Афина Паллада - Минерва / Pallas - Minerva



Афина Паллада (др.-греч. Ἀθηνᾶ или Ἀθηναία — Афинайя; микен. a-ta-na-po-ti-ni-ja: «Атана-владычица»), Афина Паллада (Παλλὰς Ἀθηνᾶ) — в древнегреческой мифологии богиня организованной войны, военной стратегии и мудрости, одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции, включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов, эпоним города Афины. Кроме того, богиня знаний, искусств и ремесел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и мастерства, ума, сноровки, изобретательности.  Гомер и Гесиод называют ее Палладой, «девой», а в Афинах она – «Девственница» (Parthenos). Но она – совсем другой тип девственной богини, чем Артемида: она не избегает мужчин, не держит их на расстоянии. Афина становится другом и защитницей Одиссея, сильная личность и мудрость которого ее восхищают: он «многоумный», «советами равный Зевсу» («Илиада»). В «Теогонии» Гесиод считает ее равной отцу (Зевсу) по силе и мудрости.
Этимология имени «Афина» благодаря догреческому происхождению ее образа является неясной. У Гомера, помимо ряда эпитетов, часто встречается форма Афинея, то есть «афинянка».


Известна у римлян как Минерва.  Платон отождествлял Афину — покровительницу города Афин, с ливийской богиней Нейт, которая относится к той эпохе, когда отцовство еще не признавалось . Храм Нейт находился в городе Саисе, где Солона принимали хорошо лишь за то, что он был афинянином. Девственницы — жрицы Нейт — ежегодно проводили вооруженные поединки , очевидно, за право называться верховной жрицей.
По одной из версий Паллада (др.-греч. Παλλάς),  в древнегреческой мифологии — молочная сестра Афины, дочь Тритона, внучка титана Океана и ее имя послужило источником эпитета  уже Афины Паллады. По словам Аполлодора, Афина, рожденная от Зевса и воспитанная богом реки Тритоном, нечаянно убила свою молочную сестру Палладу : когда Паллада уже собиралась нанести удар Афине, эгида Зевса оказалась между ними и отвлекла ее внимание.
Еще по одной версии, будучи девочкой, она нечаянно убила своего товарища по играм Палланта, когда они сошлись в шутливой схватке, вооруженные мечом и щитом. В знак скорби она добавила к своему имени имя Паллада. Вариант — Паллант был крылатым козлоподобным гигантом, который хотел Афину изнасиловать. Она его убила и, содрав с него кожу, сделала из нее эгиду.
Двойное имя богини встречается нераздельно лишь у Гомера и Гезиода, причем название Паллада имеет предикативное значение и является символом потрясающей мощи (πάλλω = потрясаю) божества . Что касается имени Афина, то одни производят его от корня αίθ (гореть) и видят в нем символ света, а другие от корня άθ (Άνθος = цветок) и объясняют его в смысле девственной свежести расцвета. От этого последнего имени произошли названия гл. города Аттики — Αθήναι (и других 8 городов того же имени) и народа Αθηναΐοι.
Упоминается также как Афина Полиада (греч. Πολιάς), «городская, покровительница городов и государств», «Градодержица».  А также как Парфенос - отсюда название Парфенон.
В Аркадии (Άθηνά Άλέα), в Беотии (Ίτωνία Παλλάς), в Аттике, Элиде, Ахее, Лаконии, на берегах Малой Азии, на островах Эгейского моря, в Ливии, Италии, Сицилии ей поклонялись, как строгой воинственной благодетельной богине, символизируя в ее нумене физические и этические представления. Афина почиталась во всем регионе. Помимо Афинского, ей было посвящено несколько акрополей — Аргос, Спарта, Мегары, Троя, Трезен, Эпидавр-Лимера, Феней, Левктры, Корона, Скепсис, Акрагант, причем еще до прихода ахейцев, в древний период. Элий Аристид отмечает, что она властвует над кремлями городов и головами людей.
В Аттике Афина была главным божеством страны и города Афин, покровительницей афинян.
Многие историки мифологии сходятся во мнении, что Паллада Афина является второй по важности греческой богиней после Геры, а то и первой. По своей значимости она равна Зевсу, а иногда и превосходит его.  Это коренится в древнейшем периоде развития греческой мифологии — матриархате. Приобретя новые функции военной мощи, богиня сохранила свою матриархальную независимость (дева и защитница целомудрия). Храмы в честь Афины разбросаны по всей Греции, но наиболее известными считаются Дельфийский толос и, в особенности, Парфенон в Афинах.
Афина имеет многие космические черты (она хранит молнии Зевса, родилась при золотом дожде, проч.). Она мыслилась как судьба и Великая богиня-мать, родительница и губительница всего живого.
Афина легко отличима от других древнегреческих богинь благодаря своей необычной внешности. Из всех олимпийских богинь только ее одну изображали в воинских доспехах: забрало ее шлема поднято, являя взорам ее красоту. В одной руке она держит щит, а в другой – копье. Как эмблема, на ее щите или на кромке одеяния изображались переплетенные змеи. Ее также сопровождает и сова.
• шлем (как правило, коринфский — с высоким гребнем)
• эгида (щит), обтянутая козьей шкурой и украшенная головой Горгоны Медузы
• появлялась в сопровождении крылатой богини Ники
• олива — священное дерево древних греков
• сова (символ мудрости)
• змея (также символ мудрости)
Вергилий упоминает, как циклопы в кузне Вулкана лощили доспехи и эгиду Паллады Афины , на них чешуя змей и голова Горгоны. Даже обнажившись, богиня сохраняет шлем, благодаря которому ее легко отличить от Афродиты и Геры.

Franz von Stuck,  "Три богини : Афина, Гера, Афродита" :


Изображение в образе Паллады — изображение в вооружении. От имени Паллада произошло слово «палладий» (деревянное изображение богини, обладавшее чудотворным действием). Город, владевший палладием, считался под покровительством богини. О палладии, хранившемся в Трое, ходила легенда, рассказывавшая о том, что он упал с неба. После Троянской войны Эней привёз его в Рим, и с тех пор палладий хранился в храме Весты.  
Афина – девственница, давшая обет целомудрия и безбрачия. Подобно Артемиде, Афина – статная, прекрасная богиня-воительница, покровительница избранных ею героев, сыновей Афин – города, носящего ее имя.
Если рядом с Афиной находилась другая фигура, это неизменно был мужчина.

*

Как и положено в мифах, рождение богини Афины было необычным.
Космогоническое предание приписывает Афине происхождение из воды, откуда эпитет богини — Τριτογένεια (Τριτωνίς). Поэтому также многие озера и реки считались местами культа Афины. Однако, самая распространенная версия другая :

Зевс женился на дочери Океана Метис ( Μήτις) но боясь, что у него родится сын, который по предсказанию должен был свергнуть его, как сам Зевс свергнул своего отца Кроноса, он проглотил беременную жену. Созревший плод оказался через некоторое время в его голове, откуда чуть позже и появилась Афина.  Можно сказать, что это вхождение Афины в сообщество олимпийских богов было поистине драматическим. Она появилась на свет из головы Зевса уже взрослой женщиной в блестящих золотых доспехах, с острым копьем в одной руке, издав при этом громкий воинственный клич. По некоторым версиям, ее рождение напоминало своего рода кесарево сечение: Зевс почувствовал страшную головную боль наподобие «родовых мук» и призвал на помощь своего сына Гефеста, бога-кузнеца, который мощным ударом острого топора расколол ему череп, открыв путь Афине. Прометей воспринял ее из головы Зевса (по поздней версии, она родилась из бороды Зевса).

Художественные изображения рождения Афины Паллады (античные и парочка более поздних : из них, Рене Антуан Уасс "Рождение Афины" ) :





По другой версии предания, Зевс и Гера решили испробовать, можно ли произвести потомство без супружеских объятий: Гера родила Гефеста, Зевс — Афину. Небесное происхождение Афины доказывается еще из эпитета — Γλακώπις; голубой цвет глаз богини — символ лунного света, цвета водной поверхности и листов оливы, а богиня Афина — олицетворение лунного неба, на что указывает ночной праздник факелов в Коринфе в честь Афины Έλλωτίς. Как лунная богиня, Афина помогает при родах (ср. Είλείθυια). Эпитет Άλέα (в Аркадии) есть символ мягкой теплоты неба.

Поэмы Гомера миф о рождении Афины игнорируют, а последующие авторы дополняют рассказ деталями и локализуют его. Краткие упоминания встречаются в гомеровском гимне к Аполлону Пифийскому, у Ивика и других поэтов, писателей и мифографов. При этом Метиду источники почти не упоминают, а у Эсхила Афина подчеркивает, что родилась без матери.
Согласно Пиндару, когда родилась Афина, на Родосе пошел золотой дождь. Кроме того, приводится и другое толкование ее рождения: согласно некоему Аристоклу, Афина была скрыта в облаке и появилась из него благодаря удару молнии Зевса, произошло же это на Крите. В этом мифе «отразилось представление о рождении молнии и грома из тяжело нависшей грозовой тучи» .
Существует также версия, что Афина – дочь  Посейдона, а ее мать - нимфа реки Тритон (в случае отцовства Посейдона). По Геродоту, Афина затем отказалась от такого отцовства и перешла к Зевсу, который принял ее как дочь.
По мнению пеласгов, богиня Афина родилась на берегу озера Тритон в Ливии, где ее нашли и вскормили три ливийские нимфы, носившие козьи шкуры.
Миф о рождении Афины от Метиды (чье имя переводится как «мысль») и Зевса принадлежит к позднему периоду греческой мифологии, времени оформления классического канона. Предполагается, что до этого она была партеногенной дочерью одной Метиды. Появление проглоченной Афины на свет из головы Зевса изображено с позиции мифологии периода патриархата, в котором особо выделялось мужское организующее начало. Афина превращается в послушный рупор Зевса и сознательно лишается своего прошлого. Афина становится как бы непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли, его мыслью, осуществленной в действии. Со временем материнство Метиды приобретает все более отвлеченный, даже символический, характер, и Афина начинает считаться порождением одного Зевса и принимает на себя функции божественной мудрости, так же, как Зевс воспринял их от Метиды.
Возможно что отказ Афины от отца Посейдона указывает на происшедшую в древности смену верховного божества в Афинах.

В любом случае, каково бы ни было происхождение Афины, миф о ее чудесном рождении иллюстрирует и подтверждает ее теснейшую связь с Зевсом. «Отцова дочь я, и отцу я предана», – говорит она сама (Эсхил, «Эвмениды», 741).  Афина восседает рядом с Зевсом, неоднократно владыка богов посылает ее выполнять его поручения, но нередко Афина сама советует Зевсу. Либо она  стоит за сидящим Зевсом как воин, охраняющий своего повелителя, или же изображается вместе с главными греческими героями «Илиады» и «Одиссеи» – Ахиллом и Одиссеем. Афина считала, что у нее только один родитель – Зевс, с которым она была навечно связана. Она была «правой рукой» своего отца, только ей он вверял символы своей власти – молнии и эгиду.

*

Обращение «Парфенос» к деве Палладе часто встречается в текстах. Софокл называет её Афиной-девой, госпожой коней. Выражение «Дева родит» Каллимах приводит как пример невозможного события, а Риан иронизирует над персонажем: будто бы Афину сделал женой. Многие боги, титаны и гиганты были бы счастливы взять ее в жены, но она отвергала все ухаживания, но встречаются упоминания о рождении ребенка, связывавшемся с Афиной и Гефестом. Согласно им, Зевс поклялся выполнить любое желание Гефеста (в награду за изготовление оружия богов, либо в награду за то, что Гефест освободил Геру от оков) и Гефест попросил в жены Афину. Зевс не мог нарушить клятву, но посоветовал дочери-деве защищаться. По основному сказанию, Афина пришла к Гефесту за оружием, а тот попытался овладеть ею, и она стала убегать. Гефест погнался за богиней и настиг в некоем месте (позднее названном Гефестий), но Афина защищалась с оружием в руках и ранила его копьем. Гефест пролил семя на ногу Афины, после чего богиня вытерла его шерстью и закопала в землю (по более простой версии, он пустил семя сразу в землю), после чего Гея-земля родила младенца. Поэтому Эрихтония называли как сыном Гефеста и Геи, так и сыном Гефеста и Афины, а имя истолковывали от «эрион» — шерсть (либо «эрис» — раздор) и «хтон» — земля. Гея – земля отказалась его воспитывать.  Афина тайно воспитывала Эрихтония, желая сделать бессмертным. Эрихтоний был воспитан в храме Афины. Когда он вырос, он воцарился, воздвиг на акрополе ксоан Афины и учредил Панафинеи, впервые проведя шествие в честь Афины на акрополе.  После смерти он был погребен на священном участке храма Афины Полиады. По сути, Афина остается девственницей, но приемной матерью – одиночкой.

*

Как богиня мужества и воинственности, Афина известна еще в Илиаде. Персей, Беллерофонт, Тидей, Язон, Геракл, Ахилл, Диомед, Одиссей — ее любимые герои. В противоположность Аресу, божеству безумной отваги, она олицетворяет собой сознательное мужество и храбрость; она подает помощь своим любимцам в минуты крайней опасности и ведет их к победе; поэтому Ника (Νίκη) ее постоянная спутница. Как богиня — женщина с чертами мужественности и храбрости она противополагается Афродите, чисто женственной богине. Она научила Эрихтония укрощать и запрягать коней и помогла Беллерофонту укротить Пегаса (Άθηνά χαλινΐτις). Соперничество и вражда Афины и Ареса неоднократно излагаются в эпосе, причем Афина несколько раз побеждает, а Арес — никогда. Она принимает участие в войне, потому что это сугубо мужское занятие. Она сама говорит: «Мужское все мне ближе и дороже. Только брак мне чужд» (Эсхил, "Эвмениды", 739-740). Гомеровский гимн «К Афродите» (I, 7-11) признает, что богиня любви невластна над Афиной.
Существует великое множество сказаний об Афине Палладе, на некоторых из них стоит остановится.
Согласно мифологии, Афина была покровительницей и советчицей всех мужчин-героев. Перечень тех, кому она помогала, читается как «Биографический справочник героев».
Афина спасла Геракла во младенчестве, попросив Геру дать ему грудь, а затем отнесла к Алкмене и велела его кормить. Афина бросает камень в безумного Геракла и спасает Амфитриона, этот камень называют Софронистер (Приводящий в разум). Афина помогла Гераклу похитить Кербера из Аида. Геракл получил от Афины доспехи перед войной с Орхоменом; по другому рассказу, он получил от Гефеста золотой панцирь, а от Афины — плащ.
В «Илиаде» упоминается, что Афина помогала Ахиллу разрушить Лирнесс . Во время схватки Афина отражает копье Гектора от Ахилла ; в человеческом облике является Ахиллу и придает ему мощь . В решающей сцене с согласия Зевса  Афина является Ахиллу и указывает, что поможет ему сразиться с Гектором.

Среди любимых героев Афины был и  Персей, убивший Медузу Горгону – женщину-чудовище со змеями вместо волос, с когтистыми медными руками и горящими яростью глазами, которая взглядом превращала людей в камень. Афина дала Персею медный щит, блестящий, как зеркало. Персей мог видеть в нем отражение Медузы, и потому ему не грозила опасность встретить ее прямой взгляд. Кроме того, когда он рубил голову Медузе, его руку направляла Афина.

Bernhard Rode,  "Афина вручает Персею зеркальный щит" :


Афина также помогла Ясону и аргонавтам построить корабль, на котором они отправились добывать золотое руно. По указаниям Афины зодчий Арг из Феспий создал корабль Арго. Аполлоний называет этот корабль творением Афины Итонской. На носу Афина укрепила кусок ствола додонского дуба, который мог прорицать. После завершения плавания корабль Арго был помещен по воле Афины на небо.
Она подарила Беллерофонту золотую уздечку, дабы тот укротил крылатого коня Пегаса.
Согласно мифам, Афина участвует в Суде Париса, где она безуспешно соблазняла Париса карьерой успешного полководца и в дальнейших событиях троянской войны, где она выступала на стороне греков и особенным покровительством одаривала Одиссея и Диомеда. Связь Афины с троянским конем, положившим конец войне, крайне тесна. Во-первых, ей принадлежит замысел коня, во-вторых, коня называют приношением ей, в-третьих, она на каждом шагу способствует взятию Трои с его помощью. Еврипид отмечает, что Илион разрушен «злобою Паллады»и ее силой. Кроме того, Афина приняла облик вестника и советовала Одиссею спрятать в коне ахейских героев. Далее богиня принесла героям, собиравшимся зайти в коня, пищу богов, чтобы те не чувствовали голода.
Помимо того что Афина была ближе всех к Зевсу и покровительствовала героям-мужчинам, она поддерживала патриархат в целом. Она заступилась за Ореста, который, мстя за смерть своего отца Агамемнона, убил собственную мать Клитемнестру. В защиту Ореста выступил Аполлон. Провозглашая тем самым превосходство мужчин над женщинами, он заявил, что мать – лишь почва для семени, посаженного отцом. В качестве доказательства своей правоты Аполлон сослался на Афину, которая не была рождена из материнского лона. Когда голоса судей были подсчитаны, число оправдательных и обвинительных голосов оказалось равным, поскольку Афина проголосовала за Ореста. Примкнув к Аполлону, она освободила Ореста и поддержала верховенство патриархальных обычаев над узами материнства.

Только в одном мифе об Афине говорится о смертной женщине, Арахне, превращенной Афиной в паука. Афину, как богиню ремесел, вызвала на состязание в мастерстве слишком самонадеянная ткачиха по имени Арахна. Обе работали с большой скоростью и искусством. Когда полотна были закончены, Афина восхитилась безукоризненной работой своей соперницы, но была взбешена тем, что Арахна посмела изобразить любовные похождения Зевса. Она выткала Леду, ласкающую лебедя, под видом которого Зевс проник в спальню царицы для того, чтобы овладеть ею. Следующая сцена изображала Данаю, которую Зевс оплодотворил, превратившись в золотой дождь; а еще Арахна выткала изображение девы-Европы, похищенной Зевсом, который обернулся великолепным белым быком.
Вытканные сюжеты послужили причиной гибели Арахны. Афина страшно разгневалась, разорвала работу Арахны и ударила ее челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора и повесилась. Пожалев Арахну, Афина освободила ее из петли и вернула ей жизнь, превратив в паука, навечно приговоренного плести паутину (в биологии паукообразные называются арахнидами – по имени этой несчастной девушки). Отметим, что Афина, защитница своего отца, наказала Арахну скорее за публичную демонстрацию противозаконных деяний Зевса, чем за дерзкий вызов, брошенный ей самой.
Участие Афины в гигантомахии — популярный сюжет. Эту битву локализуют на Флегрейских полях. Хотя в битве с гигантами Афина призвала на помощь богам Геракла, но сама также отличилась. Гигин приводит рассказ, что после гибели Эпафа Зевс вместе с Афиной, Аполлоном и Артемидой сбросил в Тартар титанов, побуждаемых Герой.
Рассказывали, что Асклепий получил от Афины кровь Горгоны, с помощью которой воскрешал мертвых.

Участие Афины в судьбе Кадма велико, хотя зафиксировано относительно поздними источниками. Афина вдохновила его и дала силы для битвы с фиванским драконом, а также вручила Кадму камень, которым тот поразил дракона. По совету Афины герой посеял зубы дракона, по ее промыслу бросил глыбу в одного из рожденных землей, вызвав схватку между ними, по ее внушению оставшиеся спарты бросили оружие. После этого Кадм принес в жертву Афине Онкайе телицу, которая привела его в Фивы.

Другой важный мифологический сюжет об Афине рассказывает о том, как она получила владычество над греческой местностью Аттика, чьей покровительницей, со столицей, названной ее именем, она считалась в историческую эпоху. Согласно этому мифу, Посейдон первым пришел в Аттику, ударил трезубцем в землю на Акрополе, и возник источник морской воды, который показывали в историческое время в Эрехтейоне (по другой легенде, он создал лошадь). За ним следом появилась Афина, которая ударила в землю копьем и вырастила оливковое дерево (маслину). Согласно решению судей, Афина была признана победительницей, так как ее подарок является более полезным, город назвали её именем, Посейдон же разгневался и попытался затопить землю морем, но Зевс запретил ему.

В поэмах Гомера Афина четырежды принимает орнитоморфный облик. Известно минимум четыре мифа, в которых Афина превращает в птиц женских персонажей. В «Илиаде» Афина садится на дубе, как ястреб, а в «Одиссее» превращается в некую птицу и улетает после беседы с Телемахом; после беседы с Нестором превращается в орла и улетает; после беседы с Одиссеем превращается в ласточку и садится на перекладине у потолка.  Известно, что Афина даровала Тиресию способность понимать язык птиц. Одно из имен богини — Чайка.


Позднее в сказания об Афине вошли мифы этического характера и к упомянутым чертам ее божественного характера присоединились новые черты. Она стала богиней мира и благосостояния, освящала браки, помогала при родах, посылала, здоровье людям , отводила болезни и несчастия , покровительствовала размножению семей и родов  и содействовала процветанию городов . Ее именем клялись булевты , ee чтили, как богиню народных собраний, как высшую руководительницу в важных делах . Как покровительница женских работ, она известна уже Гомеру, который называет труды женских рук ’έργα Άθηνίης (сюда относится миф об Арахне). В этом значении она носит эпитет Έργάνη. Позднее ее стали считать своей покровительницей представители разного рода ремесел и искусств: плотники, кузнецы, литейщики, горшечники, кораблестроители и т. д., о чем свидетельствует праздник Χαλκεΐα, установленный в честь ее и Гефеста. Когда стали развиваться изящные искусства, она стала представительницей умственной и художественной деятельности и творчества. Ей приписывают изобретение флейты и военного танца — пиррихи; под ее покровительством стояли науки и искусства, которые она ведала наравне с музами.

Платон отмечает, что под покровительством Афины находятся как сословие ремесленников, так и воинов. Она помогает гончарам. Ремесленника Солон называет знающим «дело Афины». Эпиграммы говорят о посвящении Афине орудий ремесла плотника и орудий труда земледельца. Афина обучает дочерей Пандарея искусствам, также она обучает мастерству Евриному, дочь Ниса и, вероятно, дочерей Левкона, а также вообще девушек ремеслам. Также говорится, что она вместе с Гефестом обучила людей ремеслам, а ее  и Гефеста, в свою очередь, обучили киклопы. В более поздних текстах Афина считается изобретательницей ремесел и искусств, ради которых почитается. Арат отмечает, что для изготовления простейшего небесного глобуса нужно «ремесло Афины».

Миф об изобретении богиней флейты (авлоса) упомянут многими авторами. (В Беотии Афина-изобретательница флейты, даже почиталась под особым именем Бомбилея, то есть Афина «пчелиная», «жужжащая»). По более подробному рассказу, Афина сделала флейту из оленьей кости и пришла на трапезу богов, но Гера и Афродита осмеяли ее, и она, посмотрев на свое отражение в воде, увидела, как некрасиво при игре раздуваются ее щеки, и бросила флейту в Идейском лесу, либо выбросила флейту в воды Меандра. Брошенную флейту подобрал сатир Марсий.  Труба (Сальпинга) — эпитет Афины. В эпиграммах Афине посвящают трубу или даже «трубу Эниалия».
Афина покровительствует ткацкому искусству, однако Платон подчеркивает, что ее наставник в этом искусстве — Эрот. Древняя статуя Афины в Эрифрах изображала ее с прялкой в каждой руке. Прялка — дар Афины. Ткацкий станок называют занятием Афины, а ткачих — служащими «делу Афины».

Рембрандт, "Афина Паллада" :



В мирные дни она не носила оружия, а когда нуждалась в нем, то брала его у Зевса. Она славилась своей добротой: когда в Ареопаге во время суда над обвиняемым судьи расходились во мнении, она всегда отдавала свой голос в пользу освобождения обвиняемого. Однако, вступив в бой, она никогда не оказывалась побежденной даже в сражении с уже упомянутым Аресом, превосходя его в тактике и стратегии. Поэтому мудрые предводители всегда обращались к ней за советом.

Афина символизирует собой ясность эфира, небесную силу, управляющую молнией, облаками и светилами, оплодотворяющую поля, порождающую все живое и воспитывающую человечество. Впоследствии Афина стала богиней духовной деятельности, художественной изобретательности и мышления.
В диалоге Платона излагается сочиненный Протагором миф, согласно которому Прометей похитил не только огонь у Гефеста, но и искусства Афины, и дал их человеку. Прокл толкует этот миф, указывая, что Афина озаряет души способностью познавать и мыслить.
Одно из своих этических сочинений Демокрит назвал «Тритогения». По его словам, Афина как мышление называется Тритогенией, ибо «из мышления рождаются три способности: принимать правильные решения, говорить безошибочно и действовать как должно».

Будучи такой же скромной, как и Артемида, Афина, однако, была добрее. Когда Тиресий однажды подглядел, как она купалась, богиня возложила свои ладони на его глаза, и он ослеп, но взамен она наделила его даром провидения.
Мореплавание, казалось бы, относится к области действия Посейдона, но Афина и здесь раскрывает сложность и в то же время единство своей мудрости. Сначала она вмешивается во многие технические вопросы, связанные со строительством корабля, а потом помогает кормчему верно вести судно.
Хочется отметить необычность этого примера, примера того, что можно назвать сакрализацией технического изобретения и мифологией интеллекта. Другие божества иллюстрируют сакрализацию жизни, плодородия, смерти, социальных институтов и т.п. в бесчисленном множестве форм. Афина же раскрывает сакральный характер или божественное происхождение определенных ремесел и занятий, которые требуют не только ума, технических навыков, практической изобретательности, но и самообладания, стойкости в испытаниях, уверенности в логичности мироздания и, следовательно, в возможности понять его. Именно поэтому покровительница мудрости станет, в период философов, символом божественных знаний и человеческой мудрости. Не зря Афину часто изображали с совой, птицей с огромными круглыми глазами, символизирующей мудрость.
Согласно стоическому учению, бог зовется и Афиной, поскольку его ведущее начало простирается по эфиру. Стоик Диоген Вавилонский написал сочинение «Об Афине», где относил ее рождение к области естествознания. Плотин вспоминает Афину редко: «если кто-нибудь сможет обернуться к себе или сам, или в добрый час ведомый Афиной, он увидит и Бога, и себя, и Вселенную…». Порфирий понимает Афину как символ разумения и считает, что от нее происходит врачебное искусство.
Юлиан в речи «К Царю-Солнцу» рассуждает об Афине Пронойе (Провидице), указывая, что она «изошла из Гелиоса — целая из целого, продолжая находиться в нем», она — совершенная мысль Гелиоса, она космизирует материю, которая лежит ниже ее, людям же подает блага мудрости, ума и демиургических искусств, а ее мудрость — основа политического общения.
Прокл много говорит об Афине в «Комментарии к „Тимею“»: она «чистая», «несмешанная», «мудрость», «носительница света», «спасительница», внедряющая частичный ум в целостную мудрость Зевса, «работница» при демиургической деятельности отца, созидательница «прекрасных дел», обладательница «умной красоты», «вершина и единение» демиургической мудрости.

*

Панафинеи («всеафинские»), посвященные сразу всем «направлениям деятельности» Афины. Проводились в Афинах ежегодно в августе. Основателем панафиней считался Эрихтоний, преобразователем — Тесей.
Великие Панафинеи с музыкальными и гимнастическими соревнованиями. Торжества начинались ночью факельным шествием и завершались праздничным шествием афинян. Процессия поднималась по священной дороге и вступала в храм, чтобы принести в дар Афине пеплос, сотканное руками знатных афинянок из тончайшей дорогой шерсти одеяние с золотым шитьем. Специально к празднику готовились «панафинейскиеамфоры», объемом в 26 литров, на которых изображались сцены состязаний и сама богиня. Амфора, наполненная оливковым маслом, доставалась победителю состязаний.
Синойкии — афинский праздник в честь богини, связанный с объединением общин, происшедшим при Тесее.
Скирофории (отвращение засухи). Во время этих празднеств происходило омовение статуи Афины, юноши приносили клятву гражданского служения богине.
Также Геродот упоминает всенародное празднество в честь Афины Саисской и праздник «Афины» у авсеев в Ливии, где девушки сражаются между собой. Два римских праздника Минервы описывает Овидий в «Фастах».

Бартоломеус Спрангер, "Минерва побеждает невежество" :


Минерва (лат. Minerva, предположительно от италийского Meneswā «отмеряющая»), которая собственно соответствует греческой Афине Палладе, — в римской мифологии богиня мудрости. Особенно почитали ее этруски (под именем Менрвы) как молниеносную богиню гор и полезных открытий и изобретений. И в Риме в древнейшие времена Минерва считалась богиней молниеносящей и воинственной, на что указывают гладиаторские игры, обязательно проводившиеся во время главного праздника в её честь — Квинкватрии (Quinquatrus). В римской мифологии этой богине, входившей наряду с Юпитером и Юноной в т.н. капитолийскую триаду,  был посвящен храм на Капитолии. Культ Минервы, возможно, заимствован из города Фалерии, где Минерва издавна почиталась как покровительница ремесел и искусств (Ovid. Fast. III 821). Такова же была ее функция в Риме, где храм Минервы на Авентине стал центром ремесленных коллегий. В 207 до н.э. по ходатайству старейшего поэта и драматурга Ливия Андроника при храме Минервы была организована коллегия писателей и актеров (Liv. XXVII 37), покровительницей которых стала богиня. Впоследствии ее почитали также музыканты, врачи и учителя. В римских провинциях Минерва отождествлялась с некоторыми туземными богинями: Суль в Британии, Сулевией в Галлии.

Минерва Джузеппе Вольпини во Дворцовом парке Нимфенбург, Мюнхен:


Прямое отношение к Минерве как военной покровительнице находит подтверждение в тех дароприношениях и посвящениях, которые делались римскими полководцами в её честь после какой-нибудь блистательной победы. Так, Луций Эмилий Павел, закончив покорение Македонии, сжег часть добычи в честь Минервы; Помпей после своего триумфа построил ей на Марсовом поле храм; так же поступил и Октавиан Август после победы при Акциуме. Но, главным образом, римская Минерва чтилась как покровительница и отчасти изобретательница ремесел и искусств. Она покровительствует шерстобитам, сапожникам, врачам, учителям, ваятелям, поэтам и, в особенности, — музыкантам; она наставляет, учит женщин и руководит ими во всех их работах.

Главное празднество в ее честь — Quinquatrus или Quinquatria, проводимое с 19 по 24 марта, — было праздником ремесленников и художников, а также школьников, которые на время празднеств освобождались от занятий и тогда же приносили своим учителям плату за учение — minerval.





Архетип. Символизм.


Богиня мудрости Афина известна своим стратегическим гением и практицизмом. Афина – женский архетип, демонстрирующий, что сильный интеллект, умение не поддаваться эмоциям и правильная тактика действий в конфликтных ситуациях вполне характерны для определенного типа женщин. Женщина, движимая Афиной, не уподобляется мужчинам. Ей не нужна помощь анимуса – она и сама хорошо и ясно мыслит. Представление об Афине как архетипе логического мышления бросает вызов утверждению Юнга, что женщина мыслит посредством своей мужской стороны, анимуса, который, как предполагается, отличен от ее фемининного эго. Женщина, осознавшая остроту своего ума как связанное с Афиной женское качество, может развивать положительный образ себя, не боясь упреков в мнимом мужеподобии.
Богиня-девственница Афина, в отличие от Артемиды и Гестии, ищет общества мужчин. Ей нравится атмосфера мужских дел и власти. В то же время архетип этой богини-девственницы помогает женщине избегать затруднительных в эмоциональном или половом плане взаимоотношений с мужчинами, с которыми она сотрудничает. Она может быть их компаньоном, коллегой или доверенным лицом, не испытывая к ним никаких эротических чувств и не нуждаясь в эмоциональной близости.
Афина появилась в обществе олимпийских богов сразу взрослой женщиной, проявляющей интерес к земным делам. Таким образом, архетип Афины представляет собой более позднюю и зрелую версию богини-девственницы, чем Артемида. Благодаря своей прагматической позиции и здравомыслию, а также отсутствию романтизма и девичьего идеализма, Афина производит впечатление «благоразумного взрослого».
Мудрость Афины, ее умение правильно распределять свои силы и искусно маневрировать дают женщине преимущества в конкурентной борьбе. Афина проявила себя как лучший стратег во время Троянской войны. Ее вмешательство принесло грекам победу в сражении. Архетип Афины обеспечивает преуспевание в бизнесе, учебе, а также в научной и политической деятельности. В административной сфере Афина может быть представлена женщиной со степенью магистра, движущейся вверх по служебной лестнице при поддержке могущественного руководителя. Афина блистает там, где требуется воля и способности к дипломатии.

Будучи богиней ремесел, Афина причастна не только к полезной деятельности, но и к созданию произведений искусства. Особенно она известна своим мастерством ткачихи. Чтобы выткать покрывало, женщина должна сначала представить его и составить точный рисунок, а затем, нить за нитью, методически воспроизвести задуманное в ткани. Отсюда мы видим, что архетип Афины подразумевает способность планировать свои действия, сноровку, предусмотрительность и терпение.

Как «дочь своего отца», Афина делает женщину сторонницей патриархальных ценностей и легитимности мужской власти.
Афина появилась на сцене Олимпа в блестящих золотых доспехах. И в действительности жизнь «в броне» – характерная черта всякой женщины-Афины. Интеллектуальная защита предохраняет ее от ощущения боли – как своей собственной, так и боли других людей. Во время эмоциональной бури или в тяжелом сражении она остается недоступной чувствам, наблюдая, отмечая, анализируя происходящее и решая, как ей действовать дальше.
У феминисток вызывают гнев успешно делающие карьеру женщины-Афины, которые, с одной стороны, поддерживают патриархальные по своей сути политические реалии, а с другой – очевидно извлекают наибольшую выгоду из успехов женского движения в том, что касается возможностей получить хорошее образование и сделать карьеру. Первой женщиной, вступающей в какую-либо традиционно мужскую сферу деятельности и получающей в ней признание, часто оказывается именно женщина-Афина.  Мужчины привлекают ее скорее в качестве друзей или покровителей, чем любовников.
Рациональная Афина никогда не теряла головы, сохраняла самообладание и не поддавалась зову сердца. Она жила по принципу «золотой середины» и не была подвластна эмоциям и иррациональным побуждениям. Большинство других богинь (кроме Гестии) либо давали волю своим чувствам и причиняли страдания другим, либо были преследуемы и сами страдали. Женщины, подобные им, также или причиняют страдания окружающим, или страдают сами. Афина же всегда была неуязвимой для иррациональных побуждений, над ней не довлели чувства, ее действия были обдуманными, а не импульсивными.

Минус. У женщины-Афины есть способность запугивать других и лишать спонтанности, живости и созидательной силы людей, которым она не нравится. Иначе говоря, она обладает способностями Медузы.
Богиня Афина носила символ своей власти – эгиду, украшенную изображением головы Медузы Горгоны, чудовища со змеями вместо волос, чей ужасный вид превращал в камень любого взглянувшего на нее. Горгона также представляет один из личностных аспектов женщины-Афины. Метафорически, она обладает властью лишать переживания других людей жизненной силы, делать безжизненным общение, превращать близкие отношения в статичную картинку. Благодаря своей логике, рациональности и сосредоточенности на фактах и деталях, женщина-Афина может превратить любой разговор в сухое изложение подробностей. Ее невосприимчивость разрушительна для глубоких личных отношений, поскольку привносит в них отчужденность и поверхностность. Своей критикой и безжалостным анализом женщина-Афина, возможно непреднамеренно, даже не осознавая этого, унижает чувства другого человека. Она может быть безучастна к духовным и нравственным вопросам, которые другие считают жизненно важными, нетерпима к проблемам близких людей и критична к любой слабости. Ее неспособность к сопереживанию нередко убийственна.


Так как Афина Паллада является одновременно архетипом воина и мудрости, ее в этом смысле легко спутать с такими божествами, как Меркурий (юный бог интеллекта) и Марс (бог войны); а также с Сатурном (древним воплощением мудрости) или даже с Зевсом (царственным отцом и мудрым могущественным правителем). Обладая атрибутами всех перечисленных богов, Афина все же имеет свою собственную сферу влияния.
Внешний облик Афины, ее успокаивающий голос и мудрые советы сообщали герою ясность мысли, уверенность и способность немедленно действовать. Описание богини Гесиодом звучит так: «Женщина, как если бы она была мужчиной». То есть Афина Паллада была наделена такими качествами и чертами, которые люди обычно склонны ассоциировать с мужчиной (например, блестящий ум). Но все же она женщина, и поэтому ее прозвище «воин мудрости» оправдывает себя совсем иным путем, нежели «воин» Марса - она являет собой сочетание ясности философской мысли, унаследованной от Зевса, и женской интуиции, доставшейся ей от матери, Метиды. И что еще более важно, мудрость Афины практическая. Будучи женщиной, она не тратит времени на абстрактные философские размышления - все нужно делать с определенной целью.
Она была «богиней города» вообще, то есть цивилизованной, городской жизни в принципе. Пол не имеет особенного выражения в Афине, ибо во многом она андрогинна. И все же многие исследователи мифов настаивают на том, что она определенно склонялась к мужественности и отождествлению со своим отцом.
Взглянув на свою новорожденную дочь, Зевс в ту же минуту полюбил ее, и любовь эта была взаимной. Архетип Афины Паллады и волшебная история ее рождения стали важным аргументом в непрекращающихся дебатах об истоках греческой мифологии. Поэт Роберт Грейвз популяризовал идею о том, что божества греческого мира представляли собой синтез собственно греческих богов и богинь и их предшественников доэллинистического периода. Его теория состояла в том, что в древнейшей Греции (до эллинизма) господствовал матриархат, а олимпийские богини были «выданы замуж» за небесных богов вторгшихся на греческую территорию индоевропейских племен (либо были рождены ими, как в случае Афины) и таким образом понизили свой статус. Что касается конкретно Афины Паллады, Грейвз трактовал историю ее рождения именно в Ливии так: она изначально была идолом некого североафриканского культа могущественной женщины-воина, и именно отсюда ее компетенция в тактике, стратегии и применении оружия. Концепция матриархальной Европы была заявлена Грейвзом, а еще раньше - такими учеными, как Бахофен и Бриффо, которые обнаруживали ее полное подтверждение в работах археолога Марии Гимбутас, - несмотря на то, что сама Мария в последние годы своей жизни отказалась от своей гипотезы «патриархального» индоевропейского вторжения, так как археологически она не подтвердилась. Настоящее происхождение Афины Паллады может навсегда остаться тайной. Несмотря на то, что она на самом деле не имеет четких параллелей в других индоевропейских мифологиях, некоторые современные ученые отыскали ее следы на минойском Крите (а не в Ливии), где она была известна просто как «богиня города» (что, конечно, абсолютно соответствует ее роли в Афинах).
Будучи рождена из головы своего отца, она была его дочерью в полном смысле этого слова. Она сообщала всему миру его решения и постановления, поэтому ей поклонялись во всем греческом мире и глубоко уважали ее. Учитывая то, что женщины не играли практически никакой роли в политической и философской сферах Древней Греции, возвышение Афины до статуса Зевса или Аполлона многое говорит о том, какой властью она была облечена. Хотя Паллада сохранила свое место в римском пантеоне под именем Минервы, богини мудрости, с приходом христианства в Европу она утратила его, и если кто-то в прошедшем тысячелетии и напоминал Афину, то это была Жанна Д'Арк, воплощавшая Афину-амазонку, воительницу. Кроме нее было всего несколько женщин-правительниц, таких как Элеонора Аквитанская, королева Елизавета I и, ближе к современности, королева Виктория.

***


Использованная литература :

Р. Грейвс, «Мифы Древней Греции» ;
Деметра Джонс, «Богини астероидов» ;
А.Гуттман, К.Джонсон, «Прикладная мифологическая астрология»;
Джин Шинода Болен, «Богини в каждой женщине».



darker76/2017