Осман Остин Спейр



Осман Остин Спейр (Austin Osman Spare, 1886–1956) – английский художник и оккультист. Спейр вошел в историю как человек вне центральных, но исключительно пафосных оккультных движений прошлого столетия. По этой причине, он мало известен, являясь при этом, крайне неординарной личностью.



В подростковые годы многие считали Спейра вундеркиндом. Еще молодым, Спейр ударился в магию и оккультизм, а талант художника и стихотворца позволил отразить ему спонтанно возникающие запредельные образы на холсте и бумаге. Имея резон называть себя основателем нового направления в магии, он, тем не менее, не сумел распространить свое «учение», которое сохранилось только благодаря узкому кругу его приверженцев. Причиной явилось отсутствие у него организаторского таланта, чтобы стать лидером, а также неспособность изложить свои замысловатые рассуждения более популярно.Труды Спейра никогда не были бестселлерами даже в кругу опытных оккультистов. Причиной явился чрезмерно сложный, витиеватый стиль Спейра, с большим количеством неологизмов и довольно необычного понимания самых обычных слов.
Спейр отвергал христианство в пользу интереса к западной эзотерике.
Например в своей "Книге Удовольствия" он писал :
"Всё это шарлатанство: эти религии, чье существование зависит от их провала, настолько они полны страданий и смирения, и только лишь множат аргументы, настолько полны, насколько и злы, настолько наполнены незначительным, настолько лишены удовольствия в этой жизни или какой-либо еще, что я не могу их принять. Их условие для удовольствия – смерть! Лучше человеку отказаться от всех них и избрать свою собственную неуязвимую цель и это единственный способ его избавления. С его помощью он может вкладывать своё удовольствие в то, во что он изволит и находить в этом истинное удовлетворение".

Освел Блейкстон (Oswell Blakeston), поэт, критик, кинематографист и энтузиаст нового стиля, во вступлении к каталогу Спейра для очередной сходки сюрреалистов, назвал Спейра «Сюрреалистом в сюрреализме».

Существуют разные истории о Спейре. Например такая :

Несмотря на бедность, Спэйр не испытывал недостатка в дружбе, и те немногие, кто был принят в его маленький и строго охраняемый круг, находили его очень приятным собеседником, – одним из них был молодой художник и дизайнер Эдвард Кэррик (Edward Carrick), который периодически совершал экскурсии в Саутуарк, чтобы посетить Спейра и посмотреть его картины. В этот раз, Кэррик как обычно нажал на звонок №52, чтобы после нескольких минут задержки столкнуться с болезненно выглядящим и растрепанным Спейром, который сказал: «Ах, это ты – я черт возьми, подыхаю !», прежде чем рухнуть обратно на кровать, из которой он вытащил себя. Они немного поболтали, и Спэйр пришел в себя. Посмотрев на беспорядок в маленькой комнате, Кэррик предположил, что может помочь, прибрав немного, и Спэйр с благодарностью принял эту помощь. Кэррик вскоре обнаружил, что среди этого хаоса было разбросано несколько любопытно иллюстрированных карт, которые, как он полагал, должны быть своего рода Таро.  «Что это?» – спросил он, поднося карточку к свету: «Поверни ее, чтобы я мог разглядеть» – сказал Спейр, –  «О, эта карта вызывает грозы». Кэррик все еще размышлял над этим, когда несколько минут спустя, раскат грома сотряс железные балконы Беккет-хауса, и дождь начал биться о грязные окна.

В 1936 году Спейр умышленно отказался от шанса на мировую известность. Сотрудник посольства Германии, купив один из его автопортретов, отправил его Гитлеру. Фюрер был настолько впечатлен, вероятно, потому что глаза и усы были чем-то похожи на его собственные, что он пригласил Спейра поехать в Германию, чтобы нарисовать его. Спэйр отказался и послал фюреру копию своего портрета с посланием сверху : 

«Only from negations can I wholesomely conceive you. For I know of no courage sufficient to stomach your aspirations and ultimates. If you are superman, let me be for ever animal.»


В своих произведениях Осман Остин Спейр часто использовал чудовищные или фантастические, волшебные и сексуальные образы. Его часто называют «дедушкой Магии Хаоса» и создателем техники автоматического рисунка. Спейр развивал технику полного принятия; чем больше степень принятия или «веры», тем сильнее вдохновляющий поток. Он детально объяснил, что наши (так называемые) законы – это всего лишь наши ограничения. Он приводил очень хорошие примеры для иллюстрирования своих слов.
Сигилы – это древние символы, используемые в магических ритуалах. Они обычно связаны с греко-римской и древней индуистской эпохами. Спейр известен тем, что разработал свой собственный вариант этих эмблем; его часто упоминают в связи с тем, что он «вернул» их в современные магические ритуалы.
Спейр критически относился к оккультизму от Алистера Кроули с которым некоторое время сотрудничал и которого совершенно справедливо считал «выпендрежником» – позже он порвал отношения как с ним, так и с церемониальной магией (многие принципы которой он раскритиковал в «Книге Наслаждения» а последователей называл «безработными денди из борделей») ради поиска собственного духовного пути.
В 1905 году Спейр издал свой первый альбом художественных работ на инфернальную тему под названием «Ад земной». Работа продемонстрировала множество влияний, включая теософию, Библию, Омара Хайяма, Данте и его собственные мистические идеи. Как указывал позднее сам Спейр, большинство его рисунков исполнены методом автоматического письма.

Иллюстрации из Earth Inferno




В последующем, методику автоматического письма Спейр применял и при создании своих философских работ. Он был убежден, что некий таинственный разум водил его рукой, когда он писал картины или книги.
Спейр считал, что с помощью изобретенных им магических символов он общается с подсознательным, а через него с инфернальным миром.
Это порождает в его голове появление ярких и сочных образов, которые он потом проецирует на бумагу. Свою запредельную философию Спейр впервые как раз и описал в книге «Ад Земной» и особенно подробно в своем основном магическом опусе – «Книга удовольствий». Это довольно объемистый фолиант с подробными инструкциями вызова потусторонних сил с помощью магических знаков-сигил, секса и так называемых «поз смерти»… Сам Спейр называл это магическим культом Зос Киа (Zos Kia Cultus).
Зос, по Спейру, – это внутренняя область человека, тогда как Киа – это проекция личного Я, как Бога, на внешний мир. Техника Зос Киа заключается в том, чтобы сфера Киа расширялась наружу как можно больше, что по замыслам самого Спейра должно вызывать состояние вселенского экстаза, а сами границы Я и остального мира подвергались разрушению. Наиболее полное изложение магии Зос Киа было опубликовано в его книге «Волшебная книга Зос», изданной уже после Второй мировой войны…

Иллюстрации из «Книги Сатиров» (A Book Of Satyrs)




Как и Уильям Блейк, с которым Спейр разделяет многочисленные сходства (обнищавшая жизнь, фактическое игноририрование современниками), оценка работ Спэйра и его значимость и популярность в среде оккультистов не сильно, но все же увеличивались с течением времени. И где поэт и оккультист Уильям Батлер Йейтс на рубеже 20-го века помог, наконец, донести работы Блейка до более широкой аудитории (по крайней мере, интеллектуалов и богемы), так и художники и оккультисты, такие как Кеннет Грант и Алан Мур на рубеже 21-го, сделали то же самое для Спейра. Среди прочего, в работах Спейра они нашли очень привлекательную систему художественного «колдовства», которая и стала известна как «магия сигил». Алан Мур называл Спейра одним из лучших английских художников 20-го века и «возможно, величайшим английским оккультистом двадцатого века».

Спейр был преданным любителем животных и считал, что люди метафизически сохраняют атавистические воспоминания от своих предков – животных ; он также был преданным и страстным членом Королевского общества по предотвращению жестокого обращения с животными. Согласно философии Спейра, метафизический компонент каждого человека содержит скрытые воспоминания о его предыдущих животных формах, и эти воспоминания могут быть использованы как древний источник магии. Несмотря на то, что он не согласовал ни одну из своих философий с дарвинизмом, Спейр восхищался Дарвином и часто упоминал его как значительную фигуру оказавшую на него формирующее влияние. Однако, вместо того, чтобы проповедовать исключительно научно обоснованный подход к эволюции, Спейр решил создать его духовный эквивалент ... человек, сосредоточенный на происхождении от животных через душу и память, а не на прослеживаемых процессах биологической эволюции. По этим причинам он верил в тесное единство между людьми и другими видами в мире животных; это было визуально отражено в его искусстве.
Спейр всегда ставил животных на первое место, даже когда он жил в крайней нищете; он часто тратил те небольшие деньги, которые он имел, подкармливая бездомных кошек и собак в своем районе. Якобы он называл своих многочисленных кошек тиграми, и не в шутку, но считая их проявлениями или аватарами великих зверей. 

В мае 1904 года Спейр провел свою первую публичную художественную выставку в фойе Публичной библиотеки Ньюингтона на Уолворт-роуд. Здесь его картины иллюстрировали многие из тем, которые будут продолжать вдохновлять его на протяжении всей его жизни, в том числе его мистические взгляды. Затем отец Спейра тайно представил два его рисунка в Королевскую академию, один из которых, дизайн для экслибриса, был принят на престижную летнюю выставку того года. Журналисты британской прессы проявили особый интерес к его работам, подчеркнув тот факт, что в семнадцать лет он был самым молодым художником на выставке, а некоторые ошибочно утверждали, что он был самым молодым художником, когда-либо выставлявшимся на выставке. Согласно средствам массовой информации, Г.Ф. Уоттс якобы заявил, что «Молодой Спейр уже сделал достаточно, чтобы оправдать свою славу», в то время как Август Джон цитировал замечание о том, что его мастерство было «непревзойденным», а Джон Сингер Сарджент считал что Спейр был «гением». Получив значительный уровень внимания прессы, журналисты прибыли в дом семьи Спейр в Кеннингтоне, чтобы взять у него интервью, что привело к появлению ряда статей, в которых его хвалили как вундеркинда.
Спейр создал свою собственную технику рисования под названием сидериализм. В 1964 году в Гринвичской галерее состоялась выставка работ Спейра, сопровождаемая эссе из каталога поп-художником Марио Амайей, который полагал, что произведения Спейра, изображающие знаменитостей, созданные в конце 1930-х и 1940-х годах, представляли «первые образцы поп-арта». Считается, что автоматические рисунки Спейра представляют из себя абстрактный экспрессионизм, задолго до того, как прозвучало имя Джексона Поллака.

Еще будучи молодым, Осман Спейр создал свою персональную колоду Таро, которая была обнаружена в 2013 году в архивах  лондонского музея The Magic Circle Museum.


Деньги для Спейра ничего не значили. С его исключительной одаренностью как художника, он мог легко получать четырехзначные гонорары за обычные портреты, но он решил жить тихо и скромно, редко выходя на улицу, рисуя то, что он хотел рисовать, и продавая свои работы по три-четыре гинеи каждая. Возможно, потому что он жил, по сути, «отшельником», он и был плодовитым и таким многогранным. Коллекция его живописи и рисунков еще может стать культовой. И скорее всего станет. К гадалке не ходи...

Другие художественные работы Спейра :








































Примеры старших арканов Таро Спейра : Дурак, Фокусник, Колесница, Башня, Луна