При всей моей любви к современному искусству, в этой
области «засвечены» имена, которые, по моему глубокому убеждению, сильно портят
воздух своим присутствием…
Дэмиен Хёрст – один из них. По совместительству, Дэмиен
Хёрст ещё и самый богатый и распиаренный глупой прессой, современный художник. Однако
вся слава и все заработанные таким «искусством» деньги – это к сожалению плод
поверхностных и не слишком усердных размышлений Хёрста о жизни, исключительной предприимчивости
арт-дилеров и невежественного отношения к финансам со стороны аудитории.
Хёрст –
раздутый мыльный пузырь. И практически все это понимают. И это не искусство. От
слова «вообще». Так что же происходит? Почему этот перец так востребован ?
Одной лишь тотальной культурной деградацией и культом потребления (желанием
отдельных индивидов приобщиться к «прекрасному» покупая подобный продукт) этот
феномен не объяснить.
Происходит парадоксальное : сегодня не нужно быть
художником вообще (да само это понятие уже практически обесценено), сегодня не
нужно быть даже просто концептуалистом без приставки «художник» но все же способным
пропускать через себя яркие социальные эманации, сегодня достаточно иметь лишь отсутствие
чувства физической брезгливости : для работы с калом, кровью, мусором, тухлыми
овощами-фруктами и разлагающимися трупами животных ничто не должно мешать – требуется лишь
респиратор и резиновые перчатки.
Хёрст любит трупы животных. И любит формалин. Параллельно
работе с разлагающейся плотью, Хёрст со стабильным упорством выдает на гора рисованных, и не только рисованных, бабочек, которые
также в итоге оказываются востребованными. Нет ничего плохого в бабочках,
бабочки сами по себе – прекрасны, только когда не повторяют себя из раза в раз…
Хёрст – главный шарлатан и надуватель в мире современного
арта , а его публика которая не способна адекватно мыслить – дура. И это не
зависть к «хёрстовским» миллионам, это просто здоровая реакция идиосинкразии на
подобный творческий кал.
Хёрст – это фейк и
Хёрст – это бизнесмен. Часто, заплывающий за буйки. Взять например его
знаменитый, инкрустированный бриллиантами череп. Череп из платины отлитый по
образцу черепа мужчины 35 лет, умершего в 18 веке, чей покой потревожил этот «художник».
«Творение» это называется «За любовь
Господа», и было продано за 50 миллионов фунтов стерлингов.
Самое интересное,
что череп этот куплен не каким то очередным миллиардером со среднего Востока
или олигархом из России, которым просто некуда девать их деньги…Нет, череп был
куплен корешами самого Хёрста. То есть, когда стало понятно, что торг
провалился и никому этот череп нахрен не нужен, появилась некая анонимная
«группа инвесторов» и приобрела бриллиантовый лот. Позже дотошные журналисты накопали
информацию об этих анонимах…. Оказалось, что его купил инвестиционный
консорциум из самого Хёрста, Джея Джоплинга – владельца «Белого куба» и Франка Данфи. Если в
любом другом бизнесе подобное «повышение акций» маркируется как мошенничество и
очень сурово карается, то в мире современного «искусства» данные законы не
работают.
Хёрст больше всего известен как этим черепом, так и еще
тремя своими «арт-поделками» .
Первая из них – это «Тысяча лет» (A Thousand Years,
1990), представляющая якобы «образ жизни
и смерти в стеклянной витрине», где закрыты мухи и личинки, перелезающие
через стеклянную перегородку в другую половину к гниющей голове коровы.
Некоторых насекомых по дороге убивает электрическая мухобойка. Посетитель мог
посмотреть на «Тысячу лет», потом прийти через несколько дней и увидеть, что
коровья голова уменьшилась, а куча мертвых мух увеличилась.
Вторая – это знаменитое чучело тигровой акулы в формалине.
Название просто феерическое – «Физическая невозможность смерти в сознании
живущего» (The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living).
В 2005 года акулу купили за 12 миллионов долларов. На тот момент это сделало ее
второй после самой дорогой работы живущего художника, а именно Джаспера Джонса.
Хёрст описал свой замысел так : «Она (акула) кажется живой, когда мертва, и
мертвой, когда жива».
Вообще, названия работ Хёрста – это неотъемлемая часть
его хорошо продуманного маркетинга. Если бы акула называлась просто «Акулой»,
зритель мог бы сказать: «Ну да, акула» – и пойти дальше. Назвав ее «Физической
невозможностью смерти в сознании живущего», Хёрст манипулируя сознанием
обывателя, заставил его остановится и посмотреть на этот «глубокомысленный высер»
как на произведение искусства.
Хёрст пошел дальше – он поставил акул на поток. На 2012
год он продал как минимум девять акул, все под разными названиями. Самая
дорогая принесла 17,2 миллиона долларов. Все коллекционеры приобретая их,
знали, что Хёрст может сделать и другие чучела. Идиоты с кучей лишних денег.
Третий известный «проект» Хёрста – «Разделенные мать и дитя» (Mother и Child
Divided, 1993). Это четыре стеклянных ящика, расставленные двумя парами с
узкими проходами между ними. В первых двух помещены две половины коровы,
разрезанной вдоль от носа до хвоста. В двух других – таким же образом
разрезанный теленок.
Существует около четырех с половиной тысяч работ Херста,
в основном это картины с кружками и разводами, но также и инсталляции с уже
упомянутыми бабочками и шкафчики с лекарствами. Картины с кружками представляют
собой именно то, что сказано: композиции из разноцветных кружков на белом фоне.
Все, кроме пяти самых первых, выполнены техническими ассистентами. Ассистенты, рисующие кружки, должны соблюдать четыре правила: использовать глянцевую бытовую эмаль; делать все кружки одного размера; никогда не повторять цвет в отдельной последовательности; размещать кружки так, чтобы расстояние между ними было равно их диаметру. Каждая картина получает название из области фармацевтики. Иногда это рекреационные наркотики, например S-Methoxy NN, иногда нет, например Moxisylyte, Calcein и Myristoycholine Iodide.
Все, кроме пяти самых первых, выполнены техническими ассистентами. Ассистенты, рисующие кружки, должны соблюдать четыре правила: использовать глянцевую бытовую эмаль; делать все кружки одного размера; никогда не повторять цвет в отдельной последовательности; размещать кружки так, чтобы расстояние между ними было равно их диаметру. Каждая картина получает название из области фармацевтики. Иногда это рекреационные наркотики, например S-Methoxy NN, иногда нет, например Moxisylyte, Calcein и Myristoycholine Iodide.
Лондонский дилер Херста «Белый куб», по слухам, продал
500 инсталляций с бабочками и вращательных картин и 800 картин с кружками по
средней цене около 200 тысяч фунтов (352 тысячи долларов) за каждую. Гагосян,
нью-йоркский дилер Херста в течение большей части его творческой жизни, продал
меньше, но по аналогичной цене. Фоторепродукции картины Valium, отпечатанные в
500 экземплярах, с подписью Херста были проданы по 2500 долларов за штуку.
Без комментариев…
За словами Хёрста – пустота. За его «искусством» –
тотальное невежество и глупость. Радует только одно, – Хёрст никогда не
останется в истории как «художник» и никогда не будет вдохновлять того, кто действительно
заслуживает вдохновения, что бы творить.
И да, образ Хёрста как «плохого мальчика» – также фейк.
Таким образом, мы имеем классический мыльный пузырь, который, скорее всего,
скоро лопнет. Вот вони будет вокруг…..
Справка : Дэмьен
Стивен Хёрст (Damien Hirst)
родился 7 июня 1965 в Бристоле,
Великобритания. Учился в художественной школе в Лидсе, затем, после двух лет
работы на строительных площадках Лондона, попытался поступить в Центральный
Колледж искусства и дизайна имени Святого Мартина и в какой-то колледж в
Уэльсе. В итоге он был принят в Колледж «Голдсмит» (1986—1989). Как
студент школы, Хёрст регулярно посещал морг. Позже он заметит, что многие
темы его произведений берут начало именно там.
Благодаря финансовой поддержке Чарльза Саатчи – известного коллекционера современного
искусства и владельца Галереи Саатчи, Хёрст стал «творить. По большому
счету, Саатчи в коллаборации с Хёрстом, стали всё это активно навязывать публике,
толкать в массы. На данный момент (год 2018) работы Хёрста стали сильно падать
в цене. Что закономерно.
D76 / 2018
По теме :