Max Ernst vol. 4


Графические романы сегодня можно назвать прародителями современных комиксов. Одним таких классических шедевров первой половины 20-го века стало самое загадочное произведение сюрреализма  Макса Эрнста «Неделя доброты».
Шокирующие, таинственные образы сюрреалистического романа Макса Эрнста «Неделя доброты или Семь смертельных элементов»  впервые предстали перед зрителями Парижа в 1934 году в виде серии из пяти тетрадей в ярких цветных переплетах. Художник отошел от обычных стандартных канонов иллюстрированного произведения и ввел новый жанр графического романа — роман-коллаж.

Эрнст создал целую серию коллажей,  которые потом приняли форму графических романов. Художник берет готовые сцены и образы из различных источников, комбинирует их, создавая необычные психоделические образы. Здесь стоит упомянуть об увлечении Эрнстом философией и психологией. В какой-то момент  художник даже начинает изучать искусство душевно больных. Также в разные периоды на его творчество влияет Фрейд и Карл Юнг.
Подобные коллажные работы художник начал создавать с 1922 года, когда иллюстрировал поэмы Поля Элюара. В ранних коллажах Макс Эрнст создавал совершенно новые сцены из отдельных фрагментов, а в «Неделе», как правило, брал за основу готовую иллюстрацию и видоизменял ее.
Для создания самой загадочной книги сюрреализма, художник использовал старые  гравированные иллюстрации к французской популярной литературе конца XIX и начала XX веков, в том числе к журналам, каталогам, рекламным проспектам и популярным бульварным романам. Их сюжеты были выстроены вокруг страстных любовных историй, преступлений, драм из интимной жизни различных слоев населения.

В 1933 году Эрнст отправился с друзьями в путешествие по Италии, взяв с собой целый чемодан подобных изображений. В качестве основы, художник применял какую-то одну иллюстрацию, добавляя к ней фрагменты других. Таким образом, возникали мистические, ирреальные образы, далекие от своего первоначального контекста. Коллажи выстроены мастером в определенной последовательности, образуя единое графическое повествование. Каждая глава соответствует конкретному  дню недели и одному из «семи смертельных элементов»: грязь, вода, огонь, кровь, чернота, зрение, неведомое. Откуда взялись эти элементы? Макс Эрнст отказался от изображений смертных грехов. Вместо этого он разработал собственные «элементы смерти». Их сопровождают загадочные эпиграфы Ж. Арпа, А. Жарри, П. Элюара и др.
Например, первый из них, «грязь», автор связывает со львом. Название первой главы «Воскресенье» – «Белфортский Лев» - происходит от огромной статуи льва длиной 20 метров  и высотой  около 15 метров города Белфорт, поставленной по случаю окончания франко-прусской войны. Лица большинства персонажей первой главы скрыты за львиными мордами. Второй элемент можно назвать вполне традиционным — это «вода», которая присутствует на всех коллажах «Понедельника». В третьей части, «Вторник», Эрнст обращается к огню, примером которого становится дракон. Четвертый элемент в списке - «кровь», символом которой автор выбирает царя Эдипа. В посвященной ему части «Среда» основные действующие лица изображены с птичьими головами. В последней части объединены еще три дня недели. Ключевой элемент «Четверга» — «чернота», которую художник ассоциирует со «смехом петуха» и «островом Пасхи». Здесь есть и петухи, и персонажи с петушиными головами, и люди с лицами каменных изваяний далекого тихоокеанского острова. Часть, посвященную «Пятнице», пожалуй, можно назвать самой абстрактной. Ее элемент, «зрение» воплощается в «Трех видимых поэмах». Завершает цикл «Суббота» и элемент «неизвестное», примером которого автор называет «Ключ к песням». Что же касается его визуального воплощения, то им становятся падающие фигуры.
Будучи неким «издевательством» над викторианскими иллюстрациями,  эта работа Эрнста манифестирует высвобождение того, что было репрессировано в их реальности: сексуальность, демонизм естественного, антиклерикализм, общечеловеческую пассионарную черноту.

Для книги «Неделя доброты» Макс Эрнст создал всего 182 коллажа, оригиналы которых впервые с 1936 года были объединены в общую экспозицию и показаны в Мадриде в 2009 году в фонде Mapfre.

Психоделический сюжет романа символичен и не может иметь единой трактовки, восприятие его сугубо индивидуалистично и отсылает нас к исследованиям З. Фрейда и К. Г. Юнга. Привычная логика отсутствует. Бессознательная образность художественного языка Макса Эрнста провокационна и загадочна, как и сам художник, о котором Андре Бретон сказал: «И его жизнь –  мистична. Он – живой миф. Ведь мифы не только об умерших. Его жизнь приподнята над банальностью».























































































***