Представление о жизни как вечном круговом движении было обычным и
характерным для древности. У древних земледельческих народов оно было тесно
связано с наблюдением за жизнью природы (повторяющиеся циклы смены времен года
и др.). В античных обществах были распространены представления о цикличной
смене веков в связи с повторяющейся сменой положения небесных светил, якобы
регулирующих земные события. Этот взгляд о циклическом развитии всего
существующего в мире был развит в сферах социальной философии и философии
истории, где видное место занимают как раз вопросы о наличии объективных закономерностей
в общественном развитии. Здесь возникают теории о том, что человечество
проходит в своем развитии определенные стадии – это целый комплекс «циклов» и
он во многом смыкается с цивилизационным подходом к изучению истории
человеческого общества.
Подобные теории-концепции описывают развитие общества или отдельных его
подсистем (культура и наука, экономика и т.д..) как последовательность повторяющихся
циклов. Стоит отметить, что чаще всего здесь подразумеваются процессы и явления
(их совокупность) составляющие как бы «замкнутый круговой цикл» который
укладывается в определенный промежуток времени и приводит социальную систему в
исходное или подобное исходному состояние.
Такие теории исторического круговорота легли в основу философских и
общеисторических концепций общественного развития, в разное время
разрабатывавшихся Освальдом Шпенглером, Н.Я.Данилевским, Арнольдом Тойнби и
некоторыми другими.
Стоит отметить, что представления о цикле исторического развития как о «замкнутом
в круг» подвергаются справедливой критике. По логике вещей, социум, проходя тот
или иной цикл/период в своем развитии, не может вернуться в исходную точку: в
истории, как и в природе, «всё течет, и ничто не остается на месте». Поэтому в
настоящее время самыми распространенными являются теории, где исторические
циклы рассматриваются как «открытые» , приводящие социальную систему не в
исходное, а в новое состояние, хотя частично подобное исходному. В этой
условной «точке» становление нового сопровождается распадом старого ; далее, на
этапе расцвета «новое» одерживает победу над старым, ассимилирует его остатки и
порождает «уникальное новое», которое в свою очередь превращает «новое» в
старое. И так до бесконечности, цикл за циклом, вплоть до ликвидации в целом какого то конкретного
общества, что нередко уже случалось в истории человечества: древние Греция, Рим,
Месопотамия-Вавилон, Египет и т.д...
Освальд Шпенглер в своем труде «Закат Европы» говорит, что глобальные
культуры неповторимы и замкнуты, хотя взаимодействуют между собой. Шпенглер
выступил сторонником такого взгляда на мировую историю – как на ряд независимых
друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды
зарождения, становления и умирания. Каждая такая культура существует 1200 –
1500 лет. Каждая культура существует обособленно от других, зарождается
неожиданно (на чистом месте) и, пройдя полный цикл, с фатальной неизбежностью
гибнет, уступая место другим культурам. Она проходит в своем развитии три или четыре
цикла.
Первый цикл – «весна» – отражает становление культуры. Детство.
Неопределенный по времени этап, период накопления сил.
Второй – «лето», или юность, – характеризует расцвет, упрочение. Стадия культуры. Период
расцвета, интенсивное творчество, период открытий. Многообразие, неповторимость
личностей, энергия которых обращена внутрь. Элитарность, аристократичность.
Связана с ландшафтом, землей.
Третий – «осень» – знаменует зрелость культуры и, одновременно, ее надлом.
Четвертый цикл – «зима» – означает гибель культуры. Она, по Шпенглеру, умирает максимально «цивилизуясь». Такова, по
его мнению, судьба всякой культуры. Душа исчерпала свои возможности,
окостеневает, духовная жизнь мертвеет. Интеллектуальная внутренняя деятельность
заменяется внешней, идет покорение окружающей среды. Демократичность,
унификация, утилитарность. Городской образ жизни, комфортность, рабская
зависимость от бездушной техники. Искусство заменено массовыми зрелищами,
сенсациями и скандалами.
«В самом
деле, всякая культура имеет свою собственную цивилизацию. Эти два слова, до сих
пор различавшиеся по какому-то смутному этическому признаку субъективного
характера, здесь впервые поняты как выражение периодичности, строгой и
необходимой органической последовательности. Цивилизация есть неизбежная судьба
всякой культуры. Здесь мы достигаем вершины, с которой становятся разрешимыми последние
и самые трудные вопросы исторической морфологии. Цивилизация есть совокупность
крайне внешних и крайне искусственных состояний, к которым способны люди,
достигшие последних стадий развития. Цивилизация есть завершение. Она следует
за культурой, как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как окоченение
за развитием, как духовная старость и каменный и окаменяющий мировой город за
господством земли и детством души, получившими выражение, например, в
дорическом и готическом стилях. Она неотвратимый конец; к ней приходят с
глубокой внутренней необходимостью все культуры.»
Т.е., тут важно отметить что специфика использования термина цивилизации конкретно
у Шпенглера заключалась в том, что цивилизацией он называл последнюю стадию
развития культуры, стадию ее умирания.
А.Д.Тойнби не использует понятие «культура». Здесь конкретно – цивилизации.
Цивилизации по его мнению также развиваются циклично, проходя 4 основные
стадии: генезис, рост, надлом, разложение.
Цикл от зарождения до гибели можно представить и так :
· зарождение в старой культуре скрытых противоречий,
· рождение нового, утверждение в борьбе со старой системой,
· распространение, превращение в господствующую систему,
· нарастание противоречий.
1200 – 1500 лет жизнь Культуры «по Шпенглеру» – мысль занятная, потому как
считается, что рождением Западной культуры как «цивилизации» является возникновение чувства общности, которое
проявляется в отчуждение от соседних подобных обществ. Таким моментом является начало
XI века, когда
окончательно происходит отрыв от восточного христианства и возникает идея
Крестового похода, как общего (западно)христианского дела. Исходя из этого,
можно предположить что сейчас Западная цивилизация находится на этапе «осени», стремительно приближаясь к «зиме».
Около 1000 г. происходит взлет Западной Европы, возвративший ее к силе и
жизни после хаоса «темных веков». Этот взлет произошел за счет изменений,
которые сделали латинский Запад совершено отличным от античного или
византийского общества.
Т.е., здесь можно выделить следующие приблизительные периоды/этапы : 1000 –
1350 г.г ; 1350 – 1700 г.г ; 1700 – 2050 г.г ; 2050 – 2400 г.г.
Обращаясь к античной культуре как «цивилизации», стоит заметить, что и в
этом случае, теория «по Шпенглеру» вполне себя оправдывает, правда,
увеличиваясь во времени почти до 1700 лет. Принято считать, что античность как греко-римская
цивилизация берет своё начало около VIII века до н. э., и заканчивается Распадом
Западной Римской Империи и началом новой эпохи – средневековья – VI век н.э..
Здесь необходимо отметить, что многие элементы классической античности
(традиции, законы, обычаи и т. д.) хорошо сохранялись в малоазиатском ядре
Восточной Римской (Византийской) империи вплоть до XI века, до пришествия
турок-сельджуков.
Т.е., в «излет», «зиму» античной культуры встраивается и период Раннего
Средневековья который длился около шести веков, приблизительно с 476 по 1100
год. По Шпенглеру, переход от культуры к цивилизации в античном мире происходит
в IV веке, а на западе – в девятнадцатом.
Сам Шпенглер «точку отсчета», «весну» Западной культуры определяет периодом
X века.
ВЕСНА. Почвенно-интуитивный метод. Мощные создания пробуждающейся,
окутанной снами души. Сверхличное единство и полнота.
1). Рождение мифа большого стиля как выражение нового богочувствования.
Мировой страх и мировая тоска.. 900-1200
гг. : Германский католицизм ; Эдда
(Бальдур); Бернард Клервоский ; Иоахим Флорский ; Франциск Ассизский ; Народный
эпос (Зигфрид), рыцарский эпос (Грааль); Западные легенды о святых.
2). Раннее мистико-метафизическое оформление нового взгляда на мир. Высокая
схоластика. Фома Аквинский (+1274), Дунс Скот (+1308), Данте (+1321), Экхарт
(+1329). Мистика и схоластика.
ЛЕТО. Близкое к зрелости сознание. Древнейшее городское и критическое
движение.
3) «Реформация». Внутри религии протест широких народных слоев против
великих форм древности.
4) Начало чисто философской формулировки мирочувствования. Противоположение
идеалистической и романтической систем.
5) Создание новой математики. Концепция числа как отражение и сущность
формы мира.
6) «Пуританизм»: Рационалистическо-мистическое обеднение религиозного
начала. Рассудочный фанатизм
ОСЕНЬ. Интеллигенция большого города. Высшая точка строго умственного
творчества.
7) «Просвещение». Вера во всемогущество рассудка. Культ «природы». «Разумная
религия».
8) Высшая точка математического мышления. Внутреннее просветление мира
чисел.
9) Великие завершающие системы.
ЗИМА. Начало цивилизации мирового города. Угасание душевной творческой
силы.
Сама жизнь становится проблематичной. Этико-практические тенденции
иррелигиозных и неметафизических воззрений обитателей мирового города.
10) Материалистическое мировоззрение. Культ практического опыта, пользы,
счастья.
11) Этико-общественные идеалы. Эпоха «философии без математики».
12) Внутреннее завершение математического мира форм. Завершающие идеи.
13) Упадок отвлеченного мышления и превращение его в профессиональную
академическую философию. Литература сокращенных руководств.
14) Конец. Распространение последнего миронастроения.
*
О.к., вернемся к западной цивилизации.
Высокое Средневековье укладывается во временные рамки X – начало-середина XIV в.в. Далее следует Эпоха
Возрождения и её излет – XIV–первая половина XVII в.в. И, наконец, эпоха, XVIII в. – наши дни : этот этап представляет из себя излет периода, который принято обозначать как
«Новое Время» и его переход в «Долгий XIX век» – исторический период,
длившийся, по мнению выделившего его британского историка-марксиста Эрика
Хобсбаума, с 1789 по 1914 годы ; а также – «Новейшее Время» 1914 – ...
Высокое
Средневековье. «Весна»
1054: Разделение христианской церкви на Западную - римско-католическую и
Восточную - греко-католическую (православную).
1095: Папа Урбан II на церковном соборе в Клермонте (Франция) призвал
христианские народы к завоеванию Палестины - освобождению «Святой земли».
1096: Начался первый крестовый поход (1096-1099).
Далее крестовые походы (1147-1149, 1189-1192, 1199-1204 гг).
1152: Началось правление германского короля Фридриха I Барбароссы
(1152-1190).
1155: Вероятный год рождения «человека тысячелетия» Чингисхана. Или в 1167
г.
1189: Началось правление английского короля Ричарда Львиное Сердце. Большую
часть жизни провел вне Англии, сражаясь против французского короля и против
мусульман.
1200: Основание Парижского университета.
1204: Крестоносцы в результате четвертого крестового прохода взяли и
безжалостно разграбили христианский Константинополь.
1209: В Западной Европе начались гонения (1209-1229) на «еретиков»,
альбигойцев и катаров - альбигойские войны (крестовые походы северофранцузских
рыцарей, предпринятые,по инициативе папства против альбигойцев - участников
широкого движения на юге Франции).
1215: IV Латеранский собор, собранный папой Римским Иннокентием III (1198-1216), сурово осудил всякие ложные еретические учения и потребовал для еретиков
тяжких наказаний. Здесь впервые говорилось об инквизиции как об учреждении,
задачей которого является расследование по поводу ереси с целью наказания
виновных в ней.
1241: Батый основал Золотую Орду.
1242: «Ледовое побоище» - победа Александра Невского над немецкими рыцарями
на Чудском озере.
1300: Образовалось ядро Османского государства в северо-западной части
Малой Азии.
Символично, но заканчивается этот период эпидемией чумы «Черная смерть» (1333-1351), которая унесла до половины населения в Европе – 75 млн. чел.
В искусстве этот период завершают : Джотто ди Бондоне – гениальный итальянский художник и архитектор ; Данте
Алигьери – итальянский поэт, мыслитель, богослов, один из основоположников
литературного итальянского языка, политический деятель ; Франчееско Петрарка – итальянский
поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей
итальянского Проторенессанса, ученик Варлаама Калабрийского.
Эпоха
Возрождения/Ренессанс. «Лето».
Это особый период в истории Западной цивилизации. С полной уверенностью можно сказать, что на
все государства Европы Ренессанс оказал колоссальное влияние.
Возрождение возникло в Италии – его первые признаки появились в XIV веке.
Но твёрдо оно установилось с 20-х годов XV в., а к концу XV в. достигло своего
наивысшего расцвета. В других странах Возрождение началось значительно позже.
Сразу же нужно сказать, что эпоха Возрождения европейской культуры имела
мировое значение. Эпоха ознаменовалась прежде всего, тем, что на смену
средневековому религиозному фанатизму пришла светская культура и гуманизм. Антропоцентризм
(то есть центральное место во всех культурных и научных изысканиях занимает
человек) стал господствующей идеологией.
В городах стали появляться и набирать обороты различные научные и
культурные центры, действующие независимо от церкви.
По сути, эпоха Возрождения – это переход от феодального общественного
устройства к буржуазному. Именно тогда формируются национальные государства,
между которыми начинает процветать торговля, и устанавливаются международные
дипломатические отношения.
Неимоверными темпами развивается наука, а книгопечатание увековечивает этот
исторический период на века. Географические открытия и появление естествознания
стали переломным моментом в осознании человеком самого себя. Закладывается
основа всех будущих научных теорий и открытий.
Гуманизм выставляет в центр внимания мудрость человека и ее достижения, как
высшее благо для разумного существа. Собственно это и приводит к бурному
расцвету науки.Гуманисты считают своим долгом активно распространять литературу
античных времен, ведь именно в познании они видят подлинное счастье. А
интеллект в этом преобразовании занимает ключевое место. Отсюда возникновение
различных антиклерикальных идей, часто выступающих необоснованно враждебно к
религии и церкви.
1356: Основан Ганзейский союз.
1378-1417: Великий западный раскол, раскол в Римской церкви,
1350 – ... : Возникновение первых мануфактур в Европе в городах Италии.
1402: Поселение на Канарских островах дало начало Испанской империи.
1415, 6 июля: Констанцским собором приговорён к сожжению заживо чешский
проповедник Ян Гус по обвинению в ереси.
1440: Изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом.
1453: Падение Константинополя ознаменовало конец Византийской империи.
1455-1485: Войны Алой и Белой Розы.
1486: Опубликован Молот ведьм.
1513: Тихий океан открыт европейцами ; Васко де Бальбоа. Эпоха Великих
географических открытий (XV-начало XVII в.). Испанцы завоёвывают империи
ацтеков и инков. Золотой век Испании («серебряный флот»; «чёрная легенда»;
Габсбурги).
1517: Начало Реформации ; Мартин Лютер.
1563-1570: Северная семилетняя война.
1607: Начало колонизации Северной Америки Англией.
1618-1648: Тридцатилетняя война.
1642-1651: Английская революция ; Кромвель.
1543-...: Революция в науке ; Николай Коперник, Галилео Галилей, Иоганн
Кеплер, Исаак Ньютон, Андреас Везалий.
Взлет Большого искусства : Леонардо Да Винчи, Микеланджело Буаноротти,
Рафаэль Санти, Тициан, Альбрехт Дюрер, Питер Брейгель, Уилльям Шекспир и
многие-многие другие...
Зарождение Барокко (barocco – «причудливый», «странный», «склонный к
излишествам») – характеристика европейской культуры, центром которой была
Италия ; эпоху барокко иногда интерпретируют, вслед за теорией О. Шпенглера, в
качестве начала триумфального шествия «западной цивилизации».
Эпоха Возрождения стала периодом зарождения «города» как такового. Очень
точно назвать этот период «летом Европы».
Из книги Шпенглера «Закат Европы» том II :
«Но что уж
подлинно чудо из чудес, так это рождение души города. Как массовая душа
совершенно нового рода, последнее основание которой навсегда останется для нас
тайной, она внезапно выделяется из общей душевности своей культуры. Пробудившись,
она выстраивает себе зримое тело. Из стоящих друг подле друга деревенских
усадеб, у каждой из которых - своя собственная история, возникает единое целое.
И это целое живет, дышит, растет, обретает облик, внутреннюю форму и историю.
Начиная с этого момента не только отдельный дом, собор или дворец, но также и
образ самого города представляет собой предметное единство языка форм и истории
стиля, которое присутствует во всем жизненном течении культуры.
Понятно само
собой, что город и деревня отличаются друг от друга не размером, но наличием
души. Не только в таких примитивных состояниях, как сегодняшняя внутренняя
Африка, но и в поздних Китае и Индии, во всех промышленных областях современной
Европы и Америки существуют очень большие поселения, не являющиеся тем не менее
городами. Они центры края, однако внутренне они мира как такового не
составляют. У них нет души. Их примитивное население живет всецело крестьянской,
приземленной жизнью. Сути «города» для них не существует. Что внешним образом
отделяет их от деревни, есть не город, но рынок, простое место пересечения
земледельческих жизненных интересов, которое еще никак не предполагает
обособленной жизни. Обитатели рыночного местечка, даже если они ремесленники
или торговцы, живут и думают как крестьяне. Нам следует прочувствовать, что это
означает, когда из раннеегипетской, раннекитайской или германской деревни -
точки, затерявшейся среди широких просторов, возникает город, который внешне,
быть может, ничем не выделяется, и тем не менее в плане душевном это отныне
такое место, где человек переживает весь край как «окружение», как нечто иное
себе и подчиненное. Начиная с этого момента имеются две жизни - жизнь внутри и
снаружи, и крестьянин воспринимает это с тою же отчетливостью, что и горожанин.
Деревенский и городской кузнецы, деревенский староста и бургомистр живут в двух
разных мирах. Сельский и городской человек - два разных существа. Вначале они
эту разницу ощущают, затем она начинает над ними господствовать; в конце концов
они перестают понимать друг друга. Крестьянин из Бранденбурга и сицилийский
крестьянин ближе сегодня один другому, чем тот же крестьянин из Бранденбурга
берлинцу. Собственно, с возникновения такой установки и появляются подлинные
города, и само собой разумеется, что именно она лежит вообще в основе
бодрствования всех культур.
..... Новая душа города говорит на новом языке, который уже очень скоро
становится совершенно равнозначным языку культуры. Это бьет по деревне с ее поселянами:
она более уже не понимает этого языка, она робеет и немеет. Вся подлинная
история стиля разыгрывается в городах. То, что обращается к глазу в логике
зримых форм, представляет собой исключительно судьбы города и переживания
городских людей.»
Новое –
Новейшее время. «Осень».
Многие историки считают, что отсчет «Нового времени» идет от событий
Английской революции (1640-1660 гг) – процесс перехода Англии от абсолютной
монархии к буржуазной республике, закончившийся смертью протектора Кромвеля и
реставрацией монархии. Гражданская
война завершилась полной победой парламента. Революция открыла путь к
промышленной революции в Англии и капиталистическому развитию страны а вслед за
этим и всей остальной Европы и заокеанских колоний.
В полную силу этот этап вступает с начала XVIII века. Это эпоха
невероятна по своей насыщенности событиями.
Ключевое здесь – это Промышленная революция (промышленный переворот, Великая
индустриальная революция) – массовый переход от ручного труда к машинному, от
мануфактуры к фабрике, произошедший в ведущих государствах мира в XVIII-XIX
веках. Характерной чертой промышленной революции является стремительный рост
производительных сил на базе крупной машинной индустрии, а также утверждение
капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства. Промышленная
революция совпала не просто с началом массового применения машин, но и с
изменением всей структуры общества. Она сопровождалась резким повышением
производительности труда, быстрой урбанизацией, началом быстрого экономического
роста (до этого экономический рост, как правило, был заметен лишь в масштабах
столетий) и увеличением жизненного уровня населения.
Позже – это уже Вторая промышленная революция (или же технологическая
революция) – трансформация в мировой промышленности, охватывающая вторую
половину XIX и начало XX века. И уже в XX веке всё это трансформировалось в Научно-техническую революцию (НТР).
Этот же период можно обозначить и как «кровавый» , потому как включает в
себя огромный массив как глобальных, так и локальный войн.
1701-1714: Война за Испанское наследство.
1707: Королевство Великобритания образовано объединением Англии и
Шотландии.
1775-1783: Война за независимость США.
1789: Великая французская революция.
1803-1815: Наполеоновские войны.
1810-1826: Война за независимость испанских колоний в Америке.
1848-1849: Буржуазные революции в Европе.
1861-1865: Гражданская война в США.
1914-1919: Первая мировая война.
1917-1922: Октябрьская революция, создание СССР.
1929-1939: Великая Депрессия.
1939-1945: Вторая мировая война.
1945: Первое применение ядерного оружия.
1946-1991: «Холодная война».
1989-1991: Распад Восточного блока и СССР.
В науке этот период ознаменовался таким огромном кол-вом открытий и
изобретений, что перечислять их все, просто бессмысленно. Вкратце : от открытия
новых планет до изобретения психоанализа
; от «Теории относительности» до расшифровки генома человека. И этот период еще
продолжается...
В традиционном искусстве происходит процесс как зарождение, трансформация и
«слом» : у нас есть экспрессионизм и у нас есть «Черный квадрат» Малевича. У
нас есть Моцарт и у нас есть Арнольд Шёнберг. Это время рождения кино.
Здесь же и Эпоха Просвещения – в основе этого интеллектуального движения
лежали рационализм и свободомыслие. Особенно влиятельными были французские
просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в
основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав
человека и гражданина. Интеллектуальное движение этой эпохи оказало большое
влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки,
борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран,
отмену рабства, формулирование прав человека. Кроме того, оно поколебало
авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и
культурную жизнь.
А также – философии Декарта, Руссо, Гегеля, Канта, Ницше и многих других.
*
Цитаты из «Заката Европы»:
Гибель Запада, явление ближайшим образом ограниченное местом и временем,
подобно аналогичной ему гибели античности, становится, таким образом,
философской темой, которая, если рассматривать ее с надлежащей глубиной,
заключает в себе все великие вопросы бытия.
Книги суть ничто, если они не живы и не действенны в людях, доросших до их
понимания.
Математика и принцип причинности ведут к природообразному, хронология и
идея судьбы – к историческому порядку явлений. И, тот и другой порядок
охватывают весь мир, но глаз, в котором и через который этот мир получает
осуществление, каждый раз иной.
Дон Кихот, Вертер, Жюльен Сорель — вот портреты целых эпох.
Даже и хорошая мысль имеет мало цены, если высказана плоским человеком.
Один из западных народов, именно немцы, изобрел механические часы, этот
жуткий символ текущего времени. Бой часов, звучащий днем и ночью с бесчисленных
башен Западной Европы, есть, может быть, самое чудовищное выражение, которое
вообще способно дать себе историческое мироощущение. Ничего этого не
встречается во вневременном античном ландшафте и городе. В Вавилоне и Египте
были изобретены водяные и солнечные часы, но лишь Платон ввел в Афинах водяные
часы, опять-таки перед самым концом цветущего периода Греции. Еще позднее вошли
в употребление солнечные часы, как несущественный прибор повседневного обихода,
нисколько не изменивший античного мироощущения.
В ближайшем будущем у нас три или четыре мировых газеты будут направлять
мнения провинциальных газет и через их посредство «волю народа».
История культуры есть осуществление ее возможностей.
Есть расцветающие и стареющие культуры, народы, языки, истины, боги, страны,
как есть молодые и старые дубы и пинии, цветы, ветки и листья, но нет
стареющего человечества.
Понимать историю — значит быть знатоком людей в высшем смысле слова.
Все происходящее однократно и никогда не повторяется. Оно подчинено
принципу направленности, «времени», необратимости. Совершившееся в своей
противоположности ставшего становлению, окаменевшего жизненному безвозвратно
принадлежит прошлому. Чувство этого и есть страх перед миром. Но все познанное
вневременно, оно ни в прошлом, ни в будущем, но вечно значимо.
Мыслитель — это человек, которому на роду написано символически изобразить
свою эпоху через собственные наблюдение и понимание.
Всякий более или менее развитый язык обладает рядом слов, обозначающих
некоторую глубокую тайну: участь, рок, случай, совпадение, предназначение.
Никакая гипотеза, никакая наука не может постичь того, что мы чувствуем, когда
погружаемся в смысл и звуки этих слов. Это – символы, а не понятия.
Свобода и необходимость были некогда идентичны. Теперь же под свободой
разумеют отсутствие дисциплины.
Естествознанию можно научиться; историком нужно родиться. Историк
руководится ощущением, он сразу понимает и проникает в то, чему не научиться,
что ускользает от всякого намеренного воздействия и не подчинено воле, что
редко обнаруживается во всей своей силе. Сколько угодно можно разлагать,
определять, упорядочивать, отграничивать причину от действия. Это – работа;
другой же вид постижения – творчество. Образ и закон, подобие и понятие, символ
и формула предполагают совершенно различные средства познания. Их соотношение –
соотношение жизни и смерти, созидания и разрушения. Рассудок, понятие,
«познавая», умерщвляет. Он превращает познанное в недвижный предмет, доступный
делению и измерению. Созерцание одушевляет. Оно включает единичную вещь в
живое, непосредственно ощущаемое единство. Поэзия и историческое исследование
родственны друг другу; такая же родственность существует между познанием и
счетом.
У человечества нет никакой цели. Никакой идеи. Человечество — это пустое
слово. Есть множество мощных культур, у каждой своя идея, своя жизнь и своя
смерть.
***
Использованная литература :
О. Шпенглер, «Закат Европы» ;
В. И. Пантин, «Философская энциклопедия» ;
С.В. Соколов, «Социальная философия».