Ярлыки

18+ 2 Стенберг 2 А. Ступин Абраксас Аксели Галлен-Каллела Александр Петросян Александр Тышлер Алексей Юпатов астролоХия Атласы и карты Боги и приближенные Борис Михайлов Василий Кандинский Василий Шульженко Вася Ложкин Виктор Пивоваров Владимир Дудкин Владимир Любаров Владимир Татлин Владимир Яковлев Володимир Лобода Гелий Коржев Гермес/Меркурий Дизайн & ART Дмитрий Бальтерманц Дмитрий Краснопевцев Дьявол Евгений Бутенко Живопись Здоровье Иван Крамской Игральные карты История Кадр! Казимир Малевич Карл Юнг Кино Кузьма Петров-Водкин Лазарь Лисицкий Лаокоон Лёня Пурыгин Луна Люди Маньеризм Междуречье/Вавилон Меламид и Комар Микалоюс Чюрлёнис Мифология Михаил Клочков Михаил Шемякин моей камерой На бумаге Наука / около науки / Tech Не наука. Критика Никита Поздняков Николай Вечтомов Николай Калмаков Павел Филонов Парис Пётр Дик Религии ретро/старина Роман Минин Селена / Диана / Артемис Серапис символы Собаки & Co Солнечная система Солянка социум СПИД СССР-РФ Стихии Таро Тень ТРИВА фашизм Физиогномика Философия Церера / Деметра Цугухару Фудзита ШЗ Элевсинские мистерии Эрик Булатов Этника Afarin Sajedi Agostino Arrivabene Al Johanson Alberto Giacometti Albrecht Durer Alex Gross Alfred Kubin Ami Vitale Anders Krisár Andre Kertesz Andre Masson Andreas Feininger Andreas Gursky Andrew Wyeth Andy Kehoe Andy Lee Annie Leibovitz Anthony Freda Anton Corbijn ART - неформат Arthur Tress Austin Osman Spare Beautiful Earth Bernard Buffet Bill Brandt Björk Bolesław Biegas Brassaï Burial Burton Pritzker Canaletto Cars Caspar David Friedrich Charles Le Brun Daniel Martin Diaz Daniel Richter David Alan Harvey David Hockney David Salle David Sims Davide Bonazzi Death Diego Rivera Diego Velazquez Diego Velázquez Dolk Lundgren Dorothea Lange Edvard Munch Edward Hopper Egon Schiele Elihu Vedder Elliott Erwitt Ernst Haas Ernst Stöhr Erwin Olaf Ethan Murrow Eyvind Earle Federico Babina Ferdinand Hodler Ferenc Pinter Fernand Leger Francesc Català-Roca Francis Bacon Francis Picabia Francisco Goya Franco Gentilini François Rabelais František Kupka Franz Mark Franz von Stuck Fred Martin Frédéric Benrath Freeman John Dyson Frida Kahlo Fun Geoffroy De Boismenu Georges Braque Georges Seurat Gil Elvgren Gilbert & George Giorgio de Chirico Giorgio Morandi Giotto di Bondone Giuseppe Maria Mitelli Gustave Dore Gustave Moreau Hans Baluschek Hans Burgkmair the Elder Hans Christian Andersen Hans Giger Heckel Jürgen Helmut Newton Hendrick Goltzius Henri de Toulouse Lautrec Henrik Knudsen Henry Darger Herb Ritts Herluf Bidstrup Hilma af Klint Hokusai Humor Irving Amen Irving Penn Jacek Yerka Jack Kerouac Jacques Henri Lartigue Jake Baddeley Jan Saudek Jan Vermeer Jared Lim Jean Fautrier Jean-François Millet Jean-Michel Basquiat Jeff Wall Jheronimus Bosch Jimm Carrey Joan Miro Joe Tilson Joel-Peter Witkin Johann Heinrich Füssli Joseba Eskubi Juan Gris Juan Martinez Bengoechea Juha Arvid Helminen Jules Dupré Julius Diez Kalle Gustafsson Kathe Kollwitz Keith Haring Ken Currie Kurt Schwitters Leah Saulnier Lee Miller Leonardo Da Vinchi Lewis Wickes Hine Loui Jover Lucas Zimmermann Lucian Michael Freud Lucien Lévy-Dhurmer Lucio Fontana Luigi Bussolati Lyonel Feininger Man Ray Marcel Duchamp Mark Rothko Masahisa Fukase Massive Attack Matthew Barney Matthew Rolston Maurits Cornelis Escher Max Ernst Mikael Jansson Mitch Dobrowner Music Neo Rauch New York Nick Knight Nick Veasey Nicolas de Staël No respect OBEY Occult Oscar Dominguez Oscar Howe Otto Dix Outmane Amahou Pat Perry Paul Cadmus Paul Cézanne Paul Delvaux Paul Laffoley Peter Keetman Pierre Soulages Pieter Bruegel de Oude Pilar Zeta Powell Survey Radu Belcin Ralph Gibson Randy Mora Ray K. Metzker Remedios Varo Renato Guttuso René Magritte Ricardo Cavolo Richard Estes Richard Prince right life Robert Del Naja Robert Longo Roberto Matta Roy Lichtenstein Ryan Hewett Sam Abell Santa Muerte Saul Bass Sebastião Salgado Sergio Toppi Sigmar Polke Simon Larbalestier Simone Martini Sophisticated Stanley Kubrick Stanley Milgram Stars Steve Mills Storm Thorgerson style The look Theodor Kittelsen Timothy Leary Tom Deininger Toni Schneiders TOP's Travel Travis Collinson Universe Vaughan Oliver Vincent van Gogh Wayne Thiebaud Werner Schnelle Wilhelm Sasnal Willi Sitte William Barry Roberts William Blake William Conger William Eggleston Wolfgang Paalen X-files Yayoi Kusama Zaha Hadid Zichy Mihaly ψ

Carta Marina



«Carta Marina» — одна из самых ранних и самых достоверных исторических карт Северной Европы, созданная шведским церковным деятелем, дипломатом и писателем Олафом Магнусом. После того, как он и его брат были вынуждены покинуть Швецию (1530), Олаф до конца жизни занимался изучением её истории и географии. Результатом этой работы стали Carta Marina и комментарии к ней — книга Historia de Gentibus Septentrionalibus (История северных народов). Карта была напечатана в 1539 в Венеции в количестве всего нескольких экземпляров с посвящением Патриарху Венецианской республики Джироламо Квирино (итал. Girolamo Quirino), при поддержке которого Олаф смог закончить работу. Источниками для карты ему послужили собственные путевые заметки, карты скандинавских моряков и карты из  Geographia ( География)  Птолемея.
Карта размером шириной 1,70 м и длиной 1,25 м разделена на 9 (3×3) частей размером 55×40 см, отмеченных латинскими буквами от A до I. Этого требовала технология производства — каждая из частей отпечатывалась отдельно. Комментарии к карте были переведены Олафом на итальянский (Opera breve) и немецкий (Ain kurze Auslegung und Verklerung der neuuen Mappen) и напечатаны отдельным тиражом. Однако к 1574 году все экземпляры карты оказались утерянными, и только эти комментарии оставались свидетельством её существования.
Один экземпляр карты был найден Оскаром Бреннером в 1886 в библиотеке Мюнхена (Hof- und Staatsbibliothek, сейчас Bayerische Staatsbibliothek) в Германии, где и находится до сих пор.
До этого времени картой Олауса Магнуса было принято считать карту, помещенную в базельском издании «Истории северных народов» 1567 г. как в латинском, так и в немецком ее варианте. Она была составлена переводчиком книги Олауса Магнуса на немецкий язык Иоганном Баптистом Фиклером на основании работ Олауса Магнуса, Сигизмунда Герберштейна и Герарда Меркатора.
Позднее, в 1961, ещё одна копия была обнаружена в Швейцарии и уже в следующем году была приобретена университетом Уппсалы у частного лица за 150 000 шведских крон. В настоящее время этот экземпляр находится в библиотеке университета Carolina Rediviva (en), где он выставлен для всеобщего обозрения.
Эти две копии являются уникальным документом эпохи Возрождения и являются бесценным источником для исторической картографии и истории культуры европейского Севера. Кроме детального изображения географических объектов, на карте присутствует более 100 миниатюр, изображающих реальных и фантастических животных, местные обычаи и костюмы, исторические события.


 «Carta marina» Олауса Магнуса относится к так называемым портоланам, или компасным картам. Украшенные многочисленными рисунками этнографического и политического характера» венецианские портоланы славились своей точностью и были широко распространены в XV-XVI вв. Поэтому неудивительно, что карта Олауса Магнуса во многом им подражает. Но его работа является новым шагом в географической науке, т. к. наряду с розами ветров, обычными для портоланов, Олаус Магнус применяет и градусную сетку, что для них не является характерным.
Кроме того, для составления «Carta marina» Олаус Магнус использовал многочисленные переиздания «Космографии» Птолемея с различными картами, описания путешествий, лоции. Но, прежде всего, он пользовался в работе над картой собственными наблюдениями, полученными в поездке по Скандинавии.
Благодаря привлечению новейших сведений северные страны на «Carta marina» получили очертания много вернее тех, которые были на более ранних картах Клаудиуса Клауса и Якоба Циглера. Основанная на достижениях географической науки XV-XVI вв., карта Олауса Магнуса открыла собой новые пути для дальнейших изысканий. Впервые средневековые ученые получили более верные сведения о Скандинавии и о европейском севере. Наиболее точно на карте изображена Швеция, менее верно Норвегия и Дания и острова Исландия и Гренландия, которая в отличие от карты Якоба Циглера изображена в виде самостоятельного острова, отделенного от Европы проливом. Тем самым карта Олауса Магнуса показывает, что возможен морской путь вокруг Скандинавии на восток. Правильное направление получили Финский и Ботнический заливы Балтийского моря, хотя оба они слишком вытянуты с севера на юг. Ошибка в вычислении, из-за которой самая северная точка Скандинавии (70°) перенесена далеко к северу (почти 90°), перешла во многие картографические работы XVI-XVII вв. о северных странах, в том числе Меркатора и Ортелия.
Для объяснения «Carta marina» Олаус Магнус составил краткий комментарий на латинском языке, помещенный на самой карте. Немного позже, в том же 1539 г., он издал два отдельных комментария на немецком и итальянском языках.
Наиболее подробный комментарий «Opera breve» предназначался для Италии и других стран южной Европы. Уже в первых его строках Олаус Магнус говорит о том, что Скандинавия не была известна латинским и греческим писателям, которые за северную страну принимали Германию. Не знали о ней и в более поздние времена. Олаус Магнус в этом комментарии изображает Швецию и другие северные страны Европы более культурными и более развитыми, чем южные, в том числе и Италия.
Комментарий на немецком языке, «Auslegung», менее обстоятелен, но в то же время более объективен. В нем меньше преувеличений, а вместо пространных рассказов «Opera breve» о жизни народов Севера, «Auslegung» ограничивается только намеками на необычайные явления, происходящие в королевстве готов. В основном же «Auslegung» подробнее останавливается на конкретных деталях и избегает возвышенного стиля.
Кроме Скандинавских стран и Финляндии, Олаус Магнус изображает на «Carta marina» государства, имеющие выход к Балтийскому морю, – Германию, Польшу, Ливонию, а также часть Московского великого княжества (Moscoviae pars), включающую в себя Белую Русь (Russia alba), район Новгорода, Черную Русь (Russia negra) и русские земли, расположенные по берегам Белого моря, и Карелию. Источниками для изображения «Московии» на карте Олауса Магнуса служили рассказы очевидцев (путешественников и купцов), разнообразные сочинения о России и, вероятно, какие-то карты.
Сохранилось несколько карт, изображающих Московское государство или часть его, примерно этого времени. Одна из них – карта, составленная Вальдземилером в 1516 г., возможно, была известна Олаусу Магнусу, но о знакомстве с ней ничто не напоминает и его трудах.
Другая карта, относящаяся, по-видимому, к 1525 г., была составлена Баттистой Аньезе по рассказам русского посла Дмитрия Герасимова, которые служили источником для книги П. Иовия. В ней обнаруживается некоторое сходство с «Carta marina» Олауса Магнуса. Восточная береговая линия Балтийского моря на обеих картах имеет похожие очертания. Сказывается влияние карты Баттисто Аньезе и в появлении в «Auslegunge» описания пресловутого болота в центре России, из которого берут свое начало реки Западная Двина, Волга и Днепр. У Аньезе или у Иовия заимствовано также название Северного Ледовитого океана – «Oceanus Scithicus».
Но ни в сочинении Иовия, ни на карте Аньезе нет Белого моря, Кольского полуострова и Карелии. Сведения об этих районах взяты либо с несохранившихся карт, либо из рассказов русских и скандинавских воинов, охотников и рыболовов, неоднократно посещавших эти земли и, возможно, составлявших какие-то планы, служившие им ориентиром для повторного путешествия. Кроме того, огромный материал о Кольском полуострове (Биармии на карте Олауса Магнуса) дали древние саги и сочинения скандинавских писателей XIII-XIV вв. (Саксона Грамматика, Снорри Стурлусона и др.) о поездках норманских викингов в Биармию. Кольский полуостров, Карелия и Белое море появляются на карте Олауса Магнуса впервые в истории картографии. Превращение Белого моря (Lacus Albus) в озеро, образованное из Кандалакшского и Онежского заливов, вероятно, объясняется влиянием карты Якоба Циглера. На ней также есть «Lacus Albus», но это Белое озеро нынешней Вологодской области, перенесенное почти на место Ладожского озера. Северо-восточным побережьем Белого моря на «Carta marina» служит южный берег Кольского полуострова, изображенного в виде перешейка, по-видимому, соединяющегося с материком где-то в районе Северной Двины.
Появление на карте Олауса Магнуса Карелин и Кольского перешейка с городами Выборгом и Кексгольмом говорит об использовании какого-то неизвестного письменного, возможно, русского источника, содержащего сведения об этих местностях, какой-то карты, а может быть, описания севера России.
Необходимо отметить, что карта Олауса Магнуса, как и его книга, не лишена политической направленности. Автор стремился представить Швецию самым могущественным государством в Европе, которому принадлежит огромная территория на Севере. Чтобы показать, какие земли Восточной Европы находятся пол шведским владычеством, Олаус Магнус помещает на них гербы своего государства. В ряде случаев эти гербы стоят на территории, не принадлежавшей шведам, например, на Белом море с близлежащими землями и всей Восточной Карелии до Ладожского озера.


  • Фрагмент A
Сравнительно большое количество кораблей в этом фрагменте указывает на оживлённость торговли между Исландией и остальной Европой, в первую очередь с Ганзой.
Сражение между кораблями Hamburger и Scott (по центру левого края) можно объяснить торговой конкуренцией между Ганзой и Англией иШотландией.
Морские завихрения (правая нижняя четверть), не повторяющиеся в таком количестве нигде более на карте, указывают, по мнению Россби и Миллера, на так называемый Исландско-Фарерский фронт (Island-Faroes front), разделяющий тёплые воды Гольфстрима и потоки холодной воды с севера. Разница температур воды (в 5 °C) создаёт характерную рябь на поверхности, о которой Олафу Магнусу могли сообщить мореходы.



  • Фрагмент B
Можно предположить, что морские чудовища не случайно нападают на корабли с названиями Dani и Gothi из стран, поражённых «лютеранской ересью»[4].
Также большое количество чудовищ, в частности в северной части карты, может быть отсылкой к так называемому «Морю червей» — морском участке, по которому боялись плавать даже викинги, говоря о немыслимых полчищах червей, проедающих днища их деревянных суденышек.
Периодически появляющиеся у берегов Гренландии брёвна оказались сибирского происхождения. Лес, вынесенный реками в Северный ледовитый океан, вмерзает в лёд, дрейфует вместе с ним и в тёплые годы вытаивает в Атлантике
Рыбак на замёрзшем озере (справа, у буквы H) глушит рыбу, ударяя дубинкой по льду.



  • Фрагмент C
Отмеченный буквой D Магнитный остров (Insula Magnetu), ближе к правому верхнему краю, у которого компасы перестают функционировать, Олаф поместил к северу от Скандинавии, «в 30 милях от Северного полюса».
Белое море, отмеченное буквой F, изображено здесь как озеро (Lacus Albus).
Буквами q и O отмечены московские купцы, перетаскивающие свои лодки между озёрами.



  • Фрагмент D
У южного побережья Фарерских островов (Fare) изображена скала, с указанием для мореходов, что она даёт «отличную защиту от шторма».
Шетландские острова (Hetland) охарактеризованы как «плодородная страна с самыми красивыми женщинами».
Изображен остров  Tile (Thule)— легендарный остров на севере Европы, описанный греческим путешественником Пифеем (ок. 380 — ок. 310 гг. до н. э.) в его сочинении «Об Океане» (греч. Περί τού Ωκεανού, лат. De Oceano). В Средние века Туле часто отождествлялся с Исландией, Фарерскими, Шетландскими, Оркнейскими и Гебридскими островами или даже считался частью Британии, Скандинавии, Ютландии. Однако некоторые из древних авторов ставили под сомнение сам факт существования этого острова.



  • Фрагмент E
Отмечены месторождения железа, меди и серебра соответственно.



  • Фрагмент F
На этом фрагменте изображена в том числе территория Московского княжества: Московия (Moscovie pars) и Белая Русь (Russia alba).
Надпись «prelium glaciale» свидетельствует о Ледовом побоище. Событие это произвело в Европе настолько глубокое впечатление, что Олаф Магнус поместил упоминание о нем на карту, хотя с момента битвы до выхода карты прошло почти триста лет.
Вооруженные конники и пушки на льду Финского залива (Mare Finonicum) символизируют русско-шведскую войну 1495-1497 годов. По мнению автора карты, русские потерпели поражение: рядом с фигурой убегающего русского, бросившего лук и колчан, надпись "sle nove perdita pugna" ("снова биты, сражение проиграно"). Данное мнение автора обосновывается не столько фактическим результатом войны, сколько его принадлежностью к одной из сторон конфликта: он был не только картографом, но и шведским дипломатом и католическим деятелем.
На льду Финского залива также изображены конькобежцы с коньками на ногах и палками для отталкивания в руках (отмечены буквой L).
В нижнем правом углу фрагмента изображён (Magnus Princeps Moscovitar) великий князь московский, в год опубликования карты — Иван Грозный.
Чуть выше изображена ловля горностая (на карте подпись «hermelini») с помощью деревянной ловушки, так называемой кулёмки.
Крепость Ivan grot в устье реки напротив Нарвы — это Ивангород.



   Фрагмент G

Часть британских островов (слева).



  • Фрагмент H
На побережье Пруссии — сборщик янтаря (отмечен буквой D).



  • Фрагмент I
Внизу в центре изображён король польский и великий князь литовский — Сигизмунд Старый (Sigismundus Rex Polonie Magnus Dux Lituanie).
Справа перечислены народы, которые «согласно единогласным утверждениям древних авторов» происходят из Скандинавии. Среди них готы,остготы, вестготы, жители Самогитии и многие другие.

Территория современной Беларуси на карте разделяется на Белую Русь (Russia Alba) и Чёрную Русь (Russia Nigra).