Месопотамские древности



Периоды истории древней Месопотамии в лаконичном графике


История урбанизации. Все началось в Месопотамии


Кудурру или гранитный камень из Вавилона, датированный 1099-1082 г.г до нашей эры. Кудурру был найден в Храме Эсагилы в Вавилоне. Художественный музей Уолтерса, Балтимор, Мэриленд.


Руины Белого храма в Уруке. Додинастический период. Около 3200-3000 гг. до н.э. Посвященный богу-покровителю центральный храм шумерских городов многократно перестраивался, но практически никогда не переносился на другое место.


Для защиты от частых наводнений храм возводили на возвышенности или на искусственной платформе. Лестницы и пандусы вели в святилище, где находилась статуя божества. Так называемый Белый храм в Уруке размещался на высокой (13 м) сырцовой платформе. Углы храма ориентированы на четыре стороны света. Вероятно, он посвящен Ану, богу неба.В храме было несколько покоев. Центральный зал, или целла, был комнатой богословия и располагал ступенчатым алтарем. Шумеры ссылались на свои храмы как на «залы ожидания», что отражает их веру в то, что божество будет спускаться с небес, чтобы предстать перед священниками в целле.


Урук –древний город-государство шумеров в Южном Двуречье, построен примерно в 3-м тысячелетии до н. э. В настоящее время на месте Урука расположен посёлок Варка в Южном Ираке, в 65 км к северо-западу от города Насирия.
Именно Урук стал первым городом Южной Месопотамии. Вокруг была возведена стена, что свидетельствовало о том, что Урук стал городом, а не просто поселением. В этом городе жило до 6 тысяч жителей. Город стал храмовым и военным центром Южной Месопотамии.
В XXVIII—XXVII веках до н. э. (при полулегендарных правителях Энмеркаре, Лугальбанде, Гильгамеше, о которых сохранились эпические сказания) под гегемонией Урука были объединены города-государства Южного Двуречья (I династия Урука). В XXIV веке до н. э. при Лугальзаггиси Урук был столицей Шумера. В конце XXII века до н. э. царь Урука Утухенгаль создал в Двуречье объединённое «царство Шумера и Аккада».
В III веке н. э. разрушен Сасанидами. Систематические раскопки Урука ведутся с начала XX века немецкой экспедицией.
Раскопками вскрыты памятники архитектуры 4-го тысячелетия до н. э.: «Красное здание» (возможно, место народных собраний; остатки платформы с колоннами и полуколоннами, украшенными мозаикой из трёхцветных терракотовых конусов, и лестницы), «Белый храм» (на прямоугольном цоколе), а также храм касситского царя Караиндаша (XV век до н. э.), эллинистический храм Ану-Антум (около 170 года до н. э.; в традициях архитектуры Вавилонии); памятники скульптуры, глиптики, все словари.

*

Редкий шумерский артефакт. Золотая пластина с надписью. Эта королевская надпись раннединастического периода (приблизительно 2500-2340 до н.э.) содержит текст, посвященную богу Шаре (Šara), шумерскому богу и покровителю города Умма, при царе Гешакиду из Умма. Имя бога появляется в 1-й, 6-й и последней строках  текста, и ему каждый раз предшествует божественный детерминатив, ДИНГИР, который похож на звезду. Лувр.


Статуя шумерской богини Нингаль. Найдена в Уре. 1953-1935 гг. до н.э


Глиняная табличка (ниже) с заклинанием включает в себя общий магический элемент: божество "рассказывает", как решить проблему, поэтому проситель может последовать его примеру. В результате заклинания злая демоница Ламашту лишается своей жажды крови и становится обычной женщиной.

Она в ярости, она жестока, она божественна, она ослепительна -
И она волчица, дочь Ану!
Ее ноги - когтистые ; Руки ее нечисты;
 Ее лицо похоже на лицо дикого льва.
Она поднялась из тростниковой чащи,
Ее волосы свисают свободно, ее белье скинуто.
Она путешествует по следам крупного рогатого скота; Она следует за следами овец.
Ее руки запятнаны плотью и кровью.
Она входит в окно;
 Она скользит, как змея.
Она входит в дома и выходит из домов людей....



Невероятно, но на маленькой глиняной табличке (ниже) выписан путь планеты Юпитер по небу.
Бурая глиняная табличка исцарапана поспешными, сильно сокращенными клинописными символами. И, по мнению историка Матье Оссендрийвера, это доказывает, что древние вавилоняне использовали сложную геометрическую модель, которая выглядит как рудиментарная форма интегрального исчисления. В данном случае для вычисления пути Юпитера. По сути – первые эфемериды. Ученые ранее считали, что эта математическая техника была изобретена гораздо позже – в средневековой Европе.
«Это звучит странно для непрофессионала, но это особый вид геометрии, который не встречается нигде, например, в древнегреческой астрономии», - сказал Оссендрийвер. « До сих пор все думали, что вавилонские ученые расчеты вели только с помощью чисел ».



Мраморная цилиндрическая печать с изображением Лахму, раннединастический период, 2600-2400 до н.э.
Лахму изображен бородатым мужчиной с трехгранной талией и четырьмя-шестью кудрями на голове.
Лахму – первое божество рожденное из первобытного океана-хаоса, супруг Лахаму.


Были рождены Лахму и Лахаму, наречены они Именем были. Год за годом мужали они, возрастая ; Аншар и Кишар затем были созданы, превосходны над теми. Многие годы они жили, к годам добавляли годы. Их сыном стал Ану, отцам он своим был равен. Создал Аншар первенца Ану по собственному подобию. По своему же подобью Ану произвел Нудиммуда. Нудиммуд, превосходнейший меж богов, своих братьев, Светлый разумом, мудрый, могучий силою, Мощнее, чем отец отца его Аншар, Не имел себе равных средь богов, его братьев.

Рассуждения, с помощью которых древние думали проникнуть в тайну, окутывающую происхождение вселенной, очевидно основаны на наблюдении того, каким образом новые участки суши формируются в Месопотамии в действительности.
Месопотамия – аллювиальная страна. Она образовалась в ходе тысячелетий из ила, принесенного двумя великими реками – Евфратом и Тигром и отложившимся в их устьях. Этот процесс все еще продолжается; изо дня в день, из года в год страна медленно растет, выступая все далее в Персидский залив. Именно эта картина – когда пресные воды обеих рек встречаются и смешиваются с солеными водами моря, а гряды облаков низко нависают над водами – была спроецирована назад, в начало времен. Здесь мы снова имеем первобытный водный хаос, в котором Апсу, пресные воды, смешиваются с Тиамат, солеными водами моря, и здесь ил, олицетворяемый первыми богами, Лахму и Лахаму, отделяется от воды, становится заметным, осаждается.  Лахму и Лахаму породили Аншара и Кишар; стало быть, первобытный ил, рожденный от соленой и пресной воды в изначальном водяном хаосе, откладывался по кругу в виде гигантского кольца –  горизонта.


Реконструкция древнего Вавилона


Руины Вавилона


Статуя мужчины – идолопоклонника.
Шумерский период (из города Эшнунна), ок. 2900-2600 гг. до н.э.. Гипсовый алебастр, скорлупа, черный известняк и битум. Музей Метрополитен


Рельеф «орлоголового» с крыльями, стоящего между двумя Древами жизни. Неоассирийский период, Нимруд. Ок. 883-859 гг до н.э.



Интересная цилиндрическая печать. Неовавилонский период. Ок. 1000-539 гг до н.э.


«Хранитель», который располагался у входа в храм Иштар, примыкающий к дворцу царя Ашшурнацирапала II (правил 883-859 гг. до н.э.).


Каменная панель из северо-западного дворца Ашшурнацирапала II .
Нимруд. Все тот же, неоассирийский период.



Ассирийский темно-коричневый диоритовый артефакт. VIII-VII вв. до н.э. Этот артефакт с ярко выделенной рельефной резьбой, показывает сцены болезни и магического исцеления.

Лицевая сторона : демоница Ламашту, показана стоящей в обнаженном виде с головой рычащего льва и ослиными ушами. Она держит двух двуглавых змей в каждой из поднятых рук, и кормит двух собак грудями. Вверху виден рельеф больного, прикованного к постели мужчины и миска. На правой и левой сторонах находятся освещенная лампа и высокая ваза.
Задняя сторона: процессия из семи демонов с человеческими телами и головами животных двигается вправо. Во главе процессии демон с львиной головой держит нож в поднятой правой руке, приближаясь к алтарю с птицей. Видимо птица подразумевается как жертвоприношение. Вверху изображены символы четырех ассирийских астральных божеств, включая (слева направо): Син (полумесяц), Плеяды (семь точек), Иштар (восьмиконечная звезда на диске) и Ашур (крылатый солнечный диск).
Этот редкий магический «инструмент»  использовался для отпугивания  Ламашту и болезней, которые она приносила. Британский музей, Лондон.


Неоассирийский амулет с изображением Ламашту


Ассирийская ювелирная цепь (могильный артефакт), из Ашшура, среднеассирийский период, ок. XIV – XIII вв. до н.э. Музей Vorderasiatisches, Берлин.



Теленок. 
Шумер. Ок. 2700 г.до н.э..
Как и большинство месопотамских скульптур, этот маленький бык был объектом поклонения в храме. Его глаза, треугольник на лбу и желобки в лассо, были первоначально украшены контрастирующими цветными камнями или костью. Сами они утеряны, но скульптура – одна из немногих оригинальных культовых статуй животных, которые сохранились.


Цилиндрическая печать : Герой сражается с двумя крылатыми демонами. Неоассирийская или неовавилонская эпоха - регион, VIII-VII вв. до н. э., Сделана из халцедона. В настоящее время находится в Музее изобразительных искусств Лиона, Франция.


Так называемая «Маска Саргона» (ок. 2300 г. до н. э.), обнаруженная в Ниневии при раскопках храма Иштар. Скульптурное изображение аккадского царя, вероятно Саргона или его внука Нарам-Суэна. Национальный музей Ирака, Багдад


Правление Саргона (он же – Шаррумкен ; аккад. šar-ru-ki-in
«Истинный царь»), первого царя Аккада, произвело на шумеро-аккадцев столь яркое впечатление, что его личность долгое время считалась легендарной. Тем не менее сомнений в реальности этого персонажа нет – до нас дошли и подлинные надписи Саргона.
Поздняя аккадская поэма, известная под названием «Легенда о Саргоне», сообщает, что родиной Саргона был Азупирану («Шафрановый городок», или «Городок крокусов») на Евфрате. Точное местонахождение его неизвестно, но предполагается, что он располагался где-то в среднем течении этой реки (в совр. Сирии). Во всяком случае, Саргон, судя по его имени, был восточным семитом, а возвысился он в Кише, на севере Шумера.

Овладев, правдами и неправдами, царским троном в Кише, Саргон сумел захватить сначала Верхнюю Месопотамию – «до Верхнего (Средиземного) моря», а затем «обратил свои взоры» на юг – на Нижнюю Месопотамию. Но здесь его честолюбивым устремлениям попытался помешать весьма могущественный противник – Лугальзагеси, царь Уммы и завоеватель большинства городов Шумера.
Противостояние Лугальзагеси и Саргона, –первая серьезная развилка в истории Южного Двуречья. После поражения, которое нанес Кишу Лугальзагеси, Саргон основал свое собственное царство.
При Саргоне наблюдался расцвет торговли. Он ввел единообразные меры площади, веса и т. п. по всей стране, заботился о поддержании сухопутных и водных путей. Саргон правил 55 лет. Это был абсолютный рекорд.



***

Ассирийский рельеф из дворца в Ниневии. Ок. 700-659 гг.  до н.э.
Этот рельеф, вырезанный на гипсовой стене юго-западного дворца короля Синаххериба в Ниневии, показывает двух телохранителей короля, одетых в строгие униформы, которые, тем не менее, имеют мелкие детали. Обе фигуры имеют черты, которые показывают, что они были заимствованы из разных частей обширной неоассирийской империи. Например, у того, кто справа, имеется щит, подобный щиту ассирийских солдат, его тюрбан и килт предполагают, что он был из Палестины или из близлежащего региона.  Британский музей.


Диадема. 2600-2300 гг. до н.э. Королевские захоронения в Уре. Британский музей.



Эти глиняные собаки (~ 645 до н.э.) выступали в роли субститута в ритуалах. Ниневия.
Хорошо обученные, эффективные сторожевые собаки были, вероятно, слишком ценны, чтобы их убивать, следовательно, они замещались глиняными фигурками. Каждая фигурка, возможно, представляла собой настоящую, живую собаку, которая носила свое имя. Ритуал требовал, чтобы глиняные собаки были раскрашены по два цвета из пяти основных, с прописанными именами, и должны были быть «похороненными» группами по десять с каждой стороны у основания входа. Считалось, что ритуал волшебным образом давал защиту. У собак есть свирепые имена, такие как «Искупитель зла», «Не думай, кусай!», «Кусающийся противник» и «Над пропастью врага». Собаки представляют собой породу крупных мускулистых, типа «мастиф». Британский музей.


В новоассирийский и нововавилонский периоды фигурки сидящей или стоящей собаки играли защитную роль в магии, возможно, как средство против болезни собачьего бешенства. Глиняные фигурки собак закапывали в защитных целях перед воротами храмов. Имя «Пес», как царское имя, приводится в двух местах «Шумерского царского списка». В новоассирийском тексте утверждается, что собака пересекает Эсабад (название храма Гулы) как посланник Гулы, чтобы справиться о состоянии Мардука. 

*

Белое мраморное лицо женщины, почти в натуральную величину. Анонимный художник. Урук. Около 3200 г. до н.э..


Фрагмент рельефа с фасада тронного зала во дворце ассирийского царя Саргона II, правившего 721-705 гг. до н.э.
Музей востока, Чикагский университет.


Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине (реконструкция)


Изображение женщины. Слоновая кость. IX-VIII вв. до н.э..Нимруд. Британский музей.


Еще одно изделие из слоновой кости. Видимо Ламассу. IX-VIII вв. до н.э..Нимруд.
Музей Метрополитен в Нью-Йорке.


Зиккурат в городе Уре. Реконструкция и современные фото того, что от него осталось (частично реконструирован). Возведен в XXI веке до н. э. (около 2047 до н.э.) местными царями Ур-Намму и Шульги в честь лунного божества Нанна. Впоследствии не раз перестраивался, был значительно расширен нововавилонским царем Набонидом.



Ламассу. 883-859 гг. до н.э.. Нимруд. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.


Жесткая пластинка (как опознавательный знак или как украшение ?) из морской раковины с изображением Гильгамеша, который борется с быком. Дата неизвестна. Калифорнийский музей древнего искусства.


Голова бородатого быка. Шумер. 2600-2450 гг.  до н.э.
Эта мощная отливка из твердой меди имеет впадину сзади, так что ее можно прикрепить к другому крупному объекту. Голова как бы оживает благодаря инкрустированным глазам из ляпис-лазурита и ракушек. Вероятно, это была часть рельефа из меди или трехмерной фигуры, которая украшала фасад храма. Массивная голова быка подчеркивается коренастой мордой и укороченными рогами. Добавление скрученной широкой бороды выглядит немного странно ( но забавно)) на животном, которое символизирует бога неба Ану. Как воплощение плодородия и силы, бородатый бык служил символом божественной защиты и царской мощи. Музей искусств Сент-Луиса.


Элемент древней стены. Ур. (какая кладка !)



Деталь статуи царя Гудеа. Правил приблизительно в 2142 – 2116 гг. до н. э..
Музей Метрополитен, Нью-Йорк.


Несмотря на то, что Гудеа не являлся автором выдающихся произведений своей эпохи, он, без сомнения, был их идеологическим вдохновителем. Само имя Гудеа переводится с шумерского на аккадский как nabium «пророк», «призывающий» или «тот, кого призвали». Его происхождение от священного брака, его вещие сны и постоянно подчеркиваемая близость к богам должны были создать Гудеа репутацию полубога. Несомненное стремление Гудеа к увековечиванию не только своего имени, но и образа, поддержанное народом, заставляет предположить не просто высокую степень политического авторитета, но и особый статус божественной личности этого правителя. Гудеа постоянно упоминается в религиозно-литературных текстах своей эпохи. Так, в гимне богине Нанше он назван ее выдвиженцем, а в эпосе о битвы Нинурты и Асага враждебный Шумеру диорит служит для создания статуи Гудеа.

Еще одна статуя Гудеа.



Эта голова быка – элемент одной из найденных лир. Из царских гробниц. Ур.


Священная лира как инструмент известна с раннединастического периода. В эпоху III династии Ура и позднее лиры играли важную роль в храмовом ритуале в Ниппуре и других городах. Название фиксировалось, как правило, с детерминативом d. Лиры имелись у многих богов. 



Лицо Ламассу, охраняющего стены Ниневии. VII век до н.э..


Вотивная статуя из храма Нинту в Хафадже, около 2500 г. до н. э.
Музей археологии и антропологии Университета Пенсильвании.


Фрагмент обелиска Шальманезера III. Правил древней Ассирией 859-824 гг. до н.э.. На одном из резных изображений изображен Иегу, царь Израильского царства, кланяющийся перед могущественным царем Ассирии лицом к земле.


Шумерская храмовая скульптурка. Национальный музей Ирака.


Голова статуи из Квадратного храма. Гипс. Эшнунна. Около 2700 г. до н.э.


Миниатюрная фигурка Ламассу. III тыс. до н.э. Лувр.


Знаменитые храмовые шумерские фигурки. «Семейство».


Один из.....Из Эшнунны.


Город Эшнунна возник в 3-м тысячелетии до н. э. В XXI веке до н. э. входил в состав Шумеро-Аккадского царства III династии Ура. В XX –XVIII веках до н. э. переживал значительный расцвет, был главным городом самостоятельного государства и одним из центров международной торговли. В это время кроме столицы в ном Эшнунна входил еще целый ряд более мелких городов. Общинным божеством этого нома был Тишпак.


Шумерская статуэтка быка с серебряной инкрустацией. Около 3000 г. до н.э.


Статуя сановника Эбих-Иля из Мари (шумерский город–государство), найденная в храме Иштар. Середина 3 тыс. до н.э. Лувр.


Голова вотивной (?) статуи. Шумер.


Шумерская статуя вестальной девы из Мари, ок. 2500 до н.э Национальный музей, Дамаск.


Это величественный Ламассу из Персеполиса (империя Ахеменидов).


Персеполис – древнеперсидский город, возникший в VI – V веках до н. э. и захваченный Александром Македонским в 330 году до н. э., был разрушен пожаром.


Уже современная (!) статуя царя Ашшурбанапала (669 –627 гг. до н. э.) как основателя первой в истории человечества, библиотеки. Сан-Франциско.


***

По теме :
История и религия Месопотамии