вымышленная Вселенная Уильяма Блейка





Дороги стараются выпрямить, но кривые дороги — пути Гениев
W.B



Уильям Блейк : « Нет Бога, который существовал бы вне мира, но Бог присутствует во всем — в чашечке цветка и в горсти песка. «Все, что живет, — свято», но больше всего — человек. «Ты человек, Бог — не больше, чем ты, научись же поклоняться своей человечности». «Поклоняться Богу — это значит почитать дары его в других людях, в каждом — в соответствии с его гением, и больше всего любить тех, кто самые великие среди людей». «Где нет человека, природа бесплодна».
Добро и зло, согласно учению Блейка, не исключают друг друга, а диалектически взаимосвязаны : «Без противоположностей нет прогресса. Сближение и отталкивание, разум и энергия, любовь и ненависть одинаково необходимы для человеческого существования».

« В “Бракосочетании Рая  и Ада” Блейк выступает как апологет ада, защитник «зла» в его взаимосвязи с добром. То, что в религии называется злом, — это «энергия». «Добро пассивно и подчиняется разуму. Зло активно, оно рождается из энергии». «Человек, — пишет Блейк в той же книге, — не имеет души, отдельной от тела». «В энергии — единственная жизнь, и исходит она от тела; разум лишь внешняя поверхность энергии». «В энергии — вечное наслаждение». «Проклятие бодрит, благословение расслабляет». «Тигры гнева мудрее, чем клячи наставлений». Блейк утверждает, что нет греха в том смысле, как понимает грех аскетическое учение церкви. Губительно для человека только сознание греховности и раскаяние в содеянном. Любовь должна быть свободна и радостна, и тем самым она будет безгрешна; чувственность — это выражение божественного начала в человеке. «Нагота женщины — дело рук Божьих». Блейк выступает против религии смирения и покорности и в афоризмах «Вечносущего Евангелия» создает свой образ Христа, во всем противоположный каноническому. Его Христос — не проповедник рабского смирения, кротости и послушания закону, а гордый бунтовщик, с гневом и страстью бичующий лицемерие мнимого благочестия.»*

Бракосочетание Рая и Ада, 1827



(D76 : и все встало на свои места и все прояснилось...Вот так сразу стал понятен для меня гений Блейка и магия воздействия его картин на меня.)

Уильям Блейк (1757-1827) – «художник помимо» : он еще и поэт и писатель и мистик….Ознакомившись с его стихами, сразу становится понятным, что словами он фактически воспроизводит  то же самое, что и в своих картинах…либо наоборот.
Это производит сильное впечатление. Картины и лирика Блейка – есть ОДНО, но вы всегда можете выбирать более понятный для вас язык общения с автором. «Стихи и рисунок Блейка с самого начала составляли единый художественный комплекс — это многое объясняет в их образности»**. Безусловно, и мистический флёр вносит элемент привлекательности.

Видение Страшного Суда, 1808



В своем трактате «Естественной религии не существует» (1788) Блейк определяет это «поэтическим или пророческим видением». Земная жизнь человека, по Блейку, есть путь души из Вечности и обратно в Вечность. Душа, облекаясь в плоть на период своего земного существования, сохраняет память о Вечности, то есть Невинность, пока эту память не затуманит приобретенное знание.

Оттуда-же :

Аргументы. Человек получает представление о нравственности лишь через посредство образования. Но по своей сущности он не более чем дитя Природы и воспринимает мир только через органы чувств, каковыми наделила его Природа.

I. Человек не может воспринимать мир каким-либо иным образом, кроме как через свои природные, или физические, органы чувств.
II. Мыслительные способности человека дают ему возможность судить только о том или сравнивать только с тем, что он познал через свои органы чувств.
III. Если какой-то объект был воспринят человеком с помощью, например, лишь трех органов чувств из пяти, то ему невозможно представить себе, каким этот объект был бы им воспринят посредством четвертого или же пятого чувства.
IV. Поскольку человек имеет только те органы чувств, которыми наделила его Природа, то какими иными могут быть его мысли, кроме как природными или органическими?
V. Желания человека ограничены его чувствами: никто не может желать того, чего он не в состоянии чувствовать.
VI. Поскольку человек получает обо всем представление лишь с помощью своих органов чувств, то его желания и мировосприятие по необходимости ограничиваются только теми объектами, которые могут им восприниматься посредством органов чувств.

Выводы. Не обладай человек поэтическим или пророческим даром, философия и эмпирические науки были бы сведены к изучению одних лишь материальных объектов и вскрое остановились бы в своем развитии, неспособные ни на что иное, кроме бесконечного повторения одних и тех навязших на зубах истин.

I. Способность человека к восприятию зависит не от одних лишь органов чувств; человек способен воспринимать намного больше того, что ему позволили бы одни лишь органы чувств, каковыми бы острыми они у него ни были.
II. Разум, или рациональная способность соотносить между собой познанные нами факты, - это далеко не то же самое, что чисто механическое накопление знаний.
III. (Этот пункт в рукописях Блейка не сохранился.)
IV. Если вы владеете тем, что имеет пределы или границы, то рано или поздно это вам приедается. Монотонное повторение одних и тех же явлений, пусть даже это относится и к целому миру, вскоре начинает восприниматься человеком как утомляющее своим однообразием вращение бесчисленных колесиков некоего сложного механизма.
V. Даже если человек обладает чем-то в очень большом количестве, ему все равно со временем становится этого мало. "Еще! Еще!" - кричит его ненасытная душа. Ему нужно заполучить все - меньшим он уже не сможет удовлетвориться.
VI. Стремление получить в свою собственность то, что получить невозможно, приводит в конечном итоге к тому, что человек впадает в беспросветное состояние.
VII. Поскольку желания и устремления человека не знают пределов, а стало быть, бесконечны, то бесконечно и все, чем человек обладает, равным образом как и он сам бесконечен.

Выводы. Тот, кто видит во всем сущем бесконечное, видит Бога. Тот же, кто видит во всем сущем только рациональное, видит одного лишь себя. Из этого следует, что Бог становится таким, каковы мы сами, с тем чтобы мы получили возможность стать такими, каков Он.

Портрет Блейка (Томас Филлипс, 1807 год)


Актуальна в жизни Блейка тема его надуманного «безумства». Гравюры, стихи, видения о которых рассказывал сам Блейк, дали почву для того, чтобы зачислить его в ряды безумцев, но, «Блейк не был сумасшедшим, но всегда ходил по краю безумия» (Ж. Батай).
Уильям Вордсворт, поэт-романтик,  заметил: «Не было ни капли сомнения в том, что этот человек был сумасшедшим, но что-то такое есть в его одержимости, что интересует меня намного больше, чем разум Лорда Байрона и Вальтера Скотта».

Причина очевидна : его художественное видение было слишком новаторским, чтобы найти понимание и отклик у людей того времени. Были исключения, но уж очень редкие. Ко всему прочему, нападки Блейка на общепринятую религию были шокирующими для его времени. Был он враждебно настроен и по отношению к господствующему академическому направлению английской живописи. Немаловажную роль сыграли и «афоризмы» Блейка, которые были  направлены против социальной несправедливости и неравенства, против порабощения и эксплуатации человека человеком. Его поэзия однозначно выражает бунтарское отношение к злоупотреблению властью правящих классов. Блейк был обеспокоен бессмысленными войнами и разрушительными последствиями промышленной революции. Большая часть его поэзии в символической аллегории описывает результаты Французской и Американской революций. Блейк был ими разочарован, считая, что они просто заменили монархию безответственным меркантилизмом. Блейк был абсолютным противником рабства и некоторые из его стихов которые обычно считаются воспевающими «свободную любовь» на самом деле были направлены против рабства. Блейка и его современника Уильяма Годвина часто называют  предшественниками современного анархизма.
«Конечно, Блейк, как многие великие художники, опередил свою эпоху. В этом смысле драма его жизни не так уж необычна, тем более – для эпохи романтизма, чьи герои столько раз расплачивались за свой вызов духовной, социальной, художественной косности, снося издевки и поношения, гонения и травлю».**

Имя Блейка было почти неизвестно его современникам. Уроженец Лондона, по профессии гравер, он прожил свою жизнь на грани бедности, зарабатывая свой хлеб выполнением очередных заказов, которые доставляли ему время от времени его немногочисленные друзья и покровители. Картины Блейка при жизни почти не выставлялись, а когда выставлялись – проходили незамеченными. Когда он умер, его похоронили на кладбище диссентеров (англ. Dissenters – от лат. Dissentio – не соглашаюсь) – в Англии одно из наименований протестантов, отклонявшихся от официально принятого вероисповедания. Термин появился в связи с распространением Реформации и применялся с XVI века для обозначения тех, кто подвергался преследованиям со стороны государственной церкви.
Блейк отошел в мир иной очень легко : за несколько часов до смерти написал портрет жены Кейт, затем отложил все свои кисти и принадлежности и стал петь гимны и стихи. Есть в смерти Блейка и мистика. Женщина, которая жила в доме где умер Блейк и присутствовала при его смерти, сказала: «Я видела смерть не человека, но блаженного ангела». Жена Блейка утверждала, что её часто посещал призрак мужа. Она продолжала распродавать его иллюстрации и картины, но не бралась за ведение его дел без того, чтобы сперва «обсудить это с мистером Блейком». С 1965 года точное местонахождение могилы Уильяма Блейка было утеряно и забыто, а позже найдено вновь.
Кстати, мистики хватало и при жизни в самой жизни Блейка. Блейк утверждал, что с ранних лет он видел видения. На протяжении всей своей жизни Блейк будет видеть видения. Собственно всё это и воплощалось в его творчестве.
А еще известно, что Блейк, в особенности в годы молодости, исполнял свои лирические песни в кругу друзей на сочиненные им самим мелодии – «необычные и прекрасные», по отзыву свидетелей. Мелодии эти до нас не дошли. Не получив никакого музыкального образования, он владел, по-видимому, и этим творческим даром.

*

«Открытие» Блейка произошло во второй половине XIX века, а в XX веке его творчество, получило уже всеобщее признание. Теперь его бюст поставлен в Вестминстерском аббатстве рядом с памятниками крупнейших поэтов Англии. Культ Блейка получил дальнейшее развитие в кругу символистов, – он был объявлен «предшественником символизма». Соответственно этому и в настоящее время Блейк рассматривается прежде всего как мистик и символист. Эзотерики новой формации его очень чтут. Дошло то того, что Блейк был причислен к лику святых Ecclesia Gnostica Catholica (отделением организации Орден восточных тамплиеров).

 «В 1827 году умерли, несомненно, не зная друг о друге, два плебейских европейца высшей оригинальности: Людвиг ван Бетховен и Уильям Блейк. Даже если б они и знали друг друга, они всё же могли не знать, сколько будущего в них было заложено, и как похожи они были по силе своей личности, по их вызову своему веку, и по жестокости требований которые предъявляли они к человеческому воображению.
Это только часть истории изоляции Блейка от европейской культуры своего времени, так как он мог знать о Бетховене, имевшем репутацию в Лондоне в начале 1800-х. Девятая симфония была фактически заказом Лондонского филармонического общества, который скрасил последние дни Бетховена. Художественное общество тех дней высоко ценило Бетховена. Оно игнорировало тяжело трудившегося маленького гравёра, чьи работы не принимались, который считался сумасшедшим, который был известен лишь малому кругу художников, большинство из которых относилось к нему как к очаровательному чудаку.» ***

(D76 :  Всё это в коллаборации с его безусловным художественным талантом, дает тот самый эффект, ту самую эманацию, которая ощущается-чувствуется особенно остро. Даже не вникая (до сегодняшнего дня ) в биографию этого человека, где-то на подсознании я уже все знал о нем. Требовалось только поднять это «знание» на поверхность, – получить « официальное подтверждение». Видимо это и есть то самое проникновение в области коллективного бессознательного, где мы находим нужное для себя, именно ТО, что нам особенно близко и вдохновляет.)


Мифология Уильяма Блейка

Итак: образы, символы, фигуры, характеры…Что создал гений Блейка?  А создал он то, что изначально я прочувствовал через ощущение, когда глаз не оторвать и одновременное присутствие некоего «замешательства» (многообразие религиозных образов ) и что в итоге оказалось целым МИРОМ. Другим. Стараясь держаться на расстоянии и как можно дальше от любых официальных религиозных концепций, не проникнуться религиозно-мифологическим миром, как творческой идеей Блейка, я не смог. Полет фантазии автора зашкаливает, поднимаясь «НАД». Это дорогого стоит.

«Уильям Блейк, поэт и художник, один из самых важных и противоречивых фигур в английский истории культуры. Прежде всего, он был человеком в высшей степени противоречим, чьё интенсивное, уникальное видение привело его к созданию своей собственной философии и мифологии. Он был Христианином, который презирал Христианство. Он был очень частным человеком, отошедшим от общества. Но он страдал из-за своего отказа от мира: он хотел славы — и в то же время он не хотел быть заражён успехом.» ****

Итак, Уильям Блейк придумал свою собственную, невероятно сложную и оригинальную мифологию, которую он изложил в развернутой серии своих так называемых «пророческих книг», богато проиллюстрированных, награвированных и отпечатанных им самим. В этой мифологии Блейк отразил собственные духовные, философские и религиозные взгляды, а также свое отношение к политике, обоим революциям которые он застал, общественному устройству, морали, объединив все это в некое эпическое пророчество о прошлом, настоящем и будущем человечества, где описана и объяснена его точка зрения на историю возникновения, упадка и крушения этого мира.
Мифический мир Блейка имеет множество истоков, в числе которых Библия, греческая и римская мифология, античная литература, скандинавские Эдды, Оссиан Джеймса Макферсона, трактаты теософов, оккультистов и религиозных мистиков, таких как Агриппа Неттесгеймский, Парацельс и Якоб Бёме, пьесы Шекспира, поэмы Джона Мильтона «Потерянный рай» и «Возвращённый рай», труды Эммануила Сведенборга и др.
Мифологические аллегории, порожденные творческой фантазией Блейка, титанические образы мировых сил, населяющих созданный им Олимп, носят звучные имена. Наверное, не стоит стараться разгадать и в точности определить рациональный смысл каждой из этих поэтических аллегорий. Но некоторые из них являются центральными и определяющими для его замысла. Это: Уризен, Альбион, Орк, Иерусалим, Адам, Раав, Фирца, Лува, Тармас, Уртона, Лос, Энитармон, Вала, Ахания, Энион, Утуна, Ринтра, Бромион, Тириэль, Хар, Теотормон, Паламаброн, и т. д.

Мифология созданная Блейком, представляет из себя некий новый мир как живой организм и как альтернативную историю «новой Британии» (Альбион) в том числе, порабощенную земными страстями, отягощенную первыми зачатками дикого капитализма, промышленной революции. Ей Блейк часто противопоставляет  «Америку» ; между ними Атлантика –  океан, разделяющий Британию и Америку. По Блейку они когда-то представляли собой единый «золотой континент» (потому что золото символизирует интеллект) – Атлантический Континент, Атлантические Горы или Атлантические Холмы – теперь залитые водами и затерянные наподобие легендарной Атлантиды – водами «Моря Времени и Пространства». Этот утерянный континент символизировал духовное и интеллектуальное единство обеих стран.

Мироздание в мифологии Блейка имеет четырехсложную структуру, то есть состоит из четырех миров, названных им: Эдем, Порождение, Беула и Ульро. В символике Блейкa эта Вселенная представленa в процессе прохождения через четыре духовных состояния. Рай (Eden) – высшее единство Творцa и его творения; Порождение (Generation) – рaспад органической связи между человеком и Богом, человеком и другими людьми; Беулa (Beulah) – идеал восстановления этой связи, который для Блейкa и при условии его осуществления не ознaчает обретенного Рая, ибо Беулa рaссмaтривается им только как Лимб; Ульро (Ulro) – мир современной Блейку действительности, Ад.

Беула (древнеевр. «замужняя») – у Блейка это царство Подсознательного; источник поэтического вдохновения и сновидений; страна или время, когда из разрозненных частей восстанавливается единый Человек; состояние гармонии внутреннего идеала с внешним миром. В Беуле «Противоположности сходятся», любовь и ненависть сосуществуют не конфликтуя друг с другом, а также нежность и жестокость, стыдливость и похоть, чистота и грязь и т. д. Беула – это место в Ночи, освещенное Луной Любви, где есть холмы и долины, потоки и реки, пещеры сна. Это страна цветов и удовольствий плоти. Доминирующая эмоция Беулы – милосердие, а также любовь.
Ульро (Ulro, составлено из слов Ur+low) – мир чистого материализма и заблуждения, самое низкое состояние, до которого человек способен опуститься. По Блейку, этот мир явился «ошибкой», «самой мрачной ночью», «пустотой», «Троном Сатаны», «страшной грёзой», «мрачными обманчивыми снами», «могилой» – это мир Смерти. Ульро находится под Беулой.
«Ульро» –  пишет Блейк» – это пространство ужасных звездных колёс сыновей Альбиона». «Звездные колёса» сыновей Альбиона представляют материализм их мышления и соответственно механистическую ньютоновскую вселенную.
Доминирующая «эмоция» присущая Ульро – желание и инстинкт.

Сыновья Альбиона, тянущие «звездные колёса». Поэма «Иерусалим»


Порождение (Generation) –  ёмкое по своему значению понятие и переводится на русский язык как «род», «потомство», «племя», «генерация», «поколение», «возникновение», «зарождение» и «порождение». Последнее из этих слов, традиционно используется переводчиками и комментаторами Блейка для обозначения этого сложного понятия. С. Фостер Дэймон в своём «Блейковском словаре» («A Blake Dictionary: The Ideas and Symbols of William Blake») объясняет этот блейковский термин как «акт истинной любви»; а также как «простейший путь к Вечности». Он пишет, что Порождение «двоично» и «вегетативно», а также, что «Порождение – это образ Возрождения» (или «Восстановления»). Это «место рождения Агнца Божьего».
«Мир Порождения» представляет собой «дарвинскую борьбу за существование» и означает «пожирать и быть пожираемым». Это «Порождение гниения и смерти», состояние, когда «жизнь живет за счет смерти, с аппетитом пожирая все вокруг, и одно кормится другим».
Это цикл жизни и смерти для всего живущего – наш обычный мир; иными словами, состояние природы в ее непрерывном цикле рождения и смерти, растительный, «вегетативный» мир. Над ним находится Эдем (человеческое совершенство) и Беула (призрачный Рай), ниже – Ульро (мертвая материя). Таким образом, в четырехсложной структуре Мироздания, по Блейку, это такое состояние, когда происходит «распад органической связи между человеком и Богом, человеком и другими людьми». Доминирующая «эмоция» присущая Порождению – интеллект.

Рай или Эдем (Eden) в мифологии Уильяма Блейка это:
1. Земной Эдем, «плодовый сад», созданный Уризеном, пробужденным от смертельного сна голосом перворожденного человека Орка.
2. Небесный или духовный Эдем или Рай – обиталище Божественной Семьи Бессмертных. Эдем олицетворяет человеческое совершенство. Это «Небеса Человека», его постоянный дом. Эдем «четверичен» и «человечен». Это «Божий сад» и «край Жизни», в котором находятся «золотые горы» и «горные дворцы», ткальни, где ткутся «одежды бессмертия» и «колёса внутри колёс», которые «вращаются свободно в мире и согласии». Там же протекают четыре реки – это четыре рукава «реки Жизни», представляющие четырех Зоа, имена которых: Уризен, Уртона, Лува и Тармас.
Доминирующая «эмоция» присущая Эдему – страсть.

Река Жизни



Блейк использовал такое понятие как «Зоа». «Зоа» (Zoas) –четыре фундаментальных и божественных аспекта человека, что по гречески означает «живые твари», представляющих собой части Тетраморфа (греч. Τετραμορφος – четырехвидный) или четырех крылатых существ, описанных в видении пророка Иезекииля :



1. Уртона (Urthona) – Зверь Севера, символ человеческого инстинкта, интуиции и воображения.

2. Ури́зен, Юризен или Юрайзен (Urizen) – Зверь Юга, символ человеческого разума, ограничитель энергии, законодатель, мстящая совесть, завистливый творец материального мира. Человек порабощен законами и религиями Уризена, провозглашенными пророками –  детьми Лоса.

3. Тармас (Tharmas) – божество, ассоциирующееся с Богом Отцом. Тармас это «Зоа Запада», символизирующий телесное в человеке. Он представляет чувства. Блейк считал заблуждением разделение человека на тело и душу и писал: «У Человека нет Тела, отделенного от Души, поскольку то, что называют Телом, есть частица Души, отмеченная пятью Органами Чувств – главными вратами Души в этой жизни. Жизнь заключена в Энергии и происходит от Тела». Блейковский Тармас представляет «Родительскую мощь» и «Могущественного Отца». Его место – в чреслах. Он – пастух, его атрибут – пастушеский посох. Его металл – бронза. Его элемент – вода; «Море Времени и Пространства» – мир Тармаса. Тармас назван Демоном Вод. Его особый орган чувства –  язык. Его искусство – живопись.
Эманацией Тармаса является Энион (Enion), которая символизирует половое влечение, вожделение, а также инстинкт воспроизведения, продолжения рода. Тармас и Энион являются «земными родителями» Лоса и Энитармон.

4. Лу́ва или Лувах (Luvah) – Зверь Востока, символизирующий страсти и эмоции человека. Его имя, возможно, произведено от “lover” (любовник). Он – правитель мира эмоций, Принц Любви.
Его место – в Сердце человека, или в Центре, «вечно недосягаемом». Он живёт в царстве Беулы,  его чувство – обоняние, его металл – серебро, его элемент – огонь, его искусство – музыка, его кафедральный город –  Лондон. Его эманация (или женская часть) – Вала (естественная красота, олицетворение Природы). Вала в Вечности (в Эдеме) – Любовь и Возлюбленная. В падшей форме она Природа-соблазнительница, торжествующая над духом, жестокая и сама страдающая, фатальная женщина, выступающая в образах Раав, Фирцы и безымянной Тенистой Жены или Женщины-Призрака, невесты Орка.

Персонажи блейковской мифологии (слева направо:) Вала с опущенной головой, увенчанная остроконечной короной и со скипетром в руке, Хайл (сын Альбиона, под ним подразумевается Уильям Хэйли – недруг Блейка) в позе отчаяния и Скофилд (сын Альбиона, под ним подразумевается Сколфилд – недруг Блейка)  закованный в кандалы


Борьба Лувы с Уризеном за власть над Человеком приводит мир и Человека к «упадку». В падшем мире Лува становится мятежным Орком, первым человеческим существом, земными родителями которого становятся Лос и Энитармон. Лува тесно ассоциируется с Иисусом, воплощением Любви в человеческой форме. Лува также носит корону из терний, и его тоже распинают на кресте.
Лува соблазняет Гиганта Альбиона («Вечного Человека»).

Альбион (Albion) – одно из важнейших «понятий-персонажей» в блейковской мифологии. Это Богочеловек или Вечный человек и он есть первоначальное вместилище четырех , выше перечисленных  «Зоа» : Уризена (Urizen) – разум Человека; Лува (Luvah) –  его страсти, эмоции; Тармас (Tharmas) – его тело, чувства и ощущения; Уртона (Urthona) –  его инстинкт, интуиция, воображение. То есть, в Альбионе, как и в любом другом человеке, живут и действуют четыре Зверя или Зоа.
Eдинство этих четырех Зоа было нарушено, когда Человек стал пассивным и отошел от Эдема. Отделившись от Человека, четыре Зоа вступили в войну друг с другом. Уризен и Лува (разум и страсти Человека) спорили за абсолютную власть, при этом Уризен отказался служить Человеку, а Лува соблазнил Человека своей эманацией Валой –  олицетворением Природы. Тармас и Уртона (телесное и интуитивное) также вступили в конфликт. Оказавшись в состоянии упадка, четыре Зоа увлекли за собой и Человека. Все они отделились от своих эманаций, и произошло так называемое «падение» Человека, означающее отступление от единства, уход в отчуждение и мертвенность материального мира. Древний Человек засыпает и спит в течение всей истории человечества вплоть до Страшного Суда.
Правда защитником Древнего Человека становится Уртона в образе Лоса (о нем ниже), а его спасителем – Иисус.

Итак, в блейковской мифологии Альбион является древним, первобытным или изначальным человеком. Альбион – великан, вмещающий в себя не только Англию, символом которой он является, но и все народы, всё человечество от его зарождения до конца истории. Богочеловек – Вечный Человек.
Также Альбион (Albion, от греч. Ἀλβιών) – это древнее и мифологическое название имени острова Британия, наименование Англии бывшее в употреблении у древних греков и римлян. Слово происходит, вероятно, от «albus» (белый) и намекает на белые скалы Дувра. А скалы действительно производят впечатление

Фото из личного архива 


Однако по другим источникам, это слово прото-кельтского и даже прото-индо-европейского происхождения. В мифологической истории основания Британии Альбион был гигантским сыном Посейдона, морского бога древних греков. По легенде Альбион был убит Гераклом. Считалось, что гигант Альбион покорил британский остров, назвавшего его своим именем и правил там за 1100 лет до вторжение на остров Юлия Цезаря. В «Хрониках» Холиншеда (1577) классический Альбион отождествлён с местным гигантом, убитым троянцем Брутом.
Образ Альбиона (Англии) становится у Блейка мифологической аллегорией человечества, подавленного общественным гнетом и насилием и властью над человеком материальной действительности и воскресающего после тысячелетних мук к новой, счастливой и свободной жизни. На зеленых лугах Альбиона, согласно пророчеству Блейка, будет воздвигнут «новый Иерусалим» –  социальная утопия будущего царства равенства и справедливости.
Однако в более поздних блейковских сочинениях Альбион – это всё-таки «Вечный Человек», прародитель Человечества. После своего падения, в течение всей человеческой истории вплоть до Страшного суда, он спит, отдав перед тем бразды правления Уризену.

В поэме «Вала или Четыре Зоа» (ок. 1795–1804) Блейк называет Альбиона отцом всего человечества. У Альбиона 12 дочерей и 12 сыновей.

12 дочерей Альбиона; впереди Гвендолен (слева) и Кэмбел (справа).



В основном это неудачливые королевы, военачальницы, соблазнительницы, любовницы, ревнивые жёны, несчастные дочери, незаконные дети. Они названы здесь «двенадцатью дивными эманациями Альбионовых Сынов». Дщери Альбиона у Блейка –  мифические персонажи, управляющие «в каждой груди вегетативными силами»,  т. е. жизненными функциями человеческого организма. Они живут в наших пищеварительных и репродуктивных органах. Они трудятся на «ткальнях», на которых ткут «тело» – одеяние нашей души – являющееся только видимой и внешней частью разума или рассудка. Всё, что принадлежит области чрева, лона или чресел не может быть скрыто от дщерей Альбиона. Их видения – это видения «Глаз Чрева», но не «Глаз Головы» или «Глаз Сердца». Они представляют собой женские желания, своими чарами они внушают ярость воинам, идущим в битву.

А вот под сыновьями Альбиона подразумеваются  враги и недруги Блейка. Когда Альбион впал в смертельный сон, его сыновья «вышли из его груди». Они олицетворяют собой чувства и эмоции Альбиона, состояния его «центра» или сердца.

*

В ранней поэме «Видения дщерей Альбиона» (1793) Блейк указывает, что человек был создан не библейским Богом Иеговой или Яхве, но «демоном заблуждения» и «отцом ревности», злобным и жестоким тираном, божеством по имени Уризен , который также определяется как демон Юга. Имя это произведено Блейком, вероятно, от сочетания слов «your reason» –  «твой разум», либо от близких по звучанию греческих слов, означающих «очерчивать циркулем», «ограничивать» и «горизонт». На гравюрах и картинах Блейка Уризен часто изображен с гигантским циркулем в руке, с помощью которого он создает и ограничивает Вселенную, или с сетями, символизирующими законы и общество, которыми он, как паутиной, опутывает людей, или с раскрытой книгой, окруженный несколькими внушительными фолиантами, в которых записаны законы, придуманные им для человечества.

«Ветхий днями» или «Великий архитектор». Изображение Уризена, ограничивающего Вселенную с помощью циркуля (1827).


Главный персонаж картины – Бог в момент творения. Он напоминает фигуры с фресок Сикстинской капеллы работы Микеланджело, однако если Микеланджело остается в рамках традиции, то работа Блейка находится на грани ереси. Бог Отец видится в злой ипостаси, как создатель жестоких законов и ограничений. Мистик Блейк презирал все инструменты, так почитаемые последователями Ньютона и всеми теми, кто по мнению Уильяма Блейка создал заговор с целью уничтожить всю поэзию в жизни. Поэтому Бог на его гравюре не устанавливает порядок, а ограничивает и обозначает пределы воображения. Блейк изображает самого Бога ограниченным, заключенным в пространство внутри солнца. Только развевающиеся локоны волос и бороды, а также гигантский циркуль в его руке, вырывающиеся из зловещего красного круга, говорят о возможности вырваться в загадочную темноту – мир духа, освобожденного воображения, в котором, как считал Блейк, можно обрести истинное счастье.

В произведениях Блейка Уризен воплощает сатанинское начало и в этом его сходство с Демиургом учений гностицизма. Уризен – это символ разума, лишенного воображения.
Уризен по мнению некоторых исследователей творчества Блейка видится ими как Зевс-Юпитер : «Юрайзен –  библейский Иегова, или Юпитер античной мифологии, творец материального мира, подчиненного слепым законам механической необходимости, небесный и земной тиран, враг духовной свободы и поработитель человечества, почитаемый всеми религиями, освящающими насилие и лицемерно проповедующими смирение – чудовищный образ, сходный с Демогоргоном в „Освобожденном Прометее“ Шелли»*.

( D76 : Крон - Сатурн) 

Уризен молится перед созданным им миром, 1795



История Уризена и его деяний подробно описана в «Первой книге Уризена» (1794). Хотя Уризен верховным богом не является, он возомнил и объявил себя таковым перед сонмом Бессмертных, которые представляли собой до этого единую семью. «Жрец разума» Уризен, пораженный болезнью самости (selfhood), восстал в Вечности и, отделив себя от прочих Бессмертных, создал огромную омерзительную пустоту, которую он наполнил стихиями.

Уризен, творящий Вселенную. Малая книга гравюр,1796.
Уризен исследует мир с «огненным шаром, освещающим его путь» , открывая «бескрайний ужас» и «кошмары кровавых наслаждений». Правая рука Уризена простерта вперед, как бы помогая ему идти через кромешную тьму, что предполагает его слепоту в отношении истинной природы мира. Огненный шар, как кажется, дает недостаточно света.


Восхищаясь собственной мудростью, он приступил к составлению списка различных грехов, записывая их в медной книге, служащей собранием законов. Он обратился к Бессмертным с речью, излагая итог своих глубоких и тайных раздумий и объясняя, как он, в борьбе со стихиями и страшной силой, называемой «семью смертными грехами», созидал упругую твердь. Но всё это возмутило Бессмертных, и гнев их превратился в огонь, пожирающий воинство, сотворенное Уризеном. Оставшись в одиночестве, Уризен построил каменную кровлю, обрамил себя жилами и кровеносными сосудами, чтобы защитить себя от огней Бессмертных.

И тут в процесс творения вступает Лос, представляющий собой Вдохновение, и в Вечности называемый Уртоной, зверем Севера.
Лос олицетворяет собой дух поэзии и творческое воображение в этом мире. Он является также символом времени. Блейк называет Лоса «вечным пророком» («the Eternal Prophet»). Лос описан как кузнец, бьющий молотом по наковальне, что метафорически выражает биение человеческого сердца, а его кузнечные мехи – это человеческие лёгкие.
Лос тесно связан с Альбионом.
В поэме «Иерусалим, Эманация Гиганта Альбиона» (ок. 1804–1820) рассказывается история падения гиганта Альбиона в состояние Эгоизма (или Самости). Во вступлении описано странствование Лоса в внутреннюю часть Альбиона и преображение человечества путем прощения грехов. Лос борется со своим Призраком, заставляя его трудиться для восстановления Альбиона.

Призрак над Лосом, 1804-1820


На берегах Темзы он строит Голгонуцу, город искусства и ремесел, «духовный Лондон», через который можно будет войти в райскую вечность. Рациональный Уризен нападает на Иерусалим, эманацию Альбиона, и обволакивает жизнь разума. Лос борется против этого, перенося Британию на территорию Израиля. Однако его темный Призрак заражает его гневом и стыдом, преследует дочерей Альбиона и побуждает воинственных сыновей Альбиона изгнать Иерусалим. Лос и сонм ангелоподобных Бессмертных пытаются спасти гиганта Альбиона. Призрак Лоса и его эманация показаны как беженцы, спасающиеся от Альбиона и рассказывающие свои версии его падения. Лос вступает вглубь Альбиона, где поклоняются кровожадной Вале (природе, материальному).  Лос ограничивает чувства Рувима (по Блейку, одного из своих сыновей) пытаясь контролировать его похоть, в то время как Иисус созидает основу для того, чтобы человечество смогло найти прощение. Ангелоподобные Бессмертные (соборные города) стремятся помочь Альбиону, но они тоже оказываются поражены Эгоизмом (Самостью). Лос пробуждает их, но Альбион предпочитает оставаться в плену. Лос продолжает строительство Голгонуцы. Когда наступает конец Времени, Божественное Дыхание оживает. Альбион просыпается, и видит, что Лос это Христос, а Христос это Лос.

Альбион восстал, 1793


Он бросается в языки пламени Лоса, которые становятся источниками живой воды. Раздробленные Четыре Зоа воссоединяются в войнах любви в Песни Иерусалим. Всё живое становится великой Божественной Плотью.

Иерусалим, эманация Альбиона


Иерусалим – это Свобода. Как эманация Альбиона, она является источником вдохновения для всего человечества. Она является Божественным видением для каждой личности. Она также Святой Город мира, который является идеальным общество. Как Невеста Агнца , она является общением с Богом, «Мистическим Союзом Эманации в Господе» .
Брак Агнца и Иерусалима традиционно интерпретируется как союз Христа и Его Церкви. Блейк расширил понятие «церкви», чтобы показать все человечество и (так как Природа является проекцией человека) всю Природу, объединенные в мистическом экстазе .
Название Иерусалим означает «Город мира» и Блейк проводит параллель с городом Cилом (Shiloh, «мир»); оба служили местом, где находился Ковчег Завета. Как Иерусалим является олицетворением Альбиона (Англии), так Cилом олицетворяет Францию : самое глубокое желание обеих воюющих наций что бы был мир.


Город Голгонуца который строит Лос, состоит из физических тел мужчины и женщины. На южной стороне города расположен дворец Лоса – это человеческий интеллект, а ближе к центру так называемая Боулахула (Bowlahoola), мастерская Лоса, его кузница и печи – это внутренние органы человека, включая желудок, кишки, сердце и легкие. На северной стороне имеется золотой зал Кафедрон (Cathedron) в котором находятся ткальни, где Энитармон (Enitharmon) со своими дочерьми ткёт материальные формы людей. Ткальня у Блейка – символ материнства.
В центре города находится Лубан (Gate of Luban), врата Голгонуцы, повернутые к этому миру, средоточие или вагина (влагалище) этого мира. Лубан, Кафедрон с ткальнями, дворец и кузница Лоса окружены огненным рвом. По краям находятся ворота во все четыре стороны света, ведущие в Эдем, Порождение, Беулу и Ульро. Ворота в Эдем, однако, «замурованы до времени обновления». Голгонуца ограждена стеной от войн Сатаны. За пределами города простирается земля, называемая Алламанда (Allamanda) – нервная система человека. Алламанда, тесно связанная с Боулахулой, покрыта лесом Энтатон-Бенитон (Entuthon Benython) – плоть и кости человека. В этом лесу на востоке находится Удан-Адан (Udan Adan) – озеро скорби, состоящее не из воды, но из «беспокойных, чёрных и смертельных пространств» – из слёз, вздохов и смертного пота жертв законов Уризена – блейковский символ иллюзии материального, отраженного на поверхности этой жидкой субстанции.

Интересно, что имя Лос является анаграммой или точнее палиндромом слова «Sol» (лат. «солнце»). В стихотворении «Грозный Лос» Блейк писал, что внешнему (телесному) зрению Лос представляется обычным солнцем, но внутреннему взору (воображению) он является Лосом – могущественным божеством. Светлый Лос воплощает творческое воображение, в котором Блейк видел залог будущего восстановления освобожденного мира и человечества.
Итак, наблюдая за действиями Уризена, Лос был опечален тем, что тот оторвал себя от Вечности. Из сострадания он создал для Уризена телесную форму.
Соответственно «Книге Лоса» (1795), Лос, прикованный цепью к падшему Уризену, вынужден его охранять. В гневе Лос разорвал оковы и вошел в вечные реки огня. Огонь этот затвердел. Лос разбил его на мелкие осколки и оказался в пустоте. Столетиями он проваливался в Бездну, пока ему не удалось отделить тяжелое от легкого и таким образом создать свет. В лучах этого света Лос увидел, как над бездной нависает чудовищный скелет Уризена. Лос смастерил горн, наковальню и молот, и трудился ночи и дни, чтобы придать Уризену форму. Далее описываются семь дней творения, где в роли Творца выступает Лос.

Лос, кузнец вечности с молотом в руках из книги «Песнь Лоса»


Утомленный трудами, Лос раздваивается на мужское и женское – так появляется Энита́рмон (Enitharmon), его эманация –  его женский двойник и спутница, олицетворение духовной красоты и жалости. Она же – вдохновение поэта Лоса. Её символом является Луна.
Вот она, пара : Солнце – Луна.

Поэма «Иерусалим». Три фигуры на фоне «Змеиного храма друидов». Фигура в центре с молотом и щипцами – Лос, «кузнец Вечности». Парящая мужская фигура слева, поддерживающая Солнце, по-видимому, «призрак» Лоса. Справа, вероятно, Энитармон, эманация Лоса. В её руках прялка или веретено и свисающие толстые цветные нити («волокна поколений»), спадающие на растущий месяц и далее вниз на землю.


Энитармон рыдает, и Лос из сострадания обнимает её. Заметив, что она беременна, Бессмертные воздвигают для них шатёр. И в этом шатре Энитармон разрешилась дитём человеческим – Орком – символом бунтующей энергии : «даже Вечность застыла в испуге / В тот час, когда был рожден Человек!».
И тут Бессмертные наглухо ограждают от Вечности Лоса и его творение.
Орк становится божеством непокорства и бунта; революции в материальном мире; «Красный Демон». Лат. orcus = ад; одновременно считается, что слово это произведено от латинского cor (сердце – ибо он родился из сердца Энитармон) – как и Лос (Los) от sol (солнца). Однако у него есть общие черты с древнеримским Орком – подобно тому как древнеримский бог был сброшен отцом в подземный мир, у Блейка Орк был прикован своим отцом Лосом к стене пещеры. Лос ревнует к любви сына к своей матери. Когда Орк достигает зрелости, он начинает ненавидеть отца, и Лос приковывает сына «цепями ревности» к вершине горы Атлас. Его формы огонь или столп пламени, а также змея.
Огненный Орк, дух мятежа, ассоциируется с Прометеем, он ему подобен, как и он, прикован к скале на вершине горного хребта

Лос и его сын Орк, 1793


Крик Орка пробуждает Уризена от мертвого сна, и вместе с ним пробуждается вся Природа.
По другой версии первым сыном Лоса и Энитармон является Ринтра, воплощение гнева.

Некоторые другие дети Лоса и Энитармон :

Теотормон – символ желания, которое, будучи подавленным, превращается в ревность. Имя его произведено от слов «теон» (бог) и «тора» (закон).
Его противоположностью является Бромион – символизирующий в поэме закон, господствующий в человеческом обществе; то есть противопоставляются «божеский» и «человеческий» законы ; от греч. слова βρόμιος означающего «рёв»; олицетворение разума поэта; а также тщетной мысли, грубой бездуховной силы; четвёртый сын Лоса и Энитармон. Он насилует Утуну, любящую Теотормона, и бросает её, хотя они остаются «привязанными спина к спине» узами ненависти. Его эманация Льюта. Его соборный град Верулам (древнее название Сент-Олбанса). Льюта (Левта или Леута –  Leutha) – представляет женственность и обаяние, воспринимаемое как «греховность»; четвёртая из дочерей Лоса и Энитармон, Эманация Бромиона, хотя сносится также с Антамоном и Сатаной. Её долина — область женских гениталий.
Утуна (Oothoon) – олицетворяет неразделенную любовь, желание свободной любви; третья из дочерей Лоса и Энитармон, эманация Теотормона. Утуна является идеалом физической свободы.

Бромион, Утуна и Теотормон. 1795


Палама́брон (Palamabron) – второй (если после Ринтры) сын Лоса и Энитармон, символ поэтической жалости к угнетенным.
Адам (Adam – «красная земля») – по Блейку 19-й сын Лоса и Энитармон. Законы Уризена превращают Адама в скелет, в то время, как Ной, –  человек воображения, противопоставленный Адаму, –  сохраненный Богом на горе Арарат, где причалил его ковчег, сначала «сникает», а затем «хоронится за хлябями морскими», и, наконец, становится «белым, как снег» – вероятно, пораженный проказой.
Антамон (Antamon) – символ мужского семени. Пятый из сыновей Лоса. В «Книге Тэли» он был просто Облаком. Антамон объединяется с Льютой – радугой.
Озот (зрительный нерв);
Сота (неудовлетворённое сексуальное желание, превращающееся в войну);
Сатана (заблуждение), ошибка, лишенная личности, царство (или государство) Смерти.;
Хар (себялюбие);
Охим (горести);
Иджим (бесцельная похоть);
Давид (царь-поэт);
Соломон (библейский мудрец);
Павел (основатель воинствующей церкви);
Константин (основатель воинствующей церкви и гонитель);
Карл Великий (основатель священной Римской Империи);
Мильтон (английский поэт) ;
Этинтус (плотская любовь);
Ноема (жена Ноя);
Фамарь (соблазнительница своего отчима Иуды);
Раав (блуд);
Фирца (притворная стыдливость);
Мария (жена Иисуса).

Дщери Лоса и Энитармон на ткальнях Голгонуцы.



«Книга Уризена»

Уризен с закрытыми глазами восседает на книге. Справа и слева от него книги, которые он пишет. За его спиной две каменные стелы, напоминающие скрижали Моисеева закона. Они также похожи на могильные камни. По обеим сторонам от них деревья, ветви которых переплетаются друг с другом, формируя арку, напоминающую пещеру.
Дэвид Эрдман, автор работы о творчестве Уильяма Блейка, полагает, что Уризен восседает на книге природы. Корни указывают на то, что книга укоренена в растительном мире, который для Блейка был синонимом материального мира, мира смерти. Поскольку этот мир – творение Уризена, переписывая книгу законов, он создает копии своего творения. Деревья с переплетающимися ветвями также указывают на то, что Уризен ниспал в растительное существование.
Скала Вечности или Утёс Вечности (The Rock of Eternity) – в отличие от Скалы Веков это скала, на которую Уризен возложил свою медную книгу.

...Голос смолк, и Бессмертные зрели,
Как на вечности мрачном утёсе
Он раскрыл свою медную книгу.

…Так, замёрзший на вечности скалах,
Бесконечную ночь проводил он
В заточенье — немой, затвердевший,
Но внутри нетерпеньем горя,
пока он не разрушил её.


Женщина, протянувшая руку к парящему в воздухе ребенку. Возможно это Беула.


Один из бессмертных в пламени Вечности. Это может быть Лос, либо другой Бессмертный. Поскольку энергия, символизируемая огнем это дом Бессмертных, фигура, как кажется, не бежит от опасности, а просто передвигается в огне.


Уризен раскрывает свою книгу и показывает свои законы другим Бессмертным. Его голова окружена лучами солнца, возможно олицетворяющими просвещение, которое, как он думает, Уризен принес другим Бессмертным.


Три фигуры, обвитые змеями, падают в бездну в искрах пламени. Справа и слева от центральной фигуры изображены лица в отблесках пламени. Центральная фигура с распростертыми руками напоминает распятие. Эрдман полагает, что это Сатана и его воинство, ниспавшие с неба. Но при этом отмечает, что центральная фигура больше напоминает Лоса, нежели Уризена, а обвивший ее змей предполагает, что она поймана в ловушку Уризена.


Лос, испытывающий страдание от того, что Уризен выпал из вечности.


Скелет Уризена в позе эмбриона, после того как Лос связал его члены. Эта поза также предполагает сферу, окружающую Уризена и рождение его мира.


Уризен порождает четырех сыновей. Каждый из них рождается из своего элемента. Фузон появляется как солнце вверху. Под ним Тириэль (воздух) появляется их облаков. Гродна (земля) поднимается из земли. Слева от него голова Уты (воды), которая поднимается из моря.


Земля – один из четырех элементов, формирующих материальный мир. Развивающиеся седые волосы и борода напоминают нам изображения Уризена, но элемент земли это Гродна – третий сын Уризена. Как манифестация своего отца, он похож на него.


Человеческая фигура, которая пытается поднять землю. Эрдман предполагает, что это Лос, стремящийся придать форму Уризену и его миру.


Уризен в виде скелета, окруженный лучами пламени кузницы Лоса, смотрит вверх на удаляющуюся Вечность. Он все еще сидит, но уже не в позе эмбриона. Его лодыжки скованны цепью, сделанной Лосом. Лос сидит рядом Уризеном и смотрит в ужасе на удаляющуюся Вечность.


Вода – один из четырех элементов, формирующих материальный мир. Этому элементу соответствует Ута – второй сын Уризена.


Сострадание разделяет мир.


Воздух – один из четырех элементов, формирующих материальный мир. Этому элементу соответствует Тириэль – первый сын Уризена.


Бессмертные вглядываются в созданную Лосом бездну. Четыре фигуры могут символизировать четырехчастного человека. В левом верхнем углу – изображение орла. На лицах бессмертных смесь печали и любопытства.


Огонь - один из четырех элементов, формирующих материальный мир. Фузон – четвертый сын Уризена. Эта фигура не похожа на Бессмертного, бегущего в огне Вечности на рисунке 3. В данном случае речь идет об огне материального мира. Хотя этот огонь материален, он символизирует энергию Вечности и все то, что отрицает Уризен. Поэтому Фузон в отличие от трех других своих братьев изображен похожим на Лоса (вечного пророка, олицетворяющего вечность в падшем мире), а не на Уризена.
В «Книге Ахании» (1795), блейковском варианте библейской книги «Исход» повествуется о конфликте между отцом и сыном – Уризеном и Фузоном, а также о страдании Ахании – жены и матери. Фузон восстал против отца, вступив с ним в борьбу. Он направил в отца раскаленный шар своего гнева, который, превратившись в огненный луч, пробил тяжелый диск из кованого железа, брошенный в него Уризеном. Луч этот также рассек чресла Уризена, и от него отделилась Ахания-душа. Пять веков огненный луч Фузона блуждал в Египте, пока Лос не выковывал из него Солнце. Но Уризен, убив страшного Змия, смастерил из его ребер лук-камнемет и запустил в Фузона обломок отравленной скалы. Затем Уризен распял тело убитого сына на «Древе Тайны».


Лос склонился над сферой крови жизни, которая станет Энитармон. Он прижимает свои руки к голове, что указывает на боль разделения и/или рождения. Его кровь струится по спине и стекает на шар, на котором формируется система артерий и вен.


Лос стоит в искрах пламени своей кузницы. Его руки распростерты, как будто он распят. Его молот в левой руке, как будто он закончил работу, но еще не положил его. Он смотрит влево с состраданием.


Отделенная Энитармон отвергает Лоса. Она отворачивается от него, а он падает на колени и в отчаянии хватается за голову. Взаимоотношения Лоса и Энтиармон наполнены игрой желания и отрицания, что по Блейку представляет извращение сексуальности в падшем мире.


Рождение Орка в искрах пламени. Изображение предполагает, что он ныряет в мир. Искры с большей вероятностью могут символизировать огонь - изменение, нежели огонь кузницы Лоса.


Орк обнимает Энитармон. Лос с ревностью смотрит на них. Грудь Лоса скованна цепью, которую он разрывает каждую ночь, добавляя новое звено в цель ревности, которая простирается к земле. Позже этой цепью Орк будет прикован к скале.


Уризен, скованный цепью, придающей ему и его миру форму.


Две человеческих фигуры в змеиных кольцах. Различные растения и насекомые, некоторые из них с человеческими чертами. Это все создания Уризена, его сыновья и дочери, которым он придал несовершенную форму. Они смотрят в небо, где пребывает Уризен, будучи пойманными в «сети религии».


«Собака при зимней двери», поднявшая свою голову к небу. Рядом с ней ребенок в молитвенной позе, также смотрящий в небо. Дверь закрыта и не дает проникнуть в убежище. Это единственное изображение подлунного мира в «книге Уризена».


Уризен удаляется с руками, поднесенными к голове. Жест можно истолковать как толкание. Предполагается, что здесь «некто толкает нечто. Это аллегория иллюзии религии».


Уризен, опутанный сетью Религии, которая делает его Богом созданного им мира. Книга, изображенная на рисунке 1, возможно превратилась в сеть, которая опутывает людей в материальном мире.





Другие элементы мифа :

Ахания (Ahania) – эманация Уризена, его жена и мать их сына Фузона. В «Книге Ахании» она олицетворяет собой наслаждение. Уризен называет её «Грехом» и удаляет от себя, ибо он, воплощение разума, не может понять необходимость наслаждения для ума. В более поздних книгах Ахания названа матерью 12 сыновей и 3 дочерей Уризена, представляющих собой 12 зодиакальных созвездий и три части человеческого тела (их имена Элет, Увет и Она, символизирующие голову, сердце и чресла).

Уризен и Ахания, его эманация. Фронтиспис к «Книге Ахании» (1795)


Секс, по мнению Блейка, является нашей самой актуальной и всеобъемлющей проблемой. Блейк превозносил половоe влечение, как это мало кто делал из христиан, возвеличивая его святость и чистоту, и проповедуя право на свободную любовь. Секс, пятое чувство, является самым высоким и наименее порочным. «О Порождение святое! [Образ] самовоскрешенья! О место, где произошло врагов взаимное прощенье, Там, где родился Агнец Божий, ты непостижимо!» . Это самый простой вход в Вечность ; это райское Древо Жизни, запрещённое Херувимом Уризена .
В Вечности, половых различий не существует, потому что там Человечность находится в полном единстве со своей Эманацией. «В Вечности ни женятся, ни выходят замуж» , «Мужей и жён не станет, лишь проснётся Альбион» . Под солнечными лучами Вечности расположена лунная ночь Беулы. Здесь Человечность разделена со своей Эманацией, однако вступает с ней в идеальный брак. «Жена в Беуле Скинию свою прекрасную возложит / и Муж в неё войдёт меж Херувимов величаво, / став с ней Одно!».
Ниже Беулы находится этот материальный мир, темное царство Ульро. Здесь женщина обладает своей собственной волей, и два разделенных пола ведут войну друг с другом. Отказывая мужчине, женщина доминирует над ним, и он затем мучается любовью и ревностью. Такой брак описан в Мильтоне: «Всю Душу я тебе отдал, женившись на тебе, / Желал я, чтоб, любя, ты радости мои делила, / И наслаждения мои... Была нежна ты и мила, теперь же ты несносна! Ревнуя без любви, отрезала ты от меня жестоко / Всё, что любил я, и моя любовь к тебе угасла .
Но если доминирует муж, результат равным образом плачевен. «Он сочетает юную красу с убогим старцем, / Законом связывая их; и век она влачит / В объятьях дряхлой похоти, и отгонет мысли, / Что чёрной тучей заслоняют небеса и губят / Прекрасную и вечную весну. Лишь страх безумья / И ярость ей зима несёт; и бьёт себя бичом / Она, вращая колесо притворного желанья . . .»
В любом случае, по Блейку сексуальное подавление становится религией, опьяняющей, но зверской по своей сущности.

Семь Ангелов (или «Семь Глаз Бога») – или Семь Глаз Бога, представляющих духовное развитие человека от полного эгоцентризма Люцифера до Иисуса, являющегося его проитивоположностью : Люцифер, Молох, Элохим, Шаддай, Пахад, Иегова, Иисус.
Люцифер (Lucifer) – «несущий свет», «светоносный» (лат.), утренняя звезда, первый из Семи Глаз Бога, первый шаг от Бога на пути Опыта. Его слепой эгоизм вдохновляет его на попытку поставить себя в центре вселенной.
Молох (Molech) – Бог, которому приносили в жертву детей (особенно первенцев-сыновей) сжигая их живьём. Блейк изображает его в виде огненной печи (горнила) в форме человека, как слепой гнев и символ войны. Он Палач, но слишком нетерпелив, чтобы удержаться на своём посту. Второй из Семи Глаз Бога.
Элохим (Elochim) –  «судьи», Творец (во множественном числе). У Блейка он Творец и Судья, третий из Семи Глаз Бога.
Шаддай (Shaddai) – Всемогущий (the Almighty). Блейк дает ему роль Обвинителя. Он четвертый из Семи Глаз Бога, и терпит неудачу из-за своей Ярости.
Пахад (Pachad) – пятый из Семи Глаз Бога, представляющий запуганность, ужас.
Иегова (или Яхве) – любящий отец, Бог Милостивый, дающий закон, пораженный проказой, пытающийся ухватить Вечность, предтеча Иисуса.
Иисус (Jesus) – прощением Греха отменяет всю выстроенную до него систему, и приносится в жертву Сатане.

***


Источники :

В. Жирмунский, «Вильям Блейк» * ;
А. Зверев, «Величие Блейка» ** ;
А. Кэйзин, «Уильям Блейк» *** ;
Д. Кинг, «Уильям Блейк: Его жизнь» **** ;
А. Гилкрист, «Жизнь Уильяма Блейка» ;
У. Блейк, «Видения Страшного суда» ;
WIKI.

По теме :