Доктор Фриц Кан работал гинекологом в Берлине и параллельно писал книги об устройстве мироздания. В 1926 году вышел его пятитомник «Das Leben de Menschen» (Жизнь человека) (1922–1931). Это был бестселлер. В нем было множество иллюстраций и схем, где автор с помощью метафор объясняет строение и функции человеческого тела. Венцом этой книги была хромолитография «Человек – индустриальный дворец», где разъясняется работа тела на примере машины. Это классическая иллюстрация, отображающая эпоху расцвета и заката Веймара. Индустриализация и механизированный труд. Попытка и вера в то, что природу можно объяснить и изменить простым нажатием на кнопку механизма. Будь то избавление расы от психических заболеваний, путем уничтожения всех шизофреников, до изменения цвета глаз одной инъекцией.
Вот как описывает свою работу автор : человек — это самая работоспособная машина на свете. Человеческий организм представляется ему оптимально сконструированным, слаженным механизмом, где все детали работают бесперебойно. Это государство, где 30 биллионов граждан (клеток) трудятся на благо друг друга. Каждый отдельный работник получает от организма все необходимое снабжение и выполняет свои обязанности с примечательными усердием и эффективностью. Да, это хорошо узнаваемая, желанная экономическая формация: «Клеточное государство являет собой республику с наследственным господством аристократии духа. Характер экономики — строгий коммунизм».
«Der Mensch als Industriepalast» (Человек — индустриальный дворец), Fritz Kahn, 1926 год.
В последние годы возник большой интерес к его работам в большей мере, конечно, среди дизайнеров. Особенно интересна работа немецкого аниматора Хеддинга Ледерера, который оживил этот плакат в мультфильм.
Вот как описывает свою работу автор : человек — это самая работоспособная машина на свете. Человеческий организм представляется ему оптимально сконструированным, слаженным механизмом, где все детали работают бесперебойно. Это государство, где 30 биллионов граждан (клеток) трудятся на благо друг друга. Каждый отдельный работник получает от организма все необходимое снабжение и выполняет свои обязанности с примечательными усердием и эффективностью. Да, это хорошо узнаваемая, желанная экономическая формация: «Клеточное государство являет собой республику с наследственным господством аристократии духа. Характер экономики — строгий коммунизм».
«Der Mensch als Industriepalast» (Человек — индустриальный дворец), Fritz Kahn, 1926 год.
Сам Кан не был художником, но это не мешало ему собирать вокруг себя талантливых иллюстраторов, которые смогли воплотить его поэтические образы в произведениях, стилистическое разнообразие которых простирается от сюрреалистических картин до фото-коллажей и комиксов. Он был талантливым переводчиком с языка науки, умел стряхнуть с научных идей налет отчуждающей сложности и привлечь к ним внимание массового зрителя. В своих работах автор стремился изобразить общую картину человеческого тела в свете современной медицины, химии и биологии, чтобы объяснить широкой публике, как устроена жизнь внутри нас.
Как ученый Фриц Кан понимал склонность мозга к визуальному восприятию, как визуализатор — осознавал безграничную силу графики в деле убеждения и объяснения сложных вещей простым языком, как врач он знал насколько важна визуализация биологических процессов тела для дальнейшего исследования его внутренней работы.
Фриц Кан представлял человеческое тело как «индустриальный дворец», наполненный хитрыми механизмами, шестеренками, многофункциональными заводами, сложной сетью проводов, транспортеров и труб, работой которого управляют маленькие человечки за большими пультами управления в его голове. По картинам «дедушки инфографики», как называют его многие, можно учиться непростому искусству сравнения. Ему удавалось сопоставлять несопоставимое: биологические механизмы тела и технические новшества своего времени, например, устройство человеческого уха он сравнивал с устройством автомобиля, а структуру птичьего пера — с железнодорожным полотном.
В работах Кана можно найти удивительные примеры раннего информационного дизайна, например, работа под названием «Ежедневный рост волос», в которой проиллюстрирован факт, что каждый волосок на голове человека за один день вырастает на 0,25 миллиметра. Сам по себе этот ничем не привлекательный факт – очередная скучная абстрактная цифра. Но в работе Кана суммарная длина вырастающих за день волос представлена в виде одного тридцатиметрового волоса, который обвивает тело девушки. Часы на участке волоса длиной в 1 метр указывают на скорость роста.
Посредством этих иллюстраций ученый разрабатывал инновационные визуальные метафоры для понимания науки человеческого тела. Приблизительно в то же время австрийский социолог и философ Отто Нейрат создавал Isotype — визуальный язык, который послужил основой для использования пиктограмм в инфографике. По словам Стивена Хеллера, автора десятков книг по графическому дизайну, Кан и Нейрат были «двумя половинками одной пирожковой диаграммы», несмотря на то, что в жизни они не были знакомы. Каждый из них стремился создать точный язык графического дизайна, который смог бы прийти на смену существующего жаргона.
Кроме этого, Кана можно назвать пионером интерактивного повествования: задолго до возникновения интерактивных технологий он трансформировал художественные образы из статических объектов, предназначенных для пассивного наблюдения, в активное приглашение взаимодействовать, воображать и задаваться вопросами.
Концептуальные иллюстрации Кана поставили с ног на голову отношение текст-изображение. Иллюстрация перестала быть просто наблюдаемым объектом, но скорее стала «агентом», открывающим новое пространство для воображения зрителя. Она делает вызов, заставляет зрителя исследовать это новое пространство самостоятельно, чтобы обнаружить в нем свое место и найти оттуда новую перспективу.
Техническая схема возникновения эрекции у мужчины (1937)
Биология запаха (1926)
Сказка про путешествие по крови (1924)
Пять наиболее важных путей спинного мозга. Их ход и функции на примере игры в футбол. (1939)
Человек за 70 лет потребляет еды в 1400 раз больше собственного веса. (1926)
Семь функций носа (1939)
Архитектура пищеварения (1939)
Восприятие света (1929)
Свободная вибрации в технологиях и природе: астрономический телескоп и сосуд в ухе (1929)
Воздействие солнечных лучей на здоровье тела (1939)
Скорость мысли (1943)
Формирование слов на образы.
Продукция молока коровой (1939)
Индустриальная анатомия женщины
Круговорот