Идет человек. На плечах у него столько обезьян, что идет он согнувшись почти до земли. Каждая обезьяна символизирует проблему, что его гнетет.
Встречает по дороге приятеля в прекрасном настроении. Тот замечает его удрученное состояние и спрашивает: "что стряслось?" Человек поделился, рассказал, и одна обезьяна перепрыгнула с его плеч на плечо приятеля. Тот пошел дальше, но уже не такой веселый и бодрый, как раньше. А человек чуть разогнул спину, стало немного легче.
Встречает по дороге еще пару друзей. Те так же интересуются его состоянием и внимательно слушают его. И так же уходят с парой его обезьян у себя на плечах.
Ситуация повторяется еще несколько раз. И вот уже идет человек прямо и свободно, насвистывая веселую песенку. Не осталось у него обезьян.
Отсюда и говорят: "не сажай чужих обезьян себе на плечи". То есть из благих намерений не берись решать чужие проблемы - человек должен "выучить урок" сам.
И как следствие этой притчи - делишься с другими проблемами - самому становится легче.
***
Как-то ученики поспорили между собой, нужно посвящать себя заботе о других или, прежде всего, заботиться о себе и выстраивать свою жизнь. Были те, кто ратовал за бескорыстие и службу во благо людей. Были те, кто настаивал на том, чтобы сначала выстроить свою жизнь, укрепить здоровье. А, когда будут силы – по мере возможности помогать другим.
Учитель услышал их спор, но не озвучил никакого мнения.
- Как же так, Мастер, - удивился самый бойки ученик, - Я думал, что ты скажешь, что смысл жизни в служении людям.
- Я не буду вам давать никакой ответ. Каждый из вас сам должен сделать выбор. Завтра я вам просто кое-кого покажу, думаю, это поможет вам определиться.
Настало утро. Мастер повел учеников к заброшенному дому. Дом уже давно зарос кустарниками, травой. На его территории жили обезьяны.
Они бегали, прыгали, пили воду из ручья, ели бананы.
Среди них ученики заметили самую грязную мартышку. Эта мартышка собирала вшей с шерсти своих сородичей. У одного, у другого, у третьего… И так далее. И за старыми большими обезьянами она ухаживала, и за маленькими.
После того, как она им почистила спину и голову, те убегали по своим делам: резвиться, есть бананы.
- Посмотрите, сказал один из учеников, - Эта обезьяна обо все заботится, но она самая грязная у худая. На ее шерсти больше вшей, только почему-то ей их никто не собирает.
- Да, а еще к ней перебегают вши от тех, кого они чистит, - подхватил другой ученик.
- Смотрите и делайте выводы, - сказал Мастер. – Эта обезьяна видит вшей других, постоянно старается всем помочь. Но посмотрите на их стадо. Со стороны сразу видно, что именно ей нужна помощь в первую очередь. У нее не остается сил на себя. Конечно, добродетель и человечность нужны, я вас всегда этому учу. Но очень хочу, чтобы у вас перед глазами навсегда остался образ этой вшивой обезьяны. Думаю, он вам поможет в жизни соблюдать во всем баланс.