Шедевр
Высшая точка
Критик
Леда и лебедь
Изгнание из рая
Юный художник
Событие
Познание мира
Террорист
Рыбий жир
Испуг
Домашнее задание
Гость
Вечная проблема - отцы и дети
Культурная революция
Отец-молодец
Флегматик и холерик
Читатели одной книги
Оратор
Манера говорить
Четыре разных темперамента
Тренировка перед матчем
Зеркало
Обезоружила
Жена джазбандиста
Ревность
Ошибка
Зеркало души
Дела семейные
Победитель
Недоступная
Молитва
Тетушкин наследник
Будущее модернизма
Веселое рождество!
Вершки и корешки
Садовые радости
Гуманизм
Симпатия
На поводке
Круг замкнулся
Воспитание
Фирма
Безработные
Дело рук человеческих
Круг замкнулся
Радость жизни и смертный грех в США
Американский отец семейства
Помощь развивающимся странам
Культ личности
Изменение классового общества
Автоматизация
Бюрократ
Насвинячили
Самокритика
Распространение заразы
Совпадение желаний
Моралист
Сенсация
Долг
Индивидуалист
Мера зажиточности
Притягательная сила
На память о лете
Критика
Неприличное поведение
Жизненное пространство
Банковские операции
Карикатура
Герои США
Херлуф Бидструп начал рисовать с раннего детства. Первым его
учителем и критиком был отец, который много рассказывал сыну о своих поездках.
Во время Первой мировой войны отец Херлуфа был арестован по подозрению в шпионаже. После его
выхода из тюрьмы, семья переехала в Данию.
В старших классах школы Бидструп по вечерам начал рисовать
масляными красками и посещать художественное училище, где изучал геометрию,
проекцию, законы перспективы, рисовал углем гипсовые бюсты. Это была
необходимая подготовка к поступлению в Академию художеств.
С 1931 по 1935 год он учился в Королевской Академии
Художеств в Копенгагене (Дания). По вечерам Бидструп рисовал углем натурщиков,
в свободное время делал зарисовки людей в движении - на улице, в трамвае, в
кафе. По окончании академии он подрабатывал художником в рекламе велосипедных
гонок, делал рисунки для ревю.
Время обучения Херлуфа Бидструпа совпало с ухудшением
международной обстановки. Его первой серией карикатурных рисунков были
карикатуры на Адольфа Гитлера, которые впоследствии были напечатаны в
антифашистском журнале "Культуркампен". Под рисунками были напечатаны
цитаты из речи Гитлера, серия была помещена под общим заголовком: "Рисунки
Бидструпа. Текст Адольфа Гитлера". Затем в журнале были помещены и другие
антифашистские рисунки художника.
Рисунки в "Культуркампен" (Kulturkampen) привлекли
к себе внимание, и художнику предложили ежедневно помещать серии карикатур в
крупной датской ежедневной газете "Берлингске тиденде"
(Berlingske Tidende), для которой он сделал около 70 рисунков.
В 1936 году ему предложили временно замещать художника в
правительственной газете "Сосиал демократен" (Socialdemokraten).
Херлуф начал осваивать специальность газетного художника: вначале он рисовал
небольшие виньетки и делал зарисовки театральных премьер, иллюстрировал новеллы
в воскресных номерах газеты. Затем он начал рисовать сатирические рисунки на
политические темы. Объектами сатиры были испанский генерал Франсиско Франко,
итальянский диктатор Бенито Муссолини, политические деятели нацистской Германии
Герман Геринг и Йозеф Геббельс.
После успешной публикации в нескольких воскресных номерах
газеты его рисунков рассказов без слов, их стали помещать в газете каждое
воскресенье. Благодаря этим сериям Бидструп остался работать в "Сосиал
демократен". Вскоре его юмористические рисунки стали печатать газеты
других скандинавских стран.
В 1943 году художник вступил в запрещенную в Дании
Коммунистическую партию и начал рисовать для ее нелегальной газеты "Ланд
ог фольк" (Land og folk). Его карикатуры также печатались массовым тиражом
в виде открыток. Вырученные от их продажи деньги поступали в фонд партии.
Несмотря на анонимность карикатур, почерк художника был
хорошо узнаваем и вместе с женой и маленьким сыном он до конца Второй мировой
войны вынужден был жить в небольшом дачном доме под Копенгагеном. Одновременно
с нелегальной работой для Компартии Бидструп посылал рисунки и в "Сосиал
демократен".
В 1945 году появился первый легальный номер газеты
"Ланд ог фольк" с рисунком художника. В последующие годы его
карикатуры ежедневно печатались в этой газете. Херлуф ушел из "Сосиал
демократен", хотя он и был самым высокооплачиваемым сотрудником.
Рисунки Бидструпа делились на бытовые юмористические
зарисовки и серии сатирических политических карикатур. По словам карикатуриста,
он приступал к созданию рисунка только после подготовки текста, подбирая
материал к карикатурам во время чтения газет и из повседневной жизни.
Сюжетом для его юмористических работ были отношения между
родителями и детьми, подчиненными и начальниками, влюбленными, соседями;
объектом сатиры - высокомерие, тщеславие, неблагодарность, любопытство.
Серии бытовых карикатур Бидструпа обычно состояли из
нескольких сценок небольшого масштаба, размещенных на одном листе и
"читающихся" слева направо и сверху вниз, как текст на печатной
странице – по сути художник рисовал комиксы. Рисунки очень динамичны и в
последовательных эпизодах, как кадры кинофильма, дают возможность проследить
развитие событий и состояний участников маленьких "драм" и
"трагикомедий". Бидструп создавал в своих сериях определенные, легко
узнаваемые человеческие типы и характерные ситуации, забавные и парадоксальные
или имеющие более широкое общественное значение.
Сюжетом политических карикатур становились конкретные
политические ситуации.
В послевоенные годы художник временами прерывал свою
повседневную работу из за поездок за границу. Путешествуя, он делал зарисовки и
заносил в блокнот все, что видел. Эти рисунки публиковались в
"Ланд ог фольк" с его собственным текстом.
В 1952 году в составе датской делегации художник впервые
посетил СССР.
Рисунки Херлуфа Бидструпа были выставлены в Государственном
музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве и в Государственном
Эрмитаже в Ленинграде (ныне – Санкт Петербург).
На счету художника свыше пяти тысяч
рисунков.
Серийные рисунки Бидструпа неоднократно издавались
отдельными альбомами в Дании и в других странах, в том числе в СССР и в России.
Художник также создал серии зарисовок из поездок по
Чехословакии (1948, 1952), СССР (1952) и другим странам.
Бидструп был лауреатом Международной Ленинской премии
"За укрепление мира между народами" (1964).
Херлуф Бидструп умер 26 декабря 1988 года в городе Аллеред
(Дания).
*****
еще немного из личной библиотеки ( издательство "Liesma" Рига 1972 год):