Психологичный Фюссли


Назвать Иоганна Генриха Фюссли (Johann Heinrich Füssli или Фюзели, 1741 – 1825) действительно талантливым художников скорее всего нельзя. Очень многие  его работы можно назвать вычурными, потому что художник так старался поразить публику, что для его картин нередки чрезмерно театрализованные движения, позы изображаемых фигур, а также допускаемая им небрежность в композиции, отсутствие как такового пространства ; многие его работы детализировано перегружены. Это факт. Однако...в случае Фюссли срабатывает правило, когда содержание значительно важнее формы. Этим и подкупает.

Забавно, но Фюссли затронул тему сновидений, кошмаров и эротических снов еще до научных изысканий Фрейда. Этой тематикой пропитаны многие его работы.
Фюссли также был увлечен  живописью эпохи Возрождения и античные мотивы присутствовали во многих в его работах. Большое влияние на него оказал готический роман, но в основном он черпал вдохновение и сюжеты из произведений У. Шекспира и Дж. Мильтона.

Фюссли родился в Швейцарии, учился в Берлине, однако большую часть своей жизни провел в Англии.  В то время  Британия открыла для себя мистический и загадочный Восток и в моду вошло увлечение сверхъестественным, загадочным и потусторонним, что также отразилось в творчестве художника. 
Конечно же, это романтизм, но у Фюссли он часто сочетается с гротеском на грани карикатуры, дьявольщины и внешнего реализма бытовых деталей, наделенных мистическим подтекстом. С иронией и чувством юмора у Фюссли также все было в порядке.


«Художник в очках, изображающий глупца», 1757-1759



Фюссли воспитывался в интеллектуальной и художественной среде и первоначально изучал теологию (!). Человеком он был разносторонним и образованным, имел острый ум, обладал богатой эрудицией. Вкупе со всем перечисленным, его философские измышления отчасти привели его к пониманию подсознательного, того слоя, о котором уже позднее рассуждали Фрейд и Юнг. Мимо внимания Фюссли не прошли и темы проникновения в глубины сексуальности, очень меткие (кистью !) замечания и размышления на тему сновидений и прочие психологические, по сути своей, изыскания, существенно опередившие и предвосхитившие фундаментальный научный (или псевдонаучный) анализ данных областей.  Он является отражением своего времени, когда повальное увлечение «мистическим» и оккультным крепко пустило корни в западной Европе, а психоанализ еще не был изобретен.

То есть Фюссли, –  это как раз тот случай, когда технические и прочие огрехи в творчестве художника не играют особой роли и фокусироваться на них не имеет никакого смысла, его просто хочется «читать» -- а это дорогого стоит. «Так себе художник», но гениальный философ – рассказчик.
Также важно отметить, что в 1799 Фюссли начал преподавать в Академии. Его лекции были опубликованы и имели большое значение для формирования последующих поколений английских живописцев. Он был прекрасным педагогом. Среди его учеников — У. Этти, Э. Лендсир, Тернер, Констебл, Уилки. Художник имел также определенное влияние на Уильяма Блейка (!).
Уильям Блейк был знаком с ним, и однажды написал : «Один лишь человек, которого я знаю, / С которым я при встрече не зеваю. / Фюссли это, он еврей и турок в одночасье, / А это братьям-христианам не приносит счастья».


Портрет Генриха Фюссли кисти Джеймса Норкота


Известно высказывание о Фюссли писателя Хораса Уолполла, автора готических романов. Он написал о художнике следующее: «Шокирующе безумен, безумнее, чем кто-либо, совершенно безумен».
Один из друзей Фюссли, Томас Коутс, правда, написал о нем: «Он не любил некоторых людей и при их появлении убегал в угол комнаты. Я слышал, Руссо обладал такой же склонностью. Фюссли так хорошо знал все произведения Шекспира, что мог воспроизвести по случаю любое нужное место. Но его талант имел такого же рода искажения, как и его ум, и отражается во многих его картинах».

Лично для меня он однозначно находится в категории «must see». Это походит на аттракцион с очень глубоким психологическим подтекстом.

Самая знаменитая работа Фюссли называется «Ночной кошмар» (1781). Ее репродукция висела в приемной самого Фрейда ! Дедушка Фрейд явно понимал ход мыслей художника…



Всего в этой серии было написано четыре картины. В этих работах мы видим инкуба, восседающего на спящей женщине. Инкуб – это демон, который является женщине ночью, во время сна, и совращает ее (аналог для мужчин – суккуб). Эти «сексуальные» демоны, в которых люди в средние века действительно верили, фактически являются символом, соединяющим в себе подавленное желание и страх перед этим желанием: подавленное сексуальное влечение прорывается к нам во сне в качестве кошмара.


Версия 1790 - 1791



Фюссли уважал и обожал мифологию (античную и германо-скандинавскую), отсюда, множество работ на эту тематику :


«Сон и Смерть, несущие тело Сарпедона»,1803



«Афродита ведет Париса к Менелаю», 1766-1770


«Тор сражается с Ёрмунгандом», 1788


И, конечно же его любимый Шекспир :


«Титания, обнимающая Осла», 1793—1794, (по мотивам комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь»)



Иллюстрация к пьесе Шекспира «Буря»


«Кинжалы для Леди Макбет», 1812


Руке Фюссли принадлежит и большое количество сугубо порнографических рисунков. Жена художника уничтожила около сотни подобных творений из-за их пошлого содержания



И еще атмосферного, по теме :

«За Грехом следует Смерть», 1794-96



«Тишина», 1799 – 1801


«Сон Белинды», 1790


«Сон пастуха», 1793


«Брунгильда рассматривает Гюнтера, которого она пленила», 1807


«Визит ночной ведьмы», 1796


«Безумная Кейт», 1806


«Величие античных фрагментов», 1778-79