Небесное и земное: союз астрологии и алхимии

 

Связь астрологии и алхимии можно проследить с самых древних времен. Традиционно считается, что алхимия появилась в начале новой эры в Александрии. Но, очевидно, познавая мир, человек начал вглядываться в звездное небо значительно раньше, чем углубляться в тайны материи и трансформации металлов: корни астрологии значительно древнее. С того самого момента, когда ранняя алхимия оформилась в специфический вид деятельности, можно отслеживать ее связи с астрологией. Джек Линдсей (1900-1990) в своей знаменитой книге «Происхождение алхимии в греко-римском Египте» писал: «В I в. н. э. в Риме и в других местах астрологи вели активную деятельность, и к тому времени, судя по всему, уже существовали связи между астрологией и алхимией».

Во многом алхимическая традиция сложилась под влиянием герметизма – учения, основоположником которого считают легендарного Гермеса Трисмегиста. Один из наиболее значимых для алхимии и астрологии текстов – «Изумрудная скрижаль», авторство которой приписывается Гермесу. О подобии и влиянии космических объектов на объекты земные в «Изумрудной скрижали» указывается четко и однозначно: «То, что вверху, подобно тому, что внизу, и то, что внизу, подобно тому, что вверху». Космос и человек, макрокосм и микрокосм. Как отметил один из современных авторов, алхимия и астрология «разделяют общий подход к реальности».

Алхимики поздней античности признавали необходимость учета астрологических данных в практических целях – подбирая наиболее оптимальное время для своих операций. Но были и те, кто был готов в равной степени серьезно философствовать и об алхимии, и об астрологии. Одним из таких мыслителей был представитель периода заката греческой алхимии Олимпиодор Младший (495-570), неоплатоник, астролог и алхимический философ. Младшим его называют современные исследователи, чтобы не путать с другим философом, который жил раньше его. Олимпиодор Старший (V в.) придерживался учения Аристотеля и знаменит тем, что был учителем неоплато¬ника Прокла (410/412-485). Работы же Олимпиодора Младшего представляют собой главным образом комментарии к произведениям философов прошлого. Одна из книг, которые ему приписываются, – «Олимпиодор-философ Потасию, царю Армении о божественном и священном искусстве». Когда этот труд упоминают в наши дни, часто его называют кратко – «О священном искусстве». У Олимпиодора Младшего четко проявляется синтез неоплатонизма, герметизма и интереса к астрологии и алхимии. Показательны в этом отношении рассуждения Олимпиодора о микрокосме и макрокосме, человеке и космосе – наивно-убедительные и натуралистичные: «Гермес представляет человека как микрокосм. Все, что содержится в макрокосме, человек также содержит. Макрокосм содержит создания земли и воды, у человека есть блохи, вши и кишечные черви. В макрокосме есть реки, источники моря, у человека есть внутренности. В макрокосме есть создания воздуха, у человека есть комары. В макрокосме есть испарения, вырывающиеся из его груди, например, ветры, у человека бывают скопления газов. В макрокосме есть Солнце и Луна, у человека – два глаза, правый глаз соотносится с Солнцем, левый – с Луной. Макрокосм имеет горы и холмы, человек –  кости. У макрокосма – небо, у человека – голова. В макрокосме 12 небесных знаков, у человека они тоже есть – от головы, т. е. Овна, до ступней, которые соотносятся с Рыбами. Вот что они [герметисты] называют космическим образом...».

Многие современные источники, посвященные алхимии, утверждают, что в книге Олимпиодора впервые было сформулировано соответствие планет и металлов, которое иногда называют металло-планетной системой. Может быть, это и так, но только в плане алхимических книг. На самом же деле металло-планетное соответствие было выстроено значительно раньше. В книге знаменитого христианского теолога и философа Оригена (185-254) «Против Цельса» приводится цитата из книги известного критика христианства Цельса (II в.), где выстраивается четкая схема соответствия металлов и планет. По Цельсу в изложении Оригена, она такова: свинец – Сатурн, олово – Венера, медь – Юпитер, железо – Меркурий, «смесь металлов» – Марс, серебро – Луна, золото – Солнце. Через несколько столетий после Цельса Олимпиодор Младший предложил свою схему, несколько отличающуюся как от той, что была представлена в изложении Оригена, так и от той, которая стала классической у алхимиков Средневековья. У Олипиодора она выглядит так: свинец – Сатурн, олово – Меркурий, электрум (сплав золота и серебра) – Юпитер, железо – Марс, медь – Венера, серебро – Луна, золото –Солнце. И только у византийского философа, астронома и астролога VII в. Стефана Александрийского мы видим металло-планетную систему, ставшую наиболее распространенной. Она выглядит так: свинец – Сатурн, олово – Юпитер, железо – Марс, медь – Венера, ртуть – Меркурий, серебро – Луна, золото – Солнце.

С VII в. начинает развиваться алхимическая традиция исламского мира. Одним из самых известных исламских алхимиков был персидский мыслитель Абу Бакр Мухаммад ибн Закария ар-Рази (ок. 865 - ок. 925). Он называл алхимию «астрологией нижнего мира».

Западноевропейская средневековая алхимия во многом основывалась на идеях, высказанных исламскими мыслителями, книги их широко переводились на латинский язык. С определенной долей уверенности можно считать, что первым в полном смысле этого слова алхимическим трактатом в Европе был переведенный в 1144 г. Робертом из Честера (лат. Robertus Castrensis) с арабского языка на латинский труд «Книга о составе алхимии» (лат. «Liber de compositione alchemiae»).

Роберт из Честера был выдающейся фигурой своего времени, человеком, просвещенным во многих отраслях знания. Он серьезно изучал астрологию и, как вспоминают современники, был большим специалистом в этом предмете. Роберт из Честера также перевел астрологическое руководство ал-Кинди (801-873).

Одним из трактатов, происхождение которых можно проследить в недрах исламской культуры, был знаменитый труд «Turba philosophorum», что на русский можно перевести как «Собрание философов». Этот труд, как считают специалисты, созданный около 900 г. (на латинском языке напечатан в 1572 г. в Базеле), уникален как по форме, так и по содержанию. Он представляет собой обсуждение натурфилософских и алхимических вопросов различными древними философами. Автор трактата избрал для них имена как подлинных греческих мыслителей, так и вымышленных персонажей. Среди них: Анаксимандр, Анаксимен, Анаксагор, Эмпедокл, Левкипп, а председательствует на собрании Пифагор. Немало там и других, менее известных персонажей.

 

В уста Пифагору неизвестный автор «Собрания философов» вкладывает своеобразную иерархическую классификацию сотворенного Богом, утверждая при этом единство небесного и земного. По этой схеме, существа, созданные только из одного элемента, огня, – это ангелы; из двух элементов, огня и воздуха, – солнце, луна и звезды, а из воды и воздуха – небеса. Из трех элементов сотворены Богом растения и звери, звери – из огня, воздуха и земли, а летающие существа – из огня, воздуха и воды, растения – из земли, воды и воздуха. «Наш праотец Адам и его сыны, – как говорит Пифагор толпе философов, – созданы из четырех элементов».

Еще один пример книги, популярной в Средневековье – «Тайна тайн» (лат. «Secretum secretoram») псевдо-Аристотеля, английский перевод Джона Лидгейта (ок. 1370 - ок. 1451) и Б. Бурга (ок. 1413-1483) известен по сборнику английского антиквара, алхимика и астролога Э. Эшмола (1617¬1692) «Британский химический театр». В этом поэтическом сочинении алхимия и астрология сосуществуют, дополняя друг друга в предписаниях наставника, стремящегося поведать своему ученику то, что скрывают «звезд движенье и воля планет, разум неба и мироздания».

В XIV- XV вв., в период формирования английского литературного языка, симбиоз алхимии и астрологии можно проследить даже на уровне языкознания. Английский поэт Дж. Гауэр (1330-1408 (1410)) использует название «alconomye (alkonomye)», которое было в ходу у многих английских авторов того времени. Это не совсем алхимия в традиционном понимании, скорее, синтез алхимии и астрологии (alk (imie) + (astr) onomy). У других авторов того времени, например, у Лэнгленда (ок. 1332 - ок. 1386), встречается также слово «alkenemye» или «alkenamye».

В средневековой европейской алхимии концепция влияния небесных тел на металлы и их свойства утвердилась повсеместно. В трактате, приписываемом знаменитому философу и теологу Фоме Аквинскому (ок. 1225-1274), автор пишет: «Металлы созданы природой каждый сообразно со строением планеты, которая ему соответствует, и творец должен действовать так же.

Итак, существуют семь металлов, которые участвуют каждый в своей планете, а именно: золото, которое происходит от Солнца и носит его имя; серебро – от Луны; железо – от Марса; живое серебро (ртуть) от Меркурия; олово – от Юпитера; свинец – от Сатурна; медь и бронза – от Венеры. Эти металлы принимают в других местах имена соответствующих планет».

Западная Европа восприняла металло-планетную систему, разработанную еще во времена античности, а затем воспринятую исламской алхимией. В подавляющем большинстве трактатов металлы именуются соответствующими именами планет, часто обозначаются астрологическими знаками.

Знаменитый английский философ Роджер Бэкон (ок. 1214-1294), которому приписывается ряд алхимических трактатов, был хорошо знаком с латинской версией упоминавшегося здесь трактата «Secretum secretorum» и написал к нему предисловие, которое, по сути, является кратким изложением астрологии, где автор вполне внятно дает пояснения по поводу звезд и планет, знаков Зодиака, домов и градусов и т. д. Р. Бэкон демонстрирует прекрасное знание предмета и представляет материал в весьма доступной форме.

Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, известный как Парацельс (1493-1541), врач, философ и алхимик, серьезное внимание уделял астрологии (именуя ее то астрологией, то астрономией). Он считал ее одним из оснований медицины. В предисловии к трактату «Парагранум» он писал: «[Я пишу это] так, чтобы отныне вы должным образом понимали, как я закладываю основание медицины, на котором я твердо стою сейчас и буду стоять в будущем: ни на чем ином, как на философии, ни на чем ином, как на астрономии, ни на чем ином, как на алхимии, [и] ни на чем ином, как на добродетели. Соответственно, первая опора [медицины] – это исчерпывающая философия земли и воды; и вторая опора – это астрономия или астрология, охватывающая полное понимание воздуха и огня. Третья опора – это алхимия, не имеющая пробелов и вмещающая в себя все препараты и свойства, владеющая [искусством и властью] над четырьмя упомянутыми элементами. А четвертая опора – это добродетель, и она остается с врачом до смерти [как поддержка], оно поддерживает и подкрепляет три остальные опоры».

Известный алхимик, математик и астролог Джон Ди (1527-1609) не только серьезно занимался и алхимией, и астрологией, но и попытался понять теоретические основы влияния небесных тел на земные объекты. Н. Клули пишет: «На протяжении всей своей жизни Джон Ди принимал, что существует связь между небом и землей, между астрономией и astronomia inferior; то есть между астрономией/астрологией и алхимией. В своей первой работе, “Propaedeumata aphoristica” (1558), он разработал теорию действия астрологических влияний на земную сферу». Эта теория базировалась на эманации небесных энергий в виде лучей, которые распространяются тем же самым образом, что и видимый свет. И потому небесные энергии могут изучаться с помощью науки оптики, мало того, Джон Ди допускал возможность манипуляции этими энергиями, в том числе, вероятно, и в алхимических целях.

 

Не отказываются от астрологии и современные последователи алхимии. Неоалхимик Марк Стэвиш об этом высказывается коротко и однозначно: «Алхимик по своей сущности является мистиком, астрологом и магом».

 

«Алхимический служебник»: пять правил Томаса Нортона.

 

Один из интереснейших трактатов, в котором астрология теснейшим образом связана с алхимией – «Алхимический служебник», написанный англичанином Томасом Нортоном (ок. 1433-1513). Очень мало известно о его биографии – большей частью то, что он сам сообщил в своем трактате. Дж. Хьюз утверждает, что Нортон родился в городе Кан (Уилтшир). Занятия алхимией он начал довольно рано – в начале 1450-х гг..

Известный коллекционер алхимических рукописей и исследователь алхимии (толковавший ее в психологическо-символическом ключе), американский генерал И. А. Хичкок (1798-1870) писал, что Томас Нортон был «старым алхимическим автором большого авторитета (в пятнадцатом столетии)».

Личность эта поистине неординарная. Нортон не был служителем церкви, да и к тому же написал свой «Алхимический служебник» на английском. Пытаясь познать секреты великого делания, он стремился к общению с другими алхимиками и, в частности, вступил в переписку с известнейшим английским алхимиком Джорджем Рипли (ок. 1415 - ок. 1490). Последний, видимо, проявил интерес к занятиям молодого алхимика и написал Томасу письмо, в котором приглашал его приехать для личной встречи. Нортону было двадцать восемь лет, когда он, презирая все тяготы дальней поездки, «проехал к своему наставнику сотню миль и больше». По словам Нортона, он, приехав к наставнику, «непрестанно сорок дней изучал все тайны алхимии». Вернувшись домой, он немедленно приступил к работе. Два раза, если верить автору, ему удалось получить великий красный эликсир. Но оба раза плоды труда Нортона были коварно похищены. В первый раз он был настолько огорчен, что даже чуть было не бросил заниматься алхимией. Но жажда обрести тайны алхимии оказалось сильнее. Частично из воспоминаний, частично из размышлений об алхимии и алхимиках, частично из описания практических опытов появилась эта книга, как пишет сам Томас Нортон, «подобная служебнику для священника».

В шестой, предпоследней главе «Алхимического служебника» Томас Нортон формулирует основные правила, которые он называет «concords», что можно перевести как «согласия», «согласования» или «соответствия». Вообще, идея внутренней согласованности, целостности, единства всех приемов и операций (включая и действующее начало – самого алхимика), сосудов и инструментов на пути к трансмутации является одной из основополагающих в понимании Томаса Нортона. Изложение пяти главных правил работы он предваряет словами:

Обращаясь к вопросам согласованности,

Имей в виду, что не должно быть никакого разногласия (variance)

Между тем, что должно быть в гармонии (accorde);

Ведь из разногласия может появиться разлад,

И оттого твоя работа может пропасть Вместе с твоим трудом и затратами.

Тот же, кто желает добиться успеха в работе,

Должен постичь пять согласий.

Первое правило согласия – гармония разума с работой (Mind accorde with the Warke). В соответствии с этим правилом, алхимик не должен быть легкомысленным, неприемлемо работать в спешке, нельзя терять веру в успех, нельзя быстро увлекаться и разочаровываться.

 

Людей непостоянных и поддающихся эмоциям Нортон называет «порхающими как бабочки».

Второе правило требует соответствия работы и ее исполнителей (Crafte and her Workemen). О требованиях, которые алхимик должен предъявлять к себе и своим подручным, Нортон пишет так:

Лишь тот исполнитель подойдет для этого предназначения,

Кто трезв, мудр, усерден,

Предан и внимателен, а также скромен,

Не болтлив, избегает порока,

С чистыми руками, осторожен, послушен и не самоуверен.

По третьему правилу, добиться успеха можно лишь тогда, когда оборудование соответствует работе («When Warke accordeth with Instruments»). Здесь автор сообщает, что для каждой отдельной операции нужны свои приспособления, правильно используемые сосуды; подробно рассматривает материалы, в частности, стекло, глину и свинец, при этом сосуды из различных материалов требуются для различных целей. Отдельно Нортон останавливается на печах и режимах поддержания огня. Стоит отметить, что автор упоминает и о собственных новшествах, которые помогают поддерживать несколько различных режимов нагрева одновременно, при этом «трижды по двадцать разных степеней нагрева ты можешь получить», подчеркивая при этом, что предназначены они «для работ, которых также трижды по двадцать, и для каждой свое тепло». Завершая объяснения по поводу этого правила, Томас Нортон пишет:

У того, кто живет в невежестве,

Вся его работа по воле случая пропадет.

Никто не может быть уверен, что достигнет цели Без полного соответствия искусства и оборудования.

Четвертое правило устанавливает соответствие «между этим искусством и подходящими местами» (Between this Arte and Places Convenable). Речь здесь идет о месте в смысле определения пригодности его для алхимических операций, ведь в разных местах разные условия воздействия природных сил, что создает определенную специфику. У Нортона сказано:

Некоторые места непременно должны быть постоянно сухими,

Закрытыми от воздуха, ни в коем случае не ветреными,

Некоторые должны быть в непроглядной тьме,

Куда не проникают лучи солнца <...>

Некоторые места должны обязательно быть влажными и холодными.

Очень важным также является географическое расположение мест с точки зрения астрологии. Автор подчеркивает:

Астрологи говорят, что это великое благо –  Подобрать самое подходящее место.

Не сомневаясь в значимости своей работы, он заявляет, что «для мудрого алхимика эта книга бесценна». Заканчивает Нортон свой труд не менее самоуверенно, не оставляя и тени сомнений по поводу значимости своей поэмы. Но не это главное в заключительном слове автора. Томас Нортон объясняет, почему он написал свою книгу на английском, а не на латыни: чтобы она была доступна и простым людям, не знакомым с латынью.

 

Алхимия, вслед за астрологией получив популярность среди английской знати, входила в моду, чему способствовало то, что появились трактаты не на латыни, а на английском языке. Б. Моран отмечает: «Первые алхимические произведения, написанные в поэтической форме на английском языке, появились во второй половине пятнадцатого века. И «Книга двенадцати врат» Рипли, и «Служебник» Томаса Нортона были созданы в то время. Их труды не были рассчитаны исключительно на читателей из придворных или просвещенных адептов, но нацелены на гораздо более широкую аудиторию. Получив легитимность при дворе, алхимия могла выступить в роли модной науки. Работы обоих авторов появились явно для того, чтобы просветить народ в алхимическом искусстве, даже тех, кто не был знаком с философией, с учетом того, что эти книги не были вредными или порочным».

 

Возвращаясь к Нортону….Целиком роли астрологии в алхимическом делании посвящено пятое правило «Служебника», оно требует гармонии «между небесной сферой и нашей тонкой работой» (Between the Sphere of Heaven and our Suttil Werks).

 

Пятое согласие хорошо известно просвещенным,

Оно между небесной сферой и нашей тонкой работой.

Ничто на земле не имеет большей простоты,

Чем элементы нашего Камня,

Потому что, находясь в процессе создания,

Они наиболее послушны созвездиям:

Поскольку наиболее расположенным к согласию Является точный и огненный асцендент,

Что является характерным знаком для этой операции:

Для многократных повторений:

[Пусть будет] благоприятен ваш асцендент со своим управителем.

Оберегайте их от неблагоприятных аспектов;

И если есть необходимость в их [аспектов] плохом влиянии,

Сделайте так, чтобы они выглядели как трин.

Для Белого делания сделайте благоприятной Луну,

То же надлежит сделать для управителя четвертого дома Так как это Thesaurus absconditus  древних мудрецов;

Так шестой дом для слуг этой работы;

Оберегай все от больших препятствий.

Как это изображено, с теми же целями.

Если только твоя натальная карта не является неблагоприятной,

В противоположность этим элекциям Действие Перводвигателя  формально,

Действие восьмой сферы  здесь является важным –

С ее знаками, фигурами и аспектами –

Достоинства планет есть собственные и особенные,

Действия элементов здесь материальны.

Все они влияют на привносимые свойства:

Первый [элемент] подобен разуму делателя,

Ты увидишь, что второй подобен его руке,

Третий подобен хорошему инструменту,

Оставшийся подобен вещи, созданной для ваших целей.

Исполните все замыслы в согласии друг с другом,

Тогда ваши заслуги сделают вас великим мастером.

 

Анализ этого текста позволяет с уверенность сказать, что он относится к так называемой элективной астрологии , т. е. разделу астрологии, занимающемуся определением наиболее благоприятного момента времени для начала какого-либо дела. Процесс этого выбора называется «элекция». «Элекция» прямо упоминается в строке: «В противоположность этим элекциям».

Весь текст пятого правила, скорее всего, повествует о выборе наиболее подходящего времени для проведения алхимической операции.

Можно с большой долей вероятности считать, что иллюстрация, предваряющая эту главу и содержащая четыре карты неба («гороскопы» ), как раз и иллюстрирует астрологические тезисы по согласию работы с небесной сферой, выдвинутые Нортоном.

Первое, поверхностное, изучение гороскопов, показывает, что все они имеют совершенно одинаковое положение небесных домов, т. е составлены для одного и того же момента звездного времени.

(Звездное время – система измерения времени, в основу которой положены звездные сутки – промежуток времени между двумя последовательными одноименными (верхними или нижними) кульминациями точки весеннего равноденствия на одном и том же географическом меридиане. За начало местных звездных суток принят момент верхней кульминации точки весеннего равноденствия на данном географическом меридиане. Звездное время измеряется в долях звездных суток – звездных часах, минутах и секундах. Благодаря тому, что в основу звездного времени (в отличие от солнечного) положена точка, не смещающаяся в течение суток относительно звезд, положение небесной сферы для данного момента звездного времени всегда одно и то же, вне зависимости от календарной даты. Исходя из этого, все таблицы домов рассчитываются для моментов звездного времени.)

 

Если предположить, что эти элективные гороскопы составлены для широты города, где работал Нортон, – Бристоля (ок. 52º с. ш.), – то получается, что гороскопы составлены на 12:00 звездного времени. Положения начал домов, как уже отмечалось, одинаковы во всех гороскопах:

I. 2° Sagit (Стрельца)

II. 8° Capri (Козерога)

III. 15° Aquar (Водолея)

IV. 28° Pißec (Рыб)

V. 24° Aries (Овна)

VI. 12° Tau (Тельца)

VII. 2° Gem (Близнецов)

VIII. 8° Can (Рака)

IX. 15° Leo (Льва)

X. 28° Virgo (Девы)

XI. 24° Libra (Весов)

XII. 12° Scorp (Скорпиона).

 

Расчеты показывают, что Нортон использовал популярную в то время систему домов арабского астролога ал-Кабиси. Подробный анализ гороскопов наталкивается на препятствие в виде загадочных значков, используемых Нортоном для обозначения планет. За исключением значков для Солнца и Луны, они совершенно нетипичны и для астрологии, и для алхимии. Возможно, соответствия таковы:


Если эти предположения верны, то гороскопы содержат следующие данные:


Следует отметить, что положение некоторых планет не поддается разумному объяснению. Например, в гороскопе №1 Сатурн в расположен в 12 доме и рядом с ним указана координата 4°. Это невозможно в принципе. В 12 доме лежит часть Скорпиона (с 12° по 30°) и 1° Стрельца, т. е. планета, находящаяся в 12 доме, не может располагаться в четвертом градусе какого-либо знака Зодиака, поскольку ни одного 4° там нет. Еще один пример. В гороскопе № 2 рядом с Юпитером, расположенном в 1 доме, не указана координата (т. е нет числа, указывающего, в каком градусе он находится), поэтому нельзя сказать, в Стрельце он или в Козероге (в 1 доме лежат части этих двух знаков).

Более подробный анализ гороскопов, выявляет еще более странный факт – гороскопы с 1 по 3 не могут никогда реализоваться в действительности. Дело в том, что максимальное удаление Меркурия и Венеры от Солнца равно 28° и 48° соответственно (поскольку орбиты эти планет лежат внутри орбиты Земли, то наблюдатель на Земле всегда видит их рядом с Солнцем). Но в гороскопах 1-3 Меркурий и Венера этому критерию не удовлетворяют. Только в четвертом гороскопе Венера и Меркурий расположены реалистично.

Можно предположить, что это неправильное отождествление планет и символов, которые приводит Нортон и на самом деле соответствие знаков в гороскопах планетам другое. Однако можно утверждать совершенно однозначно, что гороскоп № 3 не может реализоваться в действительности ни при каких вариантах отождествления планет. Здесь просто нет сразу двух нужных планет (Меркурия и Венеры) рядом с Солнцем.

Об искусственности гороскопов «Алхимического служебника» свидетельствует и положение Точек Дракона (Лунных узлов): оно одинаково во всех гороскопах. Точки Дракона находятся в одном знаке Зодиака на протяжении примерно 1.5 лет, и возвращаются в это же положение примерно через 18.5 лет. Если гороскопы составлялись на какие-то реальные моменты времени, то совпадение положений Точек Дракона для четырех гороскопов маловероятно (где-то 1 к 10 000).

Грубая датировка гороскопа осуществляется по самым медленным планетам – Юпитеру и Сатурну. Проверка показывает, что во второй половине XV в. они никогда не занимали положений, указанных в гороскопах. Отсюда следует главный вывод. Гороскопы Нортона искусственно сконструированы и предназначены для иллюстрации текста. Непонятно, по недосмотру, по незнанию или с каким-то умыслом Нортон сконструировал совершенно нереалистичные гороскопы, но тем больше оснований считать их иллюстрациями к тексту. Ниже приведены характерные особенности каждого гороскопа.

 

Гороскоп 1

Дата: 1 декабря

Меркурий в первом доме;

Соединение Венеры и Юпитера в Овне.

 

Гороскоп 2

Дата: 24 сентября

Юпитер в первом доме;

Соединение Луны и Меркурия в Скорпионе.

 

Гороскоп 3

Дата: 4 августа (или 4 сентября)

Юпитер точно на асценденте или далее – в первом доме.

Соединение Солнца, Луны и Меркурия. В такой конфигурации Луна и Меркурий называются в астрологии «сожженными» планетами.

 

Гороскоп 4

Дата: 23 октября

Венера в первом доме;

Гороскоп составлен на момент «великого соединения» (соединения Юпитера и Сатурна). Повторяется примерно раз в 20 лет. В астрологии такие соединения означают исторические перемены.

Соединение Луны и Меркурия в Овне.

 

В двух гороскопах, расположенных в нижнем ряду, содержатся четыре пояснения по-латыни по поводу того, к чему именно относятся астрологические расчеты. Из латинских фраз  можно сделать предположение, что гороскопы показывают благоприятное время начала четырех основных этапов великого делания. Первый, по всей видимости, относится к первой стадии (нигредо); надпись: «Фигура вверху – то, что разделяет, разлагает и направляет». Второй гороскоп, вероятно, касается второй стадии (альбедо); надпись: «Фигура вверху – это соединение элементов и элементатов». Можно предположить, что третий гороскоп составлен для делания в желтом (цитринитас); надпись: «Эта фигура тайные операции природы усиливает». И наконец, четвертое пояснение касается завершения великого делания (рубедо); надпись: «Фигура внизу совершенствует и завершает все».

 

Опираясь на вышесказанное, можно приступить к разбору строк «Алхимического служебника», имеющих непосредственное отношение к астрологии:

 

Поскольку наиболее расположенным к согласию, Является точный и огненный асцендент…

     

Асцендент: в астрологии это восходящая точка Зодиака, один из ключевых факторов гороскопа. Во всех четырех гороскопах он находится в огненном знаке – Стрельце. Кроме того, на асценденте расположена звезда Антарес, во второй половине XV в. имевшая зодиакальную координату 2° Стрельца. Антарес – одна из наиболее значимых в астрологии звезд, а его название переводится как «подобный Марсу» (греч. anta «вместо» и Ares  греческое название планеты Марс). Антарес по цвету и яркости похож на планету Марс, и неопытный наблюдатель может их спутать. Кроме того, Антарес имеет астрологический характер Марс-Юпитер. Марс в астрологии имеет огненную природу, так что более «огненный» асцендент придумать трудно. «Точный», вероятно, здесь употребляется в смысле: «точно в нужном градусе Зодиака».

 

[Пусть будет] благоприятен ваш асцендент со своим управителем…

 

Термин «управитель» в астрологии означает планету, управляющую асцендентом (куспид первого дома) или любым другим домом гороскопа. Обычно это планета-управитель знака Зодиака, в котором находится асцендент или вершина данного дома. Либо это планета, находящаяся в данном доме. В представленных гороскопах управителем (планетой, имеющей дом в Стрельце) является Юпитер. Это очень благоприятный фактор.

 

Оберегайте их от неблагоприятных аспектов;

 

«Аспектом» называется взаимодействие между планетами, возникающее, когда разница их координат равна определенному значению. При этом аспекты бывают благоприятные и неблагоприятные. Основные аспекты таковы:

Соединение – 0° (может быть как благоприятным так и нет);

Секстиль – 60° (благоприятный);

Квадратура – 90° (неблагоприятный);

Трин – 120° (благоприятный);

Оппозиция – 180° (неблагоприятный).      

Таким образом, в этой строке содержится указание выбирать для делания тот промежуток времени, когда не будет неблагоприятных аспектов у асцендента и его управителя.

 

И если есть необходимость в их плохом влиянии, Сделайте так, чтобы они выглядели как трин…

 

Эта строчка выглядит довольно странно, поскольку трин – это благоприятный аспект.

 

Для Белого делания сделайте благоприятной Луну

 

Иными словами, необходимо выбрать момент благоприятного расположения Луны, т. е. Луна должна иметь благоприятные аспекты с другими планетами, находиться в своем родном знаке (Рак) или в знаке экзальтации (Телец). В случае Луны это не сложно, она быстро движется, и появление нужного аспекта – дело нескольких часов (максимум 1-2 дней).

 

То же надлежит сделать для управителя четвертого дома,

 

В трех гороскопах из четырех в четвертом доме находится Венера, в этом случае она считается управителем или со-управителем. Это благоприятный фактор.

 

Так шестой дом для слуг этой работы;

 

Шестой дом гороскопа отвечает в астрологии за отношения найма («работодатель - работник»), поэтому иногда называется «дом слуг». Во всех гороскопах в шестом доме находится Голова Дракона (Восходящий Лунный узел – это благоприятный фактор).

 

Как это изображено, с теми же целями…

 

Вероятно, речь идет об одном из четырех (или о нескольких) гороскопах с иллюстрации.

 

Если только твоя натальная карта не является неблагоприятной,

 

Карта неба, построенная на момент рождения, называется «натальной картой».

 

Достоинства планет есть собственные и особенные, 

  

Вероятно, речь идет о так называемых эссенциальных и акцидентальных достоинствах планет.

 

Выводы

 

Всем этим странностям в гороскопах «Алхимического служебника» может быть только одно из двух возможных объяснений:

Нортон не слишком разбирался в астрологии, следствием чего являются многочисленные «детские» ошибки в его «примерах» гороскопов.

Путаница создана специально, для скрытия от непосвященных смысла трактата, что является обычной практикой в оккультных науках. В пользу этой версии говорят, например, загадочные значки планет, предназначенные для усложнения дешифровки гороскопов.

 


Авторы: Ю. Ф. Родиченков, А. Ю. Саплин.