Сострадание. Около 1795 года.
Рисунок иллюстрирует отрывок из «Макбета»
У. Шекспира, где герой размышляет о смерти Дункана:
«И сострадание, как нагой младенец,
Несомый ветром, или херувим
На скакуне незримом и воздушном
Пахнет ужасной вестью всем в глаза
И бурю ливень слез прибьет к земле».
«И сострадание, как нагой младенец,
Несомый ветром, или херувим
На скакуне незримом и воздушном
Пахнет ужасной вестью всем в глаза
И бурю ливень слез прибьет к земле».
Адам дает имена
животным, 1810.
Молодой
Адам, который очень похож на портреты кудрявого молодого Блейка, дает имена
зверям после падения. Змей переплетается, на удивление дружелюбно, вокруг левой
руки Адама и задумчиво смотрит на него. Животные, позади него, пасутся в
пасторальном ландшафте, как будто все до сих пор не ведают о грехе, совершенном
человеком в Эдемском саду. Над головой Адама желудь указывает на зиму, но в
мифологии Блейка дуб также является деревом друидов, на котором был распят
Христос. Падение человека, змея, Адам и Ева являются центральными персонажами в
видениях Блейка.
Дева с
младенцем в Египте, 1810
Дом смерти, 1795 - около 1805
Адам и Ева находят тело Авеля, 1826
Беатриче на колеснице
Поэма Тириель. Купающиеся Ха и Ева, 1787
Иллюстрация к книге Иова
Ньютон, 1795
Беатриче и Данте, 1824-1827
Великий красный Дракон, 1805
С детства склонный к мистицизму, Блейк стремится разгадать тайны Вселенной и замысел ее Творца. По его словам, в детстве он неоднократно видел лик Бога и ангелов, сидящих на ветвях деревьев. Со временем видения дополнились голосами, которые пели гимны и делились с юношей различными знаниями. Уильям кропотливо изучал Библию, труды мистиков Средневековья и научные работы современников, пытаясь отыскать суть и объединить увиденное в цельную концепцию. Он много пишет на библейские темы, и в этом ему помогают яркие видения, которые, судя по всему, не оставляли его до конца жизни.
Сюжет картины Уильяма Блейка «Красный дракон» взят из Книги Откровений. Эта картина является одной из нескольких акварелей, посвященных образу Дракона из Апокалипсиса. Перед зрителем разворачивается сюжет, представленный в первых четырех строфах 12-й главы Откровения, в которых говорится о жене, облаченной в солнце и украшенной венцом из 12 звезд. Она лежит ничком на спине, а из ее чрева вот-вот появится ребенок. На лице женщины мы видим боль и страх за будущее младенца, ее руки сложены в молитвенном жесте и обращены к небесам. Нависший над ней Красный Дракон распростер свои крылья и готов поглотить священное дитя, как только оно появится на свет.
Персонажи картины Уильяма Блейка «Красный дракон» расположены так, чтобы создавать максимальный эффект напряжения: лежащая женщина занимает примерно четверть листа снизу, в то время как все остальное пространство занято мощным мускулистым телом Дракона. Красный цвет его распростертых крыльев оттеняет сияние солнечных лучей, иллюстрируя таким образом вечную борьбу света и тьмы. Зритель сопереживает женщине, невольно восхищаясь при этом красотой и мощью отрицательного персонажа.
В дополнение к этой картине художник также написал еще несколько.
Сюжет картины Уильяма Блейка «Красный дракон» взят из Книги Откровений. Эта картина является одной из нескольких акварелей, посвященных образу Дракона из Апокалипсиса. Перед зрителем разворачивается сюжет, представленный в первых четырех строфах 12-й главы Откровения, в которых говорится о жене, облаченной в солнце и украшенной венцом из 12 звезд. Она лежит ничком на спине, а из ее чрева вот-вот появится ребенок. На лице женщины мы видим боль и страх за будущее младенца, ее руки сложены в молитвенном жесте и обращены к небесам. Нависший над ней Красный Дракон распростер свои крылья и готов поглотить священное дитя, как только оно появится на свет.
Персонажи картины Уильяма Блейка «Красный дракон» расположены так, чтобы создавать максимальный эффект напряжения: лежащая женщина занимает примерно четверть листа снизу, в то время как все остальное пространство занято мощным мускулистым телом Дракона. Красный цвет его распростертых крыльев оттеняет сияние солнечных лучей, иллюстрируя таким образом вечную борьбу света и тьмы. Зритель сопереживает женщине, невольно восхищаясь при этом красотой и мощью отрицательного персонажа.
В дополнение к этой картине художник также написал еще несколько.
Великий красный Дракон и зверь с моря, 1805
Сатана рассыпает беды над Иовом, 1826-1827
Минос.
Иллюстрации к «Божественной комедии», 1827
Капанеус-богохульник.
Иллюстрации к «Божественной комедии», 1827
Добрые
и злые ангелы, 1795-?
Бегущая от
трех зверей, спасена Вергилием
Иллюстрация
к книге Иова
Навуходоносор, 1795-1805
Геката.
Ночь радости Энитармон, 1795
Призрак
Блохи, 1819 –1820
Особое место
в «Головах призраков» занимает совсем невероятная работа — «Голова духа Блохи».
Уильям
утверждал, что этот призрак посещал его дважды. Одно из объяснений странной
внешности да и вообще самой концепции «Призрака Блохи» заключается в том, что
такое обличье принимают после смерти люди, которые при жизни «пили кровь других
людей», то есть были особенно безжалостными и эгоистичными.
Однако, это
только одна из версий. Видимо, этот портрет впечатлил и самого мастера, ведь
позже он решил создать одну из своих самых известных картин, «Дух Блохи», где
изобразил причудливую, пугающую фигуру этого персонажа в полный рост.
Суд Божий
над Адамом, 1795
Платонова
пещера, 1793
Миф о пещере
— знаменитая аллегория, использованная Платоном в диалоге «Государство» для
пояснения своего учения об идеях. Считается краеугольным камнем платонизма и
объективного идеализма в целом. Изложена в форме диалога между Сократом и
Платоновым братом Главконом.
По Платону,
пещера олицетворяет собой чувственный мир, в котором живут люди. Подобно
узникам пещеры, они полагают, будто благодаря органам чувств познаю́т истинную
реальность. Однако такая жизнь — всего лишь иллюзия. Об истинном мире идей они
могут судить только по смутным теням на стене пещеры. Философ может получить
более полное представление о мире идей, постоянно ставя вопросы и находя
ответы. Однако сделать это знание достоянием всего общества невозможно: толпа
не в состоянии оторваться от иллюзий повседневного восприятия.
«Захват
города, утро после битвы» , 1784
«Иосиф
открывает себя своим братьям», 1785
Сатана
торжествует над Евой, 1795
И Элохим
создал Адама, 1795
Вихрь любовников, 1827
Советник,
король, воин, мать и ребенок в гробнице. Иллюстрация к поэме Роберта Блэра «Могила»,
1805
Фронтиспис к
«Песням невинности и опыта», копия B, 1789/94
«Орёл», из
иллюстраций к «Балладам» Уильяма Хейли, 1802
Сатана.
Гравюра по рисунку Генри Фюзели, 1790
Линейная
гравюра на меди «Иосиф Аримафейский среди скал Альбиона», (1
стадия, 1773). В основу её
легла неидентифицированная фигура (центуриона) на одной из двух последних
фресок Микельанджело «Распятие Святого Петра» (Crocifissione di san Pietro) из
Капеллы Паолина в Ватикане, написанной ок. 1546—1550 гг. по заказу папы Павла
III.
Гравюра по
мотивам рисунка Роберта Блейка, «Приближение Страшного Суда» (?1788)
Пророк
Иезекииль, гравюра 1794
Демокрит.
Гравюра ин-фолио по рисунку Рубенса для «Эссе по физиогномике» Лафатера в 3
томах (1788, изд. Дж. Джонсон и др.)
Гравюра
ин-кварто «Падение Розамунды» по рисунку Стотарда (1783, изд. Томас Маклин)
Иллюстрации к поэме Джона Мильтона «Потерянный рай» 1807-1808