Икар и Дедал




Афинянин Дедал, внук афинского царя Эрехтея и сын Метиона (Plat. Jon. 533 a), по другой версии, сын Эвпалма и внук Метиона (Apollod. III 15. 8). По первой версии происходил из греческого рода Эрехтидов — потомков Эрехтея, сына Гефеста и Афины. Он был самый искусный человек своего времени; он был в одно и то же время и строитель, и скульптор, и резчик по камню. Ремеслу Дедала обучила сама Афина. В каждом городе были произведения, сделанные его рукой; про его статуи говорили, что они живут. Много инструментов изобрел Дедал для своей работы; им были изобретены топор и бурав. Слава о нем распространялась по всей Греции.

У него был племянник по имени Талос (у Гигина - имя племянника Пердикс), сын его сестры Пердики, которого он посвятил в свои искусства и который проявил еще большие способности, чем его учитель. Почти еще ребенком, он изобрел гончарный станок, сделал первую пилу из змеиных зубов и еще многие другие инструменты, и все это вполне самостоятельно, без малейшей помощи учителей. Таким образом, еще в юности, он приобрел большую славу, что сделало его гордым и самонадеянным.

Дедал все более и более завидовал своему воспитаннику; он боялся быть превзойденным. Зависть овладела им.  Однажды Дедал стоял с племянником на высоком афинском Акрополе у самого края скалы. Никого не было видно кругом. И в этот момент Дедал решил убить Талоса, и столкнул племянника со скалы. Был уверен художник, что его преступление останется безнаказанным. Упав со скалы, Талос естественно разбился насмерть. Дедал поспешно спустился с Акрополя, поднял его тело и хотел уже тайно зарыть его в землю, но его застали афиняне, когда он рыл могилу. Злодеяние Дедала открылось. Ареопаг присудил его к смерти.

Он тотчас скрылся на остров Крит, где получил выгодное место художника у царя Миноса. Минос охотно принял под свою защиту великого художника Греции. Много дивных произведений искусства изготовил Дедал для царя Крита.Король предложил ему построить для Минотавра, сына своей жены Пасифаи, чудовища с телом человека и головой быка, жилище, в котором оно было бы скрыто от глаз людей.
Находчивый Дедал построил лабиринт, состоящий из целой сети запутанных, извилистых коридоров, в которых терялся глаз, и путник, попадая в них, сбивался с пути. Все эти коридоры вели то вперед, то назад, так что выбраться не было почти никакой возможности. Внутри этого строения и должен был поселиться Минотавр.
Пищей для чудовища служили семь юношей и семь красивых девушек, которых афиняне должны были через каждые девять лет отдавать царю Крита для жертвы. Но Дедала пугали эти жертвы. Дедалу как художнику было тяжело пребывание на этом одиноком острове, среди моря, со строгим своенравным царем, и он стремился вернуться на родину. Но Минос категорически не хотел отпускать его  с Крита; только один хотел он пользоваться искусством великого художника. Словно пленника, держал Минос Дедала на Крите.

По другой версии Дедал помог Ариадне освободить из лабиринта Тесея: найти выход с помощью клубка ниток . Узнав о его пособничестве бегству Тесея и его спутников, Минос заключил Дедала вместе с сыном Икаром в лабиринт, откуда их освободила Пасифая. Именно после этого случая Дедал принимает решение бежать...
Существует и более подробная версия – исток. Супруга царя Миноса Пасифая вдруг влюбилась в лучшего царского быка. Чтобы утолить свою страсть, она позвала на помощь Дедала, и тот соорудил ей полую корову, забравшись в которую, царица сумела удовлетворить быка. После этого ужасного адюльтера (проклятия богов, между прочим) родился у царицы сын с головой быка, Минотавр. Тогда раскрылась вся правда и участие в этом Дедала. Его вместе с сыном заточили в построенном им же лабиринте.

Дедал долго думал, как ему покинуть Крит, и, наконец, нашел способ освободиться от неволи. Его изобретательный ум скоро отыскал возможность бежать.

- Если не могу я, - воскликнул Дедал, - спастись от власти Миноса ни сухим путем, ни морским, то ведь открыто же для бегства небо! Вот мой путь! Всем владеет Минос, лишь воздухом не владеет он!

С неутомимым усердием начал он связывать всевозможные птичьи перья, начиная с самых коротких и постепенно прикрепляя к ним более длинные, так что казалось, что это были настоящие крылья. Перья он скреплял посредине льняными шнурками, а снизу воском, потом делал едва заметный изгиб.

Борис Стародубцев, "Дедал и Икар".


У Дедала был маленький сын Икар, рожденный от рабыни Навкраты, который повсюду следовал за отцом и с любопытством следил за его работой над изготовлением крыльев. Потом он и сам активно включился в процесс и стал помогать ему. После того как все было закончено, Дедал прикрепил крылья к своему телу и легко, как птица, взлетел на воздух. С изумлением смотрел Икар на отца, который парил в воздухе, подобно громадной птице. Когда он снова спустился на землю, сын начал настойчиво просить его сделать и ему такие же крылья и брать его с собой в воздушные путешествия. Дедал сначала сердился, но потом уступил и скоро приготовил новые крылья для сына.

- Слушай, что я скажу тебе, мой сын, - обратился он затем к мальчику, - лети осторожно, потому что, если ты спустишься слишком низко, твои крылья могут промокнуть в морской воде и ты упадешь в волны. Но ты должен также беречься и от солнца и не залетать слишком высоко, так как его лучи могут растопить воск, скрепляющий крылья. Лети же между морем и солнцем, прямо за мной и внимательно следи за моим полетом.
С такими наставлениями снаряжал он сына, но рука его дрожала, когда он прикреплял крылья, и тяжелая слеза скатилась из его глаз.
Вот как видел это Овидий:

…На крыльях поднявшись,
Он впереди полетел и боится за спутника, словно
Птица, что малых птенцов выпускает на волю.
Следовать сыну велит, наставляет в опасном искусстве,
Крыльями машет и сам и на крылья сыновние смотрит.

Вот оба они взлетели на воздух. Сначала все шло прекрасно. Далеко остались за ними острова Самос, Делос и Парос, и уже был виден вдали берег Греции... Быстрый полет забавляет Икара, все смелее взмахивает он крыльями. Икар забывает наставления отца и уже не летит следом за ним. Сильно взмахнув крыльями, он взлетел высоко под самое небо, ближе к лучезарному солнцу, один, мужественно и безропотно направляясь ввысь.
Близкое солнце растопило своими горячими лучами скреплявший крылья воск; распавшиеся, они бессильно повисли на плечах мальчика, и не могли больше сопротивляться ветру, и несчастный стремительно полетел вниз. Он хотел крикнуть отцу; но волны уже поглотили его... Когда Дедал обернулся, он не увидел сына. Напрасно звал он его, никто не откликался.

Начал тут отрок Икар веселиться отважным полетом,
От вожака отлетел; стремлением к небу влекомый,
Выше все правит свой путь.
Соседство палящего Солнца
Крыльев скрепление — воск благовонный —
огнем размягчило;
Воск, растопившись, потек; и голыми машет руками
Юноша, крыльев лишен, не может захватывать воздух.
Приняты были уста, что отца призывали на помощь,

Наконец, внимательным взглядом Дедал окинул землю. И вдруг заметил на гребнях морских волн крылья сына. Тотчас спустился он на землю и долго бродил по берегу моря, ища мальчика.

Морем лазурным, с тех пор от него
получившим названье.
В горе отец — уже не отец! — повторяет: «Икар мой!
Где ты, Икар? — говорит, — в каком я найду тебя крае?»
Все повторял он: «Икар!» — но перья увидел на водах;
Проклял искусство свое, погребенью сыновнее тело
Предал, и оный предел сохранил погребенного имя .

По другой версии, волны выкинули  труп  Икара на берег острова, на котором и похоронил его отец, назвав его Икария, в память сына. А часть Средиземья  куда упал Икар получило название Икарова моря (Овидий, Метаморфозы, VIII, 145).

______________________________________

Историческая справка.

Икария (Ίκαρία), остров близ малоазиатского берега, причисляемый к Спорадам, в 12 километрах к западу от Самоса. На северо-восточном мысе Дрепанон лежал носивший то же имя главный город острова; два других городка назывались Иноя и Исти. На Икарии находился известный в античные времена храм Артемиды Таврополы.
Самос (Samos), в древности один из главных островов Эгейского моря. Город Самос, расположенный амфитеатром над прекрасной гаванью с укрепленной цитаделью Астиполеей, обладал многочисленными и богатыми храмами, среди которых выделялся знаменитый храм Геры, по Геродоту — величайшее из всех древних святилищ, построенное зодчими Ройком и Феодором около 650 года до нашей эры на месте древнейшего святилища, сооружение которого приписывалось аргонавтам или лелегам. Славился также упоминаемый Геродотом водопровод, сооруженный мегарцем Евполином. Древнейшими обитателями Самоса считались лелеги и карийцы, царем которых был Анкей, сын Посейдона, а затем Самос, который по позднейшим греческим преданиям был незваным пришельцем, и от которого остров и получил свое имя.
______________________________________

После того как Дедал похоронил сына, он полетел на Сицилию. Здесь он был гостеприимно встречен королем Кокалом. Многие поколения указывали потом на устроенное им прекрасное озеро, из которого вытекала большая и широкая река. А на высокой скале, где не могло удержаться ни одно дерево, он построил замок, к которому вела красивая извилистая дорога, искусно пробитая между камнями. Кокал избрал этот уголок своим местопребыванием и хранилищем своих сокровищ.
Третье произведение Дедала была глубокая пещера, в которой он устроил подземное отопление.
Кроме того, он воздвиг храм Афродиты и посвятил богине золотые соты, так хорошо сделанные, что, казалось, они были наполнены настоящим медом.

Когда Минос узнал, что строитель Дедал бежал на Сицилию, он решил отправиться за ним с целым войском и вернуть его. Он пересек море и с берега послал к царю гонцов с предложением выдать беглеца.
Кокал сделал вид, что принимает предложение критского короля, и пригласил его в свой замок.
Минос пришел и был принят с большим радушием. Так как он очень устал, подымаясь по крутой дороге, ему была предложена теплая ванна. Но, пока он сидел в ней, воду постепенно нагревали до тех пор, пока он не задохнулся от жара.
Труп царя был передан свите с объяснением, что король, упав, захлебнулся в горячей воде. Кокал похоронил его с большими почестями, а над его могилой около Агригента рукой Дедала был построен открытый храм Афродиты. По другой версии, дочери Кокала не хотели лишиться такого художника, как Дедал. Они придумали хитрость. Уговорили отца согласиться на требования Миноса и принять его как гостя во дворце. Когда Минос принимал ванну, дочери Кокала вылили ему на голову котел кипящей воды и Минос умер в страшных мучениях.
В продолжение всей своей жизни Дедал оставался у Кокала, и под его руководством воспитывались многие знаменитые мастера. Но со времени смерти сына он уже больше никогда не был счастлив и, несмотря на то, что своими произведениями делал страну веселой и красивой, сам доживал старость в скорби. Он был похоронен в Сицилии.

***

Древние греки классического и более поздних периодов думали, что в форме мифа об Икаре и Дедале сохранилось воспоминание об изобретении косых парусов — по распространенной интерпретации, Дедал и Икар спаслись с Крита просто на корабле с косыми парусами, позволяющими использовать не только попутный, но и боковой и даже встречный ветер. До этого изобретения использовались только прямые паруса. Икар во время плавания стал проявлять излишнее любопытство,  упал за борт и утонул.
Также миф о Дедале характерен для периода поздней классической мифологии, когда выдвигаются герои, утверждающие себя не силой и оружием, а находчивостью и мастерством.
Героизм осмысляется в мифах с разных сторон. Герои - исполнители божественных замыслов. Но они же - борцы за человека, самостоятельные творцы и мыслители. Путь героизма обещает славу, но нередко толкает на дерзкие поступки и даже преступления, которые влекут за собой проклятие богов. Боги часто помогают героям, но постепенно герои становятся все более самостоятельными. Своих целей они достигают с помощью разума, без применения силы и кровопролития. В развитии героизма заметно возрастание любви к профессии, мастерству.
Так и Дедал, внук афинского царя, отличался особой изобретательностью. Но не все хорошо продумал , видимо не учел молодость и неопытность сына, и не сумел удержать, когда тот рвался подняться слишком высоко к солнцу.
По этой причине, Дедал - фигура драматическая. Его ум и мастерство служат злым целям властителей, а когда он пытается освободиться от них, то теряет самое дорогое - собственного сына.
Данный миф рассматривается и с немного другой стороны - это аспект непослушного ребенка. В данном случае Икара. Настойчивые наставления  отца игнорируются, молодая кровь играет, отсутствие осознания опасности делает свое дело и Икар погибает.
Здесь мы сталкиваемся с таким понятием как «инфляция».

Эд Эдингер в своей книге «Эго и Архетип» пишет следующее, упоминая в частности историю Икара :

В словаре приводится следующее определение слова инфляция: «преувеличенный, наполненный воздухом, нереально большой и неправдоподобно важный, пребывающий за пределами своих собственных размеров; отсюда такие значения, как тщеславный, самовлюбленный, гордый и самонадеянный». Термин «инфляция» можно употребить для описания психологической установки и состояния, которое сопровождает идентификацию эго с Самостью. В этом состоянии нечто малое (эго) присваивает себе качества чего то большого (Самости) и в результате настолько увеличивается, что выходит за пределы своих размеров.
Мы рождаемся в состоянии инфляции. В младенческие годы не существует ни эго, ни сознания. Все находится в сфере бессознательного. Латентное эго пребывает в состоянии полной идентификации с Самостью. Если Самость рождается, то эго созидается. Но поначалу все есть Самость. Нойманн описывает это состояние с помощью образа уробороса (пожирающего свой хвост змея). Поскольку Самость составляет центр и всю совокупность психической жизни, эго, находясь в состоянии полной идентификации с Самостью, воспринимает себя как божество. Мы можем сформулировать эту мысль в форме ретроспективы, хотя младенец, разумеется, так не думает. Он пока вообще не способен думать. Вся его психическая жизнь и переживания группируются вокруг априорного допущения существования божества. Это первоначальное состояние бессознательной целостности и совершенства служит причиной нашей ностальгии по своим истокам, как личным, так и историческим.
Многие мифы описывают первоначальное состояние человека как состояние округленности, целостности, совершенства или блаженства. Гесиод записал греческий миф о четырех веках человечества. Первый век—это золотой век, когда на земле был рай. Вторым был серебряный век, эпоха матриархата, когда мужчины подчинялись женщинам. Третьим был брон­зовый век, эпоха войн. Четвертым был железный век. Гесиод охарактеризовал этот век как эпоху полного упадка. О золотом веке, блаженном состо­янии человечества, Гесиод пишет так:
«(Золотая раса людей) жила подобно богам, без печали, трудов и забот... У них были все блага, ибо плодородная земля без принуждения приносила им обильные плоды. Они жили в мире и покое на своих землях. Их окружало множество хороших вещей. Их стада были тучны. Они были любимы блаженными богами».
В блаженный век люди пребывали в единении с богами. Этот век олицетворяет состояние еще нерожденного эго. Эго еще не рассталось с чревом бессознательного и поэтому участвует в божественной полноте и всеобщности.
Существует немало других мифов, в которых описано состояние инфляции. И к их числу относится как раз часть мифа о гибели Икара.

Дедал предупредил сына: не летай слишком высоко, иначе солнце расплавит воск на твоих крыльях, и ты упадешь. Делай так, как я. Не следуй своим курсом. Но Икар так обрадовался своей способности летать, что забыл о предупреждении и последовал своим курсом. Он взлетел слишком высоко, воск расплавился, и он упал в море. В этом мифе выделяется опасная сторона инфляции. Хотя и существуют моменты, когда инфляционный акт необходим для достижения нового уровня сознания, тем не менее, существуют моменты, когда любое действие в сторону инфляции является безрассудным и гибельным. С уверенностью можно отправиться своим путем только тогда, когда знаешь, что ты делаешь. Доверие к высшей мудрости других нередко позволяет точнее оценить реальную ситуацию. Как сказал Ницше: «Не раз человек отказывался от своего достоинства, когда отказывался от своего рабства». Это как необходимое преступлении инфляции, но это действительно преступление, и оно все-таки приводит к реальным последствиям. При неправильной оценке ситуации человеку уготована судьба Икара.
Возможно что все сны о полетах в какой-то мере соотносятся с мифом об Икаре. В-первую очередь это относится к снам о полетах, не обеспеченных механическими средствами поддержки. Оторвавшись от земли, всегда подвергаешься опасности упасть на землю. Неожиданное столкновение с реальностью, символом которой является земля, способно вызвать опасное потрясение. Сновидения и симптоматические образы, связанные с авиакатастрофами, падением с высоты и боязнью высоты проистекают из основной психической установки, представленной в мифе об Икаре.

Приведем пример сновидения на тему Икара. Этот сон приснился молодому человеку, который идентифицировал себя со знаменитым родственником. Он позаимствовал крылья, изготовленные другим человеком, и с их помощью полетел:
«Вместе с другими людьми я стою на краю высокого утеса. Они прыгают с утеса и ныряют в мелководье. Я уверен, что они гибнут. Еще не проснувшись, или сразу по пробуждении, я вспомнил картину Брейгеля «Падение Икара».


На картине Брейгеля «Падение Икара» изображена сельская местность в Италии. Слева крестьяне занимаются пахотой и своими повседневными делами. Справа изображено море с несколькими суденышками. В нижнем углу видны ноги Икара в тот момент, когда он исчезает в воде. Одна из замечательных особенностей этой картины состоит в том, что персонажи, изображенные в левой части картины, совершенно не обращают внимания на то, что происходит с Икаром (в правой части картины). Они не сознают, что перед их глазами происходит архетипическое событие. Сновидец высказал несколько замечаний по поводу этой особенности картины, отметив, что он сам не сознает происходящее с ним. Он находился в процессе падения с высот нереальности, но это понимание пришло к нему позже.

Может ли трагический конец Икара в чем то перекликаться и со сценарием жизни самого Дедала ? Я умаю что, да. Стремление к совершенному,своему, сделанному своими «руками» (Я),  часто перекрывает разум, перестают работать защитные механизмы сознания. Убийство Дедалом Талоса и последующее бегство, как символическое нравственное падение и последующая смерть сына  – вот истинное наказание. В этой истории мы уже видим не только творческое мастерство, не только склонность к всплескам агрессии и насилия, но и достаточно нередкий этап изгнания или бегства из привычного окружения. Это тип творческого и эмоционально непредсказуемого мужчины.
В этом мифе сказано о том, что инфляция неизбежно приводит к падению и весь его «сок» завязан на трагическом падении Икара, который как бы служит инструментом в руках  Высших сил, которые толкают это молодое создание на необдуманный поступок.

Во многом, история Икара перекликается и с историей Фаэтона. Миф о Фаэтоне также относится к инфляции : «Мать рассказала Фаэтону, что его отцом был бог солнца Гелиос. Чтобы убедиться в этом, Фаэтон отправился к жилищу солнца и спросил Гелиоса: «Ты действительно мой отец?» Гелиос подтвердил, что так оно и есть, и допустил оплошность, сказав: «Чтобы доказать это, я дам тебе все, что ты попросишь». Фаэтон попросил позволить ему прокатиться по небу, управляя колесницей солнца. Гелиос тотчас пожалел о своем необдуманном обещании. Но Фаэтон настаивал, и, вопреки здравому смыслу, отец уступил ему. Фаэтон поехал на колеснице солнца, но поскольку он был слишком молод, ему не удалось справиться с управлением, и он рухнул на землю, объятый пламенем и погиб».
В этом мифе сказано о том, что инфляция неизбежно приводит к падению. И Фаэтон и Икар служат прообразом современных «лихачей». Быть может, оба этих мифа говорят о чем-то снисходительном со стороны отцов, которые, вопреки здравому смыслу, слишком рано дают свободу своим сыновьям, скажем, в пользовании семейным автомобилем или в области самоопределения, без компенсации этой свободы за счет чувства ответственности. В мифе о Фаэтоне это проступает слишком явно и конкретно, но в мифе об Икаре, все же, тень Судьбы (рока) следует по пятам...

***

Стоит отметить, что в современной психологии и психиатрии существует такое определение как «комплекс Икара».
Еще в начале прошлого века «комплексы» описывались К.Г. Юнгом как «эмоционально заряженная группа идей или образов, сгруппированных вокруг сердцевины-архетипа и накладывающих отпечаток на поведение человека как личности в целом» . К подобного рода образованиям относится, в частности, описанный Г.А. Мюрреем в 1936 году «комплекс Икара». Этот термин использовался автором для обозначения синдрома, включающего такие признаки, как «зачарованность огнем», нарциссизм, асценсионизм, высокие, но хрупкие амбиции. В 1978 г. N. Wiklund на основании наблюдения за лицами с высокой амбициозностью, стремлением к достижениям, высокой творческой активностью определил у некоторых из них «синдром Икара». Этот синдром идентифицировался в случае наличия у обследуемых лиц дополнительно к указанным признакам таких проявлений, как «очарование огнем», энурез и сновидений с полетами. У Н.Виклунда ставится акцент на  «высокой творческой активности со стремлением к достижениям». Комплекс Икара также связывается с эмоциональной нестабильностью и биполярными расстройствами а также причудливой или надуманной манерой воображаемого познания.


Анализ антисоциальных детей и подростков показывает наличие у них ряда признаков, характерных для «височного» типа личности, одного из признаков синдрома Икара который включает:

– очарование огнем у людей с височной акцентуацией, которое сопровождается стремлением смотреть на огонь, камин, горящие угли ;
– полеты во сне, парение в воздухе (эти сновидения сопровождаются не страхом,а приятным чувством);
– хорошо развитая способность воспринимать запахи (пациенты / пациентки не только тонко улавливают запахи, но и придают им большое, особое значение, поскольку со многими из них увязываются значимые эмоциональные события в жизни ; запахи стимулируют появление приятных эмоциональных состояний );
– стремление добиться чего-то, какой-то цели, вдохновения.

***

Образ Икара также нашел активное применение и в сферах бизнес - психологии и менеджмента. Как правило, здесь рассматриваются персоны – Икары как высококомпетентные, креативные, мотивированные, предприимчивые, преданные делу, открытые новаторским решениям, стрессоустойчивые люди. Но не все так просто. Сложность заключается в том, как ими управлять. Эти честолюбцы являются парадоксально тонкими натурами, которые нуждаются в бережном отношении. Самой распространенной проблемой таких успешных работников является то, что они слишком быстро и очень  высоко взлетают. Безусловно, они подвержены синдрому Икара.

В мифе не говорится о том, почему Икар не послушался отца. Был ли он искателем острых ощущений, склонным к неоправданному риску, и сделал это от скуки? Или, скорее, он был непослушным ребенком, которому нравилось бунтовать? Может быть, он просто решил подразнить царя Миноса, но слишком большое самомнение обмануло его? Был ли он нарциссом, который достиг вершины самолюбия? Этого мы не знаем.
Однако давайте попробуем разобраться, как и почему современных Икаров выбирают среди прочих, что ускользает от внимания оценивающих экспертов. Или истоки этой проблемы нужно искать в том, каким образом с такими людьми обращались ранее?

Адриан Фернэм, профессор психологии Лондонcкого университета довольно широко развивает эту тему. Вот что он думает по этому поводу...

Наверное, это проблема самолюбия или, если вспомнить греческое слово, нарциссизм. Нарциссизм — это болезненное самолюбование, господство самоуверенности, необъяснимо высокая самооценка. Проблема для честолюбивых работников заключается в следующем: возможно, чтобы получить работу, вам нужно иметь очень высокую самооценку, но когда вы уже будете  работать, необходимо в меньшей степени проявлять это качество.
Часто просто с удивлением наблюдаешь за молодыми людьми самых средних способностей, которые так демонстративно уверены. Кажется, что все они сдали экзамен «Самоуверенность», но провалили «Обаяние», когда рассказывают вам прямо и откровенно о своих убеждениях, проблемах, желаниях и ценностях так, будто они автоматически заслуживают уважения или приводят в восторг самой темой обсуждения. К другим они проявляют мало интереса, находясь в полной уверенности, что сами по своей сути уже интересны, важны и достойны любви.
Поклонение самолюбию учит, что любые неприятности в жизни — это следствие низкой самооценки: неуспеваемость в школе, правонарушения, неспособность найти работу, совершение преступления, депрессия и т.д. Но, тем не менее, нам скорее понравится скромный человек, чем самонадеянный.
Конечно же, следует четко отличать подлинное от подделки. Есть люди, которые по своей природе отличаются скромностью и кротостью и верят, что их способности и достижения являются средними или даже ничего не стоящими. Проблема скромных людей заключается в том, что те, кто обладает значительной долей высокомерия, могут не лучшим образом обходиться с ними и притеснять. Однако уважение к простым, скромным людям, которые преодолевают трудности благодаря своему таланту, корнями глубоко уходит в древнюю культуру. Это история о зайце и черепахе, Давиде и Голиафе и о победе скромных и кротких, которые унаследуют землю.
Но люди с низкой самооценкой редко занимают высокие должности. Низкая самооценка не позволяет рисковать, принимать смелые решения, вопреки принципам извлекать выгоду из любых обстоятельств, подвергать себя волнениям и быть готовым к новым вызовам, что является неотъемлемым атрибутом достижения успеха в деловом мире. Всем нам для нормальной ежедневной деятельности необходима достаточная доля самоуважения. Мы должны в достаточной мере интересоваться собой и быть самоуверенными, чтобы успешно действовать в жесткой, полной критики обстановке деловой жизни.
Настоящая же проблема связана с людьми, которые обладают кажущимся безграничным самолюбием и сопутствующим этому высокомерием. Явно выраженные нарциссы представляют опасность и не так уж редко встречаются среди современных руководителей компаний. Часто это люди, которые всецело поглощены мыслью о том, чтобы быть лучшими, особенными или исключительными. Они до неприличия преувеличивают собственные таланты и не отказывают себе в демонстрации неизменно хвастливого и претенциозного величия. Часто они забавны, но нередко обладают чрезвычайной мстительностью.
Психология объясняет такой неестественно высокий уровень нарциссизма, главным образом, защитным механизмом «компенсации». Многие нарциссы, представители делового мира, уверены, что в прошлом с ними несправедливо обошлись и теперь им «должны». Их чувство внутренней незащищенности может быть компенсировано  постоянным низкопоклонством окружающих, подтверждением и признанием их достоинств. Они жаждут иметь устойчивое положительное представление о самих себе, чтобы бороться с реальным чувством беспомощности и низкой самооценкой.
Одной из наиболее часто наблюдаемых черт нарцисса является капризность — непоследовательное, переменчивое, непредсказуемое поведение. Конечно же, большинство психологов видят причину появления нарциссизма в раннем детстве. Здесь виной непоследовательное поведение родителей, которые с вниманием относились ко всем внешним, публичным проявлениям достижений и успеха, но были глухи и безразличны (или, что хуже, выказывали неодобрение) к проявлению чувств ребенка. Возможно, в таком случае за горькую участь Икара нам следует винить Дедала!
Такое отношение часто приводит к тому, что в молодости они часто сбиты с толку и уже не могут выработать четкого представления о самом себе или выстроить логически последовательную систему ценностей. Им неуютно в своей собственной шкуре. Это, быть может, и приводит к пожизненному поиску компенсации, которая полностью удовлетворила бы чувства самоуважения и самоуверенности. Источники возникновения такой психологической проблемы темны и глубоки, а сильные душевные переживания, которые они вызы­вают, кажутся безжалостными.
Совершенно ясно, что нарцисс не способен на нормальное общение. Он или она не способны по­нять или оценить других, незави­симо от того, кто это — коллеги, подчиненные или клиенты. Часто они рассматривают людей как нечто вроде собственности, глав­ное назначение которых — быть причастным к их поискам славы и известности. Коллеги на работе привыкли быть всего лишь отра­жением их славы. Задумывался ли об этом кто-либо из великих представителей делового мира современности или прошлого?
Личные и служебные отношения нарциссов представляют особый интерес. Если «вторая половина» нарцисса готова постоянно,
безоговорочно выражать свое восхищение, то все будет в порядке. Но тогда им придется направлять все свои усилия, тратить все время, чтобы помочь своему повелителю побороть чувство внутренней пустоты и собственной никчемности, которые он/она ис­пытывает. Разумеется, нарциссам приходится разыскивать таких спутников жизни, т.к. они редко встречаются, возможно, также не способны к нормальному общению, и люди их соответствующе прозвали «сопутствующими нарциссами». Они являются «сопутствующими» как в прямом, так и в переносном смысле этого слова.
Многие «птицы высокого полета», такие как Икар, — нарциссы. Они на самом деле считают, что качества нарцисса служат им хорошую службу. Они кажутся уверенными и вселяют уверенность в других. Вот что происходит с такими честолюбцами: их сильные стороны замечают и очень быстро они продвигаются вверх по карьерной лестнице. В каком бы подразделении они не работали, они всегда стремятся быть лучше других. Если это маркетинг, то они стремятся быть генераторами идей и людьми действия, изобретательными и проявляющими творческое воображение. Если это финансовая деятельность, то они стремятся блестяще справляться не только с данными, но и со стратегическим планированием. Они обожают играть с цифрами и «моделировать будущее». Обычно им прощают недостатки, на которые смотрят сквозь пальцы. Например, тот факт, что честолюбивый руководитель службы маркетинга недисциплинирован, непоследователен в действиях, плохо справляется с бумажной работой и эгоцентричен, не принимается во внимание или приуменьшается.
Они могут отличаться отсутствием реализма, непрактичностью и расточительностью.
С процветанием компании честолюбцы, как Икар, взмывают вверх. Но их изъян — крылья, скрепленные воском, — слишком поздно замечают. То, благодаря чему они становятся знаменитыми, вскоре приносит им дурную репутацию.
Известные своей прямотой, они вдруг могут стать в глазах окружающих несгибаемыми и нетерпимыми фанатиками. Если они отличаются способностью проявлять понимание и входить в положение людей, на них навешивают ярлык мягких, нерешительных, слишком терпимых к плохо выполняемой работе людей. Увы, но именно те самые свойства, которые помогли им взобраться по скользкой лестнице на самый верх, приводят и к падению. Ирония? Идеальная справедливость?


По сути, успех  затмевает современному Икару  разум, искусственные восковые крылья Икара таят, и он находит свою смерть в волнах моря. Если говорить о бизнесе, финансовый успех также может поставить любую компанию в положение Икара. В своей книге Майкл Делл сравнивает такую ситуацию с рассматриванием себя в кривом зеркале. «В таком случае, – говорит он, – вы можете держать пари, что достигнете банкротства в ближайшем будущем. Чтобы остаться конкурентоспособным, вы должны постоянно подвергать анализу все, что вы делаете». Как заметил Делл, миф об Икаре демонстрирует, что гордость может создавать ложное чувство безопасности. Есть потенциальная опасность в уверенности, что один успех породит другой и что это, в свою очередь, произведет следующий успех. Компания может стать слепой и не заметить открывающихся перед ней возможностей.

***

Можно предположить, что фигуры Дедала и его сына Икара – есть одно. Один архетипический образ. Это вечный внутренний ребенок, который живет во многих мужчинах и который никак не желает взрослеть. Отец и сын (как ОДНО), улетают на самодельных крыльях, как будто они — сами боги. Не желая подчиняться обстоятельствам, подобно энергичному ветру они отрываются от земли и по сути, ОБА, так или иначе погибают.  Внутренний голос более зрелого Дедала, заглушается мальчишеской тягой к приключениям.
Потеря Дедалом сына и переживание его смерти может символически означать опыт утраты своих произведений, детищ своего творчества. Многие мастера прошлого, да и настоящего, сталкивались с разрушением того, что они лелеяли и взращивали, мастерили и создавали. Это трагедия, которую невозможно предугадать и предотвратить.
Смерть царя Миноса на Сицилии, за которым также стоит фигура Дедала, добавляет Дедалу неоднозначности. По сути случилось еще одно преступление, которыми почему-то полным-полна история Дедала. Сам мастер тут остался за кадром, но это вновь дело его рук, косвенно. Но в любом случае, все замыкается на нем. Он способен совершать спонтанные действия, хитрые и разрушительные, даже преступления, но скрывать это и от других, и от себя самого. Может быть, этот короткий сюжет о латентной агрессии и болезненном честолюбии ? Замкнутом и внешне не примечательном человеке, временами дающем выход своей страсти, а потом вновь таящемся и скрывающемся.

***

Дошли немногие произведения античного искусства: сцены «Дедал и Икар», изображающие приготовления к полету (рельефы эллинистического времени из Виллы Альбани, фреска в Помпеях и др.). В 14 -15 вв. миф нашел воплощение в книжной миниатюре (иллюстрации к Овидию) и в пластике (рельеф «Дедал привязывает крылья Икару» работы учеников Донателло), позднее и в живописи получили распространение сюжеты: «падение Икара» (в картинах Себастьяно дель Пьомбо, X. Хольбейна Младшего, Я. Тинторетто, П. Брейгеля Старшего, X. Боля, П. П. Рубенса и др.) и «Дедал и Икар» (Джулио Романс, Д. Фети, А. ван Дейка, Ш. Лебрена и других), в пластике («Дедал и Икар» А. Кановы; «Падение Икара» О. Родена). Миф нашел отражение в поэзии (И. В. Гёте – «Фауст», ч. 2, акт 3; В. Я. Брюсов – «Дедал и Икар» и др.), в драматургии (драма X. Эйленберга «Икар и Дедал»). Среди музыкально-драматических произведений 20 в. балеты «Полет Икара» И. Маркевича и «Икар» Ж. Шифера, кантата П. Санкана «Легенда об Икаре».

авторство ?

Antonio Tempesta, "Падение Икара" 

Charles Le Brun, "Дедал и Икар"

 Albrecht Durer, 1493, "Икар и его отец Дедал"

Jacob Peter Gowy, "Полет Икара"

Marc Chagall, "Падение Икара"

Simon Bisley, "Полет Икара"

Merry-Joseph Blondel, "Солнце или падение Икара", 1818, ротонда в Лувре

Frank Frazetta, "Полет Икара"

Abner Recinos, "Полет Икара"

Henri Matisse, "Jazz Icarus", 1943

***




В контексте астропсихологическом, будет не лишним рассмотреть положение и аспектацию околоземного астероида Икар (1566) и  возможно астероида Дедал (1864) в личных гороскопах.  Икар – астероид хоть и крошечный, но очень интересный (не только в контексте архетипа - имени) и явно заслуживает особого внимания. 
Во-первых, Икар обладает очень вытянутой орбитой, из-за чего в процессе своего движения он значительно меняет расстояние от Солнца и пересекает орбиты всех планет земной группы. Таким образом, Икар оправдывает название своего мифологического двойника, проникая в перигелии своей орбиты внутрь орбиты Меркурия и приближаясь к Солнцу на расстояние до 28,5 млн км (0.19 а.е). При этом его поверхность на таком расстоянии от Солнца нагревается до температуры свыше 600 °C. Он буквально превращается в раскаленный каменный сгусток. Ближе чем Икар, к Солнцу приближается только астероид Фаэтон (0.14 а.е). Во-вторых, у Икара немаленький наклон (23 гр). Пересекая точку перигелия, максимально приближаясь к Солнцу, он затем как бы летит «вниз» относительно  плоскости эклиптики и проходя точку апогея вновь начинает движение вверх к Солнцу. И этого его ключевое отличие от Фаэтона. У второго наклон орбиты направлен вверх относительно плоскости эклиптики. Ну и в-третьих, Икар входит в число астероидов, цикл которых так или иначе, но приближен к земному, если точнее, то он составляет всего 409 суток. Можно сказать, что символически Икар резонирует с годичным движением Солнца по небосводу, «следует» за ним. 



Забавно, но ввиду своей вытянутой орбиты, Икар дольше всего задерживается в зимних знаках (Стрелец, Козерог и Водолей) - около 7 месяцев в году, затем, он «летит» по направлению к противоположным летним знакам и «обжигаясь» проскакивает их всего за 40 дней. ☺



Возможные ключи для понимания роли Икара :

- симбиоз стихий воздуха и огня ;
- стремление к достижениям, честолюбие ;
- непреодолимое желание приблизится к «солнцу», погреться в его лучах ;
- восхищение высотой, пространством и расстоянием ;
- интерес к активному исследованию, тяга к приключениям ;
- реактивное вовлечение в дело ;
- креативность, изобретательность, любознательность ;
- творческие потенции ;
- свобода, расширение, освобождение, попытка избежать невыносимых ситуаций, яркое вдохновение ;
- «молодая душа во взрослом теле» ;
- эгоцентризм, нарциссизм ;
- комплекс «нерешенной задачи», желание решения во что бы то ни стало ;
- стремления на уровне фантазий ;
- подверженность эмоциональным всплескам, импульсивность ;
- неосознанная тяга «сгорать» ;
- способность хитрить и маневрировать ;
- рок, внезапная расплата за необдуманные и опрометчивые поступки.

***


Идеальным творческим воплощением архетипа Икара как лихача, безусловно является Джеймс Дин. История рок-н-ролла, начиналась, как ни странно, не с Элвиса, а с фильма Николаса Рея «Бунтарь без идеала» (1955) с Джеймсом Дином в главной роли. Не случайно же Джон Леннон сказал: «Без Джеймса Дина не было бы The Beatles». Уникальный случай: Дин успел стать суперзвездой так и не  дожив до премьеры двух из трех фильмов, в которых сыграл главную роль. Преждевременная гибель Джеймса Дина и вовсе сделала его легендой. Он стал первым артистом, получившим посмертную номинацию на премию «Оскар» как лучший актер.
По иронии судьбы за 2 часа и 15 минут до гибели его уже штрафовали за превышение скорости, хотя он лицемерно говорил актеру Гигу Янгу: «Я много и бессмысленно рисковал на шоссе, теперь я чрезвычайно осторожен». Как бы не так..... Короткая, но яркая карьера и трагическая гибель Джеймса Дина в автокатастрофе сделали его символом подросткового бунта и разочарования. Его взлет был ошеломляющим а падение с самых высоких высот еще более феерическим (если можно так выразится). С Дина начинается отсчет именно нового, гротескно вырисованного образа молодого человека новой масс медийной культуры, который быстро взлетает к вершинам успеха и также быстро сгорает. Впоследствии его «черную кожанку» журналисты натягивали на всех, кто жил быстро и умер молодым. Историю рок-эпохи начинают именно с него. Дин был не просто звездой, а звездой падающей. Траектория его взлета – траектория падения. По его «вине» самоистребление стало религией масскульта и Дин был первым «тинейджером», ставшим трагическим киногероем. Говорят что Дин считал душевный эксгибиционизм мерилом актерского мастерства, а также, что он хотел славы при жизни, чуть ли не с детства и старался стать лучшим актером. На съемках «Гиганта» он вел себя как искушенный мастер, резко противопоставивший себя всем прочим, включая таких суперзвезд  как Элизабет Тейлор и Рока Хадсона. Впрочем, это ему аукнулось: и Стивенс, и Казан заявили, что никогда в жизни не будут снимать этого парня. В общем, трудно сказать, как сложилась бы жизнь этого молодого гения, выживи он, но факт остается фактом, Джеймс Дин – легенда и икона. И всего три фильма. Феноменально !
Кстати, в гороскопе Дина, при прочих других сочных показателях к бурной, бунтарской деятельности, Икар стоит в Водолее в 11 поле, в соединении с Солнцем и Черной Луной не вершине йода, в основании которого стоят Юпитер и Паллада – очень мощная творческая конфигурация. При этом, Икар делает секстиль к Урану на асценденте. Натальная карта ЗДЕСЬ.

Другой замечательный пример Икара – лихача воплощает в себе Кассиус Клей, известный всем как Моххамед Али – один из величайших спортсменов в истории, боксер века по мнению большинства спортивных экспертов. Али с детства мечтал о головокружительной спортивной карьере и сделал ее, стремительно ворвавшись в мир бокса в 12 (!) лет. Уже в 18 лет Али завоевывает золотую медаль на Олимпийских играх. О его работоспособности ходили легенды. Он был ярчайшей личностью с потрясающей харизмой и при этом задиристым,самоуверенным и очень честолюбивым. Нередко его высказывания были хвастливыми и зачастую откровенно провокационными, со склонностью к саморекламе и ярким психологическим пиар-ходам; обычным делом были подначивания и даже оскорбления соперников. Его часто критиковали и за манеру драться, и за хвастливую манеру подавать себя. Однако несмотря на все это, публика его обожала и уже при жизни он стал настоящей легендой. Однако успех не прошел даром. В 1984 году Мухаммеду Али был поставлен страшный диагноз - болезнь Паркинсона. Он стал плохо слышать, говорить, все моторные функции дали сбой. Неизлечимая болезнь стала последствием профессиональной спортивной деятельности. Однако даже несмотря на это, бывший трехкратный чемпион мира не переставал демонстрировать остроту ума. Интересный нюанс : Али панически боялся летать на самолете.
Икар в его гороскопе стоит в Козероге в 6 доме в точном соединении с Солнцем, в тринах к Нептуну и Урану и в оппозиции к Плутон/Харону. Натальная карта ЗДЕСЬ.

Интересно,что также точное соединение Икара и Солнца, но уже во Льве и в 5 доме, есть в гороскопе другого легендарного и одновременно печально известного боксера Карлоса Монсона, 14-ти кратного чемпиона мира в среднем весе и крайне несдержанного «мачо». В 1989 году Монсон был осужден за убийство собственной жены на 11 лет тюрьмы. В 1995 году ему разрешили навестить свою семью и детей на воле. Возвращаясь в тюрьму, машина Монcона вылетела на обочину и перевернулась. Смерть наступила мгновенно. Ходили слухи, что это было самоубийство, но никакого подтверждения они не получили.

Соединение Икара и Солнца в Козероге также есть в гороскопе Джо Фрейзера, который многими авторитетными спортивными изданиями признан одним из величайших боксеров всех времен (наряду с Мохаммедом Али). Умер от рака.

Соединение Солнца и Икара в Стрельце в 3 доме в тринах к Юпитеру и Луне можно наблюдать в гороскопе Эдди Эдвардса по кличке «Орел».  Эдди Эдвардс – хронический неудачник, который однажды решил во что бы то ни стало выступить на зимней Олимпиаде в качестве прыгуна с трамплина, не имея практически никакой подготовки. Преодолев все трудности, Эдвардс таки попал на игры в 1988 году и ожидаемо занял последнее место. Несмотря на это, неуклюжий паренек в очках и со смешными усиками стал любимцем всех болельщиков и едва ли не национальным героем. В 2016 году был снят фильм "Эдди Орел" основанный на красивой истории падений Эдди Эдвардса (а падения там действительно сногшибательные)).



Вообще, Икар очень часто оказывается выделенным в гороскопах творческих личностей из сфер как современного масс-медийного так и классического искусства, а также в гороскопах креативно мыслящих бизнесменов новой формации.

В день открытия (27.06.1949) Икар стоял в 13 гр.Стрельца в соединении с Вестой, в оппозиции к соединению Марса и Меркурия и в секстиле к Нептуну.




darker76 / 2017