Mark Rothko. vol.2


Полотна Марка Ротко обладают мистической особенностью – по словам многих зрителей, картины, когда наблюдаешь их с близкого расстояния (а именно на этом настаивал сам художник), вызывают сильные эмоции – обостренное чувство одиночества или страха, вплоть до того, что стоя перед ними, особо чувствительные люди могут испытать целый спектр эмоций. Отражение трагической стороны жизни склонны видеть в творчестве Ротко и большинство искусствоведов – будь то ранние работы или прославившие художника мультиформы. «Трагический опыт катарсиса есть единственный источник любого искусства… Мне не интересны взаимоотношения цвета и формы или что-то в этом духе. Мне интересно только выражение основных человеческих эмоций — трагедии, экстаза, отчаяния», — писал Ротко.
Марк Ротко верил, что искусство произрастает из «врожденного чувства формы, а совершенство — из спонтанности, простоты и детской непосредственности»….

У многих возникает вопрос, почему  абстрактные полотна кисти Ротко стоят сегодня таких бешеных денег ?  Его необычные полотна, очень часто поддаются критике. Как правило, все это в силу непонимания основ живописи.

Ответ довольно простой и сложный одновременно. Во-первых,  работы Ротко нужно не «видеть», но «чувствовать». На эмоциях, которые вызывает та или иная картина, и нужно сконцентрироваться. Эта живопись рассчитана не на визуальное восприятие, а исключительно на чувственно-эмоциональное.
Марк Ротко кстати терпеть не мог, когда его работы называли абстрактными. «Мне не интересны сочетания цветов и соотношения форм. На моих холстах изображены основные человеческие эмоции: трагедия, экстаз, печаль, грусть. Если вас тронуло только сочетание цветов, то Вы меня абсолютно не поняли»…«Тот факт, что многие люди вдруг теряют себя и могут разразиться рыданиями перед моими картинами, означает, что я могу сообщаться с их основными человеческими эмоциями… Люди, плачущие перед моими полотнами, переживают тот же религиозный трепет, что переживал я, когда рисовал их. А если вас тронули только колористические отношения, то вы упустили самое главное».
— Марк Ротко.

Во-вторых, нужно узнать самого автора, хотя-бы попытаться, прежде чем называть его работы «неоправданно дорогостоящей мазней».
Уверяю вас – оправданно.
Ротко был человеком крайне одаренным и очень разносторонним. И конечно-же очень чувствительным.
Интересно, что и тогда, при жизни художника и сейчас, многие  эксперты сходятся в том, что его живопись цветового поля –  не о том, какие эмоции может вызвать цвет, а о том, как Ротко заставляет цвет так действовать на зрителя.
В 50-х прошлого века живопись Марка Ротко стала чем-то совершенно новым. Он был новатором. Говоря о картинах других художников, часто оказывавших успокаивающее, расслабляющее воздействие, Ротко говорил, что его работы «имеют противоположную цель» и пишутся не для истории или студий, а для людей, чья реакция была единственной ценностью, приносившей художнику удовлетворение. Это дорого стоит...
Если вопросов больше нет, то попробуйте ПРОЧУВСТВОВАТЬ эту работу…..



Да, получилось ? Что Вы почувствовали ?



То, что не вошло в фильм.

В 1938 г. он получил американское гражданство и в 1940 г. сменил свое имя Маркус Роткович на Марк Ротко.
В 1933 г. состоялась его первая персональная выставка в Портленде, на которой были представлены ландшафты и городские виды, а также портреты и изображения обнаженных натур. В 1935 г. Ротко и еще несколько нью-йоркских художников основали «Группу десяти», представлявшую собой объединение экспрессионистов.
С 1936 по 1939 г. Ротко участвовал в художественных программах, разработанных при президенте Франклине Делано Рузвельте.

Ротко увлекался трудами Фрейда и Юнга, а в 1940 году даже на время оставил живопись, чтобы полностью погрузиться в теорию коллективного бессознательного и архетипическое толкование сновидений.
Марку Ротко приходилось зарабатывать на жизнь разными способами: он работал в прачечной, преподавал, рисовал карты для иллюстрированной Библии.
Марк Ротко – один из самых знаменитых и дорогих американских художников. В 2007 г. его картина «Белый центр» была продана на аукционе Sotheby`s в Нью-Йорке за 72,8 млн долларов. 


Это стало рекордно высокой ценой за произведение современного искусства, втрое превысив некогда максимальную стоимость в 22 млн долларов, установленную тем же Ротко в 2005 г. на аукционе Christie’s в Нью Йорке за полотно «Почитание Матисса» ; в 2012 году его картина «Оранжевое, красное, желтое» ушла с торгов за $86,9 млн долларов.


В своей знаменитой лекции в Pratt University Ротко говорил, что картины состоят не из холста и масла, а из направленности на смерть и десяти процентов надежды, «чтобы сделать всё немного более терпимым». Это те ингредиенты, которые возвышают ее над просто цветом – но не гласно, не очевидно, потому что это не то, о чем следует говорить вслух.

Ближе к концу жизни Ротко, его картины стали не такими яркими и насыщенными, а одной из его последних работ стала очередное полотно "Без названия" (Черное на сером) , нарисованная черным и серым цветом, с горизонтальной разделительной линией и тонкой белой каймой. По собственному признанию Ротко, эта картина отображала его мысли о смерти. Это моя любимая работа Марка Ротко. Апофеоз его гения для меня...


*

«Уличная сцена», 1937


«Без названия», 1937-38


«Без названия» (Standing Man and Woman), 1938


«Без названия» (Портрет), 1939


«Жертвоприношение Ифигении», 1942


«Знамение орла», 1942


«Медленный вихрь на берегу моря», 1944-45


«Номер 9», 1948


«Gethsemane», 1944


«Фаланга ума» , 1945


«Подземная фантазия», около 1940


«Без названия», 1940


«Иерархические птицы», 1944


«Без названия», 1942


«Обряды Лилит», 1945


«Автопортрет», 1936