Livre de la Vigne nostre Seigneur




Пугалки о конце света и страшном суде – часто встречающийся сюжетный мотив, причем не только в христианской мифологии, но и в контексте «городских легенд», классического и современного искусства (от живописи до кино). 
В книгах Нового Завета, которые для христиан являются священными, есть «история» под названием «Апокалипсис», и как раз там говорится о том, что Иисус Христос должен в скором будущем явиться на Землю.
Сначала Христа ждали первые христиане. Затем эпоха крушения Римской империи воспринималась как конец времен. Далее – Средние века, гуситские войны, Реформация – и каждый раз уверенность в том, что это конец!  Можно вывести закономерность: во времена любых крупных социальных потрясений – и Средневековья, и Нового времени каждый раз возникает идея, что свету вот вот, но придет большой трындец.
«Вина» подобной, массовой психопатии безусловно лежит на Библии и многочисленных «авторах-составителях» оного труда : именно Библия дала человечеству понятие о «конце света». Для античного сознания вопросы, поставленные авторами письма, являлись бы пустыми и бессмысленными, древние были убеждены, что Вселенная вечна. Она росла, старела и умирала (сгорала), а потом, как птица Феникс, сама себя возрождала из пепла.
В Новом Завете смысл истории конкретизируется. Новый отсчет времени пошел с момента Рождения Иисуса Христа: «до и после Рождества Христова». Однако Христос сообщил, что эпоха «после» не будет длиться вечно и однажды мир, в котором мы сейчас живем, погибнет. Наиболее подробно о конце света говорится в уже упомянутой  новозаветной книге Апокалипсис, что в переводе с греческого означает «откровение».
Большая часть Апокалипсиса повествует о трагическом финале земной истории человечества, поэтому в сознании людей это слово как понятие, всегда ассоциировалось с чем-то ужасным, катастрофическим.
Нечто подобное можно найти в 24-ой главе Евангелия от Матфея, где прописаны речи Иисуса, в которой он называет признаки кончины мира и второго пришествия.
Так вот, согласно Библии, дьявол (вернее, человек, получивший от дьявола силу и власть – Антихрист) воцарится на земле именно тогда, когда люди захотят одновременно «и мед кушать, и Бога слушать». Т.е., Бога слушать допустимо только при тотальной аскезе и тотальном послушании/контроле. Антихрист же уверит всех, что вполне возможно и «мед кушать». Однако на самом деле с точки зрения христианства люди будут поклоняться не Богу, а некой дьявольской пародии на Него. Многие толкователи Апокалипсиса считали, что Антихрист придет под личиной добра, попытается занять место Христа, спроецировать Небо на землю и убедить всех в том, что его правление – это и есть настоящее «царство божье».  Короче говоря, с этого всё и начинается…
Многие люди видят в Апокалипсисе «мистический триллер с элементами фантастики» и именно такой «триллер» мне недавно попался на глаза. Это сканы рисунков из французского манускрипта «Livre de la Vigne nostre Seigneur», 1450-1470 годов «производства». Рисунки наглядно показывают, как в эпоху Возрождения, один из самых сложных, «напрЯжных» моментов для католической церкви, людей стращали Апокалипсисом, живописно расписывая и вбрасывая всё это в массы. В манускрипте показаны все этапы начала и конца этого жутко увлекательного процесса, в который включены 15 признаков Страшного Суда. Картинки кликабельны для увеличения. 


Антихрист предстает в своей двуединой природе.


Антихрист прибывает в Иерусалим, одетый как папа римский.


Христиане преследуются Антихристом. Сцены пыток.


Заговор Антихриста раскрыт, он казнен на горе Оливе...


...кажется, вот и сказочке конец, но не тут то было...Начинается самое жуткое (Антихриста загубили, себе на голову).

Первый знак Страшного Суда : моря и океаны поднимаются к вершинам гор.


Второй знак: моря и океаны опускаются и пропадают из поля зрения людей.


Третий знак: морские гады и монстры активизируются и собираются на земле и над землей.


 Четвертый знак: вода начинает гореть.


Пятый знак: деревья и растения "потеют" кровью.


Шестой знак: города начинают разрушаться.


Седьмой знак: горы вступают в бой друг с другом.


Восьмой знак: земля начинает дрожать.


Девятый знак: земля переворачивается.


Десятый знак: люди в ужасе выходят из своих укрытий.


Одиннадцатый знак: мертвые поднимаются из своих могил.


Двенадцатый знак: звезды падают с неба.


Тринадцатый знак: живые умирают, чтобы тут же воскреснуть в мертвом теле.


Четырнадцатый знак: земля и небо поглощены огнем.


Пятнадцатый знак: солнце и луна ожидают пришествия Христа.



Последний суд

Все призываются на Суд , и живые и мертвые 


Появление Христа на Суде, в котором принимают участие святые и ангелы.


Христос судит проклятых и грешников


Христос и апостолы судят демонов и одержимых демонами.


Явление Сатаны в сопровождении демонов/дьяволов.


Созывается совет Святых мучеников и ангелов.


Сатана судится с Христом в величии.


Последний суд продолжается. Христос, сидящий на радуге, благословляет одной рукой и отвергает другой.


Грешники спускаются в ад.


Устье Ада показывает проклятых и бесов, которые их мучают.


Души тех, кто нарушал заповеди, сжигаются в печи, варятся в котлах, погружены в лед, подвешены и т.д...






Особый отряд двенадцати чертей с вилами...


...атакует убийц и тиранов. 


Действие переносится наверх и там Богоматерь восходит на престол


Христос восходит на престол


Закрепился и благословляет.


На этом увлекательная история заканчивается...


Хочется отметить,что подобных манускриптов-страшилок было выпущено огромное количество ; сюжетно они мало чем отличаются, но крайне интересны с точки зрения художественного воплощения. Еще пара примеров : ТЫЦ  и  ТЫЦ .