Темная триада как Архетип



Что такое Темный Архетип ? Никто этот вопрос в контексте исключительно социальном особо то и не рассматривал. По крайней мере, я ничего подобного не встречал. Поэтому порассуждаю…Но, для начала стоит уточнить, что есть «Архетип». Архетипы выполняют функцию моделей познания и поведения. Но Архетип это не только бессознательный пласт культуры как источник мифологии. «Архетип» – это «первообраз» вообще : это те общечеловеческие символы, силы, которые группируют вокруг себя энергии инстинктов, которые определяют наши поступки и чувства. Архетип – это врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества.
Что по вашему мнению может объединять таких казалось бы разных людей как: циничная и расчетливая блондинка – карьеристка и допустим, обаятельный маньяк Тед Банди ?
Ответ : их объединяет один «архетип – структура», о котором пойдет речь дальше.
Этот Архетип темный и густой как нефть, даже играет бликами на солнце, – он концентрированный и проявляет себя все чаще в огромном количестве людей. Он живой и живучий. Пластичный и подвижный. Но самое интересное, – это его хитрость и изощренность : он интегрирован во множество сфер нашей жизни и отлично умеет маскироваться и мимикрировать.

*

Темнота напрямую связана с ночью, сумерками… Это время вызывает мало приятных ассоциаций в голове очень многих людей. Справедливо это время связывается с чем-то неизведанным, мрачным, темным, холодным, недобрым или даже злым. С сумерками ночи наши древние предки связывали в своих легендах и приданиях различные темные силы: духи умерших появляются ночью, превращение людей в монстров происходит как правило ночью, вампиры охотятся только ночью и т.д…
Эти культурные стереотипы, которые формировались столетиями, часто переносятся людьми на многие вещи, которые к «сумеркам ночи» имеют очень опосредованное отношение.
В подобных установках, как правило много клише : «темными» часто называют не тех, кого стоило бы…да и сама «темнота души» – это довольно ёмкое понятие.

Архетипы формируются в бесконечности и в связи с некой Высшей потребностью все классифицировать, чтобы в итоге лучше понимать и ощущать…и говоря об архетипе ТЕМНОТЫ, на ум сразу приходит понятная всем поговорка : «бояться нужно не мертвых (что шастают по ночам), а живых…».
Однако, интересный нюанс : недавние исследования обнаружили связь между склонностью к ночному образу жизни и особым поведением, которое очень четко соотносится со структурой Темного Архетипа. Эти определенные психологические характеристики напрямую зависят от хронотипа личности. Выбор ночного образа жизни оказался напрямую связан с психологическими характеристиками, формирующими например антисоциальное поведение. «Совы» чаще склонны к психопатии, самовозвеличиванию и манипулированию окружающими, чем «жаворонки». Оказалось, что именно у «сов» чаще всего встречаются характеристики Темной триады о которой пойдет речь дальше.
Возможно, склонность к ночному образу жизни просто является адаптацией для людей с асоциальными чертами характера, потому что обманывать и мошенничать легче, когда другим людям хочется спать ; в природе многие хищники также предпочитают действовать под покровом ночи просто потому, что жертвам трудно их заметить. У жертв ослаблена идентификация опасности ; в темное время суток представители Темного Архетипа как Темной триады получают преимущество. Однако это как некое дополнение к основной мысли…

Этот архетип старый. Но он навряд-ли стар как сам мир, потому как символическим временем- периодом его зарождения, началом его вызревания и оформления можно обозначить тот самый «момент», когда человек окончательно понял, что джунгли природные сменились джунглями большого города и способы выживания несколько видоизменились.
Но прежде чем пойти дальше, стоит задержаться на одной детали.
Говоря о темноте как сумерках с точки зрения психологии, получается, что человек во тьме позиционирует себя, как жертву: «Там кто-то есть, кого я не вижу, а он меня видит, а значит я беззащитен». Это продукт страха, который берет свое начало в наших генах, в инстинкте самосохранения как ВЫЖИВАНИЯ. Представитель Темного Архетипа выживает исключительно по сценарию Темной Триады. Это потенциальная жертва в темноте, которая отчаянно стараясь выжить, принимает на себя роль того, кто в этой темноте нас так пугает…Например ночные хищники. И это важно уточнить сразу, что бы понять, какую мысль я хочу донести…

*

Любить психологию имеет смысл хотя бы за то, что она очень вовремя умудряется ЭТИ самые Архетипы поднимать из глубин ТОГО самого «коллективного», о котором там сочно рассуждал Карл Юнг. И скорее всего он был прав. Архетип – это реликт.

Знакомьтесь : Темная триада


Название Темная триада вошло в число психологических терминов сравнительно недавно. В 2002 Делрой Полхус и Кевин Уильямс, канадские исследователи из Университета Британской Колумбии, показали, что три психологические черты – неклинический нарциссизм, неклиническая психопатия и макиавеллизм – образуют своеобразный синдром свойств, перспективный для исследования негативной («темной») стороны личности.
Каждое из трех свойств, входящих в этот синдром, представляет собой самостоятельный конструкт, не сводимый к двум другим, что проявляется, например, в несовпадении структур связей нарциссизма, психопатии и макиавеллизма с другими чертами личности. Вместе с тем, три «темные» характеристики взаимосвязаны, и каждая из них в той или иной степени вносит свой вклад в такие малопривлекательные особенности, как чувство собственного превосходства, пренебрежительное отношение к общепринятым нормам поведения, социальная доминантность, эгоцентризм, эгоизм, нечувствительность к проблемам других, недоброжелательность, отсутствие эмпатии, эмоциональная холодность, а также склонность к обману, манипуляции и использованию других.

Как оказалось, работа Д. Полхуса и К. Ульямса, появилась явно в «нужном месте и в нужное время» и получила необычайный резонанс. Описание Темной триады заинтересовало и тех, кто видел определенную ограниченность в исследовании преимущественно «нейтральных» психологических черт; и тех, кто испытывал недовольство базовыми структурами личности из-за того, что они не включают негативные личностные проявления; и тех, кто интересовался соотношением нормы и патологии в личностной сфере и особенностями распределения в нормальной популяции аналогов патологических черт.
Я считаю, что это очень важный момент, потому как Темный Архетип нередко маскируется «добродетелью».

За время с момента появления на психологической арене Темной триады, были исследованы ее взаимосвязи с другими чертами личности, рассмотрены проявления в отношениях с близкими людьми, описано ее влияние на взаимодействие с коллегами по работе и сделаны попытки проанализировать природу ее вариативности .


Черты, составляющие Темную триаду

Все три составляющие Темной триады имеют сложную структуру, относительно которой пока не существует единого мнения – и потому, что на «норме» исследования проводятся сравнительно недолго, и потому, что в контексте исследования разных психологических проблем значимыми оказываются разные стороны ТРЕХ составляющих этой структуры.

Нарциссизм

Нарциссизм более 100 лет исследуется в клинической психологии и психиатрии. Первые описания расстройств личности, связанные с преувеличением собственной значимости, появляются в конце 19 века в работе Х. Эллиса. Позднее это явление было рассмотрено З. Фрейдом. Он считал, что нарциссизм это специфическое состояние, в котором человек полностью концентрирует свой интерес на самом себе. Фрейд выделял два вида нарциссизма: первичный как поглощенность собой и наблюдается в раннем периоде жизни и вторичный онтогенетически более поздний нарциссизм, включающий в себя стремление к известности и славе. Авторы дальнейших работ также выделяли два полюса нарциссизма.
В психологии индивидуальных различий нарциссизм («неклинический нарциссизм») рассматривается как стабильная черта личности, варьирующая в пределах нормы и влияющая на особенности межличностных отношений и успешность деятельности.
Представление о нарциссизме включает следующие характеристики: 1) преувеличенное чувство собственной значимости; 2) постоянные фантазии о несомненном будущем успехе, который может явиться в разных обличиях – в виде безграничной власти, эпохальных открытий, неземной красоты или идеальной любви; 3) демонстративность, являющаяся проявлением потребности в обожании и восхищении; 4) неадекватная реакция на критику; 5) ожидание особого отношения и привилегий без понимания того, что окружающие ждут аналогичной ответной реакции; 6) беззастенчивое использование других для осуществления своих желаний и достижения своих целей; 7) полярное отношение к другим людям (либо идеализация, либо презрение); 8) непонимание эмоций других людей, отсутствие эмпатии.

Межличностные отношения нарциссов складываются неблагополучно, что неудивительно. В число характерных черт нарциссизма входят такие, как отсутствие эмпатии и полная незаинтересованность в проблемах других, уверенность в превосходстве над окружающими и постоянная борьба за то, чтобы находиться в центре внимания, низкий самоконтроль, препятствующий оттормаживанию (купированию) поведения, вызывающего всеобщее раздражение, недоброжелательность, враждебность и даже агрессивность при столкновении с несогласием и критикой, то есть целый букет характеристик, разрушительных для отношений. Как отмечают многие исследователи, нарциссы пытаются достичь и удержать всеобщее восхищение, используя стратегии межличностных отношений, которые препятствуют не только постоянному восхищению, но и просто нормальным отношениям.
В ряде исследований было показано, что первое впечатление от нарциссов оказывается не слишком положительным, однако чаще сообщается о противоположных данных: высокий нарциссизм не только не мешает завоевывать симпатию при знакомстве, но даже в значительной степени этому способствует.
Нарциссы, несомненно, обладают харизмой. Присущее нарциссам умение показать себя в максимально выходном свете помогает и ценится при устройстве на работу, в том числе и на руководящие должности, но неформальными лидерами начальники-нарциссы становятся редко. Синтетический нарцисс больше заинтересован в создании «правильного» собственного образа, чем в реальных достижениях, не может наладить эффективного взаимодействия в коллективе, склонен к неэтичному поведению, не хочет оценивать работников в соответствии с их заслугами и значительно больше, чем инициативу и эффективность, поощряет личную преданность и лояльность. Стремление таких людей к признанию, демонстрация собственной значительности и склонность к неоправданному риску могут втягивать руководимую ими организацию в масштабные нереалистические проекты, которые организация выполнить не может и долго за это расплачивается – разрушением коллектива, увольнением работников, снижением авторитета организации и материальными потерями.
В целом любые межличностные отношения с нарциссами – и романтические, и связанные с трудовой деятельностью, – описываются моделью шоколадного торта : вначале это нравится, но вскоре хочется чем-нибудь заесть – слишком сладко, липко, и не очень полезно для здоровья.

Мифологическая справка : Нарцисс, в греческой мифологии необычайно красивый сын беотийского речного бога Кефисса и нимфы Лириопы. Когда родители вопросили прорицателя Тиресия о будущем ребенка, мудрец ответил, что Нарцисс доживет до старости, если никогда не увидит своего лица. Нарцисс вырос юношей редкостной красоты, и его любви добивались многие женщины, но он был равнодушен ко всем. Среди отвергнутых им была нимфа Эхо, которая от горя высохла так, что от нее остался лишь голос. Оскорбленные невниманием Нарцисса женщины потребовали богов покарать его, и богиня правосудия Немезида вняла их мольбам. Однажды, возвращаясь с охоты, Нарцисс заглянул в незамутненный источник и, увидев свое отражение в воде, влюбился в него. Юноша не мог оторваться от созерцания своего лица и умер от любви к себе. Возникновение мифа видимо связано с характерной для первобытной магии боязнью древнего человека увидеть свое отражение (отражение является как – бы двойником человека, его вторым «я», находящимся во вне).

 Психопатия

О психопатии и психопатах уже было рассказано ЗДЕСЬ, однако следует дополнить материал.
Исследования неклинической психопатии, как и неклинического нарциссизма, исторически связаны с исследованиями в психиатрии, которые велись с конца XIX в. В 40-ые гг. был описан набор черт, характерных для социопатии. В него вошли, в частности: способность производить хорошее впечатление при поверхностном знакомстве (внешнее очарование), бесстрашие, низкая тревожность, необязательность, нечестность, неискренность, отсутствие сожалений и раскаяния, склонность к антиобщественному поведению, неспособность учиться на собственных ошибках, патологический эгоцентризм, бедность эмоциональной сферы . На основании этого списка были определены критерии так называемого «социопатического нарушения личности».
Наиболее распространенной является двухфакторная модель психопатии, включающая сниженную эмоциональность или первичную психопатию (эгоизм, холодность, низкая тревожность, бесстрашие, безжалостное использование других, склонность к манипулятивному поведению) и асоциальное поведение или вторичную психопатию (нестабильность, антиобщественный стиль жизни).
Предполагается, что в основе первичной психопатии лежит генетически обусловленная ограниченность эмоциональной сферы, проявляющаяся в низкой эмпатии и отсутствии страха, а в основе вторичной психопатии – неблагоприятные условия развития, способствующие бурному выражению негативных эмоций и склонности к нарушению социальных норм.
Носители психопатии могут реализовывать самые разные сценарии жизни, отнюдь не сводящиеся к тюремным нарам. Описаны, например, бизнес-карьеры людей с высоким уровнем неклинической психопатии и, хотя работать с ними не слишком приятно (для коллег они – «змеи в костюмах»), их профессиональная жизнь вполне успешна.
Короче говоря : несмотря на споры о структуре психопатии, которые далеки от завершения, некоторое согласие все же достигнуто: в структуре психопатии всегда выделяется, во-первых, низкая тревожность и бесстрашие и, во-вторых, импульсивность, безответственность и безрассудность. В структуре психопатии, несомненно, присутствует эмоциональная холодность (как самостоятельный фактор или же как составляющая фактора низкой тревожности. Кроме этого, в структуру психопатии часто включаются характеристики, связанные с деструктивным стилем межличностных отношений – склонностью к обману и манипуляции.

Макиавеллизм

Макиавеллизм – единственная из трех составляющих Темной триады, не имеющая предыстории в психиатрии. Представление о макиавеллизме как о личностной черте возникло благодаря Ричарду Кристи, который предположил, что в политических интригах и обыденных отношениях могут использоваться похожие стратегии поведения.
Однако проведенная Кристи операционализация понятия «макиавеллизм» далеко не безупречна и, прежде всего потому, что макиавеллизм может играть совершенно разную роль в формировании благополучной Я-концепции, успешности отношений с близкими людьми и эффективности социально-политической деятельности.
Например, в процессе исследований было продемонстрировано, что общий показатель макиавеллизма подразделяется на три независимых фактора – Поиск выгоды (пример утверждений, входящих в фактор: «Раскрывать свои планы можно только в том случае, если это может быть тебе полезно», «Не стоит сдерживать свое обещание, если тебе это невыгодно»); Мизантропия («Знакомиться стоит с теми людьми, которые впоследствии могут быть чем-нибудь полезны»; «Общаясь с людьми, лучше говорит им то, что они хотят услышать») и Аморальность («Главное – это победить, а каким образом – неважно»).

В экспериментальных исследованиях макиавеллизм проявляет себя в основном как дезадаптивная характеристика – он связан с экстернальным локусом контроля, психотизмом, невротизмом, фрустрированностью и, по некоторым данным, с низкой самооценкой, неблагополучной Я-концепцией и общей неудовлетворенностью жизнью.
Карьерные достижения макиавеллистов невелики, однако в плохо структурированных организациях, там, где меньше правил и больше прав у начальника, они оказываются эффективными руководителями и превосходят не-макиавеллистов.
Макиавеллизм связан с целым набором, если не «темных», то уж во всяком случае, не самых светлых сторон личности – с нечувствительностью к нарушению этических норм, саморекламой, социально-предписанным перфекционизмом и само-мониторингом (способностью отслеживать производимое на других впечатление и подстраиваться под то, что нравится тем, кто находится рядом в данный момент). Макиавеллизм обнаруживает положительные  связи с авторитарностью, социальной доминантностью и консерватизмом, отрицательные – с эмпатией и, более того, – ему присущи неадекватные эмпатические реакции (у макиавеллистов возникают положительные эмоции в ответ на грустные стимульные картинки).
Восприятие макиавеллистов окружающими несколько противоречиво. Их не хотят видеть среди близких друзей и коллег по работе, плохо характеризуют и начальники, и подчиненные. В то же время им приписывают лидерский потенциал и рассматривают как хороших представителей для участия в дебатах и дискуссиях, и это не случайно: макиавеллисты умело подбирают доводы, подстраиваются под настроение аудитории и не останавливаются перед искажением фактов.
Макиавеллизм в целом отражает неверие субъекта в то, что большинству людей можно доверять, что они альтруистичны, независимы, обладают сильной волей.

Историческая справка : Макиавеллизм –  термин в политологии, обозначающий государственную политику, основанную на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали и тому подобном. Термин произведен от имени итальянского мыслителя Никколо Макиавелли и связывается с идеями, изложенными им в его книге «Государь». В бытовом употреблении соответствует понятиям коварство и вероломство, приобретая (если характеризуемый субъект и цели воздействия вне сферы государственной политики) переносное значение. В «Государе» описываются методология захвата власти, методы правления и умения, необходимые для идеального правителя. Макиавелли описывает три формы прихода к власти: сила оружия (armi, forza или violenza), удача (fortuna, фортуна) или добродетель (virtù). Поскольку удача не во власти человека, Макиавелли останавливает свое внимание на силе оружия и добродетели, отмечая, что одно дополняет другое. «Вооруженные проповедники побеждают» (Profeti armati vinsono), пишет он. Макиавелли подчеркивает, что государь иногда должен уподобляться животным (bestia), из которых он выделяет лису (volpe) и льва (lione). Из добродетелей Макиавелли вслед за Аристотелем особо выделяет щедрость (liberalita – состоятельность как качество свободного человека). Далее следует милосердие (clemenzia), хотя для государя она приобретает особый смысл, поскольку допускает жестокость для предотвращения беспорядков. Также Макиавелли среди добродетелей перечисляет благоразумие (prudenza) и гуманность (umanita). Добродетель он ценит как репутацию (riputazione), которая позволяет избежать ненависти и презрения за постыдные поступки.
Т.е., в политологическом контексте термин «макиавеллизм» обычно ассоциировался с изложенными в книге Макиавелли «Государь» идеями о жёсткой, централизованной власти, ориентирующейся в своих решениях прежде всего на благо государства, как его понимает холодный рассудок, а не на морально-этические нормы.

*

Представление о том, что нарциссизм, макиавеллизм и психопатия относятся к близким психологическим реальностям, уже давно было настолько очевидным, что показатели каждой из этих черт использовались для валидизации опросников, предназначенных для диагностики двух других. Так, макиавеллизм использовался для валидизации на неклинических группах различных опросников нарциссизма. В свою очередь нарциссизм использовался для валидизации шкал психопатии.
Вместе с тем, черты, образующие Темную триаду являются относительно самостоятельными конструктами, что показано во многих исследованиях. Так, известно, что носители Темной триады готовы лгать, если это помогает достичь цели или приносит выгоду. В одном из исследований, наряду с общей склонностью к обману, оценивалась также склонность к обману в разных ситуациях – при общении с близким человеком и во взаимодействии с преподавателями. В процессе эксперимента респонденты должны были ответить, что бы они сказали, если бы, например, их друг (подруга) узнал(а) о свидании на стороне, или, если бы преподаватель обнаружил в их работе плагиат и т.д. Как и ожидалась, психопатия и макиавеллизм, по сравнению с нарциссизмом, обнаружили более тесные связи со склонностью к обману во всех ситуациях, причем психопатия оказалась связана еще и с положительными эмоциями, сопровождающими обман.

Что лежит в основе связей между показателями Темной триады?

Связи между макиавеллизмом, нарциссизмом и психопатией, полученные в исследованиях, проведенных на неклинических выборках, указывают на то, что вариативность этих трех характеристик должна быть связана с какими-то общими факторами или, иначе говоря, три составляющие Темной триады должны иметь общее ядро. Несмотря на то, что Темная триада исследуется всего 17 лет, эмпирических данных уже сейчас достаточно, чтобы обосновано судить о возможных кандидатах на роль характеристики, обеспечивающей пересечение трех независимых конструктов – макиавеллизма, нарциссизма и психопатии.
Это : низкая доброжелательность, склонность к обману, эмоциональная холодность, первичная психопатия.
Низкая Доброжелательность, неуступчивость и есть то, что объединяет три «темных» свойства ; «Честность – Склонность к обману» как и Темная триада связана с социальной доминантностью, консерватизмом, асоциальным поведением, предрассудками, склонностью к риску, использованием манипулятивных тактик ; все свойства Темной триады связаны с низкой эмпатией, неспособностью распознавать эмоциональные состояния человека и адекватно на них реагировать,  многие готовы признать, что именно дефицит эмпатии, или эмоциональная холодность, в значительной мере определяет связи между нарциссизмом, макиавеллизмом и психопатией ; первичная психопатия, связанная с эмоциональной холодностью, неспособностью распознавать эмоции, низкой эмпатией и отсутствием страха рассматривается как возможный предиктор всех трех показателей Темной триады.

Я считаю, что Темная триада отлично воплощает в себе сам Темный архетип, потому как является ёмким и мощным «организмом». Мы не можем выделить архетип Нарцисса или архетип Психопата…тем более, глупо будут выглядеть попытки «достать» из коллективного бессознательного архетип макиавеллизма …Однако все трое, будучи относительно самостоятельными, прекрасно синтезируются, составляют сочное темное трио-коллаборацию или «АТТ» – архетип темной триады.

*

Радикальным примером человека, в котором соединились все три составляющих триады может послужить уже упомянутый Тед Банди. Нарциссизм помогал ему достойно выглядеть и производить на людей хорошее впечатление, макиавеллизм помог достичь высокого положения в обществе, а с психопатической радостью он отправил на тот свет больше сотни женщин. Если смотреть выше, то можно вспомнить фигуры многочисленных «упырей» от власти: от Кромвеля до Сталина.
Великолепным примером могут послужить и отдельные персоналии от официальной религии (если не большинство из них) : это концентрированный Темный архетип как принцип манипуляции людским сознанием при четкой постановки цели как движению к власти и социальному доминированию.
А в плоскости социально-сермяжной встретить таких персонажей вообще не составит никакого труда….Это те самые «змеи в костюмах» и на них стоит остановиться подробнее.
Были проведены исследования в которых показано, что люди с психопатическими склонностями достигают не такого уж выдающегося успеха в жизни: они зарабатывают меньше других специалистов на сходных должностях и в целом медленнее продвигаются по карьерной лестнице. Учитывая эти обстоятельства, они к тому же и менее удовлетворены своей карьерой - что, в общем-то, логично. Данный результат может объясняться агрессивностью психопатических личностей и их склонностью принимать рискованные решения: психопаты импульсивны, им трудно контролировать свое поведение.
И хотя готовность идти на риск в некоторых профессиях является скорее преимуществом, нежели недостатком, постоянная импульсивность психопатов способна снижать их продуктивность на более длинных дистанциях - например, переменчивость настроения может приводить к периодическому снижению качества выполняемой работы. Однако, определяющим фактором успеха у таких работников, по мнению может быть УМ: более интеллектуально развитый психопат, вероятно, в состоянии частично компенсировать недостатки характера и заставить их работать на себя в долгосрочной перспективе.
Макиавеллизм более тесно ассоциируется с успехом - люди, склонные к манипулированию другими, как правило, занимают более высокие должности, – прагматичная манипуляция окружающими открывает дорогу к власти. Все логично.
Однако в целом более удачно делают карьеру все же нарциссические личности - возможно, потому, что завышенная самооценка позволяет им более уверенно вести переговоры с начальством и выбивать для себя более выгодные условия компенсации труда. Личности с ярко выраженными нарциссическими чертами умеют производить впечатление на окружающих, поэтому способны убедить коллег и начальство, что заслуживают особого к себе отношения.
Как сказал герой, явный представитель Темного Архетипа, сыгранный Майклом Дугласом в фильме «Уолл-стрит», Гордон Гекко : «то, что стоит делать, стоит делать за деньги». Можно вспомнить и Миранду Пристли из «Дьявол носит Прада».

А теперь представьте, что все ТРИ составляющие слились в экстазе – мы получаем синтезированную Темную триаду как Темный Архетип.

Этот Архетип может представать в образе ИСКУСИТЕЛЯ. Он может притягивать и завлекать, плюс, нынешние реалии, если представлять их как черту «социального организма» его как бы «неосознанно» культивируют. «Темных» становится все больше. Но прежде чем культивировать темную сторону характера, чтобы продвинуться например по карьерной лестнице, стоит отметить, что люди Темной триады, вероятно, проигрывают в других областях.
Так, нарциссы поначалу могут казаться харизматичными личностями, но со временем их постоянное требование к себе внимания утомляет.
Люди, не вполне хорошо знающие нарцисса, поначалу полагают, что он обладает определенной харизмой, но со временем, при более пристальном наблюдении за его поведением в определенных ситуациях, мнение о нем может измениться. Так что пусть даже нарциссы и зарабатывают больше, цена, которую им приходится платить в социальном плане, весьма высока. А макиавеллисты-манипуляторы рискуют тем, что их особенно жестокосердные и бесчестные махинации в конце концов будут разоблачены.
Бескомпромиссное честолюбие способно продвинуть карьеру до определенной степени, но само по себе оно не компенсирует отсутствие настоящего таланта.
Однако если мы рассматриваем синтезированную Темную триаду уже как проявленный Темный Архетип в отдельно взятой личности, то такая личность чаще всего оказывается весьма живучей. Более того, ее не так просто идентифицировать, ввиду исключительной способности к манипулированию и наличии актерских талантов.
Следует учитывать, что на каждого такого живучего Гекко или Пристли найдутся сотни недоразвитых «темных личностей», прозябающих в безвестности - безработных или одиноких.
В этом контексте, любой архетип безусловно завораживает, потому как он ГЛОБАЛЕН.

Имеет смысл оставить в покое ночных сталкеров и «темных» любителей мрачного искусства как мироощущения, «кладбищенских романтиков» и размалеванных готов-металлистов…как и оставьте в покое зрелых философствующих персон, любителей попутешествовать по темным закоулкам своей души…Настоящий «ТЕМНЫЙ» и по-настоящему опасный часто ходит с вами рядом а не в символической «ночи», приятно улыбается при каждой встрече и ведет вполне добропорядочную «дневную», как вам может показаться, жизнь.

*

Естественно, символизм Темного Архетипа очень хорошо раскрыт в эзотерической и оккультной традициях. Духовных вообще. Однако не следует его путать с архетипом, который воплощает в себе мифологический концепт Смерти и загробной жизни : сегодняшних людей, как и далеких предков, смерть ставит перед тайной значения человеческой жизни, тайной незримого существования человеческой души, перед вопросом, что есть бытие и небытие. Понятно, что Темный Архетип к этому не имеет никакого отношения.

Типичным носителем Темного Архетипа может послужить образ Дьявола. Дьявол – образ собирательный и как любой Архетип, Дьявол – глобальный и сложный. Главный смысл лежит на поверхности – это идея Дьявола как носителя архетипического зла.
Интересное исследование можно найти в эссе Юнга «Психологический подход к догмату Троицы». Эссе начинается с обзора дохристианских изображений Троицы и затем переходит к описанию нумерологического символизма Платона и пифагорейцев. После психологического комментария к христианской Троице Отца, Сына и Святого духа Юнг подводит итог исторического развития догмата Троицы как составной части символа веры. Далее он подробно останавливается на трех аспектах Троицы, сопоставляя ее с образом четверицы. Последний рассматривается как завершение Троицы посредством добавления четвертого, ранее отвергнутого элемента, а именно: материи, дьявола и темной стороны.
Это интересно, потому как Дьявол часто максимально материален – персонифицирован. Этот архетип Дьявола можно соотнести с понятием Тени – комплекса непринимаемых и вытесненных (темных !) черт человеческой личности, а также с ее проекциями в зону сознательного. Это символ заблуждающегося ума, лжи, бессознательных сил, которые оказывают влияние на сознание и заставляют человека нравственно и физически регрессировать, ведя к распаду личности.

Архетип Дьявола прекрасно раскрывается через мантическую систему Таро, которую имеет смысл использовать и в психологической практике, где каждый из козырей (триумфов) вполне может представлять тот или иной Глобальный Архетип. Архетип Дьявола воплощен в пятнадцатом козыре (Аркане). Поскольку дьявол на христианском Западе был объявлен summum malum, то есть суммой или средоточием всякого зла, он объединил в себе все теневые аспекты. Так и этот козырь очень многозначен, и архетип Дьявола нельзя свести к какому-то одному знаменателю, однако один из основных уроков по этому козырю говорит о том, что Зло является составной частью как сущности человека, так и жизни вообще, а по этой карте выбор совершается не в сторону порядка, а в сторону хаоса. Индивидуализм, нежелание подчиняться миропорядку, фанатичная жажда идти собственным путем и часто по трупам – это дорога, которая никуда не ведет.


*

Дьявол – искуситель пребывает в образе Змия, в образе соблазнителя чисто материальными или псевдо-духовными благами. Однако самая его интересная ипостась заключается как раз в воплощении Темного Архетипа – наиболее сложная концепция, завязанная на особого рода процессах, где Добро и Зло часто взаимозаменяемы. Это то, о чем я упомянул выше, – это Глобальная мимикрия, когда белое выдается за черное и наоборот.  Здесь имеет смысл упомянуть и о двойных стандартах.
Безусловно типичным представителем Темной триады движет Дьявол…Дьявол не христианский, Дьявол не языческий, Дьявол не литературный и любой другой мифологический, но Дьявол – персональный. В первую очередь это бесконтрольное потакание своим желаниям при полном или частичном игнорировании любых морально-этических норм. При этом Дьявол очень грамотно балансирует в рамках закона, при этом часто законодательный институт в себе и воплощая.

Можно ли сказать, что Большая политика как и Большой бизнес, а это именно то, что движет ИСТОРИЮ в том числе, нередко воплощают в себе принцип Темного Архетипа ? Вполне. Отдельных персоналий он поглощает полностью. Тогда эти люди играют там очень однозначные роли и эти роли – как разговоры со злыми, безумными, ошалевшими от власти и денег, но от этого не менее собственными, отражениями. Да да…та самая Темная темень…Темный архетип отлично презентует себя и через методы воздействия как манипуляцией посредством масс-медиа например...

Темный Архетип очень актуален и он показывает нам совершенно конкретные вещи, а потому, часто игнорируется – вот такой парадокс : Дьявол ходит рядом, всегда ходил, и видимо это жизненно необходимо в контексте мирового баланса. Однако уметь его вовремя идентифицировать в роли волка в овечьей шкуре, все же стоит научиться. Хотя бы на бытовом уровне.


***


Материалы :

М.Егорова, О. Паршикова, М. Ситникова , «Взаимосвязи диспозиционных черт личности и Темной триады» ;
F. Ali,T. Chamorro-Premuzic, «Темная сторона любви и жизненного удовлетворения» ;
К. Юнг, «Человек и его символы» ;
Wiki.