Созвездия. Знаки зодиака. Прецессия.

Созвездия против знаков Зодиака


Звёзды, которые могут быть приняты как индикаторы периодического смещения точек равноденствия, естественно располагаются около эклиптики; и эти звёзды, — действительно все звёзды — за тысячелетия были сгруппированы наблюдателем в «созвездия». Названия, представления о размерах и границах таких созвездий отличались в разных цивилизациях, но некоторый существенный параллелизм может быть установлен между разными определениями созвездий, если только не заходить в сравнении слишком далеко.
Очевидно, тенденция группировать звёзды в созвездия и давать им имена (и не только животных) соответствует человеческим запросам во всех культурах. Это может быть проецирование концепции животных «тотемов» (единой в архаичных племенных обществах) на астрономическую сферу. Даже в греческой мифологии мы видим героев, или персонажей особой важности, возвеличенных в созвездиях на небе. Подобно этому и католическая церковь канонизировала своих святых и определила им «праздники» в ритуале священного года.
Небо для древних сообществ являлось великим символом порядка и творческой деятельности. Звёзды и планеты виделись им телами богов. Небо в целом представляло «мир формы», мир богов-творцов и иерархии божественного разума. Вся концепция астрономических созвездий имеет, я уверен, мифологическое происхождение. Это не умаляет её значения, поскольку мифы — чрезвычайно мощные факторы в развитии и формировании человеческого сознания. И сама современная наука содержит многие мифы, которые теперь упоминаются как исходные условия, постулаты или возможно «универсальные константы». Постоянство и универсальность (постулатов) — вопрос веры, даже если ценности, к которым относятся эти «константы», основаны на доказанных фактах. Заметим, что эти факты были доказаны в условиях существующей сегодня на Земле окружающей среды, а ведь она не одна и та же всегда и везде.

Однако здесь может возникнуть большая проблема, касающаяся двенадцати зодиакальных созвездий — групп звёзд, найденных с обеих сторон эклиптики, и эта проблема связана с определением их границ. Мало того, что эти границы, по-видимому, неоднократно изменялись, но согласно различным оккультным традициям, их число не всегда было двенадцать. У некоторых цивилизаций например был «лунный Зодиак», разделённый на 27 или 28 «домов» прежде, чем у них появился «солнечный Зодиак». Нет реальной причины полагать, что все зодиакальные созвездия должны иметь равный размер (то есть соответствовать 30-ти градусам долготы).
Границы созвездий утверждены условно в 1925 г. на конгрессе Международного астрономического союза, и эти созвездия не равны между собой. И в них попадают участки эклиптики, не равные по длине. Так, созвездие Скорпиона Солнце проходит всего за неделю, а созвездие Девы за полтора месяца. 

Знаки Зодиака и созвездия Зодиака это два совершенно различных понятия. Ничего общего, кроме названий, они не имеют. То, что мы называем в астрологии зодиакальным знаком, — отличается в принципе от понятия созвездий. Зодиакальный знак — просто одна двенадцатая эклиптики — то есть, часть видимого ежегодного пути Солнца (орбиты земли, в современной гелиоцентрической системе) в 30 градусов. Зодиакальный знак принадлежит тропическому зодиаку, в то время как тринадцать  зодиакальных созвездий принадлежат  т.н астрономическому зодиаку.  Тропический Зодиак измеряется в градусах долготы, и измерение начинается в точке, где Солнце пересекает астрономическую экваториальную плоскость в северном направлении к точке весеннего равноденствия.

В точке весеннего равноденствия долгота Солнца равна 0°, и склонение также 0° («склонение» измеряет расстояние любого астрономического тела к северу или к югу от астрономического экватора). Это означает, что в точке весеннего равноденствия закат происходит точно на западе, а день и ночь имеют равную длительность, после чего дни становятся длиннее. В точке осеннего равноденствия долгота Солнца 180°, а склонение 0°, но в этом случае светило пересекает астрономический экватор в южном направлении. Дни и ночи имеют равную длительность, но с этого момента ночь будет увеличиваться.

Зодиак (зодиакальный круг, от греч. δῷνλ — живое существо)
в астрономии – пояс на небесной сфере вдоль эклиптики (читать ниже), по которому проходят видимые пути Солнца, Луны, планет и астероидов. 
Созвездия эклиптики : Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Змееносец, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. Всего 13.
Астрология : наиболее известен зодиак, состоящий из двенадцати знаков зодиака по 30°, сложившийся в середине I тысячелетия до н.э. на Ближнем Востоке. Названия знаков связаны с зодиакальными созвездиями, которые в ту эпоху им соответствовали.


Солнце движется (относительно земли ) практически строго по эклиптике, а остальные светила в своѐм движении по зодиаку периодически смещаются севернее или южнее эклиптики . Эклиптическое наклонение орбит Луны и видимых планет не превышает нескольких градусов (исключение составляют некоторые карликовые планеты и астероиды).
Если мы говорим что планета находится в знаке Овна, то подразумеваем ее астрологическое положение. Если мы говорим что планета находится в созвездии Овна, то подразумеваем ее астрономическое положение.

Например двойная система Плутон/Харон никогда не посещает созвездия Овен  и  Рыбы, фактически игнорирует и созвездие Скорпион (очень незначительное для него нахождение по времени), зато помимо остальных 10 созвездий эклиптики он «выруливает» ЗА и проходит по созвездиям : Кит, Орион, Волосы Вероники, Северная Корона (очень незначительно), Волопас ( очень незначительно). Т.е всего 16 созаездий.

Пример : 1970 год. Желтая линия – эклиптика, красная линия – путь Плутона/Харона. Видно что Плутон/Харон движется не по пути эклиптики, т.к его орбита имеет большой наклон. При этом его "путь" смещается и он на это время выпадает из зоны созвездий эклиптики и находится в созвездии "Волосы Вероники".
У орбиты Урана например, наклон незначительный и он всегда движется строго вдоль эклиптики не выпадая за пределы зоны созвездий эклиптики.


Примеры пересечения эклиптики следующими объектами :
1. Плутон/Харон :  Близнецы 104 гр. - Стрелец 285 гр.
2. Эрида : Овен 290 гр. - Дева 212 гр.
3. Церера : Близнецы 92 гр. - Стрелец 272 гр.
4. Оркус/Ванф : Телец 79 гр. - Стрелец 259 гр.

Традиционно ширина зодиакального пояса считается условно равной 9° в обе стороны от эклиптики. Т.е любой астрономический объект имеющий наклон более 9°, на определенном пути своего следования будет выпадать из зоны эклиптикальных созвездий.

На картинке :  зодиакальный астрологический круг из 12 знаков зодиака, каждый по 30 градусов ( в данном случае - тропический, обозначен зеленым цветом) и астрономический круг из 13 созвездий с разной протяженностью (обозначен розовым цветом).Стрелкой обозначено прецессионное движение. Видно что точка весеннего равноденствия на сегодняшний день смещена и находится не в пределах созвездия Овен, а уже в созвездии РыбыБыло время,примерно около 2000 лет назад, когда Солнце в точке весеннего равноденствия указывало на границу между созвездиями Овна и Рыб; то есть, в точке весеннего равноденствия того времени Земля, Солнце и граница между созвездиями Овна и Рыб составляли прямую линию. Тогда так случилось, что знак Овна (30 градусов долготы после весенней точки равноденствия) и созвездие Овна совпали — то есть, путаницы между зодиакальными знаками и созвездиями не существовало.Но в последующие века по причине прецессии (читать ниже) звзды и созвездия дрейфовали по привязанной к эклиптике сетке знаков, так что в настоящее время большинство астрономических зодиакальных созвездий проецируется на последующий знак зодиака.  
В нынешнее время день весеннего равноденствия приходится на 20 марта т.е приходится на день начала отсчета символического знака Овен - 0 гр.


Астрономический круг (ряд) созвездий также называют астрономическим зодиаком (не путать с сидерическим зодиаком).

Если для тропического зодиака начало отсчета (0* Овна) совпадает с видимым положением  Солнца в первый день астрономической весны, то есть сточкой весеннего равноденствия., то для сидерического, который используется в ведической астрологии, точка отсчета (0* Овна) является фиксированной, так как привязана к неподвижной звезде первой величины Спике. Знаки сидерического зодиака отчасти соответствуют одноименным астрономическим созвездиям, отчасти потому, что не используется созвездие Змееносца ( как и в тропическом ).Таким образом, прецессионное движение  опорной точки тропического зодиака приводит к тому, что весь тропический зодиак как бы очень медленно "движется" на фоне фиксированных сидерических знаков зодиака. Поэтому тропический зодиак еще называют  "подвижным"  или  абстрактным , символическим а сидерический зодиак учитывает прецессию и основан на положении Земли относительно звезд. А тропический зодиак не учитывает прецессию и основан на положении Земли относительно Солнца,  то есть на смене времен года.

На картинке уже сравнение астрономического, сидерического (внешнего) и тропического (внутреннего) зодиака :


Солнце в созвездиях эклиптики и знаках зодиака.


Например на 4 мая 2017 года, эклиптикальные координаты планеты Марс будут ровняться 68-му градусу, что соотвествует созвездию Телец, а в зодиакальной системе координат положение Марса будет ровняться 9-ому градусу знака Близнецы. Т.е эклиптическая долгота 68° соответствует 9° Близнецов. Для планеты Марс на этот день запись будет выглядеть так : 68'54 Tau / 8'54 Gem. 


Эклиптикальные координаты границ созвездий :


Эклиптика (желтым), 13 созвездий эклиптики и некоторые прилегающие внутренние и внешние созвездия.




Эклиптика (от лат. (linea) ecliptica, от др.-греч. ἔθιεηςηο — затмение), большой круг небесной сферы (читать ниже), по которому происходит видимое годичное движение Солнца (видимый путь Солнца). Эклиптика проходит по зодиакальным созвездиям и созвездию Змееносца.


Эклиптика имеет фундаментальное значение в астрологии, большинство школ этой оккультной дисциплины включает в себя интерпретацию положений небесных светил в знаках зодиака, то есть рассматривает их положения именно на эклиптике. Также важные для большинства школ астрологии угловые расстояния между светилами в подавляющем большинстве случаев определяются в астрологии с учѐтом только их эклиптической долготы, и в этом смысле аспекты являются «резонансами» не столько между реальными положениями светил на небесной сфере, сколько фактически между их эклиптическими проекциями, то есть между точками эклиптики – их эклиптическими долготами.

Небесная сфера — воображаемая сфера произвольного радиуса, на которую проецируются небесные тела: служит для решения различных астрометрических задач. За центр небесной сферы принимают глаз наблюдателя; при этом наблюдатель может находиться как на поверхности Земли, так и в других точках пространства (например, он может быть отнесѐн к центру Земли). Для наземного наблюдателя вращение небесной сферы воспроизводит суточное движение светил на небе.
Представление о небесной сфере возникло в глубокой древности; в основу его легло зрительное впечатление о существовании куполообразного небесного свода. Это впечатление связано с тем, что в результате огромной удалѐнности небесных светил человеческий глаз не в состоянии оценить различия в расстояниях до них, и они представляются одинаково удалѐнными. У древних народов это ассоциировалось с наличием реальной сферы, ограничивающей весь мир и несущей на своей поверхности многочисленные звѐзды. Таким образом, в их представлении небесная сфера была важнейшим элементом Вселенной. С развитием научных знаний такой взгляд на небесную сферу отпал. Однако заложенная в древности геометрия небесной сферы в результате развития и совершенствования получила современный вид, в котором и используется в астрометрии. Ось мира — воображаемая линия, проходящая через центр мира, вокруг которой происходит вращение небесной сферы. Ось мира пересекается с поверхностью небесной сферы в двух точках — северном полюсе мира и южном полюсе мира. Вращение небесной сферы происходит против часовой стрелки вокруг северного полюса, если смотреть на небесную сферу изнутри.

Небесный экватор — большой круг небесной сферы, плоскость которого перпендикулярна оси мира. Небесный экватор делит небесную сферу на два полушария: северное и южное.
Две точки, в которых эклиптика пересекается с небесным экватором, называются точками равноденствия. В точке весеннего равноденствия Солнце в своѐм годовом движении переходит из южного полушария небесной сферы в северное; в точке осеннего равноденствия — из северного полушария в южное. Две точки эклиптики, отстоящие от точек равноденствия на 90° и тем самым максимально удалѐнные от небесного экватора, называются точками солнцестояния. Точка летнего солнцестояния находится в северном полушарии, точка зимнего солнцестояния — в южном полушарии. Эти четыре точки обозначаются символами зодиака, соответствующими созвездиям, в которых они находились во времена Гиппарха :весеннего равноденствия — знаком Овна (♈), осеннего равноденствия — знаком Весов (♎), зимнего солнцестояния — знаком Козерога (♑), летнего солнцестояния — знаком Рака (♋)

Ось эклиптики — диаметр небесной сферы, перпендикулярный плоскости эклиптики.Ось эклиптики пересекается с поверхностью небесной сферы в двух точках — северном полюсе эклиптики, лежащем в северном полушарии, и южном полюсе эклиптики, лежащем в южном полушарии.
В результате предварения равноденствий – процессии (читать ниже) эти точки сместились и ныне находятся в других созвездиях.

*


Мы осознаём путь видимого ежегодного движения Солнца в небе, наблюдая различные звёзды, которые неделю за неделей появляются на горизонте перед восходом солнца и после заката. Другими словами, можно проследить ежегодный путь Солнца на фоне «неподвижных» звёзд, принимая умом фиксированность ситуации (то есть пренебрегая маленькими величинами смещения отдельных звёзд в космическом пространстве). Однако линия пересечения экватора и эклиптики перемещается очень медленно. Из этого следует, что Солнце настигает эту линию по ходу её движения вдоль эклиптики. Положение этой линии в определённый момент года («точки равноденствия») смещается относительно неподвижных звёзд из года в год. Изменение положения медленное, немногим более 50-ти секунд в год, или один градус в течение 72-летнего периода (чуть меньше). Таким образом, точки равноденствия возвращаются к той же самой точке эклиптики, и (теоретически, по крайней мере) к той же самой звезде, по прошествии приблизительно 25,868-ми лет. Делим весь период на 12, — получаем продолжительность любой из двенадцати прецессионных эр. Вне сомнения, мы находимся сейчас в самом конце Эры Рыб , и поскольку движение точек равноденствия является «ретроградным» (то есть, в обратном направлении к движению Солнца и Луны), — следующий период будет эрой Водолея.

Для описания спирального движения северного полюса нам приходится говорить о полярных звёздах, так как если мы хотим ясно представить себе движение, — его следует соотнести с некоторой относительно неподвижной точкой на небе. Звёзды на самом деле перемещаются, но их движение настолько медленно, что в грубых практических целях мы даём им название  «неподвижных звёзд». Планеты, в отличие от них, перемещаются по небу весьма быстро; да так, что примитивный человек, разглядывая вечернее небесное представление, назвал их «блуждающими звёздами». По той же самой причине, пытаясь установить и измерить медленное движение точек равноденствия, необходимо соотнести изменения с видимой «неподвижной» системой ориентиров.
Это означает, что в наше время, когда Солнце имеет долготу 0° (то есть пересекает астрономический экватор с юга на север, а точка заката теперь начнёт перемещаться к северо-западу), оно не совмещается с той же самой «неподвижной звездой», с которой совмещалось во время весеннего равноденствия две тысячи лет назад. По этой причине мы говорим, что Солнце смещается ретроградно от одной группы звёзд (то есть созвездия) к следующей группе звёзд. Иногда (к сожалению) выражаются так: Солнце входит, или скоро войдёт в созвездие Водолея — в то время как «входит» в это созвездие не Солнце, а точка весеннего равноденствия. Поэтому и утверждается, что мы существуем «рядом» с началом «эры Водолея».

Предварение равноденствий (лат. praecessio aequinoctiorum) — историческое название для постепенного смещения точек весеннего и осеннего равноденствий (то есть точек пересечения небесного экватора с эклиптикой) навстречу видимому годичному движению Солнца. Другими словами, каждый год весеннее равноденствие наступает немного раньше, чем в предыдущем году.
Основная причина предварения равноденствий — прецессия, периодическое изменение направления, (смещения) земной оси под влиянием притяжения Луны, а также (в меньшей степени) Солнца.
Земля подобна гигантскому волчку, под влиянием гравитации Солнца и Луны, она совершает медленное круговое вращение. Луна и Солнце своим притяжением стремятся повернуть ось Земли, в результате возникает явление прецессии.


Проекция земной оси как бы очерчивает на Севере небесной сферы гигантский круг, охватывающий созвездия Дракона и Малой Медведицы. На краю окружности находятся Вега, Альфа Дракона и Полярная звезда. Это движение земной оси по круговой линии, своеобразное покачивание оси вращения, и названо прецессией.
Поворот оси нашей планеты имеет разнообразные последствия. Прежде всего, он сокращает продолжительность тропического года, который становится на 20 минут короче звѐздного.
«Тропический год» - интервал времени между двумя последовательными прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия, он равен 365,2422 суток. Основой календаря служит именно этот год. «Звѐздный год» - период обращения Земли вокруг Солнца относительно звезд, или промежуток времени, за который Солнце возвращается в ту же точку неба относительно звезд. «Звѐздный год» равен 365,2564 средним солнечным суткам, т.е. на 20 минут длиннее, чем обычный «тропический год».
В процессе прецессии вид звѐздного неба, видимый в тех или иных широтах, меняется, так как меняются склонения тех или иных созвездий, и даже время года их наблюдения.
Некоторые созвездия, видимые сейчас в средних широтах северного полушария Земли (например, Орион и Большой Пѐс), постепенно опускаются под горизонт и через несколько тысяч лет будут почти недоступны из средних широт северного полушария, зато на северном небе появятся созвездия Центавр и Южный Крест, а также ряд других.
Наблюдать прецессию достаточно просто. Нужно запустить волчок и подождать, пока он начнёт замедляться. Первоначально ось вращения волчка вертикальна. Затем его верхняя точка постепенно опускается и движется по расходящейся спирали. Более детально :



Главное свойство прецессии — безынерционность: как только сила, вызывающая прецессию волчка, пропадёт, прецессия прекратится, а волчок займёт неподвижное положение в пространстве. В примере с волчком этого не произойдет, поскольку в нём вызывающая прецессию сила — гравитация Земли — действует постоянно.
Можно получить эффект прецессии, не дожидаясь замедления вращения волчка: толкните его ось (приложите силу) — начнётся прецессия. С прецессией напрямую связан другой эффект, показанный на иллюстрации ниже — это нутация — колебательные движения оси прецессирующего тела. Скорость прецессии и амплитуда нутации связаны со скоростью вращения тела (изменяя параметры прецессии и нутации в случае, если есть возможность приложить силу к оси вращающегося тела, можно изменить скорость его вращения).Подобное движение совершает ось вращения Земли, что было отмечено Гиппархом как предварение равноденствий. По современным данным, полный цикл земной прецессии как уже было сказано, составляет около 25 765 лет.
Колебание оси вращения Земли влечёт изменение положения звёзд относительно экваториальной системы координат. В частности, через некоторое время Полярная звезда перестанет быть ближайшей к северному полюсу Земли яркой звездой, а Турайс будет Южной Полярной звездой примерно в 8100 году н. э.


Предположительно, с прецессией связано периодическое изменение климата Земли.


***

Альбрехт Дюрер , Иоганн Хонтерус


Альбрехт Дюрер (Albrecht Durer 1471—1528), немецкий живописец и гравер, 1471—1528.
В начале XVI нарисовал изображения созвездий по описанию их у Птолемея.
Его помощниками были два астронома - Иоганн Стабий и Конрад Хейнфонель.


Imagines coeli Septentrionales cum duodecim imaginibus zodiaci, Norimberga 1515


Imagines coeli meridionales versione del 1527 Durer



Иоганн Хонтерус или Иоанн Хонтерус (Johannes Honter 1498- 1549 гг.), гуманист и богослов саксонского происхождения. Более известным за его географическую и картографическую издательскую деятельность, а также за осуществление лютеранской реформы в Трансильвании.
Две планосферы на (Borealium 1532 и Australium IHC, Basel, 1541 ) в первом издании собраны произведения Клавдия Птолемея. Хотя явно изображения созвездий навеяны изображениями Дюрера, Honter сделал ряд существенных изменений. карты показывают звезды, как видно c земли, а не снаружи,не так как они были показаны на картах Дюрера .




Русские литературные объединения в Латвии

Литературные объединения в Русском Зарубежье плодотворно изучались в контексте истории культурных центров русской эмиграции «первой волны». Достаточно назвать наиболее известные литературно-художественные объединения — «Цех поэтов» (1923 – 1926), «Через» (1923 – 1924), «формисты» и «Кочевье» (1928 – 1939), «Зеленая лампа» (1927 – 1939) в Париже; «Берлинский Цех поэтов» (1922 – 1923), «Братство круглого стола» (1920 – 1924), шанхайская «Чураевка», пражские «Скит» (1922 – 1940) и «Далиборка» (1924 – 1933), варшавская «Таверна поэтов» (1921 – 1925), в том числе менее известные «Юрьевский Цех поэтов» (1929 – 1933) и «Барка поэтов» (1926 – 1928) в Вильне. На этом фоне рижское содружество молодых поэтов и писателей, как правило, рассматривалось спонтанно, от случая к случаю, когда необходимо было сделать ссылку на исток творчества рижского литератора или на факты развития литературного дела «русской Риги» .

         Несмотря на очевидную периферийность содружества «На струге слов» , в проблеме описания феномена русской культурной и литературной жизни в Латвии в период 1920 – 1930-ых гг., деятельность крупнейшего молодежного объединения в Риге, представляет несомненный интерес. Корпус архивных документов о ликвидации содружества в 1932 – 1936 гг. 3) дает основания для его реконструкции, а именно: позволяет более точно очертить его «хронологию» (т. е. период возникновения и прекращения деятельности объединения), выявить внешние атрибуты (цели и задачи, лишь отчасти обозначенные в рижской периодике), число участников (которое постоянно варьировалось), состав правления и многое другое.

         Содружество молодых поэтов и писателей «На струге слов» было основано, как это обозначено в рижской периодике , в ноябре 1929 года Георгием Матвеевым и Николаем Истоминым. Возникновению содружества предшествовали литературно-издательские «опыты» при Рижской городской русской средней школе (бывшей Ломоносовской), в которой, в частности, действовал Культурно-Просветительский кружок. Члены Кружка осуществили целый ряд изданий, достаточно кратковременных, за исключением ежемесячного журнала «Школьные годы» (1922 – 1930), юбилейный номер которого был отпечатан в типографии «Саламандра». Этот ученический журнал некоторое время редактировался Николаем Истоминым .

         Первый публичный литературный вечер содружества, состоявшийся 15 декабря 1929 года в здании РГРСШ (ул. Колодезная, 10), прошел с большим успехом: была собрана аудитория в 300 человек; вечер посетили писатель С. Р. Минцлов, прочитавший два юмористических рассказа, и критик-беллетрист П. М. Пильский, выступивший с очерком «Молодые в литературе» (в котором, в частности, поделился личным опытом в области кружковой деятельности). В дальнейшем оба писателя оказывают поддержку молодому начинанию, более того, П. Пильский, в год своего 30-летнего литературного юбилея, был избран почетным членом содружества.

         После первого успешно прошедшего литературного вечера, участники содружества официально оформляют организацию, для чего был выработан устав, утвержденный, согласно архивным документам, Рижским окружным судом в апреле 1930 года. Согласно уставу, правление содружества (которое, как и ревизионная комиссия, подчинялись полному собранию, избираемому ежегодно) было представлено пятью членами. 28 апреля 1930 года на общем собрании в качестве таковых были избраны: председателем содружества — Михаил Гинзбург, помощниками председателя — Михаил Клочков и Семен Певзнер, секретарем — Георгий Матвеев. Ревизионную комиссию, в свою очередь, возглавили Павел Булдынский, Надежда Полынская и Кира Зелдина-Верховская 6). Официальным адресом содружества было обозначено место проживания его председателя, Михаила Гинзбурга: ул. Елизаветинская, 41/43, кв. 7. (Однако ниже указан уже другой адрес — Миера, 19, кв.


         Содружество заявило о себе как об «абсолютно аполитической организации, не несущей ответственности за своих членов вне ее деятельности»; целью ее явились « издание сборников и журналов, участие на литературных и других вечерах, а также совместная критическая работа в художественно-литературной области». Действительными членами содружества при этом могли стать « те лица, которые, занимаясь литературной работой, обнаруживают к ней серьезное и вдумчивое отношение и достигли определенного художественного уровня в своем творчестве». В члены-соревнователи (помимо «активных членов») принимались «все близкие к литературе лица, интересующиеся работой Содружества». «Активные» члены, в свою очередь, избирались в зависимости от «успешности деятельности той или иной персоны в литературно-художественной области, при полном собрании с количеством голосов, составляющих 2/3 от общего числа активных членов» (Статут содружества). Процедура отказа от участия в содружестве была такой же простой: достаточно было заявить об этом в письменном виде правлению, либо прекратить уплату членских взносов. При этом, как следует из устава, лица, «добровольно покинувшие организацию, могли снова вступить в нее в общем порядке».

По всей видимости, семантика названия содружества «На струге слов» ориентирована на поэтику акмеистического слова как «первокирпичика» произведения, а также на футуристические декларации «слова как такового». Ориентация на образцы поэзии начала века — явление, характерное для творческой «лаборатории» содружества, созданного по типу творческих студий и объединений начала века .
Однако содружество «На струге слов» не становится единством литературных симпатий. Даже в зачатке того, что именуется поэтической школой, здесь не было. Объединяло другое: желание выявить свою поэтическую индивидуальность, не атрибутируя ее как следствие той или иной школы. Это были своего рода поэтические «уклоны», в которых был учтен опыт поэзии 10-ых гг. Таким образом, произошло наслоение различных понятий, выработанных предшествующей традицией и понимаемых рижской молодежью по-разному. В качестве общей доминанты «струговцы» избирают эклектичную эстетику (если под последней понимать основы поэтической школы). Некоторую концептуальную неопределенность, отсутствие четких идейных позиций, можно считать характерной чертой данного объединения. Эти «внутренние противоречия», по всей видимости, оказались непреодолимым препятствием для его продолжения.

В 1930 г. при содружестве основывается паевое издательское товарищество «Стремнины», которое, с октября того же года, издает литературно-художественный ежемесячник «Мансарда».
Появление нового журнала было отмечено парижскими «Числами». Публикация в «Числах» достаточно известная [8, 270 – 271]; нас привлекает другой источник, а именно, краткий обзор первого номера журнала в газете «Сегодня». Автор заметки («-iй») обращает внимание на семантику названия журнала и содружества в целом: «Мансарда! Напоминает Монмартр, говорит о молодой дерзости, веселой богеме и о непризнанных художниках, ждущих замешкавшейся славы. Этим именем — “Мансарда” — молодые рижские беллетристы и поэты окрестили свой журнал. Им люб язык романтики. У них издательство — “Стремнины”, содружество — “На струге слов”, опасное самоопределение: ладья, плывущая с таким воздушным грузом, обречена крушению. Нужно еще что-то, кроме слов, — иначе стремнина погубит. Кстати, нельзя всю жизнь ютиться в мансардах искусства. Это — героическая решимость, большое самоотвержение, многие лишения и ... теснота. Да и мансарда, как символ, разрушилась. Она — в прошлом, а участники “Стремнин”, пассажиры струга, лелеют не вчерашний день, а завтрашний».



Журнал «Мансарда» (1930 – 1931; вышло 6 №№) редактировался молодыми поэтами Леонидом Карапетьяном, Михаилом Клочковым, Георгием Матвеевым и принадлежал недавно образовавшемуся содружеству молодых поэтов и писателей «На струге слов». Содружество «На струге слов» возникло в ноябре 1929 г. по инициативе Николая Истомина и Георгия Матвеева и поставило своей целью «объединение в искусстве молодых поэтов, писателей и художников». Деятельность содружества развернулась настолько успешно, что за достаточно короткий срок оно успело объединить вокруг себя практически всю литературную молодежь Риги, основать в 1930 г. издательство «Стремнины» и в октябре того же года выпустить первый номер «литературно-художественного ежемесячника» «Мансарда».

         Замысел первого литературно-художественного молодежного журнала  был многообещающим: к сотрудничеству предполагалось привлечь молодых поэтов и писателей «как Риги, так и Парижа, Берлина, Праги и других центров русского зарубежья» . Журнал был оформлен местными рижскими художниками — Ю. Рыковским (обложка), ксилографом Н. Пузыревским (заставки) и мастером экслибриса А. Юпатовым (заглавные буквы). Художники, впрочем, участвовали и в тематическом «разнообразии» журнала (Ю. Рыковский, К. Климов, отчасти В. Третьяков). Журнал сопровождался иллюстрациями, более того, издатели активно заверяли потенциальных подписчиков в том, что каждый номер журнала будет сопровождаться двумя репродукциями на меловой бумаге (это обещание было исполнено только со второго номера, и в дальнейшем оно выполнялось достаточно непоследовательно: издатели журнала ограничились только одной репродукцией на номер). Число художников, среди которых были и поэты (например, Г. Матвеев, П. Плотников, В. Третьяков), участвующих в журнале было значительным, и это обстоятельство сказалось на общей тематической направленности журнала: число статей на искусствоведческие темы чуть ли не превышает собственно художественные произведения и литературные статьи.
В целом «структура» журнала «Мансарда» — достаточно традиционная для подобного типа изданий, не отличающаяся особой оригинальностью: здесь публиковались стихи (в основном местных поэтов — Т. Межак, Е. Гюлих, М. Клочкова, Г. Матвеева, П. Плотникова; и только с третьего выпуска появились «иногородние», берлинские поэты — Н. Белоцветов, Р. Блох, М. Горлин); затем рассказы и литературные фельетоны (А. Задонского, В. Лугинской, Л. Карапетьяна, Г. Кованды и др.), искусствоведческие статьи, рецензии и отзывы на местную литературную продукцию и зарубежную печать (в основном — парижскую, берлинскую и эстонскую). Так, например, в редакцию для отзывов были присланы книги Н. Белоцветова «Дикий мед» (Берлин, 1930), «Ступени» (Рига, 1928) и «Зоин роман» (Рига, 1930) А. Задонского, «Не ржавели слова» (Рига, 1930) Л. Нольде, первый номер «Нашей газеты» (1930), «Солнцерой» В. Третьякова (Берлин, 1930), сборник стихотворений П. Плотникова «В синь» (Рига, 1931) и др., — но отзывы поступили далеко не на все.

         Несмотря на возникающую «идиллическую картину»: издание журнала проходило более-менее успешно, поступали какие-то средства от организации литературных вечеров, предпринимались даже попытки издания дополнительного, в ограниченном количестве, «эксклюзивного» художественно-литературного сборника «молодых сил Зарубежья» под названием «Огни» (который даже оказался в печати, но судьба его появления неизвестна), средства от которого предполагалось передать для поддержки газеты русской зарубежной молодежи — «Нашей газеты»; попытки издания поэтических сборников и прозаических книг участников содружества, заключавшиеся только в многочисленных и многообещающих анонсах, — деятельность содружества начала стремительно замирать.

         Творчество молодых поэтов и писателей было весьма разнородным, неравноценным и не всегда самостоятельным (хотя это нельзя назвать основной причиной раскола объединения). П. Пильский (оказывающий, к слову сказать, посильную помощь молодому начинанию, участвующий в литературных вечерах содружества (принимающих форму то «устной газеты», то «живого журнала») и опубликовавший в последнем номере «Мансарды» мемуарный очерк о В. Брюсове) , подметил эту общую «литературную атмосферу» на одном из первых литературных вечеров содружества: « не хочется и не надо сравнивать отдельных участников или кого-нибудь из них выделять. Разумеется, среди них различные люди, поэты и писатели различных темпераментов, настроений, тем, форм и даже школ. От некоторых веяло Блоком, другие напоминали о Брюсове, пропорхнула даже Ахматова, однажды почувствовалось знаменитое “скифство” кое-где откликнулась маяковщина (Пильский). Отсутствие индивидуального поэтического облика, «размытость» поэтического творчества в «чужих» образах и мотивах, напоминание чего-то знакомого, — подобного рода оценки и замечания становятся общим местом в характеристике того или иного поэта.

Оказались и другие, более серьезные «препятствия», ставшие причиной стремительного распада столь многообещающего начинания. Они станут вполне понятными, если привести рассуждение В. Варшавского о «незамеченном поколении», заключавшееся в том, что у эмигрантской молодежи были потеряны ориентиры — идеалы отцов оказались скомпрометированы, жизнь показала, что не правы были и «левые», и «правые». В растерянности молодые люди искали возможности «примкнуть к какому-либо коллективному движению, к какому-либо конформизму. В этом объяснение, почему их так легко соблазняли разные фашистскообразные идеологии и почему многие из них стали советскими патриотами» (Варшавский, 1956, с. 188).

         Литературная «политика» «Мансарды» более отчетливо прослеживается при сопоставлении ее с другим, уже упоминаемым, рижским периодическим изданием русской зарубежной молодежи — с «Нашей газетой», а именно: на сравнении публикуемого материала этих двух изданий. Если в «Нашей газете», наполовину заполненной публикациями участников содружества «На струге слов», испытывающих определенные симпатии к советскому строю, отслеживалась более-менее периодически хроника событий, происходящих «в советской России», уделялось внимание творчеству советских писателей (так, например, один из обзоров, принадлежащий, по всей видимости, Н. Истомину, который, предположительно, вел отдел рецензирования под псевдонимом Н. Стругов, — был посвящен творчеству Л. Леонова), — то в «Мансарде» внимание редколлегии в большей степени было направлено на события, происходящие в крупных центрах русского Зарубежья (Париж, Берлин), а также на творчество зарубежных писателей или зарубежных изданий.
В 1931 г. выходит последний номер журнала «Мансарда» (№ 5 / 6); его издатели до последнего пытались искусственно «подогреть» интерес читателя к этому изданию в виде поощрительных лотерей для подписчиков (на 3 месяца или на полгода), в ходе которых предлагались картины, гравюры, автографированные книги поэтов и писателей содружества и «другие произведения искусства» (Мансарда, 1930, с. 30; 1931, с. 20) . Постепенно прекращаются отчеты о деятельности содружества в рижской периодике (в основном предоставляемые собственными силами), и фактически к 1932 г. содружество разваливается. Члены содружества, разбившись на отдельные группы, пытаются самостоятельно продолжить литературную и издательскую деятельность. Н. Истомин, М. Клочков, Г. Кованда и Б. Дубовский предпринимают попытку издания просоветской газеты «Поворот», потребность в возникновении которой свелась к тому, чтобы создать русский печатный орган, который «шире, глубже и п р а в д и в е е» отзывался бы на волнующие темы современности, «чем это делает местная и эмигрантская русская печать» (Поворот, 1932, с. 1) . Другая часть, в лице А. Магильницкого, Г. Левина, К. Верховской, С. Певзнера и др., объединяется с прогрессивной латышской молодежью вокруг журнала «Норд-Ост». В 1933 г. под маркой издательства «Норд-Ост» были выпущены под одним сборником «Навстречу времени» стихотворения четырех поэтов (Б. Вейнберга, А. Магильницкого, С. Певзнера и В. Тополева ). Журнал продержался около года и стал своеобразным примером латышско-русского симбиоза (или — точнее — латышско-еврейского) . Замечу, что подобное культурное сотрудничество присутствовало и в содружестве «На струге слов», и на страницах его печатного издания. Литературные вечера «Мансарды» активно посещала латышская молодежь, а на страницах «Мансарды» публиковались переводы М. Бендруп из латышской поэзии (Я. Грота, П. Кикута, А. Чака и др.). М. Бендруп принадлежал также краткий обзор на страницах журнала «новейшей латышской поэзии» на примере двух латышских содружеств — «Зеленой вороны», «объединяющей две трети поэтов из гражданского сословия и нескольких “левых”», и «Тревоги», «журнала и содружества поэтов и писателей левого течения» (Бендруп, 1930, с. 20). Здесь можно было бы отдельно оговорить и сотрудничество участников рижских литературных объединений с соседними, балтийскими странами; в целом, если говорить о феномене русской литературной жизни в определенном регионе, в данном случае — в Латвии, в 1920 – 1930-е гг., «балто-славянский» контекст будет иметь особое значение, но он, бесспорно, заслуживает отдельного рассмотрения.

*

 Пытаясь разобраться в причинах распада подававшего надежды «сплочения», автор ее  отмечает следующее: «Как же это случилось — и почему должно было случиться. Вероятно, можно было бы назвать целый ряд причин, и среди них, увы, несколько достаточно обывательских . Но были, конечно, и причины более высокого порядка. Кажется, одна из них — имена эта, ставшая уже как бы пресловутой для Риги, близость к России и, вернее, к СССР. Нашлись “содружественники”, которые сказали: “Только оттуда свет”, которые с пеной у рта доказывали: надо читать Леонова, Бабеля, даже Эренбурга — нам уже ничего больше не может дать Бунин... Которые вообще, на все эмигрантское писательство, на все “западнорусские” литературные устремления — в выборе сюжета, в форме, в самом подходе к творчеству — начали смотреть почти свысока . Открошения, несогласия были неминуемы. Они вылились, наконец, в полное прекращение какой бы то ни было связи — литературной — между отдельными членами былой организации рижской русской литературной молодежи». И далее: «Не берусь судить о том, какая из группировок или «ориентаций» в литературном отношении ценнее или жизнеспособнее, должен, однако сказать, что те, которые как бы “отвернулись от запада” — не дали еще ни одного, хотя бы скромного, имени. В другом лагере — все же имеется несколько человек, которые, так или иначе, выявили себя» . Среди этих авторов, в частности, названы имена Андрея Задонского, Игоря Чиннова и Николая Белоцветова.
За рамками данной публикации остаются: сотрудничество «струговцев» с латышским журналом «Даугава» (имеются в виду публикации, на латышском языке, Игоря Чиннова и Герасима Левина), также с молодежным изданием «Наша газета» (в целом не имеющим никакого отношения к деятельности содружества), участие «отколовшейся» группы в журнале «Норд-ост», непосредственно характеристика журнала «Мансарда», его тематическое и смысловое наполнение, творчество участников содружества и т. д.

*

Использованные материалы :

Наталья Тамарович. Архивный базис содружества «На струге слов» ;

визуальные материалы из личной коллекции (D76).



маме...


Мама! глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней -
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.

А.Фет