Права животных (англ. animal rights), также
«освобождение животных» (англ. animal liberation) — идея о
равноценности главных потребностей людей и животных: например, потребности
избегать боли, сохранить свою жизнь Сторонники придерживаются разных
философских точек зрения, однако все в целом едины в том, что животных нельзя
рассматривать как частную собственность и использовать для получения пищи,
одежды, в индустрии развлечений и научных экспериментах, а некоторые права,
например, право на жизнь и защиту от нанесения телесных повреждений и
морального вреда, должны быть юридически закреплены за животными. В концепции
прав животных получила своё развитие идея справедливости в отношении животных,
согласно которой единственно этичным подходом к проблеме считается справедливое
отношение ко всем живым существам.
Моби-
легенда электронной музыки.
Веган со стажем (с 1980-х годов). Он — христианин, однако не относится ни к
одной религиозной конфессии. Сотрудничал с организацией PETA («Люди за
этичное обращение с животными») и Move On. В 2003
году принял участие в создании документального фильма о проблемах жестокого
обращения с животными «Земляне», для которого он записал саундтрек. Моби является сторонником целого
ряда благотворительных организаций и движений.
Серж Танкян — американский певец армянского происхождения,
вокалист культовой американской альтернативной рок-группы System of a Down, основатель
сольного проекта Serj Tankian. Серж
славиться своей благотворительной деятельностью. Веган. Защитник прав животных.
Много времени уделяет вопросам экологии и сохранения окружающей среды. В интервью
с PETA он сказал,
что изменение образа его жизни было связано с "поеданием разнообразного
съедобного дерьма во время гастролей", а также он отметил, что это было
"несколько инстинктивно". Кроме того, он также чувствует потребность
в уважении к "матери-земле". В июле 2009 года Танкян подписал петицию
PETA против
методов забоя кур в бойнях KFC. Серж
Танкян начал кампанию, в ходе которой обратился к властям США с требованием
признать геноцид армян в Османской империи в 1915 году. Об этом сообщает Blabbermouth. Инициатива
лидера System of a Down приурочена
к дню памяти жертв геноцида армян Axis of Justice.
Пол Маккартни . Пол и его жена Линда Маккартни получили
широкую известность как активисты за права животных и сторонники
вегетарианства. В одном выступлении Маккартни сказал, что на него произвёл
большое впечатление диснеевский мультфильм «Бэмби», который он посмотрел в
детстве, хотя решение стать вегетарианцем он принял уже в зрелом возрасте
вместе с Линдой. В 1980-х Маккартни стал членом PETA; в первых интервью
после смерти Линды он призвал продолжить её дело по защите животных. Пол и
Линда также выступали против распространения генетически модифицированных
продуктов. В интервью Ларри Кингу в 2006 году Маккартни призвал нового
премьер-министра Канады Стивена Харпера запретить охоту на тюленей. Маккартни
также многократно призывал бойкотировать производителей одежды из меха, а в
2005 году публично пообещал не давать концертов в Китае, так как в этой стране
жестокие убийства животных ради меха стали нормой. Маккартни выступал на многих
благотворительных концертах, включая Live Aid и Live 8, и в
благотворительной супергруппе Боба Гелдофа Band Aid.
Его дочь, знаменитый дизайнер Стелла Маккартни, также активная защитница
прав животных.
Том Йорк – веган и лидер культовой британской команды Radiohead.
Morrissey. Во время
своего выступления в Варшаве 24 июля 2011 Моррисси своеобразно прокомментировал
известие о двойном теракте в Норвегии. Перед исполнением композиции The Smiths «Meat Is Murder»
исполнитель сделал следующее заявление:
Все мы живем в мире убийств, как вы можете видеть по событиям в Норвегии:
убийства, убийства, убийства... Но вещи похуже происходят каждый день в McDonald’s и „Жареном
говне из Кентукки“.
В декабре 2011-го Моррисси назван человеком года по версии международной
организации по охране прав животных — PETA.
Итальянский живописец Леонардо да Винчи , по свидетельствам современников
любивший животных (в особенности лошадей), и бывший вегетарианцем, считал, что
мораль в отношении животных будет развиваться в сторону недопустимости
жестокости к животным. Да Винчи выкупал продающихся в клетках птиц, чтобы
выпустить их на свободу. Негативно
отзывался о людях, мучивших животных из побуждений садизма.
Британский философ Джон Локк , утверждал в труде «Некоторые
мысли о воспитании» в 1693 году, что животные способны чувствовать, и с
моральной точки зрения неверно причинять им ненужные страдания. Однако, вторя
Фоме Аквинскому, он указывал, что у животного не может быть права на хорошее
обращение. Локк полагал, что необходимо препятствовать жестокому обращению с
животными со стороны детей из-за того, что это причинит вред самим детям: «я
считаю, что нужно здесь за ними следить и, если у них проявляется наклонность к
такой жестокости, учить их противоположному обращению; ибо под влиянием
привычки мучить и убивать животных их душа будет постепенно грубеть также по
отношению к людям».
В Японии в конце XVII века пятый
сёгун из дома Токугава по имени Цунаёси, прозванный «Ину кубо» («собачий
сёгун»), издал ряд указов, запрещающих жестокое обращение с животными.
Предположительно, он исходил из буддийских канонов добродетели. Исследователь
Беатрис Бодарт-Бэйли придерживается иного мнения о мотивации правителя.
Объектом действия указов стали собаки, лошади, коровы,кошки, курицы, черепахи и
даже змеи, а также рыба, которой было запрещено торговать на рынках. Суровые
наказания, включавшие изгнание, тюремное заключение и смертную казнь, были
введены за убийства животных. Для собак по распоряжению Цунаёси была создана
сеть приютов. Перед смертью Цунаёси завещал, чтобы его распоряжения выполнялись
вечно, однако они были отменены через десять дней после его кончины.
Жан-Жак Руссо утверждал в своем
труде «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми»
(1754), что животные обладают естественными правами, не потому что разумны, а
потому что способны чувствовать:
«Таким образом мы покончим и с давнишними спорами о причастности животных к
естественному закону: ибо ясно, что, будучи лишены знаний и свободы, они не
могут признавать этот закон; но так как они имеют с нашей природою нечто общее,
поскольку и они одарены способностью чувствовать, то можно считать, что они
также должны быть причастны естественному праву и что на человеке лежат по
отношению к ним некоторого рода обязанности. В самом деле, получается, что если
я обязан не причинять никакого зла мне подобному, то не столько потому, что он
есть существо мыслящее, сколько потому, что он есть существо чувствующее: это
качество, общее и животному и человеку, должно, по меньшей мере, давать первому
из них право не подвергаться напрасно мучениям по вине другого».
Немецкий философ Иммануил Кант следуя идеям Августина
Аврелия, Фомы Аквинского и Локка, отвергал какие-либо обязательства людей перед
животными. Для Канта жестокость по отношению к животным была плоха лишь по той
причине, что причиняла вред самому человечеству. В 1785 году он утверждал, что
у людей есть обязательства только перед другими людьми, а «жестокость к
животным противоречит обязательству человека к самому себе, потому что убивает
в нём сочувствие к чужим страданиям, которое очень полезно в отношениях с
другими людьми». «Мы не имеем перед ними (животными)… обязанностей. Животные не
являются самосознательными и значение их определяется их конечной целью. Такой целью есть человек.»
Английский философ Джереми Бентам , хотя и отвергал концепцию естественных
прав, согласился с Руссо, что способность испытывать страдания (а не
размышлять) должна быть критерием обращения с другими существами. Если бы таким
критерием была разумность, ко многим людям, включая младенцев и некоторых
инвалидов, можно было бы относиться, как к вещам. В 1789 году (во время
освобождения рабов во Франции) он писал:
«Было время — и я с грустью говорю, что во многих местах оно еще не прошло,
— когда большую часть вида под названием рабов третировали согласно закону так,
как, к примеру, в Англии все еще третируют низшие виды животных. Может
наступить день, когда остальная часть мира живых тварей обретет те права,
которые не могут быть отняты у них иначе, как рукой тирании. Французы уже
открыли то, что чернота кожи не есть основание для того, чтобы оставить
человеческое существо капризу мучителя без какой-либо компенсации. Может
наступить день, когда признают, что количество ног, наличие шерсти на коже или
завершение os sacrum — столь же
недостаточные основания для того, чтобы предоставить чувствующее существо такой
же судьбе. Что еще должно прочерчивать эту непреодолимую линию? Способность
разума или, возможно, способность речи? Но взрослая лошадь или собака
несравненно более рациональные и общительные существа, чем младенец в возрасте
одного дня, одной недели или даже одного месяца. Но предположим даже, что верно
обратное. Что это дает? Вопрос не в том, могут ли они рассуждать или могут ли
они говорить, но в том, могут ли они страдать».
Первая зоозащитная организация США (Американское общество по предотвращению
жестокости к животным, ASPCA) была
основана Генри Бергом в апреле 1866 года. До этого Берг получил от президента
США Авраама Линкольна назначение на дипломатический пост в России и был поражен
жестоким обращением с животными. По возвращении в США, проконсультировавшись в
Лондонском RSPCA, он начал
выступать против травли быков, петушиных боев и жестокого обращения с лошадьми.
Берг создал «Декларацию прав животных» и в 1866 году убедил законодательно
принять её в штате Нью-Йорк, а также наделить ASPCA полномочиями для
контроля за её исполнением.
В конце века возникло большое количество организаций защиты животных. В
1875 британская феминистка Фрэнсис Пауэр Кобб организовала общество защиты
животных от вивисекции (в дальнейшем Национальное анти-вивисекционное
общество), первую в мире организацию, выступившую против научных экспериментов
над животными. В 1898 году Кобб создала Британский союз за отмену вивисекции, и
начала общественную кампанию против научных экспериментов над животными.
Немецкий философ Артур Шопенгауэр решительно поддерживал разработку концепции
прав животных в Англии. Был членом зоозащитной организации в Мюнхене и считал
необходимым создание зоозащитных организаций, так как церковь ничего не
предпринимала против жестокости по отношению к животным. Он писал, что «в
Европе все более и более пробуждается сознание прав животных, по мере того как
постепенно выдыхаются и исчезают странные понятия о животном мире, явившемся на
свет просто для пользы и забавы людей, — понятия, вследствие которых с
животными обходятся совсем как с вещами». Он приветствовал движение за защиту
животных: «к чести англичан надо поэтому сказать, что у них впервые закон
вполне серьёзно и животных принял под свою защиту против жестокого обращения, и
злодей действительно должен расплачиваться за свое варварство по отношению к
животным, даже если они ему принадлежат». И выступал против доминировавшей в то
время кантианской идеи о том, что жестокость к животным плоха лишь потому, что
ожесточает самого человека:
«Итак, к животным надо относиться с состраданием только ради упражнения, и
они служат как бы патологическим фантомом для упражнения в сострадании к людям.
Вместе со всей неисламизованной (то есть неиудаизированной) Азией я нахожу
такие мнения возмутительными и отвратительными… эта философская мораль,
представляющая собою… лишь замаскированную теологическую, всецело, собственно,
зависит от библейской. …так как (о чем далее)христианская мораль не распространяется
на животных, то последние немедленно и в философской морали оказываются вне
закона, играют роль простых „вещей“, простого средства для любых целей, вроде,
например, вивисекций, травлей, цирковых боев, скачек, засечения насмерть перед
несдвижимым возом с камнями и т. д. Фи, что за мерзкая мораль париев, чандалов
и млеччхов, игнорирующая ту вечную сущность, которая присутствует во всем, что
живет»
Однако взгляды Шопенгауэра на права животных не распространялись на
вегетарианство. Он считал, что люди без мяса будут страдать сильнее, чем
животное, будучи съеденным, если их смерть была быстрой. Он писал в своем
сочинении «Об основах морали»: «пресловутое бесправие животных, ложное мнение,
что наше поведение по отношению к ним лишено морального значения или, как
говорится на языке этой морали, что по отношению к животным нет обязанностей,
есть просто возмутительная грубость и варварство Запада, источник которых лежит
в иудействе».
В 1894 году выпускник Итонского колледжа Генри Солт, основавший в 1891 году
«Гуманитарную лигу» для лоббирования запрета на охоту, своим сочинением «Права
животных: связь с социальным прогрессом» осуществил, по мнению некоторых
исследователей, «прорыв в эпистемологии». Солт писал, что главной целью его
работы было «последовательно и вразумительно указать на принципы, лежащие в
основе идеи о правах животных, и показать, что те же самые принципы составляют
базис других разнообразных усилий реформаторов-гуманистов». Солт пишет, что в
то время на животных смотрели, как на собственность, а не носителей прав:
"Даже ведущие защитники животных старались избегать на самом деле
единственно необходимой идеи о том, что животные, как и люди, хотя, конечно, в
гораздо меньшей степени, обладают отличительной индивидуальностью, и поэтому по
справедливости должны иметь право жить своей жизнью в той мере «ограниченной
свободы», на которую указывает Герберт Спенсер".
Солт утверждал, что неправильно требовать прав для животных, одновременно
подчиняя их интересам человека, и рассматривая жизнь человека, как более ценную
с точки зрения морали: «то, что жизнь животного не имеет ценности… — это такой
вид идей, которые не могут быть приняты передовыми гуманистами сегодняшнего дня
— это совершенно произвольное допущение, вступающее в противоречие с нашим
природным чутьем, с доказательствами науки, и совершенно губительно (если
хорошо об этом поразмыслить) для любой полноценной реализация прав животных.
Если мы когда-нибудь решим относится к низшим расам справедливо, мы должны
избавиться от старомодной идеи о „гигантской пропасти“ между человечеством и
ними, и должны осознать те узы гуманности, которые объединяют всех живых
существ в одно вселенское братство».
OneKind, ранее
«Защитники животных» (англ. Advocates for Animals) —
благотворительная зоозащитная общественная организация, ведущая работу в
направлении улучшения жизни животных в Великобритании, Европе и за ее
пределами. Осуществляет деятельность посредством проведения высокопрофильных
публичных кампаний, политического лоббирования, расследований, образовательных
программ и исследований. Организация в её нынешнем виде и под известным сейчас
названием была создана в 1990 году. Ранее она была известна как Шотландское
общество по предупреждению вивисекции (англ. Scottish Society for the Prevention of Vivisection),
основанное в 1911 году герцогинейНиной Дуглас-Гамильтон , супругой 13-го
герцога Гамильтона.
Том Реган в книгах „В защиту прав животных“ и „Пустые клетки“
пишет, что существа нечеловеческой природы — это тоже „субъекты жизни“, и
поэтому обладают правами. Он считает, что так как естественные права людей
обосновываются наличием сознания у них, и, так как сознанием обладают как
минимум некоторые из животных, — они должны обладать теми же естественными
правами, что и люди.
Хотя только люди руководствуются моралью в своих поступках („агенты
морали“), некоторые из них, например, младенцы, неспособны на это („пациенты
морали“). Как и по меньшей мере некоторые из животных. Они не могут
сформулировать принципы морали, и определять, что верно, а что — нет. Даже если
их поступки приносят пользу или вред. Только „агенты морали“ способны
руководствоваться моралью в своих действиях.
Животные обладают „неотъемлемой ценностью“ как „субъекты жизни“, считает
Реган. И поэтому не могут рассматриваться, как средство для достижения чьих-то
целей. Его теория не распространяется на всех чувствующих существ, но только на
тех, кого можно считать „субъектами жизни“. По мнению Регана, все здоровые
млекопитающие старше, как минимум годовалого возраста, — это „субъекты жизни“ и
обладают „естественными правами“. Если Питер Сингер (также защитник прав
животных) в основном сконцентрирован на улучшении обращения с животными и
признает, что в некоторых гипотетических сценариях, отдельных животных можно законно
использовать для достижения определенных целей существ как человеческой, так и
нечеловеческой природы, Реган полагает, что мы должны обращаться с существами
нечеловеческой природы так же, как с людьми. Он сторонник строгого Кантианский
принципа (который сам Кант применял только к людям) — никого не следует
приносить в жертву ради чего-либо.
Дама Валери Джейн Моррис Гудолл —
посол мира ООН, приматолог, этолог и антрополог из Великобритании.
Дама-Командор ордена Британской империи. Она широко известна благодаря своему
более чем 45-летнему изучению социальной жизни шимпанзе в Национальном парке
Гомбе-Стрим в Танзании и как основательница международного Института Джейн
Гудолл. За свою общественную работу по защите животных и охране окружающей
среды Джейн удостоена многих наград.
Известные
люди о вегетарианстве:
Александр Гумбольдт (1769 - 1859, основатель научной географии).
"Жестокость по отношению к животным не может существовать ни там, где
люди по-настоящему образованы, ни там, где царит истинная учёность".
Альберт Швейцер.
Добро - поддерживает и лелеет жизнь.
Зло - уничтожает и препятствует ей.
Альберт Энштейн.
"По моему мнению, вегетарианский образ жизни, благодаря своему чисто
физическому воздействию на человеческий темперамент, оказал бы самое
благоприятное влияние на большую часть человечества".
А.Н. Бекетов.
Любовь не только к одному человечеству, но и ко всему живому... вот высшее
проявление этого благородного атрибута нравственно развитого человека -
гуманности.
Адам Смит, экономист.
"Очень сомнительно, что для поддержания жизни нам необходимо мясо
убитых животных. Овощи и зерновые, молоко, сыр, сливочное масло дают нам
полноценную, обильную, питательную, калорийную пищу. Никакие разумные
соображения не требуют от человека, чтобы он питался убоиной".
Герберт Шелтон. "Совершенное питание".
Не существует ни единого факта, ни единого аргумента в оправдание мясоедения,
которые нельзя было бы употребить и в оправдание каннибализма.
Генри Бестон. "Осень, океан и птицы".
В мире, который куда древнее и совершеннее нашего, обитают они, совершенные
и утонченные, наделенные столь развитыми органами чувств, которые мы либо
безвозвратно утратили, либо не имели вовсе. Они - не братья нам и, тем паче, не
"братья наши меньшие", они - это иные цивилизации, плененные вместе с
нами сетями времени и бытия, наши "сокамерники" в земной круговерти,
исполненной красоты и страдания.
Гораций, 65-8 г. до н.э. римский поэт классик.
"Отважся стать мудрым! Перестань убивать животных! Тот, кто
откладывает справедливость на потом, неотличен от крестьянина, который
надеется, что река обмелеет, прежде, чем он ее перейдет".
Г. Д. Торо.
"Я нисколько не сомневаюсь в том, что человеческий род будет
постепенно совершенствоваться и главной причиной этого будет отказ от
мясоедения..."
Джордж Бернард Шоу.
"Животные - это мои друзья ...и я не ем своих друзей. Это ужасно! Не
только страданием и смертью животных, но тем, что человек понапрасну подавляет
в себе высшее духовное сокровище - сочувствие и сострадание к живым существам,
подобным себе, растаптывая свои собственные чувства, становясь жестокими".
Мы молим Бога озарить наш путь:
"Даруй нам свет, о всеблагой Господь!"
Кошмар войны нам не дает уснуть,
Но на зубах у нас животных мертвых плоть.
Лев Толстой.
"Убивая животных ради пропитания, человек подавляет в себе высшие
духовные чувства - сострадание и жалость к другим живым существам, подобным
ему, - и, переступая через себя, ожесточает свое сердце".
"Как можно надеяться, что на земле воцарится мир и процветание, если
наши тела являются живыми могилами, в которых погребены убитые животные?"
"Если человек серьёзен и искренен в поисках нравственности, то первое,
от чего он должен отвернуться - это мясоедение... Вегетарианство считается
критерием, по которому можно распознать, насколько серьёзно и истинно
стремление человека к моральному совершенству".
П. Р. Саркар.
"Когда вся земельная собственность этой вселенной будет унаследована
всеми творениями, можно будет найти какие-то оправдания системе, в которой к кому-то
направляется поток неслыханных богатств, в то время как другие умирают от того,
что им не хватает и горсти зерна"
У НУ. Премьер-министр Бирмы.
"Мир на земле, или любой другой мир находится в огромной зависимости
от состояния ума. Вегетарианство дает правильное ментальное состояние для
мира.. .оно несет в себе силу лучшего пути жизни, который если станет всеобщим,
может привести к лучшему, более справедливому и более мирному сообществу
наций".
Жан Поль. 1763-1825, немецкий поэт.
"О справедливый Господь! Из скольких часов адских мучений животных
человек выдаивает одну-единственную минуту наслаждения для языка!"
Сингер.
"Всевозможные философы и религиозные деятели пытаются убедить своих
учеников и последователей в том, что животные - не более, чем машины без души.
Но любой, кто когда-нибудь держал у себя дома животное - будь то собака, птица
или даже мышь, - знает, что эта теория - наглая ложь, выдуманная для того,
чтобы оправдать жестокость"
Питер Бурваш. Экс-чемпион мира по теннису.
"Я не кисейная барышня. Я играл в хоккей, пока не лишился половины
зубов. Я сражался на теннисных кортах... Но то, что я увидел на бойне, потрясло
меня. Выйдя оттуда, я уже твердо знал, что не причиню никогда зла ни одному
животному! Я уже раньше был знаком с экономическими, экологическими и
психологическими доводами в защиту вегетарианства, но этот непосредственный
опыт, открывший мне всю жесткость, проявляемую человеком по отношению к
животным, стал прочной основой моего вегетарианства."
Струве.
До тех пор, пока прочие животные будут исключены из круга духовной жизни, в
котором признаются общие правила и обязанности, люди не сделают ни шага вперед
на пути к нравственному совершенствованию.
Шопенгауэр.
Мнимое бесправие животных, заблуждение, будто наши деяния относительно их
не имеют нравственного значения, или, говоря языком морали, будто перед
животными не существует никаких обязанностей, в этом проявляются возмутительные
грубость и варварство.
Плутарх. "О Поедании Плоти".
Будьте последовательны и сделайте все сами, без тесаков, дубин и топоров -
как волки, медведи и львы делают это, убивая и поедая свою жертву. …Но если вы
предпочитаете постоять в стороне, пока жертва ваша не умрет, и терпеть не
можете собственноручно отправлять кого-либо на тот свет, почему же тогда
вопреки законам Природы вы продолжаете поедать живых существ?
Ральф Уолдо Эмерсон. 1803-1882, американский писатель и философ.
"Вы только что пообедали; и как тщательно, на почтительном удалении в
несколько или много километров ни скрывалась бы скотобойня, вы
соучастник".
Роси Филип Капло. "Буддизм и вегетарианство".
Так как же все таки происходит забой? …В настоящее время для этих целей
используются в основном три метода: оглушение кувалдой или топором, оглушение
так называемым "болваночным пистолетом" и электрошок. Когда животные
приближаются непосредственно к месту забоя, они чуют, что ожидает их впереди и
начинают упираться. Чтобы заставить их зайти в крохотные загоны, рабочие
используют обнаженные электроды или дубины. Итак, в первом случае животному
наносится мощный удар кувалдой по голове, который проламывает ему череп и
приводит в бессознательное состояние. …Если животное большое и сильное, одним
ударом дело не заканчивается.
…В случае с болваночным пистолетом, ствол этого крупного оружия
приставляется ко лбу животного, запертого в тесном стойле. Существуют два типа
таких пистолетов. Первый с огромной силой выстреливает болванкой из ствола,
вызывая контузию животного. Второй выстреливает болванкой, которая, пробив
череп, проникает внутрь и затем опять втягивается в пистолет.
…Наиболее гуманным и наименее болезненным способом оглушить животное перед
смертью является, пожалуй, электрошок. …Электрический разряд пропускается через
мозг жертвы, парализуя и оглушая ее. Животное затем должно быть спешно заколото
и обескровлено, ибо через семь минут оно может прийти в себя.
Сенека.
Спросите себя "Что нравственно?", а не "Что принято среди
людей?".
Томас Алва Эдисон. 1847-1931, американский изобретатель, изобрёл, в
частности, лампу накаливания, граммофон и микрофон.
"Я вегетарианец и противник алкоголя, поэтому я могу найти лучшее
применение моему уму".
Фридрих Ницше. 1844-1900, немецкий философ.
"Вся античная философия была ориентирована на простоту жизни и учила некоторой
непритязательности. В этом смысле немногие философы-вегетарианцы оказали
человечеству большую услугу, чем все новые философы, и до тех пор, пока эти
философы не наберуться мужества и не отправятся на поиски совершенно иного
образа жизни, и не покажут это на собственном примере, они останутся пустым
местом".
Эмиль Золя.
1840-1902, французский писатель.
"Вопрос животных для меня важнее, чем озабоченность тем, будут ли меня
высмеивать".