картина месяца

Полотнище, я бы сказал...

Шарль Лебрен, "Битва при Арбелах" (La bataille d'Arbelles), 1669. Лувр, Париж









Историческая справка:


1 октября 331 г. до н.э. произошла одна из самых важных битв в мировой истории. Битва при Гавгамелах (также Арбелах) стала кульминацией военного похода Александра. После того, как Дарий III при первой очной встрече с Александром Великим проиграл сражение при Иссе (333 г. до н.э.), во избежание дальнейшей войны он предложил Александру все земли западнее Евфрата, большой выкуп за захваченный Александром в битве при Иссе гарем и руку своей дочери. Однако Александр отверг это предложение. Его целью было завоевание империи ахеменидов.

Однажды шпионы сообщили, что Дарий начал собирать огромное войско на берегу Евфрата. В этот момент великий царь персов уже был готов провести решающее сражение, но Александр предпочёл подождать, когда Дарий призовёт всех персов до последнего. В одной битве Александр хотел разом решить все вопросы и исключить дальнейшие сражения в будущем.
Армия Александра насчитывала 40000 человек пехоты и 7000 всадников. По численности персы и здесь имели явное превосходство. Однако армия Александра состояла большей частью из хорошо подготовленных опытных воинов, а короткие маршруты при даче приказов во время боя всегда давали неоспоримое преимущество. В состав его войска входила конница из гетайров, вооруженных копьями, и гипаспистов, которые были вооружены аналогично греческим гоплитам, но не были столь ограничены в свободе передвижений. Кроме того, в распоряжении Александра была тяжёлая македонская пехота с её сверхдлинными пиками - сариссами, а также традиционная легкая пехота. Отец Александра Филипп в своё время собрал могучее войско, созвав в него представителей разных народностей, и при необходимости им тоже можно было воспользоваться. К армии Александра примкнуло ещё много союзников и наёмников из Греции, а также со всей Балканской территории. Также у своего отца Александр научился тому, что пехоту следует использовать только в оборонительных действиях, и что всегда нужно обязательно дождаться подходящего момента, чтобы затем лично возглавить атаку с участием своей тяжело вооружённой конницы. Как и во время битвы при Иссе, такая атака должна была стать залогом победы.
После поражения Дария при Иссе у персидского царя было почти два года на формирование новой армии. Чтобы добиться численного преимущества, он отдал приказ призвать в свои войска всех до единого мужчин в империи, способных носить оружие. Однако большинство из этих мужчин были плохо обучены или не обучены вовсе, что, в конце концов, и привело к массовой панике. Армия великого царя состояла из многих смешанных народностей и слоёв населения: пехотинцев и всадников из Месопотамии, Вавилонии и с берегов Персидского залива. Войско Дария насчитывало, по меньшей мере, 250000 человек, из них 30000 греческих наёмников, 12000 тяжело вооружённых конных бактрийцев. В отличие от главных сил, кавалерия состояла из многочисленных уже проверенных в бою воинов. Её ядро - так называемое «кара» (войско) - оставалось вооружённым практически всегда. Инды предоставили для сражения 15 боевых слонов. Также персидский царь выставил 200 внушающих страх серпоносных колесниц. Во время битвы эти колесницы должны были разорвать фалангу македонцев. Наконец, в состав войска входила царская гвардия вместе с отрядами наёмников из числа эллинских гоплитов. Сформировав свою армию, Дарий приказал найти подходящее поле для битвы. Он хотел непременно воспользоваться своим численным превосходством, вынудив Александра к битве на просторной равнине в долине реки Тигр. Великий царь приказал своим офицерам следить за приближением неприятеля, но не препятствовать его передвижению и переправе через Евфрат. Сам же он двигался от Вавилона на север. У Арбел великий царь разбил лагерь и разместил там, на равнине между Тигром и Забом, свою армию. Дарий велел освободить равнинную территорию от каких бы то ни было неровностей, чтобы в полной мере использовать возможности серпоносных колесниц. Целью Александра был центр Месопотамии. У Фапсаки он перевёл свои отряды через Евфрат и затем повернул на северо-восток. Когда разведка сообщила, что войска персов в полной боевой готовности находятся лишь в нескольких дневных переходах в южном направлении, а именно на равнине при Гавгамелах, Александр сразу же приказал разбить лагерь.

Благодаря своему численному превосходству, преимуществам выбранной территории, наличию серпоносных колесниц, боевых слонов и огромной боеспособности армии Дарий был более чем уверен в своей победе, однако персидские военачальники опасались ночной атаки македонцев и поэтому приказали воинам не смыкать глаз, чтобы не допустить внезапного нападения. Парменион действительно планировал такую атаку, но Александр остановил его. Он, наоборот, разработал за ночь план наступления, в то же время дав своим воинам возможность отдохнуть. План предусматривал несколько новых решений с точки зрения построения. Поскольку Александр понимал, что, ввиду огромных размеров линии фронта персов высока вероятность того, что часть подразделений македонцев может попасть в наступление, позади вооружённой фаланги располагалась ещё одна вооружённая линия. Этим отрядам было приказано при попытке окружения развернуться так, чтобы образовался четырёхугольник. Персидский фронт состоял преимущественно из кавалерии, справа и слева усиленной серпоносными колесницами. Между ними находились отдельные отряды пехоты. В любом случае они вместе со слонами были сосредоточены посередине. Как и во время битвы при Иссе, Дарий со своей гвардией находился за центром, а позади него располагалась вавилонская пехота в качестве дополнительной защиты. Таким образом, диспозиция персов с её ступенчатой структурой простиралась на 3-4 км. Александр выставил свою фалангу тяжело вооружённых воинов посередине, а конница гетайров, которую возглавлял сам Александр, заняла правый фланг. Между конницей и фалангой Александр выставил подвижных гипаспистов. Левый фланг был образован фессалийской и греческой конницей под командованием Пармениона. Позади фаланги, как и планировалось, находился полк легко вооружённой кавалерии и пехоты. План Александра был очень дерзким. Он хотел отвлечь мощные конные отряды персов атаками с флангов, заманить их в центр, чтобы потом, когда в центре образуется брешь, броситься в конную атаку на Дария III.

Поначалу битва развивалась нерешительно, т.к. Александр пытался, путём импровизированных манёвров, нащупать место, удобное для наступления и противостояния серпоносным колесницам. Он удлинил и разредил правое крыло. Великий царь решил воспользоваться этой ситуацией и совершить фланговый удар, поэтому он дал приказ своей коннице наступать с левого фланга, в результате чего завязался ожесточённый конный бой. Надежды на преимущества, которые обещали серпоносные колесницы, не оправдались. Сначала легковооружённые воины перебили многих возниц своими дротиками, затем воинские отряды в фаланге расступились, давая оставшимся колесницам беспрепятственно продвинуться вперёд, после чего многие из них были уничтожены уже в тылу. Тем не менее, подразделения великого царя продолжали с ожесточением теснить фалангу македонцев, и Александр понёс действительно большие потери. Однако из-за продвижения левого фланга персов слишком далеко вперёд построение их армии вскоре после этого нарушилось. Дарий оказался под прикрытием лишь отряда своих телохранителей. В этот момент Александр и его конница начали атаковать центральную часть фронта персов, приближаясь к Дарию на уже довольно опасное расстояние. Боясь быть убитым, Дарий обратился в бегство, хотя сама битва ещё не была проиграна персами, несмотря на то, что сопротивление отряда телохранителей царя оказалось тщетным. Бегство Дария многие воины восприняли как сигнал к отступлению, а вскоре после этого развалился и весь персидский фронт. Стоит отметить, что Александр так и не догнал Дария. После своей победы Александр с величайшей гордостью объявил себя «Царём Азии», а Дарий в результате своего бегства утратил легитимность и позднее был убит бактрийским сатрапом Бессом.

http://alexandermosaik.de/ru/Bitva-pri-Gavgamelah.html

***