Francesco Clemente

 Многие современные художники обращались, обращаются и видимо еще долго будут обращаться к миру Таро что бы выразить таким образом себя и свои идеи. Ничего удивительного в этом нет, учитывая столь емкий символический смысл заложенный в этих картах. Тянет в эти области и именитых персон. Один из них – Франческо Клементе (Francesco Clemente, 1952, Неаполь) – итальянский живописец-неоэкспрессионист.

Клементе сделал себе имя еще в 70-х, и уже в начале 80-х, перебравшись в США сотрудничал с Уорхолом и Баскья.

Со слов самого Клементе – его всегда интересовало Таро ; он изучал историю Таро и научился читать карты прежде, чем начал создавать свою колоду : «Я никогда не представлял, насколько похожи действия по чтению таро и рисованию картин. В обоих случаях мы стараемся полностью присутствовать и в то же время полностью исключить себя из контекста картины». Интерес Клемента к Таро закономерен, и носит не только оккультный характер, но и исторически-исследовательский : Клементе изучал репродукции колод Таро пятнадцатого века и углублялся в обширную литературу по этому вопросу.
Стоит отметить, что вообще многие произведения Клементе созданы под влиянием сюрреализма и при этом содержат много непреднамеренных отголосков к образам Таро.
С 2008 по 2011 г.г. Клементе работал над проектом Таро, который в итоге реализовался как очередная персональная выставка в почтенном Музее Уффици и отдельно изданная книга-альбом.

Оригинальные картины размером 19 х 10 дюймов каждая представлены в нескольких видах : акварель, гуашь, тушь, цветной карандаш. Все козыри  и придворные карты – это портреты его друзей-приятелей из мира искусств и не только...., например : Джаспер Джонс – это Папа, Скарлетт Йоханссон – Королева мечей, Фрэн Лейбовиц – Правосудие, Дайан фон Фюрстенберг – Сила, Брайс Марден – Повешенный, Рон Арад – Фокусник, Салман Рушди – Король Мечей и т.д.. 

Клементе говорит, что его таро-проект – это портрет Нью-Йорка как он его видит и собственно способ запечатлеть ауру этого города.

Себя Клементе изобразил на козыре Дурак


Повешенный и Отшельник


Фокусник и Дьявол


Правосудие и Звезда


Папа и Папесса


Мир и Смерть


Сила и 2 Дубинок


Король Мечей и Королева Мечей


Король Дубинок и Королева Дисков


Туз Кубков и Семерка Дисков


Десятка Мечей



Еще в начале 70-х Клементе впервые посетил Индию, страну, в которую он будет возвращаться снова и снова ; позже Клементе провел время в Мадрасском теософском обществе, где изучал религиозные и духовные тексты в библиотеке. Его интерес к духовной жизни и другим, не-европейским культурам сочетался с увлечением местной культурой и ремёслами. Клементе сотрудничал с индийскими мастерами миниатюры и изготовления бумаги, как в серии «Pinxit» – миниатюр гуашью на сделанной вручную бумаге.
Клементе стал известен в 1970-х субъективными, эротическими образами часто изуродованных частей тела, искажёнными автопортретами и амбивалентными фигурами, часто изображёнными в насыщенных цветах. Участие Клементе в 1980 в Венецианской биеннале привлекло к нему международное внимание. Он быстро стал рассматриваться как один из лидеров «возвращения к фигуративности», названного трансавангардом в Италии (критиком Акилле Бонито Олива) и неоэкспрессионизмом в США. Это признание совпало с переездом Клементе в Нью-Йорк со своей растущей семьей. В 1981 он изучал санскрит в Нью-Йорке. В 1981—1982 Клементе создал первую большую живопись маслом, серию из двенадцати картин, названных «Fourteen Stations», которая была показана в Whitechapel Art Gallery в Лондоне в 1983 году. Помимо работ большого формата Клементе создал ряд книжных проектов, включая три уникальных работы с поэтом Алленом Гинзбергом.
В 1980-х Клементе продолжал совершать путешествия по Индии; он также жил в Италии и на американском юго-западе. В 1990-х он добавил к списку своих любимых мест Ямайку и начал работать в студии в Нью-Мексико. В это время он использовал метод восковой фрески, известной как cera punica. Во время поездки в 1995 в Маунт Абу (Индия) Клементе писал акварели. Среди менее традиционных работ Клементе были росписи ночного клуба «Palladium» в Нью-Йорке (1985) и роспись и абажуры для нью-йоркского отеля Hudson, который открылся в 2000. Помимо этого, он создал около двух сотен работ для фильма «Большие ожидания» (1998) Альфонсо Куарона. В 2008 Клементе выставил портреты восьми звёзд сезона на выставке, названной «The Sopranos», в галерее Арнольда и Марии Шварц (в Метрополитен-опера).
Искусство Клементе демонстрировалось на многих персональных и групповых выставках. Первая большая американская выставка его работ была организована John and Mable Ringling Museum of Art во Флориде (1986). Ретроспективные выставки были организованы Sezon Museum of Art в Токио (1994), Музеем Гуггенхайма (1999), Национальным археологическим музеем Неаполя (2002-03), Ирландским музеем современного искусства в Дублине (2004). Клементе продолжает проводить время между Нью-Йорком, Мадрасом и Римом.

Автопортрет с Альбой, 1985


Жди Отдавай, 2004


Альба, 1977