Хильма Аф Клинт



Существует такой термин – «психография». Это такой феномен автоматического письма, когда писатель, художник или композитор создает свои произведения в состоянии трансовом (?) и якобы под «диктовку» потусторонних сущностей. Именно это происходило с известной шведской художницей Хильмой аф Клинт. По крайней мере, так утверждала она сама. Что это, – правда, фантазии или более серьезные проблемы уже ментального уровня….
Но : Клинт «взрослела» во времена, когда повальное увлечение различным «околооккультным»  было распространено повсеместно (западная Европа, США) – прям как раковая опухоль… . Это была волна помешательства. Не обошло ее стороной и «учение» мадам Блаватской и зажигательные речи Штайнера. Женщина «попала». Естественно, что «на волне» она была увлечена и спиритизмом. Однако…


Всем известны имена Кандинского, Мондриана и Малевича – именно им как правило, приписывают роль быть главными художниками, которые подняли на знамена абстракцию в живописи. Их безупречные работы были радикальными и свежими, беспрецедентными и революционными. Так и есть. Любим и уважаем. Однако, именно Клинт (!) была пионером абстракции в живописи. Да. Хильма Аф Клинт создала свою первую абстрактную живопись в своей мастерской в Стокгольме в 1906 году, за пять лет до того, как нечто подобным разродился Василий Кандинский.  
Судя по работам, не обошло ее стороной и влияние родоначальника психоанализа Фрейда. Короче говоря, женщиной она была прогрессивной (видимо), шла, как говорится, в ногу со временем, а в контексте искусства, даже несколько обгоняла.

Интересный факт : Один из самых успешных теософских текстов был опубликован в 1904-1905 годах. Он был написан именно Рудольфом Штайнером, который встречался и с Кандинским и с Клинт независимо друг от друга. В 1908 году он написал статью «Как познать высшие миры». Видимо Клинт и Кандинский написали ответ через искусство. 

Еще ранее, в 1905 году Клинт призналась, что она слышала голос, который ей сообщил следующее: «Ты провозгласишь новую философию жизни, и ты сама должны стать частью нового царства. Твои труды принесут свои плоды». В период с ноября 1906 по март 1907 она нарисовала серию абстракций, малоформатных картин под названием «Первозданный Хаос».

Ее «особые» отношения с духовным миром продолжались вплоть до ее смерти в 1944 году. Клинт разработала целый набор символического инструментария  для цветов и форм. Например, желтый цвет означал мужское, а синий - женское, а зеленый – идеальную гармонию между ними. Спирали рассматриваются как основа для эволюции а диски представляют единство.

Незадолго до своей смерти Клинт попросила своего племянника, вице-адмирала Королевского морского флота Швеции Эрика аф Клинта, хранить ее работы в секрете еще 20 лет. То есть, ее работы оставались неизвестными более 40 лет, пока некоторые из них в итоге не были выставлены в Музее искусств Лос-Анджелеса.

Это как раз тот случай, когда биографию персонажа изучать ну никак не хочется (что, как и для чего ), а "картинки"  - просто забавляют...В любом случае, импонируют работы (как фантазии) этой женщины.