что действует в сердцевине всего сущего, а так же - как "движущую силу трансмутации", потому что "из него все вышло и в него все возвратится". Этот Элемент рассматривают как великую Божественную энергию Отца - силу "семени" вселенной.
Элемент огня выполняет две задачи:

1. Выражение духовной энергии и установления Духа,
2. Очищение, сжигание и уничтожение старого, для того, чтобы могло произрасти новое.

Таким образом, это - символ трансформации, обновления и регенерации. Концепция огня напрямую связана с принципом жизни, поскольку огонь - образ энергии, существующей и на уровне животных страстей, и на уровне духовной силы.
Прохождение через Огонь символизирует преображение человеческой природы, возведение ее к более высоким сферам бытия.


Треугольник с вершной вверх и с горизонтальной чертой считается пассивным и означает Воздух, умеренный Огонь, соответствующий Теплоте и Влажности, Осени, Синему цвету, Олову, Юпитеру, Орлу, Скорпиону. Дыхание жизни в груди.
Физически воздух выражается как смесь газов, формирующих атмосферу Земли. Символически, воздух связан с творческим дыханием жизни и с речью, неразрывно связанной с дыханием. Легкость, полет и невесомость, а так же аромат, каждение (кадило; каждение означает силу, отгоняющую злых духов) и запахи связаны с элементом воздуха.
Во многих мифологиях воздух ассоциируется с идеей творения, а так же с условием для движения и появления жизненных процессов:
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». Бытие, глава 2, стих 7.
Воздух - летучий элемент, который, как считают Каббалисты, является порождением родительских элементов - огня и воды (так получается пар, однако, осмысление этой концепции отлично от Алхимической схемы трансформации скорпиона в белого орла: в данном случае соединение противоположностей – Отца и Матери порождает Сына – воздух, в случае трансформации воды – утончается, путем длительной духовной работы – грубое и плотное – в летучее и тонкое).
Воздух - примиритель противоположных стихий - огня (мужчины) и воды (женщины), уравновешивающий эти две порождающие его самого противоположности. Таким образом, мы получаем принцип уравновешивания биннера, путем синтеза. Будучи порождение огня и воды, мужского и женского, воздух являет собой андрогинна, объединяющего в себе оба начала. Именно универсальные свойства воздуха, создают наиболее приемлемую среду для возникновения и реализации обоих принципов – мужского и женского, и именно его связывающее и объединяющее свойство является принципом, позволяющим рождаться и жить всему живому. Даже физически – воздух, являясь пассивной воспринимающей стороной по отношению к внешнему космическому пространству (вода) – воспринимает солнечные лучи (огонь), и, нагреваясь, и преломляя их в себе – создает условия для жизни всего сущего на планете.
Воздух также указывает нам на человеческий интеллект и мыслительные процессы, быстрые, изменчивые и абстрактные.


Перевернутый треугольник означает чашу, готовую принять Воду, и соответствует женскому началу, пассивности, Мудрости, порождающей Главную Идею, Влажности и Холоду, Зиме, Зеленому цвету, Меди, Венере. Органические жидкости, резервуары энергии.
Если рассматривать воду с физической стороны, то она являет собой жидкую смесь молекул кислорода и водорода. В эзотерическом же смысле концепция воды подразумевает все жидкие вещества. Кроме того, первобытные воды, как первообраз всей материи, содержат все твердые тела до того, как они стали твердыми и обрели форму. В связи с этим вода рассматривается как символ Материнства, Великой Матери, порождающего все формы.
Вода символизирует бесконечный океан потенциальных возможностей, которые предшествуют всем формам и всем созданиям. Водное творение - безгранично и бессмертно. Погружение в Воду означает возвращение в состояние, когда форма еще не появилась, и, таким образом, прохождение испытания водой, в ходе которого человек погружается в нее (как в христианстве или иудаизме), или окропляется ей (как во многих посвятительных мистериях) возвращает кандидата к тому состоянию, когда его духовная составляющая еще не обрела форму, для того, чтобы Мастер, проводящий посвящение мог создать новый образ и нового человека (будь посвятителем христианский священник, или Досточтимый Мастер Символической Ложи или раввин – не важно).
Подобно элементу огня, вода также символизирует идеи, связанные с преобразованием и регенерацией, правда в отличии от огня, трансформация водная является более плавной и долгосрочной. Водную трансформацию можно уподобить алхимическому гниению, во время которого отжившие элементы разлагаются на составляющие их части, и испаряются (улетучиваются). Таким образом, вода, проходя трансформацию, и переходя на более тонкий план бытия – преобразуется в пар, который по своей природе близок к элементу воздуха. Алхимики выражали это легендой о том, что скорпион (обозначающий грубую водную природу) убивает сам себя своим ядом, и трансформируется в белого орла, который в свою очередь символизирует летучий пар, воду, очищенную от тяжелых элементов, и потому имеющую возможность воспарить ввысь. Представление Алхимиков более тонкой природы воды в виде орла – так же не случайно. Считалось, что орел, из за того, что не имеет век, и летает выше других птиц, может воспарять ближе всех живых существ к Солнцу, и не моргая смотреть на него. Поскольку Солнце есть источник всякой жизни на земле, и часто в эзотерическом символизме представляет собой зримый образ Бога, то с полетом орла к Солнцу связывалась концепция омоложения, - считается, что достигнув непосредственной близости с Солнцем, и, имея среди качеств своей природы возможность, не моргая созерцать источник жизни – орел молодеет.


Перевернутый треугольник с горизонтальной чертой символизирует Землю, неподвижную стоячую воду и соответствует Холоду и Сухости, Весне, Черному цвету, Свинцу, Сатурну, Быку. Телесная материя, фундамент, который содержит в себе и поддерживает другие элементы.
Земля представляет физическую материализованную вселенную, в которой мы живем. Это - осязаемый мир вокруг нас, к которому мы можем прикоснуться и который мы можем почувствовать.
Земля - Дочь огня и воды, также как воздух - их Сын. Этот элемент охватывает все виды производительности, изобилия, роста и регенерации. Земля - четвертый и последний элемент, результат действий трех других, и по некоторым каббалистическим истолкованиям – их тяжелый осадок.
Подобно тому, как вода содержит в себе потенцию всех форм, земля содержит в себе окончательное исполнение этих форм, и материю для их произведения и формирования. Земля предоставляет себя воздуху подобно тому, как вода предоставляет себя огню. При соединении огня и воды – порождаются воздух и земля, при соединении воздуха и земли – живые существа в своих физических телах. Мистический брак воздуха и земли – Сына и Дочери – являет собой как бы акт творения на более низких, и приближенных к нам планах бытия.

*


В астрологогии очередность стихий однозначна : огонь – земля – воздух –вода.


Огонь как первичный импульс, искра, начало, демиургический акт, оплодотворение, активное преображение посредством творческого акта. Земля как оформление этого импульса в форму (плод), накопление сил, вызревание, упорядочивание, формирование структуры, сохранение. Воздух как принцип уже сообщения, налаживание связи с внешним миром, проводник, посредник, интерпретация наблюдений, мысль. Вода как тонкость восприятия внешнего мира, интуитивность, чувствительность, настроенность на мир, стремление уже к самопознанию (познай мир через самого себя).
При этом, формируются пары - антагонисты :

1. Огонь - Вода (активное проявление против медитативного созерцания) ;
2. Воздух - Земля (свободное перемещение против устойчивости и фиксации).

*

Стоит обратить внимание, что средневековое оккультное понятие «элемент» не совсем коррелирует уже с современным эзотерическим понятием «стихия» в контексте принадлежности планет. Например тот же Юпитер более соотносится со стихией огня, нежели с элементом воздуха, Венера со стихией земли, нежели с элементом воды, Луна со стихией воды, нежели элементом воздуха.


Интерпретация астрологических карт приобретает новый, более глубокий смысл, когда акцент падает на стихии, так как при этом человек имеет дело с работой определенных жизненных энергий, а не сосредотачивается только на проявлениях этих энергий во внешнем поведении и характерных чертах личности. По сути, каждый человек состоит из всех четырех стихий. Человек не может существовать, если хотя бы одна из стихий отсутствует, так как тогда он будет полностью лишен функции этой энергии как психологически, так и физически. Однако стихии, наиболее акцентированные в натальной карте планетарными положениями и положением Асцендента, показывают основные энергии и качества, на которые человек настроен сознательно. Эти доминирующие стихии показывают, "с чем вы находитесь в контакте" и, следовательно, какие энергии вы можете довольно легко использовать в повседневной жизни, а также в каких сферах опыта вы можете участвовать естественно и непринужденно. Стихии, которым недостает акцента в карте, указывают на определенные сферы жизненной активности, с которыми человек не имеет сознательного контакта, следовательно, эти стихии показывают настройку, которая должна сознательно культивироваться и развиваться, чтобы предоставить человеку минимальное участие в сфере опыта, необходимого для полнокровной жизни.

*


Концепция стихийных пар - антагонистов рассматривается и в другом ключе
и их идеограммы – треугольники это демонстрируют : 

1. пустой треугольник (огонь, вода);
2. с горизонтальной чертой внутри, либо перечеркнутый (воздух, земля).

Первые две стихии можно условно назвать «руководящими», а вторые – «ведомыми» (пассивный огонь и пассивная вода).
В итоге мы получаем следующую конструкцию:

Огонь - это идея, первичный импульс (иногда говорят "яркая, зажигательная идея"); очень грубый, непроработанный - но живучий и мощный. Редко даже выражается словами.
Вода - это структура, план, проект (не зря же говорят про "Память воды"); средства реализации первичной огненной идеи. Более детальный, но менее мощный уровень.
Воздух - движущиеся агенты, детали, участники механизма - разработанного по "водному" плану. Ещё больше детализации, ещё меньше силы.
Земля - плоды, результаты; конечный продукт, выход - который даёт "воздушный" механизм. Наибольшая конкретика, наименьшая сила импульса.

Подобную схему можно применять повсеместно. Например :

- в бизнесе :

Огонь = миссия компании, уставные документы, владелец и директорат
Вода = помещения, склады, бизнес-процессы и нормативные документы, руководители среднего звена, уставной капитал
Воздух = типовое оборудование, расходные материалы, свободно заменяемый персонал (исполнители), поставщики и контрагенты, оборотные средства
Земля = прибыль, клиентская база, репутация брэнда
При акценте на прибыль, со всеми средствами в обороте; без собственного помещения, чётких бизнес-процессов бизнес становится «ведомым» (роль стихий воздуха и земли выше, чем стихий воды и огня).

- в стране :

Огонь = национальная идея, правительство, законодательная власть, гимн и флаг
Вода = законодательная база, социальные институты, исполнительная власть и армия
Воздух = транспортная сеть, почта, финансовая система, сфера производства услуг
Земля = природные ресурсы, электорат, ЖКХ
Страна, которая делает акцент на армии и нац.идее, имеет сильную армию - будет ведущей на мировой арене. Смещение акцента на финансы и природные ресурсы даёт зависимую страну-колонию.

- в физике :

Огонь = четвёртое состояние вещества (плазма)
Вода = жидкое состояние вещества
Воздух = газообразное состояние вещества
Земля = твёрдое состояние
У эзотерики и физики, оказывается, много общего.

- в организме человека :

Огонь = жизненная энергия, 'ци', позитивный настрой; нервная система
Вода = иммунитет, регенеративные и репродуктивные способности, режим питания и дня; конституция ('доша'); иммунная и гормональная система
Воздух = прочие ткани и органы, обменные процессы организма
Земля = пот, кал, моча, слёзы, выдыхаемый воздух, слизь из носа и рта.

На первый взгляд может показаться странным - такие осязаемые, конкретные, телесные органы и ткани - относятся к стихии "Воздух", а не к "Земле". Но, если вспомнить, что каждая ткань в теле человека - полностью обновляется за какой-то определённый период, всё становится логичным. 



Эмблематика

В западном искусстве: вода — изображалась опрокинутым кувшином или фигурами богов моря и рек; воздух — фигурой Юноны, иногда летящей c оковами на руках и ногах, иногда женщиной с хамелеоном в руке; огонь — Фениксом, фигурой Вулкана, а также женщиной с огненными волосами или молнией в руке; земля — аллегорической фигурой Матери с символами плодородия в руках; а также башнеобразной короной Кибелы. Четыре элемента могут быть представлены либо как условные безликие женские фигуры, различимые только по их атрибутам, либо, особенно в XVI веке, как боги и богини классической античности. Их можно встретить на фресках и потолках зданий эпохи Ренессанса в Италии, а также в виде отдельных картин, составляющих четырехчастный цикл, хотя они часто рассеяны по разным галереям.
Североевропейские художники-жанристы и авторы files galantes XVII—XVIII веков давали названия этих четырех элементов циклам картин, изображающих юношей и девушек за каким-либо соответствующим занятием.

Земля, как женщина, имеет множество атрибутов, принадлежащих богиням плодородия: РОГ ИЗОБИЛИЯ и ЗМЕЮ, СКОРПИОНА римской богини земледелия Земли-Матери (лат. — Tellus Mater). Она может кормить грудью одного или двоих детей, как Опс — римская богиня урожая. Корона в виде стены с башенками взята у КИБЕЛЫ — античной фригийской Земли-Матери. Жанровые сцены рисуют различные земледельческие работы — собирание плодов, вспахивание земли, поливание грядок и так далее.

Воздух был царством Юноны, и потому он может быть представлен этой богиней с ее ПАВЛИНОМ. Или она изображается парящей в воздухе, к каждой ее ноге привязано по наковальне — так Юпитер наказал свою жену за непослушание («Илиада», 15:18-21). Ее могут окружать ПТИЦЫ — символ воздуха. Воздух олицетворяет женщина, держащая ХАМЕЛЕОНА — существо, которое, согласно Плинию («Естественная история», 8:33), не ест, не пьет, но живет воздухом. Юноши и девушки XVIII века изображаются на открытом воздухе забавляющимися игрушечными ветряными мельницами или пускающими мыльные пузыри.

Огонь. Принимает облик женщины с головой, охваченной огнем, она держит ПУЧОК МОЛНИЙ. Или у нее на голове вместо прически птица Феникс, охваченная огнем, являющимся ее символом. ВУЛКАН, этот кузнец богов, с молотом в руке аналогичным образом персонифицирует огонь. Он может изображаться за работой — кующим доспбхи Энея, при этом Венера и Купидон наблюдают за ним.

Вода персонифицируется речным богом с его традиционным атрибутом — перевернутой УРНОЙ, из которой льется вода, или НЕПТУНОМ и его многочисленными спутниками — ТРИТОНАМИ и НЕРЕИДАМИ, сопровождаемыми ДЕЛЬФИНАМИ, ГИППОКАМПАМИ и морскими кентаврами. Они фигурируют с этим значением во многих картинах с морской тематикой. Художники-жанристы изображают рыбаков, сидящих на берегу реки или в лодке. 


Joachim Beuckelaer, Четыре элемента : Вода


Joachim Beuckelaer, Четыре элемента : Земля


Joachim Beuckelaer, Четыре элемента : Огонь


Joachim Beuckelaer, Четыре элемента : Воздух


Ян Брейгель Старший, Аллегория воздух


Ян Брейгель Старший, Аллегория огня 


Ян Брейгель Старший, Аллегория четырех элементов 


Ян Брейгель Младший, Аллегория воды и земли :


Ян Брейгель Младший, Аллегория четырех элементов :


Rubens Peter Paul, Четыре элемента. На картине Рубенса четыре стихии представлены в образах олимпийских богов :


Rubens Peter Paul, Аллегория Земли и Воды :


Abraham Janssens, Аллегория четырех элементов : 


 Jan van Dalen, Аллегория четырех элементов : 


 Jacopo Zucchi, Четыре элемента :


Жак Линард, Натюрморт с четырьмя стихиями :


Louis Finson, Четыре элемента :


Jacob Willemsz.Delff, Аллегория четырех элементов :


Mark Ryden, Аллегория четырех элементов :


Аянот Михаил, Четыре элемента :




Outro

Представление о четырех элементах-стихиях властвовало над умами людей около двух тысячелетий, и хотя в конце концов наука отвергла его, мы говорим о «бушующих стихиях», когда хотим сказать, что ветер (воздух) и волны (вода) подняли бурю. Что же касается «пятого элемента» (эфира, по латыни quintaessentia), то до сих пор, имея в виду чистейшую и наиболее концентрированную форму чего-то, мы говорим «квинтэссенция» (а ведь это название, которое дал Аристотель пятому всеобщему принципу).


Казалось бы, четыре стихии - это средневековый предрассудок, уместный сейчас только в каких нибудь фэнтези – сериалах или компьютерных играх... Но модель четырех стихий - это не рецепт пирога и даже не строение черепа. Это - абстрактное знание, своего рода «магическая математика».

Такого рода знания приносят толк тогда, когда вместо обобщенных "X" и "Y" подставляются некие конкретные значения. Причем, в отличие от математики, оккультная модель четырех стихий имеет более широкий охват - применить её можно при анализе почти любого явления. С большим практическим успехом.

Пробуйте......




Использованная литература :

С. Левченков, «Краткий очерк истории химии»;
А. Азимов, «A SHORT HISTORY OF CHEMISTRY»;
С. Арройо, «Астрология, психология и 4 стихии»;
С. Марчукова, «Медицина в зеркале истории».